Рабочая программа по литературному чтению на родном языке.
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке.
Рабочая программа по родной литературе для 3 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной «Литературное чтение» (УМК «Школа России») для 1 – 4 классов и хрестоматии для начальной школы «Литература Костромского края».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на родном языке.»
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Нормативную правовую основу программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
С учетом методических рекомендаций по изучению обязательных предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» на уровне начального общего образования в образовательных организациях Костромской области.
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения русского родного языка, даѐтся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» в учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по родному языку, содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке».
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Литературное чтение на родном языке».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родной литературе для 3 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной «Литературное чтение» (УМК «Школа России») для 1 – 4 классов и хрестоматии для начальной школы «Литература Костромского края».
Предмет «Литературное чтение на родном языке» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Изучение литературного чтения на родном языке на уровне начального образования представляет собой первый этап системы лингвистического образования учащихся.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Литературное чтение на родном языке».
Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Литературное чтение на родном языке».
Цель программы: расширение представлений о родной литературе как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия родной литературы; формирование познавательного интереса к чтению и изучению произведений писателей и поэтов Костромской области, совершенствование умений работать с текстом и коммуникативных умений.
Цели курса литературного чтения на родном языке в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
Задачи изучения учебного предмета
Литературное чтение на родном языке нацелено на решение следующих задач:
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа по литературному чтению на родном языке составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» предусмотрен в обязательной части учебного плана, изучается учащимися, родители (законные представители) которых выбрали для изучения данный учебный предмет на основании письменного заявления.
Предмет «Литературное чтение на родном языке» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»».
Рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчѐта 1 академический час в неделю.
Согласно учебному плану на изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» отводится 1 учебный час в неделю в 3 классе.
Используемые технологии: проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения, технология оценивания образовательных достижений.
Общая характеристика курса
Литературное чтение на родном (русском) языке как систематический курс идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь.
Общая с курсом «Родной русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно - нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с его героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений.
В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своѐ отношение к героям и произведению в целом. Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаѐт условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности великой духовно-нравственной культуре России, своей малой родине.
.Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» являются:
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства c произведениями русской литературы;
развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в самовыражении через слово.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД.: Ученик научится:
принимать и сохранять учебную задачу
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, работать по плану,
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Познавательные УУД:
Ученик научится:
строить сообщение в устной форме;
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
основам смыслового восприятия художественных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей.
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),
владеть диалогической формой коммуникации, формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Родная (русская) литература» является сформированность следующих умений: Ученик научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, способность воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта.
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы.
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Устное народное творчество.
2 часа
Сказки писателей-костромичей
8 часов
Мир детства в произведениях писателей костромского края
4 часа
Природа родного края в творчестве Костромских писателей
10 часов
Труд и человек-труженик в творчестве писателей-костромичей.
2 часа
Набираемся житейской мудрости
1 часа
Продолжаем разгадывать секреты смешного.
2 часа
Сравниваем прошлое и настоящее
3 часа
Резерв
2 часа
Итого:
34 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(«Литературное чтение на родном языке»)
№ урока
Тема урока
Характеристика основных видов деятельности обучающихся направленных на формирование УУД
Календарные сроки
Планируемые
Фактические
Устное народное творчество (2 часа)
Знакомство с многообразием песен Костромского края
Определение собственного отношения к прочитанному. Использование различных приемов выразительного чтения
Устное народное творчество на Костромской земле. Сказки, песни, игры
Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного
Сказки писателей-костромичей (8 часов)
А.М.Ремизов «Гуси-лебеди». Зов Родины в произведениях автора.
Прогнозировать содержание произведения по его заглавию, находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами, пересказывать текст подробно
А.М.Ремизов «Красочки», «Мышонок», «Мужик и медведь». Эмоционально-образное восприятие произведений.
Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного
Творческое наследие Ефима Честнякова «Иванушко»
Составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи
Создавать устное высказывание с выражением личного отношения к изображенному, высказывать свое суждение об эстетической ценности художественного произведения
Сказочные образы в произведении Е.Честнякова «Сергиюшко»
Читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного
Знакомство с творчеством Сергея Савина. Чтение рассказка «Про кошку Машку»
Пересказ фрагментов произведения близко к тексту. Выявление особенностей литературных героев, определение главной мысли произведения.
Знакомство с творчеством и жизнью А.Н.Островского. Сказка-пьеса «Снегурочка»
Слушание, первичный анализ текста. Выразительное чтение фрагмента сказки. Постановка вопросов по прочитанному
Характеристика главных героев сказки А.Н.Островского «Снегурочка»
Мир детства в произведениях писателей костромского края (4 часа)
Анализ стихотворения А.Н.Плещеева « Детство»
Выразительное чтение лирического произведения. Наблюдение за авторской позицией и собственным впечатлениям от прочитанного
Понятие о настоящей дружбе в рассказе А.А.Хлябина «Пирожки», «Трамплин», «Случай из детства»
Выразительное чтение поэтических произведений, актуализация читательского опыта, сравнение литературных произведений разных жанров близкой тематики
Наталья Евгеньевна Мусинова «Полет в мыльном пузыре»
Характеристика литературного героя, определение своего и авторского отношения к нему, объяснение внутреннего состояния литературных героев, рассказ по плану
Чтение стихов о школьниках О.С.Колобовой.
Характеристика литературного персонажа, определение своего и авторского отношения к нему, объяснение внутреннего состояния литературных героев, рассказ по плану. Актуализация личного опыта для объяснения нравственной позиции
Природа родного края в творчестве Костромских писателей (10 часов)
Знакомство с биографией и творчеством Ю.Жадовской, анализ стихотворений «Бабушкин сад», «Я люблю смотреть»
Анализ лирического произведения с точки зрения эмоционально-смыслового содержания, авторских переживаний.
Картины природы в стихотворениях Н.А.Некрасова
Анализ лирического произведения с точки зрения эмоционально-смыслового содержания, авторских переживаний, общечеловеческих проблем, сравнение произведений сходной тематики.
Сравнительный анализ стихотворений А.Н.Плещеева «Весна», «Сельская песенка»
Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания, планировать читательскую деятельность.
18.
Знакомство с произведениями В.Бочарникова « Пять живых капель», «Серегина радость»
Анализ авторской позиции, определение способов ее выражения, создание письменных работ по личным впечатлениям.
19
Анализ произведений В.Бочарникова « Пять живых капель», «Серегина радость»
Любовь к природе в произведениях В.Бочарникова «На лесной опушке», «Снегири», «Родничок»
Сравнивать, классифицировать, получать информацию из различных источников, делать выводы, обобщать, аргументировать свое мнение.
22
Сказочные и реальные образы в рассказе Ю.Н.Куранова «Царевна», «Дождевая россыпь», «Красный огонек».
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность.
23
Знакомство с творчеством О.Гуссаковской .Чтение и анализ рассказа «Яшка»
Знакомство с произведением, обсуждение первоначальных впечатлений.
Анализ текста с точки зрения проявления авторского отношения, характеристики героев и их поступков, приемов выразительности
24
Т.Н.Иноземцева «Я пришла от земли..»
Определение выразительных средств, авторского отношения.
Труд и человек-труженик в творчестве писателей-костромичей (2 часа)
25
Знакомство с творчеством В.А.Кодряна.
Обогащение знаний об исторических событиях конкретной эпохи, о поведении людей на войне, выделение главной мысли произведения, изобразительных средств, помогающих понять эмоционально-смысловое содержание произведения.
26
Анализ стихов В.Кодряна «На картошке», «Мой любимый дедушка», «Колка дров»
Формирование умений привлекать собственный жизненный опыт в процессе анализа литературного произведения, соединять систему образов произведения с его главной мыслью.
«Набираемся житейской мудрости» 1 час
27
И. Крылов. Басни. «Музейный Дом. Выставка рисунков»
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Правильное и осмысленное чтение текстов.
Продолжаем разгадывать секреты смешного» 2 часа
28
Н. Носов «Мишкина каша»
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Правильное и осмысленное чтение текстов.
29
М. Вайсман «Приставочка моя любименькая»
Сравниваем прошлое и настоящее» 3 часа
30
Ю. Коваль «Под соснами»
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Правильное и осмысленное чтение текстов.
31
К. Паустовский «Стальное колечко». «Музейный Дом. Выставка рисунков»
32
Урок-отчёт о самостоятельном чтении
33-34
резерв
Особенности организации контроля по литературному чтению на родном языке.
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»);
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить в устной форме
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными.