kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ШР Фгос

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, с учётом основной образовательной программы начального общего образования (примерных рабочих программ) и  авторской программой   Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой  «Литературное чтение. 1- 4 классы».             

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ШР Фгос»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Пояснительная записка

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, с учётом основной образовательной программы начального общего образования (примерных рабочих программ) и авторской программой Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1- 4 классы».

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих

целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих

задач:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.

  1. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания ( на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать ( на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Общая характеристика курса

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произ­ведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выра­жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает при­ёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адек­ватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художе­ственным текстом (со словом) используется жизненный, кон­кретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, разви­вается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нрав­ственно-эстетического отношения к действительности. Учащие­ся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пи­шут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, соз­дателей произведений словесного искусства.


Место курса «Литературное чтение» в учебном плане


Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неде­лю, 10 учебных недель1), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.



Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса


Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

2 класс

  • делить текст на части, озаглавливать части;

  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

  • подробно и выборочно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

  • размышлять о характере и поступках героя;

  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную ( авторскую) сказку;

  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

  • относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.







СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.


Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленно­му, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей раз­ных по виду и типу текстов, передача их с помощью интониро­вания. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чте­нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художествен­ном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе­ние целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на­званию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли про­изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­ными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник не­обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти­тульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятель­ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру­гой справочной литературой.



Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: свое­образие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочи­танного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованием специфической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием худо­жественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражен­ные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, опре­деление главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы­ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (выбор слов, выраже­ний в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю­жета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным,

учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотноше­ние с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знаком­ство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгорит­ма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогиче­ского общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно вы­слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме вы­сказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна­чение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание не­большого объёма с опорой на авторский текст, по предложен­ной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грам­матически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы­сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу­шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседнев­ной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва­ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произ­ведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголо­вку (отражение темы, места действия, характеров героев), ис­пользование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (пове­ствование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных наро­дов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонто­ва, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечествен­ной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многона­ционального характера России) и зарубежной литературы, до­ступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения млад­ших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, при­ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших мень­ших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.


Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помо­щью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: ху­дожественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пей­заж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произве­дения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смыс­ла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Лите­ратурная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жан­ре, наблюдение за особенностями построения и выразительны­ми средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творче­ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз­личными способами работы с деформированным текстом и ис­пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине­ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож­ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли­тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

2 класс (136 ч)

Вводный урок (1 ч)

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.


Самое великое чудо на свете (4 ч)

Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.


Устное народное творчество (15 часов)

Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».


Люблю природу русскую. Осень (8ч)

Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.


Русские писатели (14ч)

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.


О братьях наших меньших (12 ч)

Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.


Из детских журналов (9 ч)

Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.


Люблю природу русскую. Зима ( 9 ч)

Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.

Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.


Писатели детям (17 ч)

К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.


Я и мои друзья (10 ч)

Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.


Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.


И в шутку и всерьёз (14 ч)

Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.


Литература зарубежных стран ( 14 ч)

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.

Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».

Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».



Планируемые результаты изучения учебного курса

В результате изучения курса «Литературное чтение» обучающиеся при получении начального общего образования в МБОУ «Школа № 5» осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам и овладеют:

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение с учётом его цели как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта (приобретение опыта чтения, поиска фактов и суждений, аргументации, иной информации);

-читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного (для всех видов текстов);

-читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки (только для художественных текстов);

-использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое/выборочное — в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

-ориентироваться в содержании художественного и научно­популярного текстов, понимать их смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

— для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

— для научно­популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме
отражая в названии основное содержание текста; находить
в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей
и другой справочной литературы;

использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов:

— для художественных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками, мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

— для научно­популярных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

-использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

— для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

— для научно­популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

-передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

-участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

-удовлетворять читательский интерес и приобретать опыт чтения;

-осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

-различать на практическом уровне виды текстов
(художественный и научно­популярный), опираясь на особенности каждого вида текста;

-осмысливать эстетические и нравственные ценности
художественного текста и высказывать собственное суждение;

-высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

-осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной
тематике или по собственному желанию;

-вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

-составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

-работать с тематическим каталогом;

-работать с детской периодикой;

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

-распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

-отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

-различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений.

Выпускник получит возможность научиться:

-воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

-находить средства художественной выразительности (метафора, эпитет);

-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);

-определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

-создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

-восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

-составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

-составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

-вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевлённого предмета;

-создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

-работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение.





Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.


Книгопечатная продукция:

1. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)

2. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.2/ (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)


Рабочие тетради и пособия ( серия «Успешный старт» )

  1. Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс.


Контрольно-измерительные материалы

  1. Кутявина С.В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение.2 класс .

Методические пособия

1. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс.


Технические средства:

Аудиосистема

Магнитная классная доска



























































Тематическое планирование

по литературному чтению- 2 класс, 136 часов




п/п

Наименование раздела программы


Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Основные виды учебной

деятельности обучающихся



Вид,

форма контроля

Домашнее задание

Дата

План

Факт

1

Вводный урок по курсу литературного чтения ( 1 ч)

Введение. Знакомство с учебником.

Урок открытия новых знаний



1

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержании с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника.


Контрольные вопросы

Принести книгу, прочитанную летом, которая больше всего нравилась

2.09


2

Самое великое чудо на свете

(4 ч)

Игра «Крестики-нолики»

Урок открытия новых знаний



1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке.

Представлять выставку книг, прочитанную летом. Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки.

Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке.

Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно.

Составлять список прочитанных книг.

Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге).

Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека».

Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации.

Готовить выступление на заданную тему.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Размышлять над прочитанным.

Находить информацию о старинных книгах из учебника.

Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников 1 класса.

Обсуждать в паре и группе высказываний великих людей о книге и о чтении.

Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличия








Взаимо-

контроль

Подобрать пословицы о книгах

3.09


3

Самое великое чудо на свете

Урок открытия новых знаний


1

Текущий

Подготовить рассказ, как вы искали книгу

4.09


4

Библиотеки

Урок открытия новых знаний


1

Текущий

Принести старую книгу,если есть такая

7.09


5

Книги

Урок открытия новых знаний


1

Само-

контроль

с. 12, выучить стихотворение

9.09


6

Устное народное творчество

( 15 ч)

Устное народное творчество

Урок развития умений и навыков


1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Читать, выражая настроение произведения.

Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.

Объяснять смысл пословиц.

Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом.

Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей.

Находить созвучные окончания слов в песне.

Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества.

Текущий

Выписать в тетрадь пословицы о трудолюбии

10.09


7

Русские народные песни

Урок развития умений и навыков

1


Индивидуальный опрос

Выуч.любую песню, нарисовать иллюстрацию, попробовать сочинить колыбельную песню (по выбору)

11.09


8

Русские народные потешки и прибаутки

Урок развития умений и навыков

1

Работа в парах

с. 20 – 21, выраз.чт, соч.3 потешки

14.09


9

Скороговорки, считалки, небылицы

Урок развития умений и навыков

1

Защита проекта

с. 22 – 23, выраз.чт

16.09


10

Загадки, пословицы, поговорки

Урок

открытия новых знаний


1

Кроссворд

с. 24 – 27, выраз.чт

17.09


11


СКАЗКИ.

Народные сказки.

Ю. Мориц «Сказка

по лесу идёт…»

Урок

открытия новых знаний



1


Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.

Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества.

Анализировать загадки.

Соотносить загадки и отгадки.

Распределить загадки и пословицы по тематическим группам.

Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.

Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок.

Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.

Рассказывать сказку ( по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки).

Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками.

Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

Фронтальный опрос


Устный опрос

с. 30 – 31, выуч.наизусть

18.09


12

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

Урок развития умений и навыков

1


Индивидуальный опрос

с. 32 – 35, пересказ

21.09


13

Сказка «У страха глаза велики»

Урок развития умений и навыков

1


Работа в паре

с. 35 – 38, выполнить задание 6-7 с. 38

23.09


14

Сказка «Лиса и тетерев»

Урок рефлексии

1


Устный опрос

с.39 – 41, выраз.чт

24.09


15

Сказка «Лиса и журавль»

Урок рефлексии

1


Выборочный опрос

с. 42 – 44, выраз.чт, иллюстр

25.09


16

Сказка «Каша из топора»

Урок

открытия новых знаний


1


Тест 1

с. 44 – 47, чтение по ролям

26.09


17

Сказка «Гуси-лебеди»

Урок

открытия новых знаний


2

«Проверим

себя". учебник

с. 48 – 53, безошиб.чт

28.09


18

Сказка «Гуси-лебеди»

Урок рефлексии


Проверочная работа 1

Пересказ, иллюстр.

30.09


19

Викторина по сказкам

Урок – викторина

1

Викторина

Повторить произведения по разделу

1.10


20

КВН «Обожаемые сказки»

Урок-КВН

1


КВН


5.10


21

Люблю природу русскую.

Осень. (8ч)

Люблю природу русскую. Осень.

Урок

открытия новых знаний


1


Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор.

Различать стихотворный и прозаический текст.

Сравнивать их.

Сравнивать художественный и научно-познавательный текст.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.


Придумывать собственные сравнения.

Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту.

Представлять картины осенней природы.

Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок.

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.

Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины.

Оценивать свой ответ.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.



Фронтальный опрос




Составить рассказ об осени

7.10


22

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Урок

открытия новых знаний




1

Блок вопросов

с. 68, выуч.наизусть

8.10


23

К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…»

Урок

открытия новых знаний




1



Индивидуальный опрос

с. 69 – 70, выуч.наизусть одно понравившееся

9.10


24

А.Фет «Ласточки пропали…»

Урок

открытия новых знаний


1


Индивидуальный опрос

с. 71 выуч.наизусть

12.10


25

Осенние листья.

Урок развития умений и навыков


Индивидуальный опрос

с. 72 – 75, выраз.чт сочинить стих об осени

14.10


26

В.Берестов «Хитрые грибы»

Урок развития умений и навыков

1

Тест 2

с.76 - 77 выраз.чт нарис.грибы и подписать

15.10


27

М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»

Урок развития умений и навыков


1



« Проверим себя». учебник

Сделать рисунок на тему «Осень» повторить произведения по разделу

16.10


28

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»

Урок развития умений и навыков


1




Проверочная работа 2


19.10


29

Русские писатели (14ч)

А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»


Урок

открытия новых знаний



1



Прогнозировать содержание раздела.

Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события в сказках.

Сравнивать авторские и народные произведения.

Отличать басню от стихотворения и рассказа.

Знать особенности басенного текста.

Соотносить пословицы и смысл басенного текста.

Характеризовать героев басни с опорой на текст.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты).

Придумывать свои собственные эпитеты; создать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования.

Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.

Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение ( при сравнении героев) по сказке.

Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые.

Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте.

Слушать звуки, переданные в лирическом тексте.

Представлять картины природы.

Воспринимать на слух художественные произведения.

Соотносить пословицы и смысл прозаического текста.

Пересказывать текст подробно, выборочно.

Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое.

Оценивать свой ответ.

Фронтальный опрос

с. 86 – 87 выуч.наизусть

21.10


30

Стихи А.С.Пушкина.


Урок

открытия новых знаний



1

Индивидуальный опрос

Дочитать сказку до конца

22.10


31

АС.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки


Уроки развития умений и навыков



1

Выборочный опрос

Перечитать сказку

23.10


32

А.С.Пушкин «Сказка о

рыбаке и рыбке»

Уроки развития умений и навыков

2

Работа в группах

Нарисовать рисунок к сказке

26.10


33

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»


Уроки развития умений и навыков


Кроссворд

с. 88 – 89, выуч.наизусть любое

28.10


34

Обобщение по теме

«Сказки Пушкина»


Интегрированный урок


1

Диагностика усвоения прочитанного

Выуч.наизусть

отрывок

29.10


35

И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»


Урок

открытия новых знаний



1

Взаимопроверка

с. 104, выраз.чт

30.10


36

И. Крылов «Стрекоза и Муравей»


Урок рефлексии


1

Индивидуальный опрос

с. 106 – 107, одну басню наизусть

9.11


37

Л. Толстой «Старый дед и внучек»


Урок

открытия новых знаний



1

Выборочный опрос

с. 110 – 111, выраз.чт

11.11


38

Л. Толстой «Филипок »


Уроки развития умений и навыков


Устный опрос

с. 112 – 116, выраз.чт

12.11


39

Л. Толстой «Филипок »












Уроки развития умений и навыков


1

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Выбирать книги по авторам и по темам.

Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе.

Контрольные вопросы

Выполнить задание 8 .123

13.11


40

Л. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже»


Уроки развития умений и навыков



1




Самоконтроль

с. 117 – 119, пересказ, задание 7

с. 119

16.11


41

Весёлые стихи


Урок рефлексии

1


Тест 3

Повторить произведения изученного раздела

18.11


42

Обобщение по разделу «Русские писатели»


Урок рефлексии


1



Проверочная работа 3

Выполнить задание 9

с. 124

19.11


43

О братьях наших меньших

(12 ч)

О братьях наших меньших

Урок

открытия новых знаний



1

Прогнозировать содержание раздела.


Планировать работу с произведением. Выбирать виды деятельности на уроке.


Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать художественный и

Фронтальный опрос

Сочинить стих о животном

20.11


44

Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…»

Урок

открытия новых знаний



1

научно-познавательный тексты.


Определять последовательность событий.

Составлять план.


Пересказывать подробно по плану произведение.


Видеть красоту природы, изображённую в

Художественных произведениях.


Определять героев произведения; характеризовать их.


Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам.


Оценивать свой ответ.


Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.


Проверять себя и самостоятельно

оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.


Выбирать книги по темам и по авторам.


Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.


Индивидуальный опрос

с. 127 – 129, выраз.чт

23.11


45

В.Берестов «Кошкин щенок»

Урок

открытия новых знаний


1

Чтение наизусть

с. 130 – 131, выраз.чт

25.11


46

Домашние животные

Урок

открытия новых знаний


1

Загадки

Найти любое стихотворение о животном и подготовить его выраз.чт

26.11


47

М.Пришвин «Ребята и утята»

Урок

открытия новых знаний


2

Устный опрос

с. 132 – 135, выраз.чт

27.11


48

М.Пришвин «Ребята и утята»

Урок рефлексии


Пересказ текста

Пересказ текста от имени ребят

30.11


49

Е Чарушин «Страшный рассказ»

Урок

открытия новых знаний



2


Фронтальный опрос

с. 136 – 138 выраз.чт

2.12


50

Е Чарушин «Страшный рассказ»

Урок рефлексии


Творческая работа

Выполнить задание 7 с. 138

3.12


51

Б.Житков «Храбрый утёнок»

Урок

открытия новых знаний


1

Работа в парах

с. 139 – 141, выраз.чт выполнить задание 4

4.12


52

В.Бианки «Музыкант»

Урок

открытия новых знаний


1


Пересказ текста

с. 142 – 145, пересказ, задание 6, 7

с. 145

7.12


53

В.Бианки «Сова»

Урок рефлексии

1


Тест 4

с. 146 – 150, составит план сказки

9.12


54

Обобщение по разделу «О братьях

наших меньших»

Урок рефлексии


1

Проверочная работа 4

Составить рассказ по рис

с. 151

10.12


55

Из детских журналов (9ч)

Из детских журналов

Урок

открытия новых знаний


1

Прогнозировать содержание раздела.


Планировать работу на уроке.


Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.


Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.


Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.


Воспринимать на слух прочитанное.

Отличать журнал от книги.


Ориентироваться в журнале.


Находить интересные и нужные статьи в журнале.


Находить нужную информацию по заданной теме.


Участвовать в работе пары и группы.


Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой.


Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление.


Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним.


Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала.


Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала.


Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.


Оценивать свои достижения.

Устный опрос

Приготовить рассказ о своем журнале

11.12


56

Д.Хармс «Игра»

Урок

открытия новых знаний


1

Индивидуальный опрос

с. 160 – 164, выраз.чт

14.12


57

Д.Хармс «Вы знаете?...»

Урок

открытия новых знаний


1


Устный опрос

с. 165 – 169, выраз.чт

16.12


58

Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи»

Урок рефлекии

1

Устный опрос

с. 170 – 173, выраз.чт

17.12


59

Д.Хармс «Что это было?»

Урок

открытия новых знаний


1


Индивидуальный опрос

с. 174, выраз.чт

18.12


60

Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

Урок

открытия новых знаний



1

Фронтальный опрос

с. 175, выуч.наизусть одно

21.12


61

Ю.Владимиров «Чудаки»

Урок

рефлексии

1


Тест 5

с. 176, выраз.чт

23.12


62

А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка»

Урок рефлексии

1



Проверочная работа 5

с. 177 – 183, выраз.чт Повторить произведения изученного раздела

24.12


63

Обобщение по разделу «Из детских журналов»

Урок рефлексии

1


Контрольная

работа 1

с.

25.12


64

Люблю природу русскую. Зима (9ч)

Люблю природу русскую. Зима

Урок

открытия новых знаний



1

Прогнозировать содержание раздела.


Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника.


Соотносить загадки и отгадки.

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.


Воспринимать на слух художественный текст

Фронтальный опрос

Приготовить народные приметы на зимнюю тему

28.12


65

Стихи о первом снеге

Урок рефлексии

1



Соотносить пословицы с главной мыслью произведения.


Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.


Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку.


Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.


Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть.


Понимать особенности были и сказочного текста.


Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики.


Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Диагностика усвоения прочитанного

с. 190 - 193 выуч.наизусть любое

11.01


66

Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою»

Урок рефлексии

1

Индивидуальный опрос

с. 194, выраз.чт

13.01


67

С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза»

Урок рефлексии


1




Индивидуальный опрос

с. 195 – 197 выуч.наизусть «Береза»

14.01


68

Сказка «Два Мороза»

Урок рефлексии

1


Контрольная работа 2

с.198 – 202, выраз.чт, задание 5

с. 202

15.01


69

С.Михалков «Новогодняя быль»

Урок рефлексии


1


Индивидуальный опрос

с. 203 – 207, пересказ от имени Елочки

18.01


70

А.Барто «Дело было в январе»

Урок рефлексии

1


Тест 6

с.208 - 209 выраз.чт Повторить произведения изученного раздела

20.01


71

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима»

Урок рефлексии


1






Проверочная работа 6

Нарисовать рисунок к прочитанным произведениям

21.01


72

Игра «Поле чудес»

Урок-игра

1


Игра


22.01


73

Писатели детям (17 ч)

Писатели-детям

Урок

открытия новых знаний


1

Прогнозировать содержание раздела.


Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.


Воспринимать на слух художественный текст.


Определять смысл произведения.

Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.


Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.


Определять особенности юмористического произведения;

характеризовать героя, используя слова-антонимы.


Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения.


Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения.


Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.


Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение.


Планировать возможный вариант исправления допущенных

Фронтальный опрос

сУзнать кА можно больше о К.И. Чуковском

25.01


74

К.Чуковский «Путаница»

Урок

открытия новых знаний



1

Устный опрос

с. 6 – 10, выуч.наизусть отрывок, рисунок

27.01


75

К.Чуковский «Радость»

Урок

открытия новых знаний



1

Выборочный опрос

с. 11 – 12, выуч.наизусть по желанию

28.01


76

К.Чуковский «Федорино горе»

Урок

открытия новых знаний



2

Контрольные вопросы

с. 13 – 22, выраз.чт

29.01


77

К. Чуковский «Федорино горе»

Урок рефлексии



Кроссворд

Выуч.наизусть отрывок

1.02


78

С.Маршак «Кот и лодыри»

Урок рефлексии

1


Разноуров-е задания

с. 26 – 29, выраз.чт

3.02


79

С.Маршак «Мой секрет», «Сила воли»

Урок рефлексии

1

Индивидуальный опрос

с. 32 – 34 выраз.чт

4.02


80

С.Михалков «Мой щенок»

Урок рефлексии

1


Индивидуальный опрос

с. 35 – 37, выраз.чт, рисунок моего питомца

5.02


81

А.Барто «Верёвочка»

Урок рефлексии

1

Индивидуальный опрос

с. 40 – 43, выраз.чт

8.02


82

А.Барто «Мы не заметили жука», «В

школу»

Урок рефлексии

1


Индивидуальный опрос

с. 44 – 46, выраз.чт

10.02


83

А.Барто «Вовка добрая душа»

Урок рефлексии

1


Работа в парах

с. 46 – 47, выуч.наизусть любое стих Барто

11.02


84

Н.Носов «Затейники»

Урок

открытия новых знаний


1

Взаимо-

контроль

с. 50 - 53, пересказ по плану

12.02


85

Н.Носов «Живая шляпа»

Урок

открытия новых знаний


2


Контрольные вопросы

с. 54 – 59, выраз.чт безошибочное

15.02


86

Н.Носов «Живая шляпа»

Урок рефлексии



ошибок.


Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать своё чтение.



Творческая работа

Подготовить краткий пересказ

17.02.


87

Н.Носов «На горке»

Урок

открытия новых знаний


2

Разноуров-е задания

с. 60 – 65, выраз.чт

18.02


88

Н.Носов «На горке»

Урок рефлексии


Тест 7


Повторить произведения изученного раздела

19.02


89

Обобщение по разделу «Писатели-

детям»

Урок рефлексии

1



Проверочная работа 7

Выуч.наизусть 2 скороговорки с. 66 - 67

20.02


90

Я и мои друзья (10ч)

Я и мои друзья

Урок

открытия новых знаний


1

Прогнозировать содержание раздела.


Читать вслух с постепенным переходом чтения про себя;

увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста.


Воспринимать на слух художественное произведение.


Определять последовательность событий в произведении.


Придумывать продолжение рассказа.

Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей.


Объяснять нравственный смысл рассказов.


Объяснять и понимать поступки героев.


Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям.


Составлять план рассказа; пересказывать по плану.


Оценивать свой ответ в соответствии с образом.


Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.


Составлять короткий рассказ на предложенную тему.


Фронтальный опрос

Подготовить рассказ о своем друге

24.02


91

Стихи о дружбе и обидах

Урок

открытия новых знаний


1


Индивидуальный опрос

с. 74 – 78, выраз.чт, подумать над смыслом пословиц с. 76

25.02


92

Н.Булгаков «Анна, не грусти»

Урок

открытия новых знаний


1

Индивидуальный опрос

с. 78 – 84, пересказ

26.02


93

Ю.Ермолаев «Два пирожных»


1


Разноуров-е задания

с. 85 – 86, выраз.чт

29.02


94

В.Осеева «Волшебное слово»

Урок

открытия новых знаний


2

Тест « Да, нет»

с. 87 – 91, перечитать рассказ

2.03


95

В.Осеева «Волшебное слово»

Урок рефлексии


Творческая работа

Составить рассказ «Моя семья»

3.03


96

В.Осеева «Хорошее»

Урок

открытия новых знаний


1

Фронтальный опрос

с. 93 – 95, выраз.чт, задание 6 с. 95

4.03


97

В.Осеева «Почему?»

Урок

открытия новых знаний


1

Индивидуальный опрос

с. 96 – 103, подготовить чтение без ошибок

7.03


98

В.Осеева «Почему?»

Урок рефлексии

1

Тест 8

Выполнить задание 3 с. 103

Повторить произведения изученного раздела

9.03


99


Обобщение по разделу «Я и мои друзья»

Урок рефлексии


1



Проверочная работа 8

Написать сочинение о себе и своих друзьях

10.03


100

Люблю природу русскую.

Весна.

(10 ч)

Люблю природу русскую. Весна

Урок

открытия новых знаний



1

Прогнозировать содержание раздела.


Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса.


Наблюдать за жизнью слова.


Отгадывать загадки.


Соотносить отгадки с загадками.


Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок.


Представлять картины весенней природы.


Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев.


Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.


Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов.


Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению.


Оценивать свой ответ.


Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.


Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения.


Фронтальный опрос

Придумать загадку на весеннюю тему

11.03


101

Стихи Ф.Тютчева о

весне

Урок

открытия новых знаний



1

Индивидуальный опрос

с. 110 – 112, выуч.наизусть

14.03


102

Стихи А.Плещеева о весне

Урок

открытия новых знаний



1

Диагностика усвоения прочитанного

с.112 – 113, выуч.наизусть

16.03


103

А.Блок «На лугу»

Урок

открытия новых знаний


1


с. 114, выраз.чт

17.03


104

С.Маршак «Снег теперь уже не тот…»

Урок рефлексии


1

Разноуров-е задания

с. 115, выраз.чт

рисунок

18.03


105

И.Бунин «Матери»

Урок рефлексии

1

Чтение наизусть

Найти и выуч.наизусть стих о маме бабушке

28.03


106

А.Плещеев «В бурю»

Урок рефлексии

1

Индивидуальный опрос

с.117 – 118, выраз.чт

30.03


107

Е. Благинина «Посидим в тишине»

Урок рефлексии


1

Индивидуальный опрос

с. 119 - 120 выраз.чт

31.03


108

Э.Мошковская «Я маму мою обидел»

Урок рефлексии


1

Тест 9

с. 120 – 121, выраз.чт Повторить произведения изученного раздела

1.04


109

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна»

Урок рефлексии


1





Проверочная работа 9


4.04


110

И в шутку и всерьёз (14ч)

И в шутку и всерьёз

Урок

открытия новых знаний


1

Прогнозировать содержание раздела.


Планировать виды работы с текстом.

Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.


Понимать особенности юмористического произведения.


Анализировать заголовок произведения.

Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением.


Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.


Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них.


Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов.


Пересказывать весёлые рассказы.


Придумывать собственные весёлые истории.


Оценивать свой ответ.


Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.


Фронтальный опрос

Подготовить веселую историю из жизни детей

6.04


111

Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

Урок

открытия новых знаний



1

Творческая работа

с. 128 – 131, выраз.чт

7.04


112

Б.Заходер. Песенка Винни-Пуха

Урок рефлексии


2

Разноуров-е задания

с. 134, выраз.чт или выуч.наизусть

8.04


113

Б.Заходер Песенка Винни-Пуха

Урок рефлексии



Индивидуальный опрос

Выуч.наизусть любую песенку Винни-Пуха

11.04


114

Э.Успенский «Чебурашка»

Урок рефлексии

1



с.137 – 140, перечитать сказку

13.04


115

Э.Успенский «Чебурашка», «Если бы я был девчонкой…»

Урок рефлексии

1

Кроссворд

с. 142 - 143 выраз.чт

14.04


116

Стихи Э.Успенского

Урок рефлексии

1

Индивидуальный опрос

с. 144 – 147, выуч.наизусть понравившееся стих

15.04


117

Стихи В.Берестова

Урок рефлексии

1

Индивидуальный опрос

Выполнить задание 1 с.150, красиво оформить

18.04


118

Стихи И.Токмаковой

Урок

открытия новых знаний


1

Разноуров-е задания

с. 151 – 152, выуч.наизусть любое

20.04


119

Г.Остер «Будем знакомы»

Урок

открытия новых знаний


2



с. 153 – 158, выраз.чт, найти один вредный совет

21.04


120

Г.Остер «Будем знакомы»

Урок

открытия новых знаний




Индивидуальный опрос

Краткий пересказ сказки

22.04


121

В.Драгунский «Тайное становится явным»

Урок

открытия новых знаний



2

Устный опрос

с. 159 – 165, выраз.чт, разделить на смысловые части

25.04


122

В.Драгунский «Тайное становится явным»

Урок

открытия новых знаний




Тест 10

Повторить произведения изученного раздела

27.04


123

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз»

Урок рефлексии


1


Проверочная работа 10

Нарисовать иллюстр к любому произведению

28.04


124

Литература зарубежных стран (12ч)

Литература зарубежных стран

Урок

открытия новых знаний



1

Прогнозировать содержание раздела.


Выбирать книгу для самостоятельного чтения.


Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.


Воспринимать на слух художественное произведение.


Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками; находить общее и различия.


Объяснять значение незнакомых слов.

Определять героев произведений.


Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия.


Давать характеристику героев произведения.


Придумывать окончание сказок.

Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран.


Составлять план сказки, определять последовательность событий.

Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказках.

Участвовать в проектной деятельности.

Создавать свои собственные проекты.

Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей.

Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; составлять списки книг для чтения летом (с учителем).

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.


Фронтальный опрос

Принести книгу сказка заруб.писател

29.04


125

Американская и английские народные песенки

Урок

открытия новых знаний



1

Индивидуальный опрос

с.172 – 177, выраз.чт

2.05


126

Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети»

Урок

открытия новых знаний



1



Тест 11

с.177 – 179, выуч.наизусть любую песенку

4.05


127

Ш.Перро «Кот в сапогах»

Урок

открытия новых знаний


2


Выборочный опрос

с. 180 – 191, выраз.чт

5.05


128

Ш.Перро «Кот в сапогах»

Урок рефлексии




Пересказ сказки

6.05


129

Ш.Перро «Красная Шапочка»

Урок

открытия новых знаний


1


Выборочный опрос

с. 192 - 196 выраз.чт

11.05


130

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»

Урок

открытия новых знаний



1


Проверочная работа 11

с. 197 – 199,

краткий пересказ

12.05


131

Э.Хогарт «Мафин и

паук»

Урок

открытия новых знаний



2

Блок вопросов

с. 200 – 208, прочитать

13.05


132

Э.Хогарт «Мафин и

паук»

Урок рефлексии


Тест 12

Повторить произведения изученного раздела

16.05


133

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»

Урок рефлексии


1


Контрольная работа 3

Подготовить выразительное чтение стих.

18.05



134




КВН «Цветик-семицветик»


Урок-КВН


1



КВН




19.05


135


Повторение пройденного за год

Урок рефлексии


1


Контрольная

работа 4


с.

20.05


136


Повторение пройденного за год

Урок рефлексии


1


Диагностика

усвоения

прочитанного


23.05










1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ШР Фгос

Автор: Сидоренкова Юлия Александровна

Дата: 27.09.2016

Номер свидетельства: 346305

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа. Литературное чтение."
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammalitieraturnoiechtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302878"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457340020"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "239730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444843427"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для 2 класса фгос"
    ["seo_title"] => string(34) "rabochaiaprogrammadlia2klassafghos"
    ["file_id"] => string(6) "291858"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455193544"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочие программы для 1 класса ФГОС Школа России "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochiie-proghrammy-dlia-1-klassa-fgos-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "151040"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420626263"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочие программы для 3 класса ФГОС Школа России "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochiie-proghrammy-dlia-3-klassa-fgos-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "151044"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420626841"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства