ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО и авторской рабочей программы «Русский язык» В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной и др. «Школа России» 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
Выбор УМК «Школа России» обусловлен тем, что данный УМК реализует подходы, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая является методологической основой нового стандарта.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
-ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
-формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
-развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
-развитие коммуникативных умений;
-развитие нравственных и эстетических чувств;
-развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
-формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Цели и задачи не противоречат миссии нашей школы.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Для реализации программы используется предметная линия учебников по русскому языку, прописи системы «Школа России» В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной.
Программа реализуется полностью без изменений и дополнений.
Ценностные ориентиры содержания предмета
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Методы обучения
• словесные (беседа, сообщение),
• наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),
• практические,
• метод проблемного обучения,
• методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций),
• методы контроля и самоконтроля.
Формы работы на уроках
• учебный диалог
• коллективное составление плана предстоящей деятельности;
• самостоятельная организация деятельности;
• работа в паре;
• работа в микрогруппе;
• конструирование и моделирование.
• применение мультимедийного материала
• проектная деятельность
• исследовательская деятельность
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 658 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка. На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению (92 ч).
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Планируемые образовательные результаты:
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Будут сформированы 70%
Получат возможность для формирования 3%
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Будут сформированы 65%
Получат возможность для формирования 4%
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3.Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Будут сформированы 70%
Получат возможность для формирования 2%
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Содержание учебного курса
Обучение письму
Изменения и дополнения: добавлен 1 час в резерв, т.к. одного часа не хватает. По программе 115 часов, в сумме по разделам 114 часов.
№ раздела | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Добукварный период | 17 часов |
2 | Букварный период | 67 часов |
| Резерв | 11 часов |
3 | Послебукварный период | 20 часов |
| ИТОГО | 115 часов |
Проектов -1
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
1 класс
обучение грамоте (письмо)
115 ч. (выделяются часы учебного плана по русскому языку)
№ п/п | Количество часов | Тема урока | Планируемые результаты | Деятельность учащихся |
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД 17ч. |
1 | 1 | Пропись — первая учебная тетрадь. | Обучающийся научится: - ориентироваться в первой учебной тетради; - правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте; - демонстрировать правильное положение ручки при письме; - воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила письма; - называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации прописи; - обводить предметы по контуру; - находить элементы букв в контурах предметных картинок, данных на страницах прописи. - обводить элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения руки, штриховать; - писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами; - чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец; - писать элементы букв, ориентируясь на образец и дополнительную линию; - соблюдать наклон, указанное направление движения руки, выдерживать расстояние между элементами; - находить недостающие детали в изображённых предметах и воссоздавать рисунок по заданному образцу; - сравнивать элементы письменных и печатных букв; - находить на рисунке предметы, названия которых соответствуют заданным схемам, обосновывать свой выбор. Обучающийся имеет возможность научиться: - составлять предложения с опорой на заданную схему; - составлять предложения к иллюстрациям, данным в прописи; - соотносить предметную картинку и схему слова; - воспроизводить сказку по серии сюжетных картинок; - инсценировать сказку. | Регулятивные УУД: - Принимать учебную задачу урока; - Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. - Обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент, букву. - Ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. - Оценивать свою работу. Познавательные УУД: - Классифицировать предметы их по группам, называть группу предметов одним словом. Коммуникативные УУД: Отвечать на вопросы учителя. Осваивать, воспроиз-водить и применять правила работы в группе. Применять правила работы в парах. Работать в паре: анализировать работу товарища и оценивать её по критериям, данным учителем | Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий. - Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». - Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. - Адекватно воспринимать оценку учителя | Знакомство с шариковой ручкой и правилами обращения с ней при письме; правилами посадки при письме; с разлиновкой прописи. Усвоение понятий рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Знакомство с гигиеническими правилами письма. Подготовка руки к письму. Выполнение разных типов штриховки. Обводка предметов по контуру, штриховка. Письмо элементов букв, узоров, бордюров и чередующихся узоров. Составление предложений к иллюстрациям прописи. Классификация предметов на основе общего признака. Обозначение изображённых предмет моделью слова и предложения. Воспроизведение сказки по серии сюжетных картинок. Деление слова на слоги, графическое изображение слога в схеме-модели слова. Слого-звуковой анализ слов. Конструирование из отдельных элементов известных учащимся букв, их печатание. Сравнение элементов письменных и печатных букв. |
2 | 1 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. |
3 | 1 | Письмо овалов и полуовалов. |
4 | 1 | Рисование бордюров. |
5 | 1 | Письмо длинных прямых наклонных линий. |
6 | 1 | Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). |
7 | 1 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо). |
8 | 1 | Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. |
9 | 1 | Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. |
10 | 1 | Письмо коротких наклонных линии с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. |
11 | 1 | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. |
12 | 1 | Строчная и заглавная буквы А, а. |
13 | 1 | Строчная и заглавная буквы О, о. |
14 | 1 | Строчная буква и. |
15 | 15 | Заглавная буква И. |
16 | 1 | Строчная буква ы. |
17 | 1 | Строчная и заглавная буквы У, у. |
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД 67ч. |
18 | 1 | Строчная и заглавная буквы Н, н. | Обучающийся научится: - анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах; - называть правильно элементы буквы; - сравнивать печатную и письменную буквы; - обводить бордюрные рисунки по контуру; - конструировать буквы из различных материалов; - писать буквы в соответствии с образцом; - воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму; - соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона; - сравнивать написанные буквы с образцом; - выполнять слого-звуковой анализ слов, соотносить написанные слова со схемой-моделью; - - выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [j’э], [’э]; - перекодировать звуко-фонемную форму в буквенную; - писать слоги, слова с новыми буквами, используя приём комментирования; - правильно записывать имена собственные; - списывать без ошибок с письменного шрифта; - читать предложения, анализировать их, определять интонацию, грамотно записывать, обозначая на письме границы предложения; - писать под диктовку отдельные изученные буквы, односложные слова; - грамотно оформлять на письме восклицательное предложение; - правильно интонировать при чтении восклицательное и повествовательное предложения; - сверять записанное предложение со схемой-моделью; - списывать предложения, заменяя печатный шрифт на письменный; - дополнять предложения, данные в прописи, словами по смыслу и записывать их, используя приём комментирования; - составлять самостоятельно предложения по образцу и записывать их в прописи; - дополнять предложение словами, закодированными в схемах-моделях; - вставлять пропущенные буквы в слова, объяснять смысл каждого слова; - писать под диктовку слоги, слова с изученными буквами; - образовывать форму единственного числа существительного от заданной формы множественного числа с опорой на схему-модель; - понимать значение слов «один», «много», правильно их употреблять в речи. - дополнять тексты, данные в прописи, своими предложениями, не нарушая смысла; - употреблять в речи и записывать с заглавной буквы названия знакомых рек; - наблюдать за употреблением запятой при обращении; - познакомиться с категорией числа имен существительных; - употреблять запятые при обращении; - соотносить количество букв и звуков в слове; - писать грамотно слова с мягким знаком на конце и в середине слова; - наблюдать за оглушением звука [ж] подбирать проверочные слова ; - образовывать сравнительную степень наречий по образцу, данному в прописи (низко — ниже). - правильно употреблять вопросительные слова «Кто?», «Что?» в речи, грамотно отвечать на данные вопросы; - понимать обобщённый смысл поговорки, - называть признаки предмета, характеризовать предмет с помощью прилагательных. - записывать текст с использованием прилагательных, заменять существительное личным местоимением он в необходимых случаях. Обучающийся получит возможность научиться: - дополнять данные в прописи предложения словами, закодированными в предметных рисунках; - восстанавливать деформированное предложение: устанавливать связи между словами, определять порядок слов в предложении; - записывать восстановленное предложение на строке прописи; - составлять рассказ по заданной учителем теме; - составлять текст из 2—3-х предложений по заданной учителем теме, записывать его; - анализировать предложения, определять количество слов в них, объяснять известные орфограммы; -восстанавливать деформированное предложение, объяснять его смысл, определять границы; -разгадывать ребусы; - объяснять смысл поговорки; - употреблять поговорку в устном высказывании; - правильно употреблять в устной речи многозначные слова; - давать характеристику звука; - писать ча, ща, чу, щу, жи, ши; - наблюдать за личными местоименими я, они и изменением формы числа глаголов. | Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма Использовать правила оценивания в ситуациях, спланированных учителем. Составлять план урока в соответствии с заданиями на странице прописей. Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя. Осваивать правила выполнения работы в паре Формулировать тему высказывания, перебирать варианты тем, предложенных другими учащимися, выбирать лучший, Применять критерии оценивания выполненной работы. Оценивать свои достижения на уроке Оценивать свою деятельность по шкале самооценки Познавательные УУД: - Классифицировать предметы их по группам, называть группу предметов одним словом. - Выделять в группе слов общий признак, классифицировать их по группам, называть группу предметов одним словом Коммуникативные УУД: Работать в парах, тройках и группах: анализировать работу товарищей и оценивать её по правилам. Выполнять правила работы в группе. обосновывать свой выбор. Осуществлять взаимоконтроль и оценку их выполнения. | Выполнять гигиенические правила письма - Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». - Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. - Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. -Адекватно воспринимать оценку учителя | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов. Письмо слогов и слов. Письмо предложенийс комментированием. Дополнение предложения словом, закодированным в предметном рисунке. Списывание с письменного шрифта. Восстановление деформированного предложения. Постановка запятой в деформированном предложении. Списывание с письменного шрифта. Письмо под диктовку. Знакомство с правилами оценивания выполненной работы Списывание с рукописного текста. Составление устного рассказа по заданной учителем теме и письменного рассказа на тему, сформулированную самими учащимися. Интонирование различных предложений. Оформление интонации на письме. Создание письменных текстов. Письменный ответ на вопрос. Понимание двойной роль букв ё, ю, я, е. Обозначение буквами ё, ю, я е мягкости предыдущего согласного на письме. Составление ответа на поставленный в тексте вопрос. Дополнение текста своим предложением Дополнение предложений словами по смыслу. Разгадывание ребусов Составление письменного текста. Дополнение содержания письменного текста. Письмо под диктовку. Наблюдение за изменением формы числа существи-тельного. Единственное и множественное число существительных (один — много). Составление рассказа с использованием поговорки. Толковать значение многозначных слов. Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного. Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова. Использование для построения вопросительных предложений вопросительных слов «кто?», «что?». Образование существительных с помощью уменьшительного суффикса -к-. Ознакомление с глушением парных согласных на конце слова и необходимостью подбора проверочного слова. Наращивание слов с целью получения новых слов (Анна — Жанна). Образование простой сравнительной степени наречий по образцу (низко — ниже). Образование существительных — названий детёнышей животных по образцу, данному в прописи. Составление устного рассказа по серии сюжетных картинок, запись к каждой из них одного предложения с комментированием. Употребление имён прилагательных в речи для характеристики предмета. Замена существительного личным местоимением он в тексте. Классификация понятий, объединение в группу по общему признаку.Составление рассказа с опорой на прилагательные по теме, предложенной учителем. Запись текста по опорным словам. Сочинение рассказа по заданному началу |
19 | 1 | Строчная и заглавная буквы С, с. |
20 | 1 | Заглавная буква С. |
21 | 1 | Строчная и заглавная буквы К, к. |
22 | 1 | Строчная и заглавная буквы Т, т. |
23 | 1 | Строчная и заглавная буквы Т, т. |
24 | 1 | Строчная и заглавная буквы Л, л. |
25 | 1 | Повторение и закрепление изученного материала. |
26 | 1 | Строчная буква р. Заглавная буква Р. |
27 | 1 | Строчная и заглавная буквы В, в.. |
28 | 1 | Строчная и заглавная буквы Е, е. |
29 | 1 | Строчная и заглавная буквы П, п. |
30 | 1 | Строчная и заглавная буквы П, п. |
31 | 1 | Строчная и заглавная буквы М, м. |
32 | 1 | Строчная и заглавная буквы М,м. |
33 | 1 | Строчная и заглавная буквы З, з |
34 | 1 | Строчная и заглавная буквы З, з |
35 | 1 | Строчная и заглавные буквы З,з. |
36 | 1 | Строчная и заглавная буквы Б, б. |
37 | 1 | Строчная и заглавная буквы Б, б. |
38 | 1 | Строчная и заглавная буквы Б, б. |
39 | 1 | Строчная и заглавная буквы Д, д. |
40 | 1 | Строчная и заглавная буквы Д, д |
41 | 1 | Заглавная буква Д |
42 | 1 | Строчная и заглавная буквы Я, я. |
43 | 1 | Строчная и заглавная буквы Я, я |
44 | 1 | Строчная и заглавная буквы Я, я |
45 | 1 | Строчная и заглавная буквы Я, я |
46 | 1 | Строчная и заглавная буквы Г, г.. |
47 | 1 | Строчная и заглавная буквы Г, г.. |
48 | 1 | Строчная буква ч. |
49 | 1 | Строчная буква ч. |
50 | 1 | Заглавная буква Ч. |
51 | 1 | Буква ь. |
52 | 1 | Буква ь. |
53 | 1 | Строчная и заглавная буквы Ш, ш. |
54 | 1 | Строчная и заглавная буквы Ш, ш. |
55 | 1 | Письмо слогов и слов с изученными буквами.. |
56 | 1 | Строчная и заглавная буквы Ж, ж. |
57 | 1 | Строчная и заглавная буквы Ж, ж. |
58 | 1 | Строчная буква ё. |
59 | 1 | Строчная буква ё |
60 | 1 | Заглавная буква Ё |
61 | 1 | Строчная и заглавная буквы Й, й. |
62 | 1 | Строчная и заглавная буквы Х, х. |
63 | 1 | Строчная и заглавная буквы Х, х. |
64 | 1 | Строчная и заглавная буквы Х, х. |
65 | 1 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. |
66 | 1 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю. |
67 | 1 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю. |
68 | 1 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю. |
69 | 1 | Строчная и заглавная буквы Ц, ц. |
70 | 1 | Строчная и заглавная буквы Ц, ц. |
71 | 1 | Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. |
72 | 1 | Строчная и заглавная буквы Э, э. |
73 | 1 | Строчная и заглавная буквы Э, э. |
74 | 1 | Строчная буква щ. |
75 | 1 | Строчная буква щ. |
76 | 1 | Заглавная буква Щ. |
77 | 1 | Строчная и заглавная буквы Ф, ф. |
78 | 1 | Строчные буквы ь, ъ. |
79 | 1 | Повторение написания изученных букв. |
80 | 1 | Повторение написания изученных букв. Письмо слов и предложений. |
81 | 1 | Списывание с печатного и письменного шрифта. |
82 | 1 | Письмо под диктовку изученных букв, слогов, слов. |
83 | 1 | Запись предложений под диктовку с предварительным разбором. |
84 | 1 | Запись предложений с комментированием. |
85-95 | 11 | РЕЗЕРВ учебного времени на букварный период - 11ч. | | | |
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД 20ч. |
96 | 1 | Повторение изученного в букварный период. | Обучающийся научится: Классифицировать слова в соответствии с их значением. Группировать слова, сходные по звучанию и значению. Моделировать предложения. Наблюдать: определять количество слов в предложении. Списывать деформированный текст с его последующей корректировкой. Придумывать предложение с заданным словом с последующим распространением предложения. Анализировать текст: находить слова на изученные правила, выписывать данные слова из текста. Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы. Оформлять начало и конец предложения. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Составлять текст по серии сюжетных картинок. Обучающийся получит возможность научиться: - восстанавливать деформированное предложение; - составлять текст из 2—3-х предложений, записывать его; - разгадывать ребусы; - объяснять смысл поговорки; - поговорку в устном высказывании; - правильно употреблять многозначные слова. | Регулятивные УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. Познавательные УУД: 1. Понимать информа-цию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 2. Сравнивать предме-ты, объекты: находить общее и различие. 3. Группировать, класссифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 1. Вступать в диалог. 2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 3.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. 4. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми | 1. Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей. 2. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. 3. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. 4. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах. 5. Адекватно воспринимать оценку учителя. | Письмо предложений с комментированием. Восстановление деформированного предложения. Письмо под диктовку. Наблюдение за изменением формы числа существительн. Единственное и множественное число существительных (один — много). Составление рассказа с использованием поговорки. Толковать значение многозначных слов. Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного. Употребление имён прилагательных для характеристики предмета. Составление рассказа с опорой на прилагательные по теме, предложенной учителем. Запись текста по опорным словам. Сочинение рассказа по заданному началу |
97 | 1 | Повторение изученного. Письмо слов, предложений о Родине. |
98 | 1 | Повторение пройденного материала: орфоэпическое оформление границ предложений. |
99 | 1 | Повторение пройденного материала: определение границ предложений в сплошном тексте. |
100 | 1 | Повторение пройденного материала: ь в середине и конце слова как показатель мягкости предшествующего согласного. |
101 | 1 | Повторение изученного материала:непарные согласные звуки и соответствующие им буквы. |
102 | 1 | Повторение изученного материала: способы обозначения звука[й] на письме. |
103 | 1 | Повторение тем «Слог», «Ударение». |
104 | 1 | Повторение лексического материала «Азбуки». |
105 | 1 | Комплексное повторение изученного материала по фонетике, графике, орфографии. |
106 | 1 | Повторение и закрепление пропедевтических сведений по морфемике. |
107 | 1 | Комплексное повторение на материале слов темы «Люби все живое». |
108 | 1 | Комплексное повторение на материале стихотворений С.Я. Маршака и слов и предложений на тему «Школа». |
109 | 1 | Повторение синтаксиса на базе слов тематической группы «Природа». |
110 | 1 | Повторение материала по лексике на материале темы «Труд кормит, а лень портит». |
111 | 1 | Повторение обозначений [й] на письме, двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я. |
112 | 1 | Повторение сведений о звукописи в стихотворениях, фонетический анализ слов, составляющих основу звукописи. |
113 | 1 | Итоговое занятие «Прверим себя и оценим свои достижения» |
114 | 1 | Презентация проекта «Живая азбука» |
115 | 1 | Подготовка к изучению начального курса русского языка. |
Содержание учебного курса
Обучение чтению
Изменения и дополнения: резерв уменьшен в букварный период на 1 час, т.к. программа рассчитана на 92 часа.
