Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе ООПНОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по математике 3 класс ФГОС»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Дальнезакорская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» На заседании методического совета
Протокол №___от______2016г
«Согласовано»
Заместитель директора по УР ____________/Дулова Э.Н./
от «__»________2016г
«Утверждаю» Директор МКОУ Дальнезакорской СОШ _________/БерденниковаИ.А ./ приказ № -од от_______ 2016 год
Рабочая программа
по математике
класс 3
количество часов 136
Составитель: учитель начальных классов
1квалификационной категории
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
Дальнезакорская средняя общеобразовательная школа
Канина Галина Николаевна
Программа разработана на основе сборника рабочих программ 1-4 классы «Школа России», Москва «Просвещение» 2011год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе ООПНОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой
Основными целями начального обучения математике являются:
• математическое развитие младших школьников;
• формирование системы начальных математических знаний;
• воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
– формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
– развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
– развитие пространственного воображения;
– развитие математической речи;
– формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
– формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
– формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
– развитие познавательных способностей;
– воспитание стремления к расширению математических знаний;
– формирование критичности мышления;
– развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Место курса в учебном плане
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 3 классе – 136 ч (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.
Методы обучения: ( по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; - по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный; - по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный)
Технология обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ
Результаты обучения, формы проверки и оценки результатов обучения (формы промежуточного, итогового контроля, в том числе презентации, защита сообщений, творческих, проектных, исследовательских работ);
Способы проверки и оценки результатов обучения: (устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные работы); Средства проверки и оценки результатов обучения: ключи к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы.
Основные содержательные линии предмета
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нем объединены арифметический, геометрический и алгебраический материалы.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Задания из рубрики «Странички для любознательных» по усмотрению учителя могут быть использованы как на отдельном уроке, так и распределены по урокам всех тем:
• Арифметические действия.
• Табличное умножение и деление.
• Внетабличное умножение и деление.
• Нумерация (числа от 1 до 1000).
• Повторение.
Нумерация (числа от 1 до 1000): образование и названия трехзначных чисел, порядок следования чисел при счете; запись и чтение трехзначных чисел, представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых; сравнение чисел; увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Арифметические действия: устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; письменные приемы сложения и вычитания, умножения и деления на однозначное число; единицы массы: грамм, килограмм, соотношение грамма и килограмма; виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); решение задач в 1–3 действия на сложение, вычитание.
Табличное умножение и деление: таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления; умножение числа 1 и на 1, умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0; нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного, сравнение чисел с помощью деления; примеры взаимосвязей между величинами (цена – количество – стоимость и др.); решение подбором уравнений вида: х : 4 = 9, 27 : х = 9; площадь, единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, соотношение между ними; площадь прямоугольника (квадрата); единицы времени: год, месяц, сутки, соотношение между ними; круг, окружность, центр, радиус, диаметр окружности (круга); нахождение доли числа и числа по его доле, сравнение долей.
Внетабличное умножение и деление: умножение суммы на число, деление суммы на число; устные приемы внетабличного умножения и деления; деление с остатком; проверка умножения и деления, проверка деления с остатком; выражения с двумя переменными, нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв; уравнения вида: х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знаний взаимосвязи между результатами и компонентами действий.
В авторскую программу были внесены изменения: изменено количество часов, отведённых на изучение тем: -внетабличное умножение и деление место 27ч запланировано 28 часов;-нумерация место 13 ч отводится 12 часов:- сложение и вычитание место 10ч отведено 11 часов; - умножение и деление место 12ч отведено 14 часов; - итоговое повторение место 9ч отведено 7 часов.
Результаты изучения программы
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
• навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
• основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
• положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
• понимание значения математических знаний в собственной жизни;
• понимание значения математики в жизни и деятельности человека3;
• восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
• умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
• умение знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности3;
• начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений)4;
• уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей4.
Учащийся получит возможность для формирования:
• начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира;
• осознания значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
• осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
• интереса к изучению учебного предмета «Математика»: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
• понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
• находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
• проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
• выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.
Учащийся получит возможность научиться:
• самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
• адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
• самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
• контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе3.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
• устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязь в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
• проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
• устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
• выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
• делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
• проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
• фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
• стремиться полнее использовать свои творческие возможности;
• осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
• самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
• осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
• самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символи-ческие средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
• осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
• строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
• понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения;
• принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;
• принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
• применять изученные правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности3;
• контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
• использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
• согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
• контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе3;
• конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы сторон и сотрудничать с ними.
Предметные результаты
Числа и величины.
Учащийся научится:
• образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
• сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
• устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз), продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
• читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
• читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе;
• читать, записывать и сравнивать значения времени, используя изученные единицы измерения этой величины (сутки, месяц, год) и соотношения между ними: 1 год = 12 мес. и 1 сут. = 24 ч.
Учащийся получит возможность научиться:
• классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
• самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия.
Учащийся научится:
• выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
• выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножения и деления;
• выполнять письменно действия сложения, вычитания, умножения и деления на однозначное число в пределах 1 000;
• вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
• решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами.
Учащийся научится:
• анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
• составлять план решения задачи в два–три действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
• преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
• составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
• решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на один предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
• сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
• дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
• находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
• решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
• решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
• чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля.
Учащийся получит возможность научиться:
• различать треугольники по соотношению длин сторон, по видам углов;
• изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
• читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины.
Учащийся научится:
• измерять длину отрезка;
• вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
• выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
• выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
• вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией.
Учащийся научится:
• анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
• устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
• самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
• выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
• читать несложные готовые таблицы;
• понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Целевая ориентация настоящей рабочей программы в практике конкретного образовательного учреждения
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 3 классе учащиеся в процессе изучения математики анализируют и сравнивают предметы, классифицируют их; распознают в предметах окружающей обстановки изучаемые геометрические фигуры, описывают их свойства, изображают; моделируют операции сложения и вычитания, умножения и деления чисел с помощью предметных моделей, схематических рисунков, буквенной символики; используют числовой отрезок для сравнения, сложения и вычитания чисел; образовывают, называют и записывают числа в пределах 1000; составляют таблицу умножения и деления; задачи по рисункам, схемам, выражениям; решают уравнения, простые и сложные задачи изученных видов; применяют знания и способы действий в поисковых ситуациях, находят способ решения нестандартной задачи; выполняют задания творческого характера; собирают информацию в справочной литературе, интернет-ресурсах; готовят проектные работы. Кроме того, в классе ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, конкурсам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. На уроках математики ученики могут сотрудничать в парах, группах, контролировать и оценивать друг друга, организовывать работу самостоятельно.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Пособия для учителя.
1. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / М. И. Моро [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
2. Математика. Методические рекомендации. 3 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / С. И. Волкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
3. Мокрушина, О. А. Поурочные разработки по математике. 3 класс / О. А. Мокрушина. – М. : ВАКО, 2012.
4. Узорова, О. В. Четвертные контрольные работы по математике. 1–4 кл. / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : АСТ : Астрель ; Владимир : ВКТ, 2010.
2. Цифровые образовательные ресурсы.
1. Математика. 3 класс : электрон. прил. к учеб. М. И. Моро и др. – М. : Просвещение, 2014. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. Сборник уроков Кирилла и Мефодия. 3 класс : в 2 ч. – М. : КиМ, 2012.
3. Интернет-ресурсы.
1. Архив журнала «Начальная школа». 2000–2012 г. – Режим доступа : http://n-shkola.ru/arch
2. Российский международный математический конкурс «Кенгуру». – Режим доступа : http://www.kenguru.sp.ru
3. Занимательные и методические материалы из книг И. Сухина. – Режим доступа : http://suhin.narod.ru/log1.htm
4. Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат. – Режим доступа : http://suhin.narod.ru/mat2.htm
5. Карпенко, В. П. Веселая арифметика: задачи для младших школьников в стихах / В. П. Карпенко. – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200502306
4. Технические средства обучения.
1. Компьютер
КалендарНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата
Тема урока,
тип урока
Элементы содержания темы
План
Факт
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100 Сложение и вычитание (8 ч)
1
Повторение: сложение и вычитание, устные приемы сложения и вычитания (постановочный,вводный).
Знакомство с учебником математики. Система условных обозначений. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Значение числового выражения. Верные равенства
2
Письменные приемы сложения и вычитания. Работа над задачей в два действия (закрепление знаний и способов действий).
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы вычислений. Составление верных равенств и неравенств. Величины, сравнение величин длины. Геометрические фигуры(ломаная)
3
Решение уравнений способом подбора неизвестного. Буквенные выражения (комплексное применение знаний и способов действий).
Решение уравнений. Использование устных приемов вычислений. Буквенные выражения. Вычисление периметра многоугольника. Вычисления в столбик. Решение логической и геометрической задач
4
Решение уравнений (комплексное применение знаний и способов действий).
Уравнение, корень уравнения, проверка вычисления. Взаимосвязь чисел при сложении. Постановка вопроса задачи и ее решение. Запись в столбик и вычисление значений числовых выражений. Решение текстовой задачи
5
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым (комплексное применение знаний и способов действий).
Неизвестное уменьшаемое. Решение уравнения с неизвестным уменьшаемым. Взаимосвязь чисел при вычитании. Сравнение выражений. Решение задачи. Длина отрезка, единицы длины
6
Решение уравнений с неизвестным вычитаемым
Неизвестное вычитаемое. Уравнение с неизвестным вычитаемым. Взаимосвязь чисел при вычитании. Сравнение величин. Решение задач
7
Обозначение геометрических фигур буквами (обобщение и систематизация знаний).
Распознавание геометрических фигур, обозначение вершин буквами. Измерение сторон треугольника. Решение текстовой задачи, уравнений
8
Повторение пройденного: «Что узнали? Чему научились?»(Проверка знаний и способов действий.)
Работа с геометрическим материалом (отрезки, ломаная). Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Сравнение величин. Вычисление значений числовых выражений
Умножение и деление (56 ч)
9
Конкретный смысл умножения и деления (закрепление знаний и способов действий).
Знакомство с названием раздела. Сравнение сумм (одинаковые слагаемые). Замена суммы произведением. Составление задачи по краткой записи (рисунку) на умножение и двух обратных к ней задач
10
Связь умножения и деления (закрепление знаний и способов действий).
Решение текстовой задачи, составление обратных задач. Решение уравнений, выражений со скобками
11
Четные и нечетные числа. Таблица умножения и деления с числом 2 (закрепление знаний )
Четные и нечетные числа. Составление числовых выражений, нахождение их значений, определение четных и нечетных чисел. Решение текстовой задачи арифметическим способом
12
Таблица умножения с числом 3 (изучение новых знаний и способов действий).
Таблица умножения с числом 3. Решение уравнений, задач. Нахождение периметра многоугольников. Решение выражений в 2–3 действия. Выполнение проверки вычислений
13
Связь между величинами: цена, количество, стоимость. Решение задач (изучение новых знаний и способов действий).
Решение уравнений, числовых выражений, содержащих 2 действия (умножение и деление)
14
Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов (изучение новых знаний и способов действий).
Нахождение массы одного предмета, количества предметов, массы всех предметов. Связь между величинами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Анализ и запись пропущенных чисел
в числовом ряду. Составление числовых выражений, нахождение их значений
15
Порядок выполнения действий в числовых выражениях (комплексное применение знаний и способов действий).
Порядок выполнения действий в числовых выражениях (действие, записанное в скобках, умножение и деление, сложение и вычитание). Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий
16
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок (комплексное применение знаний и способов действий).
Установление порядка выполнения действий и выполнение вычислений в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение неизвестного множителя. Решение текстовых задач арифметическим способом. Вычисление периметра многоугольника. Выполнение проверки в вычислениях
17
Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи (изучение новых знаний и способов действий).
Соблюдение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Составление схемы в выражениях, определение порядка действий. Связь между величинами. Решение и составление обратных задач
18
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (проверка знаний и способов действий).
Правило нахождения произведения, множителя. Сравнение величин длины. Составление числовых выражений. Решение текстовых задач, составление обратных задач. Решение магических квадратов (анализ информации, поиск правила вычисления)
19
Таблица умножения и деления с числом 4 (изучение новых знаний и способов действий).
Составление таблицы умножения и деления с числом 4. Решение задачи, запись условия в таблице. Составление и решение задачи на нахождение количества по известным данным (стоимость и цена)
20
Таблица Пифагора (обобщение и систематизация знаний).
Таблица Пифагора. Нахождение по таблице произведений. Решение текстовой задачи, нахождение значений выражений в несколько действий. Таблица умножения и деления с числом 4
21
Задачи на увеличение числа в несколько раз (изучение новых знаний и способов действий).
Задачи на увеличение числа в несколько раз. Составление обратных задач. Решение выражений, уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Составление схем
22
Задачи на увеличение числа в несколько раз (изучение новых знаний и способов действий).
Задачи на увеличение числа в несколько раз. Схематический рисунок или чертеж. Сравнение числовых выражений, нахождение значения числового выражения. Составление квадрата из трех фигур
23
Задачи на уменьшение числа в несколько раз (закрепление знаний и способов действий).
Задачи на уменьшение числа в несколько раз. Схематический рисунок или чертеж. Верные и неверные равенства и неравенства. Решение задач. Таблица умножения на 3, 4
24
Задачи на уменьшение числа в несколько раз (закрепление знаний и способов действий).
Задачи на уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц, вычисления и сравнение решений. Выполнение вычислений в числовых выражениях, содержащих два действия
25
Таблица умножения и деления с числом 5 (изучение новых знаний и способов действий).
Таблица умножения и деления с числом 5. Решение задач, составление числовых выражений, вычисление их значений. Логическая задача
26
Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел (изучение новых знаний и способов действий).
Задачи на кратное сравнение чисел. Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше? Схематический чертеж. Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий
27
Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел
Решение задач на разностное и кратное сравнение с опорой на схематический рисунок. Кратное сравнение чисел. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок
28
Задачи на кратное и разностное сравнение чисел (комплексное применение знаний и способов действий).
Решение задач на кратное сравнение. Выполнение построения геометрических фигур(прямоугольников), получение новых фигур. Определение длины карандаша
29
Таблица умножения и деления с числом 6 (изучение новых знаний и способов действий).
Таблица умножения и деления с числом 6. Увеличение и уменьшение чисел в 6 раз. Составление числовых выражений. Нахождение ошибок при решении уравнений, их исправление
30
Закрепление по теме «Умножение и деление» (закрепление знаний и способов действий).
Умножение и деление чисел. Решение задач, составление схематического чертежа. Нахождение суммы и разности чисел. Чертеж отрезков, прямоугольника
31
Задачи на нахождение четвертого пропорционального (изучение новых знаний и способов действий).
Решение задач на нахождение четвертого пропорционального. Порядок выполнения действий в выражениях. Таблица умножения на 6. Поиск лишнего выражения
32
Задачи на нахождение четвертого пропорционального (комплексное применение знаний и способов действий).
Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Составление задач по данному выражению и их решение. Подсчет количества фигур разными способами
33
Таблица умножения и деления с числом 7(изучение новых знаний и способов действий).
Таблица умножения и деления с числом 7. Решение составной задачи в три действия. Чертеж отрезков заданной длины. Сравнение числа клеток в фигурах на чертеже. Сравнение числовых выражений, нахождение значения числового выражения
34–35
Повторение пройденного: «Что узнали? Чему научились?» (Обобщение и систематизация знаний.)
Решение составных задач на увеличение(уменьшение) числа в несколько раз и на несколько единиц, числовых выражений на порядок действий, содержащих сложение, вычитание, умножение и деление
36
Контроль и учет знаний по теме «Табличное умножение и деление» (проверка знаний и способов действий)
Табличное умножение и деление. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Решение текстовой задачи арифметическим способом. Нахождение периметра фигуры
37
Площадь. Способы сравнения фигур по площади (изучение новых знаний и способов действий).
Сравнение площадей разных фигур способом «наложение», подсчетом количества квадратов с одинаковой площадью. Решение числовых выражений на порядок действий
38
Единица площади – квадратный сантиметр
Единица площади – квадратный сантиметр, условное обозначение (см2). Составление выражений на увеличение (уменьшение) чисел в несколько раз. Решение составных задач
39
Площадь прямоугольника (изучение новых знаний и способов действий).
Правило вычисления площади прямоугольника. Длина, ширина фигуры. Построение квадрата с заданной стороной, разделение на квадратные сантиметры, вычисление площади фигуры. Составление равенств
40
Таблица умножения и деления с числом 8 (изучение новых знаний и способов действий).
Таблица умножения и деления с числом 8. Решение задач на нахождение площади, периметра прямоугольника с использованием правил. Решение уравнений, составление выражений с заменой геометрических фигур числами
41–42
Закрепление по теме «Таблица умножения и деления» (закрепление знаний
Таблица умножения и деления. Решение задач по чертежу. Составление прямоугольника из двух вырезанных фигур, вычисление площади и периметра полученного прямоугольника
43
Таблица умножения и деления с числом 9 (изучение новых знаний и способов действий).
Таблица умножения и деления с числом 9. Объяснение значения выражений в контексте задачи. Перевод одних единиц длины в другие. Вычисление площади и периметра квадрата
44
Единица площади – квадратный дециметр (изучение новых знаний и способов действий).
Единицы площади – квадратный дециметр. Условное обозначение (дм2). Подсчет количества квадратных сантиметров в квадратном дециметре. Решение задач на пропорциональное деление. Решение задач по чертежу
45
Сводная таблица умножения (комплексное применение знаний и способов действий).
Сводная таблица умножения. Четные и нечетные числа. Решение задач на кратное сравнение. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Рассматривание рисунка для количественного сравнения предметов (во сколько раз меньше)
46
Решение задач (комплексное применение знаний и способов действий).
Решение задач с помощью схематического чертежа, выполнение вычислений, проверка работы по таблице на обороте обложки учебника. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок
47
Единица площади – квадратный метр (изучение новых знаний и способов действий).
Единица площади – квадратный метр. Условное обозначение (м2). Измерение длины и ширины класса. Вычисление площади класса. План сада, вычисление площади участка. Решение задач
48
Закрепление по теме «Таблица умножения» (закрепление знаний и способов действий).
Таблица умножения. Решение задач (расчет стоимости товара; нахождение площади и периметра прямоугольника), составление обратных задач. Перевод величин. Составление выражений со скобками. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок
49
Повторение пройденного: «Что узнали? Чему научились?» (Обобщение и систематизация знаний.)
Решение задач изученных видов. Подбор делимого и делителя для составления выражения. Вычисление длины третьей стороны треугольника по известным двум и периметру
50
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» Анализ результатов (проверка знаний и способов действий).
Тестовая работа. Выбор выражений с одинаковым результатом. Сравнение выражений. Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Подбор числа для составления верного равенства. Самоконтроль и рефлексия
51
Умножение на 1 (изучение новых знаний и способов действий).
Правило умножения любого числа на 1. Выполнение математических вычислений. Решение текстовых задач разных видов. Составление плана решения задачи. Вычисление неизвестных компонентов деления
52
Умножение на 0 (изучение новых знаний и способов действий).
Правило умножения любого числа на 0. Выполнение устных математических вычислений. Решение текстовых задач разных видов. Работа с величинами. Решение уравнений на сложение, вычитание, умножение и деление
53
Деление вида: а : а, 0 : а (изучение новых знаний и способов действий)
Связь деления с умножением. Решение составной задачи. Порядок выполнения действий в выражениях. Определение фигуры с наибольшей площадью
54
Деление вида: а : а, 0 : а(закрепление знаний и способов действий).
Деление нуля на число. Решение с устным объяснением. Запись геометрических фигур. Дополнение условия задачи и ее решение. Задача на нахождение четвертого пропорционального. Порядок выполнения действий в выражениях
55
Текстовые задачи в три действия (изучение новых знаний и способов действий).
Решение текстовых задач в три действия. Краткая запись условия задачи, составление выражения для решения. Составление выражений на основе текстовой записи
56
Доли. Образование и сравнение долей (изучение новых знаний и способов действий).
Доли. Образование и сравнение долей. Решение практических задач на определение доли числа и числа по его доле, уравнений с устным объяснением на основе взаимосвязи между компонентами и результатом действий
57
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр) (изучение новых знаний и способов действий).
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Решение практических задач: чертеж, раскрашивание частей, измерение радиуса окружности, определение центра окружности. Порядок выполнения действий в выражениях
58
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр) (комплексное применение знаний и способов действий).
Круг. Окружность (центр радиус, диаметр). Циркуль. Вычисление длины отрезка. Решение простых задач на нахождение доли числа. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок
59
Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле (комплексное применение знаний и способов действий).
Решение задач на нахождение доли числа и числа по его доле. Решение уравнений. Порядок выполнения действий в выражениях. Выполнение чертежа окружности, использование циркуля
60
Единицы времени: год, месяц, сутки (изучение новых знаний и способов действий).
Единицы времени: год, месяц, сутки. Работа с табелем-календарем.
Решение задач на нахождение доли числа и числа по его доле. Корень уравнения
61
Единицы времени: год, месяц, сутки (закрепление знаний и способов действий).
Сутки. Определение времени суток по рисункам, часам. Решение задачи на разностное сравнение. Выполнение вычислений с проверкой. Порядок выполнения действий в выражениях без скобок
62
Повторение пройденного: «Что узнали? Чему научились?» (Обобщение и систематизация знаний.)
Решение задач изученных видов. Нахождение длины коридора. Работа с величинами. Выполнение вычислений (умножение и деление 1, 0). Порядок выполнения действий в выражениях
63
Повторение пройденного: «Что узнали? Чему научились?» (Оценка и коррекция знаний и способов действий.)
Решение задач, уравнений. Выполнение задания повышенной сложности (расставить фигуры в порядке увеличения доли числа, записать буквы). Составление верных равенств. Построение отрезков заданной длины
64
Закрепление. Контроль и учет знаний по теме «Табличное умножение и деление» (проверка знаний и способов действий).
Табличные случаи умножения и деления. Порядок выполнения действий в выражениях. Решение задач изученных типов. Построение отрезков заданной длины с помощью чертежных инструментов
Внетабличное умножение и деление (28 ч)
65
Приемы умножения и деления для случаев вида: 20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 60 : 3 (изучение новых знаний и способов действий).
Приемы умножения и деления. Решение с устным объяснением. Решение задач на деление и умножение. Порядок выполнения действий в выражениях. Составление числового ряда по правилу
66
Прием деления для случаев вида 80 : 20 (изучение новых знаний и способов действий).
Прием деления. Решение с устным объяснением. Дополнение условия задачи и ее решение. Построение отрезков заданной длины. Перевод одних единиц длины в другие. Решение уравнений на деление и вычитание. Порядок выполнения действий в выражениях
67
Умножение суммы на число (обобщение и систематизация знаний).
Умножение суммы на число. Решение текстовых задач разными способами. Планирование хода решения задач. Вычисление периметра треугольника. Порядок выполнения действий в выражениях
68
Решение задач несколькими способами (комплексноеприменение знаний и способов действий).
Решение задач несколькими способами. Выполнение вычислений с устным объяснением. Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий
69
Приемы умножения для случаев вида: 23 ∙ 4, 4 ∙ 23 (изучение новых знаний и способов действий).
Приемы умножения двузначного числа на однозначное. Выполнение вычислений с устным объяснением. Решение текстовых задач арифметическим способом. Перевод величин длины. Порядок выполнения действий в выражениях
70
Закрепление приемов умножения и деления (закрепление знаний и способов действий).
Приемы умножения и деления. Порядок выполнения действий в выражениях. Составление задачи по таблице и ее решение. Построение отрезков заданной длины. Решение уравнений
71
Решение задач на нахождение четвертого пропорционального (закрепление знаний
Решение задач на нахождение четвертого пропорционального разными способами и логической задачи. Вычисление периметра четырехугольника. Порядок выполнения действий в выражениях
72
Выражение с двумя переменными (изучение новых знаний и способов действий).
Выражение с двумя переменными. Нахождение значения числового выражения. Решение текстовых задач. Планирование хода решения. Представление текста задачи в виде краткой записи
73
Деление суммы на число (изучение новых знаний и способов действий).
Деление суммы на число. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Решение текстовых задач разными способами.
Составление задачи по выражению
74
Деление суммы на число (комплексное применение знаний и способов действий).
Деление суммы на число. Решение текстовых задач разными способами. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Построение отрезка заданной длины
75
Закрепление. Деление суммы на число (закрепление знаний и способов действий).
Деление суммы на число. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Решение текстовых задач. Дополнение условия задачи и ее решение. Сравнение длин ломаных. Распознавание углов
76
Связь между числами при делении (закрепление знаний и способов действий).
Связь между числами при делении. Постановка вопроса и решение задач на нахождение доли числа. Выполнение деления суммы на число. Составление числовых выражений
77
Проверка деления умножением (изучение новых знаний и способов действий).
Выполнение проверки деления умножением по алгоритму. Решение задач по выражению. Решение текстовой задачи, содержащей зависимость. Площадь геометрической фигуры
78
Приемы деления для случаев вида: 87 : 29, 66 : 22 (изучение новых знаний и способов действий).
Деление двузначного числа на двузначное путем подбора частного. Решение уравнений на деление, задачи на нахождение числа по доле. Сбор и представление информации, связанной со счетом
79
Проверка умножения с помощью деления(закрепление знаний
и способов действий).
Проверка умножения с помощью деления. Построение отрезка заданной длины, вычисление длины отрезка по его доле. Дополнение условия задачи, составление краткой записи условия, решение
80
Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления (закрепление знанийи способов действий).
Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления. Способы проверки правильности вычислений. Составление задачи по выражению. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок
81
Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления (комплексное применение знаний и способов действий).
Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления. Составление и решение числовых выражений на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Проверка вычислений. Сравнение выражений. Решение задачи на определение продолжительности события
82
Повторение пройденного: «Что узнали? Чему научились?» (Комплексное применение знаний и способов действий.)
Выполнение вычислений с проверкой. Определение ошибок в вычислениях и их исправление. Порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок. Составление выражений на основе текстовой записи, нахождение значений
83
Деление с остатком (закрепление знаний и способов действий).
Деление с остатком. Выполнение вычислений на основе рисунка. Решение текстовых задач. Нахождение площади фигуры (целого числа по его доле)
84
Деление с остатком (комплексное применение знаний и способов действий).
Деление с остатком. Формулирование правила деления с остатком.
Решение задач на нахождение целого числа по его доле, на определение продолжительности события. Порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок. Распознавание фигур с острыми углами. Вычисление периметра фигур
85
Приемы нахождения частного и остатка (изучение новых знаний и способов действий).
Выполнение деления с остатком разными способами. Решение текстовой задачи арифметическим способом. Построение отрезка заданной длины, перевод одних единиц длины в другие. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок
86
Приемы нахождения частного и остатка (изучение новых знаний и способов действий).
Выполнение деления с остатком разными способами. Решение текстовой задачи арифметическим способом, составление обратной задачи. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок
87
Приемы нахождения частного и остатка (изучение новых знаний и способов действий).
Проверка деления умножением. Объяснение значений выражений, составленных к задаче, решение задачи. Решение задачи способом подбора. Построение логических высказываний с помощью связок «если…, то…»
88
Деление меньшего числа на большее (обобщение и систематизация знаний).
Деление меньшего числа на большее. Решение текстовых задач, уравнений. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Вычисление значений выражений с одной переменной
89
Проверка деления с остатком (закрепление знаний и способов действий).
Проверка деления с остатком. Решение задачи на определение продолжительности события. Построение квадрата заданной площади. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок
90–91
Повторение пройденного: «Что узнали? Чему научились?» (Комплексное применение знаний и способов действий.)
Выполнение деления с остатком. Составление последовательности чисел по заданному правилу. Решение составной задачи. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок
92
Проект«Задачи-расчеты». Проверим себя и оценим свои достижения. Анализ результатов (комплексное применение знаний и способов действий).
Решение задач-расчетов на определение начала, конца и продолжительности событий (затраты времени на занятия в школе, на домашние дела, на разные виды отдыха в течение одного месяца), денежные расходы на экскурсию, посещение театра или музея, расчет количества и стоимости покупки и др.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000 Нумерация (12 ч)
93
Устная нумерация (комплексное применение знаний и способов действий).
Устная нумерация чисел от 1 до 1000, счет. Перевод одних единиц измерения в другие. Составление числовых выражений на основе текстового предложения. Решение текстовых задач
94
Письменная нумерация (комплексное применение знаний и способов действий).
Образование и называние трехзначных чисел. Письменная нумерация чисел от 100 до 1000. Разрядный состав трехзначных чисел. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок
95
Разряды счетных единиц (изучение новых знаний и способов действий).
Названия разрядов счетных единиц, чтение и запись трехзначных чисел. Обозначение каждой цифры в записи числа. Перевод одних величин длины в другие. Составление задачи по таблице, ее решение. Построение прямоугольника с заданными сторонами, раскрашивание третьей части
96
Натуральная последовательность трехзначных чисел (изучение новых знаний и способов действий).
Натуральная последовательность трехзначных чисел. Составление последовательности чисел по заданному правилу. Перевод одних величин площади в другие. Подбор пропущенных чисел и решение задачи разными способами
97
Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз (изучение новых знаний и способов действий).
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз. Составление последовательности чисел по заданному правилу. Сравнение величин. Решение уравнений с проверкой. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками
98
Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых (комплексное применение знаний и способов действий).
Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Запись трехзначных чисел. Решение задач на нахождение четвертого пропорционального. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок
99
Сложение (вычитание) на основе десятичного состава трехзначных чисел(комплексное применение знаний и способов действий).
Сложение (вычитание) на основе десятичного состава трехзначных чисел. Площадь квадрата. Дополнение условия и решение составленной задачи. Решение задачи на определение продолжительности события. Выполнение действий в числовых выражениях
100
Сравнение трехзначных чисел (закрепление знаний и способов действий).
Сравнение трехзначных чисел. Запись чисел в порядке убывания. Сравнение трехзначных чисел. Решение уравнений. Выражения с двумя переменными, вычисление при заданном значении букв
101
Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе (изучение новых знаний и способов действий).
-
Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. Перевод одних единиц длины в другие. Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Вычисление периметра треугольника
102
Единицы массы: килограмм, грамм (изучение новых знаний и способов действий).
Единицы массы: килограмм, грамм. Соотношения между единицами измерения однородных величин. Постановка вопроса и решение задачи. Решение уравнений. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок
103
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» Анализ результатов(оценка и коррекция знаний и способов действий).
Запись трехзначных чисел. Чтение и запись чисел цифрами. Разрядный состав чисел. Верные и неверные неравенства. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Решение текстовой задачи. Вычисление площади фигуры
104
Контроль и учет знаний (проверка знаний и способов действий)
Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Решение текстовой задачи. Нахождение периметра, площади геометрической фигуры. Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Перевод одних величин длины в другие
Сложение и вычитание (11 ч)
105
Приемы устных вычислений (изучение новых знаний и способов действий).
Сложение и вычитание чисел от 1 до 1000. Устные приемы вычислений. Решение задач на нахождение массы. Перевод одних величин в другие. Проверка решения задачи. Решение уравнений, которые решаются делением. Порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок
106
Приемы устных вычислений
Устные приемы вычислений. Решение текстовых задач с величинами. Составление числовых выражений и их решение. Деление с остатком, способы проверки вычислений. Использование чертежных инструментов
107
Приемы устных вычислений (закрепление знаний и способов действий).
Устные приемы вычислений. Проверка вычислений. Подбор пропущенных чисел в выражениях. Решение текстовой задачи, характеризующей процесс работы
108
Разные способы вычислений.
Проверка вычислений (комплексное применение знаний и способов действий).
Разные способы вычислений. Проверка вычислений. Решение задачи на разностное сравнение. Представление текста задачи в виде чертежа. Составление задачи по таблице, ее решение. Письменные вычисления с проверкой
109
Приемы письменных вычислений (изучение новых знаний и способов действий).
Приемы письменных вычислений. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение площади, периметра геометрической фигуры. Перевод одних единиц длины в другие
110
Алгоритм письменного сложения (закрепление знаний и способов действий).
Алгоритм сложения многозначных чисел. Дополнение условия и решение задачи. Составление обратной задачи и ее решение. Порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок
111
Алгоритм письменного вычитания (комплексное применение знаний и способов действий).
Алгоритм вычитания многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений. Решение задач. Порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок
112
Виды треугольников(изучение новых знаний и способов действий).
Различение треугольников по длине сторон. Разносторонние, равнобедренные (равносторонние) треугольники. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Сравнение величин
113
Закрепление изученного материала (закрепление знаний и способов действий).
Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел. Решение текстовых задач. Нахождение ошибок в вычислениях, выполнение проверки. Определение треугольников по соотношению длин сторон
114– 115
Повторение пройденного: «Что узнали? Чему научились?»
Решение задач: на определение продолжительности события, на разностное сравнение величин, способом составления выражения. Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?»
Умножение и деление (14 ч)
116
Приемы устных вычислений (изучение новых знаний и способов действий).
Устные приемы умножения и деления чисел от 100 до 1000, оканчивающихся нулями. Решение задач на нахождение целого по его доле, четвертого пропорционального. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок
117
Приемы устного умножения и деления (обобщение и систематизация знаний).
Способы выполнения умножения и деления суммы на число. Уменьшение чисел в несколько раз. Решение задач разными способами. Определение вида треугольников по длине сторон, по углам
118
Приемы устного умножения и деления (закрепление знаний и способов действий).
Приемы устного умножения и деления. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Решение уравнений с проверкой. Распознавание геометрических фигур: шестиугольник, треугольник
119
Виды треугольников по видам углов (обобщение и систематизация знаний).
Различение треугольников по видам углов. Использование чертежных инструментов для выполнения построений, обозначение геометрических фигур буквами. Решение задач. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Проверка деления с остатком
120
Закрепление (закрепление знаний и способов действий).
Деление суммы на число, умножение однозначного числа на трехзначное Порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок. Решение задач разными способами. Распределение треугольников на группы
121
Прием письменного умножения на однозначное число
Использование письменных приемов умножения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Решение текстовой задачи, краткая запись условия. Подбор пропущенных знаков действий, соотнесение с результатом. Соотношение между единицами массы
122
Прием письменного умножения на однозначное число
Письменный прием умножения на однозначное число (алгоритм).
Составление вопроса к задаче и ее решение. Использование геометрических инструментов для выполнения построения отрезка
123
Прием письменного умножения на однозначное число (изучение новых знаний и способов действий).
Выполнение письменного умножения с использованием алгоритма. Составление уравнений, их решение. Составление вопроса к задаче и ее решение. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Выбор равносторонних треугольников из предложенных фигур. Нахождение периметра треугольника
124
Закрепление изученных приемов умножения (закрепление знаний и способов действий).
Использование приемов умножения. Решение задачи на определение продолжительности события. Нахождение значений числовых выражений.
125
Прием письменного деления на однозначное число (комплексное применение знаний и способов действий).
Письменное деление трехзначного числа на однозначное. Запись в столбик. Решение текстовой задачи. Вычисление периметра и площади квадрата. Порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок
126
Прием письменного деления на однозначное число (закрепление знаний и способов действий
Составление алгоритма письменного деления трехзначного числа на однозначное. Вычисление длины квадрата по известному периметру. Решение уравнений. Виды треугольников по соотношению длин сторон
127
Проверка деления умножением. Закрепление (комплексное применение знаний и способов действий).
Выполнение проверки деления умножением. Распределение уравнений на группы. Составление схематического чертежа и определение расстояния между объектами. Решение задачи разными способами
128
Проверка деления умножением. Закрепление Тест (закрепление знаний и способов действий).
Нахождение ошибок в вычислениях, запись правильного решения. Решение текстовых задач. Выражения с двумя переменными, вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв
129
Знакомство с калькулятором (изучение новых способов действий).
Калькулятор, условные знаки арифметических действий. Алгоритм выполнения арифметического действия. Вычисление площади прямо- угольника с помощью калькулятора. Проверка вычислений с помощью калькулятора
Повторение и обобщение изученного материала (7 ч)
130
Повторение пройденного: «Что узнали? Чему научились?» (Комплексное применение знаний и способов действий.)
Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Сравнение величин. Вычисление частного и остатка, выполнение проверки. Решение текстовых задач
131
Обобщение и систематизация изученного материала (обобщение и систематизация знаний).
Нумерация. Образование, название и запись чисел от 99 до 1000. Десятичные единицы счета. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Сложение и вычитание чисел
132
Обобщение и систематизация изученного материала(обобщение и систематизация знаний).
Умножение и деление. Выполнение проверки вычислений. Решение уравнений. Таблица умножения и деления. Умножение суммы на число. Деление суммы на число
133
Итоговый контроль и учет знаний по теме «Умножение и деление чисел»
Обобщение полученных знаний на уроках математики в третьем классе, проверка знаний учащихся, выполнение самопроверки, рефлексии деятельности
134
Анализ и работа над ошибками (оценка и коррекция знаний и способов действий).
Анализ и работа над ошибками. Соблюдение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Решение текстовых задач изученных видов. Составление задач по числовому выражению, обратных задач. Решение задач в одно действие на умножение и деление
135– 136
Обобщение и систематизация изученного материала (закрепление знаний и способов действий).
Геометрические фигуры и величины. Использование чертежных инструментов для выполнения построений отрезков. Измерение длины ломаной. Нахождение периметра фигуры, обозначение фигуры буквами, нахождение площади прямоугольника
Перечень контрольно-оценочных работ в 3классе по математике.
Учитель: Канина Г.Н.
№
№ урока четверти
Вид работы
Тема
1 четверть – 4 работы
1
Урок № 18
Проверочная работа
Проверим себя и оценим свои достижения
2
Урок № 20
Тест
Умножение и деление с числом 4
3
Урок № 25
Тест
Умножение и деление с числом 5
4
Урок №29
Тест
Умножение и деление с числом 6
2 четверть – 4 работы
1
Урок № 34
Тест
Умножение и деление с числом 7
2
Урок №36
Контрольная работа
Табличное умножение и деление
3
Урок №44
Тест
Умножение и деление с числом 8 и 9
4
Урок № 50
Проверочная работа
Проверим себя и оценим свои достижения
3 четверть – 4 работы
1
Урок №64
Контрольная работа
Табличное умножение и деление
2
Урок №92
Проверочная работа
Проверим себя и оценим свои достижения
3
Урок №103
Проверочная работа
Проверим себя и оценим свои достижения
4
Урок №104
Контрольная работа
Обобщение знаний за 3 четверть
4четверть – 3 работы
1
Урок №115
Тест
Сложение и вычитание
2
Урок №128
Тест
Проверка деления умножением
3
Урок №133
Контрольная работа
Итоговая контрольная работа
Входная контрольная работа 1 вариант
1.Решите задачу.
Цирковое представление смотрели 23 мальчика, а девочек на 4 больше. Сколько всего детей смотрели цирковое представление?
2.Решите примеры столбиком.
34 + 21 58 + 32 37 + 39
36 - 23 83 - 53 72 - 49
3.Вычислите.
80 - (16 + 4) 3 ∙ 4 21׃ 3
(17 - 9) + 5 2 ∙ 8 12 ׃ 2
4.Решите уравнение.
х + 7 = 15 х – 6 = 9
5.Начерти два отрезка. Длина одного отрезка
4см, а другой на 3см длиннее.
6.Сравните.
7дм 1см…17см 90дм…9м 55см…6дм
Входная контрольная работа 2 вариант
1.Решите задачу.
Для украшения зала купили 19 красных шариков, а синих на 8 меньше. Сколько всего шариков купили для украшения зала?
2.Решите примеры столбиком.
42 + 15 64 + 26 45 + 38
39 - 27 76 - 36 84 - 57
3.Вычислите.
70 - (23 + 7) 3 ∙ 6 27 ׃ 3
(15 - 8) + 6 2 ∙ 7 18 ׃ 2
4.Решите уравнение.
9 + х = 14 х – 7 = 4
5.Начерти два отрезка. Длина одного отрезка
6см, а другой на 3см короче.
6.Сравните.
5дм 2см…25см 70дм…7м 44см…5дм
Контрольная работа № 1 1 вариант
1. Решите задачу:
Под одной яблоне было 14 яблок, под другой – 23 яблока. Ёжик утащил 12 яблок. Сколько яблок осталось?
2. Геометрическая задача.
Длина одного отрезка 5 см, а другого 12 см. На сколько сантиметров длина второго отрезка больше, чем длина первого?
3. Решите примеры, записывая их столбиком:
93 - 15 80 - 24
48 + 19 16 + 84
62 - 37 34 + 17
4. Решите уравнение:
65 – x = 58
5. Сравните:
28 + 7…41 - 7 4 см 2 мм…40 мм
7 + 7 + 7…7 + 7 3 см 6 мм…4 см
6. Задача на смекалку:
В болоте жила была лягушка Квакушка и её мама Кваквакушка. На обед Кваквакушка съедала 16 комаров, а Квакушка на 7 меньше, на ужин 15 комаров, а Квакушка на 5 меньше. Сколько комаров нужно лягушкам в день, если они не завтракают?
Контрольная работа № 1 2 вариант
1.Решите задачу:
В магазин в первый день прислали 45 курток, а во второй день 35 курток. Продали 29 курток. Сколько курток осталось продать?
2. Геометрическая задача.
Длина одного куска провода 8м, а другого 17м. На сколько метров меньше длина первого куска, чем второго?
3. Решите примеры, записывая их столбиком:
52 - 27 70 - 18
48 + 36 37 + 63
94 - 69 66 + 38
4. Решите уравнение:
x – 14 = 50
5. Сравните:
31 - 5…19 + 8 5см 1мм…50мм
9 + 9…9 + 9 + 9 2см 8мм…3см
6. Задача на смекалку:
Мышка-норушка и 2 лягушки-квакушки весят столько же, сколько 2 мышки-нарушки и одна лягушка-квакушка. Кто тяжелей: мышка или лягушка?
Контрольная работа № 2 1 вариант
1. Решите задачу:
Девочка прочитала в первый день 16 страниц, а во второй – 14. После этого ей осталось прочитать 18 страниц. Сколько всего страниц в этой книге?
2. Решите задачу.
Карандаш стоит 3 рубля. Сколько стоят 9 таких карандашей.
3. Решите примеры.
(17 - 8) ∙ 2 82 - 66
(21 - 6) ׃ 3 49 + 26
18 ׃ 6 ∙3 28 + 11
8 ∙ 3 - 5 94 – 50
4. Сравните:
38 + 12 … 12 + 39
7 + 7 + 7 + 7 … 7 + 7 + 7
5. Найдите периметр прямоугольника со
сторонами 4 см и 2 см.
6. Заполните пустые клетки, чтобы сумма цифр по диагонали, по горизонтали и по вертикали была равна 33:
8
13
14
Контрольная работа № 2 2 вариант
1. Решите задачу:
В первый день школьники окопали 18 деревьев, во второй-12 деревьев. После этого им осталось окопать 14 деревьев. Сколько деревьев нужно было окопать школьникам?
2. Решите задачу:
В пакетах 7 кг картофеля. Сколько килограмм картофеля в трех таких пакетах?
3. Решите примеры.
(24 - 6) ׃ 2 87 - 38
(15 - 8) ∙ 3 26 + 18
12 ׃ 6 ∙ 9 73 + 17
3 ∙ 7 - 12 93 - 40
4. Сравните:
46 + 14 … 46 + 15
5 + 5 + 5 … 5 + 5
5. Найдите периметр прямоугольника со
сторонами 3 см и 5 см.
6. Заполните пустые клетки, чтобы сумма цифр по диагонали, по горизонтали и по вертикали была равна 33:
11
13
12
Контрольная работа № 3 1 вариант
1. Решите задачу:
В куске было 54 м ткани. Из этой ткани сшили 9 курток, расходуя по 3 метра на каждую. Сколько метров ткани осталось в куске?
2. Решите примеры.
63 ׃ 7 ∙ 4 15 ׃ 3 - 9
24 ׃ 4 ∙ 7 54 ׃ 9 ∙ 8
49 ׃ 7 ∙ 5 14 ׃ 2 ∙ 4
3. Обозначьте порядок действий и вычислите.
90 – 6 ∙ 6 + 29
5 ∙ (62 - 53)
(40 - 39) ∙ (6 ∙ 9)
4. Представьте числа в виде произведений
двух однозначных множителей.
45, 24, 14, 32, 21, 35, 42
5. Начертите квадрат со стороной 4 см.
Найдите его периметр.
6. Решите задачу.
Произведение двух чисел равно 81. Как изменится произведение, если один из множителей уменьшить в 3 раза?
Контрольная работа № 3 2 вариант
1. Решите задачу:
Для изготовления папок ребята приготовили 50 листов бумаги. Они сделали 8 папок, расходуя на каждую по 4 листа бумаги. Сколько листов бумаги у ребят осталось?
2. Решите примеры.
21 ׃ 3 ∙ 8 45 ׃ 5 - 6
28 ׃ 4 ∙ 9 32 ׃ 8 ∙ 4
54 ׃ 6 ∙ 7 27 ׃ 3 ∙ 5
3. Обозначьте порядок действий и вычислите.
90 – 7 ∙ 5 + 26
6 ∙ (54 - 47)
(60 - 59) ∙ (4 ∙ 8)
4. Представьте числа в виде произведений
двух однозначных множителей.
28, 56, 27, 35, 63, 16, 20.
5. Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 2 ем. Найдите его периметр.
6. Решите задачу.
Решил Братец Лис утятинки раздобыть. Подкрался к пруду и видит: плавают на воде 4 большие утки, маленьких — в 2 раза больше, 3 утицы на берегу сидят. Сколько всего уток увидел Братец Лис?
Контрольная работа № 4 1 вариант
1. Решите задачу.
Оля собирает календарики. Все календарики она разложила в два альбома. В большой на 9 страниц по 6 календариков на каждую страницу и в маленький на 4 страницы по 3 календаря на каждую. Сколько календариков у Оли?
2. Решите примеры.
72 – 64 ׃ 8 63 ׃ 9 ∙ 8
(37 + 5) ׃ 7 25 ׃ 5 ∙ 9
36 + (50 - 13) 72 ׃ 9 ∙ 4
3. Найдите площадь огорода прямоугольной
формы, если длина 8 метров, а ширина 5
метров.
4. Выполните преобразования.
1 м2 = … дм2
8 дм 2см = … см
35 мм = … см … мм
5. Решите уравнения.
78 – х = 13 5 ∙ х = 50
6. Папа разделил 12 хлопушек между сыном и его тремя друзьями поровну. Сколько хлопушек получил каждый мальчик?
Контрольная работа № 4 2 вариант
1. Решите задачу.
На дачном участке мама посадила 5 грядок одного сорта по 9 кустов на каждой грядке и 3 грядки другого сорта по 8 кустов на каждой грядке. Сколько всего кустов помидоров посадила мама на этих грядках?
2. Решите примеры.
75 – 32 ׃ 8 81 ׃ 9 ∙ 5
8 ∙ (92 - 84) 42 ׃ 7 ∙ 3
(56 + 7) ׃ 9 64 ׃ 8 ∙ 7
3. Найдите площадь цветника квадратной
формы, если его сторона равна 4 м.
4. Выполните преобразования.
1 дм2 = … см2
5 см 7 мм = … мм
43 дм = … м … дм
5. Решите уравнения.
х + 26 = 84 70 ׃ х = 10
6. Катя разложила 18 пельменей брату Толе и двум его друзьям поровну. По сколько пельменей было на каждой тарелке?
Контрольная работа № 5 1 вариант
1. Решите задачу.
На выставку привезли 35 картин и повесили их в залы, по 7 картин в каждый зал. Экскурсовод уже провел экскурсию по 3 залам. Сколько еще залов осталось показать экскурсоводу.
2. Найдите значения выражений.
26 + 18 ∙ 4 80 ׃ 16 ∙ 3 72 – 96 ׃ 8
31 ∙ 3 - 17 57 ׃ 19 ∙ 32 36 + 42 ׃ 3
3. Решите уравнения.
72 ׃ х = 4 42 ׃ х = 63 ׃ 3
4. Сравните выражения.
6 ∙ 3 + 8 ∙ 3 … (6 + 8) ∙ 3
5 ∙12 … 5 ∙ (10 + 2)
5. Найдите площадь и периметр квадрата со
стороной 5 см.
Контрольная работа № 5 2 вариант
1. Решите задачу.
72 конфеты разложили по новогодним подаркам, в каждый подарок по 9 конфет. 6 подарков уже отдали детям. Сколько подарков еще осталось?
2. Найдите значения выражений.
11 ∙ 7 + 23 56 ׃ 14 ∙ 9 72 ׃ 18 +7
23 + 27 ∙ 2 60 ׃ 15 ∙ 13 86 – 78 ׃ 13
3. Решите уравнения.
х ׃ 6 = 11 75 ׃ х = 17 + 8
4. Сравните выражения.
(20 + 8) ∙ 2 … 28 ∙ 3
(7 + 4) ∙ 4 … 7 ∙ 4 + 4 ∙ 4
5. Найдите площадь и периметр квадрата со
стороной 3 см.
Контрольная работа № 6 1 вариант
1. Решите задачу.
У дежурных в столовой 48 глубоких тарелок и столько же мелких. Все тарелки дежурные должны расставить на 12 столов, поровну на каждый стол. Сколько тарелок они должны поставить на каждый стол?
2. Выполни деление с остатком и проверь.
50 ׃ 15 100 ׃ 30 13 ׃ 9
3. Вычислите
18 ∙ 9 – 63 ׃ 9 54 ׃ 9 – 32 ׃ 8
14 ∙ 4 + 8 ∙ 3 6 ∙ 8 + 17 ∙ 3
4. Начерти квадрат со стороной 6см. Найди
его периметр и площадь.
5. Запишите не менее трёх двузначных чисел,
которые при делении на 7 дают остаток 5.
Контрольная работа № 6 2 вариант
1. Решите задачу.
У Саши 49 рублей и у Пети столько же. На все деньги они могут купить 14 одинаковых тетрадей. Сколько стоит одна такая тетрадь?
2. Выполни деление с остатком и проверь.
40 ׃ 9 80 ׃ 12 9 ׃ 8
3. Вычислите.
17 ∙ 8 – 4 ∙ 7 63 ׃ 9 – 54 ׃ 9
13 ∙ 5 + 9 ∙ 4 3 ∙ 16 + 7 ∙ 5
4. Начерти прямоугольник со сторонами 6см и
4см. Найди его периметр и площадь.
5. Запишите не менее трёх двузначных чисел,
которые при делении на 8 дают остаток 6.
Контрольная работа № 7 1 вариант
1. Решите задачу.
В букете 20 красных роз, а белых в 4 раза меньше, чем красных. На сколько белых роз меньше, чем красных?
2. Обозначьте порядок действий и вычислите.
85 + 35 ׃ 5 (92 - 87) ∙ 9
96 – 72 ׃ 12 + 15 8 ∙ 8 – 9 ∙ 4
7 ∙ (63 ׃ 9 - 7) 96 ׃ 24
3. Выполните преобразования.
7м 14см =…см 8м 05см = … см
250 см =…м…дм 400 см =… дм
4. Выполните деление с остатком.
17 ׃ 6 20 ׃ 3 48 ׃ 9 57 ׃ 6 43 ׃ 8
5. Длина прямоугольника 20см, а ширина в 4 раза меньше. Найдите площадь этого прямоугольника.
Контрольная работа № 7 2 вариант
1. Решите задачу.
В пакет положили 6 репок, а в сумку в 3 раза больше, чем в пакет. На сколько больше репок положили в сумку, чем в пакет?
2. Обозначьте порядок действий и вычислите.
78 + 42 ׃ 7 (65 - 58) ∙ 9
78 – 19 ∙ 2 + 34 9 ∙ 8 – 6 ∙ 7
5 ∙ (81 ׃ 9 - 8) 45 ׃ 15
3. Выполните преобразования.
9м 16см =…см 4м 03см =…см
370 см =…м…дм 700 см =…дм
4. Выполните деление с остатком.
47 ׃ 5 19 ׃ 6 63 ׃ 8 39 ׃ 6 71 ׃ 9
5. Длина прямоугольника 40см, а ширина в 5 раз меньше. Найдите площадь этого прямоугольника.
Контрольная работа № 8 1 вариант
1. Решите задачу.
Утром в кассе было 813 рублей. Днём из неё выдали 508 рублей, а приняли 280 рублей. Сколько денег стало в кассе к концу дня?
2. Запишите число, в котором:
6сот.2дес.4ед. 8сот.3дес. 4сот.5ед.
3. Решите примеры, записывая столбиком.
354 + 228 505 + 337 867 - 349 650 - 37
4. Вычислите удобным способом.
712 - (59 + 612) (267 + 398) - 67
5. Сравните выражения.
7 ∙ 8…6 ∙ 9 14 ∙ 6…19 ∙ 3
36 ׃ 9…42 ׃ 7 72 ׃ 72…72 ∙ 1
6. Решите уравнения.
825 – х = 632 х ∙ 23 = 92
Контрольная работа № 8 2 вариант
1. Решите задачу.
В трёх домах 385 жильцов. В первом доме 134 жильца, во втором 117 жильцов. Сколько жильцов в третьем доме?
2. Запишите число, в котором:
3сот.1дес.8ед. 6сот.2дес. 7сот.5ед.
3. Решите примеры, записывая столбиком.
744 + 180 623 + 179 925 - 307 136 - 98
4. Вычислите удобным способом.
946 - (646 + 87) (563 + 389) - 89
5. Сравните выражения.
6 ∙ 7…9 ∙ 4 13 ∙ 8…2 ∙ 19
48 ׃ 6…54 ׃ 9 56 ׃ 1…56 ∙ 0
6. Решите уравнения.
х + 218 = 541 68 ׃ х = 17
Контрольная работа № 9 1 вариант
1. Решите задачу.
Продавец цветов сделал большой букет из 9 роз и несколько маленьких букетов, по 3 розы в каждом букете. Сколько маленьких букетов сделал продавец, если всего у него было 30 роз?
Ширина прямоугольника 7см, а длина в 2 раза больше ширины. Вычислите периметр и площадь этого прямоугольника.
6. Сравните выражения.
6 ч…600 мин 259 - 1…259 ׃ 1
7м 8дм…8м 7дм 78 ∙ 4…87 ∙ 4
Контрольная работа № 9 2 вариант
1. Решите задачу.
Продавцы украсили большую витрину магазина 15 синими мячами, а остальные витрины украсили красными мячами, по 6 мячей в каждой витрине. Сколько витрин украсили красными мячами, если всего было 39 мячей?
Длина прямоугольника 12см, а ширина в 2 раза меньше. Вычислите периметр и площадь этого прямоугольника.
6. Сравните выражения.
5 ч…400 мин 91 ∙ 3…19 ∙ 3
4м 5дм…5м 4дм 687 + 1…687 ∙
По теме «Математика вокруг нас» авторы предлагают такие проекты:
1 класс, первое полугодие — «Числа в загадках, пословицах, поговорках»;
второе полугодие — «Цветники: форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».
2 класс, первое полугодие — «Узоры и орнаменты на посуде»;
второе полугодие — «Оригами: знакомство с техникой „Оригами" и изготовление изделий».
3 класс, первое полугодие — «Составляем математические сказки»;
второе полугодие — «Задачи-расчёты с недостающими данными».
4 класс, первое полугодие — «Составляем математический справочник „Наш город (село)";
второе полугодие — «Составляем „Сборник математических задач и заданий"».
Работа над проектами начинается с беседы учителя о широком применении математики во всех областях жизнедеятельности человека, о том, что с математикой человек в своей жизни сталкивается на каждом шагу.
Учитель называет тему «Математика вокруг нас», над которой дети будут работать на протяжении всех четырёх классов начальной школы, называет ту из подтем, работа над которой планируется в ближайшем полугодии. Порядок работы над каждым из проектов может быть, например, таким:
определение источников информации, наиболее существенных при разработке данного проекта: различные книги, видеокассеты, информация из Интернета, беседы со взрослыми людьми разных профессий и составление перечня источников информации, используемых в данном проекте;
разделение класса на группы, выбор руководителя группы и распределение ролей в группе: тех, кто занимается составлением и представлением текста, написанного или набранного на компьютере, оформлением рисунков, графической части проекта, всего проекта;
определение этапов работы, сроков завершения работы на каждом этапе и над проектом в целом;
обсуждение и определение формы, в которой будет представлен завершённый проект; это могут быть альбомы с текстами, рисунками и фотографиями, сборники математических сказок или сборники нестандартных задач и заданий, справочники с данными города или села, в котором находится школа, выставка поделок, выполненных в технике «Оригами» и др.;
заключительный этап — представление результатов работы ученикам других классов, родителям, в ходе которого дети рассказывают о теме, по которой выполнен проект, о проделанной работе, о том опыте, который они приобрели, и о том, чему они научились в процессе работы, рассказывают, как помогали друг другу, как общались друг с другом. Желательно, чтобы присутствующие на представлении проекта дали положительную оценку той работе, которая была проделана детьми, и её результатам.