Рабочая программа по изучению курса математики в 4 классе составлена на основе требований федерального компонента государственного стандарта общего образования по математике, утверждённого приказом Минобразования России от 05 марта 2004 г., учебного плана школы, разработанного на основе федерального базисного учебного плана для основного общего образования, примерной программы по математике М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика».
Рабочая программа ориентирована на работу по учебнику: М.И.Моро, М.А.Бантова и др., Математика 4 класс : учеб.для общеобразовательныхорганизаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015 г. – (Школа России)
Учебное пособие включено в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Курс математики 4 класса направлен на достижение следующих целей:
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- развитие познавательных способностей и воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Количество учебных часов в год – 136; в неделю – 4.
Тематическое планирование
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия - 14 ч.
Числа, которые больше 1000. Нумерация - 12 ч.
Величины - 17 ч.
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание - 11 ч.
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление - 73 ч.
Итоговое повторение –9 ч.
Содержание программы
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Дата проведения
Домашнее задание
план
факт
1 четверть
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия - 14 ч.
Повторение. Нумерация чисел.
Стр. 4-5 № 7 № 8
Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание
Стр. 6 - 7№ 12 (2) № 14 (10вагонов)
Нахождение суммы нескольких слагаемых
Стр. 8 № 26 № 27 (3)
Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел.
Стр. 9 № 34 № 31
Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные
Стр.10 № 42
Приемы письменного умножения однозначных чисел на трехзначные
12.09
Стр. 11 № 53 №50
Алгоритм письменного деления
13
Стр. 12 №57 № 59
Письменное деление трехзначных чисел на однозначные.
14
Стр. 13№65 № 66 (1)
Приемы письменного деления
16
Стр. 14 № 71 №72 (4)
Приемы письменного деления
19.09
Стр. 15 № 78 № 80
Диаграммы.
20
построить диаграммы по данным в тетради
Что узнали. Чему научились.
21
Стр. 18-19 № 7 №10
Входная контрольная работа.
23.09
Работа над ошибками.
26.09
Стр. 20
Числа, которые больше 1000. Нумерация - 12 ч.
Класс единиц и класс тысяч.
27.09
Стр. 22 -23 № 92 № 91 (3)
Чтение многозначных чисел
28
Стр. 24 № 98 № 99
Запись многозначных чисел
30
Стр. 25 № 103
Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
03.10
Стр. 26 № 114, 115
Сравнение многозначных чисел
04
Стр 27 № 121
Увеличение и уменьшение числа в 10,100,1000 раз
05
Стр. 28 № 131 № *
Закрепление изученного
07
Стр. 29 № 140 , № 139
Класс миллионов и миллиардов
10
Стр. 30 № 147
Страничка для любознательных. Наши проекты.
11
Стр. 32 – 33
Что узнали. Чему научились
12
Стр. 34 № 11 №15 (2)
Контрольная работа по теме «Нумерация. Числа, которые больше 1000»
Работа над ошибками
Стр. 35 № 16
Величины - 17 ч.
Единицы длины. Километр
Стр. 37 № 154(1)
Таблица единиц длины.
Стр 37 № 154 (2-3) Учить таблицу величин
Единицы площади.
Стр. 40 № 172 (1) № № 173 (5,6)
Квадратный километр. Квадратный миллиметр.
Стр.42 №186 № 188(2)
Таблица единиц площади
Стр 44 № 198 № 199
Закрепление изученного.
Палетка. Измерение площади с помощью палетки
2 четверть
Единицы массы: центнер, тонна. Таблица единиц массы.
Стр. 45 № 206 № 207, учить таб. ед. массы
Единицы времени. Определение времени по часам
Стр. 47 № 222
Единицы времени. 24-часовое исчисление времени суток. Обобщение пройденного
С. 50 №243, 245
Задачи на нахождение начала, продолжительности и конца событий.
С.50 №244
Единицы времени – секунда
С. 51 №251
Век
С. 51 №252, 253
Таблица единиц времени.
С.55 №26
Повторение. Что узнали? Чему научились?
С.55 №27
Контрольная работа по теме «Величины»
С. 54 №15, 16
Работа над ошибками. Повторение. Что узнали? Чему научились?
С. 55 №23
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание - 11 ч.
Задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме
С. 84 №387
Деление многозначного числа наоднозначное, когда в частном есть нули.
С.87 №407,408
Задачи на пропорциональное деление.
С. 90 №433,435 (3ст.)
Закрепление. Краткая запись деления в столбик. Обобщение изученного
С.91 №8,10
3 четверть
Краткая запись деления в столбик.
С. 91 №9
Закрепление знаний о действиях с многозначными числами.
С. 4 №3,6
Понятие о скорости. Единицы скорости.
С.5 №11,12
Связь между скоростью, временем и расстоянием.
С. 7 №23,25
Связь между скоростью, временем и расстоянием. Решение задач
С.6 №17
Страничка для любознательных
С. 10 №2
Умножение числа на произведение
С. 12 №38,39
Письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями
С.13 №41,45,46
Письменные приёмы умножения вида 703x60, 956x400
С. 14 №49
Письменные приёмы умножения двух чисел, оканчивающихся нулями.
С.15 №57,58
Задачи на встречное движение.
С.16 №62,64
Перестановка и группировка множителей
С. 17 №69,72
Контрольная работа по теме «Умножение и деление»
С.21 №15,18
Работа над ошибками Повторение: что узнали? Чему научились?
С. 25 №42
Повторение: что узнали? Чему научились?
Деление числа на произведение
С. 25 №76
Деление числа на произведение
С. 26 №84,86
Деление с остатком на 10,100, 1000.
С.27 №94
Задачи на нахождение четвертого пропорционального
С.28 №97,100
Письменное деление чисел на числа, оканчивающиеся нулями.
С.29 №106,108
Письменное деление чисел на числа, оканчивающиеся нулями.
С. 30 №113
Письменное деление чисел на числа, оканчивающиеся нулями.
С.31 №117,118
Письменное деление чисел на числа, оканчивающиеся нулями.
С.32 №123
Задачи на движение в противоположных направлениях.
С. 33 №127,128
Задачи на движение в противоположных направлениях.
С. 34 №131,136
Повторение: что узнали? Чему научились?
С. 35 №9,11
Закрепление изученного
С. 35 №12,15
Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающихся нулями»
Умножение числа на сумму.
С. 42 №143,145
Устные приёмы умножения вида 12x15, 40x32
С. 43 №150,153
Письменное умножение на двузначное число.
С.44 №159
Письменное умножение на двузначное число.
С. 45 №161,165
Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям
С.46 №173
Закрепление пройденного
С.47 №176
Контрольная работа по теме «Умножение и деление»
Умножение на трёхзначное число.
С. 48 №184
Умножение на трёхзначное число.
С. 49 №188,189
Умножение на трёхзначное число.
С. 50 №195,196
4 четверть
Повторение: что узнали? Чему научились?
С.55 №14,16
Повторение: что узнали? Чему научились?
С. 51 №202,203
Обобщающий урок
С.56 №22
Письменное деление с остатком на двузначное число.
С. 57 №208
Письменное деление на двузначное число.
С. 58 №214,216
Письменное деление на двузначное число.
С. 59 №221,225
Письменное деление на двузначное число.
С. 60 №228
Письменное деление на двузначное число способом подбора.
С. 61 №234,237
Письменное деление на двузначное число.
С. 62 №242,246
Письменное деление на двузначное число.
С. 62 №254
Письменное деление на двузначное число.
С. 64 №258,262
Письменное деление на двузначное число, где в частном есть нули.
С. 65 №267,269
Письменное деление на двузначное число, где в частном есть нули.
Письменное деление на двузначное число.
С.66 №274,272 (3-я строка)
Повторение: что узнали? Чему научились?
С. 67 №7,8
Контрольная работа по теме «Умножение и деление»
С. 67 №10
Деление на трёхзначное число.
С.72 №281,283
Деление на трёхзначное число.
С.73 №286,289
Деление на трёхзначное число.
С. 74 №297,298
Проверка умножения делением.
С. 75 №301,304
Деление с остатком
С.76 №311,313
Деление на трёхзначное число
С.77 № 317,320
Проверка деления умножением.
С. 82 №8
Повторение: что узнали? Чему научились?
С. 83 №13,15,16 (1 ст.)
Итоговое повторение – 9 ч.
Итоговое повторение. Четыре арифметических действия.
С. 91 №12,14
Итоговое повторение. Порядок выполнения действий.
С. 94 №4,7
Итоговое повторение. Решение задач изученных видов.
С. 97 №11,12
Итоговая контрольная работа.
Работа над ошибками. Итоговое повторение.
С. 95 №6
Итоговое повторение. Письменные приемы умножения
С. 96 №7,8
Итоговое повторение. Письменные приемы деления.
С. 97 №1
Итоговое повторение. Решение задач изученных видов.
Итоговое повторение. Решение задач изученных видов.
Планируемые результаты освоения учебного предметапо итогам обучения в 4 классе
Личностными результатами обучения учащихся являются:
— самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
— готовность и способность к саморазвитию;
— сформированность мотивации к обучению;
— способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
— заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
— готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
— способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
— высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
— владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
— владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
— планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
— выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
— создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
— понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
— активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
— готовность слушать собеседника, вести диалог;
— умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
— овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
— умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
— овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
— умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
К концу обучения в 4 классе ученик научится:
• использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
• объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
• использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
• использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;
• рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
• объяснять соотношение между разрядами;
• использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
• использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
• использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;
• использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
• использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
• выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
• выполнять умножение и деление с 1 000;
• решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
• решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
• решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
• осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
• осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
• использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x – a = b ; a ∙ x = b; a : x = b; x : a = b;
• уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонентов
• выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
• строить окружность по заданному радиусу;
• распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус);
Список литературы
1. Бантова М.А. Методическое пособие к учебнику «Математика. 4 класс»: Пособие для учителя/ М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2015.
2. Волкова С.И., Ордынкина И.С. Контрольные работы в начальной школе по математике. – М.: Дрофа, 2015.
3. Нефёдова Е.А., Узорова О.В. 2000 задач и примеров по математике. – М.: АСТ, 2013
4. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2013.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г. / М-во образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. (Стандарты второго поколения).
Список учебных пособий
1.Волкова С.И. Математика и конструирование. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.
2. Волкова С.И. Математика. 4 класс. Проверочные работы. – М.: Просвещение, 2015.
3. Волкова С.И. Математика. Контрольные работы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2015.
4. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике. 4 класс. – М.: ВАКО, 2015.
5. Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику. 4 класс. – М.: Просвещение, 2013.
6. Моро М. И. Математика. 4 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро [и др.]. – М.: Просвещение, 2014.
7. Моро М. И. Математика. 4 класс : раб.тетрадь. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро [и др.]. – М.: Просвещение, 2015.