Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс»
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 14
«Утверждаю»
Директор МОУ ООШ № 14____________ Н. А. Фомина
Приказ № 67/12 от 01.09.2016г.
Рабочая программа учебного курса по литературному чтению
(базовый уровень)
2 класс
Составитель: Самиулина Ольга Николаевна,
учитель начальных классов высшей категории
Егорьевск
2016 г.
Литературное чтение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» для 2 класса на 2016 – 2017 учебный год составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования по литературному чтению, примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2013г)
Для реализации программного содержания используются:
- учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова;Москва «Просвещение» 2013 г.
- методическое пособие с поурочными разработками по литературному чтению 2 кл., Л.Ф.Климанова В.Г.Горецкий; Москва «Просвещение» 2015 г.
Количество учебных часов в неделю - 4, в год - 136.
Цели обучения
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитаниеэстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи: - развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Актуализация обучения младших школьников:
--Углублять читательский опыт детей.
--Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Разделы, темы
Количество часов
1
Вводный урок по курсу литературного чтения
1
2
Самое великое чудо на свете
4
3
Устное народное творчество
15
4
Люблю природу русскую. Осень
8
5
Русские писатели
14
6
О братьях наших меньших
12
7
Из детских журналов
9
8
Люблю природу русскую. Зима
9
9
Писатели детям
17
10
Я и мои друзья
10
11
Люблю природу русскую. Весна
9
12
И в шутку, и всерьез
14
13
Литература зарубежных стран
12
14
Резерв учебного времени
2
Итого:
136
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Курс призван продолжить обучение чтению в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства.
Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность. Ориентироваться в учебнике. Находить нужную главу в содержании учебника. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. Находить в словаре непонятные слова.
В игровой форме познакомить учащихся с миром литературного чтения; обобщить знания, полученные в 1 классе; развивать память, речь, мышление и воображение. Познакомить с устным народным творчеством; учить прогнозировать содержание раздела; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.
Познакомить с русским народным творчеством – загадками, пословицами, поговорками; отрабатывать навыки чтения; развивать речь, логическое мышление, умение группировать слова и явления.
В игровой форме обобщить знания учащихся по разделу; учить их работать в группе, проявлять свои творческие способности, учить находить главную мысль в тексте; подтверждать свои суждения цитатами из текста; воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям, воспитывать трудолюбие и уважение у чужому труду, честность, товарищества; развивать умение делить текст на части, составлять и анализировать различные виды плана; учить различать автора и героя, учить составлять план, развивать внимание, логическое мышление, творческие способности; воспитывать доброе отношение животным; расширять читательский кругозор; научить определять басню как жанр литературы, находить мораль в произведении; развивать навык выборочного чтения.
Формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; развивать творческие способности, интерес к творчеству, чтению детской литературы.
Учить прогнозированию; развивать память, внимание, навык выразительного чтения; формировать навык сравнения и анализа; прививать любовь к природе и русской словесности.
Развивать навыки выразительного беглого чтения, память, внимание, воображение, интерес к зарубежной литературе.
Содержание тем учебного курса
Самое великое чудо на свете
Читателю. Р. Сеф
Устное народное творчество (15 ч)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.
Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень (8 ч)
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (14 ч)
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке».
И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».
Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших (12 ч)
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов (9 ч)
1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».
Писатели – детям (17 ч)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).
Я и мои друзья (10 ч)
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».
Люблю природу русскую. Весна (9 ч)
Стихи о весне Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, С.Маршака, И.Бунина, Е.Благининой, Э.Мошковской.
И в шутку и всерьёз (14ч)
Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?», Песенки Винни-Пуха, Э.Успенский «Чебурашка», стихи В.Берестова, И.Токмаковой, Г.Остер «Будем знакомы», В.Драгунский «Тайное становится явным».
Литература зарубежных стран (12ч)
Американские и англиские народные песенки, Ш.Перо «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине», Э.Хогарт «Мафин и паук».
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
№
п/п
Тема урока. 1четверть
Дата проведения
Домашнее задание
План
Факт
Знакомство с учебником по литературному чтению. 1
01.09
Принести книгу, прочитанную летом
Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»
Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети…»
12.05
С.179-181 чит.выразит.
Ш.Перро «Кот в сапогах»
15.05
С.182-193 чит., вопр.
С.182-193 пересказ.
16.05
Ш.Перро «Красная Шапочка»
18.05
С.194-196 чит.по ролям
С.194-196 чит., отв.вопр.
19.05
131
132
Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»
22.05
С.197-199 читать
С.197-199 пересказ
133
134
Э.Хогарт «Мафин и паук»
23.05
С.200-209 читать
С.200-209 чит., отв.вопр.
135
Внеклассное чтение. А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»
25.05
Список книг на лето
136
Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»
26.05
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные УУД:
- Формирование познавательного мотива, моральной самооценки, мотивов достижения и социального признания, чувства прекрасного, ценности «любовь» к природе.
- Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости, эмоциональное «проживание» текста, умение выражать свои эмоции, доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству.
- Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств – стыда, вины, совести – регуляторов морального поведения.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, знать систему условных обозначений, выразительно читать тексты русских песен, различать малые жанры устного народного творчества, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, выбор оснований и критериев для сравнения объектов, умение делать выводы с помощью учителя, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск необходимой информации из прослушанных и прочитанных самостоятельно произведений, умение ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрации, понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной, представлять что такое библиотека, иметь представление о старинных и современных книгах, прогнозировать содержание раздела.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи (целеполагание) на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно, составление плана и последовательности действий, выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата, проговаривание последовательности действий на уроке, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта), внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения с эталоном, коррекция деятельности, умение работать по предложенному учителем плану, умение высказывать своё предположение на основе иллюстрации учебника, осознание качества и уровня усвоения материала, контроль, оценка.
Коммуникативные УУД:
Понимание относительности оценок или подходов к выбору, умение договариваться, находить общее решение, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения, умение слушать и понимать речь других, умение выразительно и осознанно читать текст, умение аргументировать своё предложение, умение убеждать, уступать.
Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:
1. Развитие навыков чтения:
- развитие навыка осознанного и правильного чтения,
- выработка плавного чтения целыми словами,
- проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин,
- проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца,
- развитие темпового чтения.
2.Развитие выразительности чтения и речи:
-чтение вслух и чтение про себя,
- развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных,
- произносить скороговорки и чистоговорки,
- обучение орфоэпическому чтению,
- обучение чтению по ролям.
3.Требования к уровню сформированности навыка чтения:
Уметь:
--Сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами в темпе – не менее 50 слов/мин
--Пересказывать небольшие по объёму тексты с опорой на картинный план или вопросы
--Орфоэпически правильно произносить слова в тексте для чтения.
4.Выработка умений работать с текстом:
Уметь:
--Подробно и выборочно пересказывать прочитанное с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций,
--Устанавливать последовательность действия в произведении и осмысливать в нём события, подкрепляя правильность ответа выборочным чтением,
--Делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль,
--Пользоваться вопросами и заданиями в учебнике,
--Различать тексты.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
В результате изучения литературного чтения учащийся должен знать/понимать
• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Уметь: читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения;
• пересказывать текст;
• делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
• создавать небольшой устный текст на заданную тему;
• приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
ЛИТЕРАТУРА
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др. - Литературное чтение. 2 класс. В 2 ч. Ч.1,2 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 224с.: ил. – (Школа России).
С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. К УМК Л.Ф.Климановой и др. («Школа России») – Москва: «Вако»,2015.
И.Ф.Яценко. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 2 класс. Москва: «Вако»,2013.
Логинова О.Б. ,Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы – М.: Просвещение, 2013.