Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 классы
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 классы»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения изобразительного искусства при получении начального общего образования у учащихся будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
•различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
•различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
•эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
•узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
•приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
•воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
•видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
•высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
•создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
•использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
•различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
•создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
•наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
•использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
•пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
•моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
•выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
•осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
•выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
•видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
•понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
•изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
•изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного предмета
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно прикладное искусство. Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
1 класс
№
п/п
Название раздела
Кол-во часов
1
Ты учишься изображать.
9
2
Ты украшаешь.
8
3
Ты строишь.
11
4
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
5
Итого:
33
2 класс
№
п/п
Название раздела
Кол-во часов
1
Как и чем работают художник?
8
2
Реальность и фантазия.
7
3
О чём говорит искусство.
11
4
Как говорит искусство.
8
Итого:
35
3 класс
№
п/п
Название раздела
Кол-во часов
1
Искусство в твоём доме.
8
2
Искусство на улицах твоего города.
8
3
Художник и зрелище.
11
4
Художник и музей.
8
Итого:
35
4 класс
№
п/п
Название раздела
Кол-во часов
1
Истоки родного искусства.
8
2
Древние города нашей Земли.
8
3
Каждый народ художник.
10
4
Искусство объединяет народы.
9
Итого:
35
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Планируемый период проведения (неделя)
Фактическая дата
Ты изображаешь, украшаешь, строишь»
1
Изображения всюду вокруг нас. Экскурсия Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства — художественная мастерская.
1
2
Мастер Изображения учит видеть.Урок–игра. Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма».
1
3
Изображать можно пятном. Урок–игра. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.). Образ на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам о животных.
1
4
Изображать можно в объеме. Урок–игра. Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, объемные объекты в природе. Целостность формы.
1
5-6
Изображать можно линией.Урок–игра. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица).
2
7
Разноцветные краски.Урок–игра. Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).
1
8
Изображать можно и то, что невидимо (настроение)Урок–игра. Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.
1
9
Художники и зрители (обобщение темы).Урок–игра. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей.
1
10
Мир полон украшений. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы. Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.
1
11
Красоту надо уметь замечать. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.). Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии.
Узоры, которые создали люди Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Мастер Украшения — мастер общения. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов.
1
16
Как украшает себя человек. Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения.
1
17
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы.
1
18
Постройки в нашей жизни Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую.
1
19
Рисуем домики для сказочных героев. Дома бывают разными Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их форм.
1
20
Домики, которые построила природа. Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. Соотношение форм и их пропорций.
1
21
Дом снаружи и внутри. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома.
1
22
Строим город Конструирование игрового города. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора.
1
23
Все имеет свое строение. Конструкция предмета. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм.
1
24
Строим вещи. Конструирование предметов быта. Как наши вещи становятся красивыми и удобными?
1
25
Город, в котором мы живем (обобщение темы) Создание образа города. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Первоначальные навыки коллективной работы над панно.
1
26
Совместна я работа трёх братьев-мастеров. Взаимодействие трех видов художественной деятельности: участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства; как этапы, последовательность создания произведения; у каждого своя социальная функция. В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы.
1
27
«Праздник весны». Конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги объектов природы.
1
28
Разноцветные жуки.
1
29
Сказочная страна. Панно-коллаж с изображением сказочного мира (коллективная работа).
1
30
«Праздник весны». Конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги объектов природы.
1
31
Урок любования. Умение видеть. Восприятие красоты природы. Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено).
1
32-33
Здравствуй, лето! (обобщение темы). Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция.
2
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Планируемый период проведения (неделя)
Фактическая дата
1
Три основных краски, строящие многоцветие мира.
2
Пять красок – все богатство цвета и тона.
3
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
4
Выразительные возможности аппликации.
5
Выразительные возможности графических материалов.
6
Выразительность материалов для работы в объеме
7
Выразительные возможности бумаги.
8
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти)
9
Изображение и реальность.
10
Изображение и фантазия
11
Украшения и реальность
12
Украшения и фантазия
13
Постройка и реальность
14
Постройка и фантазия
15
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)
16
Выражение характера изображаемых животных
17-18
Изображения характера человека: мужской образ
19-20
Изображение характера человека: женский образ
21
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
22
Изображение природы в различных состояниях
23
Выражение характера человека через украшение.
24-25
Выражение намерений человека через украшение.
26
Обобщение материала раздела «О чем говорит искусство»
27
Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.
28
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
29
Линия как средство выражения: ритм линий.
30
Линия как средство выражения: характер линий.
31
Ритм пятен как средство выражения.
32
Пропорции выражают характер
33
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (обобщение темы)
34-35
Обобщающий урок.
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№
п/п
Название раздела.
Кол-во часов
Планируемый период проведения
(неделя)
Фактическая дата проведения урока
искусство в твоем доме
8
1
Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы. Твои игрушки.
1
2
Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы. Посуда у тебя дома.
1
3
Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Обои и шторы у тебя дома.
1
4
Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение костюма). Мамин платок.
1
5
Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (бумага и картон — сгибание, вырезание). Твои книжки.
1
6
Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Твои книжки.
1
7
Поздравительная открытка. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
1
8
Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта. Труд художника для твоего дома. Обобщение темы.
1
Искусство на улицах твоего города
8
9
Образы архитектуры и декоративно прикладного искусства. Памятники архитектуры.
1
10
Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Витрины на улицах.
1
11
Парки, скверы, бульвары. Художественное конструирование и оформление парков.
1
12
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Ажурные ограды.
1
13
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Фонари на улицах и в парках.
1
14
Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Волшебные фонари.
1
15
Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных видов транспорта. Удивительный транспорт.
1
16
Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы. Выставка творческих работ.
1
Художник и зрелище
10
17
Человек и человеческие взаимоотношения. Художник в театре.
1
18
Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образ театрального героя.
Эмоциональные возможности цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Театр кукол.
1
21
Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Театральный занавес.
1
22
Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Пропорции и перспектива. Афиша и плакат.
1
23
Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния человека, животного. Художник в цирке.
1
24
Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Театральная программа.
1
25
Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Праздник в городе.
1
26
Школьный карнавал. Обобщение по теме «Художник и зрелище». Выставка творческих работ.
1
Художник и музей
9
27
Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Музеи в жизни города.
1
28
Картина – особый мир. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Картина-пейзаж.
1
29
Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России.
1
30
Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Картина-портрет.
1
31
Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России. Картины исторические и бытовые.
1
32
Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Скульптура в музее и на улице.
1
33
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Музеи архитектуры.
1
34
Обобщение по теме «Художник и музей».
1
35
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Выставка творческих работ (обобщение темы).
1
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№
Тема урока
Кл-во часов
Планируемый период проведения (неделя)
Фактическая дата
истоки родного искусства
8
1.
Пейзаж родной земли
1
2
Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир.
1
3
Украшение деревянных построек и их значение. Образ традиционного русского дома.
1
4
Образ традиционного русского дома.
1
5
Образ красоты человека. Женский портрет.
1
6
Образ красоты человека. Мужской портрет.
1
7
Народные праздники. Коллективное панно
1
8
Обобщение темы.
1
Древние города нашей земли
8
9
Древнерусский город-крепость.
10
Древние соборы.
1
11
Древний город и его жители.
1
12
Древнерусские воины-защитники.
1
13
Города Русской земли
1
14
Узорочье теремов.
1
15
Праздничный пир в теремных палатах.
1
16
Обобщение темы.
1
Каждый народ – художник
10
17
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
1
18
Изображение японок в национальной одежде.
1
19
Искусство народов гор и степей
1
20
Города в пустыне.
1
21
Образ художественной культуры Древней Греции
1
22
Древнегреческие праздники.
1
23
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Европейские города.
1
24-25
Портрет средневекового жителя
2
26
Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы.