РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 2 КЛАССА ПО умк " планета ЗНАНИЙ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 2 КЛАССА ПО умк " планета ЗНАНИЙ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА К УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКТУ " ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ".ПРОГРАММА СОДЕРЖИТ ПОЯСНИТЕЛЬНУЮ ЗАПИСКУ, КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. В КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ УКАЗАНЫ: ТЕМА УРОКА, ТИП УРОКА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМЫ КОНТРОЛЯ. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 2 КЛАССА ПО умк " планета ЗНАНИЙ" »
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному курсу окружающий мир для 2 класса разработана на основе:
требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Фундаментального ядра содержания общего образования;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
Рабочей программы курса «Окружающий мир» авторов Г.Г. Ивченковой, И.В.Потапова;
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Примерной программы по окружающему миру (сборник «Программы общеобразовательных учреждений», Просвещение, серия «Стандарты второго поколения») с учетом требований государственного образовательного стандарта для начальной школы;
Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа 2 класс. Учебно – методический комплект «Планета знаний»: примерная основная образовательная программа: [сборник].М.:АСТ:Астрель,2011 рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
особенностей Образовательной программы школы.
Общая характеристика учебного предмета.
Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
социализация ребёнка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличие пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
При отборе содержания курса учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования».
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу положено диалектическое единство системы «природа – человек – общество».
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали).
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
При отборе и построении содержания курса учитывались и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в усвоении конкретных элементов социального опыта и опыта творческой деятельности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир»
Учебники курса «Окружающий мир» дают возможность формировать знания о природе, человеке и обществе, работать над созданием характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитывать экологическое отношение к окружающему миру. Учебники расширяют представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека, природы, общества; воспитывают бережное отношение к природе и продуктам труда человека, задают образцы служения Отечеству, формируют чувство сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю. Одной из важнейших задач курса является развитие у школьников интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.
Сведения о программе. Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, Е.В.Саплиной, А.И. Саплина «Окружающий мир» (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 2 класс, - М, АСТ Астрель 2011 г.) в соответствии с основными положениями Федерального образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной образовательной программой ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы "Планета знаний".
Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы. Информация о внесённых изменениях. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Виды деятельности обучающихся в процессе ознакомления с окружающим миром:
Для ознакомления обучающихся с объектами и явлениями окружающего мира используются следующие формы проведения уроков:
- уроки-практические занятия;
- уроки –экскурсии;
- уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» обучающиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях:
- умение организовывать свою деятельность, определив её цели и задачи;
- взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности;
- оценивать достигнутые результаты.
Виды контроля:
Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы проверяют осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с "открытым ответом" позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.
Проверочные задания направлены на закрепление и проверку знаний учащихся, сформированности у них общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и тем.
Всего часов
В том числе на:
Экскурсии
Практические работы
Проверочные работы.
1.
Как люди познают мир
16
2
3
1
2.
Мы живём на планете Земля
15
2
1
3.
Природа вокруг нас
24
1
3
1
4.
Люди вокруг нас
13
1
1
Итого:
68
3
9
4
Содержание программы.
2 класс (68 часов)
Как люди познают мир (16 ч)
Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.
Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.
Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.
Искусство как способ познания мира.
Мы живём на планете Земля (15 ч)
Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.
Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.
Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.
Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.
Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.
Природа вокруг нас (24 ч)
Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.
В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.
Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.
Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.
Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.
Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.
Люди вокруг нас (13 ч)
Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.
Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.
Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.
Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.
Резерв (2 часа).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Обучающиеся должны знать:
– о значении наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
– строение и назначение термометра;
– назначение справочной литературы;
– названия планет земной группы: Меркурий, Венера, Марс;
– название нашей планеты (Земля) и нашей звезды (Солнце);
– Луна – спутник Земли;
– глобус – модель Земли;
– названия материков и океанов;
– об источниках звука;
– о вреде шума;
– правила безопасного обращения с электроприборами;
– о значении камня в жизни человека;
– условия жизни растений и животных;
– характерные признаки времен года (продолжительность дня, положение Солнца на небосклоне, состояние неба, температура воздуха, вид осадков, состояние растений и животных);
– о значении совместного труда в обществе;
– о значении бюджета;
– правила поведения в общественных местах.
Обучающиеся должны уметь:
– приводить примеры приборов и инструментов;
– пользоваться термометром;
– различать тела природы и изделия;
– приводить примеры тел и веществ;
– приводить примеры источников энергии;
– приводить примеры растений суши и водоемов (3–4 примера);
– приводить примеры животных суши и водоемов (3–4 примера);
– различать времена года по характерным признакам;
– правильно вести себя дома, на улице, в гостях.
Обучающиеся получат возможность узнать:
– имена некоторых ученых и изобретателей (3–4 примера);
– о путешествии как способе познания мира;
– о великих географических открытиях;
– названия планет Солнечной системы; отличие планеты от звезды;
– об использовании электрической энергии в жизни человека;
– о значении звука, света и цвета в жизни человека;
– о значении окружающей среды;
– о приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде;
– некоторые взаимосвязи в живой природе;
– о влиянии деятельности человека на живую природу.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком и газообразном);
– проводить наблюдения и простейшие опыты, фиксировать их результаты;
– определять время по часам;
– приводить примеры признаков приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
(к концу 2 класса)
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
-понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;
-понимание значения взаимопомощи в семье;
-способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета;
могут быть сформированы:
-понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
-ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;
-понимание ценности семейных отношений;
-способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Обучающиеся научатся:
-понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
-давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
-приводить примеры приборов и инструментов;
-пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
-различать тела природы и изделия;
-приводить примеры тел и веществ;
-приводить примеры источников энергии;
-рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;
-рассказывать об исследованиях космоса;
-называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;
-рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне;
-рассказывать о значении камня в жизни человека;
-называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
-приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
-различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);
-сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;
-приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;
-рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;
-называть планеты Солнечной системы;
-отличать планету от звезды;
-показывать на глобусе материки и океаны;
-приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
-рассказывать об использовании электрической энергии;
-рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;
-понимать, что такое окружающая среда;
-приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
-приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
-рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
-проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.
Человек и общество
Обучающиеся научатся:
-выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;
-понимать значение науки и труда в жизни общества;
-рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-понимать, что человек — часть общества и часть природы;
-понимать значение общества в жизни человека;
-осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;
-рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);
-понимать значение искусства как способа познания мира.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
-понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;
-проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;
-оценивать правильность выполнения заданий.
Обучающиеся могут научиться:
-развивать и тренировать свою наблюдательность;
-ставить цели проведения наблюдений и опытов;
-осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
-планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
Познавательные
Обучающиеся научатся:
-фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;
-понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
-понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
-пользоваться справочником, помещенным в учебнике;
-понимать значение знаков и символов в жизни общества.
Обучающиеся могут научиться:
-пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;
-осуществлять описание объектов природы;
-сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам;
-устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;
-обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
-сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
-осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;
-ставить вопросы друг другу.
Обучающиеся могут научиться:
-высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;
-выполнять основные правила этикета (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять).
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.
Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету «Окружающий мир»
Ошибки:
неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).
Недочеты:
преобладание при описании объекта несущественных признаков;
несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;
неточности при нахождении объектов на карте.
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
"5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
"4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
"3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
"2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.
В письменных проверочных работах по предмету «Окружающий мир» орфографические ошибки не учитываются.
Специфической формой контроля является проверка умения работать с приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Основная цель таких проверочных работ - определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыты, вести самостоятельно практические работы.
Область "Человек и окружающий мир" включает знания естественно - научного и обществоведческого содержания, проверочные работы состоят из двух самостоятельных частей и представляют измерители по естествознанию и обществознанию.
учебно методическое обеспечение:
Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. – М.: АСТ, Астрель, 2013.
Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. – М.: АСТ, Астрель, 2015.
учебно-методическая литература:
Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова. Программа. Методические рекомендации. Тематическое планирование. – М.: АСТ, Астрель, 2011.
Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. Окружающий мир. Проверочные и диагностические работы к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир». 2 класс. – М.: Планета, 2011. – (Качество обучения).
Повторение и контроль знаний. Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / В.В. Мещерякова, С.В. Савинова. – 2-е изд. стереотип. – М.: Планета, 2011. – (Качество обучения).
Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: В.В. Мещерякова – М.: Планета, 2011. – (Качество обучения).
Окружающий мир. 2 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
Окружающий мир. 2 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / О.С. Асафьева, О.Ф. Брыксина [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. – (Современная школа).
Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).
Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа)
Календарно – тематическое планирование.
Как люди познают мир.( 16 ч.)
№
Тема урока
Тип урока
Средства обучения
Виды деятельности
обучающихся
Контроль
Планируемые результаты
Дом.зад.
Дата
предметные
метапредметные
1.
Первые представления о науке как способе познания мира.
Урок открытия нового знания.
Учебник по окружающему миру, рабочая тетрадь.
Рассказывать о значении науки в жизни людей, приводить примеры разных наук.
Сам. работа.
Рассказывать о путешествии как способе познания мира.
Р: ставить учебную задачу под руководством учителя.
П:
пользоваться справочником, помещённом в учебнике.
К:понимать содержание прочитанных текстов.
С.6- 7.чит, вопросы,
2.
Науки бывают разные.
Комбинированный урок.
Учебник по окружающему миру, рабочая тетрадь.
Рассказывать о значении науки в жизни людей, приводить примеры разных наук.
Самостоятельная работа.
Понимать значение науки и труда в жизни общества.
Р: ставить учебную задачу под руководством учителя.
П:
пользоваться справочником, помещённом в учебнике.
К:понимать содержание прочитанных текстов.
Р. Т.
С.3
С.8 – 9 читать ,впросы.
3.
Люди науки – учёные, разнообразие их профессий.
Комбинированный урок.
Учебник по окружающему миру. Презентация об учёных России.
Готовить устные сообщения об учёных России.
Сам. раб . в группах.
Понимать значение науки и труда в жизни общества.
Р: следовать при выполнении заданий инструкциям учителя.
П:
пользоваться справочниками энциклопедиями при для поиска информации.
К:слушать и понимать других.
С. 10 – 11. чит, вопрос, сообщение об учёном.
4.
Человек – изобретатель.
Комбинированный урок.
Учебник по окружающему миру. Презентация.
Представление об этапах развития научного знания.
Сам.раб
Понимать значение науки и труда в жизни общества.
Р: следовать при выполнении заданий инструкциям учителя
П: пользоваться справочниками, энциклопедиями при для поиска информации
при подготовке проекта.
К:сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Подготовиться к защите проектов.
54.
Защита проектов на тему « Жизнь леса»
Урок – защита проекта.
Проекты учащихся по тем« Жизнь леса»
Оценочные листы для оценивания выступления товарища.
Слушать своего товарища, задавать вопросы, давать оценку выступлению
Устный опрос.
Рассказывать
по плану подготовленный материал.
Р: планировать собственное участие в проектной деятельности.
П: пользоваться справочниками, энциклопедиями при для поиска информации
при подготовке проекта.
К: слушать и понимать других, ставить вопросы друг другу.
Повторить материал по изученной теме.
55.
Обобщающее повторение по теме: «Природа вокруг нас».
Урок контроля.
Тетрадь для проверочных и диагностических работ.
Пользоваться рисунками, таблицами в предложенных заданиях.
Проверочная работа.
Приводить примеры, отвечая на поставленные вопросы.
Р: :понимать цель выполняемых заданий.
П: понимать информацию, представленную в тетради.
К:понимать содержание прочитанных заданий.
С. 56 – 57 мозаика заданий.
Люди вокруг нас. ( 13 ч.)
56.
Первые представления о человеке как социальном существе: человек член общества.
Комбинированный урок.
Учебник, рабочая тетрадь
Доказывать что человек часть природы и часть общества с опорой на текст учебника.
Устный опрос.
Понимать что человек часть природы и часть общества.понимать значение общества в жизни человека.
Р: понимать цель выполняемых действий.
П: понимать информацию, представленную в учебнике.
К:понимать содержание прочитанных заданий.
С.62 – 63.
57.
Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе. Роль труда в жизни человека и общества.
Комбинированный урок.
Учебник, рабочая тетрадь
Сравнивать жизнь людей в первобытном обществе и в наши дни.
Устный вопрос.
Рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития общества.
Р: понимать цель выполняемых действий.
П: понимать информацию, представленную в учебнике.
К:понимать содержание прочитанных заданий.
С.63 – 67.
58.
Семья – ячейка общества.
Комбинированный урок.
Учебник, рабочая тетрадь.
Ценить значение семьи, рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге, обмениваться информацией о семейных традициях.
Устный опрос
Понимать что человек- часть общества и часть природы.
Р: понимать цель выполняемых действий.
П: обобщать материал, делать простые выводы.
К:слушать и понимать других, ставить вопросы друг другу.
С. 68 – 70.
59.
Состав семьи. Распределение обязанностей в семье.
Комбинированный урок.
Учебник, рабочая тетрадь.
Ценить значение семьи, рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге, обмениваться информацией о семейных традициях.
Устный опрос
Понимать что человек- часть общества и часть природы.
Р: понимать цель выполняемых действий.
П: обобщать материал, делать простые выводы.
К: слушать и понимать других, ставить вопросы друг другу.
С.71.
60.
Деньги.
Комбинированный урок.
Учебник, рабочая тетрадь.
Значение денег в обществе.
Устный опрос
Понимать значение денег в жизни человека.
Р: понимать цель выполняемых действий.
П: обобщать материал, делать простые выводы.
К: слушать и понимать других, ставить вопросы друг другу.
С.72 – 73.
61.
Что такое бюджет.
Комбинированный урок.
Учебник, рабочая тетрадь.
Объяснять , что такое бюджет, значение слов « доходы», « расходы», « пенсия», стипендия», обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье.
Устный опрос
Понимать значение бюджета в семье.
Р: понимать цель выполняемых действий.
П: обобщать материал, делать простые выводы.
К: слушать и понимать других, ставить вопросы друг другу.
С. 74 – 75.
62.
Обобщение. Итоговая проверочная работа.
Урок контроля.
Тетрадь для проверочных и диагностических работ.
Пользоваться рисунками, таблицами в предложенных заданиях.
Проверочная работа.
Приводить примеры, отвечая на поставленные вопросы.
Р: :понимать цель выполняемых заданий.
П: понимать информацию, представленную в тетради.
К:понимать содержание прочитанных заданий.
63.
Этика и культура поведения человека в обществе.
Комбинированный урок.
Учебник, рабочая тетрадь. Презентация.
Выполнять некоторые правила этикета, проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность.
Устный опрос
Понимать значение культуры поведения человека в обществе.
Р: понимать цель выполняемых действий.
П: обобщать материал, делать простые выводы.
К: слушать и понимать других, ставить вопросы друг другу.
С. 76- 79.
64.
Поведение дома, на улице, в гостях.
Урок – игра.
Учебник, рабочая тетрадь.
Выполнять правила поведения на улице. В транспорте, в школе и дома.
Практ. раб.
Выполнять правила поведения дома. на улице, в гостях.
Р: понимать цель выполняемых действий.
П: обобщать материал, делать простые выводы.
К: слушать и понимать других, ставить вопросы друг другу.
С.80 – 81.
65.
Освоение правил поведения в обществе.
Комбинированный урок.
Учебник, рабочая тетрадь.
Обсуждать правила общения по телефону, моделировать ситуации общения по телефону.
Устный опрос
Понимать и выполнять правила поведения человека в обществе.
Р: понимать цель выполняемых действий.
П: обобщать материал, делать простые выводы.
К: слушать и понимать других, ставить вопросы друг другу.
С.82 – 83.
66.
Нежелательные привычки, их преодоление.
Комбинированный урок.
Учебник, рабочая тетрадь.
Оценивать своё поведение по отношению к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях.
Устный опрос
Рассказывать о влиянии привычек на жизнь и общение .
Р: понимать цель выполняемых действий.
П: обобщать материал, делать простые выводы.
К: слушать и понимать других, ставить вопросы друг другу.
С. 84 – 85.
67.
Наблюдения за летними изменениями в природе.
Р.К. Природа родного края : лекарственные растения.
Комбинированный урок
Дневник наблюдений.
Обобщение наблюдений за летними изменениями в природе и труде людей.
Сам.работа.
Рассказывать о зиме по характерным признакам: температуре воздуха, осадкам, продолжительности дня и т. д.
Р:оценивать выполнение задания
П: пользоваться дополнительной литературой.
К:слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения
С.86 – 87.
68.
Обобщающее повторение по теме: «Люди вокруг нас».
Урок –путешествие.
Карта путешествия.
Обобщение знаний по изученной теме.
Мозаика заданий.
Отвечать на вопросы, составлять рассказы по изученной теме.