Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО и авторской рабочей программы «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Школа России» 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011. в полном объеме без изменений и дополнений.
Выбор УМК «Школа России» обусловлен тем, что данный УМК реализует подходы, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая является методологической основой нового стандарта.
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности: воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
Для реализации программы используется предметная линия учебников по литературному чтению системы «Школа России» Л. Ф. Климановой, М.В. Бойкиной.
Цели и задачи не противоречат миссии нашей школы.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственнoгo воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
• направленное чтение, объяснительное чтение, литературное чтения, чтение-рассматривание и творческое чтение
• направленное выслушивание и обдумывание.
• комментирование.
• анализ содержания и формы произведения.
• практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста).
• формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах). Дебаты, дискуссии
• индивидуальная работа.
• конструирование и моделирование.
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель'), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества:
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий:
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10)наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижению результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления ин формации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательным задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствие с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устно и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлена причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10)готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11)умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведением и поведением окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности: формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные- связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений.
№п п/п | Количкство часов | Темы уроков | Планируемые результаты | Деятельность уч-ся |
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
| | Вводный урок по курсу литературному чтению (1ч.) | понимание литературы как явления национальной и ми-ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; | формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; | Ориентироваться в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связные высказывания по иллюстрациям и оформлению учебника. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
1 | 1 | Знакомство с учебником. Содержание учебника. Словарь. |
| | С А М О Е В Е Л И К О Е Ч У Д О Н А С В Е Т Е (4 ч. ) |
2 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
3 | 1 | Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. |
4 | 1 | Первопечатник Иван Федоров. Фотографии, рисунки, текст-объекты для получения необходимой информации. |
5 | 1 | Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове. Оценка достижений. |
| | У С Т Н О Е Н А Р О Д Н О Е Т В О Р Ч Е С Т В О (14 ч.) | формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; | Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; | формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
6 | 1 | Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. |
7 | 1 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. |
8 | 1 | Произведения прикладного искусства. |
9 | 1 | «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Чтение и пересказ сказки. |
10 | 1 | «Иван-царевич и серый волк». Знакомство со сказкой. |
11 | 1 | «Иван – царевич и серый волк». Деление текста на части. |
12 | 1 | «Сивка – бурка». Особенности волшебной сказки. |
13 | 1 | «Сивка – бурка». Составление плана сказки. |
14 | 1 | Иллюстрации к сказке В .Васнецова и Б .Билибина. |
15 | 1 | Сравнение художественного и живописного текстов. |
16 | 1 | Обобщающий урок по теме: « Устное народное творчество». |
17 | 1 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». |
18 | 1 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». |
19 | 1 | Оценка достижений. |
| | П О Э Т И Ч Е С К А Я Т Е Т Р А Д Ь № 1 (11 ч. ) | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующие слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. |
20 | 1 | Проект: «Как научиться читать стихи « на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. |
21 | 1 | Ф. И. Тютчев. « Весенняя гроза». « Листья» .Звукозапись ,её художественно-выразительное значение. |
22 | 1 | Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья». |
23 | 1 | А. А. Фет. « Мама! Глянь-ка из окошка….» Картины природы. |
24 | 1 | А. А. Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой» .Выразительное чтение. |
25 | 1 | Эпитеты-слова ,рисующие картины природы. |
26 | 1 | И. С. Никитин. « Полно, степь моя….» Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. |
27 | 1 | И. С. Никитин. « Встреча зимы». Олицетворение как приём создания картины природы. |
28 | 1 | И. З. Суриков. « Детство». « Зима» .Выразительное чтение. |
29 | 1 | Сравнение как средство создания картинны природы в лирическом стихотворении. |
30 | 1 | Оценка достижений. |
| | В Е Л И К И Е РУ С С К И Е П И С А Т Е Л И (24 ч. ) | умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: | Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирические и прозаические произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведения литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в тексте. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл. |
31 | 1 | А. С. Пушкин. « Уж небо осенью дышало». « В тот год осенняя погода». Лирические стихотворения. |
32 | 1 | А. С. Пушкин. « Опрятней модного паркета». Настроение стихотворения. |
33 | 1 | А. С. Пушкин. « Зимнее утро». Прием контраста как средство создания картин. |
34 | 1 | А. С. Пушкин. « Зимний вечер». Звукозапись,её выразительное значение. |
35 | 1 | А. С. Пушкин. « Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста. |
36 | 1 | «Сказка о царе Салтане…». Нравственный смысл сказки. |
37 | 1 | «Сказка о царе Салтане…». Рисунки И. Билибина к сказке. |
38 | 1 | « Сказка о царе Салтане…».Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки. |
39 | 1 | И. А. Крылов. « Мартышка и очки». Мораль басен. |
40 | 1 | И. А. Крылов. « Зеркало и обезьяна» .Характеристика героев на основе их поступков. |
41 | 1 | И. А. Крылов. «Ворона и лисица». Инсценирование басни. |
42 | 1 | Обобщение по басням И. А. Крылова. |
43 | 1 | М. Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. |
44 | 1 | М. Ю. Лермонтов. « Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»Настроение стихотворения. |
45 | 1 | М. Ю. Лермонтов. « Утёс». Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. |
46 | 1 | М. Ю. Лермонтов. « Осень». Сравнение лирического текста и произведения живописи. |
47 | 1 | Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя ). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. |
48 | 1 | Л. Толстой. « Акула». Тема и главная мысль текста. |
49 | 1 | Л. Н. Толстой. « Прыжок». Составление различных вариантов плана. |
50 | 1 | Л. Н. Толстой. « Лев и собачка». Рассказ –описание. |
51 | 1 | Л. Н. Толстой. Какая бывает роса на траве. Текст-рассуждение. |
52 | 1 | Л. Н. Толстой Куда девается вода из моря? Сравнение текста-рассуждения и текста –описания. |
53 | 1 | Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели». |
54 | 1 | Оценка достижений. |
| | П О Э Т И Ч Е С К А Я Т ЕТ Р А Д Ь № 2 (6 ч. ) | устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); строить рассуждения Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста- повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения . |
55 | 1 | Н. А. Некрасов. « Славная осень»! Настроение стихотворений. |
56 | 1 | Н. А. Некрасов. « Не ветер бушует над бором». Картины природы. |
57 | 1 | Н. А. Некрасов. « Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. |
58 | 1 | К. В. Бальмонт. « Золотое слово». Выразительное чтение . |
59 | 1 | И. А. Бунин. « Детство». « Полевые цветы». Создание словесных картин. |
60 | 1 | И. А. Бунин. « Густой зеленый ельник у дороги…».Оценка достижений. |
| | Л И Т Е Р А Т У Р Н Ы Е С К А З К И (8 ч. ) | развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. понимание литературы как явления национальной и ми-ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; | Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при прочитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике |
61 | 1 | Д. Мамин- Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка .Герои сказок. Характеристика героев сказок. |
62 | 1 | «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Нравственный смысл сказки. |
63 | 1 | В. М. Гаршин. « Лягушка- путешественница». Герои сказки. |
64 | 1 | В. М. Гаршин. « Лягушка- путешественница». Нравственный смысл сказки. |
65 | 1 | В. Ф. Одоевский. « Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок. |
66 | 1 | В. Ф. Одоевский. « Мороз Иванович». Герои сказки. Сравнение героев сказки. |
67 | 1 | В. Ф. Одоевский. « Мороз Иванович». Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. |
68 | 1 | Оценка достижений. |
| | Б Ы Л И—Н Е Б Ы Л И Ц Ы (10 ч. ) | формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по-нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям |
69 | 1 | М. Горький. « Случай с Евсейкой».Приём сравнения-основной приём описания подводного царства. |
70 | 1 | М. Горький. « Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжение сказки. |
71 | 1 | В. Г. Паустовский. « Растрепанный воробей». Определение жанра произведения. |
72 | 1 | В. Г. Паустовский. « Растрепанный воробей». Герои произведения. |
73 | 1 | В. Г. Паустовский. « Растрепанный воробей». Характеристика героев. |
74 | 1 | А .Куприн. « Слон». Знакомство с рассказом. |
75 | 1 | А. Куприн. Слон. Основные события произведения. |
76 | 1 | А. Куприн. Слон. Составление различных вариантов плана. |
77 | 1 | А. Куприн. Слон. Пересказ. |
78 | 1 | Оценка достижений. |
| | П О Э Т И Ч Е С К А Я Т Е Т Р А Д Ь № 1 (6 ч. ) | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; | Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения |
79 | 1 | Саша Черный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. |
80 | 1 | А. А Блок. Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. |
81 | 1 | А. А Блок. « Сны». « Ворона». Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. Выразительное чтение стихотворений. |
82 | 1 | С. Есенин. « Черемуха» .Выразительное чтение стихотворения. |
83 | 1 | Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. |
84 | 1 | Оценка достижений. |
| | Л Ю Б И Ж И В О Е (16 ч. ) | умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); строить рассуждения Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и принимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Принимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Пересказывать произведения на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. |
85 | 1 | М. М. Пришвин. « Моя Родина». Заголовок-«входная дверь» В текст. Основная мысль текста. |
86 | 1 | Сочинение на основе художественного текста. |
87 | 1 | И. С. Соколов-Микитов. « Листопадничек». Определение жанра произведения. |
88 | 1 | И. С. Соколов-Микитов. « Листопадничек». Рассказ о герое. |
89 | 1 | В. И Белов. « Малька провинилась». « Еще раз про Мальку». Озаглавливание текста. |
90 | 1 | В. И Белов. « Малька провинилась». « Еще раз про Мальку». Главные герои рассказа. |
91 | 1 | В.В.Бианки. « Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. |
92 | 1 | В.В.Бианки. « Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения. |
93 | 1 | Б. С. Житков . « Про обезьянку». Герои произведения. |
94 | 1 | Б. С. Житков . « Про обезьянку». Пересказ. |
95 | 1 | Б. С. Житков . « Про обезьянку». Краткий пересказ. |
96 | 1 | В. П. Астафьев. « Капалуха». Герои произведения. |
97 | 1 | В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится». Чтение рассказа. |
98 | 1 | В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. |
99 | 1 | Рассказы изученных писателей. |
100 | 1 | Оценка достижений. |
| | П О Э Т И Ч Е С К А Я Т Е Т Р А ДЬ 2 (8 ч. ) | умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; | наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения |
101 | 1 | С. Я. Маршак. Гроза днем…,В лесу над росистой поляной… Выразительное чтение. |
102 | 1 | А. Л. Барто . «Разлука». Выразительное чтение. |
103 | 1 | А. Л. Барто. « В театре». Выразительное чтение. |
104 | 1 | С. В. Михалков. « Если». Выразительное чтение. |
105 | 1 | Е. А. Благинина. « Кукушка». Выразительное чтение. |
106 | 1 | Е. А. Благинина. « Котёнок». Выразительное чтение. |
107 | 1 | Проект: «Праздник поэзии». |
108 | 1 | Оценка достижений. |
109 | | С О Б И Р А Й П О Я Г О Д К Е----Н А Б Е Р Е Ш Ь К У З О В О К( 12 ч. ) | понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; | Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; | формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
110 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. В. Шергин. « Собирай по ягодке- наберешь кузовок». Особенность заголовка произведения. |
111 | 1 | А. П, Платонов. « Цветок на земле».Герои рассказа. |
112 | 1 | А. П. Платонов. « Еще мама». Особенности речи героев. |
113 | 1 | А. П. Платонов. « Еще мама». Чтение по ролям. |
114 | 1 | М. М. Зощенко. « Золотые слова». Смысл названия рассказа. |
115 | 1 | М. М. Зощенко. « Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. |
| | М. М. Зощенко. « Великие путешественники».Главная мысль текста. |
116 | 1 | М. М. Зощенко. « Великие путешественники».Восстановление порядка событий. |
117 | 1 | Н. Н. Носов. «Федина задача». Анализ заголовка. |
118 | 1 | Н. Н, Носов. « Телефон» .Особенности юмористического рассказа. |
119 | 1 | Н.Н.Носов «Друг детства».Сборник юмористических рассказов Н. Носова. |
120 | 1 | Оценка достижений. |
| | П О С Т Р А Н И Ц А М Д Е Т С К И Х Ж У Р Н А Л О В. (8 ч. ) | достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви¬тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке(начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
121 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Детские журналы. |
122 | 1 | Ю. И. Ермолаев. « Проговорился». Вопросы и ответы по содержанию. |
123 | 1 | Ю. И. Ермолаев. « Воспитатели». Пересказ. |
124 | 1 | Г. Б. Остер. « Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов. |
125 | 1 | Г. Б. Остер . « Как получаются легенды».Что такое легенда. Пересказ. |
126 | 1 | Легенды своей семьи, своего дома, своего села. |
127 | 1 | Р. Сеф. « Весёлые стихи». Выразительное чтение. |
128 | 1 | Оценка достижений. |
| | З А Р У Б Е Ж Н А Я Л И Т Е Р А Т У Р А (8 ч. ) | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; | Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; | овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич-ностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
129 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела |
130 | 1 | Древнегреческий миф. |
131 | 1 | Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. |
132 | 1 | Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. |
133 | 1 | Г. Х. Андерсен. « Гадкий утёнок» .Нравственный смысл сказки. |
134 | 1 | Г. Х. Андерсен. « Гадкий утёнок» . Создание рисунков к сказке. |
135 | 1 | Г. Х. Андерсен. « Гадкий утёнок» . Подготовка сообщения о великом сказочнике. |
136 | 1 | Оценка достижений. |
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
1. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)
2. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.2/ (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)