Рабочая программа по изучению курса литературного чтения в 4 классесоставлена на основе федерального компонента государственного стандарта образования по литературному чтению, утверждённого приказом Минобразования России от 05 марта 2004 г., в соответствии с учебным МОУ ООШ № 14 на 2016 -2017уч.г., разработанного на основе федерального базисного учебного плана для основного общего образования, примерной авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение.
Рабочая программа ориентирована на работу по:
Литературное чтение: учебник для 4 кл. нач. шк. в 2-х ч./[сост. Л.Ф.Климанова и др.]. – М.: Просвещение, 2015 г.
Аудиприложение на электронном носителе
Учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Курс литературного чтения 4 класса направлен на достижение следующих целей:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Количество учебных часов в год - 136, в неделю - 4.
Тематическое планирование
Летописи. Былины. Жития - 12 ч.
Чудесный мир классики – 22 ч.
Поэтическая тетрадь – 12 ч.
Литературные сказки – 16 ч.
Делу время – потехе час - 9 ч.
Страна детства – 8 ч.
Поэтическая тетрадь – 5 ч.
Природа и мы – 12 ч.
Поэтическая тетрадь – 8 ч.
Родина – 8 ч.
Страна Фантазия – 8 ч.
Зарубежная литература – 16 ч.
Содержание программы
В программе представлено пять основных содержательных линий:
1. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.
Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.
2. Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).
1 полугодие - сознательное, правильное, достаточно беглое чтение целыми словами с использованием интонации, понимание смысла прочитанного. Темп чтения вслух – 80-90 слов. Осознанное чтение про себя.
2 полугодие – беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдений всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Темп чтения вслух – 90 слов. Темп чтения про себя -140 слов (ориентировочно)
3. Первоначальное литературное образование – раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.
Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.
4. Формирование умений читательской деятельности – характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
5. Виды речевой деятельности – обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Дата проведения
Домашнее задание
план
факт
1 четверть
«Летописи. Былины. Жития» 12 ч.
Знакомство с учебником по литературному чтению
Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
С. 6–8, выраз.чит., вопрос 6, доп. сооб. о Вещем Олеге
«И вспомнил Олег коня своего» Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина
«И вспомнил Олег коня своего»
С. 10–11, выраз.чит., вопросы 4, 5 сравнить со стих.
Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»
С.12-16 чит.
Былина «Ильины три поездочки»
12.09
С. 12–16,чит, составить рассказ об Илье
«Ильины три поездочки»
13
С.17-19 чит.
«Житие Сергия Радонежского» - памятник древне¬русской литературы
14
С.22-28 чит.
«Житие Сергия Радонежского» Характеристика главного героя.
15
С.29 №1-5
«Житие Сергия Радонежского».
19.09
С.29 №6
Проект: «Создание календаря исторических событий»
20.09
С.33 -34 отв.навоп.
Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».
21
Чтение худ.литер. по собственному выбору
Чудесный мир классики 22 ч.
П. Ершов.Подготовка сообщения о П.П. Ершове
22.09
С. 38–48, выр.чит, найти отрыв. к иллюстр., объясн. смысл слов
Чудесный мир классики. П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»
26.09
С. 49–59, выр.чит., воп. 3, 4.Ознакомиться с др. вариантами сказки
Характеры главных героев в сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»
27
С. 60, 61вопросы 6, 7 деление на части, план
Сходство русских народных сказок и авторской сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»
28
Подготовить рисунки к сказке
А.С. Пушкин.Подготовка сообщения о А.С. Пушкине
29.09
Подготовка сообщения о А.С. Пушкине
Настроение, выраженное в стихах А. С. Пушкина «Няне», «Туча», «Унылая пора!»
03.10
Наизусть по выбору
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
04
С. 70–82,выр. читать
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
05
С. 83–91, вопрос 7, отрывок наизусть
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей
06
С. 90–91, вопросы 2, 3, 4, подробный пересказ 1 части
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
10
Выучить наизусть отрывок по выбору
М.Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения о М. Ю. Лермонтове
11
С. 94–96, выраз.читать, воп. 1, 2 Иллюстрация к произведению
М.Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека»
12
С. 97–102,читать, вопрос 5
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей.
С. 103-110чит.
Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»
С. 113,воп. 2, 3, 7крат. перес. по плану
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
С. 114– 118 выраз. чит, воп. 3, чтение в лицах
Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л. Н. Толстом
С. 119, придумать аналогич. историю
Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство»
С. 122– 133, выразительно читать
Умный и находчивый герой в произведении Л. Толстого «Как мужик убрал камень»
Прочитать др. басни Л.Толстого
А.П. Чехов. Подготовка сообщения о А. П. Чехове
Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»
Читать рассказ «Мальчики»
А.П. Чехов «Мальчики». Составление плана
Пересказ по плану
2 четверть
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».
Поэтическая тетрадь 12 ч.
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…» «Как неожиданно и ярко»
С.138, 139 наиз. любое стихот.
А.А. Фет. «Весенний дождь»
С.141 читать, нарисовать рисунок
А.А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка»
С.142 наизусть
Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»
Подготовить чтение др. стих. Баратынского
Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот...»
С.144 чит., отв на вопросы
Картина сельского быта в стихотворении
А. Н. Плещеева «Дети и птичка»
С. 145 наизусть
Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»
С.146 читать
Тема детства в стихотворении Н. А. Некрасова «Школьник»
Прочитать др. стихот. Некрасова
Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...»
С.148-149 чит., отв. на воп.
Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад».
Прочитать др. стихот. Бунина
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
Любимое стих.и иллюстрация
Картины природы
Литературные сказки 16 ч.
Научно-познавательная сказка. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
С156-167 чит.
Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»
Отв.на воп.с.168 №3,4
Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»
Рассказ о Мише
Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»
С.169-178 чит., сооб. об авторе
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Отв.на воп.№8 с.179
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Придум. сказку о растении или живот.
Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни
С.180-191 чит.
П.П. Бажов «Серебряное копытце»
С.180-191 чит., иллюстрация
П.П. Бажов «Серебряное копытце»
Пересказпонрав. отрывка
Особенности речи героев сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»
Прочит. др.рассказы Бажова
Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
С.193-204 чит.
Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»
Дочитать сказку
Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».
Пересказ любой части
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Повторить произ.раздела
Обобщение по разделу «Литературные сказки»
С.215 воп.№2,3,6
КВН «Литературные сказки»
Делу время – потехе час 9 ч.
Авторская литературная сказка
Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»
С.4-16 читать
Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени»
Е. Л. Шварца
Пересказ сказки
В. Ю.Драгунский «Главные реки». Средства создания комического эффекта
С.17-23 чит.
3 четверть
Многозначность слова как средство комической выразительности В.Ю. Драгунского «Главные реки»
Пересказ от имени Дениса
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»
С.24-28 чит,отв.навоп.
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»
Читать др. рассказы Драгунского
В.В. Галвкин «Никакой я горчицы не ел»
Мини-соч. о прогульщике
В.В. Галвкин «Никакой я горчицы не ел»
Повторить поизв.раздела
Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».
Читать весёлые рассказы о детях
Страна детства 8 ч.
Б.С. Житков «Как я ловил человечков».
С.38-46 читать
Б.С. Житков «Как я ловил человечков».Взаимоотношение детей и взрослых
С.46 отвечать на вопросы
Б.С. Житков «Как я ловил человечков»
Пересказ от им. главного героя
Работа над содержанием текста К.Г. Паустовского
«Корзина с еловыми шишками»
С.47-52 чит.
Художественная выразительность в рассказе К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
Планируемые результаты освоения учебного предметапо итогам обучения в 4 классе
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации ин-формации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Планируемые результаты
В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
В конце 4 класса обучающиеся должны знать:
• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
Обучающиеся должны уметь:
• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
• использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, логические и психологические паузы);
• составлять план к прочитанному;
• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
• определять тему и главную мысль произведения;
• озаглавливать иллюстрации и тексты;
• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
• ставить вопросы к прочитанному;
• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Обучающиеся должны:
• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
• принимать участие в конкурсах чтецов;
Результаты обучения литературе в начальной школе представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Список литературы
1. Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение,
2. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение. Учебник для 4 класса, часть 1. М.: Просвещение, 2015
3. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение. Учебник для 4 класса, часть 2. М.: Просвещение, 2015
4. С. В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс. М. «Вако», 2015
5. Начальная школа Справочник школьника, Филологическое общество «слово» 1996 г.
6. Новейший справочник школьника, Рипол классик дом. ХХI век 2007 г.
7. «Полная хрестоматия для начальной школы»/ Составитель: И.Сивохина. – М.: Олма-Пресс, 2003.
8. 303 программных произведения для чтения в начальной школе. – М.: Дрофа, 2002.