kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа «Народное искусство и художественное творчество. Куклы-скрутки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности, созданная в рамках апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс." Автор Банников В.Н.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Народное искусство и художественное творчество. Куклы-скрутки»»

Пояснительная записка.

Данная программа «Народное искусство и художественное творчество. Куклы-скрутки» внеурочной деятельности реализует общекультурное направление.

Нормативно-правовая база:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и  науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009  №373

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  • Письмо Минобрнауки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»


Актуальность и педагогическая целесообразность Программы


В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Народное творчество обретает общественно-политическое звучание.

Актуальность данной Программы обусловлена тем, что в современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколения, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.

Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложна, трудна, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая статья, особая, светлая душа.

Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.

Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания. Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства - творчеству, созданному гением народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.

Произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время, в его стремительностью, хаотичностью, напором, вторжением в жизнь того, что чуждо нашему менталитету. А это то, что живёт, но скрыто в глубине души: тонкость воспитания мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.

Педагогическая целесообразность Программы обусловлена ориентацией на духовно- нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.

Курс «Народное искусство и художественное творчество» способствует также формированию компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.


Цель Программы:

Пробудить у детей живой интерес к изучению русской культуры, народного искусства, художественного творчества.

Задачи Программы:

  • образовательная: дать общее представление понятия «кукла скрутка», их классификацию, их функции, сформировать понятие о художественном своеобразии; определить значимость куклы в жизни людей, собрать информацию о разнообразии кукол;



  • развивающая: развивать кругозор, интерес к народному творчеству, его истории;

  • воспитательная: воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие.

Программа рассчитана на детей начальной школы.

Сроки реализации Программы – 1 год


Режим, формы проведения занятий

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Формы организации деятельности учащихся – индивидуально-групповая, работа по подгруппам.

Формы проведения занятий: беседы, практические занятия, творческие мастерские, посиделки с чаепитием, выставки, ярмарки.


Принципы реализации Программы

  • личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

  • природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

  • педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого- возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);

  • культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеурочной деятельности школьника).


Для организации данной Программы внеурочной деятельности на основе ценностей народного искусства могут быть использованы разнообразные виды и направления:

  1. Игровая деятельность (игры, обряды);

  2. Познавательно-проектная деятельность;

  3. Проблемно-ценностное общение и взаимодействие;

  4. Досугово-ценностное общение и взаимодействие;

  5. Социально-преобразующая (общественно-полезная) деятельность;

  6. Художественно-творческая (трудовая) деятельность;

Предложенные виды деятельности полностью согласуются с основными направлениями внеурочной работы определенными Федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования.


Планируемые результаты освоения Программы


В результате освоения Программы «Народное искусство и художественное творчество. Куклы – скрутки» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;

  • формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;

  • формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Способы определения результативности


Способы и формы выявления результатов: беседа, оформление выставок, изготовление подарков, участие в общепоселковых ярмарках.

Способы и формы фиксации результатов: грамоты, журнал учета, анкеты.

Способы и формы предъявления результатов: выставки, праздники.


Формы подведения итогов реализации Программы.


Участие в общешкольных и общепоселковых выставках, ярмарках, праздниках.


Учебно-тематический план


п/п


Наименование разделов

Количество часов

В том числе

Теория

Практика

I

Старинный русский быт


4

1

3

II


Русские народные куклы

30

2

28





Содержание Программы



Раздел I. Старинный русский быт (4 часа)

1 занятие

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.

Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан- у женщин. Роль орнамента- оберега (вышивка).

Солнце, дерево, вода, конь- источники жизни, символы добра и счастья.

Особое значение пояса (кушака).

Головные уборы девушек и женщин, украшения.

Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки- у крестьян (мужская одежда).

Лапти, баретки, онучи, поршни- крестьянская обувь.

Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки- у бояр.

Летники, душегрейка на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.

2 занятие

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

Русская изба (клеть, сени- холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня). Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.

Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет ёлки. Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.

3 занятие

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.

Хлеб - главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе. Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисель. Блины («млины»- от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво.

Взвар. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.

4 занятие

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины.

Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки.

Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.



Раздел II. Русские народные куклы (30 часов)

5 занятие

Куклы-скрутки

История куклы. Игровые, обереговые и обрядовые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Технология создания куклы. История русского народного костюма.

6 занятие

Народная кукла. Русские обряды и традиции. Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.

Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.

Традиционные приемы изготовления куклы.

Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое направление современного прикладного творчества. Виды, жанры кукол и их назначение. Техника исполнения. Материалы и инструменты.

7 занятие

Знакомство и изготовление кукол.

Игровые куклы - предназначались для забавы детям. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Кукла «Зайчик на пальчик»

«Сердечный друг»  - дарилась как детям, так и взрослым, чтоб они могли поделиться своими тайнами, которые нельзя доверить чужим ушам, спросить совета. Всегда поймет, приласкает, посоветует. А ребёночку к тому же с ним не страшно в темноте, по этому и сон крепок.

8 занятие

«Кукла-полено» (чурка)

9 занятие

Кукла «День и ночь»

Кукла – перевертыш Тульской губернии. Служили защитой жилища днём и ночью. Разрешалось играть с ней ребятишкам, помогала уложить их спать, если они капризничали. Для этого куклу подвешивали над колыбелькой, переворачивая темной стороной к малышу.

10 занятие

«Кукла-забавка»

11 занятие

«Куклы из жгутиков» (кувадки)

12 занятие

Обрядовые куклы. Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.

Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла “Плодородие”, то будет достаток и хороший урожай.

Кукла «Плодородие»

Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла «Плодородие», то будет достаток и хороший урожай.

13 занятие

Кукла «Покосница»

Обрядовая кукла «Покосница» изображала женщину во время сенокоса. «Покосница» – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. В центре прямоугольного лоскута светлых тонов помещают набивку для головы куклы – ватин или ветошь. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна «рубаха»- светлая основа куклы), повязывают платок. Общие тона используемой ткани – разные, светлые, ведь первый покос издавна считался в деревнях праздником. Бытовала «Покосница» в деревне Фёдоровка на территории Ленинского района Тульской области.

14 занятие

Кукла «Купавка»

Кукла «Купавка»- это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. «Купавка» олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления «Купавки» очень прост. (Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.

15 занятие

Кукла «Козьма и Демьян»

Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по – своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.

16 занятие

Кукла «Пеленашка»

Спеленутая кукла сопровождала и детские игры. Ведь детские игры — это не только способ познания, но и отображение мира взрослых. Через игру крестьянские дети усваивали веками укоренившиеся традиции и жизненно важные умения. Уже с девяти лет их начинали привлекать к домашним работам. К двенадцати годам они приобретали все навыки крестьянской жизни наравне со взрослыми. В основе правил изготовления куклы Пеленашки лежит традиционное понимание мироздания крестьянами. В ней простейшими приемами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы, который, по поверьям,располагается в районе пупа. Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом куклепередается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.

17 занятие

Кукла « Капустка»

Обрядовая кукла. Делалась «а также могла дариться» девушкам на «выданье», у которой ещё не было жениха. Молодой человек, увидев куклу в руках девушки или в её окошке понимал, что девушка свободна и ждет своего суженого.

18 занятие

Кукла «Крупеничка»

Кукла помогала девочке научиться варить кашу. Рост куклы соответствовал высоте горшка. Верхняя полоса – количеству воды, нижняя – количеству крупы. Каша всегда получалась отменной.

19 занятие

Кукла « Ангел»

Делалась на праздник, дарилась детишкам, служила хранителем, оберегая от невзгод.

20 занятие

Куклы-обереги:

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.


Серия кукол — «Женская сила»:

Кукла «Славутница» или «Невеста»

Кукла очень яркая, нарядная, красивая. Это девушка готовая выйти замуж. В этом состоянии важно открыть в себе свою Славность, знать её, уметь её показать другим. Все ли знают свою славутность – это и внешняя и внутренняя красота и уверенность в своих силах, и нарождающееся женское чарованье (женская притягательность и привлекательность для мужчин). Славутность – это состояние девушки позволяющее привлечь жениха. Сексуальная привлекательность в её нынешнем понимании, только часть славутности.  Позволяющее, строить после семью на своей силе, быть Хозяйкой в ней, а мужу Хозяином. Очень важная женская Вежа. Посмотрите на рукава куклы. Как в сказке —  она будет ими творить Свой мир. «…После взмаха распущенного правого рукава появляется озеро, после взмаха левого – птицы лебеди…..»  Пословица «Какова Девка-токова и препевка». Заложите в основании семьи своё состояние Славутности.

21 занятие

Кукла «Материнство» (оберег для беременных)

Одета вся в красные ткани. Усиливается женская сила пространства детородности. Привязывалась скрутка с младенчиком к животу. Он защищен и благополучно вынашивается. В куклу младенчика вносятся обереговые знаки, укрепляются позвоночник, ручки, ножки. Размеры фартука показывают: «Ты рожай, мы тебе поможем».

22 занятие

Кукла «Благополучие»

Оберег дома. Олицетворяет благополучие, достаток. Не даёт проникнуть в дом невзгодам.

23 занятие

Кукла «Мамушка»

Мамушка – это вежа женщины, у которой детки подросли и уже с охотой помогают матери. Такое их состояние, когда они рады это делать и готовы быть с родителями, рядом. Важно не упустить этот момент и не оттолкнуть ребёнка от себя. Побыть с ним. "Мамушка" — хозяйка своего мира, семьи, знает свои задачи, цели, хранительница очага.  От неё исходит спокойствие и сила. Руки куклы сделаны в виде детей — мальчика и девочки. Детки являются продолжением рук матери.

24 занятие

Кукла «Дочки - Матери»

Это вежа женщины, когда дети уже большенькие и готовы упорхнуть из дома. В ней мать отпускает детей от себя, ведь рожала она их не для себя, а чтобы они нашли своё счастье. Когда малыш делает первые шаги (кукла "Ведучка"), мать радуется, его первым шагам от неё к себе. Мамушка – должна помочь ребёнку оторваться от себя или не мешать найти свою Тропу и идти по ней.

25 занятие

Кукла «Неразлучница»

Оберег дома. Олицетворяет любовь, чтобы пара любящих людей была неразлучна. Дарует защиту предков.

26 занятие

Кукла «Зернуха»

Ее изготавливали после сбора урожая для того, чтобы в доме было много еды, и присутствовала гармония. Наполнялся зерном льняной мешочек, зашивался солярным крестом, вносились обереговые знаки, обряжалась как хозяйка дома. "Зернуху" ставили в кухне, чтобы она видела стол, за который садится вся семья. И чем толще была кукла, тем зажиточнее считалась семья.

27 занятие

Кукла «Семь Я»

Длиннорукавка, у нее на поясе шесть младенчиков. Защита, оберег, сплочение семьи, рода. Люди разъезжаются по разным городам, странам. Эта кукла — помощь и поддержка рода. Очень сильная по энергетике. Всем, кто оторван от родового гнезда, рекомендуется иметь эту куклу.

28 занятие

Кукла «Перевертыш» или «Девка-баба»

Очень мудрая народная кукла. Все в одном человек, только осознавай это:
Молодость – старость, радость – горе, девка – баба, черное – белое, страх – смелость. С этой куклой наши предки работали как современные психотерапевты. Средство игры и диагностики.

29 занятие

Кукла «Бабушка – Нянюшка»

Последняя кукла из цикла кукол «Женской Судьбы». Это вежа женщины, когда скоплена мудрость, пройдены женские вежы-плодородия. В данном состоянии  женщина имеет то, что создала. Счастье её утраивается (трое деток – внучат рядом). Она несёт внукам тепло, мудрость и любовь своей души. Она хранительница рода. Бабушка даёт внукам то, что не могут дать им родители. Отношения бабушки с внуками — это особенные отношения. Родители это получали через общение со своими  бабушками и дедушками. Состояние Мудрой Женщины.

30 занятие

Кукла «Кубышка-травница»

Это народная гомеопатия, ароматерапия. Чтобы воздух в доме был чистый, куколку размещали возле детской кроватки или же в другом месте дома. Кукла имеет форму женской груди. Когда ребенок или взрослый ее мнет, разносится травяной дух, который отгоняет духов болезней. Ребенок успокаивается, гармонизируются поля. Куколка-травница следит, чтобы болезнь не проникла в дом. Куколка наполняется лекарственными травами – мелисса, можжевельник, мята, эвкалипт, лаванда и другие.

31 занятие

Кукла «Спиридон Солнцеворот»

Мужская обереговая кукла. Поворотом солнечного колеса мужчина может изменить ситуацию в своей жизни, изменить состояние здоровья.

32 занятие

Кукла «Солнечный коник»

Конь – друг и спутник человека в жизни, является проводником человеческих душ в этот мир. Всюду человека сопровождал верный конь. Сохранилось выражение – «быть на коне», означающее успех и удачу. Гибкая конструкция энергетически укрепляет позвоночник и ноги человека.

33 занятие

Кукла «Божье Око»

«Солнечный крест или крестец». Это самый древний обережный знак наших предков. Крестообразная композиция выражает идею распространения Сил Добра или охраняющих сил на все четыре стороны Света. После очистки дома свечой, молитвой, святой водой, размещают оберег напротив входной двери, над кроваткой ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, и негативная энергетика разбивается и уходит на четыре стороны, и человек уже не причинит вред твоему пространству. Яркий, очень красивый квадрат – это еще и средство цветотерапии.

34 занятие

Творческий отчет (организация выставки )


Условия реализации Программы


Раздел I. Старинный русский быт (4 часа)

Ученик знает

  • Элементы традиционного русского костюма

  • Элементы русского жилища (крестьянской избы и боярских хором)

  • Блюда традиционной русской кухни

  • Семейные праздники и обряды

Ученик умеет

  • Называть элементы традиционного русского костюма

  • Называть элементы традиционного русского жилища



Раздел II. Русские народные куклы (30 часов)

Ученик знает

  • Историю куклы

  • Классификацию кукол, их роль в русских обрядах и традициях

  • Технологию изготовления отдельных видов кукол

Ученик умеет

  • Создавать куклы разных видов по определенной технологии


Система отслеживания результатов

- включенность учащихся во внеурочную деятельность, посещаемость;

- результативность участия в мероприятиях, выставках, конкурсах различного уровня;

- рост социальной активности обучающихся;

- уровень сформированности коммуникативных компетентностей, креативных и организаторских способностей

- уровень развития и сплочения ученического коллектива, характер межличностных отношений;

- сформированность рефлексивных навыков (ценности здоровья и ЗОЖ);

- удовлетворенность учащихся и родителей деятельно­стью кружка.


журнал внеурочной деятельности


дипломы, грамоты, итоговые приказы


анкетирование


тестирование




педагогическое наблюдение



сочинение



анкетирование


ежемесячно



по мере проведения



январь, май


апрель




еженедельно




март



май



Управление Программой


Программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество. Куклы-скрутки» ориентирована на достижение воспитательных результатов 1 уровня - школьник знает и понимает общественную жизнь.

Для достижения данного уровня результатов имеет значение взаимодействие обучающегося с педагогом, реализующим программу внеурочной деятельности как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.

Воспитательный эффект: воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о нравственных, общекультурных ценностях.


Диагностика творческих навыков и умений


  1. Педагогический мониторинг

- контрольные задания и тесты;

- диагностика личностного роста и продвижения;

- анкетирование;

- педагогические отзывы;

- ведение журнала учета;

- ведение оценочной системы (именно оценка, а не отметка)


  1. Мониторинг образовательной деятельности учащихся

-самооценка учащегося по методике Капустина;

-ведение творческого дневника;

-оформление фотоотчетов;

-ведение летописи кружка












Список рекомендуемой литературы


  • Банников В.Н. Народное искусство и художественное творчество, внеурочная деятельность в школе (учебно-методическое пособие), 2014, -5с, 33-36с.


  • Рыжкова С.В. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Народное творчество», 2015.


  • Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.



  • Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).



  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]



  • Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Книга для учителя начальных классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.



  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).



  • Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

Интернет-ресурсы:

 

http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/10/06/malenkiy-narodets-istoriya-kukly


http://pelagea-kukla.ru/305-konstruktivnye-osnovy-traditscionnyx-kukol-ludmila-kovyneva-g-gubkin-belgorodskaya-obl.html


http://www.symbolizm.ru/index.php?catid=1:latest-news&id=389:kukolki&Itemid=68&option=com_content&view=article


http://dom-svarga.ru/top-services/84-vidy-kukol/101-obryadovye-kukly






















Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество»


Наименование темы и раздела

Кол-во часов

Дата проведения



По плану

Фактически

По плану

Фактически

I

Старинный русский быт (4 часа)

1

Первичный инструктаж по ОТ на рабочем месте. Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.


1




2

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

1




3

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.

1




4

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины.

1




II

Русские народные куклы (13 часов)

5

Куклы-скрутки .

1




6

Народная кукла. Русские обряды и традиции.

1




7

Кукла «Зайчик на пальчик»

1




8

«Кукла-полено» (чурка) «Кукла-полено» (чурка

1




9

Кукла «День и ночь»

1




10

«Кукла-забавка»

1




11

«Куклы из жгутиков» (кувадки)

1




12

Кукла «Плодородие»

1




13

Кукла «Покосница»

1




14

Кукла «Купавка»

1




15

Кукла «Козьма и Демьян»

1




16

Кукла «Пеленашка»

1




17

Кукла « Капустка»

1




18

Кукла «Крупеничка»

1




19

Кукла « Ангел»

1




20

Кукла «Славутница» или «Невеста»

1




21

Кукла «Материнство» (оберег для беременных)

1




22

Кукла «Благополучие»

1




23

Кукла «Мамушка»

1




24

Кукла «Дочки - Матери»

1




25

Кукла «Бабушка-Нянюшка»

1




26

Кукла «Зернуха»

1




27

Кукла «Семь Я»

1




28

Кукла «Перевертыш» или «Девка-баба»

1




29

Кукла «Бабушка – Нянюшка»

1




30

Кукла «Кубышка-травница»

1




31

Кукла «Спиридон Солнцеворот»

1




32

Кукла «Солнечный коник»

1




33

Кукла «Божье Око»

1




34

Творческий отчет (организация выставки)

1









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа «Народное искусство и художественное творчество. Куклы-скрутки»

Автор: Новоселова Наталья Юрьевна

Дата: 09.09.2016

Номер свидетельства: 342944


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства