(Составлена на основе авторской рабочей программы для 2 классов общеобразовательных учреждений: Литературное чтение , разработанной автором Л. А. Ефросинина, «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф, 2012
Основная цель курса литературного чтения - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:
Характерной чертой данной программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Использование системно-деятельностного подхода предполагает постепенное формирование у детей основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо).
В основу построения курса «Литературное чтение» в системе учебников «Начальная школа XXI век» были положены следующие принципы:
При конструировании курса литературного чтения с учётом принципа системности были сформулированы следующие требования к его содержанию:
- обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;
- использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т.д.).
- с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о персонажах литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т.д.).
- уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;
- уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности курса литературного чтения:
- формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа;
- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
В соответствии с учебным планом и календарным графиком МБОУ СОШ №2 им. А.М.Мирзагитова с.Кандры на 2015-2016 учебный год на изучение предмета литературное чтение во 2 классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2. формирование целостного, социального ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5. понятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7. формирование этических потребностей, ценностей и чувств;
8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1. овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4. формирование умения понимать причины успеха\неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7. активное использование речевых средств и средств информационных икоммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.;
9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных формах;
10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15. овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношение между объектами и процессами;
16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о бобре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку помтупков героев;
4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Круг чтения. Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношениях к людям; произведения о добре и зле, правде и кривде.
Жанровое разнообразие. Сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литературное произведение, фольклор, произведения фольклора народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Восприятие литературного произведения. Создание пи для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходств и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, героям и их поступкам.
Творческая деятельность. Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения, фольклора. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок»,
Навык чтения*. Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему (200-250 слов) текстов. Чтение вслух не менее 55-60 слов в минуту. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможно проведение письменных работ - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельных работ с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.
при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного.
№ п\п | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности учащихся. Развитие УУД | Дата |
Предметные | Личностные | Метапредметные | По программе | Фактическая |
1 | Ф. Савинов «О Родине». Моя малая Родина. | Урок вхождения в тему | Формирование представлений о мире, российской истории и культуре. | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Сформированность мотивации к обучению. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. | 02.09 | |
2 | И. Никитин «Русь» | Урок изучения нового материала | Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры. | Осознание своей этической и национальной принадлежности. Самостоятельность мышления. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | 03.09 | |
3 | С. Романовский «Русь» | Урок изучения нового материала | Использование разных видов чтения (ознакомительное) | Формирование ценностей многонационального российского общества. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | 04.09 | |
4 | С. Романовский «Слово о русской земле» | Комбинированный урок | Понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. | Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Способность характеризовать и оценивать собственные филологические знания и умения. | Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата. | 07.09 | |
5 | С. Прокофьев «Родина». Тест Доп. Чтение. Н. Рубцов «Россия, Русь – куда я ни взгляну» | Комбинированный урок | Осознание значимости чтения для личного развития. | Осознание своей этической и национальной принадлежности. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | 09.09 | |
6 | Произведения фольклора. Народная песня «Я с горы на гору шла..». Загадка. | Урок вхождения в тему | Формирование успешному обучению по литературному чтению | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Умение устанавливать, с какими задачами ученик может самостоятельно успешно справиться. | Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. | 10.09 | |
7 | Былина. «Как Илья из Мурома богатырем стал» Озеро Кандрыкуль. | Урок изучения нового материала | | | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. | 11.09 | |
8 | Былина. «Три поездки Ильи Муромца» | Урок изучения нового материала | Формирование потребности в систематическом чтении. | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; способности преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Готовность слушать собеседника и вести диалог. | 14.09 | |
