МОУ « Средняя общеобразовательная школа с. Пигари»
Руководитель МО Зам. Руководителя по Руководитель
____Досмухамбетова З.К УВР МОУ « Сош с. Пигари » « Сош с. Пигари »
ФИО ________ Саприна А.М. ______ Нукатова С.
Протокол № от « » ____2016 г. Приказ №
« »_____2016г.
под ред. Н.Ф.Виноградовой
предмет, класс и т.п.
Рабочая программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 2-го класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Форма итоговой аттестации обучающихся – тестовые задания.
В авторскую программу изменения не внесены.
С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники — органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.
Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».
Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.
Среда обитания. Природные сообщества.
Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.
Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).
Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Человек и природа. Может ли человек жить без природы.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:
№ урока | Дата | факт | Тема урока (со страницами учебника) | Решаемые проблемы | Понятия | Планируемые результаты |
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
1 | | | Что окружает человека? Учебник с. 5 – 11 Тетрадь печатная с. 3 - 7 | Сравнение понятий «объ-ект природы (живой, не-живой)», «изделие». Ра-бота с учебником: нахож-дение ошибки в высказы-ваниях. Упражнение на классификацию объектов природы. | Дать понятия: живая природа; неживая природа; изделия. | Знать предметы живой и неживой природы, раз-личать предметы природы и предметы, сделанные человеком. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка инфор-мации, установление ана-логий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Гуманистическое созна-ние, самостоятельность и личная ответственность. |
2 | | | Бывают ли на свете чудеса? Учебник с. 12 – 14 Тетрадь печатная С. 9 - 14 | Беседа с использованием фотографий «Бывают ли на свете чудеса». Работа с рубрикой «Обсудим вме-сте». Рассказ учителя: «Чудеса света». Чтение и обсуждение фрагмента стихотворения Н. Юрко-вой "Чудо" | Сравнение понятий: объект природы; изделие | Знать предметы живой и неживой природы, раз-личать предметы природы и предметы, сделанные человеком. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка инфор-мации, установление ана-логий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Гуманистическое созна-ние, самостоятельность и личная ответственность. |
3 | | | Я, ты, он, она… Все мы люди. Учебник с. 16 – 20 Тетрадь печатная с. 15 -16 | Рассказ учителя: «Что человеку дает природа». Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети?». Обсуждение проб-лемной ситуации: «Если бы все люди были одина-ковые». Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Сравнение понятий: настоящее; прошлое; будущее. | Знать, что человек – живое существо, организм; вне-шние отличия одного человека от других. Уметь составлять словесный портрет человека. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Гуманистические цен-ности многонациональ-ного российского об-щества. |
4 | | | Наши помощники – органы чувств. Учебник с. 21 – 24 Тетрадь печатная с. 17 - 18 | Повторение пройденного: как человек воспринимает мир? Дидактические игры «Кто позвал?», «Чудесный мешочек». Выполнение заданий в рабочей тетради. | Дать понятия: организм; обоняние; вкус. | Знать органы чувств, дыхания, пищеварения. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. |
5 | | | Наши помощники – органы чувств. Опыты на оживле-ние ощущений. Учебник с. 25 – 26 Тетрадь печатная с. 17 - 18 | Повторение пройденного: как человек воспринимает мир? Дидактические игры «Кто позвал?», «Чудесный мешочек». Выполнение заданий в рабочей тетради. | Дать понятия: организм; осязание; внешние чувства. | Знать органы чувств, дыхания, пищеварения. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. |
6 | | | Поговорим о здоровье. Чтобы меньше болеть. Учебник с. 27 – 29 Тетрадь печатная с. 18 - 20 | Обсуждение проблемной задачи: «Какого человека можно назвать здоро-вым?». Работа с иллюстра-тивным материалом: при-чины заболеваний. Обсуж-дение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь». | Дать понятия: здоровье; правила гигиены; градусник; обморожение; ожог; скорая помощь. | Знать, что такое здоровье. Почему человек должен заботиться о своем здо-ровье и как это делать. Причины некоторых бо- лезней. | Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. |
7 | | | Поговорим о здоровье. Чтобы меньше болеть. Учебник с. 30 – 34 Тетрадь печатная с. 18 - 20 | Обсуждение проблемной задачи: «Какого человека можно назвать здоро-вым?». Работа с иллюстра-тивным материалом: при-чины заболеваний. Обсуж-дение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь». | Дать понятия: здоровье; правила гигиены; градусник; обморожение; ожог; скорая помощь. | Знать, что такое здоровье. Почему человек должен заботиться о своем здо-ровье и как это делать. Причины некоторых бо- лезней. | Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. |
8 | | | Режим дня. Чтобы не уставать. Учебник с. 35 – 37 Тетрадь печатная с. 20 | Познакомить с режимом дня, прививать основы здорового образа жизни. Обсуждение правил ор-ганизации труда и отдыха. Игровые ситуации «Как подготовить рабочее место», «Правильная по-за». | Сравнение понятий: здоровье – болезнь. | Знать режим дня школь-ника, правила гигиены. | Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. |
9 | | | Режим дня. Поговорим о часах. Составление па-мятки «Режим дня второклассника» Учебник с. 38 – 41 Тетрадь печатная с. 21 - 22 | Продолжать знакомить с режимом дня, прививать основы здорового образа жизни. Знакомство с ара-бской и римской нуме-рацией. | Сравнение понятий: здоровье – болезнь. | Знать режим дня школь-ника, правила гигиены. | Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Коммуникативные: прогнозировать, вести устный диалог. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. |
10 | | | Физическая культура. Быть сильным и выносливым. Учебник с. 42 - 47 Тетрадь печатная с. 22 - 23 | Обсуждение вопроса «Что такое физическая куль-тура». Работа с иллюст-рациями. Работа с рубри-кой «Картинная галерея». | Дать понятие: физическая культура. | Знать комплекс ОРУ. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: прогнозировать, вести устный диалог. | Гуманистическое соз-нание, самостоятель-ность и личная ответст-венность. |
11 | | | Закаляться может каждый. Составление па-мятки «Правила закаливания». Опыты с термо-метром: определе-ние температуры воздуха и воды. Учебник с. 47 - 49 Тетрадь печатная с. 22 - 23 | Работа с иллюстрациями и текстом учебника. «Сочи-нялки»: «Придумай весё-лую историю про маль-чика, который не любит физкультуру». | Дать понятие: закаливание организма. | Знать и уметь применять на практике виды про-цедур. | Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Гуманистическое соз-нание, самостоятель-ность и личная ответст-венность. |
12 | | | Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища? Учебник с. 50 - 52 Тетрадь печатная с. 23 | Работа со схемой «Почему нужно правильно питать-ся». Проведение опытов по определению состава продуктов. | Дать понятия: здоровая пища; белки; жиры; углеводы. | Знать, что человек должен правильно питаться, чтобы организм мог нормально расти и развиваться, был вынослив и активен, боролся с болезнями. Неправильное питание влияет на здоровье. Знать, то наша пища состоит из белков, жиров, углеводов. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. |
13 | | | Почему нужно правильно питаться. О витаминах. Составление па-мятки «Что полезно для организма, что вредно» Учебник с. 53 - 56 Тетрадь печатная с. 24 | Составление схемы «Ка-кие витамины нужны организму?». Работа с руб-рикой «Этот удивитель-ный мир» . Обсуждение проблемы «Полезен ли сахар?» | Отработать понятие: режим питания | Знать продукты и содер-жащиеся в них витамины. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. |
14 | | | Умеем ли мы есть? Учебник с. 56 - 60 Тетрадь печатная с. 25 - 26 | Игра «Приглашаем в гос-ти». Рассматривание и обсуждение иллюстраций и текста в учебнике. | Отработать раннее изученные понятия. | Знать и применять на практике полученные зна-ния. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. |
15 | | | Почему нужно быть осторожным? Составление па-мятки «Чтобы избе-жать неприятностей» Учебник с. 61 - 66 Тетрадь печатная с. 27 - 28 | Чтение и обсуждение те-кста «Кого называют осторожным человеком». Создание плаката «О чем рассказывают дорожные знаки». Игра «Пешеходы и водители». | Дать понятие: Осмотритель-ность; Осторожность;бережность. | Знать основы оказания первой помощи. | Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение, Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Гуманистическое соз-нание, самостоятель-ность и личная ответст-венность. |
16 | | | Зачем изменить себя? Проверочная рабо-та по изученным разделам. Учебник с. 67 - 70 Тетрадь печатная с. 29 - 31 | Упражнения – элементы аутотренинга. Обсуждение вопроса: «Почемучка – это хорошо или плохо?». | Дать понятие: характер; темперамент. | Знать правила поведения в различных ситуациях. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные:( адекватное восприятие. Коммуникативные: строить высказывания, ар-гументировать свои ответы. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. |
17 | | | Что такое семья? Составление семей-ного генеалогичес-кого древа. Учебник с. 72 - 78 Тетрадь печатная с. 32 - 37 | Обсуждение вопроса: «Что такое семья?». Работа с рисунком – схемой. Вы-полнение заданий «Сооб-ражалки» и «Смешинки». | Познакомить с понятием: семья; члены семьи; генеалогичес кое древо | Знать родственные связи в семье. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. |
18 | | | Домашнее хозяйство. Учебник с. 79 - 82 Тетрадь печатная с. 38 - 39 | Обсуждение вопроса: «Су-ществует ли «женский» и «мужской» труд?». Анализ стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой» и статьи учебника «Помощ-ники». | Отработать раннее изученные понятия. | Знать профессии родите-лей, уметь трудиться. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка инфор-мации, установление ана-логий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Гуманистическое соз-нание, самостоятель-ность и личная ответст-венность. |
19 | | | Семейный досуг. Учебник с. 83 - 87 Тетрадь печатная с. 40 - 42 | Работа с иллюстрациями и текстом учебника. Расска-зы детей: «Как моя семья проводит свободное вре-мя?». Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Познакомить с понятиями: отдых; культурный отдых. | Знать места проведения досуга. | Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение, Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. |
20 | | | Правила поведения. Какие бывают правила. Учебник с. 88 - 94 Тетрадь печатная с. 43 - 49 | Обсуждение проблемной ситуации. Работа со схе-мой «Какие бывают пра-вила». Сочинение: «Три истории о Васятке». Роле-вые игры: «Театр», «Биб-лиотека». | Дать понятия: вежливый; внимательный; приветливый; правила поведения. | Знать правила культурного Поведения, которые позво-ляют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, ,самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. | Гуманистическое созна-ние, самостоятельность и личная ответственность. |
21 | | | Умеешь ли ты дружить? Учебник с. 95 - 97 Тетрадь печатная с. 43 - 49 | Чтение и обсуждение ис-торий о детях. Составле-ние памятки «Правила дружбы». | Дать понятия: друзья; дружба; недруг; враг. | Уметь дружить, общаться с людьми. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. |
22 | | | Умеешь ли ты общаться? Учебник с. 98 Тетрадь печатная с. 43 - 49 | | Отработать раннее изученные понятия. | Знать и применять на практике полученные знания. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. |
23 | | | Родина – что это значит? Учебник с. 99 - 103 Тетрадь печатная с. 50 | Беседа на тему «Наша Родина - Россия». Обсуж-дение текста учебника. Работа с рубрикой «Кар-тинная галерея». | Дать понятия: родина; малая родина; родной край. | Знать и понимать значение Родины в жизни человека. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
24 | | | Прошлое, настоящее, будущее. Учебник с. 104 - 107 Тетрадь печатная с. 51 - 52 | Работа с текстом учеб-ника. Рассказы детей: слу-чай (история) из моей жиз-ни. Работа с форзацем учебника: как мы узнаем о прошлом. | Дать сравнение понятий: история и случай. | Знать о том, что история изучает прошлое. Уметь отличать события истории от случая. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
25 | | | Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась? Учебник с. 107 - 109 Тетрадь печатная с. 52 - 53 | Беседа на тему «Сла-вянское поселение». Чте-ние и обсуждение текста «Первые русские князья». Работа с рубрикой «Кар-тинная галерея». | Дать понятия: Родина; малая родина; родной край». | Знать родного края. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
26 | | | Москва – столица России. Заочная экскурсия по Москве. Учебник с. 110 - 114 Тетрадь печатная с. 58 | Беседа «Как можно узнать о прошлом города?». Рабо-та с рубрикой «Картинная галерея». Игра – путе-шествие по Москве. | Дать понятия об основных достопримечательностях Москвы. | Знать основные достопри-мечательности Москвы. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
27 | | | Москва – столица России. Учебник с. 114 - 117 Тетрадь печатная с. 58 | Работа с рубрикой «Картинная галерея». Игра – путешествие по Москве. | Дать понятия об основных достопримечательностях Москвы. | Знать основные этапы становления Москвы, как столицы России. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
28 | | | Города России. Учебник с. 118 - 131 Тетрадь печатная с. 59 | Игра-путешествие по го-родам России. | Дать понятия об основных достопримечательностях городов России. | Знать основные достопри-мечательности городов России. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
29 | | | Родной край – частица Родины. Учебник с. 132 - 134 Тетрадь печатная с. 60 - 62 | Беседа на тему «Наша Родина - Россия». Обсуж-дение текста учебника. Работа с рубрикой «Кар-тинная галерея». | Отработать понятия: Родина; малая родина; родной край. | Знать историю города, родного краю. | Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Гражданская идентич-ность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
30 | | | Как трудятся россияне. Учебник с. 135 - 139 Тетрадь печатная с. 52 - 57 | Решение проблемной си-туации: «Зачем человек трудится?». Работа со схемой «Зачем человек трудится». Беседа на тему «Хлеб – всему голова». | Дать понятия: богатство России; хлебные изделия. | Знать пословицы о хлебе, поговорки, уметь состав-лять рассказ о хлебе, знать процесс получения хлеб-ных изделий. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка инфор-мации, установление ана-логий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
31 | | | О занятиях наших предков. Учебник с. 139 - 144 Тетрадь печатная с. 52 - 57 | Чтение и обсуждение текс-та учебника. Игровая ми-нутка. Беседа «Русская трапеза». Работа с иллюст-ративным материалом. | Дать понятия связанные с названиями древних орудий труда. | Основные занятия славян: охота, рыболовство, зем-леделие, скотоводство. Элементарные сведения об истории развития земле-делия. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. Коммуникативные: задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
32 | | | Все профессии важны. Учебник с. 144 - 151 Тетрадь печатная с. 52 - 57 | Встреча с родителями учащихся в классе. Беседа «Профессии наших ро-дителей». | Отработать раннее изученные понятия. | Знать профессии родите-лей, уметь трудиться. | Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диа-лог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
33 | | | Мы – граждане России. Права граждан России. Учебник с. 152 - 156 | Рассказ учителя (с исполь-зованием иллюстратив-ного материала) о правах граждан страны. Работа с рубрикой «Картинная га-лерея». Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в России». | Дать понятия: граждане; герб, флаг, гимн; права граждан; Конституция РФ. | Знать о том, что каждый человек – гражданин какого-нибудь государст-ва, оно предоставляет ему права. | Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диа-лог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
34 | | | Мы граждане России. Права детей – граждан России. Учебник с. 157 - 160 | Работа в группах: состав-ление плаката «Права ребенка в России». | Закрепить ранее изученные понятия. | Знать о том, что у каждого ребёнка в России есть права и обязанности. | Регулятивные: коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диа-лог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
35 | | | Россия – многонациональная страна. Учебник с. 160 – 167 Тетрадь печатная с. 61 | Рассказы детей о своей национальности. Рассмат-ривание и обсуждение рисунков и текста учеб-ника. Выполнение зада-ний в рабочей тетради. | Дать понятие: националь-ность; толерантность; содружество. | Знать народности, обычаи и традиции своего народа. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Гражданская идентич-ность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
36 | | | Твоё первое знакомство со звёздами. Учебник, часть 2 с. 6 - 13 Тетрадь печатная, часть 2 с. 3, 6 | Обсуждение вопросов: «Что входит в Солнечную систему?», «Чем Земля отличается от других планет?». Сравнение ри-сунков: «Планета без жизни» и «Земля». Вы-полнение заданий в рабочей тетради. | Введение понятий: небосвод; созвездие; планеты; солнечная система. | Знать названия планет, порядок их расположения в солнечной системе. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка инфор-мации, установление ана-логий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. |
37 | | | Земля – планета солнечной системы. Учебник с. 13 – 17 Тетрадь печатная с. 6 | Беседа «Что мы знаем о нашей Земле?». Обсужде-ние результатов наблю-дений Луны. Опыт «Солн-це-Луна-Земля». | Введение понятий: спутник земли; кратер; небесные тела. | Знать, чем Земля отли-чается от других планет Солнечной системы. Ус-ловия жизни на Земле. Луна – спутник Земли. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка инфор-мации, установление ана-логий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. |
38 | | | Глобус – модель земли. Учебник с. 18 - 19 Тетрадь печатная с. 4 - 5 | Практическая работа с глобусом. | Дать понятие: глобус; карта. | Знать, о чем рассказывают цвета глобуса? Чего боль-ше на Земле – суши или воды? | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. |
39 | | | В некотором царстве. Царства природы. Учебник с. 20 - 22 Тетрадь печатная с. 7 | Знакомство с царствами живой природы. Работа с рисунком – схемой в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради. | Дать понятия: Царство; Грибы; Растения; Животные; бактерии. | Знать царства живой природы, называть отдель-ных представителей. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. |
40 | | | Грибы. Составление па-мятки «Ядовитые грибы» Учебник с. 23 - 29 Тетрадь печатная с. 7 - 8 | Дидактическая игра: «Кто больше». Учебный диалог: работа с текстом и иллюстративным мате-риалом учебника. Рисо-вание схемы «Строение гриба». Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Дать понятия частей гриба. | Знать ответы на следую-щие вопросы: «Что такое грибы? Какие бывают грибы? Все ли грибы съедобны для человека? | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. |
41 | | | Какие животные живут на Земле. Учебник с. 30 - 31 Тетрадь печатная с. 9 - 13 | Познакомить с разнообраз-ными видами животного мира. | Введение понятий: дикие животные; звери; травоядные; млекопитаю-щие. | Знать царства живой при-роды, называть отдельных представителей. | Регулятивные : коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. |
42 | | | Разнообразие растений. Учебник с. 32 - 34 Тетрадь печатная с. 13 - 17 | Познакомить с разнообраз-ными видами растений на Земле. | Дать понятия: Кустарник; Дерево; Трава; типы листьев, цветки и плоды; гербарий. | Знать разновидности рас-тительного мира, называть отдельные виды, уметь составлять гербарий. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
43 | | | Условия роста и развития растений. Проведение опыта «Как развивается фасоль» Учебник с. 35 - 36 | Беседа «Условия роста растений». Работа с ил-люстративным материа-лом учебника | Все понятия темы. | Знать, при каких условиях растение развивается благоприятно. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
44 | | | Природные сообщества. Среда обитания – что это такое? Учебник с. 38 - 39 | Беседа: «Каждое живое существо привыкло к определённому месту обитания (природной сре-де).» Работа с текстом и иллюстрациями учебника. | Ввести понятия: среда обитания; природная среда; природное сообщество пищевая цепь. | Знать, что природное сообщество – это живые организмы, обитающие в одном месте и связанные между собой. | Регулятивные : коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести диалог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
45 | | | Лес и его обитатели. Учебник с. 40 - 44 Тетрадь печатная с. 18 | Сравнение «жителей» раз-ных этажей леса. Работа с иллюстративным мате-риалом и текстами учеб-ника. Создание рисунка- схемы. Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Дать понятия: ярус; хвойные деревья; лиственные деревья; травы; кустарнички. | Иметь представление о том, что лес – многоэтаж-ный дом. Уметь отличать нешний вид и особенности деревьев, кустарников, трав. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
46 | | | Деревья в лесу. Учебник с. 45 - 51 Тетрадь печатная с. 18 - 20 | Обсуждение проблемы «Что даёт человеку лес?». Беседа с использованием иллюстративного мате-риала «Обитатели леса». Описание травянистых растений. | Закрепить понятия, связанные с ярусностью леса. | Знать яруса леса, правила поведения в лесу. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
47 | | | Кустарники леса. Составление рас-сказа – описания кустарника (по вы-бору учащегося). Учебник с. 52 - 56 | Наблюдение: рассматрива-ние веточки сирени (чере-мухи, жасмина). Проект-ная деятельность. Работа с текстами и иллюстрация-ми учебника. | Все ранее изученные понятия. | Иметь представление о том, что кустарники – это обычно второй ярус леса. Они отличаются от дере-вьев и трав. | Регулятивные : коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
48 | | | Травянистые растения леса. Учебник с. 56 - 59 Тетрадь печатная с. 20 | Работа с гербарием и иллюстративным мате-риалом. Чтение и обсужде-ние текста учебника. | Повторить понятие: нижний ярус леса. | Знать о том, что травянис-тые растения располагают-ся на нижнем ярусе леса. Они отличаются от де-ревьев и кустарников: имеют мягкий низкий стебель, мелкие листья и цветки. Их жизнь тесно связана с растениями других «этажей» леса. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
49 | | | Лесная аптека. Учебник с. 60 - 61 | Учебный диалог: «Лесная аптека» (работа с табли-цей). | Дать понятие: лекарствен- ные растения. | Знать названия лекарст-венных растений и их применение. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. |
50 | | | Животные леса. Учебник с. 62 - 66 Тетрадь печатная с. 20 - 22 | Речевая разминка «Встре-тились в лесу…». Работа с иллюстративным мате-риалом и текстом учеб-ника. Беседа о кроте. Чтение и обсуждение текста об ужах. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | Дать понятия: грызуны; звери. | Называть обитателей леса, знать цепь питания каж-дого животного. | Регулятивные : коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. |
51 | | | Птицы – лесные жители. Учебник с. 67 - 73 Тетрадь печатная с. 22 - 23 | Беседа о лесных птицах. Слушание голосов птиц (звукозапись). Игра «За-селим лес птицами». | Дать понятия: птицы; название птиц. | Называть птиц, выделять главные особенности, знать роль птиц в природе. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. |
52 | | | Пресмыкающиеся леса. Учебник с. 74 - 76 | Рассказ учителя «Ужиное семейство». Учебный диа-лог: сравнение рисунков (чучел) разных видов реп-тилий. Ролевая игра «Неожиданная встреча» | Дать понятие: пресмыкающие. | Особенности внешнего вида и повадок змей. Правила поведения при встрече со змеей. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чте-ние, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие. | Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. |
53 | | | Насекомые леса. Учебник с. 77 - 79 Тетрадь печатная с. 24 | Познакомить с видами насекомых, рассказать о среде их обитания и приспособления. | Дать понятие: насекомые. | Называть, выделять осо-бенности, знать значение. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка инфор-мации, установление ана-логий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
54 | | | Правила поведения в лесу. Письменный опрос по темам раздела. Учебник с.79 - 80 Тетрадь печатная с. 26 | Составление коллективной памятки «Правила поведе-ния в лесу» (работа в группах). | Повторить все ранее изученные понятия. | Знать правила поведения в лесу. | Регулятивные : коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. |
55 | | | Что мы знаем о воде. Учебник с. 81 - 83 Тетрадь печатная с. 28 - 29 | Опыты с водой. Опреде-ление свойств воды. Ана-лиз схемы – рисунка в учебнике. Работа с руб-рикой «Картинная гале-рея». | Дать понятия: водоём; свойства воды. | Знать свойство воды, приводить различные примеры. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка инфор-мации, установление ана-логий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
56 | | | Круговорот воды в природе. Учебник с. 83 - 85 Тетрадь печатная с. 29 -30 | Учебный диалог: «Погово-рим о воде». Построение рисунка-схемы «Вода и ее состояния». Чтение и обсуждение текста «Путе-шествие капельки». | Дать понятие: круговорот воды в природе. | Знать о том, что вода в природе совершает кру-говорот. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка инфор-мации, установление ана-логий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
57 | | | Какие бывают водоёмы? Болото и река – пресные водоёмы. Учебник с. 86 - 89 Тетрадь печатная с. 30 - 36 | Учебный диалог «Какие бывают водоёмы?», отли-чительные особенности пресных водоёмов – болота и реки. | Дать понятия: водоём пресный водоём; болото; река. | Знать классификацию водоёмов, отличительные признаки пресных водоё-мов – реки и болота. | Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в прост-ранстве, обработка инфор-мации, установление ана-логий. Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
58 | | | Обитатели пресных водоёмов. Рыбы, насекомые. Учебник с. 90 - 101 Тетрадь печатная с. 30 - 36 | Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Рыба – живое существо». Выполнение заданий в рабочей тетради. | Дать понятия: водоплаваю- щие; рыбы. | Называть жителей во-доёмов, знать их роль в экологической цепи. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
59 | | | Обитатели пресных водоёмов. Водоплавающие жители. Растения пресных водоёмов. Учебник с. 90 - 104 Тетрадь печатная с. 30 - 36 | Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Рыба – живое существо». Выполнение заданий в рабочей тетради. | Дать понятия: водоплаваю- щие; рыбы. | Называть жителей прес-ных водоёмов, знать их роль в экологической цепи. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
60 | | | Обитатели солёных водоёмов. Учебник с. 105 - 108 Тетрадь печатная с. 30 - 36 | Классификация морских животных по признаку – рыбы или млекопитаю-щие. | Дать понятия о морских животных. | Называть жителей морс-ких водоёмов, знать их роль в экологической цепи. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические пот-ребности, ценности и чувства. |
61 | | | Луг и его обитатели. Растения луга. Учебник с. 109 - 115 Тетрадь печатная с. 37 - 38 | Обсуждение текста учеб-ника, работа с рубрикой «Картинная галерея». Ре-чевая разминка: «Сочи-нялки» (рассказ – этюд) «Растения луга». | Ввести понятие: луг и его обитатели. | Знать названия растений луга. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. |
62 | | | Луг и его обитатели. Животные луга. Учебник с. 116 - 124 Тетрадь печатная с. 37 - 38 | Обсуждение текста учеб-ника, работа с рубрикой «Картинная галерея». Ре-чевая разминка: «Сочи-нялки» (рассказ – этюд) «Животные луга». | Ввести понятие: луг и его обитатели. | Знать названия животных луга. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. |
63 | | | Поле и его обитатели. Растения поля. Учебник с. 125 - 133 Тетрадь печатная с. 38 - 41 | Беседа с использованием иллюстративного мате-риала. Работа с рисунком – схемой. Выполнение за-даний в рабочей тетради. | Дать понятие: поле. | Знать название растений поля. | Регулятивные : коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. |
64 | | | Животные поля. Учебник с. 134 - 136 Тетрадь печатная с. 38 - 41 | Работа в парах: составле-ние рассказов о животных поля. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | Отработать раннее изученные понятия «типы и виды животных». | Называть животных поля, знать особенности обита-ния. | Регулятивные : коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребнос-ти, ценности и чувства. |
65 | | | Сад и его обитатели. Учебник с. 137 - 142 Тетрадь печатная с. 42 - 43 | Беседа о плодовых рас-тениях. Дидактическая игра «Какого дерева плод?». Выполнение заданий в рабочей тетради. | Дать понятия: сад; Плодовые; культуры. | Знать названия деревьев и их плодов, способы высадки. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
66 | | | Природа и человек. Человек – часть природы. Учебник с. 144 - 146 Тетрадь печатная с. 44 - 45 | Беседа «Человек – часть природы». Анализ стихот-ворения «Про всех на свете». Обсуждение си-туации «Дядя, купи котёнка!». | Отработать раннее изученные понятия. | Владеть простейшими знаниями экологической культуры. | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алго-ритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
67 | | | Будем беречь нашу Землю. «Красная книга». Учебник с. 146 - 152 Тетрадь печатная с. 44 - 45 | Беседа «Как человек помогает природе?». Работа в парах «Что такое Красная книга?». Рассмат-ривание иллюстраций. Создание плаката «Будем беречь природу». | Дать понятие: Красная книга. | Владеть простейшими знаниями экологической культуры. | Регулятивные : коррекция, прогнозирова-ние. Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Экологическая культура, социальная компетент-ность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
68 | | | Животные – друзья человека. Письменный опрос по темам раздела. Учебник с. 153 - 155 | Выполнение заданий в рабочей тетради. | Обобщить и проконтролировать знания учащихся . | Уметь работать самостоя-тельно и оценивать свои знания. | Познавательные: построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |