Рабочая программа по изобразительному искусству, 3 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству, 3 класс
Рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки от 06.10.2009 № 373); составлена на основе примерной программы по математике образовательной системы «Школа России»;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству, 3 класс»
8
Содержание учебного предмета
1
Основа рабочей программы
Рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки от 06.10.2009 № 373); составлена на основе примерной программы по математике образовательной системы «Школа России»; является составной частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа № 109» на 2016 – 2017 учебный год
2
УМК
1. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2015 г.
3
Количество часов в неделю
1час
4
Количество часов в 1 четверти
8 часов
5
Количество часов во 2 четверти
8 часов
6
Количество часов в 3 четверти
9 часов
7
Количество часов в 4 четверти
9 часов
8
Количество часов за год
34 часа
№
наименование разделов учебной программы
количество часов
основные содержательные линии
система оценки планируемых результатов
1
Искусство в твоем доме
8 ч
Предметы искусства в жизни человека: игрушки, посуда, платки, обои, книги
Текущий контроль с использованием традиционной системы отметок по 5 балльной шкале за устные ответы, письменные работы.
2
Искусство на улицах твоего города
8 ч
Формирование художественных представлений о работе художника на улицах города. Атрибуты современной жизни города: фонари, витрины, парки, ограды, скверы; их образное решение
Текущий контроль с использованием традиционной системы отметок по 5‑балльной шкале за устные ответы, письменные работы.
3
Художник и зрелище
10 ч
Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы
Текущий контроль с использованием традиционной системы отметок по 5‑балльной шкале за устные ответы, письменные работы.
4
Художник и музей
8 ч
Знакомство с жанрами изобразительного искусства, крупнейшими музеями России и мира
Текущий контроль с использованием традиционной системы отметок по 5‑балльной шкале за устные ответы, письменные работы.
ИТОГО
34 ч
Планируемые результаты
Личностные: результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразовать в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
– чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
– уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
– понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
– сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
– сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
– умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
– умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные: результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
– овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
– использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
– умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
– умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
– осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные: результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
– сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
– сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
– овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
– овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
– знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
– знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
– понимание образной природы искусства;
– эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
– применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
– способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
– умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
– усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
– умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
– способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
– способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
– умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
– освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
– овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
– умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
– умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
– изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
– способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории;
– умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
3. Тематическое планирование
I четверть
раздел учебной программы
тема урока
кол-во
ч
основные виды
учебной
деятельности
дата
проведения
Искусство в твоем доме
Мастера Изображения, Постройки и Украшения
1
Работа с учебником, беседа, рассматривание художественных материалов или иллюстраций, сообщение теоретических сведений о композиции рисунка. Практическая работа, анализ выполненной работы.
07.09
Твои игрушки придумал художник.
1
Словесно-иллюстративный рассказ
с элементами беседы. Рассматривание игрушек или просмотр мультимедийной презентации. Дидактическая игра «Узнай игрушку».
Сообщение теоретических сведений «Способы лепки. Цветовой контраст в росписи». Лепка современной игрушки из пластилина, ее роспись. Выставка и презентация работ учащихся
14.09
Посуда у тебя дома.
1
Словесно-иллюстративные рассказы с элементами беседы. Рассматривание образцов посуды, изготовленных мастерами народных промыслов. Практическая работа. Выставка работ. Обсуждение и оценивание
21.09
Обои и шторы в твоем доме.
1
Коллективный поиск ответа на вопрос «Какими должны быть обои и шторы в комнатах разного назначения?». Словесно-иллюстративный рассказ «Ритм рисунка и его печатание». Просмотр мультимедийной презентации «Печатание рисунка на бумаге и ткани». Работа с учебником. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание
28.09
Мамин платок.
1
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Платок и его история». Рассматривание платков, шалей или слайдов с их изображением.
Рассматривание и составление композиционных схем. Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение
и оценивание
05.10
Твои книжки.
2
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Как появились книги». Просмотр мультимедийной презентации. Рассматривание книг и слайдов. Анализ готового изделия. Составление последовательности работы. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание
12.10
19.10
Поздравительная открытка. Что сделал художник в нашем доме (обобщение)
1
Вводная беседа «Что вы знаете об открытке?». Рассматривание открыток или просмотр слайдов. Анализ педагогического рисунка или готового изделия. Составление последовательности работы. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание
26.10
II четверть
раздел учебной программы
тема урока
кол-во
ч
основные виды учебной деятельности
дата проведения
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры
1 ч
Сообщение теоретических сведений «Что такое архитектура?». Словесно- иллюстративный рассказ с элементами беседы «Памятники архитектуры». Просмотр мультимедийной презентации. Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Дидактическая игра «Сложи из геометрических фигур разного вида и размера здания». Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание
09.11
Парки, скверы, бульвары
1 ч
Работа со справочной литературой. Просмотр мультимедийной презентации «Парки Петергофа». Беседы «Элементы паркового искусства», «Образ парка». Анализ педагогического рисунка или готового изделия. Составление последовательности работы. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание
16.11
Ажурные ограды
1 ч
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Ажурные ограды». Просмотр мультимедийной презентации «Ажурные
ограды Петербурга». Работа с учебником. Анализ готового изделия. Составление последовательности работы. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ
23.11
Волшебные фонари
1 ч
Рассказ с просмотром мультимедийной презентации «Волшебные фонари».
Сообщение теоретических сведений с демонстрацией приемов работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание). Анализ готового изделия. Составление последовательности работы. Практическая работа, выставка работ, их обсуждение
и оценивание
30.11
Витрины
1 ч
Работа с учебником. Анализ готового изделия. Составление последовательности работы. Практическая работа (групповая). Выставка выполненных работ. Презентация, обсуждение и оценивание работ.
07.12
Удивительный транспорт
2 ч
Беседа «История транспорта». Рассматривание слайдов, рисунков. Разгадывание загадок о разных видах транспорта. Демонстрация приемов работы. Анализ готового изделия. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ.
14.12
21.12
Что делал художник на улицах моего города (обобщение)
1ч
Беседа «Роль художника
в создании образа улиц моего города». Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ.
28.12
III четверть
раздел учебной программы
тема урока
кол-во
ч
основные виды учебной деятельности
дата проведения
Художник и зрелище
Художник в цирке
1 ч
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Цирк». Просмотр мультимедийной презентации «Цирк».
Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание
18.01
Художник в театре
1 ч
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «История театра». Рассматривание иллюстраций в учебнике. Анализ готового изделия. Составление последовательности работы над макетом. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение
и оценивание работ
25.01
Театр кукол
2ч
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Художник в театре кукол». Работа с учебником. Рассматривание образцов кукол, декораций, образцов материалов. Анализ готового изделия. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ
01.02
08.02
Маска
1 ч
Словесно-иллюстративный рассказ «Из истории маски. Из чего делают маски». Рассматривание масок, материалов. Работа
с учебником. Анализ готового изделия.
Составление последовательности работы над изделием. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ
15.02
Афиша и плакат
1 ч
Сообщение теоретических сведений «Что такое афиша и плакат». Коллективный поиск ответа на вопрос: в чем различие между плакатом, афишей и картиной? Рассматривание афиш и плакатов. Выполнение задания в учебнике, просмотр слайдов. Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание.
22.02
Праздник в городе
2 ч
Вводная беседа «Праздничный город». Просмотр мультимедийной презентации. Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Устное рисование. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание.
01.03
15.03
Школьный праздник-карнавал (обобщение)
1 ч
Беседа «Маски-характеры, маски-настроения». Составление последовательности работы над рисунком. Устное рисование. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание.
22.03
IV четверть
раздел учебной программы
тема урока
кол-во
ч
основные виды учебной деятельности
дата проведения
Художник и зрелище
Школьный праздник-карнавал (обобщение)
1 ч
Беседа «Маски-характеры, маски-настроения». Составление последовательности работы над рисунком. Устное рисование. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание.
05.04
Художник и музей
Музей в жизни города
1
Рассказ «Из истории музеев. Виды музеев». Просмотр мультимедийной презентации. Коллективный поиск ответа на вопрос: «Можно ли создать музей у себя дома?». Заслушивание рассказов учащихся о домашних коллекциях. Анализ педагогического рисунка, составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание.
12.04
Музеи искусства
1
Словесно-иллюстративный рассказ «Художественные музеи России». Просмотр мультимедийной презентации. Обсуждение и оценивание работы учащихся на уроке.
19.04
Картина-пейзаж
1
Просмотр мультимедийной презентации, сообщение теоретических сведений «Пейзаж как вид изобразительного искусства. Виды пейзажей». Беседа «Произведения живописи российских художников». Работа с учебником. Рассматривание рисунков с разной высотой линии горизонта, поэтапной последовательностью рисования предметов ближнего и дальнего планов. Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ
26.04
Картина-портрет
1
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Портрет».
Просмотр мультимедийной презентации, беседа по произведениям живописи известных художников-портретистов. Просмотр иллюстраций в учебнике, выбор одного из портретов и составление рассказа об изображенном на нем человеке. Демонстрация приемов рисования головы человека. Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ
03.05
Картина-натюрморт
1
Сообщение теоретических сведений «Натюрморт». Просмотр мультимедийной презентации. Рассматривание натюрмортов известных художников и их описание. Работа с учебником. Беседы «Натюрморт и настроение». Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ
10.05
Картины исторические и бытовые
1
Сообщение теоретических сведений «Картины исторического и бытового жанров». Просмотр мультимедийной презентации. Анализ картин исторического и бытового жанра. Рассматри-
вание произведений живописи. Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ.
17.05
Скульптура в музее и на улице
1
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Скульптура и ее виды». Просмотр мультимедийной презентации.
Демонстрация приемов работы. Анализ готового изделия. Составление последовательности работы. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работы на уроке
24.05
Каждый человек – художник. Итоговое
занятие
1
Игры и игровые задания: «Узнай картину», «Круговой кроссворд», «Собери пейзаж», «Собери натюрморт», «Дорисуй портрет». Выступления обучающихся по темам «Народные художественные промыслы» (рассказ с показом изделий), «В мастерских художников». Художественная выставка. Обсуждение и оценивание работы учащихся за год.