на МО МОУ СОШ№ 24 с зам. директора по УВР МОУ СОШ № 24
__________/Васильцова М.Н. __________Файзулиной О.Д. __________/ Фисенко Л.А.
в начальной школе системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Москва: ВИТА ПРЕСС 2013год.
Рыженко Галина Константиновна.
Педагогический стаж 32 года, высшая квалификационная категория.
№ | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся. Метапредметные и личностные (УУД) |
I полугодие (56 ч). Учебник, книга 1 «Каким бывает слово?» |
Метапредметных результатов: правильно читают словами и словосочетаниями, обозначают интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией; в устной и письменной форме дают полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного; определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов; выбирают заглавие к тексту объемом 150 слов из нескольких предложенных; имеют представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы; имеют представление о многообразии книг: художественных, учебных, научно-популярных; в процессе коллективного обсуждения проблемы выражают читательскую позицию; оценивают ответ одноклассника по предложенным учителем критериям; могут пользоваться сноскам и справочными разделами учебника; подбирают к художественным произведениям иллюстративный материал из предложенного в учебнике; могут соотнести разные способы создания художественного образа (в литературе, мультипликации, искусстве театра, живописи); Личностных результатов: учащиеся принимают как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь; представляют многообразие народов, живущих в России, в их языках и устном народном творчестве; принимают различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относятся к ним; принимают этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений; различают эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении; различают эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений; проявляют интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре. |
1-2 | | Знакомство с учебником, его справочным аппаратом. Обращение автора к читателю. Поэтические послания А. С. Пушкина. |
3-5 | | Смысл и звучание слова. А. А. Тарковский о слове. Дж. Родари об умении пользоваться словом |
6-8 | | Слово в пословице. Как понять смысл мудрого изречения? Как объяснить его другому человеку? Роль слова «вода» в разных высказываниях |
9-10 | | Определение темы рассказа. Е. А. Пермяка. Выделение слов-признаков для описания скрипки в рассказе. Настроение рассказа. |
11-13 | | Талант человека. Как не погубить талант? Рассказ В. В. Голявкина. Притча о талантах (по А. Меню) |
14-15 | | Читатель и автор. Лирическое стихотворение А. А. Ахматовой «Тайны ремесла». Интонация стихотворения. Притча-сказкаФ. К. Сологуба «Глаза». Прямое и переносное значения слова |
16-18 | | Описание природы в прозе и поэзии. М. М. Пришвин «Летний дождь». В. В. Набоков «Дождь пролетел» |
19-21 | | Волшебные звуки слова. Описание музыкальной шкатулки в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» |
22 | | Подведение итогов самостоятельного чтения по разделу «Читай, удивляйся, размышляй!» Выразительное чтение и (или) чтение наизусть произведений раздела |
23-25 | | Волшебные превращения слова. Спор в юмористическом, игровом стихотворении. Способы его изображения А.К.Дитрих «Говорила туча туче» |
26-27 | | Трудно ли быть грамотным? Зачем это нужно? Юмористические стихотворения Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля», Ю. Тувима «Словечки-калечки» |
28-30 | | Зачем люди хвастаются? Сказка и басня. Слово-поучение в этих жанрах. Русская народная сказка «Заяц-хвастун». Басня И. А. Крылова «Кукушка и Петух» |
31-32 | | Зачем читать лингвистические сказки? О чем в них можно узнать? И. М. Подгаецкая «Ударение» |
33-34 | | Необычные слова. Особенности изображения героев в стихотворении С. Черного «Воробей» и в сказке В. И. Белова «Как воробья ворона обидела» |
35-36 | | Необычные герои. Неживые предметы — герои произведений.Я. Л. Аким «Что говорят двери».Н. Демыкина «Капризный день» |
37-38 | | Вежливые» и «подарочные» стихи. О. Е. Григорьев «Гостеприимство». И. Шевчук «Подарок» |
39-40 | | Вежливые» слова в произведении. О. И. Высотская «Мягкий знак». Э. Э. Мошковская «Сказка про Твердый и Мягкий Знаки» |
| | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении |
41-43 | | Зачем человеку язык? Каким бывает язык? Притча о Эзопе.Ошибка в речи. Можно ли человеку ошибаться? Дж. Родари «Страна без ошибок» |
44-45 | | Волшебники слова. Секрет, который лежит на дне чернильницы. Дж. Родари «Чем писать?». Л. Н. Толстой «Веник» |
46-47 | | В чем секреты интонации? И. Мазнин «Давайте дружить». Н. Н. Матвеева «Кораблик» |
47-48 | | «Житейская» история в небольшом рассказе. Е. А. Пермяк «Как Маша стала большой».Э. Ю. Шим «Жук на ниточке» |
49-50 | | «Ночные» произведения. В. С. Шефнер «Колыбельная».С. Г. Козлов «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды» |
51-52 | | 23. Образ героя. Авторское воплощение. Г. М. Кружков «Утро —веселый маляр» |
53-54 | | Автор — художник, автор —волшебник. М. М. Пришвин «Слово — звезда» |
55 | | В чем талант читателя? Секреты чудесного текста о радуге. Э. Ю. Шим «Цветной венок» |
56-57 | | Незабываемый случай. В. И. Белов «Радуга», В. А. Бахревский «Хозяева лета» |
58 | | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении |
II полугодие (80 ч) Учебник, книга 2 «Слово в сказке» |
59-61 | | Знакомство с учебником. Введение в мир сказочного слова. И. С. Соколов-Микитов «Звезды». В. Д. Берестов «Недаром дети любят сказку». |
62-63 | | Знаешь ли ты сказку? В. А. Черченко «Как рождается сказка?». |
64-66 | | Слово в русской народной сказке. Бытовая сказка «Мужик и Медведь». |
67-69 | | Бытовая сказка «Мороз, Солнце и Ветер». Особенности содержания сказки. |
70-72 | | Волшебная сказка «Кулик». Особенности содержания сказки». | Предметных результатов: имеют представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе, притче, сказке-притче; имеют представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах; определяют вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам; имеют опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя; составляют «партитуру» поэтического текста для интонирования наизусть (коллективно и индивидуально); критически оценивают свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; наблюдают композицию (построение) сказки (народной и авторской); соотносят классические сказочные сюжеты, находят общие и различные признаки русских, зарубежных сказок; в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определяют отношение автора к персонажу, главную мысль сказки; раскрывают смысл предложенных учебником пословиц, соотносят их с содержанием другого прочитанного произведения; пересказывают фрагмент произведения близко к тексту; создают миниатюры на заданную тему, редактируют собственный текст; выразительно и грамотно читают фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям». |
73-76 | | Волшебная сказка «Несмеяна-царевна». Особенности содержания и построения сказки. |
77-78 | | Сказка о животных «Журавль и цапля». |
79-80 | | Бытовая сказка «Солдатская загадка» |
81 | | Урок - рефлексия: особенности русской народной сказки, её виды. |
82 | | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении |
83-85 | | Притчевое слово в сказке. Сказка-притча Ф. К. Сологуба «Сказки на грядке и сказки во дворце». |
86-87 | | Сказки-притчи К. Д. Ушинского «Два плуга», «Ветер и Солнце». |
88 | | Сказка-притча Н. Г. Гарина-Михайловского «Знаем!». Урок-рефлексия. |
89-91 | | Мир природы в авторских сказках. К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы». И. С. Соколов-Микитов «Зимняя ночь». |
92- 93 | | Л. А. Чарская «Зимняя сказка». |
94-95 | | О. О. Дриз «Как родилась Зима». |
96 | | Урок-рефлексия: авторская сказка, русская народная сказка, сказка-притча |
97 | | Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Сравнение прочитанных сказок, составление вопросов для литературной викторины по прочитанным сказкам |
98 | | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении |
99-101 | | Герой в авторских сказках о животных. В. И. Даль «Ворона» |
102-103 | | Н. Д. Телешов «Покровитель мышей». |
104-106 | | А. Н. Толстой «Картина». Д. И. Хармс «Про собаку Бубубу» |
107 | | Урок-рефлексия: Образ сказочного героя в сказках о животных. |
108 | | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении |
109-112 | | Герой в авторских сказках о волшебстве. Н. К. Абрамцева «Чудеса, да и только!» |
113-116 | | Т. И. Александрова «Кузька» (первая глава сказки и дополнительное чтение) Герой сказки. Речь героя. Т.И.Александрова «Кузька» Пересказ эпизода сказки. Иллюстрирование сказки Т.И.Александрова «Кузька» |
117-120 | | Сказка в стихах. С. Я. Маршак «Вчера и сегодня». |
121-124 | | П. П. Ершов «Конек-Горбунок» |
125 | | Сравнение русской народной волшебной сказки и авторской по композиции П.П.Ершов «Конёк-горбунок» |
| | Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Пересказ сказки по выбору |
126 | | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении |
127-1307 | | Как рождается сказочник. А. Черепанова «Бесконечная сказка |
131-132 | | Е.Матвеева «Я в сказочный мир возвращаюсь порой…» |
133-134 | | Подведение итогов самостоятельного чтения по разделу «Читай, удивляйся, размышляй!» Выразительное чтение и (или) чтение наизусть произведений раздела |
135 | | Библиотечный урок Определение содержания книги по её элементам Знакомство с каталогом библиотеки |
136 | | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении |