Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 2 класс УМК Перспектива»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №12 ГОРОДА ЛИПЕЦКА
Рассмотрено
Протокол заседания кафедры
начального и эстетического образования
от 19.05.2016 г. № 5
Заведующий кафедрой начального и эстетического образования
_______________ Л.М. Смородина
Принято
Протокол заседания педагогического совета от 20.05.2016 г. № 2
Утверждаю
Директор
МБОУ гимназии №12 города Липецка
___________________ О.Н. Уласевич
Приказ от 20.05.2016 № 281
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МАТЕМАТИКА
И ИНФОРМАТИКА»
УЧИТЕЛЬ: Лаврентьева Ирина Александровна
КЛАССЫ
УЧЕБНЫЙ ГОД
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
В НЕДЕЛЮ
В ГОД
1
2015-2016
4
132
2
2016-2017
4
140
3
2017-2018
5
175
4
2018-2019
5
175
ИТОГО
2015-2019
17
622
2016 – 2017 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научнопознавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТКОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео‑ и аудиозаписей, фотоизображений;
пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
представлять данные;
создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования
моделировать объекты и процессы реального мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Числа и величины
Выпускник научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
решать задачи в 3—4 действия;
находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Содержание учебного предмета
1 класс
Числа и величины
Счет предметов. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр).
Арифметические действия
Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Связь между сложением, вычитанием. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема).
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), треугольник, прямоугольник. Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (см, дм). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).
2 класс
Числа и величины
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин.
Арифметические действия
Сложение, вычитание. Умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица умножения. Связь между умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение и деление суммы на число).
Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения.
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) в…». Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур: отрезок, ломаная, угол, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Единицы длины (мм, м, км). Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).
3 класс
Числа и величины
Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Измерение величин. Единицы массы (грамм, центнер, тонна ), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия
Использование свойств арифметических действий в вычислениях (умножение и деление суммы на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Деление с остатком.
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли‑продажи и др. Скорость, время, путь; объем работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Единицы длины (км). Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.
4 класс
Числа и величины
Измерение величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе). Нахождение значения числового выражения.
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели). Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Точное и приближенное измерение площади геометрической фигуры.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной с измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).
Чтение столбчатой диаграммы.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока
Тема урока
Параграф учебника
Количество часов, отводимых на освоение темы
Дата по плану
Коррекция
1
Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка)
Повторение изученного в 1 классе
1
01.09 – 02.09
2
Числовое выражение
Вводный инструктаж. Повторение
1
01.09 – 02.09
3
Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка)
Цепочки
1
01.09 – 02.09
4
Сбор и представление информации, связанной с измерением величин
Точка. Прямая и кривая линии
1
01.09 – 02.09
5
Использование чертежных инструментов для выполнения построений
Прямая. Параллельные прямые
1
05.09 – 09.09
6
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом)
Сложение и вычитание двузначных чисел
1
05.09 – 09.09
7
Сложение, вычитание
Сложение и вычитание двузначных чисел
1
05.09 – 09.09
8
Сложение, вычитание
Сложение двузначных чисел, в результате которого получаются круглые числа
1
05.09 – 09.09
9
Сложение, вычитание
Сложение двузначных чисел, в результате которого получаются круглые числа
1
12.09 – 16.09
10
Входная контрольная работа по текстам администрации
Входная контрольная работа по текстам администрации
1
12.09 – 16.09
11
Работа над ошибками. Вычитание
Работа над ошибками.
Вычитание из круглых чисел
1
12.09 – 16.09
12
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом)
Вычитание из круглых чисел
1
12.09 – 16.09
13
Сложение, вычитание
Закрепление изученных случаев сложения и вычитания
1
19.09 – 23.09
14
Сложение, вычитание
Закрепление изученных случаев сложения и вычитания
1
19.09 – 23.09
15
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел»
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел»
1
19.09 – 23.09
16
Работа над ошибками
Работа над ошибками
1
19.09 – 23.09
17
Сложение, вычитание
Закрепление изученных случаев сложения и вычитания
1
26.09 – 30.09
18
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом)
Сотня. Счёт сотнями
1
26.09 – 30.09
19
Измерение величин
Метр
1
26.09 – 30.09
20
Сравнение и упорядочение величин
Метр
1
26.09 – 30.09
21
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом)
Название и запись трёхзначных чисел
1
03.10 – 07.10
22
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом)
Название и запись трёхзначных чисел
1
03.10 – 07.10
23
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом)
Название и запись трёхзначных чисел
1
03.10 – 07.10
24
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом)
Название и запись трёхзначных чисел
1
03.10 – 07.10
25
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом)
Название и запись трёхзначных чисел
1
10.10 – 14.10
26
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом)
Сложение и вычитание трёхзначных чисел без перехода через разряд
1
10.10 – 14.10
27
Сложение, вычитание
Сложение и вычитание трёхзначных чисел без перехода через разряд
1
10.10 – 14.10
28
Сложение, вычитание
Сложение и вычитание трёхзначных чисел без перехода через разряд
1
10.10 – 14.10
29
Сложение, вычитание
Сложение и вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд
1
17.10 – 21.10
30
Контрольная работа по текстам администрации
Контрольная работа по текстам администрации
1
17.10 – 21.10
31
Работа над ошибками. Сложение, вычитание
Работа над ошибками.
Сложение и вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд
1
17.10 – 21.10
32
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом)
Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд
1
17.10 – 21.10
33
Вычитание
Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд
1
24.10 – 28.10
34
Вычитание
Вычитание трёхзначных чисел с двумя переходами через разряд
1
24.10 – 28.10
35
Вычитание
Вычитание трёхзначных чисел с двумя переходами через разряд
1
24.10 – 28.10
36
Геометрические формы в окружающем мире
Сети линий. Пути
1
24.10 – 28.10
37
Геометрические формы в окружающем мире
Сети линий. Пути
1
07.11 – 11.11
38
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел»
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел»
1
07.11 – 11.11
39
Работа над ошибками
Работа над ошибками
1
07.11 – 11.11
40
Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка)
Решение задач изученных видов
1
07.11 – 11.11
41
Решение текстовых задач арифметическим способом
Решение задач изученных видов
1
14.11 – 18.11
42
Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Решение задач изученных видов
1
14.11 – 18.11
43
Решение текстовых задач арифметическим способом
Решение задач изученных видов
1
14.11 – 18.11
44
Использование чертежных инструментов для выполнения построений
Пересечение геометрических фигур
1
14.11 – 18.11
45
Использование чертежных инструментов для выполнения построений
Пересечение геометрических фигур
1
21.11 – 25.11
46
Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка)
Операции. Обратные операции
1
21.11 – 25.11
47
Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации
Программа действий. Алгоритм
1
21.11 – 25.11
48
Фиксирование, анализ полученной информации
Программа действий. Алгоритм
1
21.11 – 25.11
49
Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации
Программы с вопросами. Виды алгоритмов. Обратные операции
1
28.11 – 02.12
50
Проверочная работа по теме «Операции. Обратные операции»
Проверочная работа по теме «Операции. Обратные операции»
1
28.11 – 02.12
51
Распознавание и изображение геометрических фигур: отрезок
Прямая. Луч. Отрезок
1
28.11 – 02.12
52
Распознавание и изображение геометрических фигур: ломаная
Длина ломаной. Периметр
1
28.11 – 02.12
53
Геометрические величины и их измерение
Плоские поверхности. Плоскость
1
05.12 – 09.12
54
Использование чертежных инструментов для выполнения построений
Угол. Прямой угол
1
05.12 – 09.12
55
Числовое выражение
Выражения
1
05.12 – 09.12
56
Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме)
Свойства сложения
1
05.12 – 09.12
57
Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме)
Свойства сложения
1
12.12 – 16.12
58
Контрольная работа по тексту администрации
Контрольная работа по тексту администрации
1
12.12 – 16.12
59
Работа над ошибками. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях без скобок.
Работа над ошибками. Порядок действий в выражениях. Свойства сложения
1
12.12 – 16.12
60
Нахождение значения числового выражения
Вычитание суммы из числа
1
12.12 – 16.12
61
Нахождение значения числового выражения
Вычитание числа из суммы
1
19.12 – 23.12
62
Распознавание и изображение геометрических фигур: прямоугольник, квадрат
Прямоугольник. Квадрат
1
19.12 – 23.12
63
Распознавание и изображение геометрических фигур: прямоугольник, квадрат
Повторение изученного
1
19.12 – 23.12
64
Площадь геометрической фигуры
Площадь фигур
1
19.12 – 23.12
65
Единицы площади (см2, дм2, м2)
Единицы площади
1
11.01 – 13.01
66
Единицы площади (см2, дм2, м2)
Единицы площади
1
11.01 – 13.01
67
Проверочная работа по теме «Площадь. Единицы площади. Порядок действий»
Проверочная работа по теме «Площадь. Единицы площади. Порядок действий»
1
11.01 – 13.01
68
Умножение
Новые мерки и умножение
1
11.01 – 13.01
69
Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.
Новые мерки и умножение
1
16.01 – 20.01
70
Площадь геометрической фигуры
Площадь прямоугольника
1
16.01 – 20.01
71
Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка множителей в произведении)
Переместительное свойство умножения
1
16.01 – 20.01
72
Умножение
Умножение на 0 и на 1
1
16.01 – 20.01
73
Таблица умножения
Таблица умножения
1
23.01 – 27.01
74
Умножение
Умножение числа 2. Умножение на 2
1
23.01 – 27.01
75
Умножение
Умножение числа 2. Умножение на 2
1
23.01 – 27.01
76
Деление
Деление
1
23.01 – 27.01
77
Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.
Деление
1
30.01 – 03.02
78
Деление
Деление с 0 и 1
1
30.01 – 03.02
79
Деление
Чётные и нечётные числа
1
30.01 – 03.02
80
Деление
Чётные и нечётные числа
1
30.01 – 03.02
81
Деление
Чётные и нечётные числа
1
06.02 – 10.02
82
Таблица умножения
Таблица умножения и деления на 3
1
06.02 – 10.02
83
Таблица умножения
Таблица умножения и деления на 3
1
06.02 – 10.02
84
Распознавание и изображение геометрических фигур: угол
Виды углов
1
06.02 – 10.02
85
Распознавание и изображение геометрических фигур: угол
Виды углов
1
13.02 – 17.02
86
Связь между умножением и делением
Уравнения
1
13.02 – 17.02
87
Связь между умножением и делением
Уравнения вида 3.x=21
1
13.02 – 17.02
88
Нахождение неизвестного компонента арифметического действия
Уравнения вида 12:x=4
1
13.02 – 17.02
89
Нахождение неизвестного компонента арифметического действия
Уравнения вида x:3=8
1
20.02 – 24.02
90
Таблица умножения
Таблица умножения и деления на 4
1
20.02 – 24.02
91
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) в…»
Увеличение и уменьшение в несколько раз
1
20.02 – 24.02
92
Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Увеличение и уменьшение в несколько раз
1
20.02 – 24.02
93
Планирование хода решения задачи
Увеличение и уменьшение в несколько раз
1
27.02 – 03.03
94
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) в…»
Увеличение и уменьшение в несколько раз
1
27.02 – 03.03
95
Таблица умножения
Таблица умножения и деления на 5
1
27.02 – 03.03
96
Таблица умножения
Таблица умножения и деления на 5
1
27.02 – 03.03
97
Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Порядок действий в выражениях со скобками
1
06.03 – 10.03
98
Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Порядок действий в выражениях со скобками
1
06.03 – 10.03
99
Таблица умножения
Таблица умножения и деления на 6
1
06.03 – 10.03
100
Таблица умножения
Таблица умножения и деления на 7
1
06.03 – 10.03
101
Контрольная работа по текстам администрации
Контрольная работа по текстам администрации
1
13.03 – 17.03
102
Работа над ошибками. Деление
Работа над ошибками. Делитель и кратные
1
13.03 – 17.03
103
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) в…»
Кратное сравнение
1
13.03 – 17.03
104
Таблица умножения
Таблица умножения и деления на 8 и на 9
1
13.03 – 17.03
105
Таблица умножения
Таблица умножения и деления на 8 и на 9
1
20.03 – 24.03
106
Распознавание и изображение геометрических фигур: окружность, круг
Окружность
1
20.03 – 24.03
107
Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации
Умножение и деление на 10 и на 100
1
20.03 – 24.03
108
Контрольная работа по теме «Таблица умножения»
Контрольная работа по теме «Таблица умножения»
1
20.03 – 24.03
109
Работа над ошибками. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации
Работа над ошибками. Умножение и деление на 10 и на 100
1
03.04 – 07.04
110
Геометрические величины и их измерение
Объём фигуры
1
03.04 – 07.04
111
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом)
Тысяча
1
03.04 – 07.04
112
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом)
Тысяча
1
03.04 – 07.04
113
Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка множителей в произведении; умножение суммы на число).
Свойства умножения
1
10.04 – 14.04
114
Умножение
Умножение круглых чисел
1
10.04 – 14.04
115
Деление
Деление круглых чисел
1
10.04 – 14.04
116
Умножение
Умножение суммы на число
1
10.04 – 14.04
117
Умножение
Умножение суммы на число
1
17.04 – 21.04
118
Единицы длины (мм, м)
Единицы длины. Миллиметр
1
17.04 – 21.04
119
Единицы длины (м, км).
Единицы длины. Километр
1
17.04 – 21.04
120
Использование свойств арифметических действий в вычислениях (умножение и деление суммы на число).
Деление суммы на число. Внетабличное умножение и деление
1
17.04 – 21.04
121
Числовое выражение
Деление суммы на число. Внетабличное умножение и деление
1
24.04 – 28.04
122
Числовое выражение
Деление суммы на число. Внетабличное умножение и деление
1
24.04 – 28.04
123
Деление с остатком
Деление с остатком
1
24.04 – 28.04
124
Деление с остатком
Деление с остатком
1
24.04 – 28.04
125
Фиксирование, анализ полученной информации
Дерево возможностей
1
01.05 – 05.05
126
Повторение изученного. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка)
Повторение изученного. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка)
1
01.05 – 05.05
127
Повторение изученного. Умножение и деление
Повторение изученного. Умножение и деление
1
01.05 – 05.05
128
Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление»
Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление»
1
01.05 – 05.05
129
Анализ контрольной работы. Повторение изученного
Анализ контрольной работы. Повторение изученного
1
08.05 – 12.05
130
Итоговая контрольная работа
Итоговая контрольная работа
1
08.05 – 12.05
131
Работа над ошибками. Повторение изученного.
Работа над ошибками. Повторение изученного.
1
08.05 – 12.05
132
Повторение изученного. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин
Повторение изученного. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин
1
08.05 – 12.05
133
Повторение изученного. Умножение и деление
Повторение изученного. Умножение и деление
1
15.05 – 19.05
134
Повторение изученного. Геометрические формы в окружающем мире
Повторение изученного. Геометрические формы в окружающем мире
1
15.05 – 19.05
135
Повторение изученного. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия
Повторение изученного. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия
1
15.05 – 19.05
136
Повторение изученного. Использование свойств арифметических действий в вычислениях
Повторение изученного. Использование свойств арифметических действий в вычислениях
1
15.05 – 19.05
137
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация
1
22.05 – 26.05
138
Повторение изученного. Деление с остатком
Повторение изученного. Деление с остатком
1
22.05 – 26.05
139
Повторение изученного. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) в…»
Повторение изученного. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) в…»
1
22.05 – 26.05
140
Повторение изученного. Площадь геометрической фигуры
Повторение изученного. Площадь геометрической фигуры