9 | Шутка, считалка, потешка, пословица. Доп. чтение. Песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы, поговорки, загадки. Тест. | Урок изучения нового материала | Понимание роли чтения. Овладение основными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественной научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | Использование различных способов поиска (справочных источниках и сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Умение фиксировать (записывать) в цифровой форме изображение, звуки. | 16.09 | |
10 | Стартовая диагностика. Проверь себя (комплексная разноуровневая проверочная работа). | Урок проверки знаний | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности. | Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | 17.09 | |
11 | А. Барто «Катя». Доп чтение. Б. Заходер «Перемена». | Урок изучения нового материала | Использование разных видов чтения (поисковое). | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Способность к самоорганиз ованности. Способность преодолевать трудности. | Умение соблюдать нормы информационной изобразительности, этики и этикета. | 18.09 | |
12 | С. Баруздин «Стихи о человеке и его словах», «Как Алешке учиться надоело». | Комбинированный урок | Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов. | Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Готовность использовать получаемую подготовку к учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. | 21.09 | |
13 | С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело» (продолжение) | Комбинированный урок | Уметь давать и обосновывать нравственную оценку поступкам героев. | Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам другим людей. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справится. | Готовность осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. | 23.09 | |
14 | Е. Пермяк «Смородинка». Доп. Чтение С.Михалков «Прогулка» Осенний лес нашего края. | Комбинированный урок | Достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития. | Наличие мотивации к творческому труду. | Овладение навыками составлять тексты в устной и письменной форме. | 24.09 | |
15 | Н. Носов «Заплатка». Г. Сапгир «Рабочие руки» Доп чтение. Нанайская сказка. Айога. | Урок слушанья | Овладение техникой чтения вслух и про себя. | Наличие мотивации к работе на результат. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям. | 25.09 | |
16 | Басни. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л.Толстой «Страшный зверь» Доп чтение. Я.Аким «Жадина» | Комбинированный урок | Использование разных видов чтения (выборочное). | Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности. | Готовность слушать собеседника и вести диалог. | 28.09 | |
17 | М. Зощенко «Самое главное». Тест | Комбинированный урок | Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу. | Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | 30.09 | |
18 | М. Зощенко «Самое главное». (продолжение) Доп чтение. А. Рубинов «Ступенька» | Комбинированный урок | Формирование первоначальных этических представлений. | Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | 01.10 | |
19 | В. Сутеев «Кто лучше» Доп. чтение. В Осеева «Волшебная палочка» | Комбинированный урок | Формирование представлений о мире, российской истории и культуре. | Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности. | Определение общей цели и путей ее достижения. | 02.10 | |
20 | А.Митта «Шар в окошке» Наши национальности. | Комбинированный урок | Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | 12.10 | |
21 | Промежуточная диагностика. А.Митта «Шар в окошке» (продолжение) Е. Пермяк «Две пословицы». Доп чтение. В.Берестов «Прощание с другом» | Комбинированный урок | Формирование понятий о добре и зле, нравственности. | Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися при работе в парах. | Умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. | 14.10 | |
22 | Произведения для детей. Л. Пантелеев «Две лягушки». Доп чтение. В. Катаев «Цветик-семицветик»» | Урок закрепления нового материала | Использование разных видов чтения (изучающее). | Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться. | Умение адекватное оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | 15.10 | |
23 | В. Беспальков «Совушка» | Урок-игра | Осознание значимости чтения для личного развития. | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. | 16.10 | |
24 | В. Сутеев «Снежный зайчик. Н.Носов «Затейники»» | Комбинированный урок | Использование разных видов чтения (ознакомительное). | Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности. | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. | 19.10 | |
25 | Русская сказка «У страха глаза велики». Контрольная проверка выразительности чтения Башкирские народные сказки. | Урок проверки знаний. | Формирование понятий о добре и зле, нравственности. | Развитие мотивов учебной деятельности и личной ответственности за свои поступки. Высказывать собственное мнение и давать им обоснование. | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. | 21.10 | |
26 | Братья Гримм «Маленькие человечки» Доп чтении. Братья Гримм. Три брата. | Урок изучения нового материала | Умение участвовать в обсуждении различных текстов. | Развитие самостоятельной и личной и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободные. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Умение работать в материальной и информационной среде (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержание учебного предмета. | 22.10 | |
27 | Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Доп чтение. Х.-К. Андерсен «Принцесса на горошине» | Комбинированный урок | Формирование успешности обучения по литературному чтению | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. | 23.10 | |
28 | Братья Гримм «Семеро храбрецов» | Комбинированный урок | Формирование потребности в систематическом чтении. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | 26.10 | |
29 | Проверь себя. Тест. Доп. Чтение. Б.Заходер «Серая звездочка» | Урок проверки знаний | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися при работе в парах. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | 28.10 | |
30 | Резерв | | | | | 29.10 | |
31 | А. Пушкин «Уж небо осенью дышала». Г. Скребицкий «Осень» Доп. чтение. М. Пришвин «Осеннее утро» | Урок изучения нового материала | Понимание роли чтения. | Наличие мотивации к творческому труду. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. | 30.10 | |
32 | Э. Шим «Белка и ворон», У. Трутнева «Осень» | Комбинированный урок | Овладение элементарными приемами интерпретации , анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. | Наличие мотивации к работе на результат. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Использовать знаково-символических средств представления для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. | 02.11 | |
33 | А. Сладков «Эхо» Доп чтение. А. Твардовский «Начало осени» | Урок слушания | Использование разных видов чтения (изучающее). | Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. | 04.11 | |
34 | Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки» Загадки М. Пришвин «Недосмотренные грибы» | Комбинированный урок | Умение пользоваться справочными источниками для понимания получения дополнительной информации. | Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Использование различных способов поиска сбора, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. | 05.11 | |
35 | Проверь себя. Тест. Э.Шим «Храбрый опенок.» | Комбинированный урок | Использование разных видов чтения (поисковое). | Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться. | Умение давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. | 06.11 | |
36 | З. Александрова «Зима» Зимняя красота края. | Урок вхождения в новую тему | Достижение необходимого для продолжения уровня читательской компетентности, общего речевого развития. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Умение соблюдать нормы информационной изобразительности, этики и этикета. | 09.11 | |
37 | С. Иванов «Каким бывает снег» Доп чтение. С. Есенин «Пороша» | Урок изучения нового материала | Овладение техникой чтения вслух и про себя. | Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. | 11.11 | |
38 | И. Соколов-Микитов «Зима в лесу» | Комбинированный урок | Использование разных видов чтения (выборочное). | Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса в коллективном обсуждении их проблем. | Готовность осознанно строить речевые высказывание в соответствии с задачами коммуникации. | 12.11 | |
39 | Э.Шим «Всем вам крышка» | Комбинированный урок | Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу. | Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися при работе в парах. | Овладение навыками составлять тексты в устной и письменной формах. | 13.11 | |
40 | К. Ушинский «Мороз не страшен» | Комбинированный урок | Формирование первоначальных этических представлений. | Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися при работе в группах. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям. | 23.11 | |
41 | Русская сказка «Дети Деда Мороза» Доп чтение. Немецкая сказка «Бабушка Метелица» | Урок-путешествие | Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов. | Способность к самоорганизованности. | Готовность слушать собеседника и вести диалог. | 25.11 | |
42 | М. Пришвин «Деревья в лесу» Доп чтение. Е. Пермяк «Четыре брата» | Комбинированный урок | Осознание значимости чтения для личного развития. | Способность к самоорганизованности. Владение коммуникативными умениями. | Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | 26.11 | |
43 | Коллективное творчество «Зима в лесу» | Урок-проект | Использование разных видов чтения (ознакомительное). | Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | Готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | 27.11 | |
44 | И. Суриков «Детство» | Комбинированный урок | Формирование понятий о добре и зле, нравственности. | Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может успешно справиться самостоятельно. | Определение общей цели и путей ее достижения. | 30.11 | |
45 | В. Даль «Девочка Снегурочка» . Башкирская Снегурочка. | Урок изучения нового материала | Умение участвовать в обсуждении различных текстов. | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | 02.12 | |
46 | В. Даль «Девочка Снегурочка» (продолжение) | Урок закрепления и систематизация изученного материала. | Формирование успешного обучения литературному чтению. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности , на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. | 03.12 | |
47 | Русская народная сказка «Снегурочка» | Урок-исследование | Формирование потребности в систематическом чтении | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | 04.12 | |
48 | Русская народная сказка «Снегурочка» (продолжение) | Комбинированный урок | Понимание роли чтения | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. | 07.12 | |
49 | Русская народная сказка «Снегурочка» (продолжение) Тест. | Комбинированный урок | Овладение основными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Способность преодолевать трудности. | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. | 09.12 | |
50 | Стихи русских поэтов. Н. Некрасов «Саша» Доп чтение. В. Одоевский «В гостя у дедушки Мороза» | Комбинированный урок | Использование разных видов чтения (изучающее). | Развитие умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. | 10.12 | |
51 | Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимкет» | Урок-исследование | Умение пользоваться справочными источниками для понимания получения дополнительной информации. | Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем | Умение работать в материальной и информационной среде (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержание учебного предмета. | 11.12 | |
52 | И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу». И. Беляков «О чем ты думаешь, снегирь?» Контрольная проверка выразительности чтения | Комбинированный урок | Использование разных видов чтения (поисковое). | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. | 14.12 | |
53 | Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича». Башкирский Дед Мороз. | Урок-проект | Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов. | Наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | 16.12 | |
54 | Резервный урок | | Достижение необходимого продолжения уровня читательской компетентности. | Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | 17.12 | |
55 | Промежуточная диагностика С.Михалков «В снегу стояла елочка» | Комбинированный урок | Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития. | Способность к самоорганизованности. Владение коммуникативными умениями. | Формирование умения понимать причины успеха\неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | 18.12 | |
56 | Книги А. Гайдара | Урок-исследование | Использование разных видов чтения (выборочное). | Понятие и освоение социальной роли обучающегося. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | 21.12 | |
57 | Рассказы для детей. А. Гайдар «Елка в тайге» | Урок изучения нового материала | Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу. | Формирование ценностей многонационального российского общества. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса в коллективном обсуждении проблем. | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. | 23.12 | |
58 | А. Гайдар «Елка в тайге» (продолжение). Ельник в Кандрах. | Урок закрепления и систематизации знаний. | Формирование первоначальных этических представлений. | Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса в коллективном обсуждении проблем. | Использовать знаково-символических средств представления для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. | 24.12 | |
59 | С. Маршак «Декабрь» | Комбинированный урок | Овладение техникой чтения вслух и про себя. | Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в группе. | Использование различных способов поиска сбора, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. | 25.12 | |
60 | Контрольная работа по темам полугодия | Контрольный урок | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | 28.12 | |
61 | Книги Х.-К. Андерсена. Х.-К. Андерсен «Штопальная игла» | Урок закрепления и систематизации знаний. | Использование разных видов чтения (изучающее). | Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в паре. | Умение фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки. | 30.12 | |
62 | Проверь себя. Тест. | Урок проверки знаний | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | 31.12 | |
63-64 | Резерв. | | | | | 11.01 | |
65 | Народная песня «Буренушка». В. Жуковский «Птичка». Доп чтение. Е. Чарушин «перепелка» | Урок введения в тему | Использование разных видов чтения (ознакомительное). | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем. | Готовность осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. | 13.01 | |
66 | К. Ушинский «Кот Васька». Произведения фольклора (считалки, загадки). Е.Благинина «Голоса леса» Фольклор башкирского народа. | Комбинированный урок | Формирование понятий о добре и зле, нравственности. | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Владение коммуникативными умениями. | Овладение навыками составлять тексты в устной и письменной формах. | 14.01 | |
67 | М. Пришвин «Старый гриб». П. Комаров «Олененок» | Комбинированный урок | Умение участвовать в обсуждении различных текстов. | Осознание своей этической и национальной принадлежности. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям. | 15.01 | |
68 | К. Ушинский «Лиса Патрикеевна». Пословицы, загадки, скороговорки. | Урок-игра | Формирование успешному обучения литературному чтению. | Формирование духовно-нравственных ценностей многонационального российского общества. Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | Готовность слушать собеседника и вести диалог. | 18.01 | |
69 | В. Бианки «ЁЖ - спаситель». Доп чтение. М. Пришвин «Журка» | Комбинированный урок | Формирование потребностей в систематическом чтении. | Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Способность к самоорганизации. | Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | 20.01 | |
70 | М. Дудин «Тары-бары..» Доп чтение. В. Бианки «Хвосты» | Комбинированный урок | Понимание роли чтения. | Формирование целостного, социального ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может успешно справиться самостоятельно. | Готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | 21.01 | |
71 | Литературные (авторские) сказки. Тест. Писатели-земляки. | Урок проверки знаний. | Использование разных видов чтения (ознакомительное). | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Владение коммуникативными умениями. | Определение общей цели и путей ее достижения. | 22.01 | |
72 | К. Ушинский «Плутишка кот». Доп чтение. К. Паустовский «Барсучий нос»» | Урок творчества | Формирование понятий о добре и зле, нравственности. | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Заинтересованность в расширении и углублении полученных знаний. | Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | 25.01 | |
73 | Русская народная сказка «Журавль и цапля» | Урок изучения нового материала | Умение участвовать в обсуждении различных текстов. | Понятие и освоение социальной роли обучающегося. Способность к самоорганизации. Владение коммуникативными умениями. | Умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. | 27.01 | |
74 | Русская народная сказка «Журавль и цапля» (продолжение) | Урок изучения нового материала | Формирование успешности обучения по литературному чтению. | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может успешно справиться самостоятельно. | Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | 28.01 | |
75 | Русская народная сказка «Зимовье зверей» | Урок исследование | Формирование потребностей в систематическом чтении. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Заинтересованность в расширении и углублении полученных знаний. | Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. | 29.01 | |
76 | Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробьяныча и Ерша Ершовича» | Комбинированный урок | Использование разных видов чтения (изучающее). | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса в коллективном обсуждении проблем. | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. | 01.02 | |
77 | Русская народная сказка «Белые перышки» Башкирские народные сказки. | Урок повторения и обобщения изученного материала. | Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Умение работать в материальной и информационной среде (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета. | 03.02 | |
78 | Резерв | | | | | 04.02 | |
79 | Украинская сказка «Колосок» Доп чтение. Французская сказка «Волк, улитка и осы» | Урок вхождения в новую тему | Умение давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. | Наличие мотивации к творческому труду. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | 05.01 | |
80 | Английская сказка «Как Джек ходил счастье искал» | Комбинированный урок | Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего развития. | Наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в группе. | Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результатов. | 08.02 | |
81 | Английская сказка «Как Джек ходил счастье искал» | Комбинированный урок | Овладение техникой чтения вслух и про себя. | Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Способность к самоорганизованности. Заинтересованность в расширении и углублении полученных знаний. | Формирование умения понимать причины успеха\неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | 10.02 | |
82 | Норвежская сказка « Лис Миккель и медведь Бамса» | Комбинированный урок | Использование разных видов чтения (выборочное). | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Осознание начальных форм познавательной и личностной рефлексии. | 11.02 | |
83 | Норвежская сказка « Лис Миккель и медведь Бамса» | Комбинированный урок | Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего развития. | Осознание своей этнической и национальной принадлежности. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса в коллективном обсуждении проблем. | Использовать знаково-символических средств представления для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. | 12.02 | |
84 | Норвежская сказка « Лис Миккель и медведь Бамса» | Комбинированный урок | Использование разных видов чтения (поисковое). | Заинтересованность в расширении и углублении полученных знаний. | Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. | 15.02 | |
85 | Братья Гримм «Бременские музыканты» | Урок- драматизация | Осознание значимости чтения для личного развития. | Формирование целостного, социального ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Заинтересованность в расширении и углублении полученных знаний. | Умение фиксировать (записывать) в цифровой форме изображение, звуки. | 17.02 | |
86 | Английская народная сказка «Сказка про трех поросят» | урок-проект | Использование разных видов чтения (ознакомительное). | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Владение коммуникативными умениями. | Умение фиксировать (записывать) в цифровой форме изображение, звуки. | 18.02 | |
87 | Английская народная сказка «Сказка про трех поросят» Сказки народов нашей республики. | Урок закрепления и систематизация изученного материала | Формирование понятий о добре и зле, нравственности | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Умение готовить свое выступление и выступать с видео и графическим сопровождением. | 19.02 | |
88 | Проверь себя. Тест. | Урок проверки знаний | Осознание значимости чтения для личного развития. | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Формирование умения понимать причины успеха\неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | 29.02 | |
89 | Резерв | | | | | 02.03 | |
90 | Л. Толстой «Лучше всех» | Урок вхождения в новую тему | Понимание роли чтения | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах. Способность к самоорганизованности. Заинтересованность в расширении и углублении полученных знаний. | Овладение навыками составлять тексты в устной и письменной формах. | 03.03 | |
91 | Произведения фольклора: пословицы, колыбельная песня. | Урок изучения нового материала | Овладение основными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Готовность осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. | 04.03 | |
92 | Е. Пермяк «Случай с кошельком». А. Аксаков «Моя сестра» Природа края весной. | Комбинированный урок | Использование разных видов чтения (изучающее). | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям. | 07.03 | |
93 | М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный». В. Осеева «Сыновья». А. Майков «Колыбельная песня». | Урок-исследование | Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса в коллективном обсуждении проблем. | Готовность слушать собеседника и вести диалог. | 09.03 | |
94 | Л. Толстой «Отец и сыновья», А. Плещеев «Дедушка». Доп чтение И. Панькин «Легенда о матерях» | Урок слушания | Умение участвовать в обсуждении различных текстов. | Развитие умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. | Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | 10.03 | |
95 | Л. Воронкова «Катин подарок». Ю. Коринец «Март» | Урок изучения нового материала | Формирование успешности обучения литературному чтению. | Развитие умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. | Готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | 11.03 | |
96 | А. Плещеев «Песня матери» | Урок изучения нового материала | Использование разных видов чтения (изучающее). | Наличие мотивации к творческому труду. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может успешно справиться самостоятельно. | Определение общей цели и путей ее достижения. | 14.03 | |
97 | А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» | Урок изучения нового материала | Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | Наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. | Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | 16.03 | |
98 | Татарская сказка «Три сестры» | Урок-драматизация. | Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов. | Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Умение осуществлять контроль в совместной деятельности. | 17.03 | |
99 | В. Солоухин «Деревья» | Комбинированный урок | Использование разных видов чтения (поисковое). | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в группе. | Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | 18.03 | |
100 | Книги о семье. Контрольная проверка выразительности чтения. | Урок проверки знаний | Умение давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. | Становление гуманистических ценностных ориентаций. Заинтересованность в расширении и углубление получаемых знаний. | Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. | 21.03 | |
101 | Сказки разных народов.Сказки народов республики. | Урок повторения и обобщения | Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего развития. | Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. | 23.03 | |
102 | Промежуточная диагностика. Проверь себя. | Урок проверки знаний | Осознание значимости чтения для личного развития. | Способность к самоорганизации. Владение коммуникативными умениями. | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. | 24.03 | |
103 | Резерв | | | | | 25.03 | |
104 | Народная песня «Весна, весна красная!». А. Чехов «Весной» | Урок вхождения в новую тему | Овладение техникой чтения вслух и про себя. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | 28.03 | |
105 | А. Пушкин «Гонимы вешними лучами» | Урок изучения нового материала | Использование разных видов чтения (выборочное). | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе, работе в парах. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | 30.03 | |
106 | Г. Скребицкий «Весна-художник» | Урок творчества | Использование разных видов чтения (выборочное). | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результатов. | 31.03 | |
107 | Н. Сладков «Снег и ветер» Доп чтение Н. Сладков «Лесные шорохи» | Комбинированный урок | Уметь самостоятельно выбирать интересующуюся литературу. | Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе. | Формирование умения понимать причины успеха\неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | 01.04 | |
108 | С. Маршак «Весенняя песенка» | Комбинированный урок | Формирование первоначальных этических представлений. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Осознание начальных форм познавательной и личностной рефлексии. | 04.04 | |
109 | Э. Шим «»Чем пахнет весна | Урок-исследование | Умение давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Использовать знаково-символических средств представления для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. | 06.04 | |
110 | Е. Боратынский «Весна, весна!» Доп. чтение В. Маяковский «Тучкины штучки» | Комбинированный урок | Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего развития. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Готовность использовать полученную подготовку при итоговой диагностике. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. | 07.04 | |
111 | Произведения о Дне Победы. С. Михалков «Быль для детей» Наши ветераны. | Комбинированный урок | Умение участвовать в обсуждении различных текстов. | Развитие умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. | Использование различных способов поиска сбора, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. | 08.04 | |
112 | С. Баруздин «Салют» | Комбинированный урок | Формирование успешности обучения литературному чтению. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Способность к самоорганизации. Владение коммуникативными умениями. | Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. | 18.04 | |
113 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится». Доп чтение К. Ушинский «Проказы старухи зимы» | Урок слушания | Овладение основными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. | Наличие мотивации к творческому труду. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Умение фиксировать (записывать) в цифровой форме изображение, звуки. | 20.04 | |
114 | А. куприн «Скворцы». Н. Сладков «Скворец-молодец». Доп чтение Н. Сладков «Проталина» Птицы родного края. | Комбинированный урок | Использование разных видов чтения (изучающее). | Наличие мотивации к работе на результат. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в группе. | Умение готовить свое выступление и выступать с видео и графическим сопровождением. | 21.04 | |
115 | Н. Сладков «Апрельские шутки». А. Барто «Апрель» | Комбинированный урок | Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | Наличие мотивации к работе на результат. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в группе. | Умение соблюдать нормы информационной изобразительности, этики и этикета. | 22.04 | |
116 | Г. Скребицкий «Жаворонок» Доп чтение К. Коровин «Баран, заяц и еж» | Урок слушания | Использование разных видов чтения (поисковое). | Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Способность к самоорганизованности. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний. | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. | 25.04 | |
117 | Песенка, закличка, загадка. | Комбинированный урок | Осознание значимости чтения для личного развития. | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Готовность осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. | 27.04 | |
118 | В. Жуковский «Жаворонок» Доп чтение В. Бианки «Что увидел Жаворонок, когда вернулся на родину2 | Комбинированный урок | Использование разных видов чтения (ознакомительное). | Осознание своей этической и национальной принадлежности. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при обсуждении проблем.. | Овладение навыками составлять тексты в устной и письменной формах. | 28.04 | |
119 | О. Высоцкая «Одуванчик». М. Пришвин «Золотой луч» | Комбинированный урок | Формирование успешности обучения литературному чтению. | Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям. | 29.04 | |
120 | П. Дудочкин «Почему хорошо на свете». Доп чтении Э. Шим «Муравейник» | Комбинированный урок | Формирование понятий о добре и зле, нравственности | Формирование целостного, социального ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Заинтересованность в расширении и углублении полученных знаний. | Готовность слушать собеседника и вести диалог. | 02.05 | |
121 | Н. Сладков «Весенний гам». А. Барто «Воробей» | Урок слушания | Умение участвовать в обсуждении различных текстов. | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Способность к самоорганизации. Владение коммуникативными умениями. | Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | 04.05 | |
122 | М. Пришвин. «Ребята и утята» Тест | Комбинированный урок | Формирование потребностей в систематическом чтении. | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | 05.05 | |
123 | Сказки в стихах. Б. Заходер «Птичья школа». Доп чтение М. Горький «Воробьишко» | Комбинированный урок | Понимание роли чтения | Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний. | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. | 06.05 | |
124 | К. Ушинский «Утренние лучи». Доп чтении М. Пришвин «Лесная капель» | Комбинированный урок | Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Определение общей цели и путей ее достижения. | 11.05 | |
125 | А. Барто «Весна, весна на улице» | Урок-исследование | Использование разных видов чтения (поисковое). | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе. | Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | 12.05 | |
126 | Итоговая диагностика. Проверь себя. | Урок проверки знаний | Осознание значимости чтения для личного развития. | Способность к самоорганизации. | Определение цели проверочной работы и путей ее достижения. | 13.05 | |
127 | Резерв | | | | | 16.05 | |
128 | Русская народная сказка «Хаврошечка». Итоговая проверка выразительности чтения. | Комбинированный урок | Использование разных видов чтения (ознакомительное). | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при обсуждении проблем. | Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. | 18.05 | |
129 | Русская народная сказка «Чудо чудное, диво дивное» | Урок-исследование | Формирование понятий о добре и зле, нравственности | Развитие умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. | 19.05 | |
130 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Комбинированный урок | Умение участвовать в обсуждении различных текстов. | Развитие умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может успешно справиться самостоятельно. | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. | 20.05 | |
131 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Природа летом. | Комбинированный урок | Формирование успешности обучения литературному чтению. | Наличие мотивации к творческому труду. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Умение работать в материальной и информационной среде (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета. | 23.05 | |
132 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Доп чтение А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» | Комбинированный урок | Формирование успешности обучения литературному чтению. | Наличие мотивации к творческому труду. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Умение работать в материальной и информационной среде (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета. | 25.05 | |
133 | Ш. перо «Кот в сапогах» | Урок путешествие | Формирование потребностей в систематическом чтении. | Наличие мотивации к работе на результат. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. | 26.05 | |
134 | Доп чтение Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» | Урок слушания | Понимание роли чтения | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в группе. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | 27.05 | |
135 | Проверь себя. Тест. Летнее чтение. Моя малая Родина. | Урок проверки знаний | Осознание значимости чтения для личного развития. | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | 30.05 | |
136 | Резерв | | | | | 31.05 | |
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа :http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа :www.festival.1september.ru
4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа :www.km.ru/education
5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.uroki.ru
6. Нацпроект «Образование» – Режим доступа: http://mon.gov.ru./proekt/ideology
7. Проект «Информатизация системы образования» – Режим доступа: http://www.ural-chel.ru/guon/inform.htm.
1. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение : 2 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.А.Ефросинина. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2011.
2. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания : 2 класс : учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2010.
3. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания : 2 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2011.
4. Виноградова Н.Ф. Сборник программ по системе учебников "Начальная школа XXI века". – 4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 176с.
5.Беседы с учителем. Методика обучения: 2 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007.
6.Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие / Л. А. Ефросинина. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
7.Оценка знаний. Литературное чтение, 1 – 2 класс. Автор:, Ефросинина Л. А., – М.: Вентана-Граф, 2010г.