№ раздела | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Добукварный период | 14 часов |
2 | Букварный период | 53 часа |
| Резерв | 9 часов |
3 | Послебукварный период | 16 часов |
4 | ИТОГО | 92 часа |
Проектов-1
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
1 класс
обучение чтению 92 ч.
(выделяются часы учебного плана по литературному чтению)
№ п/п | № урока в разд. | Тема урока | Планируемые результаты | Деятельность учащихся |
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД 14ч. |
1 | 1 | «Азбука» — первая учебная книга. | Обучающийся научится - отличить устную и письменную речь; - отличить буквы и звуки; - выделять из короткого текста предложения; - оформлять предложение в устной речи; - выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова; - разделять слово на слоги с использованием графических схем; - делить слова на слог; - определять ударный слог в слове; - определять главную мысль предложения; - отличать гласные звуки от согласных; - отличать буквы от звуков; - обозначать гласные звуки буквами; Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем: - осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию; - выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова; - определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения - артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке; - понимать смысловое значение интонации; - рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово; - наблюдать за позиционным изменением согл. звуков | Познавательные УУД: - Ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание); - Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; - Понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем. КоммуникативныеУУД: - Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). - Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; - Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Регулятивные УУД: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя | - Принимать новый статус «ученика», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; -Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах; - Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Группировать слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в артикуляционном отношении звуков. Подбирать слова с заданным звуком. Различать звуки родной речи. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным звуком. Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву |
2 | 1 | Речь устная и письменная. Предложение. |
3 | 1 | Слово и предложение. |
4 | 1 | Слог. |
5 | 1 | Ударение. |
6 | 1 | Звуки в окружающем мире и в речи. |
7 | 1 | Звуки в словах. |
8 | 1 | Слог-слияние. |
9 | 1 | Повторение и обобщение пройденного материала. |
10 | 1 | Гласный звук [а],буквы А, а. |
11 | 1 | Гласный звук [о], буквы О, о. |
12 | 1 | Гласный звук [и], буквы И, и. |
13 | 1 | Гласный звук [ы], буква ы. |
14 | 1 | Гласный звук [у], буквы У, у. |
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД 53ч |
15 | 1 | Согласные звуки [н], [н’], буквы,Н, н | Обучающийся научится - давать характеристику согласным звукам,
- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, - читать слова с изученными буквами, - узнавать графический образ букв выделять звуки из слов, - группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию; - обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я.; - определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст; - называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.
Обучающийся получит возможность научиться: - распространять основу предложения, сокращать предложения до основы; - правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов; - наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных; - выделять в однокоренных словах корень; - объяснять значение многозначных слов,
- отгадывать буквенные ребусы; -находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;
- выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу;
-правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;
- находить рифму; - придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;
- различать значения многозначных слов. | Регулятивные УУД: - Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. - Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. - Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
- В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд. Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). - Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя) - Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. - Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. - Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Коммуникативные УУД: - Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. - Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). - Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
-Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | - Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
- Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. - Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице.
| Объяснять работу гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные буквы в открытом слоге: букв гласных как показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков.
Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустикоарти-куляционным признакам согласные звуки, и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство.
Объяснять функцию букв ь и ъ знаков. Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. Читать слоги с изменением буквы гласного.
Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.
Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы.
Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета. Соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения
Читать предложения и небольшие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое – по целям.
Читать орфоэпически правильно. Составлять текст по серии сюжетных картинок. Описыватьслучаи из собственной жизни, свои наблюдения, переживания.
Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя.
|
16 | 1 | Согласные звуки [с], [с’], буквs С,с |
17 | 1 | Согласные звуки [к], [к’], буквы К,к. |
18 | 1 | Согласные звуки [т], [т’], буквы Т,т. |
19 | 1 | Согласные звуки [т], [т’], буквы Т,т. |
20 | 1 | Согласные звуки [л], [л], буквы Л,л. |
21 | 1 | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р,р. |
22 | 1 | Согласные звуки [в], [в’], буквы В,в. |
23 | 1 | Гласные буквы Е, е. |
24 | 1 | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. |
25 | 1 | Согласные звуки [м], [м’],буквы М,м. |
26 | 1 | Согласные звуки [м], [м’],буквы М,м. |
27 | 1 | Согласные звуки «з», «з’», буквы З, з. |
28 | 1 | Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. |
29 | 1 | Согласные звуки [б], [б’],буквы Б, б. |
30 | 1 | Согласные звуки [б], [б’],буквы Б, б. |
31 | 1 | Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. |
32 | 1 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. |
33 | 1 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. |
34 | 1 | Гласные буквы Я,я. |
35 | 1 | Гласные буква Я, я. |
36 | 1 | Гласные буквы Я, я. |
37 | 1 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. |
38 | 1 | Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. |
39 | 1 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. |
40 | 1 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч,ч. |
41 | 1 | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. |
42 | 1 | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков |
43 | 1 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. |
44 | 1 | Сочетание ши. |
45 | 1 | Твёрдый согласный звук «ж», буквы Ж, ж. |
46 | 1 | Сопоставление звуков [ж] и [ш]. |
47 | 1 | Гласные буквы Ё ,ё. |
48 | 1 | Гласные буквы Ё, ё. |
49 | 1 | Звук «j’», буквы Й, й. |
50 | 1 | Согласные звуки [х], [х’],буквы Х, х. |
51 | 1 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. |
52 | 1 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х |
53 | 1 | Гласные буквы Ю,ю |
54 | 1 | Гласные буквы Ю, ю. |
55 | 1 | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц. |
56 | 1 | Твердый согласный звук [ц], буквы Ц,ц. |
57 | 1 | Гласный звук [э], буквы Э, э. |
58 | 1 | Гласный звук [э], буквы Э, э. |
59 | 1 | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. |
60 | 1 | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. |
61 | 1 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф,ф. |
62 | 1 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. |
63 | 1 | Русский алфавит. |
64 | 1 | Алфавит. Правильное называние букв русского алфавита. Звуки и буквы. |
65 | 1 | Алфавитный порядок слов. |
66 | 1 | Отработка техники чтения |
67 | 1 | Развитие осознанности и выразительности чтения. | | | | |
68-76 | 9 | РЕЗЕРВ учебного времени в букварный период 9ч. | | | | |
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД 16ч. |
77 | 1 | Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». | Обучающийся научится: - ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы; - соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи); - определять тему, главную мысль произведения; - правильно строить ответы на поставленные вопросы; - ставить вопросы по содержанию прочитанного; Обучающийся получит возможность научиться: - участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему; - различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация); - сравнивать различные по жанру произведения; - кратко характеризовать героев произведений, - делить текст на смысловые части, составлять его простой план;- выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; - создавать небольшой устный рассказ. | Регулятивные УУД:
- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. - Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. - Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). - В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
Познавательные УУД: - Ориентироваться в учебниках. - Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). - Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. - Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. - Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: - Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. - Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). - Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий. | 1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
7.Адекватно воспринимать оценку учителя. | Восстанавливать алфавитный порядок слов. Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту; находить содержащуюся в тексте информацию; определять основную мысль прочитанного произведения.
Читать выразительно текст: использовать интонацию, силу голоса, темп речи.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением.
Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы. Обосновывать собственное мнение. |
78 | 1 | К.Ушинский. Одна у человека родная мать; одна у него и Родина.Наше Отечество . |
79 | 1 | В.Крупин .Первоучители словенские. |
80 | 1 | В.Крупин. Первый букварь. |
81 | 1 | А.С.Пушкин. Сказки. |
82 | 1 | Л.Н.Толстой. Рассказы для детей. |
83 | 1 | К.Д.Ушинский. Рассказы для детей. |
84 | 1 | К.И.Чуковский. Телефон. |
85 | 1 | К.И.Чуковский .Путаница. Небылица. |
86 | 1 | В.В.Бианки. Первая охота. |
87 | 1 | С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два. |
88 | 1 | М.М. Пришвин.Предмайское утро. Глоток молока. |
89 | 1 | Стихи и рассказы русских поэтов и писателей:С.Маршак, А.Барто, В.Осеева. |
90 | 1 | Веселые стихи Б.Заходера. В.Берестова. Песенка-азбука. |
91 | 1 | Проект «Живая азбука» |
92 | 1 | Наши достижения. Планируемые результаты изучения. |
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
1 класс
Содержание учебного курса
№ раздела | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Наша речь | 2 часа |
2 | Текст, предложение, диалог. | 3 часа |
3 | Слова, слова, слова… | 4 часа |
5 | Слово и слог. Ударение. | 6 часов |
6 | Звуки и буквы. | 34 часа |
7 | Повторение | 1 час |
| ИТОГО | 50 часов |
Проектов-2
Проверочных диктантов-3
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН 1 класс (50ч)
№ п/п | Количество часов | Тема | Планируемые результаты | Деятельность учащихся |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
НАША РЕЧЬ 2 ч. |
1 | 1 | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. | Учащийся научится различать устную и письменную речь, писать без ошибок слова язык и русский язык. Учащийся получит возможность научиться строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека. | Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания Познавательные: находить информацию в учебнике, анализировать ее. | Проявлять уважение к языкам других народов. | Знакомство с учебником. Знакомство с видами речи. Различение устной и письменной речи. Построение высказываний о значении языка и речи. |
2 | 1 | Виды речи. Русский язык — родной язык русского народа. |
ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ДИАЛОГ 3 ч. |
3 | 1 | Текст (общее представление) | Учащийся научится отличать текст от предложения, выделять предложения из речи, правильно оформлять предложения на письме, распознавать диалог в письменной речи. Учащийся получит возможность научиться озаглавливать текст, составлять текст из деформированных предложений, составлять небольшие тексты по рисунку, составлять предложения | Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания Познавательные: находить информацию в учебнике, анализировать ее. | Проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию; принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе. | Установление смысловой связи между предложениями в тексте. Выбор подходящего заголовка. |
4 | 1 | Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль | Выделение предложений из речи. Установление связи слов в предложении. |
5 | 1 | Диалог. | Выразительное чтение текста по ролям. Наблюдение за постановкой знаков препинания в предложении и диалоге. |
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА…4ч. |
6 | 1 | Слово. Роль слов в речи. | Учащийся научится определять количество | Коммуникативные: сотрудничать с | Проявлять чувство личной | Различать слова- названия предметов, |
7 | 1 | Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. | слов в предложении; вычленять слова из предложения; различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета); классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы. Учащийся получит возможность научиться составлять текст по рисунку и опорным словам. | одноклассниками при выполнении учебной задачи Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове. | ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к происхождению слов. | признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Использовать в речи «вежливые слова». Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении. Наблюдать над этимологией слов «пенал, здравствуйте, благодарю». |
8 | 1 | Тематические группы слов Слова однозначные и многозначные. Слова, близкие и противоположные по значению. |
9 | 1 | Словари учебника. Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. |
СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ. 6ч. |
10 | 1 | Слог как минимальная произносительная единица | Учащийся научится различать слово и слог; определять количество в слове слогов. Учащийся получит возможность научиться находить новые способы определения слогов в слове, | Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | Проявлять чувство ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к новому знанию | Наблюдать над слоговой структурой различных слов. Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям. |
11 | 1 | Деление слов на слоги. |
| | | составлять слова из слогов. | Познавательные: работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. | | Самостоятельно подбирать примеры |
12 | 1 | Перенос слов Правила переноса слов. | Учащийся научится переносить слова по слогам. Учащийся получит возможность научиться находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами. | слов с заданным количеством слогов. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую. Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую. Создание сравнительных образов. |
13 | 1 | Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. |
14 | 1 | Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. | Учащийся научится определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове; различать ударные и безударные слоги. Учащийся получит возможность научиться составлять сказку по её данному началу и заключительной части и рисункам к сказке. | Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения Составлять простые слогоударные модели слов. Произносить и оценивать слова в соответствии с нормами литературного произношения. |
15 | 1 | Знакомство с орфоэпическим словарём. Развитие речи. Коллективное составление содержания сказки. |
ЗВУКИ И БУКВЫ 34ч. |
16 | 1 | Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов | Учащийся научится различать гласные и согласные звуки; правильно обозначать звуки буквами в письменной речи. Учащийся получит возможность научиться наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы. | Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией форзаца учебника. Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: - работать с памяткой «Алфавит» и форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв», а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы»; - находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; - использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове; подборе проверочного слова; | Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к новому знанию. | Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. |
17 | 1 | Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. |
18 | 1 | Русский алфавит, или Азбука Значение алфавита. | Учащийся научится правильно называть буквы в алфавитном порядке; располагать заданные слова в алфавитном порядке. Учащийся получит возможность научиться применять знание алфавита при пользовании словарями. | Высказываться о значимости изучения алфавита. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют. Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука. |
19 | 1 | Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. |
20 | 1 | Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных букв, обозначающих гласные звуки. | Учащийся научится различать в слове гласные звуки по их признакам; различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Учащийся в получит возможность научиться составлять развёрнутый | Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове. Наблюдать над способами пополнения |
21 | 1 | Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э. |
22 | 1 | Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос. | ответ на вопрос по содержанию сказки | работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова; - использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами; - работать с графической информацией, анализировать таблицу с целью поиска новых сведений о языке. | | словарного запаса русского языка Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. |
23 | 1 | Произношение ударного и безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. | Учащийся научится различать проверочное и проверяемое слова; определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове, проверять безударную гласную в словах. Учащийся получит возможность научиться составлять устный рассказ по рисунку и опорным словам. | Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 класса. Знакомиться с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки». Писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание. |
24 | 1 | Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах. |
25 | 1 | Способы проверки написания буквы, обозначающие безударный гласный звук |
26 | 1 | Проверочный диктант. |
| | | | | | |
27 | 1 | Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. |
28 | 1 | Буквы, обозначающие согласные звуки. | Учащийся научится различать в слове согласные звуки по их признакам; буквы, обозначающие согласные звуки; делить для переноса слова с удвоенной согласной и буквой Й. | Наблюдать над образованием и произношением согласных звуков. Определять согласн. звук в слове и вне слова. Дифференцировать гласные и согласные звуки. |
29 | 1 | Слова с удвоенными согласными. | Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласн. |
30 | 1 | Буквы Й и И Слова со звуком [й’], буквой «и краткое» | Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Составлять слова из |
| | | | | | слогов, в одном из которых звук [й’]. Определять способы переноса слов с буквой «и краткое». |
31 | 1 | Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. | Учащийся научится различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки; объяснять, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука. | Проявлять на основе содержания текстов учебника гражданскую гуманистическую позицию — сохранять мир в своей стране и во всём мире. | Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки. Распознавать модели условных обозначен. твёрдых и мягких согласных [м], [м’]. Определять «работу» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове. |
32 | 1 | Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. |
33 | 1 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. |
34 | 1 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука | Учащийся научится объяснять причины расхождения звуков и | Иметь нравственные представления о | Соотносить количество звуков и букв в таких словах, |
35 | 1 | Использование на письме ь как показателя мягкости согласного звука | букв в словах; обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Учащийся получит возможность научиться восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений, определять последовательность повествования | | взаимопомощи, качествах и свойствах личности Обсуждать состояние внешн. облика ученика. Осознавать нравственные нормы ,понимать важность таких качеств человека, как взаимовыручка | как конь, день. Подбирать примеры слов с мягким знаком. Определять способы переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова. Накапливать опыт в переносе слов с мягким знаком (пальцы, паль-то). |
36 | 1 | Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. |
37 | 1 | Согласные звонкие и глухие звуки на конце слова. | Учащийся научится определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки подбирать проверочное слово путём изменения формы слова (дуб — дубы, снег — снега); писать двусложные слова с парным по глухости-звонкости | Проявлять бережное отношение к природе и всему живому на земле. | Различать в слове и вне слова звонкие и глухие согласные звуки. Проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков. |
38 | 1 | Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. | согласным звуком на конце, объяснять их правописание. Учащийся получит возможность научиться определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выбирать и записывать предложения, которыми можно подписать рисунки. | | | Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова. Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. |
39 | 1 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук. |
40 | 1 | Проверочный диктант. |
41 | 1 | Развитие речи. Работа с текстом. |
42 | 1 | Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ. Проект «Скороговорки». | Учащийся научится различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова. Учащийся научится создавать собственный информационный объект, участвовать в презентации проекта | Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к новому знанию | Дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки. Правильно произносить шипящие согласные звуки. Знакомство с происхождением названий шипящие звуки. |
43 | 1 | Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | Учащийся научится находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями; писать слова с сочетаниями чк, чн, чт. Учащийся получит возможность научиться наблюдать над образностью слова (олицетворением) | | Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературн. произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. |
44 | 1 | Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. | Учащийся научится писать сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в словах. | Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами. Находить в словах сочетания, подбирать приме-ры. |
45 | 1 | Проверочный диктант. | Учащийся научится оценивать результаты выполненного задания | Писать слова с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. |
46 | 1 | Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль» | Учащийся получит возможность научиться воспроизводить по памяти содержание сказки. | | | Вспомнить по рисунку и по памяти содержание сказки и передать его. |
47 | 1 | Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление). | Учащийся научится писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание, использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству. Учащийся получит возможность научиться находить информацию о названии своего города; участвовать в презентации проекта. | Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов. |
48 | 1 | Развитие речи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку. | Составлять ответы на вопросы, составлять рассказ по рисунку. Правила вежливого обращения. |
49 | 1 | Проект «Сказочная страничка» | Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке. |
50 | 1 | Повторение | Учащийся научится применять изученные правила при списывании и записи под диктовку; оценивать уровень достижений | Списывать текст, содержащий изученные правила, объяснять изученные орфограммы |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
Книгопечатная продукция.
Учебники:
Обучение грамоте.
1.Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2.Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2
Русский язык.
1.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс.
Прописи (Обучение грамоте).
1. Горецкий В. Г. , Федосова Н. А. Пропись 1.
2. Горецкий В. Г. , Федосова Н. А. Пропись 2.
3. Горецкий В. Г. , Федосова Н. А. Пропись 3.
4.Горецкий В. Г. , Федосова Н. А. Пропись 4.
Печатные пособия.
1.Касса букв и сочетаний.
Технические средства обучения
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Интерактивная доска
Персональный ноутбук
Проектор.