3.тематическое планирование
№
п/п
Дата
Тема урока
Основные виды
учебной
деятельности
Количество
часов
пл. ф.
Язык и речь (2 часа)
1
Инструктаж по технике безопасности.
Наша речь и наш язык.
Развитие речи.
Составление текста по рисунку.
Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).
2
Наша речь и наш язык.
Входная диагностическая работа.
Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
Текст. Предложение. Словосочетание (14 часов)
3
Работа над ошибками.
Текст.
Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.
4
Типы текстов.
Различать типы текстов: повествование описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
5
Предложение.
Развитие речи.
Составление рассказа по
репродукции
картины.
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины.
6
Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.
Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания; находить в тексте, составлять предложения такого типа.
7
Восклицательные и невосклицательные предложения.
Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.
8
Виды предложений по цели высказывания и по интонации.
Словарный
диктант №1.
Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять по ней сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.
9
Предложение с обращением.
Развитие речи.
Составление рассказа по
рисунку.
Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях – обращения.
10
Состав
предложения.
Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.
11
Главные и второстепенные члены предложения.
Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения. Находить по ним предложения в тексте. Составлять сообщение по информации, представленной в таблице. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.
12
Контрольный диктант № 1.
Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
13
Работа над ошибками.
Простое и
сложное
предложения.
Составлять из двух простых предложений одно сложное.
14
Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении.
Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение». Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения.
15
Словосочетание.
Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.
16
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень».
Проверочная работа №1 по теме «Текст. Предложение. Словосочетание».
Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. Составлять небольшой текст по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень».
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
Слово в языке и речи (19 часов)
17
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.
Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значении слов русского языка».
18
Синонимы и
антонимы.
Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.
19
Омонимы.
Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.
20
Слово и
словосочетание.
Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.
21
Фразеологизмы.
Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.
22
Развитие речи. Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка».
Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте; письменно излагать содержание текста-образца.
23
Части речи.
Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.
24
Части речи.
Развитие речи.
Составление текста-натюрморта по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и
плоды».
Составлять по репродукции картины небольшой текст. Находить изученные части речи в тексте.
25
Различение в тексте имён существительных, глаголов и имён прилагательных.
Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.
26
Имя числительное.
Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов – имён числительных.
27
Имя числительное.
Проверочная работа № 2 по теме «Части речи».
Приводить примеры слов – имён числительных. Оценивать результаты выполненного задания.
28
Однокоренные слова.
Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.
29
Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.
Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных звуков в словах типа «роса», «мороз». Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.
30
Согласные звуки и буквы.
Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику согласных звуков в словах типа «ёж». Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.
31
Правописание разделительного мягкого знака.
Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа «коньки». Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер).
32
Слово и слог. Звуки и буквы.
Работать с памяткой «Как делать звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова. Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой.
33
Развитие речи.
Изложение повествовательного текста.
Словарный
диктант №2.
Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану.
34
Проверочный диктант № 1по теме «Слово в языке и речи».
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
35
Проект «Рассказ о слове».
Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
Состав слова (16 часов)
36
Корень слова. Однокоренные слова.
Формулировать определение однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.
37
Корень слова. Однокоренные слова.
Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег – бережок). Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни.
38
Контрольное списывание №1.
Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст.
39
Работа над ошибками.
Формы слова. Окончание.
Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
40
Формы слова. Окончание.
Выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
41
Контрольный диктант №2.
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.
42
Работа над ошибками.
Приставка.
Формулировать определение приставки. Объяснять значение приставки в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.
43
Приставка.
Формулировать определение приставки. Объяснять значение ее в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.
44
Приставка.
Формулировать определение приставки. Объяснять значение ее в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.
45
Суффикс.
Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса.
46
Суффикс.
Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса.
47
Суффикс.
Развитие речи.
Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе».
Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять по картине описательный текст.
48
Основа слова.
Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»; наблюдать над группами однокоренных слов, способами их образования.
49
Обобщение
знаний о составе слова.
Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу. Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.
50
Развитие речи.Редактирование предложений и изложение повествовательного текста.
Проверочная работа № 3 по теме «Состав слова».
Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
51
Проект «Семья слов».
Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы.
Правописание частей слова (29 часов)
52
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.
53
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне, обозначать в словах ударение. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой.
54
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Объяснять написание безударной гласной в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
55
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Объяснять написание безударной гласной в корне. Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами).
56
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Объяснять написание безударной гласной в корне. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
57
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.
Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
58
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.
Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.
59
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.
Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
60
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.
Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.
61
Контрольное списывание №2.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
62
Работа над ошибками.
Правописание слов с непроизносимыми
согласными в корне.
Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
63
Правописание слов с непроизносимыми
согласными в корне.
Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
64
Правописание слов с непроизносимыми
согласными в корне.
Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.
65
Правописание слов с непроизносимыми
согласными в корне.
Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
66
Правописание слов с непроизносимыми
согласными в корне.
Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.
67
Правописание слов с удвоенными согласными.
Объяснять написание слов с удвоенными согласными. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.
68
Развитие речи.
Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка».
Составлять текст по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» по опорным словам. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
69
Правописание суффиксов и приставок.
Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
70
Правописание суффиксов -ек,
-ик; -ок.
Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Формулировать правило правописания суффиксов -ек, -ик. Объяснять, какое значение вносят эти суффиксы в слово. Рассмотреть случаи правописания суффикса -ок.
71
Правописание приставок.
Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Сравнивать, как произносятся гласные и согласные звуки в приставках и какими буквами они обозначаются на письме.
72
Правописание суффиксов и приставок.
Словарный
диктант № 3.
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
73
Правописание приставок и предлогов.
Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Находить сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок. Объяснять, какова роль приставки в слове и предлога в словосочетании.
74
Правописание приставок и предлогов.
Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой.
75
Правописание приставок и предлогов.
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.
76
Промежуточная диагностическая работа.
Продемонстрировать и оценить свои знания.
77
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки.
78
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки.
79
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой.
80
Контрольный диктант № 3.
Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
Части речи (76 часов)
81
Работа над ошибками.
Части речи.
Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи. Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.
82
Имя существительное как часть речи.
Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные.
83
Начальная форма имени существительного.
Выделять среди имён существительных существительные в начальной форме.
84
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению).
85
Устаревшие
слова.
Находить устаревшие слова – имена существительные.
86
Развитие речи.
Изложение по самостоятельно составленному плану.
Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану.
87
Собственные и нарицательные имена существительные.
Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.
88
Контрольное списывание №3.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
89
Проект «Тайна имени».
Наблюдать толкование значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени.
90
Работа над ошибками.
Число имён существительных.
Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных.
91
Имена существительные, имеющие форму одного числа.
Развитие речи.
Письмо по памяти.
Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.
Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части речи, выписывать трудные слова, записывать текст по памяти.
92
Род имён существительных.
Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.
93
Род имён существительных.
Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь.
94
Род имён существительных.
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
95
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных.
Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.
96
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных.
Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.
97
Развитие речи.
Изложение повествовательного текста.
Составление рассказа по серии картин.
Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин.
98
Проверочный диктант № 2 по теме «Род и число имён
существительных».
Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов
действий.
99
Работа над ошибками.
Изменение имён существительных по падежам.
Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника.
Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия
падежей.
Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных.
100
Развитие речи.
Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя).
101
Именительный падеж.
Распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу.
102
Родительный падеж.
Распознавать родительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.
103
Дательный
падеж.
Распознавать дательный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.
104
Винительный падеж.
Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных мужского рода и др.).
105
Творительный падеж.
Распознавать творительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной
форме.
106
Предложный
падеж.
Распознавать предложный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.
107
Развитие речи.
Изложение текста повествовательного типа.
Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану.
Проверять письменную работу (сочинение).
108
Обобщение знаний об имени существительном.
Морфологический разбор имени существительного.
Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных.
Определять начальную форму имени существительного.
Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного».
Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения.
109
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона. «Конец зимы. Полдень».
Составлять текст по репродукции картины художника К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя).
110
Проект «Зимняя страничка».
Подбирать слова – имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе.
111
Проверочный диктант № 3 по теме «Имя существительное».
Писать диктант и проверять написанное. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
112
Работа над ошибками.
Имя прилагательное как часть речи.
Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.
Определять лексическое значение имён прилагательных.
Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.
113
Связь имени прилагательного с именем существительным.
Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные.
Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.
114
Сложные имена прилагательные.
Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать.
115
Развитие речи.
Составление текста-описания в научном стиле.
Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких
текстах.
Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст-описание о растении в научном стиле.
116
Развитие речи.
Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».
Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте. Рассматривать репродукцию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней.
Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением названий цветов.
117
Изменение имён прилагательных по родам.
Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.
Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.
118
Изменение имён прилагательных по родам.
Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.
119
Изменение имён прилагательных по родам.
Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.
Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, белый лебедь и др.
120
Изменение имён прилагательных по числам.
Определять форму числа имени существительного, изменять имена прилагательные по числам.
Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.
121
Изменение имён прилагательных по числам.
Развитие речи.
Составление текста-описания о животном.
Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста.
122
Изменение имён прилагательных по падежам.
Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам.
123
Изменение имён прилагательных по падежам.
Определять начальную форму имени прилагательного.
124
Обобщение знаний об имени прилагательном.
Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.
Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже.
125
Морфологический разбор
имени прилагательного.
Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке.
Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.
126
Обобщение знаний об имени прилагательном.
Словарный диктант №4.
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
127
Проверочная работа № 4 по теме «Имя прилагательное».
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
128
Развитие речи.
Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками».
Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам.
129
Проект «Имена прилагательные в загадках».
Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок.
130
Контрольный диктант № 4.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
131
Работа над ошибками.
Личные местоимения.
Распознавать личные местоимения среди других частей речи.
Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.
132
Местоимения 3-го лица.
Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).
133
Роль местоимений в предложении.
Развитие речи.
Составление письма.
Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.
Составлять письмо другу или кому-либо из родственников.
134
Морфологический разбор
местоимения.
Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.
135
Проверочная работа № 5
по теме
«Местоимение».
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
136
Глагол как часть речи.
Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.
Определять лексическое значение глаголов.
137
Глагол как часть речи.
Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.
Определять лексическое значение глаголов.
138
Значение и употребление в речи глаголов.
Распознавать глаголы среди других частей речи. Определять лексическое значение глаголов.
139
Развитие речи.
Составление текста по сюжетным картинкам.
Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя).
140
Начальная форма глагола.
Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы.
141
Начальная форма глагола.
Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.
142
Изменение глаголов по числам.
Распознавать число глаголов. Изменять глаголы по числам.
143
Число глаголов.
Развитие речи.
Составление предложений с нарушенным порядком слов.
Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту.
144
Изменение
глаголов по
временам.
Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.
145
Изменение глаголов по временам.
Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.
146
Изменение
глаголов по
временам.
Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.
147
Развитие речи.
Изложение повествовательного текста.
Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.
148
Изменение
глаголов по
временам.
Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.
149
Род глаголов в прошедшем
времени.
Определять род и число глаголов в прошедшем времени.
Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).
Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём.
150
Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Развитие речи.
Составление предложений и текста.
Трансформировать предложения (записывать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст.
151
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.
152
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.
153
Обобщение знаний о глаголе.
Морфологический разбор
глагола.
Работать с памяткой «Порядок разбора глагола».
Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.
Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.
154
Развитие речи.
Конференция на тему «Части речи в русском языке».
Самостоятельно выбрать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке».
155
Проверочная работа № 6 по теме «Глагол».
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
156
Контрольный диктант № 5.
Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Повторение (14 часов)
157
Работа над ошибками.
Повторение
по теме «Части речи».
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
158
Повторение по теме «Части
речи».
Словарный диктант № 5.
Применить свои знания для выполнения заданий.
159
Орфограммы в значимых частях слова.
Знание всех орфограмм, изученных в 3 классе.
160
Контрольный диктант № 6.
Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
161
Работа над ошибками.
Орфограммы в значимых частях слова.
Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания.
162
Развитие речи.
Составление предложений по рисункам.
Составлять предложения по рисунку.
163
Обобщение знаний по курсу «Русский язык».
Распознавать части речи и их грамматические признаки. Знание всех орфограмм, изученных в 3 классе.
164
Контрольное списывание №4.
Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
165
Работа над ошибками.
Обобщение знаний по курсу «Русский язык».
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
166
Итоговая диагностическая работа.
Применить свои знания для выполнения итоговой работы.
167
Повторение изученного за год.
Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
168
Викторина
«Знаешь ли ты русский язык».
Применить свои знания для выполнения заданий.
169
Повторение изученного за год.
Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
170
Игра «Язык родной, дружи со мной».
Применить свои знания для выполнения заданий.
49