Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Азбука здоровья + Окружающий мир"»
I. Пояснительная записка
1.1. Место индивидуализированной программы и её роль в системе обучения, развития и воспитания учащихся начальной школы и её актуальность.
Поступление ребёнка в школу – первая большая и серьёзная ступень в его жизни.
От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к постоянному напряжённому учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни.
Все – родители, врачи, педагоги – хотят, чтобы дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно.
Человеческому обществу во все времена был необходим, прежде всего, здоровый человек. Культура отношения к своему здоровью формируется у каждого ребёнка, конечно же, в семье. Но не меньшую роль в её формировании играет и школа, учитель. От того, является ли отношение к здоровью ценностным, прививаются ли навыки его сохранения и укрепления, многое зависит в перспективе жизни ребёнка.
Поэтому одной из задач программы «Азбука здоровья» является воспитание у учащихся бережного отношения к своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни, стремления к физическому совершенствованию, профилактике вредных привычек. У младших школьников необходимо сформировать понимание значимости здоровья как важнейшей ценности жизни.
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, – актуальная задача современного образования. Программа занятий «Азбука здоровья» нацелена на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Программа «Азбука здоровья» должна стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способность воспитанию у младших школьников потребность к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Большое значение в данной программе придаётся урокам окружающего мира. На этих уроках дети учатся «искусству слышать» свой организм, внимательно относится к своему здоровью. Преподавание окружающего мира ведется по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас».
На материале уроков окружающего мира основано стремление пробудить у детей любознательность, догадливость, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, рассказывать о своих эмоциях, чувствах. Способность сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к своему здоровью поможет детям в дальнейшем полюбить и себя, и окружающий мир.
Программа «Азбука здоровья» рассчитана на учащихся начальной школы и предназначена для работы в любой системе начального образования.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами быта.
Задачи:
Формирование у младших школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.
Воспитание у младших школьников потребностей к здоровому образу жизни.
При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.
1.3. Основные принципы реализации программы.
Индивидуализированная программа «Азбука здоровья» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников.
Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.
Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
В программе «Азбука здоровья» в целях обеспечения преемственности и целевой направленности обучения формирование норм здорового образа жизни осуществляется по следующим приоритетным направлениям (разделам):
1 раздел «Я и моё здоровье»
В этом разделе говорится о физическом здоровье, то есть, изучается текущее состояние органов и систем организма, а также их рост и развитие. Тематика данных уроков предусматривает работу по следующим направлениям:
1. Режим дня, учёбы и отдыха. 2. Тело человека как самостоятельный организм. 3. Основы рационального питания. 4. Личная гигиена.
5.Здоровье и здоровый образ жизни. 6. Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья. 7. Антиалкогольное и антитабачное воспитание.
2 раздел «Я и общество»
В этой части программы внимание детей обращается на состояние общего душевного комфорта, воспитывается система ценностей, установок, мотивов поведения человека в обществе.
3 раздел «Природа и мы»
Учитывая экологическую обстановку на современном этапе, нельзя не говорить детям о том, какое значение имеет природа для нашего здоровья. На уроках учащиеся узнают о том, что человек – часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье.
1.4. Методы, формы и приёмы работы.
Эффективность занятий по программе в значительной степени зависит от разнообразия средств и методов, используемых учителем в работе. «Азбука здоровья» предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр презентаций, кинофильмов и др.
Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, уроки – КВН, праздники, игры, викторины и др.
Чтобы изучение курса способствовало развитию учащихся, на занятиях используются логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др. Максимально используется фантазия учащихся, их творческие способности.
II. Содержание программы
1 КЛАСС
1 раздел. «Я и моё здоровье»
1.
Познание окружающего мира. Органы чувств.
2.
Забота о глазах.
3.
Уход за ушами.
4.
Язык – орган вкуса.
5.
Здоровая улыбка. Правильно чистим зубы.
6.
Уход за руками и ногами.
7.
Обоняние. Запах. Что умеет наш нос.
8.
Осязание. Забота о коже.
9.
Органы чувств и мозг.
10.
Гигиена. Почему надо умываться.
11.
Опора тела и движение. Мышцы, кости и суставы.
12.
Осанка – стройная спина.
13.
Как следует питаться.
14.
Режим дня школьника.
15.
Сон – лучшее лекарство.
16.
Что значит быть здоровым? Что значит быть больным? Что такое болезнь? Отчего возникают болезни?
17.
Как закаляться. Обтирание и обливание.
18.
Вредные привычки.
2 раздел. «Я и общество»
19.
Настроение. Эмоциональная сфера личности.
20.
Настроение в школе. Настроение после школы.
21.
Как говорить по телефону.
22.
Поведение и характер. Доброта. Сотвори солнце в себе.
23.
Правила, обязательные для всех.
24.
Как вести себя в гостях.
25.
Правила поведения в театре и кино.
26.
Правила вежливого общения. Волшебные слова.
27.
Как вести себя в транспорте и на улице.
28.
Велосипед как средство здорового образа жизни.
29.
Опрятность, аккуратность в одежде.
30.
Каждой вещи своё место.
3 радел. «Природа и мы»
31.
Комнатные растения – наши друзья.
32.
Лекарственные растения. Использование лекарственных растений в укреплении здоровья.
33.
Роль деревьев в жизни людей.
2 КЛАСС
1 раздел. «Я и моё здоровье»
1.
Строение тела человека.
2.
Почему мы болеем.
3.
Как вести себя, если что-то болит.
4.
Кто и как предохраняет нас от болезней. Профессия врач.
5.
Как справиться с инфекцией.
6.
Прививки от болезней.
7.
Грипп – это не модно и разорительно. История болезни.
8.
Лекарственные препараты. Польза и вред медикаменты.
9.
Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома.
10.
Отравления.
2 раздел. «Я и общество»
11.
Травма. Можно ли уберечься от травм?
12.
Первая помощь при травмах.
13.
Правила безопасного поведения на улице, в транспорте.
14.
Правила обращения с огнём.
15.
Чем опасен электрический ток.
16.
Отравление угарными газами, ядовитыми веществами.
17.
Чрезвычайная ситуация – что это?
18.
Природные изменения. Стихийные бедствия.
19.
Расти здоровым. Команда скорой помощи.
3 раздел. «Природа и мы»
20.
Природа – наш дом.
21.
Осень – золотая пора. Гармония осенних красок.
22.
Лесные загадки зимушки-зимы. Как помочь зимующим птицам.
23.
Изменения в природе весной. Природа в музыке и поэзии.
24.
Красное лето – яркая песня природы.
25.
Безопасность при любой погоде.
26.
Первая помощь при перегревании, тепловом ударе и обморожении.
27.
Первая помощь при ожогах.
28.
Правила безопасного поведения на воде.
29.
Опасный лёд. Зимняя река и география безопасности.
30.
Как вести себя в природе. Экологические правила.
31.
Путешествие по лесу. Съедобные и несъедобные грибы.
32.
Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Ядовитые растения.
33.
Путешествие в огород.
34.
Животные домашние и дикие. Предосторожности при обращении с животными. Укусы насекомых, змей.
3 КЛАСС
1 раздел. «Я и моё здоровье»
1.
Полезные продукты. Витамины.
2.
Режим питания. Меню.
3.
Здоровая пища для всей семьи.
4.
Жирная пища. Ожирение.
5.
Продукты, богатые углеводами.
6.
Блюда из рыбы. Морепродукты.
7.
Молочные продукты.
8.
Фрукты, ягоды и овощи – кладовая здоровья.
9.
Блюда из зерна. Путешествие с Крупеничкой.
2 раздел. «Я и общество»
10.
Как вести себя за столом.
11.
Сервировка стола.
12.
Досуг.
13.
Что такое дружба. Коллектив.
14.
Ты и твои товарищи. Настоящий друг. Пословицы и поговорки о дружбе.
15.
Помни о других.
16.
Уважай своё время и время других.
17.
Вежливые слова и поступки.
18.
Взаимовлияние людей, способы разрешения конфликтных ситуаций.
19.
Правила групповой деятельности: отзывчивость, честность, уважение чужого мнения.
20.
Экстремальные ситуации в городе.
21.
Экстремальные ситуации, связанные с незнакомым человеком.
22.
Правила безопасности на дорогах.
23.
Вызов экстренной помощи.
24.
Что нас окружает. Разнообразный мир вещей.
25.
История создания книги. Правила чтения.
26.
Мы идём в библиотеку. Правила обращения с книгой.
27.
Одежда. История создания. Виды одежды.
28.
Инструменты. Правила использования и хранения инструментов.
правила гигиены полости рта и навыки правильных движений зубной щёткой.
что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье;
основные природные богатства и их роль в жизни человека;
правила поведения в природе;
правила закаливания;
правила поведения на воде.
Учащиеся должны уметь:
определять степень вежливого поведения;
слушать и слышать;
организовывать подвижные игры;
следить за сохранением своей осанки;
выполнять под контролем учителя гимнастику для глаз;
выполнять правила поведения за столом во время еды;
различать природные богатства;
правильно вести себя в природе;
противостоять вредным и опасным привычкам;
защитить себя от воздушно-капельных инфекций.
К концу 2-го класса учащиеся должны знать:
способы выражения извинения, просьбы;
комплекс подвижных игр и упражнений на свежем воздухе;
правила приёма воздушных и солнечных ванн.
Учащиеся должны уметь:
определять степень вежливого поведения;
доброжелательно относиться к людям, радоваться успехам других людей;
вступать в контакт с людьми и поддерживать его;
соблюдать социальные нормы поведения;
ухаживать за растениями и животными;
самостоятельно выполнять комплекс физических упражнений для сохранения осанки;
выполнять правила гигиены полости рта;
выполнять гигиенические правила по уходу за кожей;
организовывать зимние игры и оказывать первую помощь при переохлаждении и обморожении;
оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах.
К концу 3-го класса учащиеся должны знать:
гигиенические правила сохранения зрения;
как происходит дыхание;
роль закаливания и правила его выполнения.
питательные вещества и их значение для здорового питания.
Учащиеся должны уметь:
позитивно относится к себе, и сопереживать другим;
регулировать труд и отдых;
выполнять комплекс дыхательной гимнастики под руководством учителя;
осознанно выполнять правила гигиены полости рта;
противостоять вредным привычкам и формировать у себя положительные привычки;
осознанно охранять природу.
К концу 4-го класса учащиеся должны знать:
свою родословную;
факторы, укрепляющие и нарушающие здоровье;
питательные вещества и их значение для здорового питания.
Учащиеся должны уметь:
владеть собой;
осознанно выполнять режим дня;
выполнять гигиенические мероприятия по уходу за кожей и волосами;
соблюдать сезонные требования к одежде и обуви.
беречь богатства природы в повседневной жизни.
IV. Результативность
2008 – 2009 уч. год
2009 – 2010 уч. год
2010 – 2011 уч. год
V. Учебно – методическое обеспечение
«Азбука здоровья: дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром» / под редакцией Е. А. Кочетова, А. В. Айгининой / Москва ООО «Маленький Гений – Пресс» 2002 г.
«135 уроков здоровья или школа докторов природы» / Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, О.Е.Жиренко / Москва «Вако» 2005 г.
«Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» / под редакцией М.М. Безруких / Москва ООО «Вариант» 2005.
«Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей» / под редакцией Н.В.Сократова / Москва ТЦ «Сфера» 2005 г.
«Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер» / Ковалько В.И. / Москва «Вако» 2007 г.
«Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия» / Н. В. Лободина, Т. Н. Чурилова / Волгоград «Учитель» 2011 г.
«Уроки здоровья в начальной школе» / Э. Н. Петлякова / Ростов-на-Дону ООО «Феникс» 2011 г.
«Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1 – 4 классы» / А. А. Плешаков / Москва «Просвещение» 2011 г.
VI. Приложение
6.1. Календарно – тематическое планирование учебного материала.
Общее представление о ПАВ. Почему люди употребляют ПАВ.
31.
Поверхность нашего края.
32.
Водные богатства нашего края.
33.
Предупреждение употребления психически активных веществ (ПАВ).
34.
Наши подземные богатства.
35.
Земля – кормилица.
36.
Вред табачного дыма. Пассивное курение.
37.
Жизнь леса.
38.
Жизнь луга.
39.
Что такое алкоголь. Чем он опасен.
40.
Жизнь в пресных водах.
41.
Экскурсия в природные сообщества родного края.
42.
Пословицы и поговорки о вреде алкоголя.
43.
Экскурсия в природные сообщества родного края.
44.
Экскурсия в природные сообщества родного края.
45.
Принимаю решение.
46.
Растениеводство в нашем крае.
47.
Животноводство в нашем крае.
48.
Волевое решение.
49.
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.
50.
Презентация проектов (по выбору).
51.
Путешествие в город «Будьте здоровы!».
Страницы Всемирной истории(7 ч.)
52.
Начало истории человечества.
53.
Мир древности: далёкий и близкий.
54.
Мальчишки и девчонки. Мы одна семья.
55.
Средние века: время рыцарей и замков.
56.
Новое время: встреча Европы и Америки.
57.
Что умеют делать девочки.
58.
Новейшее время: история продолжается сегодня.
Страницы истории России (30 ч.)
59.
Жизнь древних славян.
60.
Что умеют делать мальчики.
61.
Во времена Древней Руси.
62.
Страна городов.
63.
Нехорошие слова. Недобрые шутки.
64.
Из книжной сокровищницы Древней Руси.
65.
Трудные времена Русской земле.
66.
Различия мальчиков и девочек.
67.
Русь расправляет крылья.
68.
Куликовская битва.
69.
Тепло родного дома. Семья. Родители.
70.
Иван Третий.
71.
Мастера печатных дел.
72.
Обязанности членов семьи. Пословицы и поговорки о семье.
73.
Патриоты России.
74.
Пётр Великий.
75.
Домашний труд ребёнка.
76.
Михаил Васильевич Ломоносов.
77.
Екатерина Великая.
78.
Советы родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.
79.
Отечественная война 1812 года.
80.
Страницы истории XIX века.
81.
Моя родословная. История фамилии.
82.
Россия вступает в XX век.
83.
Страницы истории 1920 – 1930-х годов.
84.
Фамильные гербы.
85.
Великая война и Великая Победа.
86.
Великая война и Великая Победа.
87.
Праздник моей фамилии.
88.
Страна, открывшая путь в космос.
Современная Россия (14 ч.)
89.
Основной закон России и права человека.
90.
Права ребёнка в семье.
91.
Мы – граждане России.
92.
Славные символы России.
93.
Как помочь родителям.
94.
Такие разные праздники.
95.
Путешествие по России.
96.
Генеалогическое дерево.
97.
Путешествие по России.
98.
Путешествие по России.
99.
«По страницам семейного альбома».
100.
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.
101.
Презентация проектов (по выбору).
102.
Спешите делать добро. Пословицы и поговорки о добре и зле.
6.2. Конспекты уроков.
1 КЛАСС
Тема урока: «ЗАЧЕМ МЫ СПИМ НОЧЬЮ. СОН – ЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО»
Цель:
Создать благоприятные условия для формирования у учащихся представления о сне, как составляющей части здоровья человека; выяснить значение сна в жизни людей.
Задачи урока:
Помочь детям понять значение сна в жизни человека.
Совместно с детьми выработать правила подготовки ко сну.
Показать, что спят не только люди, но и животные.
Систематизировать представления детей о труде людей, работающих ночью.
Оборудование: учебник «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь на печатной основе, цветные карандаши, проектор, мультимедийная презентация в программе Power Point «Зачем мы спим ночью», фонограммы песен «Баю-бай», «Спят усталые игрушки», «Головами покиваем».
Предполагаемые результаты:
1. Усвоить, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил, научиться правильно вести себя перед сном. 2. Использование полученных знаний в повседневной жизни. 3. Положительный эмоциональный настрой. 4. Организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья.
ХОД УРОКА
I. Создание положительного эмоционального настроя на уроке
– Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому. Что здоровье для человека – самая главная ценность. – Сегодня у нас необычный урок. Что вы от него ожидаете? (Дети высказывают свои предположения) – Спасибо. Мне очень приятно слышать от вас такие слова. Я желаю, чтобы ваши желания оправдались, и вы, действительно, узнали что-то новое для себя, нашли ответы на волнующие вас вопросы.
II. Сообщение темы урока
– А сегодня мы с вами выведем частичку формулы здоровья, а какую именно, вы определите сами. – Сядьте удобнее, расслабьтесь. И, погрузившись в своё эмоциональное состояние, постарайтесь представить тему урока.
Звучит музыка детской релаксации – колыбельная песня. Идёт показ слайдов презентации с фотографиями наступающей ночи. Дети просматривают мультимедийную презентацию (слайды 2-12)
– Ребята, какие чувства вы испытывали, слушая музыку и просматривая слайды? (Высказывания детей) – Как вы считаете, какая тема сегодняшнего урока? О чём мы будем говорить? (Ответы детей) – Внимательно послушайте загадку и назовите отгадку.
Не стукнет, не брякнет, а ко всякому подойдёт. (Это «сон»)
– Что бы вы хотели узнать по этой теме? (Высказывания детей учитель систематизирует и записывает на доске план изучения темы, состоящий из детских вопросов) (слайд 14)
1. Что такое сон? 2. Зачем мы сипим ночью? 3. Какие существуют правила сна? 4. Как люди узнают про сон? 5. Как спят животные? 6. Кто не спит по ночам?
IV. Изучение нового материала
Солнце село за селом, Спят синицы, сойки спят. Спит в реке усатый сом, Спит и лес, и степь, и сад, Стадо спит, пастух и пёс… Сон в страну свою унёс.
– Ребята, ваш первый вопрос: что такое сон? Может, кто-то уже знает? Сейчас существует много разной литературы, большое количество передач транслируется – поделитесь имеющимися знаниями с друзьями. (Дети высказывают свои предположения, учитель обобщает) – Сон относится к важнейшему виду ежедневного отдыха. Без достаточного нормального сна немыслимо здоровье. Народ давно подметил очень важную роль сна для здоровья человека, для восстановления его физических и психических сил. Сон – это наступающее через определённые промежутки времени состояние покоя и отдыха. – Ребята, а кто попытается ответить на вопрос: зачем мы спим ночью? (Ответы детей) – Так давайте сейчас вместе попробуем разобраться в этом вопросе. Внимательно послушайте одну историю. (Дети слушают, анализируют) – Один мальчик, решил понаблюдать: что произойдёт, если он один вечер ляжет спать вовремя, а в другой вечер ляжет поздно. Свои наблюдения он записывал в личный дневник. Вот его записи.
1 день. Вечером лёг спать в 9 часов. Утром проснулся в 7 часов, сделал зарядку и с хорошим настроением пошёл в школу. На уроках активно работал. 2 день. Смотрел фильм по телевизору, который закончился в 11 часов вечера. Сразу заснуть не удалось. Утром не хотел просыпаться и идти в школу, болела голова, было плохое настроение. На уроках хотелось спать. Слипались глаза. 3 день. Сегодня решил спать лечь вовремя, то есть в 9 часов вечера. Утром проснулся бодрым, весёлым и отправился в школу. На уроках было очень интересно.
– Ребята, как вы считаете, почему такое могло произойти? Зачем нужно спать по ночам и ложиться вовремя? (Дети высказывают своё мнение, доказывают) В результате обсуждения появляется итог работы. (слайд 15)
Мы спим, чтобы: – отдыхать; – утром быть добрым бодрым и весёлым; – быть героем; – полетать во сне; – видеть интересные сны; – играть с «мультяшками».
– Правильно. Недосыпание, особенно систематическое, ведёт к переутомлению, к заболеванию организма. Нам нравится смотреть интересные сны: мы в них и летаем, и играем со своими любимыми героями. – Посмотрите внимательно на иллюстрацию в учебнике. Что случилось с мальчиком на уроке? (Ответы детей) – Прочитайте самостоятельно вывод. (Дети читают в учебнике) – Наш сон будет крепким, а пробуждение лёгким тогда, когда мы будем соблюдать особые правила подготовки ко сну. И как раз ваш третий вопрос, какие существуют правила здорового сна? Как вы готовитесь ко сну? (Высказывания детей) – Давайте сейчас вместе выработаем эти правила. Нужно выполнить задание в нижней части учебника. Самостоятельно проанализируйте рисунки и покажите мне фишки: что нужно делать перед сном – зелёный цвет, что можно делать – жёлтый цвет, что делать нельзя – красный цвет. (Самостоятельная работа) – Пожалуйста, теперь поработайте в парах. Расскажите о своих выводах друг другу, спорные ситуации обсудите. (Работа в парах)
– А теперь проверим, что получилось. (Коллективная проверка – игра «Молчанка»)
– Ребята, проверьте результат работы на слайде. Всё ли здесь, по-вашему, мнению выполнено правильно? (Слайд 16)
(Дети анализируют представленный вариант ответа, исправляют ошибки, доказывая свой выбор)
– Учёные, изучающие влияние сна на человека, также разработали правила, которых следует придерживаться. Посмотрите внимательно и скажите, что мы ещё не отметили в своих правилах? (слайд 17) – учитель читает и комментирует правила.
Ответы детей:
– Я отметил для себя ещё одно правило: ложиться и вставать в одно время. – Спать желательно в полной темноте. – Спать на ровной постели. – А я не понял: почему нужно спать на спине или на правом боку? – Ребята, кто может ответить на этот вопрос? – Наверное, так спать удобнее. – Я думаю, что так легче работать нашему сердцу, когда мы спим, оно тоже должно отдохнуть. Мне мама говорила, что сердце находится ближе к левой стороне. И, если мы будем спать на левом боку, то на него будут давить другие органы. – Молодцы! Но давайте этот вопрос оставим на сегодняшний день открытым. Вы, придя домой, по желанию, поинтересуйтесь у родителей или посмотрите в книгах, и постарайтесь найти другие варианты ответов. – А сейчас давайте закрепим правила здорового сна с помощью подвижной игры «Верно или неверно?» Если высказывание верно, вы складываете руки как во сне, если нет, то хлопаете в ладоши и стучите ногами. (Выполняется работа)
Перед сном нужно:
– почистить зубы и умыться; – попрыгать и побегать; – проветрить комнату; – посмотреть страшный фильм; – почитать книгу; – хорошо покушать.
– Ребята, вспомните, а какие слова вы обычно говорите родителям и другим членам семьи, когда идёте спать? Что слышите в ответ? И что означают эти слова? (Спокойной ночи! Доброго сна! Приятных снов!) – Сейчас под колыбельную песенку в рабочей тетради нарисуйте свой сон. (слайд 18)
(Дети под музыкальное сопровождение рисуют свой сон)
– Посмотрите, какие чудесные сны вы смотрите! Кто желает прокомментировать своё творчество?
(По желанию учащиеся рассказывают, что изобразили на рисунках)
– Ребята, вернёмся к нашему плану. Следующий вопрос, как люди узнают про сон? – Некоторые люди спят так крепко, что на утро, проснувшись, всё забывают. А другие, наоборот, запоминают и стараются разгадать свои сны. Сейчас в этом помогают специальные книги для объяснения сновидений – сонники. И если вам интересно, вспомните свой сон, а дома в книге найдёте ему объяснение. А знаете, откуда стало известно, что мы, когда спим, постоянно видим сны? Врачам удалось это выяснить с помощью прибора, который называется электроцефалограф. Это прибор, который принимает и записывает сигналы мозга. Было обнаружено, что во сне мозг постоянно работает. – Видят сны не только люди. Вы можете привести примеры, доказывающие, что и животные тоже видят сны?
(Дети делятся своими наблюдениями за домашними животными: если понаблюдать за спящей собакой или кошкой, то можно увидеть, что животное иногда дёргает во сне лапой, издаёт какие-то звуки)
– Давайте немного отдохнём.
(Физкультминутка проводится под музыкальное сопровождение – слайд 19)
– Ваш следующий вопрос, как спят животные? Давайте дальше продолжим обсуждение ваших наблюдений. (Слайды 20-24) – учитель демонстрирует слайды, дети смотрят мультимедийную презентацию. – А теперь отгадайте загадки, и вы узнаете, какие животные ночью не спят.
Всю ночь летает, Мышей добывает. А станет светло, Спать летит в дупло. (Сова)
Целый день он спать не прочь, Но едва настанет ночь, Запоёт его смычок Музыканта звать… (Сверчок)
То погаснет, То зажжётся Ночью в роще огонёк. Угадай, как он зовётся? Ну, конечно… (Светлячок)
– Что вы знаете об этих животных?
Дети рассказывают.
Итог: не все животные ночью спят, так как ночь у многих животных – основное время добычи пищи.
– Ребята, последний вопрос нашего плана: кто, кроме животных, не спит по ночам? Как вы предполагаете? – Я думаю, что не спят люди, которые болеют. – Я считаю, что это люди, которые путешествуют и находятся в дороге. – А я думаю, это те люди, которые по ночам работают. – Молодцы! Вы правильно рассуждаете. Посмотрите слайды презентации, изображающие профессии людей, работающих по ночам, и объясните значимость данных профессий. (слайды 25-27)
(Дети приводят факты, случаи из жизни, рассказывающие о деятельности пожарных, работников скорой помощи, милиции в ночное время)
V. Рефлексия. Оценивание работы
– Ну вот, ребята, обратите внимание на вопросы, которые мы поставили в начале урока. Пусть коротко, но мы старались найти на них ответы. Давайте подведём итог урока. Каждый для себя продолжит фразу… (слайд 28)
VI. Итоговая беседа
– Итак, подошёл к концу наш урок, на котором мы с вами рассмотрели только частичку, какая может влиять на наше здоровье. Здоровье – это неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и крепким, никогда не болеть. И, если мы будем соблюдать правила здорового сна, то наступающий день будет проходить веселей и жить будет легче.
VII. Рекомендации для самостоятельной работы (выбор по желанию)
– Ребята, если вы желаете, то можно дома зарисовать увиденный ночью сон. Можно рассказать маме или друзьям, как правильно подготовиться вечером ко сну. – Ребята, сегодня мне хочется похвалить вас всех. Вы хорошо работали! Спасибо! (Слайд 29)
2 КЛАСС
Тема: «ДИКОРАСТУЩИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ. ПУТЕШЕСТВИЕ В
ОГОРОД».
Цель урока: уточнить и углубить знания детей о дикорастущих и культурных растениях.
Задачи:
повторить знания о том, какие бывают растения;
сформировать понятия «дикорастущие», «культурные» растения;
воспитывать любовь к Родине, к родному краю, бережное отношение к природе.
- Здравствуйте, ребята. Чтобы настроиться на урок, давайте проведем небольшую разминку (дидактическая подвижная игра).
«Как говорят части тела»: дети встают, учитель говорит им задание, которое выполняют движением. - Как говорят плечи «я не знаю»? - Как говорит палец «иди сюда»? - Как ноги ребенка требуют «я хочу»? - Как говорит голова «да» и «нет»? - Как говорит рука «привет»?
II. Работа над пройденным материалом
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие в недалекое прошлое, как будто на машине времени. Давайте вернемся в лето. Всем нам нравится лето: прогулки в лесу, купание в реке, жаркие лучи солнышка и влага теплого летнего дождя. Летом много зелени, цветов, ярких красок.
III. Сообщение темы и цели урока. Постановка проблемы
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Дикорастущие и культурные растения».
Мы уже говорили о многообразии растений. А сегодня поговорим о том, какие растения называют дикорастущими и культурными растениями. Вы узнаете, чем эти растения полезны человеку, как помогают укреплению его здоровья.
1. Проведение теста
Учитель: Для начала, давайте вспомним, какие бывают растения? Рассмотрим картинки теста (см. приложение 1). Возьмем карандаш и настроимся на работу.
Какой ряд будет самым активным?
Работа с тестом
- А чем полезны хвойные растения? - А травянистые растения: подорожник, крапива?
2. Упражнения для глаз
1) Исходное положение - сидя. Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке - карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами. Повторять в течение 10-15 сек. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует и массирует хрусталики, улучшает кровообращение и питание глаз. 2) Глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки. 3) Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 4 раза.
IV. Работа по учебнику
Учитель:
Рассмотрите рисунки на экране. Где показан лес, где - луг, где - водоём?
Дети:
На первом рисунке показан луг. На втором - лес. На третьем - водоем.
На экране рисунки растений. (Среди них несколько культурных растений) Такие же растения у детей в учебниках.
Учитель: А теперь откроем учебники, рассмотрим растения, выполним задание, используя фишки (один ученик выполняет это задание на доске).
Работа с фишками. Беседа по вопросам:
Учитель: Где мы можем встретить эти дикорастущие растения? (рассматривается каждое растение) Дети: На водоеме, на лугу, в лесу. Учитель: Что же такое «дикорастущие растения»? Как вы понимаете это слово? Дети: Растения дикорастущие никто не сажал, за ними никто не ухаживает, они растут в лесу, на лугу, у водоёма.
Беседа о лекарственных растениях.
Учитель. Еще наши предки знали о целебных свойствах многих растений: алоэ, подорожника, можжевельника. Первая китайская книга о лечебных травах написана в 2000 г. до н. э. В ней дана характеристика более 1500 средств, приготовленных из лекарственных растений.
Сейчас в нашей стране используется для лечения около 3000 различных веществ и препаратов, причем 1/3 медикаментов вырабатывается из лекарственных растений.
Лечебные растения действуют на организм человека гораздо мягче, чем синтетические лекарственные средства, они менее токсичны, не являются допингами.
Травы можно применять длительно, так как к ним организм привыкает медленно. Они действуют комплексно - влияют на целые системы организма. Правда, этими преимуществами обладают лишь те растения, которые используются в виде настоев и отваров.
Перед тем как отправиться за «лекарством» в лес, надо научиться распознавать лекарственные растения. При сборе растений необходимо знать:
какие части того или иного лекарственного растения имеют применение в народной медицине;
в какое время должен производиться сбор;
как сушить растения;
какие меры должны быть приняты для лучшего сохранения заготовленного сырья.
Важно помнить о необходимости охраны лекарственных растений.
Многие люди заготавливают лекарственные растения, а потом сдают их в аптеку. Нельзя срывать все растения какого-либо вида, старайтесь взять столько, чтобы на 4 м2 осталось 9 самых сильных растений. При сборе однолетних растений на 1 м2 нужно оставлять 3-5 хорошо развитых экземпляров для семенного возобновления. Если лекарственные травы заготавливают целиком, то на участке нужно оставлять их до 30 %. Запрещен сбор растений, включенных в Красную книгу.
Помните: «лесные лекарства» требуют точных знаний! Надо быть уверенными, что вы сорвали именно то растение, которое помогает, иначе больному может стать еще хуже. Сегодня мы ознакомимся с некоторыми лекарственными растениями и методами их применения.
Подорожник
Останавливает кровь, снимает боль, помогает заживлению ран. Листья подорожника надо промыть в воде, растереть до появления сока или размельчить, а потом приложить к больному месту и забинтовать. Отвар листьев рекомендуется как отхаркивающее средство при кашле. Сок подорожника незаменим при сильных ушибах и растяжениях связок, а также при укусах ос и шмелей.
Крапива
Листья крапивы способствуют свертыванию крови и стимулируют заживление тканей. Сок и измельченные листья используют при лечении нагноившихся ран. При кашле отвар корневищ используют как отхаркивающую микстуру.
Настой крапивы используют как кровоостанавливающее средство при внутренних кровотечениях. Его принимают внутрь как помогающее заживлению ран и как противолихорадочное средство.
Зверобой
Важнейшие свойства зверобоя - снижение интенсивности воспалений и кровотечений. Настоем, приготовленным из цветков и стеблей, промывают ожоги, пользуются для полоскания рта при кровотечениях десен. Компрессы из зверобоя накладывают на раны и язвы. Зверобой заваривают как чай.
Ромашка
Две столовые ложки цветков залить двумя стаканами воды и настоять 25-30 минут. Этот настой применяют как обеззараживающее средство, им лечат ожоги, фурункулы.
Кора ясеня
Содержит большое количество дубильных веществ, которые оказывают противовоспалительное действие. Кора прикладывается сочной стороной к ране.
Медуница
Жгучий красноватый сок медуницы может заменить йод.
Тысячелистник
Для остановки кровотечения из небольших ран можно использовать сок из свежесорванного тысячелистника или кашицу из его листьев.
Пух иван-чая, льняная и конопляная пакля, сердцевина камыша используются как вата, а кора молодой сосны или ели заменит бинт.
Успокоит боль и остановит кровь гриб-дождевик, если его беловатое тело разрезать и приложить к поврежденному месту.
Ожоги кожи лечат сухими листьями клевера, которые следует обдать кипятком и завернуть в марлю.
Богата «лесная аптека» растениями, помогающими при простудных заболеваниях: это плоды и сухие цветки бузины, цветки калины, корни девясила. Их отвар после десятиминутного кипячения приобретает целебные свойства.
Желудочно-кишечные заболевания можно успешно лечить отварами из коры дуба, плодов черемухи, плодов и листьев облепихи, гореца птичьего, а также соком и свежими плодами рябины. Отличный тонизирующий эффект дает китайский лимонник. Стоит пожевать его плоды и молодые листья, как чувствуешь прилив бодрости и энергии.
Аналогично рассматриваются культурные растения.
Дети: Они встречаются в саду, в поле, в огороде. Учитель: Правильно. В саду, в поле, в огороде люди выращивают культурные растения. Расскажите, для чего люди выращивают культурные растения? Дети: Эти растения выращивают для того, чтобы человек был сыт. Учитель: Какую пользу приносят культурные растения людям, их здоровью? Дети: Культурные растения – фрукты и овощи – укрепляют человеческий организм, способствуют его оздоровлению, наполняют наш организм витаминами и другими полезными веществами.
V. Минутка релаксации (упражнение для снижения быстрого нарастания утомления)
«Солнышко и тучка»
Солнце зашло за тучку, стало холодно – сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание на 3-4 сек.). Солнце вышло из-за тучки, стало жарко – расслабиться, сделать глубокий выдох.
А теперь закройте глаза, руки положите на колени и слушайте… Представьте, что вы находитесь в летнем лесу. Щебечут птицы, тихонько поет ручеек, солнышко согревает ваше лицо. Кругом летают бабочки. Вам хочется босиком пройтись по мягкой траве. Вам очень хорошо и легко.
VI. Работа со схемами в учебнике
Учитель: Давайте рассмотрим схемы, которые составил Сережа. Как он разделил все культурные растения? На какие группы? - А еще как их можно классифицировать?
Физкультминутка под музыку
Дидактическая игра «Путешествие в огород»
Учитель загадывает загадки о растениях, а ученики решают, в какую группу его определить (см. приложение 2).
- Какое растение лишнее? Почему? (орешник – дикорастущее растение)
Вывод: Культурные растения человек выращивает в садах, на полях и огородах. Эти растения дают человеку силы и здоровье, укрепляют его организм, способствуют его оздоровлению, наполняют наш организм витаминами и другими полезными веществами.
VII. Итоги урока
Учитель: Что интересного узнали на уроке? С какими группами растений познакомились? Какие из дикорастущих растений человек использует для лечения, укрепления здоровья? (лекарственные) Зачем человек выращивает культурные растения? Как они влияют на наше здоровье?
Рефлексия
Учитель: Продолжите мои предложения: - Сегодняшний урок ... - Мне понравилось ... - Моё настроение...
Учитель: Ребята, спасибо большое за урок! Будьте здоровы!
Приложение №1
КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?
1. У каких растений один твёрдый, одревесневший стебель?
(а) У деревьев
(б) У кустарников
(в) У травянистых растений
2. Отметь листья хвойного растения.
3. Найди на схеме кустарник.
4. В каком ответе перечислены только травянистые растения?
-У нас в гостях мальчик по имени Заболейкин. А зовут его так потому, что он очень часто болеет. Постоял на ветру - и простудился. Промочил ноги в дождливую погоду - и опять слёг в постель.
-Как вы думаете, почему он так часто болеет простудными заболеваниями?
(Он незакалённый)
-Давайте расскажем Заболейкину, как правильно закалять свой организм и уберечь себя и других от инфекционных болезней.
(Индивидуальная работа по карточкам - приложение)
-Пока учащиеся готовятся, ответьте на вопросы:
-Для чего нужно заниматься закаливанием?
-С помощью чего проводится закаливание? (С помощью воздуха, воды и солнца.)
-Сделайте вывод.
-Надеюсь, что Заболейкин будет теперь закаляться и перестанет болеть.
III. Сообщение темы и задач урока.
-Ребята, а вы хотите быть здоровыми?
-Сегодня мы с вами отправимся в страну Здоровячков. Жители этой страны ведут здоровый образ жизни. Это значит, что все они живут по правилам сохранения и укрепления здоровья и следуют им не от случая к случаю, а постоянно.
-Тема урока: "Здоровый образ жизни".
В путешествии мы познакомимся с правилами здорового образа жизни (ЗОЖ).
-Вы готовы к путешествию?
В путь дорогу собирайтесь, За здоровьем отправляйтесь!
-Но не так просто попасть в страну Здоровячков - мы не знаем туда дороги.
Путешествовать будем группами. Каждой группе предстоит выполнить задание: узнать волшебные слова, которые укажут дорогу в страну Здоровячков. А помогут нам доктора, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора.
Кто они? Сейчас мы это узнаём.
IV. Первый знакомый - доктор Чистота.
Беседа.
-Как умывается кошка?
(Она вылизывает себя языком.)
-А как другие животные ухаживают за собой?
(Слон из хобота обливает себя водой, обезьяны чистят друг друга.)
-Не выносят грязи и беспорядка барсуки. Весной и осенью они убирают и ремонтируют свои подземные дома.
Бурые медведи часто купают своих медвежат, держа их за шиворот. Подросшие медвежата сами охотно идут в воду и долго там барахтаются.
-Вспомним сказку К.Чуковского "Мойдодыр". (Просмотр фрагмента из мультфильма)
-Для чего животные купаются и чистят своё тело?
-А зачем моется человек?
-Почему плохо быть грязнулей?
(Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши - человек плохо слышит. Грязная кожа - человек плохо дышит. Грязные руки - появляются кишечные заболевания.)
У доктора Чистоты есть помощники. Послушайте загадки и отгадайте, кто они.
Вафельное и полосатое, Гладкое и мохнатое, Всегда под рукою. Что это такое? (Полотенце)
Целых 25 зубков Для кудрей и хохолков. И под каждым под зубком Лягут волосы рядком. (Расчёска)
Костяная спинка, На брюшке щетинка. По частоколу попрыгала - Всю грязь повыгнала. (Зубная щётка)
Ей руки, ноги, спину трут. Скажите, как её зовут? (Мочалка)
Гладко, душисто, моет чисто, Нужно, чтобы у каждого было... (Мыло)
-Как вы заботитесь о чистоте тела?
-Послушайте сказку о микробах.
Жили-были микробы - разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.
Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе - на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: "Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи". И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!
-Что помогает нам победить микробов? (Чистота.)
-Расскажите, как содержать в чистоте своё жилище и одежду.
-Доктор Чистота просит назвать 1-е правило ЗОЖ и тогда он скажет волшебные слова, которые укажут дорогу в страну Здоровячков.
(Содержи в чистоте тело, одежду, жилище.)
-А вот и волшебные слова. Мы их вместе должны произнести.
От простой воды и мыла У микробов тают силы. (Чтение хором)
V. Доктор Здоровая пища.
1. -Продолжим путешествие в страну Здоровячков и познакомимся с доктором Здоровая пища.
-Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание - условие здоровья, неправильное - приводит к болезням.
-Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?
2. -Продолжите сказку: (групповая работа)
"Жил - был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда".
-Какая случилась беда с принцессой?
-Посоветуйте королю, как можно вылечить принцессу.
3. -Расскажите, как правильно питаться. (Ответы учащихся)
4. Работа по учебнику.
-Какое питание можно считать здоровым?
-Что значит "разнообразное" питание?
-Объясните, как понимаете пословицу "Овощи - кладовая здоровья".
5. Это интересно!
Слово "витамин" придумал американский учёный - биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество ("амин"), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita ("жизнь") с "амин", получилось слово "витамин". Детям надо съедать в день 500 - 600 г овощей и фруктов.
6. -Отгадайте загадки об овощах и фруктах.
В огороде вырастаю, А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут и так едят. (Помидор.)
На грядке зелёный, А в бочке солёный. (Огурец.)
Любопытный красный нос По макушку в землю врос. Лишь торчат на грядке Зелёные пятки. (Морковь.)
Сидит Ермошка На одной ножке, На нём сто одёжек И все без застёжек. (Капуста.)
Круглое, румяное Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко.)
Я вырос грядке, Характер мой гадкий: Куда ни приду, всех до слёз доведу. (Лук.)
-Составьте меню на завтрак, обед, ужин.
-Доктор Здоровая пища просит назвать 2-е правило ЗОЖ. (Правильно питайся.)
Волшебные слова:
Прежде, чем за стол мне сесть, Я подумаю, что съесть.
VI. Доктор Режим дня.
-Учёба в школе, выполнение домашних заданий - серьёзный труд. Бывает, что третьеклассник занят не меньше взрослого. Чтобы при этом сохранить здоровье, надо обязательно чередовать труд с отдыхом.
-Расскажите, как правильно сочетать труд и отдых. (Ответы учащихся)
-Какими видами отдыха нельзя чересчур увлекаться?
Оздоровительная минутка "Гимнастика для глаз".
Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
Делайте круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз - направо - вверх - налево - вниз. Повторите 10 раз.
Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
3-е правило? (Правильно сочетай труд и отдых.)
Волшебные слова:
Помни твёрдо, что режим Людям всем необходим.
VII. Доктор Движение.
- Послушайте рассказ А.Дорохова "Молодые старички".
Я знал одного десятиклассника. Когда он проходил мимо моей комнаты, я всегда догадывался, что это он, хотя моя дверь была закрыта. Лишь он один во всем дворе еле волочил ноги, как старый-престарый дед.
А когда этот уже взрослый парень читал книжку, на него было больно смотреть. Он не мог посидеть, чтобы не согнуться, и десяти минут! Сначала подопрет голову одной рукой, потом другой и, наконец, ляжет грудью на стол. Такая немощная была у него спина. В свои семнадцать лет он сгибался так, вроде ему было за шестьдесят. Почему же он вырос таким хилым?
Только потому, что никогда не занимался спортом и не признавал никакой физической работы. Все шли на субботники - убирать школьный двор или сажать деревья,- а он находил причину, чтобы уклониться от работы. Мальчики бежали на физкультуру, а он оставался в классе, показав записку от врача, что его, мол, освобождают - недавно у него был грипп или насморк. Вот так и стал он стариком преждевременно.
Хотел бы ты стать таким? Наверное, нет. А для того чтобы развить и укрепить свое тело, и не только мышцы, а и сердце, легкие, нервную систему, есть три верных способа: утренняя зарядка, спорт и пребывание на свежем воздухе.
Со здоровьем дружен спорт. Стадион, бассейны, корт, Зал, каток - везде вам рады. За старания в награду Будут кубки и рекорды, Станут мышцы ваши твёрды. Только помните: спортсмены Каждый день свой непременно Начинают с физзарядки. Не играйте с дрёмой в прятки, Быстро сбросьте одеяло, Встали - сна как не бывало.
- Назовите 4-е правило. (Больше двигайся!)
Волшебные слова:
Люди с самого рождения Жить не могут без движения.
VIII. Мы приближаемся к стране Здоровячков. Но на нашем пути препятствие - вредные привычки.
- Какие вредные привычки разрушают здоровье?
Анализ ситуации.
- Послушайте рассказ и помогите герою разобраться в его проблеме.
У меня есть два друга: Коля и Толя. Коля очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девчонки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигаретах есть яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают.
А Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Но Толя зато всегда бодрый, весёлый и сильный. Он занимается спортом.
А я всё думаю, что мне делать: закурить, как Коля, или спортом заняться, как Толя?
-Где место ребят, которые хотят попасть в страну Здоровячков: рядом с Толей или с Колей?
-Расскажите о вреде курения, алкоголя и наркотиков. (Ответы учащихся)
Обсуждение плакатов учащихся о вредных привычках.
5-е правило. (Не заводи вредных привычек.)
Волшебные слова:
Дым вокруг от сигарет, Мне в том доме места нет.
IX. Итог урока.
1.-Вот мы и добрались до страны Здоровячков. Жители этой страны ведут здоровый образ жизни. Вы тоже есть среди них.
-Что значит вести здоровый образ жизни?
-Назовите главные правила ЗОЖ.
2.-Зная эти правила, вы разгадаете кроссворд (работа в группе).
Утро начинай с …
Принимай прохладный …
Мойся с мылом и …
Причеши волосы …
Занимайся …
Ешь больше фруктов и …
Не сиди больше 30 минут за …
Включай в свой распорядок дня …
-Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбике. (Здоровье.)
3.-Какие знаете пословицы о здоровье?
В здоровом теле - здоровый дух.
Здоровье дороже денег.
Чтобы быть к труду готовым, надо быть всегда здоровым.
Чистота - залог здоровья.
Овощи - кладовая здоровья.
Курить - здоровью вредить.
Кто вино любит, тот сам себя губит.
От рюмки водки до могилы путь короткий.
4. Игра "Хлопки"
-Хлопните в ладоши, если услышите слово, характеризующее здорового человека: красивый, сутулый, сильный,ловкий, бледный, румяный,стройный, толстый, крепкий, неуклюжий, подтянутый.
-Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.
Но характеристика здорового человека будет неполной, если мы будем говорить только о физическом здоровье. Есть ещё и здоровье духовное. Надо учиться любви к себе, к людям, к жизни. И тогда вы будете действительно здоровы.
Запомните волшебные слова:
Грубых слов не говорите, Только добрые дарите.
Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.
X. Домашнее задание.
Приложение
Карточка 1.
Как правильно закалять свой организм воздухом, водой, солнцем?
Выбери правильные ответы и обведи их номера.
Как можно быстрее.
Постепенно.
Постоянно, настойчиво.
От случая к случаю.
Карточка 2.
Расскажи с помощью рисунков, как уберечь себя и других от инфекционных болезней.
Объясни значение слов: инфекционные болезни, аллергия.
Карточка 3.
Почему во время болезни нужно строго выполнять предписания врача?
Объясни, как вызвать «Скорую помощь».
Запиши номер телефона «Скорой помощи» и свой домашний адрес.
Формировать представления о курении как о вредной привычке, влияющей на общее самочувствие и внешность человека.
Задачи:
Формировать у детей отрицательное отношение к курению.
Пропагандировать здоровый образ жизни с детства.
Учить навыкам, позволяющим обезопасить себя
Ход урока I. Организационный момент
Настрой на урок: “Подари улыбку себе, своему соседу”.
II. Объявление темы урока
Урок начнем стихами о здоровье:
Ты должен знать свое тело, Знать и любить! Самое первое дело – В мире с ним жить! Сделай его сильным, Сделай его быстрым, Сделай его чистым!
Да, жизнь каждого из нас зависит только от нас самих. Сегодня мы поговорим о привычках, которые мешают жить – о вредных привычках. По результатам анкетирования в нашей школе (Анкета: “Какие привычки на твой взгляд вредные?”), на первое место ребята поставили “курение”. Поэтому тема урока – “Курение”. Что бы вы хотели узнать об этой привычке?
(Дети задают интересующие вопросы.)
– Меня, ребята, как и вас, тоже интересует вопрос: “Почему курение считают привычкой, и чем она вредна? Почему о курении говорят, что это проблема? ” (Вопросы пишутся заранее на доске).
III. Основная часть
А) Легенды и истории о курении.
На многие вопросы вы получите ответ на уроке. Ответы найдете и в книгах нашей школьной библиотеки (выставка). Для любознательных открыты странички “Интернета”. А ребята из нашего класса приготовили театральную импровизацию, которая так же поучительна.
1 ученик:
Добрый доктор Айболит, Он под деревом сидит. Приходи к нему лечится И корова, и волчица…
Стук в дверь.
2 ученик: Здравствуйте, доктор.
1 ученик: Здравствуй, Мурзик! Что с тобой?
2 ученик: Кашель, бессонница, слабость.
1 ученик: Ну, давай я тебя послушаю… Да у тебя внутри все хрипит и булькает!
2 ученик: Я каждый день моюсь!
1 ученик: Да от тебя куревом пахнет! И давно ты куришь?
2 ученик: Давно.
1 ученик: Это и есть причина твоей болезни.
2 ученик: Не может быть!!!
1 ученик: А вот сядь и послушай.
3 ученик: Легенда.
Давным-давно, когда табак только завезли в Армению, жил в долине Арарат мудрый старик. Все его очень слушались и уважали. Однажды купцы на ярмарке на все лады расхваливали свой табак:
– Курящие не стареют. К ним ночью не проберется вор, а собака никогда не покусает.
Слушали люди похвалу табаку и решили обратиться за советом к старику. Они спросили у него, правду ли говорят купцы?
– Конечно, – ответил мудрец, – тот, кто курит, никогда не постареет, потому что умрет смолоду. К нему никогда не заберется вор, потому что курящий всю ночь кашляет: кто же рискнет проникнуть в комнату, где бодрствуют? Собака, в самом деле, не укусит курильщика, потому что курение вызывает боль в суставах, и человек вынужден ходить с палочкой. А какая собака не боится палки?
Ученик: Из истории.
Табак был найден в Америке на острове Табаго. В 1559 г. Француз Жан Никоподарил королеве Франции Екатерине Медичи листья табака для лечения головной боли. Но вскоре люди обнаружили в табаке ядовитое вещество, которое назвали никотин. Это вещество вызывало сильный кашель, головокружение, слабость. Вскоре ученые установили, что после выкуренных 3 сигарет в организме возникает никотиновая зависимость, а сам никотин является разновидностью наркотиков.
Б) Влияние никотина на органы человека.
Учитель показывает презентацию “Лёгкие, мозг, сердце курильщика” и идёт обсуждение увиденного:
– Какие органы страдают при курении?
В) Физкультминутка
Ваши органы не повреждены, чисты, здоровы и самое главное – сохранять и укреплять своё здоровье!
Мобилизующая дыхательная гимнастика:
1–4 – вдох, 1–2 – задержка дыхания, 1–4 – выдох.
Г) Самостоятельная работа в группах.
Решите задачи:
1-я группа: “Что общего и в чем отличие между трубой завода и курящим человеком?”
2-я группа: “Сравните снег возле дороги и легкие курильщика. Что общего?”
– Какой же вывод можно сделать из всего сказанного?
Дети делают вывод, учитель вывешивает его на доске:
“Табакокурение – разрушение всех органов человека. 1 сигарета – 2000 вредных веществ”.
Д) Мир против курения. Как бороться с курением?
– Ученые давно говорят: “Курение – медленная смерть”. Выкуривание от 1 до 9 сигарет в день сокращает жизнь человека от 6 до 8 лет.
Задумайтесь и над такими фактами:
Каждые 10 секунд происходит смерть человека от болезней, связанных с курением.
Каждый год от курения умирает 3.000 000 человек.
Сохранились исторические факты борьбы с курением.
Ученик: В России при первом царе Алексее Федоровиче из рода Романовых, попробовавших курить первый раз, секли розгами. Если увидят во второй раз – могли казнить. Нюхателям табака отрезали нос. В Турции и Индии курильщикам грозила смертная казнь. В Торонто (Канада) не увидишь человека с сигаретой в зубах – грозит крупный штраф.
Учитель: Народ сочинил очень много пословиц и поговорок о курении.
Работа в группах с использованием пространства:
– Ваша задача, ребята, “собрать” разрезные карточки с пословицами и поговорками, висящие на стенах класса, объяснить их смысл.
1-я группа – карточки красного цвета “От табака ни прибыли, ни чести”.
2-я группа – карточки оранжевого цвета “У того, кто курит, нутро и деньги горят”.
3-я группа – карточки желтого цвета “Курить бросай, от яда убегай”.
Что бы вы, ребята, предложили для борьбы с курением?
Д) Групповая работа по созданию проекта “Город некурящих”
(Предварительная работа – рисунки детей на тему “В семье”, “На отдыхе”, “Чистый воздух в городе”. Рисунки группируются, составляется рассказ по каждой из тем.)
Вы – молодое поколение, именно от вас зависит наше будущее, будущее вашей семьи, города, планеты. Представьте, что наступит такой день, когда люди одержат победу над опасной привычкой, и не будут курить. Создайте с помощью ваших рисунков проекты о жизни без курения в семье, в общественных местах и на отдыхе, о самом городе, где не курят.
Групповая работа и защита проекта каждой группой.
Вывод: Привыкать к здоровому образу жизни – с детства! Недаром говорят: “Береги здоровье смолоду!”
Е) Физминутка с движениями.
– А сейчас – гимн полезным привычкам! Песня “Физкульт – ура!”
IV. Закрепление с элементами тренинга: “А ты умеешь выбирать?”
– Скажите, где дольше проживет попугай – в доме у курильщика или в доме, где не курят?
Дидактическая игра “3 стула”.
Учитель показывает иллюстрацию, где изображен курильщик. Перед курильщиком – 3 стула, стоящих друг за другом. Учитель предлагает детям схематически нарисовать себя на одном из стульев и объяснить, почему ребенок занял этот стул.
Ученик:
Дым попал мне в глаза, Сразу потекла слеза. Я уйду в другое место, Вред куренья мне известен. Дым вокруг от сигарет, Мне в том дыме места нет!
Курить очень вредно и опасно, особенно, если курит ребенок или подросток. Многие ребята хотят показаться взрослыми. Многие не могут отказать приятелям, чтобы они считали их своими. Перед вами варианты ответов в случае, если вам предложат закурить. Обведи свой ответ:
– Не курю.
– Пройду мимо и сделаю вид, что не слышу и не замечаю.
– Закурю.
– Не курю и тебе не советую.
Поднимите руки, кто выбрал 1-й вариант и т.д.
Вывод: Табакокурение – разрушение собственного здоровья и здоровья окружающих.
V. Итог урока
– А теперь давайте ответим на поставленные в начале урока вопросы:
Почему же курение – привычка? (Это вредная зависимость.)
Почему курение считают проблемой и уже 2 раза в год в государствах мира проходят дни отказа от курения?