Рабочая программа по изучению курса литературного чтения в 3 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературному чтению, утверждённого приказом Минобразования России от 4 марта 2004 г., учебного плана школы, разработанного на основе федерального базисного учебного плана, примерной программы по литературному чтению (Климанова, В.Г. Горецкий, М.: Просвещение, 2015г.) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:
Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение 3 класс : учеб. с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / – М. : Просвещение, 2013.
Учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Курс литературного чтения 3 класса направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Количество учебных часов в год – 136, в неделю – 4
Тематическое планирование
№
п/п
Разделы, темы
Количество часов
1
Самое великое чудо на свете
3
2
Устное народное творчество
16
3
Поэтическая тетрадь 1
9
4
Великие русские писатели
26
5
Поэтическая тетрадь 2
6
6
Литературные сказки
8
7
Были-небылицы
10
8
Поэтическая тетрадь 3
6
9
Люби живое
16
10
Поэтическая тетрадь 4
8
11
Собирай по ягодке-наберёшь кузовок
12
12
По страницам детских журналов
8
13
Зарубежная литература
8
ИТОГО: 136 часов
Содержание курса
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Использование норм речевого этикета в процессе общения.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению
№
п/п
Тема урока
Дата проведения
Домашнее
задание
план
факт
1 четверть
Самое великое чудо на свете (3 часа)
1
Знакомство с учебником. Книга. Элементы Книги. Рукописные книги Древней Руси.
01.09
С. 4-7 выр. читать
2
Начало книгопечатания. Первопечатник Иван Фёдоров.
02
С. 8-9 выр. читать
3
Урок-путешествие в прошлое.
05
С.10-12 выр. читать
Устное народное творчество (16 часов)
4
Русские народные песни.
07
С. 14-17 выуч. 1 песню наизусть
5
Докучные сказки.
08
С. 18-19 выр. читать
6 - 7
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
Внеклассное чтение. Б. Заходер «Веселые стихи»
09
12
Сочинить докучную сказку.
Читать стихи Б.Заходера
8
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
14
С. 20-21 читать
9
Произведения прикладного искусства. Защита проектов на тему «Народные промыслы».
15
Подготовить проект «Народные промыслы».
10
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
16
С. 22-26 выр.чит.
11
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
19
С.27 отв. на 7, 9 вопросы
12
Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк».
21
С. 28-33 читать
13
Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк».
22
С. 34-38 читать
14
Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк».
23
С. 39 ответить на 8, 10 вопросы
15
Русская народная сказка «Сивка-бурка».
26
С.40-44 читать
16
Русская народная сказка «Сивка-бурка».
28
С. 45-49 читать
17
Внеклассное чтение: русские народные сказки.
29
Пересказ русской народной сказки
18
КВН «По дорогам сказок».
30
С. 50 ответить на 7 вопрос
19
Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Оценка достижений
03.10
С.54 ответить на 12, 13, 14, 15 вопросы
Поэтическая тетрадь I (9 часов)
20
. Научно-популярная статья Я. Смоленского «Как научиться читать стихи».
05
С.60-61 читать
21
Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».
06
С. 62 выучить наизусть
22
А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…».
07
С. 64 выучить наизусть
23
И.С. Никитин «Полно, степь моя…».
10
С. 66-67 читать, отв. на вопр.
24
И.С. Никитин «Встреча зимы».
12
С. 68-71 читать, отв. на вопр.
25
И. Суриков «Детство».
13
С. 72-75 выуч. наизусть
26
И. Суриков «Зима».
14
С. 76-77 выуч. наизусть
27
Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о временах года. Чтение наизусть.
17
Подготовить выразительное чтение стих русских поэтов
28
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений.
19
С. 80 отв. на 8, 10 вопросы
Великие русские писатели (26 часов)
29
А.С. Пушкин. Знакомство с биографией поэта. Лирические стихотворения.
20
С. 84-85 читать
С. 86-87 выуч. стих. по выбору
30
А.С. Пушкин «Зимнее утро».
21
С. 88-89 выр. чит.
31
А.С .Пушкин «Зимний вечер».
24
С. 90-91 выуч. наиз.
32
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
26
С. 92-101 выр.чит.
33
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
27
С. 102-111 выр. чит.
34
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
28
С. 111-120 выр.чит.
2 четверть
35
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
07.11
36
Внеклассное чтение. Сказки А.С .Пушкина.
09
37
Урок-викторина по произведениям А.С. Пушкина «Там, на неведомых дорожках…».
10
38
И.А. Крылов – великий баснописец. Страницы биографии писателя.
11
39
И.А. Крылов «Мартышка и очки».
14
40
И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна».
16
41
И.А. Крылов «Ворона и лисица».
17
42
Урок-игра «Звездный час» (по басням И.А. Крылова).
18
43
Проектная работа «Инсценировка басен И.А. Крылова».
21
44
Проектная работа «Инсценировка басен И.А. Крылова».
23
45
М.Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт. Страницы биографии. «Горные вершины», «На севере диком…».
24
46
М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень».
25
47
Л.Н. Толстой – великий русский писатель. «Детство».
28
48
Л.Н. Толстой «Акула».
30
49
Л.Н. Толстой «Акула».
01.12
50
Л.Н. Толстой «Прыжок».
02
51
Л.Н. Толстой «Лев и собачка».
05
52
Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.
07
53
Внеклассное чтение «Рассказы Л.Н. Толстого для детей».
08
54
Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»..
09
Поэтическая тетрадь 2. (6 часов)
55
Н.А. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядреный…», 0трывок из поэмы «Мороз, Красный нос».
12
56
Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»
14
57
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
15
58
К.Д. Бальмонт «Золотое слово», И. Бунин «Детство».
16
59
И. Бунин «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…».
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца –Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».
23
63
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».
26
64
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».
28
65
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
29
66
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
30
3 четверть
67
Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».
68
Внеклассное чтение. Сказки Р. Кипплинга.
Были-небылицы. (10 часов)
69
М. Горький «Случай с Евсейкой».
70 - 71
М. Горький «Случай с Евсейкой».
72
К.Г .Паустовский «Растрепанный воробей».
73
К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей».
74
К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей».
75
А. Куприн «Слон».
76
А. Куприн «Слон».
77
А. Куприн «Слон».
78
Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы».
Поэтическая тетрадь 3. (6 часов)
79
С. Чёрный «Что ты тискаешь утенка?»
80
С. Черный «Воробей», «Слон».
81
А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона».
82
С.А. Есенин «Черёмуха».
83
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 3».
84
Внеклассное чтение. Русские поэты о красоте природы. Чтение наизусть.
Люби живое (16 часов)
85 – 86
М. Пришвин «Моя Родина».
87
Проектная работа «Моя семья».
Или «Мой класс –школьная семья»
88
И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
89
И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
90 - 91
В. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку».
92
В. Бианки «Мышонок Пик».
93
В. Бианки «Мышонок Пик».
94
Б. Житков «Про обезьянку».
95
Б. Житков «Про обезьянку».
96 - 97
В. Астафьев «Капалуха».
98 - 99
В. Драгунский «Он живой и светится».
100
Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь 4. (8 часов)
101
С.Я. Маршак «Гроза днем».
102
С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…».
103
А.Л. Барто «Разлука», «В театре».
4 четверть
104
С.В. Михалков «Если».
105
Е.А. Благинина «Кукушка», «Котенок».
106
Защита проектов «Стихотворения собственного сочинения».
107
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 4».
108
Внеклассное чтение. Стихи о детях. Чтение наизусть.
Собирай по ягодке-наберёшь кузовок (12 часов)
109
Б. Шерегин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
110
А. Платонов «Цветок на земле».
111
А. Платонов «Ещё мама».
112
А. Платонов «Ещё мама».
113
М. Зощенко «Золотые слова».
114
М. Зощенко «Золотые слова».
115
М. Зощенко «Великие путешественники».
116
Н. Носов «Федина задача».
117
Н. Носов «Телефон».
118
Н. Носов «Друг детства»
119
Обобщающий урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
120
Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского и Н. Носова.
По страницам детских журналов. (8 часов)
121 - 122
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».
123 - 124
Ю. Ермолаев «Проговорился».
125
Ю. Ермолаев «Воспитатели».
126
Г. Остер «Вредные советы».
Г. Остер «Как получаются легенды».
127
Внеклассное чтение. Произведения Г. Остера.
128
Р. Сеф «Веселые стихи». Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов».
Зарубежная литература. (8 часов)
129 - 130
. Древнегреческий миф «Храбрый Персей».
131
Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции.
132
133
134
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок».
135
Внеклассное чтение. Сказки Г.Х. Андерсена.
136
Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература
Посещение школьной библиотеки. Мои любимые книги
Итого: 136 часов
Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 3 классе
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки
как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказыватьнебольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичых навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатамиизучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Список литературы
Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс / Стефаненко Н.А. – М.: Просвещение, 2013г..
Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.С. Асафьева, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
Электронное приложение к учебнику.- М.:Просвещение, 2013.
Поурочные разработки по литературному чтению./ Кутявина С.В.-М.: ВАКО, 2013.
«Полная хрестоматия для начальной школы»/ Составитель: И.Сивохина. – М.: Олма-Пресс, 2003.
303 программных произведения для чтения в начальной школе. – М.: Дрофа, 2002.
Сборник текстов для проверки техники чтения. 1-4 класс./ Лагутина Е.В.- М.: Издат-школа, 2004.
Начальная школа Справочник школьника, Филологическое общество «слово» 1996 г.
Новейший справочник школьника, Рипол классик дом. ХХI век 2007 г.
«Рассмотрено»
Протокол методического объединения учителей от ____________ № __________
Руководитель ШМО ___________________ ФИО
Дата _________________
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР ____________________ФИО
Дата _____________________
«Принято»
Протокол педагогического совета от _________________№___________
Дата___________________
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу.