Рабочая программа и система уроков по предметному курсу «Изобразительное искусство» для 2 класса составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании авторской программы, разработанной народным художником России, академиком РАО и РАХ Б. М. Неменским, допущенной Минобрнауки РФ и обеспечивающей реализацию обязательного минимума содержания образования, и ориентированы на работу по учебно-методическому комплекту, входящему в УМК «Школа России».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО "Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ТЕХНОЛОГИЯ
2 КЛАСС УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Рабочая программа и система уроков по предметному курсу «Изобразительное искусство» для 2 класса составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании авторской программы, разработанной народным художником России, академиком РАО и РАХ Б. М. Неменским, допущенной Минобрнауки РФ и обеспечивающей реализацию обязательного минимума содержания образования, и ориентированы на работу по учебно-методическому комплекту, входящему в УМК «Школа России».
Целямиизучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе являются:
· Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
· Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
· Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
· Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
· Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
· Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн и др.).
· Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство и художественный труд»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей: в общении с искусством, природой; творческом отношении к окружающему миру; самостоятельной практической творческой деятельности;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств их выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала; выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность; организовывать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать великие произведения русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
• умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории;
• умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
• выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения искусства у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: предcтавления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много- национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ИСКУССТВО И ТЫ - 34 ч.
Чем и как работают художники ( 9 ч)
Реальность и фантазия ( 7 ч)
О чём говорит искусство (10 ч)
Как говорит искусство ( 8 ч )
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона. Белая и черная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Чем и как работают художники(9 часов)
Три основных цвета. «Цветочная поляна».
1
Пять красок – богатство цвета и тона. «Радуга на грозовом небе».
1
«Осенний лес». (пастель, мелки, акварель, их выразительные возможности)
1
«Осенний листопад - коврик аппликаций.
1
«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов
1
«Звери в лесу». (Работа в объёме)
1
«Игровая площадка» для вылепленных зверей. Возможности бумаги.
1
«Изображение ночного праздничного города (неожиданные материалы)
1
Обобщение по теме «Как и чем работает художник?»
1
Реальность и фантазия (7 ч)
Изображение и реальность.
«Наши друзья: птицы».
1
Изображение и фантазия
«Сказочная птица».
1
Украшения и реальность
«Паутинка»
1
Украшения и фантазия
«Кружевные узоры»
1
Постройка и реальность
Подводное царство
1
Постройка и фантазия
Коллективная работа «Городок-коробок»
1
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе
1
О чем говорит искусство (10 ч)
Изображение характера животных. Четвероногий друг.
1
Изображение характера человека: мужской образ.
«Весёлый и грустный клоуны»
1
Изображение характера человека: женский образ
1
Образ сказочного героя в объёме
1
Море. Изображение природы в различных состояниях
1
Человек и украшение.
(Украшение кокошников,богатырских доспехов)
1
«Морской бой Салтана и пиратов»
1
Замок Снежной королевы. Образ здания.
1
Замок Снежной королевы. Образ здания. Окончание работы.
1
Обобщение материала раздела «О чем говорит искусство»
1
Как говорит искусство (9ч)
Цвет как средство выражения:тёплые и холодные цвета.
«Перо жар-птицы».
1
Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета.
«Весенняя земля»
1
Графическое изображение весеннего лесного пейзажа
1
Линия как средство выражения: характер линий.
«Дерево»
1
Ритм пятен как средство выражения.
«Птицы».
1
Пропорции выражают характер
1
Коллективная работа «Весна. Шум птиц».
1
Обобщающий урок года. «В гостях у Братьев-Мастеров»