№ | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | План | Примечание |
1 | Общество – это мы! Гражданин и гражданское общество. | 1 | Понятия: общество и сообщества, гражданин и гражданское общество | Различать два значения понятия истории. Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания. | 2.09 | |
2 | Российский народ. | 1 | Понятие «российский народ», называть государственную символику (флаг, гимн, герб). | Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе; называть объединяющие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявление общенациональной российской солидарности. | 4.09 | консультация |
3 | Конституция России. | 1 | Знакомство с Конституцией, различать права и обязанности гражданина России, соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил культуры народов России. | Приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией; устанавливать соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры. Употреблять специальную лексику Конституции. | 9.09 | |
4 | Права ребёнка | 1 | Знание прав и обязанностей ребёнка | Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребёнка и нормы отношения к детям в культуре народов России; объяснять связь между правами и обязанностями; обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере его взросления; приводить примеры, подтверждающие необходимость соблюдения Десятого принципа Декларации прав ребёнка ООН. Употреблять специальную лексику документов. | 11.09 | консультация |
5 | Государственное устройство России. | 1 | Государственное устройство России, соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил культуры народов России. | Устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений её Конституции; объяснять, в чём состоит роль Президента и трёх ветвей власти в России; выдвигать предположение о том, зачем необходима независимость трёх ветвей власти друг от друга. | 16.09 | |
6 | Российский союз равных. | 1 | Субъекты РФ, соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил культуры народов России. | Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе; презентовать заочное путешествие в одну из республик: показывать её положение на карте: называть и показывать столицу: составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях: объяснять символический смысл герба и флага | 18.09 | консультация |
7 | Государственная граница России. | 1 | Понятие «граница», показывать на карте границу РФ; различать границы на суше и на море | По карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море: показывать на карте государственную границу России; различать границы на суше и на море: называть сопредельные с Россией страны. | 23.09 | |
8 | Путешествие за границу России. | 1 | Страны ближнего зарубежья, их границы, природа, культура, столица | Использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья (по выбору). По карте определять названия столиц; рассказывать о важнейших природных и культурных объектах. | 24.09 | консультация |
9 | Сокровища России и их хранители. | 1 | Иметь представление о схеме языков народов России; узнавать историю названий географических объектов | Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы (названия рек и других водоёмов) на родном языке; анализировать их содержание. Презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя письменности. | 30.09 | |
10 | Творческий союз. | 1 | Роль русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России. | Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве. Высказывать мотивированное суждение о диалоге культур народов России как способе взаимного духовного и культурного обогащения. Презентовать произведения писателей своего края на родном языке и (или) в переводе на русский язык (по выбору); называть имена их авторов; рассказывать о выдающихся художниках, музыкантах, учёных — уроженцах своего края по образцу рассказов учебника. | 2.10 | консультация |
11 | Обобщение по теме: «Мы- граждане единого Отечества». | 1 | Обобщить знания по разделу | Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве. Высказывать мотивированное суждение о диалоге культур народов России как способе взаимного духовного и культурного обогащения. | 7.10 | |
12 | Карта – наш экскурсовод. | 1 | Умение работать с картой, знать условные обозначения физической карты России; находить на физической карте России природные объекты. | Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу. Изучать условные знаки физической карты России, выделять среди них уже известные. Рассказывать по физической карте о нашей стране. | 9.10 | консультация |
13 | По равнинам и горам. | 1 | Знать основные формы рельефа России, характеризовать крупнейшие равнины и горы России. | Формы земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги. Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений) | 14.10 | |
14 | В поисках подземных кладовых. | 1 | Обозначение полезных ископаемых, их месторождение, способы добычи | Работая в парах, с учителем, изучать полезные ископаемые разных регионов России (по физической карте), рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых. Изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведенному в учебнике плану, извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа-определителя. | 16.10 | консультация |
15 | Контрольная работа по теме «По равнинам и горам» | | Обобщить и проверить знания Выполнение работы | Уметь самостоятельно выполнять работу, делать самопроверку. | 21.10 | |
16 | Наши реки. | 1 | Части реки, умение находить реки на карте | Уметь формулировать вопросы к тексту учебника; составлять схему «Части реки», используя информацию из текста учебника; осуществлять самопроверку | 23.10 | |
17 | Озёра – краса земли. | 1 | Озёра России, местонахождение, характеристика | Раскрывать значение озёр в жизни людей. Находить на физической карте России озёра, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать озёра на карте. Анализировать таблицу «Глубина озер России», сравнивать озера по глубине, перечислять их в порядке увеличения (уменьшения) глубины. Характеризовать крупнейшие и наиболее известные озера России. Обсуждать свои впечатления от пребывания на озере. | 6.11 | |
18 | По морским просторам. | 1 | Моря и океаны, их местонахождение и обозначение | Различать озёра и моря по существенному признаку (море – часть океана). Раскрывать значение морей в жизни людей. Работая в паре, находить на физической карте России моря, упомянутые в тексте и представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать моря на карте. Соотносить моря с океанами, прослеживать по карте связь Балтийского, Черного и Азовского морей с Атлантическим океаном. Сравнивать Белое и Черное моря (на основании информации в учебнике). | 11.11 | консультация |
19 | С севера на юг. | 1 | Знакомство с природными зонами России, их местонахождение и характеристика | Сравнивать карту природных зон России и физическую карту России, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. Определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте. Анализировать схему нагревания поверхности Земли солнечными лучами, на её основе объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Перечислять основные природные зоны России в правильной последовательности | 13.11 | консультация |
20 | В ледяной пустыне. | 1 | Знать животных и растения северных районов России. Показывать на карте зону арктических пустынь. | Находить на карте природных зон России арктические пустыни, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны арктических пустынь. Знакомить по рисунку учебника с животным миром зоны арктических пустынь. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Приводить примеры экологических связей в зоне арктических пустынь. | 18.11 | |
21 | В холодной тундре. | 1 | Знать расположение зоны тундры на карте. Животные и растения тундры | Находить на карте природных зон России зону тундры, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны тундры. Знакомиться по рисунку учебника с животным миром зоны тундры. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни. | 20.11 | консультация |
22 | Среди лесов. | 1 | Зона лесов, климат, растения и животные леса | Находить на карте природных зон России лесные зоны, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать их на карте. Устанавливать зависимость природных лесных зон от распределения тепла и влаги. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тайги. В ходе практической работы в группах определять в гербарии растения леса (с помощью атласа-определителя), готовить сообщения о них, презентовать подготовленные сообщения. Сравнивать природу лесных зон с природой тундры. Приводить примеры экологических связей в лесных сообществах. Составлять характерные для тайги цепи питания, моделировать их освоенными способами | 25.11 | |
23 | В широкой степи. | 1 | Знать месторасположение зоны степей. Уметь отличать степь от леса. Животные и растения степи. | Находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей, рассказывать по карте о зоне степей, учиться показывать их на карте. Устанавливать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги. Работая в паре с учителем, знакомиться по рисунку учебника с животным миром степей. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями степей, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в степи. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Приводить примеры экологических связей в степном сообществе. Составлять характерные для степи цепи питания, моделировать их освоенными способами | 27.11 | консультация |
24 | В жаркой пустыне. | 1 | Расположение пустынь на карте Россия; уметь отличать степь от пустыни; животные и растения пустыни. | Находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги .Знакомиться по гербарным образцам с растениями пустынь, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в пустыни. Знакомиться по рисунку учебника с животным миром пустыни. Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей. Приводить примеры экологических связей в пустынном сообществе. Составлять характерные для пустыни цепи питания, моделировать их освоенными способами | 2.12 | |
25 | У тёплого моря. | 1 | Знать расположения на карте субтропиков; животные и растения субтропиков. | Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эту зону. Устанавливать зависимость природных условий на Черноморском побережье Кавказа от моря и гор. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями Черноморского побережья Кавказа. Использовать рисунок и текст учебника для характеристики растительного и животного мира Черноморского побережья Кавказа. Сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь. | 4.12 | консультация |
26 | Мы- дети родной земли. | 1 | Знакомство с народностями России | Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа; анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях; моделировать ситуацию межкультурной коммуникации на основе использования этих произведений | 9.12 | |
27 | В содружестве с природой. | 1 | Связь занятий народов Сибири с природными условиями | По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России (по выбору) с использованием материалов устного изобразительно-прикладного народного творчества и дополнительных источников информации. Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни; показать на карте места традиционного проживания некоторых народов России | 11.12 | консультация |
28 | Как сберечь природу России? | 1 | Знание науки экологии, охрана природы | Знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. | 16.12 | |
29 | Контрольная работа за полугодие | | Выполнение работы | Обобщить и проверить знания по изученному материалу | | |
30 | По страницам Красной книги. Создание проекта: «Красная книга нашего региона» | 1 | Знакомство с Красной книгой и редкими растениями и животными | Работая с учителем ,знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги России, обитающими в разных природных зонах. | 18.12 | консультация |
31 | По заповедникам и национальным паркам. Обобщение. | 1 | Знакомства с заповедниками России . | Работая в группах, знакомиться по материалам учебника с заповедниками и национальными парками России, обитающими в разных природных зонах | 23.12 | |
32 | Обобщение по разделу «По родным просторам» | 1 | Выполнение работы | Оценивать свои успехи в учебной деятельности, использовать пошаговый контроль при выполнении заданий | 25.12 | консультация |
33 | В путь по Реке времени. «Календарь памятных дат». | 1 | Знать прошлое своего народа; знать великие события и тех кто внёс значительный вклад в историю и куль-туру Отечества. | На основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края определять их значимость для сохранения народной памяти. Различать в них поэтический вымысел и реальную историческую основу. Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения. Различать два значения понятия истории. Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Определять по дате век события. Называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания | 13.01 | |
34 | Путешествуем с археологами. | 1 | Происхождении человечества, происхождении человечества, их расселение по земле | Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и в местном музее; отмечать их возраст на схеме; узнавать, соотносятся ли эти находки с письменными источника-ми; сравнивать образ оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири. Рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науке | 15.01 | консультация |
35 | По страницам летописи. | 1 | представление о известном Несторе – летописце; | Показывать на исторической карте места обитания разных племён; объяснять значение названий славянских племён; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; сравнивать их и находить общее и различное | 20.01 | |
35 | Истоки древней Руси. | 1 | История своего Отечества, связь народов Земли | Показывать на карте древние торговые пути; рассказывать о берестяных грамотах; показывать на карте древние русские города; отмечать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи; рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; называть имена родоначальника правящей княжеской династии его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства. Обосновывать роль Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древнерусского государства | 22.01 | консультация |
37 | Мудрый выбор. | 1 | Принятие христианства на Руси, создание славянской письменности | Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; объяснять значение преемственности в их государственных поступках; обозначать век (да-ту) Крещения Руси на схеме «Река времени»; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира. Узнавать архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, Великом Новгороде. | 27.01 | |
38 | Наследница Киевской Руси. | 1 | Владимиро–Суздальская Русь, Золотое кольцо России- всемирное наследие | Составлять схему родственных отношений древнерусских князей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; перечислять и находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу; характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира | 29.01 | консультация |
39 | Москва – преемница Владимира. | 1 | Три беды Руси, потомки князя Даниила Московского, объединение русских княжеств | Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков; составлять схему их родственных отношений; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; сравнивать Успенский собор в Московском Кремле и во Владимире; интерпретировать идейный смысл иконы Андрея Рублева «Троица» и важность его для межличностных отношений людей с древности до современности | 3.02 | |
40 | Начало Московского царства. | 1 | Положение Руси при князе Иване III, при царе Иване IV, укрепление Руси | Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; обозначать имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени»; характеризовать деятельность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного | 5.02 | консультация |
41 | Подвижники Руси и землепроходцы. | 1 | Знакомство с подвижниками и землепроходцами Руси | Презентовать рассказы об основании сибирских городов (по выбору); высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках соотечественников | 10.02 | |
42 | На пути к единству. | 1 | Смутное время, история Дня народного единства | Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны. Показывать на карте поволжские города; называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина | 12.02 | консультация |
43 | Начало Российской империи. | 1 | Царский род Романовых, император Пётр I | Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения ее независимости. Характеризовать архитектурный облик Санкт-Петербурга; объяснять значение названия города; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в Санкт-Петербурге. Сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра I на западных границах Отечества | 17.02 | |
44 | «Жизнь – Отечеству, честь – никому!» | 1 | Великие люди России: М.В.Ломоносов, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков | Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху; обосновывать значительность деятельности М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова; приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом; обсуждать социальную значимость названных понятий | 19.02 | |
45 | «Жизнь – Отечеству, честь – никому!» | 1 | Великие люди России: М.В.Ломоносов, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков | 24.02 | консультация |
46 | Отечественная война 1812 года. | 1 | Знакомство с историей Отечественной войны 1812 года, роль М.И.Кутузова, участие крестьян в войне | Обосновать роль М.И. Кутузова как народного полководца; характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну; находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г., приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 г. за рубежом; сопровождать рассказ фотографиями, рисунками, поэтическими произведениями русских писателей или собственного сочинения | 26.02 | консультация |
47 | Золотой век театра и музыки. | 1 | Подъём театрального и музыкального искусства в 19 веке, известные композиторы | Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в. Приводить полные названия первых консерваторий; даты создания отмечать на схеме «Река времени»; приводить примеры всемирного признания достижений российского искусства; передавать впечатление от восприятия музыкального произведения отечественного композитора XIX – начала XX в | 3.03 | |
48 | Расцвет изобразительного искусства и литературы. | 1 | Великие художники и писатели 19 века | Обобщать знания о произведениях вели-ких русских художников и писателей, полученные в начальной школе; характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства; называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей; приводить сведения о названии и рассказывать о важнейших хранилищах изобразительного искусства; передавать впечатление от восприятия картины отечественного художника XIX – начала XX в. | 5.03 | консультация |
49 | Обобщение по теме: расцвет изобразительного искусства и литературы. Контрольная работа за четверть | 2 | Обобщить и проверить знания по изученным темам. | Проверить и оценить свои знания по изученному разделу. | 10.03 | |
50 | В поисках справедливости. | 1 | Отмена крепостного права, война 1914 года, революция 1917 года, гражданская война, возникновение советской республики | Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своём крае; приводить примеры изменения названий городов и улиц; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в это период | 12.03 | консультация |
51 | Век бед и побед. | 1 | История России с 1917 по 1937 годы, преобразования в стране после революции | Характеризовать особенности развития страны; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период | 17.03 | |
52 | Проверочная работа по пройденному материалу | | Контроль знаний | Контроль усвоения изученного материала Проверка знаний по разделу. | 19.03 | |
53 | Вставай, страна огромная! | 1 | Великая Отечественная война 1941 года, подвиг народа в войне | Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков; по возможности составлять рассказ о членах своей семьи – ветеранах Великой Отечественной войны | 2.04 | консультация |
54 | Четыре огненных года. | 1 | Великая Отечественная война 1941 года, подвиг народа в войне | Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом | 7.04 | |
55 | Трудовой фронт. | 1 | Трудовой фронт во время войны, подвиг трудового народа | Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., в том числе своих земляков; раскрывать понятие «трудовой фронт»; по возможности составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов семьи во время Великой Отечественной войны | 9.04 | консультация |
56 | Нет в России семьи такой… | 1 | Семейные воспоминания о В.О.войне | Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах; характеризовать документы, воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. в своей семье; приводить примеры таких документов и реликвий из музеев, в том числе своего края; по возможности записывать воспоминания старших родственников о военном времени | 14.04 | |
57 | После великой войны. | 1 | Восстановление народного хозяйства после войны | Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет; приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне; соотносить их с результатами восстановительной работы, в том числе в своём крае; рассказывать о земляках – тружениках первой послевоенной пятилетки, в том числе о членах своей семьи | 16.04 | консультация |
58 59 | Достижения 1950 – 1970 годов. | 2 | Достижения науки, выдающиеся учёные, развитие космоса | Характеризовать созидательную деятельность страны в 50 – 70-е гг. XX в.; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период. Рассказывать о земляках – тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи | 22.04 | |
60. | Современная Россия | | Экономические и политические преобразования в современной России | Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90-х гг. XX в. и в первое десятилетие XXI в.; приводить примеры преобразований, в том числе и в своем крае | 28.04 | |
61 | Современная Россия. | 1 | 30.04 | консультация |
63 | Хороша честь, когда есть, что есть. | 1 | Развития отечественного производства продовольствия и сырья | Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей; приводить примеры | 5.05 | |
64 | Умная сила России. | 1 | Сотрудничество науки с производством, качество жизни в селе и в городе | Обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок; характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; приводить примеры | 12.05 | консультация |
65 | Светлая душа России. | 1 | Культурные события и традиции, культурная жизнь современной России | Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России; приводить примеры таких явлений и событий; составлять рассказ о таком событии. | 14.05 | |
66 | Обобщение по теме: Мы строим будущее России. | 1 | Обобщить и проверить знания по теме | Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на будущее | 19.05 | консультация |
67 68 | Начни с себя! Итоговый урок | 2 | Вклад детей в развитие страны | Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России | 21.05 26.05 | |
УМК Перспектива предусматривает наличие контрольно – измерительных материалов.
Проверочные работы по окружающему миру в виде тестов взяты из журнала «Начальная школа».
В конце учебного года проводится комплексная контрольная работа в виде теста , включающая в себя 4 предмета: русский язык, математику, литературное чтение и окружающий мир.
При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.