на МО МОУ СОШ№ 24 с зам. директора по УВР МОУ СОШ № 24
__________/Васильцова М.Н. __________Файзулиной О.Д. __________/ Фисенко Л.А.
в начальной школе системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
(авторы В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Некрасова Т. В.)
Москва: ВИТА ПРЕСС 2013год.
Рыженко Галина Константиновна.
Педагогический стаж 32 года, высшая квалификационная категория.
Содержание, часы | Деятельность учеников на уроке (основные виды, формы, способы действий) | Сопровождающая внеурочная деятельность, ее вид |
1. Повторение материала, изученного в первом классе. Слово как значимая (номинативная) и звуковая (фонетическая) единица языка. Ударение как средство организации слогов в слово. Звуки и буквы. Выбор буквы для обозначения гласного звука в зависимости от его позиции в слове (в начале слова, после согласных, парных и непарных по твердости-мягкости). Выбор буквы для обозначения звука [й]. Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой (гласные после шипящих и Ц, разделительные знаки Ь и Ъ). Высказывание-сообщение и высказывание-вопрос. Восклицательное высказывание. Диалог, его элементы (реплики). Оформление высказываний на письме. 13 часов Дополнительный материал для факультативного изучения. Ритм и рифма в стихотворной речи (наблюдения). | Сопоставление формы и значения слова. Определение ударных слогов в словах. Обоснование выбора гласной буквы для обозначения твердости-мягкости согласных звуков, выбора буквы (букв) для обозначения звука [й], выбора буквы на месте изученной орфограммы. Упражнения в списывании текстов по алгоритму (на материале высказываний, где написание слов совпадает с их произношением). Различение высказываний по цели и по интонации. Выделение смысловых частей высказывания. Выделение элементов диалога. | Игры, построенные на подборе рифм, соблюдении стихотворного ритма. Прослушивание, чтение и разыгрывание диалогов из различных сказок, знакомых произведений детской литературы. |
2.Позиционное чередование гласных звуков. Возможность замены звуков в одном и том же слове при его изменении (чередование звуков). Изменение позиции звуков как причина их чередования (позиционное чередование). Сильная и слабая позиции гласных звуков (наличие любых гласных в ударных слогах и невозможность появления некоторых гласных в безударных слогах). Обозначение позиционно чередующихся звуков одной буквой, выбор этой буквы. Проблемный характер буквенного обозначения гласных звуков в слабой позиции (орфограммы слабых позиций). Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосредственно в процессе письма (письмо с пропуском безударных гласных). 15 часов Дополнительный материал для факультативного изучения. Условия, влияющие на позиционное чередование гласных звуков. | Наблюдения над смыслоразличительной заменой звуков и позиционным чередованием звуков в словах. Анализ возможностей употребления гласных звуков в словах в сильных и слабых позициях по законам русского литературного произношения. Наблюдения над буквенным обозначением звуков в сильных и слабых позициях. Письмо под диктовку (или самодиктовку) с пропуском букв на месте гласных звуков в слабых позициях. | Использование письма с пропуском в свободном письме при оформлении творческих работ, издании классного журнала, газеты и пр. |
3.Позиционное чередование согласных звуков, парных по звонкости-глухости. Сильные и слабые позиции согласных, парных по звонкости-глухости. Отработка умения выделять орфограммы слабых позиций в процессе письма (письмо с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных). 17 часов | Наблюдения над позиционным чередованием согласных звуков в словах. Анализ возможностей употребления согласных звуков в словах в сильных и слабых позициях по законам русского литературного произношения. Наблюдения над буквенным обозначением звуков в сильных и слабых позициях. Письмо под диктовку (или самодиктовку) с пропуском букв на месте согласных звуков в слабых позициях. | Использование письма с пропуском в свободном письме при оформлении творческих работ, издании классного журнала, газеты и пр. |
4.Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря. Приемы работы с орфографическим словарем. Печатный текст как образец орфографически правильных написаний. Приемы списывания текста с орфограммами слабых позиций. 23 часа Дополнительный материал для факультативного изучения. Орфографический словарь как источник норм ударения. | Поиск слов с непроверяемыми написаниями в орфографическом словаре по алгоритму. Упражнения в списывании текстов по алгоритму, включающему самоконтроль написанного. | Использование орфографического словаря при оформлении любых текстовых работ, издании классного журнала, газеты и пр. Составление кроссвордов на основе слов с непроверяемыми орфограммами (т.е. словарных слов). Составление собственных словариков. |
5.Проверка орфограмм по сильной позиции. Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций. Изменение слова как прием приведения звука к сильной позиции. Важнейшие типы изменения слов: изменение слов, называющих предметы, по числам и падежам (без названия падежей); изменение слов, называющих признаки, по числам, родам и падежам; изменение слов, называющих действия, по лицам, числам, временам (настоящее и прошедшее время), по родам (в прошедшем времени). Неизменяемые слова. 31 час Причины появления в русском языке неизменяемых слов, называющих предметы. | Построение и применение алгоритма проверки орфограмм слабых позиций путем приведения к сильной (в рамках изменений одного и того же слова). Моделирование типов словоизменения (построение моделей трех типов изменения слов: называющих предметы, признаки и действия). Проверка орфограмм по общему способу проверки путем изменения. Письмо под диктовку с последовательной постановкой и решением орфографических задач. Списывание текстов по алгоритму. | Использование алгоритма постановки и решения орфографических задач при оформлении любых текстовых работ, издании классного журнала, газеты и пр. |
6.Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм слабой позиции. Основа и окончание слова. Неприменимость способа проверки орфограммы слабой позиции в окончании слова путем его изменения. Способ выделения окончаний и основ в словах разных типов. Изменения одного и того же слова и разные слова. 21 час Дополнительный материал для факультативного изучения. Слова с окончаниями внутри слова (на примере глаголов с –ся). | Наблюдение над морфосемантическими особенностями слова и их моделирование (отражение в модели словоформы функций основы и окончания). Составление алгоритма выделения окончаний и основ в словах изученных типов. Уточнение и применение алгоритма проверки орфограмм слабых позиций путем приведения к сильной с учетом части слова (в рамках изменений одного и того же слова). | Использование алгоритма постановки и решения орфографических задач при оформлении любых текстовых работ, издании классного журнала, газеты и пр. |
7.Проверка орфограмм с помощью родственных слов. Понятие о родственных словах (слова, образованные от одного и того же слова). Корень как общая часть основ родственных слов. Подбор однокоренных слов к заданному (простейшие случаи). Понятие об аффиксах как значимых частях основы, с помощью которых образуются новые слова. Классификация аффиксов по их положению в слове: префиксы (приставки), суффиксы. Позиционное и непозиционное чередование звуков в словах. Проверка орфограмм слабых позиций в корне с помощью родственных слов. Правило правописания разделительных знаков Ь и Ъ. 27 часов Дополнительный материал для факультативного изучения. Родственные слова и слова, связанные общностью происхождения (наблюдения). Связанные корни (наблюдения). | Наблюдения над словообразовательными отношениями между родственными словами (с использованием словесной мотивации). Моделирование этих отношений (с помощью стрелочек). Подбор родственных слов, выделение корня. Построение словообразовательного гнезда (без термина). Моделирование морфосемантических особенностей слова (отражение в модели слова его значимых частей и их функций – «работы»). Определение состава слова (простейшие случаи). Уточнение и применение алгоритма проверки орфограмм слабых позиций путем приведения к сильной с учетом части слова (в рамках изменений одного и того же слова и в родственных словах). Письмо под диктовку с последовательной постановкой и решением орфографических задач. Списывание текстов по алгоритму. | Использование алгоритма постановки и решения орфографических задач при оформлении любых текстовых работ, издании классного журнала, газеты и пр. |
8.Систематизация изученного материала. Слово и его изменения. Родственные слова. Значимые части слова: основа и окончание; корень и аффиксы. Звуки как „строительный материал“ языка. Позиционное чередование звуков. Сильные и слабые позиции звуков. Обозначение звуков на письме. Орфограммы слабых и сильных позиций (систематизация). Правила правописания орфограмм сильных позиций (Ь и Ъ, гласные А,У,И,Е после шипящих). Общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение звука к сильной позиции в той же части слова). Приемы приведения звука к сильной позиции (изменение слова, подбор родственных слов). Орфограммы слабых позиций, не требующие специальной проверки. Проверка орфограмм слабой позиции с помощью орфографического словаря. часов 8 часов - резерв | Подбор родственных слов, выделение корня. Определение состава слова (простейшие случаи). Определение сильных и слабых позиций звуков. Нахождение орфограмм сильных и слабых позиций в тексте. Повторение изученных правил для орфограмм сильных позиций. Повторение приемов приведения звука к сильной позиции – путем изменения (если орфограмма в основе), путем подбора родственных слов (если орфограмма в корне). Повторение и контроль изученных слов с непроверяемыми орфограммами (словарных слов). Письмо под диктовку с последовательной постановкой и решением орфографических задач. Списывание текстов по алгоритму. | Подготовка и проведение лингвистической викторины «Что мы знаем о слове?», праздника «Парад словарей» и пр. Использование алгоритма постановки и решения орфографических задач, а также орфографического словаря при оформлении любых текстовых работ, издании классного журнала, газеты и пр. |
9.Развитие речи. Характеристика лексического (без употребления термина) значения слова с помощью толкового (учебного) словаря. Слова-синонимы и слова-омонимы (общее представление). Прямое и переносное значение слова. Высказывание-сообщение и высказывание-вопрос (повторение). Восклицательные высказывания, их оформление на письме (повторение). Смысловые части высказывания (повторение). Высказывание с несколькими сообщениями об одном предмете. Выражение содержания сообщения об одном предмете в нескольких взаимосвязанных высказываниях. Отнесенность сообщений к одному предмету (наличие общей темы) и наличие смысловой связи между сообщениями как признаки текста. Основное и дополнительные (уточняющие) сообщения в тексте. Заголовок текста как отражение его предмета (темы) или основного сообщения (основной мысли). Диалог, его элементы (реплики, поясняющие слова автора), правила записи диалога (состоящем из реплик без слов автора). Рифма и ритм в поэтической речи. Узнавание предмета по сообщениям о нем (загадки). | Использование толкового словаря для уточнения лексического значения слова и установления смысловых отношений между словами (синонимии, омонимии), различения прямого и переносного значения слов. Выразительное чтение с ориентацией на знаки препинания. Выделение смысловых частей в высказывании (предмета сообщения и сообщения о предмете). Отработка умения интонационно правильно воспроизводить смысловые части высказывания при чтении. Нахождение содержательных признаков текста. Выделение основных и дополнительных (уточняющих) сообщений в тексте о предмете сообщения. Определение темы текста и его основной мысли, подбор заголовка, отражающего тему или основную мысль текста. Анализ и редактирование текстов. Упорядочивание деформированного текста. Изложение несложных повествовательных текстов. Составление текста письма-поздравления. Сочинение по серии сюжетных картинок (под руководством учителя). Наблюдения над строением диалога и правилами его записи. Наблюдения над особенностями поэтической речи (рифма и ритм), особенностями построения загадок. | Использование толкового словаря и других видов словарей для решения не только языковых, но и познавательных задач, расширения словарного запаса (при подготовке к викторинам, конкурсам, составлении кроссвордов и пр.). Составление партитуры для чтения (с опорой на тактовое и логическое ударение) стихотворений, небольших отрывков из прозаических произведений, их разучивание с целью проведения праздников, конкурса чтецов, различных постановок, драматизации и пр. Использование знаний о признаках текста и правилах подбора заголовка при подготовке текстов любого рода, написании отзывов, издании классного журнала, газеты и пр. Составление текстов общеклассного поздравления для учителей, ветеранов, гостей школы и т.п. Игры, построенные на подборе рифм, соблюдении стихотворного ритма, их придумывание. Поиск и придумывание загадок для проведения различных школьных конкурсов, викторин, праздников и пр. |
— различать признаки сильных и слабых позиций гласных и согласных (парных по звонкости-глухости) звуков;
— различать типы орфограмм по позиции звука (орфограммы слабых и сильных позиций);
— применять общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение звука к сильной позиции в той же значимой части слова);
— находить для мотивированного (производного) слова мотивирующее (производящее) слово (простейшие случаи типа снежный — снег, приехать — ехать и т.п.);
— выделять в слове значимые части путем изменения слова и сопоставления мотивированного (производного) и мотивирующего (производящего) слов;
— подбирать к заданному слову 3-4 однокоренных (связанных словообразовательной мотивацией) слова;
— различать однокоренные слова и грамматические формы (изменения) одного и того же слова;
— выделять в слове орфограммы слабых позиций и изученные орфограммы сильных позиций и определять их принадлежность к той или иной значимой части слова;
— проверять орфограммы слабых позиций (безударные гласные, согласные, парные по звонкости-глухости) в корне слова путем его изменения или подбора однокоренных слов;
— правильно записывать слова с непроверяемыми орфограммами, изученные во 2-м классе;
— подобрать заголовок к тексту, отражающий его тему или основное сообщение (основную мысль);
— письменно излагать содержание несложного повествовательного текста (с пропуском неизученных орфограмм);
— самостоятельно составлять текст повествовательного характера с опорой на собственные наблюдения (с пропуском неизученных орфограмм);
— составлять письменный ответ на вопросы по изученному материалу (с пропуском неизученных орфограмм);
— прочитать выразительно незнакомый текст с ориентировкой на знаки препинания (темп чтения — 55-60 слов в минуту), ответить на вопросы по содержанию прочитанного текста;
— прочитать незнакомое стихотворение, соблюдая стихотворный ритм.
№ | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся. Метапредметные и личностные (УУД) | Перечень ЦОР, используемых при изучении параграфов учебника. |
Раздел 1. Повторение материала, изученного в первом классе (13ч.) |
-
| | Высказывание. | Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные: Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям. Характеризовать звуки (гласные ударные - безударные; согласные – твёрдые, мягкие, звонкие - глухие). Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв. Объяснять принцип деления слов на слоги. Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов, проводить фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму Сравнивать звуковой и буквенный состав слова. Объяснять функцию букв Ь и Ъ | §1 Помните ли вы, чему научились в первом классе? Анимация |
-
| | Правила графики. | |
-
| | Орфограмма. | Тест на замену маленьких букв большими в именах собственных. |
4-8 | | Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой; Орфограммы, связанные с обозначением гласные после шипящих ЧА-ЩА. Орфограммы, связанные с обозначением гласные после шипящих ЧУ-ЩУ, Орфограммы, связанные с обозначением гласные после шипящих ЖИ-ШИ. Орфограммы, связанные с обозначением буквосочетания ЧК,ЧН,ЩН, | Тест на выделение изученных орфограмм с проверкой. (4 теста.) Корректура ошибок на месте изученных орфограмм с проверкой. Конструктор таблицы изученных орфограмм. Тренинг на дифференциацию изученных и неизученных случаев обозначения орфограммы ЦИ-ЦЫ |
9 | | Повторение известного об орфограммах. | Корректура ошибок на месте изученных орфограмм с проверкой |
10 | | Наблюдения над изменением в речи одного и того же слова. | Тест на подчеркивание изученных орфограмм. Диалог персонажей по теме |
11 | | Урок развития речи 1. Рифма и ритм в поэтической речи. | Восстановление порядка строчек в стихотворении |
12 | | Вводная контрольная работа. | |
13 | | Контрольное списывание. Работа над ошибками. | |
14 | | Резервный урок. Списывание текста с фонетической транскрипцией. | | |
Раздел 2. Позиционное чередование гласных звуков (15ч.) |
15 | | Постановка учебной задачи «Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки?» | Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; объяснять их причины. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. | Диалог персонажей по теме |
16-17 | | Позиционное чередование гласных звуков. Обобщение. | Диалог персонажей по теме. Упражнение на выбор слов с позиционным чередованием. |
18 | | Сильные и слабые позиции. | Конструктор формулировки вывода |
19 | | Закон русского письма. | Упражнение на проверку орфограмм по закону письма |
20-26 | | Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. Отработка навыка письма с «дырками». Упражнения в написании слов с с пропуском орфограмм слабой позиции. Развитие умений в написании слов с орфограммой слабой позиции. Письмо с пропуском орфограмм слабой позиции. Упражнения в письме с пропусками орфограмм слабой позиции. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. Словарный диктант. | Контрольное задание по изученному материалу. |
27 | | Урок развития речи .2 Обучающее изложение. Пересказ несложного повествовательного текста. | |
28 | | Контрольная работа. | |
29 | | Работа над ошибками. | |
30 | | Резервный урок. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | | |
Раздел 3. Позиционное чередование согласных звуков (17ч.) |
31 | | Постановка учебной задачи «Есть ли сильные и слабые позиции у согласных звуков?» | Обосновывать написание слов. Прогнозировать наличие определённых орфограмм. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам. | Упражнение на обнаружение новой орфограммы. Вопрос для обсуждения (анимация). |
32-43 | | Слабые и сильные позиции согласных звуков. Не отражаемое на письме позиционное чередование согласных звуков. Установление признаков сильных и слабых позиций для согласных, парных по звонкости – глухости. Слабые и сильные позиции согласных звуков. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. Упражнения в письме с пропусками орфограмм слабых позиций согласных. Отработка навыка письма орфограмм слабой позиции согласных. Контрольный диктант за I четверть Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций согласных. Упражнения в письме с пропусками орфограмм слабых позиций согласных. Отработка навыка письма орфограмм слабой позиции согласных Письмо с пропуском орфограмм слабой позиции. Словарный диктант.. | Тренинг на пропуск орфограмм слабой позиции. Упражнение на различение орфограмм сильной и слабой позиции. Контрольное задание по изученному материалу. |
44 | | Урок развития речи. Изложение. | |
45 | | Работа над ошибками. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. | Упражнение на выбор слов с позиционным чередованием. |
46 | | Урок развития речи. 3 Обучающее сочинение Конструирование текста повествования по серии сюжетных картинок. | |
47 | | Контрольная работа. | |
48 | | Резервный урок. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций согласных. | | |
Раздел 4. Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря(24ч.) |
49-54 | | Знакомство с назначением орфографического словаря и приёмами работы с ним. Установление последовательности действий при списывании слова из словаря. Уточнение алгоритма письма по готовому образцу при списывании высказываний. Проверка орфограмм слабых позиций по словарю. Отработка навыка работы со словарем. Проверка орфограмм слабых позиций по словарю | Группировать слова по месту орфограммы, по типу орфограммы. Прогнозировать необходимость использования дополнительных источников информации: уточнять написания слов по орфографическому словарю. Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснить нельзя. Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Оценивать правильность применённого способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ проверки Моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам | Упражнение на обнаружение новой орфограммы Корректура ошибок на месте изученных орфограмм. |
55 | | Урок развития речи.4 Обучающее изложение Составление рассказа по вопросам. | |
56 | | Проверка орфограмм слабых позиций по словарю. | Тест на проверку запоминания проверенных ранее словарных слов |
57-58 | | Печатный текст как источник орфографических написаний | Восстановление порядка высказываний в тексте |
59-60 | | Урок развития речи. Признаки текста. Составление рассказа о семье | |
61-63 | | Работа над ошибками в рассказе о семье. Приемы списывания текста с орфограммами слабых позиций. Словарный диктант. | Тест на проверку запоминания проверенных ранее словарных слов |
64 | | Урок развития речи. Обучающее е сочинение Рассказ по серии сюжетных картинок. | |
65 | | Приемы списывания текста с орфограммами слабых позиций | |
66 | | Урок развития речи Признаки текста. Изложение по памяти. | |
67-68 | | Работа над ошибками изложения. Приемы списывания текста с орфограммами слабых позиций. | Тест на проверку запоминания проверенных ранее словарных слов |
69 | | Развитие речи. Работа с деформированным текстом. | |
70 | | Контрольная работа (письмо по образцу) | Контрольное задание по изученному материалу |
71 | | Контрольная работа ( письмо по памяти и проверка орфограмм по орфографическому словарю). | |
72 | | Работа над ошибками . | | Корректура ошибок на месте изученных орфограмм |
Раздел 5. Проверка орфограмм по сильной позиции (31ч.) |
73 | | Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм без орфографического словаря . | Группировать слова по месту орфограммы, по типу орфограммы. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Оценивать правильность применённого способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ проверки Проверять орфограммы слабых позиций по сильной позиции Применять известные способы проверки орфограмм слабых позиций Анализировать текст: находить слова с определённой орфограммой. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; объяснять их причины. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. | Упражнение на обнаружение новой орфограммы |
74 | | Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций. Изменение слова как приём приведения звука к сильной позиции. | Выделение изученных орфограмм с проверкой |
75-76 | | Проверка орфограмм слабых позиций путём приведения звука к сильной позиции. Изменение названий предметов по числу. Словарный диктант. | Выделение изученных орфограмм с проверкой |
77 | | Проверка орфограмм слабых позиций путём приведения звука к сильной позиции. Изменение названий предметов по падежам (без названий падежей). | Выделение изученных орфограмм с проверкой. |
78. | | Проверка орфограмм слабых позиций по сильной в изменениях по числу и падежу. Неизменяемые слова. | Выбор неизменяемых слов |
79 | | Проверка орфограмм слабых позиций по сильной. Изменение названий действий по лицам и числам. | |
80 | | Проверка орфограмм слабых позиций путём приведения звука к сильной позиции. Изменение названий действий по временам (настоящее и прошедшее время). | Выделение изученных орфограмм с проверкой |
81 | | Проверка орфограмм слабых позиций путём приведения звука к сильной позиции. Изменение названий действий по родам (в прошедшем времени). | Выделение изученных орфограмм с проверкой |
82 | | Проверка орфограмм слабых позиций. Неопределённая форма слов, называющих действия. | |
83 | | Урок развития речи 7 Обучающее сочинение Рассказ о семье. | |
84. | | Работа над ошибками. Изменения слов, называющих признаки, по числам, родам и падежам. | Упражнение на определение рода слов |
85 | | Важнейшие типы изменений слов (систематизация). | Выделение изменений одного и того же слова |
86 | | Способы проверки орфограмм слабых позиций. | |
87. | | Способы проверки орфограмм слабых и сильных позиций (систематизация). | Выделение изученных орфограмм с проверкой |
88-92 | | Способы проверки орфограмм слабых и сильных позиций. Письменное обоснование выбора орфограммы в слове. Письменное обоснование выбора орфограммы в словах высказывания. Развернутое письменное обоснование выбора орфограммы в словах высказывания. Способы проверки орфограмм слабых и сильных позиций | Выделение изученных орфограмм с проверкой |
93 | | Урок развития речи. Сочинение по серии сюжетных картинок. | |
94-98 | | Способы проверки орфограмм слабых и сильных позиций. Упражняться в способе проверки орфограмм. Упражняться в проверке орфограмм известными способами. Способы проверки орфограмм. Словарный диктант. Упражняться в проверке орфограмм известными способами. | Контрольное задание по изученному материалу |
99 | | Урок развития речи.8 Изложение Составление рассказа по вопросам. | |
100 | | Работа над ошибками. Способы проверки орфограмм | |
101. | | Урок развития речи. Синонимы и омонимы. | Выбор синонимов для связного текста |
102 | | Синонимы и омонимы. | |
103 | | Контрольная работа. | |
104 | | Работа над ошибками. Резервный урок. | | |
Раздел 6. Необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм слабых позиций (21ч.) |
105 | | Постановка учебной задачи «Все ли орфограммы можно проверять по сильной позиции?» | Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Оценивать правильность применённого способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ проверки. Анализировать текст: находить слова с определённой орфограммой. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. | Упражнение на обнаружение новой орфограммы |
106 | | Окончание как значимая часть слова | |
107-114 | | Способ выделения в слове окончания. Словарный диктант. | |
115 | | Урок развития речи. 9 Признаки текста. Работа с текстом. | |
116 | | Основа как значимая часть слова. | |
117 | | Изменения одного и того же слова и разных слов. | Выделение изменений одного и того же слова |
118 | | Неприменимость способа проверки орфограммы слабой позиции в окончании слова путём его изменения. | |
119-120 | | Необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм. | |
121 | | Урок развития речи. 10 Обучающее сочинение. Составление рассказа по серии картинок. | |
122 | | Необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм. | Контрольное задание по изученному материалу |
123 | | Урок развития речи.11 Изложение | |
124 | | Работа над ошибками. | |
125 | | Контрольная работа. | |
126 | | Работа над ошибками. Резервный урок. | | |
Раздел 7. Проверка орфограмм по сильной позиции с помощью родственных слов(27ч.) |
127 | | Постановка учебной задачи «Есть ли у слов родственники?» | Характеризовать алгоритм разбора слова по составу, использовать его. Различать родственные слова и формы слов. Анализировать с установкой на поиск в нём родственных слов, слов с заданными приставками и суффиксами. Моделировать слова заданного состава. Различать изменяемые и неизменяемые слова, включать неизменяемые слова в предложения. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица. | Упражнение на обнаружение новой орфограммы |
128 | | Понятие о родственных словах. | |
129 | | Корень слова. | |
130-134 | | Способ определения родственных (однокоренных) слов. Научится применять способ определения родственных слов. Отрабатывать способ определения корня в однокоренных словах. Способ определения родственных (однокоренных) слов Словарный диктант. | Упражнение на проверку орфограмм по закону письма |
135 | | Непозиционное чередование звуков в корне. | |
136 | | Аффиксы основы. | |
137 | | Способ выделения в слове значимых частей. | |
138 | | Урок развития речи.12 Составление рассказа по серии сюжетных картинок | |
139 | | Способ выделения в слове значимых частей. | |
140-143 | | Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции с помощью однокоренных слов. | Упражнение на проверку орфограмм по закону письма |
144-147 | | Проверка орфограмм слабых позиций. Словарный диктант | Контрольное задание по изученному материалу |
148-149 | | Работа над ошибками. Правописание разделительных Ь и Ъ знаков | |
150 | | Урок развития речи. 13 Изложение | |
151 | | Урок развития речи.14 Составление рассказа по серии сюжетных картинок | |
152 | | Проверка орфограмм слабых позиций | |
153 | | Контрольная работа. | |
154 | | Работа над ошибками. Резервный урок | | |
Раздел 8. Систематизация изученного материала (15ч.) |
155-156 | | Слово и его изменения. Словарный диктант. | Оценивать свои возможности грамотного написания слов, составлять собственный словарь трудных слов. Анализировать текст: находить слова с определённой орфограммой. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. | |
157 | | Урок развития речи.15 Изложение | |
158-161 | | Работа над ошибками. Значимые части слова. Корень слова. Суффикс. Приставка. | |
162 | | Чередование звуков | Контрольное задание по изученному материалу |
163-167 | | Виды орфограмм и способы их проверки. Орфограммы слабой позиции гласных. Орфограммы слабой позиции согласных. Орфограмм слабых позиций по сильной позиции с помощью однокоренных слов. Способы проверки орфограмм слабых и сильных позиций. | |
168 | | Контрольная работа | |
169 | | Работа над ошибками | |
170 | | Всё ли мы знаем о слове? | | |