на МО МОУ СОШ№ 24 с зам. директора по УВР МОУ СОШ № 24  
  __________/Васильцова М.Н. __________Файзулиной О.Д. __________/ Фисенко Л.А.  
  в начальной школе системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
  Москва: ВИТА ПРЕСС 2013год.
  Рыженко Галина Константиновна.
  Педагогический стаж 32 года, высшая квалификационная категория.
         | № | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся.   Метапредметные и личностные (УУД) | 
  | I полугодие (56 ч). Учебник, книга 1 «Каким бывает слово?» | 
  
 
  Метапредметных результатов:   правильно читают словами и словосочетаниями, обозначают интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией; в устной и письменной форме дают полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного; определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов; выбирают заглавие к тексту объемом 150 слов из нескольких предложенных; имеют представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы; имеют представление о многообразии книг: художественных, учебных, научно-популярных; в процессе коллективного обсуждения проблемы выражают читательскую позицию; оценивают ответ одноклассника по предложенным учителем критериям;   могут пользоваться сноскам и справочными разделами учебника; подбирают к художественным произведениям иллюстративный материал из предложенного в учебнике; могут соотнести разные способы создания художественного образа (в литературе, мультипликации, искусстве театра, живописи);   Личностных результатов:  учащиеся принимают как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь;представляют многообразие народов, живущих в России, в их языках и устном народном творчестве;принимают различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относятся к ним;принимают этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;различают эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении;различают эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений; проявляют интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре. | 
  | 1-2 | 
 | Знакомство с учебником, его справочным аппаратом. Обращение автора к читателю. Поэтические послания А. С. Пушкина. | 
  | 3-5 | 
 | Смысл и звучание слова. А. А. Тарковский о слове. Дж. Родари об умении пользоваться словом | 
  | 6-8 | 
 |  Слово в пословице. Как понять смысл мудрого изречения? Как объяснить его другому человеку? Роль слова «вода» в разных высказываниях | 
  | 9-10 | 
 |  Определение темы рассказа. Е. А. Пермяка. Выделение слов-признаков для описания скрипки в рассказе. Настроение рассказа. | 
  | 11-13 | 
 | Талант человека. Как не погубить талант? Рассказ В. В. Голявкина. Притча о талантах (по А. Меню) | 
  | 14-15 | 
 |  Читатель и автор. Лирическое стихотворение А. А. Ахматовой «Тайны ремесла». Интонация стихотворения. Притча-сказкаФ. К. Сологуба «Глаза». Прямое и переносное значения слова | 
  | 16-18 | 
 | Описание природы в прозе и поэзии. М. М. Пришвин «Летний дождь». В. В. Набоков «Дождь пролетел» | 
  | 19-21 | 
 | Волшебные звуки слова. Описание музыкальной шкатулки в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» | 
  | 22 | 
 | Подведение итогов самостоятельного чтения по разделу «Читай, удивляйся, размышляй!» Выразительное чтение и (или) чтение наизусть произведений раздела | 
  | 23-25 | 
 | Волшебные превращения слова. Спор в юмористическом, игровом стихотворении. Способы его изображения А.К.Дитрих «Говорила туча туче» | 
  | 26-27 | 
 | Трудно ли быть грамотным? Зачем это нужно? Юмористические стихотворения Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля», Ю. Тувима «Словечки-калечки» | 
  | 28-30 | 
 | Зачем люди хвастаются? Сказка и басня. Слово-поучение в этих жанрах. Русская народная сказка «Заяц-хвастун». Басня И. А. Крылова «Кукушка и Петух» | 
  | 31-32 | 
 | Зачем читать лингвистические сказки? О чем в них можно узнать? И. М. Подгаецкая «Ударение» | 
  | 33-34 | 
 | Необычные слова. Особенности изображения героев в стихотворении С. Черного «Воробей» и в сказке В. И. Белова «Как воробья ворона обидела» | 
  | 35-36 | 
 | Необычные герои. Неживые предметы — герои произведений.Я. Л. Аким «Что говорят двери».Н. Демыкина «Капризный день» | 
  | 37-38 | 
 | Вежливые» и «подарочные» стихи. О. Е. Григорьев «Гостеприимство». И. Шевчук «Подарок» | 
  | 39-40 | 
 | Вежливые» слова в произведении. О. И. Высотская «Мягкий знак». Э. Э. Мошковская «Сказка про Твердый и Мягкий Знаки» | 
  | 
 | 
 | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | 
  | 41-43 | 
 | Зачем человеку язык? Каким бывает язык? Притча о Эзопе.Ошибка в речи. Можно ли человеку ошибаться? Дж. Родари «Страна без ошибок» | 
  | 44-45 | 
 | Волшебники слова. Секрет, который лежит на дне чернильницы. Дж. Родари «Чем писать?». Л. Н. Толстой «Веник» | 
  | 46-47 | 
 | В чем секреты интонации? И. Мазнин «Давайте дружить». Н. Н. Матвеева «Кораблик» | 
  | 47-48 | 
 | «Житейская» история в небольшом рассказе. Е. А. Пермяк «Как Маша стала большой».Э. Ю. Шим «Жук на ниточке» | 
  | 49-50 | 
 | «Ночные» произведения. В. С. Шефнер «Колыбельная».С. Г. Козлов «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды» | 
  | 51-52 | 
 | 23. Образ героя. Авторское воплощение. Г. М. Кружков «Утро —веселый маляр» | 
  | 53-54 | 
 | Автор — художник, автор —волшебник. М. М. Пришвин «Слово — звезда» | 
  | 55 | 
 | В чем талант читателя? Секреты чудесного текста о радуге. Э. Ю. Шим «Цветной венок» | 
  | 56-57 | 
 | Незабываемый случай. В. И. Белов «Радуга», В. А. Бахревский «Хозяева лета» | 
  | 58 | 
 | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | 
  | II полугодие (80 ч) Учебник, книга 2 «Слово в сказке» | 
  | 59-61 | 
 |  Знакомство с учебником. Введение в мир сказочного слова. И. С. Соколов-Микитов «Звезды». В. Д. Берестов «Недаром дети любят сказку». | 
  | 62-63 | 
 | Знаешь ли ты сказку? В. А. Черченко «Как рождается сказка?». | 
  | 64-66 | 
 | Слово в русской народной сказке. Бытовая сказка «Мужик и Медведь». | 
  | 67-69 | 
 | Бытовая сказка «Мороз, Солнце и Ветер». Особенности содержания сказки. | 
  | 70-72 | 
 | Волшебная сказка «Кулик». Особенности содержания сказки». | 
 
 
 
 
  Предметных результатов:   имеют представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе, притче, сказке-притче; имеют представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах; определяют вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам; имеют опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя; составляют «партитуру» поэтического текста для интонирования наизусть (коллективно и индивидуально); критически оценивают свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; наблюдают композицию (построение) сказки (народной и авторской); соотносят классические сказочные сюжеты, находят общие и различные признаки русских, зарубежных сказок; в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определяют отношение автора к персонажу, главную мысль сказки; раскрывают смысл предложенных учебником пословиц, соотносят их с содержанием другого прочитанного произведения; пересказывают фрагмент произведения близко к тексту; создают миниатюры на заданную тему, редактируют собственный текст; выразительно и грамотно читают фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям». 
 | 
  | 73-76 | 
 | Волшебная сказка «Несмеяна-царевна». Особенности содержания и построения сказки. | 
  | 77-78 | 
 | Сказка о животных «Журавль и цапля». | 
  | 79-80 | 
 | Бытовая сказка «Солдатская загадка» | 
  | 81 | 
 | Урок - рефлексия: особенности русской народной сказки, её виды. | 
  | 82 | 
 | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | 
  | 83-85 | 
 |  Притчевое слово в сказке. Сказка-притча Ф. К. Сологуба «Сказки на грядке и сказки во дворце». | 
  | 86-87 | 
 | Сказки-притчи К. Д. Ушинского «Два плуга», «Ветер и Солнце». | 
  | 88 | 
 | Сказка-притча Н. Г. Гарина-Михайловского «Знаем!». Урок-рефлексия. | 
  | 89-91 | 
 | Мир природы в авторских сказках. К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы». И. С. Соколов-Микитов «Зимняя ночь». | 
  | 92- 93 | 
 | Л. А. Чарская «Зимняя сказка». | 
  | 94-95 | 
 | О. О. Дриз «Как родилась Зима». | 
  | 96 | 
 | Урок-рефлексия: авторская сказка, русская народная сказка, сказка-притча | 
  | 97 | 
 | Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Сравнение прочитанных  сказок, составление вопросов для литературной викторины по прочитанным сказкам | 
  | 98 | 
 | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | 
  | 99-101 | 
 | Герой в авторских сказках о животных. В. И. Даль «Ворона» | 
  |  102-103 | 
 | Н. Д. Телешов «Покровитель мышей». | 
  |  104-106 | 
 | А. Н. Толстой «Картина». Д. И. Хармс «Про собаку Бубубу» | 
  |  107 | 
 | Урок-рефлексия: Образ сказочного героя в сказках о животных. | 
  |  108 | 
 | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | 
  |  109-112 | 
 |  Герой в авторских сказках о волшебстве. Н. К. Абрамцева «Чудеса, да и только!» | 
  |  113-116 | 
 | Т. И. Александрова «Кузька» (первая глава сказки и дополнительное чтение) Герой сказки. Речь героя. Т.И.Александрова «Кузька» Пересказ эпизода сказки. Иллюстрирование сказки Т.И.Александрова «Кузька» | 
  |  117-120 | 
 | Сказка в стихах. С. Я. Маршак «Вчера и сегодня». | 
  |  121-124 | 
 | П. П. Ершов «Конек-Горбунок» | 
  |  125 | 
 | Сравнение русской народной волшебной сказки и авторской по композиции П.П.Ершов «Конёк-горбунок» | 
  |  
 | 
 | Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Пересказ сказки по выбору | 
  |  126 | 
 | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | 
  |  127-1307 | 
 | Как рождается сказочник. А. Черепанова «Бесконечная сказка | 
  |  131-132 | 
 | Е.Матвеева «Я в сказочный мир возвращаюсь порой…» | 
  |  133-134 | 
 | Подведение итогов самостоятельного чтения по разделу «Читай, удивляйся, размышляй!» Выразительное чтение и (или) чтение наизусть произведений раздела | 
  |  135 | 
 |  Библиотечный урок Определение содержания книги по её элементам Знакомство с каталогом библиотеки | 
  |  136 | 
 | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении |