Рабочая программа в 3 классе по природоведению в школе I и II вида.
Рабочая программа в 3 классе по природоведению в школе I и II вида.
Рабочая программа разработана на основе программы для школ I и II вида в частности 2 вид 2 вариант.Программа может быть интересна учителям и воспитателям, работающим с детьми с нарушением слуха. В программе есть пояснительная записка, в которой раскрыты цели и задачи обучения слабослышащих учеников, и тематическое планирование по темам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Руководитель объединенного ШМО учителей начальных классов и учителей-предметников
ГКС(К)ОУ «Специальной (коррекционной)
общеобразовательной
школы-интерната № 68» г. Орска
«Согласовано»
Зам. директора
ГКС(К)ОУ
«Специальной (коррекционной)
общеобразовательной
школы-интерната № 68» г. Орска
«Утверждено»
Директор
ГКС(К)ОУ
«Специальной (коррекционной)
общеобразовательной
школы-интерната № 68» г. Орска
_________ /Т.В. Мухаметзянова/_
__________ /Н.В. Коженкова/_
_____________/М.В. Орлова/_
Протокол №
Приказ №
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. , (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.
Количество часов:
I четверть – 18 часов.
II четверть – 14 часов.
III четверть – 20 часов.
IV четверть – 16 часов.
Всего: 68 часов. (2 часа в неделю).
Учебник: З.А. Клепинина, М.Ф.Титова «Природоведение» 3 класс, ВЛАДОС 2011 г.
Общая характеристика предмета:
Начальное изучение природоведения в специальных учреждениях II вида, как и в общеобразовательной школе, ставит своей целью:
Сообщить школьникам элементарные сведения о живой и неживой природе и труде людей ближайшего окружения школы и своей области, об изменениях природы и труда людей по временам года; обогатить личный опыт учащихся путём проведения с ними систематических наблюдений явлений живой и неживой природы; раскрыть некоторые доступные для этого возраста взаимосвязи предметов и явлении природы; показать влияние изменений в природе на труд человека; дать учащимся некоторые знания о значении охраны природы, познакомить с мероприятиями, проводимыми по охране природы в данной местности; дать первоначальные гигиенические знания, привить некоторые навыки личной и общественной гигиены.
Не раскрывая понятия о биологическом равновесии в природе, учащимся необходимо дать представление о том, что гибель одного природного фактора влечет за собой гибель других (вырубка леса ведет к пересыханию рек, разрушению почвы, уменьшению численности животных и т.д.). Изучение вопросов охраны природы должно быть стержнем для всего курса природоведения, помогать воспитывать у детей стремление охранять и приумножать сокровища природы.
В связи с изучением природоведения и проведением природоохранительной работы необходимо организовать детей на участие в различных видах общественно полезного труда (сбор корма, подкармливание птиц, сбор семян цветочно-декоративных растений и распространение их среди населения, сбор колосков на полях после уборки урожая, уход за зелеными насаждениями в микрорайоне, выращивание растений).
Содержание курса природоведения создает основу для осуществления экологического, эстетического, патриотического воспитания.
Природоведение по своему содержанию является предметом естественно - научного цикла, поэтому ведущее место в его преподавании должны занимать методы, свойственные этим наукам: непосредственные наблюдения предметов и явлений в самой природе, натуральных объектов и их изображений на уроке в классе; осуществление простейшего учебного эксперимента, а также организация таких форм работы с учащимися, как экскурсии, практические работы, опыты, наблюдения и т. д.
В программе определен обязательный минимум этих работ, однако в зависимости от условий, в которых работает школа, и ее природного окружения их количество может быть увеличено. Учителю необходимо знать и строго соблюдать правила безопасности при демонстрации опытов и проведении практических работ, предусмотренных программой.
Наблюдения ведутся по заданиям «Дневников наблюдений». Порядок наблюдений определяется последовательностью изменений в природе данной местности. Проведенные в природе наблюдения фиксируются в «Дневниках наблюдений» и являются основой формирования важнейших знаний о природе.
Важным принципом преподавания природоведения является краеведческий. Поэтому конкретные объекты и явления природы для изучения отбираются самим учителем с учетом особенностей данной местности. В этих же целях учитель вправе произвести замену и перестановку уроков. Так, в III классе изучение изменений в природе должно более или менее совпадать с наступлением этих явлений в самой природе. Если такого совпадения нет, уроки могут быть переставлены или на какое-то время уроки природоведения заменяются другими уроками при условии последующей обратной замены.
В начальном курсе природоведения большое место отводится изучению вопросов личной гигиены детей. Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены.
Программой по природоведению предусмотрено ознакомление учащихся с первоначальными сведениями о сельскохозяйственном и промышленном производствах (сезонный труд людей на полях и фермах, добыча и использование местных полезных ископаемых и др.).
Перед курсом природоведения в школе слабослышащих детей стоит специальная задача, заключающаяся в развитии речи и словесно-логического мышления учащихся с неполноценным слуховым восприятием на основе природоведческого материала. На уроках природоведения обеспечивается работа по уточнению имеющихся у учащихся представлений о природе, создаются условия для накопления специальных терминов, понятий, обозначающих объекты и явления природы, выражающих временные и пространственные отношения, и т. д. Изучение природы создает большие возможности для развития общеучебных умений: наблюдать за объектами и явлениями природы, выделять их существенные и несущественные признаки, сравнивать, обобщать, делать выводы и доступно рассказывать о явлениях.
На уроках природоведения, как и на всех других, должны правильно реализовываться требования, предъявляемые к восприятию обращенной речи (на слухо – зрительной основе или на слух) и к оформлению учащимися своих высказываний.
При изучении природоведения необходимо воспитывать такие качества, как желание трудиться, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовывать свою работу и доводить ее до конца.
В программе по природоведению заложены большие возможности для осуществления межпредметных связей уроков природоведения с трудовым обучением и другими предметами. Задача учителя - полнее реализовать эти возможности.
При изучении тем «Летние и осенние изменения в природе», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе» должен быть выдержан единый план изложения: изменения в неживой природе; изменения в жизни растений и их охрана; изменения в жизни животных и их охрана; сезонный труд людей. Эта последовательность вытекает из естественных связей, существующих в самой природе. И учителю необходимо раскрывать эти связи, показывать, что изменения, происходящие в разные времена года в неживой природе, влекут за собой определенные изменения в жизни растений и животных, оказывают влияние на характер и содержание сельскохозяйственных работ, на другие виды деятельности человека. Такой подход к изучению природы не просто знакомит учащихся с ее явлениями и предметами, но и, что очень важно, помогает ребенку объяснить последние, пусть на самом элементарном уровне. Во всех темах рассматривается вопрос об охране и укреплении здоровья человека в связи с сезонными изменениям в природе.
При изучении темы «Ориентирование на местности. План и карта» учащиеся усваивают некоторые способы ориентирования, учатся применять их в практике нахождения направлений на местности, знакомятся с устройством компаса, планом и картой.
В теме «Природа нашего края» продолжается изучение природы своего края. Если в III классе учащиеся знакомятся с природой местности, окружающей школу, то в данной теме они изучают природу своей области (края). Кроме того, ученики должны знать основные административные центры, уметь находить их на карте.
В некоторых случаях при значительных размерах области (края) и при большом разнообразии природных условий объект для изучения может быть сужен несколькими ближайшими административными районами. Как и в III классе, изучение природы должно идти последовательно: неживая природа, охрана недр, почв, водоемов; растения и их охрана; животные и их охрана; труд людей и использование человеком природных богатств области. Необходимо показать, как комплекс природных условий влияет на труд людей края.
К концу III класса учащиеся должны знать:
характерные признаки лета, осени, зимы, весны своей местности, а также некоторые взаимосвязи в неживой и живой природе;
особенности, назначение и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей местности;
строение, назначение термометра;
простейшие физические свойства снега и льда;
названия и различия не менее 5—6 декоративных травянистых растений;
названия и различия местных растений (не менее 3—4 деревьев, 2—3 кустарников, 3—4 травянистых растений);
особенности и различия деревьев, кустарников, травянистых растений, лиственных и хвойных растений;
некоторые способы размножения растений, цикл развития растения от семени до семени;
названия и различия 5—6 комнатных растений;
простейшие правила ухода за комнатными растениями;
особенности перелетных и зимующих птиц;
названия и различия разводимых в данной местности домашних животных;
названия и различия 10 диких животных (черви, членистоногие, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
Учащиеся должны уметь:
вести наблюдения в природе по заданиям «Дневников наблюдений» и фиксировать их;
измерять температуру воздуха с помощью термометра;
правильно строить режим дня, выполнять необходимые правила личной гигиены;
охранять свое здоровье от простудных заболеваний;
в доступной форме охранять растения и животных;
ухаживать за комнатными растениями;
выращивать растения одним из изученных способов;
Нормы оценок:
Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры.
Оценка «4» ставится, если ученик излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры, но допускает 1 - 2 ошибки и 1 - 2 недочета.
Оценка «3» ставится, если ученик излагает изученный материал неполно и допускает неточности и более 3 фактических ошибок, не умеет привести свои примеры.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части изучаемого материала.
Нормы оценок составлены на основании «Проекта норм оценки знаний учащихся по русскому языку, литературе и математике в школах для слабослышащих детей», Москва. НИИ Академии педагогических наук. 1980 год.
Календарно – тематическое планирование
I четверть / 18 ч/.
№ урока
по теме
Тема урока
Кол-во
часов
Коррекционные
задачи.
Речевая
деятельность
Планируемые ЗУН
на уроке.
1-2.
Введение. Что такое природа?
2.
Коррекция памяти на основе упражнений в восприятии
Неживая природа. Живая природа. Природа – это все, что есть вокруг нас и не сделано человеком.
Ввести в содержание нового предмета. Развивать умения самостоятельно работать в тетради., выделять главное в прочитанном материале
3.
Термометр.
1.
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании
Руководитель объединенного ШМО учителей начальных классов и учителей-предметников
ГКС(К)ОУ «Специальной (коррекционной)
общеобразовательной
школы-интерната № 68» г. Орска
«Согласовано»
Зам. директора
ГКС(К)ОУ
«Специальной (коррекционной)
общеобразовательной
школы-интерната № 68» г. Орска
«Утверждено»
Директор
ГКС(К)ОУ
«Специальной (коррекционной)
общеобразовательной
школы-интерната № 68» г. Орска
_________ /А.В.Бойко/_
__________ /Н.В. Коженкова/_
_____________/М.В. Орлова/_
Протокол №
Приказ №
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.
Количество часов:
I четверть – 36 часов.
II четверть – 28 часов.
III четверть – 40 часов.
IV четверть –32 часа.
Всего: 136 часов. ( 4 часа в неделю).
Учебник: «Русский язык» 3 класс, А.Г.Зикеев, ВЛАДОС 2012 г.
Общая характеристика предмета:
Задачей уроков формирования грамматического строя речи у учащихся является практическое овладение языковыми закономерностями и их использование в связной речи. Эта задача решается на разных уровнях: понимание отдельных словосочетаний, выражающих определенные значения; употребление их в связной речи; систематизация (обобщение) языковых фактов.
Работа по формированию грамматического строя речи делится на два этапа:
1. практическое овладение основными грамматическими закономерностями языка (I-III классы);
практическая систематизация основных грамматических закономерностей языка (III, IV классы).
Формирование у учащихся навыков активного пользования связной речью строится на основе систематической работы по раскрытию значений грамматических форм слов и грамматических связей, в которых находятся слова между собой. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям уяснить сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повысить уровень их умственного и речевого развития.
В качестве исходной языковой единицы, в работе над которой совмещается работа над лексикой и грамматическим строем речи, взято словосочетание. В программе даны типы и модели словосочетаний, на основе которых структурно оформляется предложение, являющееся основной единицей связного высказывания.
На первом этапе работы по формированию грамматического строя речи формируются навыки построения предложений с одновременным уточнением значений морфологических закономерностей входящих в них слов. В целом это охватывает закономерности, присущие существительным (род, число, падеж), глаголам (время, вид, род, лицо), местоимениям (род, лицо, число), прилагательным (род, число, падеж), наречиям, числительным, предлогам.
На втором этапе работы по формированию грамматического строя речи известные учащимся языковые факты систематизируются. Учащиеся подводятся к обобщению закономерностей, характеризующих существительные, глаголы, прилагательные, местоимения (значение, особенности изменения). Это служит переходным этапом к изучению начального курса грамматики IV класса.
Наряду с практическим овладением основными грамматическими закономерностями языка и их систематизацией (обобщением) программа предусматривает включение в связную речь слов с различными словообразовательными показателями (II-III (III-IV) классы). Практическое овладение словообразовательными моделями не только способствует расширению словарного запаса учащихся, но и дает возможность лучше и полнее осмыслить значение слов, их связь между собой, способствует выработке правильного словоупотребления.
Формирование грамматического строя речи в I - II (IV) классах происходит в основном на базе простого предложения. Начиная с III класса предусматривается овладение и сложными синтаксическими структурами: наиболее употребительными типами сложных предложений, выражающих определительные, пространственные, причинные, целевые, временные и объектные смысловые отношения.
В процессе работы по овладению грамматическим строем языка у учащихся постепенно формируются практические грамматические обобщения (поскольку их содержание логически обусловлено содержанием уроков развития устной речи и формирования грамматического строя, специальное время на формирование практических грамматических обобщений не выделяется).
Различение слов по вопросам кто? что? что делает? какой? подводит к понятиям «предмет», «действие», «признак», а затем и к более общему понятию «часть речи». Умение различать существительные по окончаниям начальной формы развивает навык определения их родовой принадлежности и в последующем подводит к грамматическим понятиям «мужской род», «женский род», «средний род» (уже применительно и к другим частям речи, связанным с существительным). Различение в предложениях единственного и множественного числа по окончаниям в сочетаниях существительных и глаголов, прилагательных и существительных создает основу для грамматического понятия «число». Наблюдения над изменением глаголов по временам подготавливают учащихся к усвоению понятия «спряжение», а наблюдения над изменением грамматической формы существительных в составе предложения в зависимости от изменения значений - к усвоению понятия «склонение».
Ознакомление с типами склонения существительных помогает учащимся усвоить те особенности их изменения, которые определяются не только родовой принадлежностью, но и формообразовательными признаками. Понятие о спряжении дополняет лексико- грамматическую характеристику глаголов и личных местоимений и уточняет грамматические признаки этих частей речи.
Постепенно вводятся термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «местоимение», «предлог».
Наряду с овладением речевыми навыками и практическими грамматическими обобщениями учащиеся овладевают орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками. В программе этот материал, представленный в разделе «Сведения по грамматике и правописанию», включает: 1) ряд орфографических, пунктуационных правил - навыки правописания (I-III классы); 2) требования к графической стороне письма - чистописание ( I- III классы). (Программные требования в этом разделе даны без подразделения по четвертям.)
Речевые умения, приобретенные на уроках формирования грамматического строя речи, должны использоваться в повседневной учебной и внеклассной речевой практике учащихся. С одной стороны, это касается тех разделов программы, между которыми существует преемственность; с другой - на уроках формирования грамматического строя речи должен использоваться лексический материал, усвоенный учащимися на уроках развития речи и чтения.
В целом учащиеся подготавливаются к усвоению начального курса грамматики и правописания (IV класс), который выделен в особый раздел.
Грамматика и правописание.
Задачами начального курса грамматики и правописания являются подготовка учащихся к пониманию состава и строя русской речи, овладение ими умениями и навыками, необходимыми для выражения мыслей и для систематического изучения курса грамматики и правописания в последующих классах.
Начальный курс, охватывая круг сведений, относящихся к разным сторонам языка (знакомство с фонетическим составом слова, с делением слова на значащие части, с частями речи и их важнейшими формами, с простейшими видами предложения, с членами предложения, с правилами правописания), предусматривает прежде всего практическое изучение самих фактов языка. Наряду с практическими речевыми навыками, у детей развиваются мыслительные умения: умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное; формируются умения и навыки литературной речи; вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка - слова, предложения.
Учитывая затруднения слабослышащих учащихся в восприятии речи на слух и особенности формирования произносительных навыков, некоторые орфографические правила (правописание безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных в корне слов, правописание сложных слов, некоторых приставок и др.) даются им в сопоставительном плане (произношение и правописание).
Работа по теме «Звуки и буквы» должна быть также направлена и на совершенствование устной речи (четкое артикулирование звуков, правильное произношение слов).
Работа над словом в начальных классах ведется в двух планах: лексическом и грамматическом.
Расширение словарного запаса, усвоение значений слов, активизация употребления усвоенного словаря в связной речи - важнейшие задачи обучения слабослышащих детей. Наряду с этим проводится систематическая работа по усвоению звуко-буквенного состава слов.
В III (IV-V) классах учащиеся получили общие сведения о частях речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения).
При изучении имени прилагательного учащиеся знакомятся с его изменениями не только по родам и числам, но и по падежам, одновременно усваивая правописание безударных падежных окончаний прилагательных (кроме написания -е, -о в окончаниях творительного падежа после шипящих в словах типа о большом - о свежем, о большой - о свежей).
Дети знакомятся с личными местоимениями 1, 2 и 3-го лица в единственном и во множественном числе, с изменением местоимений, их правописанием, употреблением в речи и раздельным написанием предлогов с местоимениями. Они получают сведения о спряжении глагола (изменение по лицам и числам) в настоящем и будущем времени, знакомятся с терминами «глаголы I спряжения», «глаголы II спряжения».
Прошедшее и будущее время изучается практически в двух видах (совершенный и несовершенный) по вопросам что делал? что будет делать? и что сделал? что сделает? (Это имеет большое значение для усвоения видовых различий глаголов в последующих классах; термин «вид» не сообщается.)
При изучении глагольных форм усваивается правописание мягкого знака после шипящих (-шь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа, гласных в безударных окончаниях наиболее распространенных глаголов I и II спряжения.
Общее знакомство с глаголами на -ся (-сь), обучение учащихся различению глаголов 3-го лица и неопределенной формы типа моется - мыться, купается - купаться осуществляются на практической основе путем противопоставления глагольных вопросов что делает? - что делать? и др. Ошибки в правописании этих форм не принимаются во внимание при оценке письменных работ.
В ходе изучения состава слова и частей речи продолжается проведение упражнений лексического характера по усвоению разнообразных значений слов и правильному, точному, уместному их употреблению в предложениях, словосочетаниях, а также словарно-орфографических упражнений, в процессе которых усваиваются слова с непроверяемыми написаниями. При этом необходимо приучать детей к пользованию школьным орфографическим словарем.
При изучении синтаксических тем, а также при изучении частей речи должна вестись регулярная работа по установлению связи между словами в предложении, по выделению в них словосочетаний, их составлению.
Программа начального курса русского языка предполагает комплексное решение задач образовательного, воспитательного и развивающего характера. Ее реализация обеспечивает формирование знаний, умений и навыков учащихся на уровне, необходимом для осознанного усвоения ими систематического курса в последующих классах школы.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- признаки гласных и согласных звуков;
- ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;
Учащиеся должны уметь:
- составлять предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности, указанные в программе;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, выделять из них словосочетания;
- правильно ставить вопросы к слову и по нему определять слова, обозначающие предмет, признак предмет, действие предмета;
- правильно обозначать буквами звонкие и глухие согласные звуки на конце слов, безударные гласные в двусложных словах;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
- правильно писать слова, предложения без пропусков, искажений букв;
- определять род существительных по окончаниям начальной формы, обозначая терминами «мужской род», «средний род», «женский род»;
- определять число существительных, глаголов, прилагательных по окончаниям в сочетаниях, обозначая терминами «единственное число», «множественное число»;
- различать временные формы глаголов по вопросам, обозначая терминами («настоящее время», «прошедшее время», «будущее время»).
Контрольные работы;
I четверть – 2
II четверть – 3
III четверть - 2; осложненное контрольное списывание – 2
IV четверть – 3; изложение - 1.
Всего за год – 12
Нормы оценок:
При оценке знаний, умений и навыков учеников специальных школ выделяются орфографические, дисграфические, дизорфографические и пунктуационные ошибки.
В начальной школе к числу орфографических ошибок следует относить ошибки, допущенные на следующие правила и орфограммы:
- большая буква в именах собственных;
- правописание слов в сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
- перенос слов;
- разделительный ь и ъ знаки, мягкий знак – показатель мягкости согласного.
Диорфографичиеские ( дизорфография – неумение применять правило на практике) ошибки - это ошибки, допущенные на следующие правила:
- правописание предлогов и приставок;
- двойные согласные;
- безударные гласные в корне;
- непроизносимые согласные;
- правописание звонких и глухих согласных в корне и на конце.
К числу дисграфических (специфических) ошибок относят:
- искажение звуко-буквенного состава слова ( смешение и замены букв, похожих по написанию, и букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, способу или месту образования0;
- нарушение структуры слова ( пропуски, перестановки отдельных слогов или частей слова, раздельное написание частей слова9;
- слитное написание слов в предложении ( на начальных этапах обучения письму0.
К числу пунктуационных ошибок относят:
- знаки препинания в конце предложения;
- знаки препинания в предложениях с однородными членами.
В первый год обучения в качестве контрольной работы может выступать только контрольное списывание. Объём текста для контрольного списывания не должен превышать 10-15 слов.
Оценки за осложнённое списывание:
«5» ставится, если:
- нет орфографических ошибок;
- допущены 1 дизорфографическая и 1-2 дисграфические ошибки.
- допущено 3-4 орфографические, 3 дизорфографические ошибки, 2-3 пунктационные и до 6 дисграфических ошибок.
«2» ставится, если:
- допущено большее количество ошибок, чем на оценку «3».
Календарно – тематическое планирование
I четверть / 36 ч/.
№ урока
по теме
Тема урока
Кол-во
часов
Коррекционные
задачи.
Речевая
деятельность
Планируемые ЗУН
на уроке.
1-2.
Повторение.
Предложение.
Слог.
2.
Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании
Предложение, холмы, перелески, луга, поля, школа, праздник, солнце, птички, снег. Слог – это часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха.
Учить уметь выделять предложения в устной речи и правильно формировать его на письме, развивать умение обобщать. Учить различать количество слогов в слове по количеству гласных звуков,
3-4.
Устная и письменная речь. Как одно предложение отделяется от другого..
2.
Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.
Речь устная и письменная, ельник, боровик, груздь, полянка, рыжик.
Словарное слово – вдруг. Точка, вопросительный и восклицательный знак.
Развивать умения сравнивать, учить отличать устную и письменную речь
Учить правильно отделять одно предложение от другого.
5.
Звуки и буквы.
1.
Коррекция мышления на основе классификации.
Гласные и согласные звуки. Дрозды, калина, рябина, георгины.
Развивать умения различать гласные и согласные звуки, развивать фонетический слух.
6-8.
Гласные и согласные звуки.
Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.
3.
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении.
.Развивать представление об особенностях ударных гласных звуков в русском языке. Развивать умения распознавать согласные звуки по их существенным признакам, формировать умения записывать слова диктуя себе
9-10.
Общее понятие о словах, отвечающих на вопросы Кто? Что?.
Понятие «Имя существительное»
2.
Коррекция памяти на основе упражнений в восприятии
Зима в подарок нам даёт
Румяные деньки.
Скорей на снег, на скользкий лёд,
На лыжи и коньки
Формировать умения отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?, закрепить понятие о имени существительном.
11-19
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:
-косвенный объект ( сущ.+с, без+сущ.)
- временные отношения
( сущ+глаг. слв. и несов. вида)
- временные отношения
( местим. 1.2. и 3 лица ед.ч. и мн. ч+глаг.сов. и несов. вида)
3
3
3
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении
Тумбочка с ящиком, ящик с крышкой, тумбочка без ящика,
Ящик без крышки, пиджак без воротника, туфли с каблуками. пиджак с воротником, туфли без каблуков,
Что? с чем?
Что делает? чем?
Что? без чего?
Что делают? чем?
Формировать умение составлять словосочетания из слов, выделять словосочетания из предложений, составлять предложения из словосочетаний.
Ставить вопросы к словам. Уметь составлять словосочетания из слов, выделять словосочетания из предложений, составлять предложения из словосочетаний.
20-21.
Контрольное списывание текста.
Анализ ошибок.
2.
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании
Контрольная работа, работа, работа над ошибками.
Разбор непонятных слов и фраз..
Воспроизведение, обобщение, повторение и систематизация ЗУН
22-24.
Понятия о словах, отвечающих на вопрос что делает?.
Понятие « Глагол».
3.
Коррекция внимания на основе упражнений в запоминании
Если слово обозначает действие одного предмета, то оно отвечает на вопрос Что делает?
Глагол-это часть речи, которая обозначает действие предмета.
Формировать навык распознавать глагол среди других частей речи, уточнить представление о роли глагола.
Устанавливать по вопросам связь между словами в предложении Выделять по вопросам слова из предложений
25-33.
Составление предложений со словосочетаниями. включающими глаголы с приставками:
- в-(во), вы- в значении движения внутрь или изнутри;
- раз- (рас-), за- в значении раскрытия того, что было завёрнуто, закрыто, и в противоположном значении;
-при-, под-, у-, от-(ото-) в значении присоединения, удаления, отстранения.
3
3
3
Коррекция памяти и внимания на основе упражнений в восприятии
Уметь устанавливать связь слов в предложении путём постановки вопроса от одного слова к другому. Составлять предложения со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками. Ставить вопросы к словам. Уметь составлять словосочетания из слов, выделять словосочетания из предложений, составлять предложения из словосочетаний.
34-35.
Контрольная работа за четверть.
Анализ контрольной работы.
2.
Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании
Контрольная работа, работа, работа над ошибками.
Разбор непонятных слов и фраз..
Воспроизведение, обобщение, повторение и систематизация ЗУН
36.
Закрепление пройденного за четверть.
1.
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении
Закрепить знаний и произношение пройденных слов и словосочетаний.
Формировать умения различать слово, словосочетание, предложение. Устанавливать связь между словами в предложение, вычленять из них словосочетания.
II четверть /28ч./
№ урока
по теме
Тема урока
Кол-во
часов
Коррекционные
задачи.
Речевая
деятельность
Планируемые ЗУН
на уроке.
37-38.
Слова с сочетанием жи - ши.
Упражнения в написании слов с жи –ши.
2.
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании
Москва, вдруг, ягода, лисица, воробей. Душистая трава, пушистые снежинки.
Формировать навыки правописания слов с сочетаниями жи-ши, учить составлять словосочетания и предложения. Развивать умения распознавать слова с сочетаниями жи-ши, формировать умения составлять из слов предложения писать слова с жи-ши
39-40.
Слова с сочетаниями ча-ща. Упражнения в написании слов.
2.
Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании
.Москва, вдруг, ягода, воробей, лисица, работа, рабочий. Дача, поймал леща. Работа, посуда, товарищ, сорока. Слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу.
Развивать навык правописания сочетаний ча-ща, учить составлять предложения из данных слов. писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу. Развивать умения писать по памяти.
41.
Контрольная работа.
1.
Коррекция внимания на основе упражнений в запоминании
Контрольная работа, работа, работа над ошибками.
Разбор непонятных слов, фраз.
Воспроизведение, обобщение, повторение и систематизация ЗУН
Развивать умения писать слова с сочетаниями чк-чн, составлять предложения из данных слов. .Формировать навыки написания слов с сочетаниями чк-чн. Развитие внимания
44-45.
Алфавит.
2.
Коррекция памяти на основе упражнений в восприятии
Формировать умения пользоваться алфавитом. Развивать умения располагать слова в алфавитном порядке, повторить правила переноса слов
46.
Контрольное списывание текста.
Анализ ошибок.
1.
Коррекция внимания на основе упражнений в запоминании
Контрольная работа, работа, работа над ошибками.
Разбор непонятных слов и фраз.
Воспроизведение, обобщение, повторение и систематизация ЗУН
47-54.
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:
- пространственные отношения (сущ.+у+сущ.)
- пространственные отношения (глаг.+по+сущ.)
-косвенный объект ( глаг.+с, без+сущ.)
2.
3.
3.
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и в различении
- вставь слова, измени окончания.
- Подчеркни словосочетания.
Что? у кого? У Гриши, у Зины, книга у Вовы.
Что делает? +куда? (где?)
Бежит по тропинке
Что делает? + с кем? (с чем?)
Что делает? + без кого? без чего? Играет с братом, идет без внука.
Формировать умение составлять словосочетания из слов, выделять словосочетания из предложений, составлять предложения из словосочетаний.
Ставить вопросы к словам. Уметь составлять словосочетания из слов, выделять словосочетания из предложений, составлять предложения из словосочетаний. Ставить вопросы к словам.
55-60.
Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками:
- пере- в значении перемещения;
- на-, вз- (вс-), с- в значении движения вниз, вверх или на поверхность предмета;
- с- (со-), раз- (рас-) в значении направления действия в разные стороны и соединения, сближения.
2.
2.
2.
Коррекция памяти на основе упражнений в восприятии
Глаголы с приставками пере-, на-, по-, вы-, за-, раз-.
Формировать умение устанавливать связь слов в предложении путём постановки вопроса от одного слова к другому. Составлять предложения со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками. Ставить вопросы к словам. Уметь составлять словосочетания из слов, выделять словосочетания из предложений, составлять предложения из словосочетаний.
61-62.
Контрольная работа за четверть.
Анализ контрольной работы.
2.
Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании
Контрольная работа, работа, работа над ошибками.
Разбор непонятных слов и фраз..
Воспроизведение, обобщение, повторение и систематизация ЗУН
63-64.
Закрепление пройденного за четверть.
2.
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении
Закрепить знаний и произношение пройденных слов и словосочетаний.
Формировать умения различать слово, словосочетание, предложение. Устанавливать связь между словами в предложение, вычленять из них словосочетания.
III четверть / 40/.
№ урока
по теме
Тема урока
Кол-во
часов
Коррекционные
задачи.
Речевая
деятельность
Планируемые ЗУН
на уроке.
65-66.
Слово и слог.
Деление слов на слоги.
2.
Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании
Завод, машина, фамилия, снегирь, кукушка, будильник, чайник, лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный…
Учить различать слово от слога. Развивать умения составлять слова по слогам, предложения по словам. Развивать умения различать количество слогов в слове по количеству гласных букв, составлять слова из слогов.
67-68.
Перенос слов.
Упражнения в переносе слов.
2.
Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.
Формировать навыки переноса слов по слогам с учётом особенностей слогов. Развивать орфографическую зоркость. Развивать умения делить слово на слоги и переносить его по слогам. Формировать умения сравнивать слова.
69-71.
Предложение.
Главные члены предложения.
Подлежащие и сказуемое.
3.
Коррекция мышления на основе классификации.
Лисица, завод, посуда, капуста, петух, ягода, собака. Предложение, подлежащие, сказуемое. Главные члены предложения.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
Развивать умения выделять в предложении главные члены как его смысловую и грамматическую основу. Развивать умения выделять в предложении главные члены как его смысловую и грамматическую основу
72-73.
Контрольная работа. Анализ контрольной работы.
2.
Коррекция внимания на основе упражнений в запоминании
Контрольная работа, работа, работа над ошибками.
Разбор непонятных слов и фраз..
Воспроизведение, обобщение, повторение и систематизация ЗУН
74-75.
Текст.
Деление текста на части.
2.
Коррекция памяти на основе упражнений в восприятии
Текст – это два или несколько предложений, связанные между собой по смыслу.
Ёж, ёжиха, ёжик. Текст, части текста.
Учить понятие о тексте как о связанных между собой по смыслу предложениях, которые можно озаглавить. Развивать умение делить текст на части. Устанавливать по вопросам связь между словами в предложении Выделять по вопросам слова из предложений
76-90.
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:
- отсутствие или отрицание
( нет+сущ.)
-пространственные отношения ( глаг.+за, перед+сущ.)
- целевую направленность действия (глаг.+для+сущ.)
- пространственные отношения ( глаг.+через, по+сущ.)
- временные отношения
( глаг.+до, после+сущ.)
3.
3.
3.
3.
3.
Коррекция памяти и внимания на основе упражнений в восприятии
Нет кого? (чего?)
Нет карандаша
Что делает? + куда? (где?)
Остановился перед домом
Что делает? + кому?
Что делает? + для кого?
Купил для брата.
Что делает? + через что?
Что делает? + где?
Прыгает через канаву.
Что сделал? +когда?
Что делал? +как долго?
Прибежал до дождя.
Что делает? + где?
Стоит между партами.
Уметь устанавливать связь слов в предложении путём постановки вопроса от одного слова к другому.
Составлять предложения со словосочетаниями, выражающими пространственные и временные отношения; значения принадлежности, отрицания; обозначающими косвенный объект и целевую направленность.
Ставить вопросы к словам.
Уметь составлять словосочетания из слов, выделять словосочетания из предложений, составлять предложения из словосочетаний.
91-92.
Контрольное списывание текста.
Анализ ошибок.
2.
Коррекция внимания на основе упражнений в запоминании
Контрольная работа, работа, работа над ошибками.
Разбор непонятных слов и фраз.
Воспроизведение, обобщение, повторение и систематизация ЗУН
93-98.
Составление предложений со словосочетаниями, включающими существительные с суффиксами:
-онок, -ёнок, обозначающими детёнышей животных;
- ик, -чик, -очк, -ечк- со значением уменьшительности-ласкательности.
3.
3.
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании
Уметь устанавливать связь слов в предложении путём постановки вопроса от одного слова к другому. Составлять предложения со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками. Ставить вопросы к словам. Уметь составлять словосочетания из слов, выделять словосочетания из предложений, составлять предложения из словосочетаний.
99-100.
Мягкие и твёрдые согласные звуки.
2.
Коррекция мышления на основе классификации.
Твёрдость согл. звуков обозначается на письме гл. буквами А О У Ы Э.
Одежда, весело, скучно,
охранять, сторожить.
Учить обозначать на письме мягкие и твёрдые согласные звуки последующими гласными буквами. Развивать умения правильно обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков с помощью гласных букв.
101-102.
Контрольная работа за четверть.
Анализ контрольной работы.
2.
Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании
Контрольная работа, работа, работа над ошибками.
Разбор непонятных слов и фраз..
Воспроизведение, обобщение, повторение и систематизация ЗУН
103-104.
Написание слов с ь на конце.
Перенос слов с ь в середине.
2.
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании
Развивать умения обозначать мягкость согласного звука на конце слов мягким знаком.
Развитие умения переносить слова на письме с Ь в середине слова. Учить составлять предложения из слов.
IV четверть / 32/.
№ урока
по теме
Тема урока
Кол-во
часов
Коррекционные
задачи.
Речевая
деятельность
Планируемые ЗУН
на уроке.
105-107.
Понятия о парных звонких и глухих согласных звуках.
3.
Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании
Парные и непарные согласные звуки. Твёрдые мягкие, звонкие глухие.
Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки. Развивать умения анализировать звуковой состав слова.
108-109.
Ударение. Ударные и безударные слоги.
2.
Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.
Ударение – это выделение голосом слога в слове.
Мороз, петух, машина, тетрадь, капуста, сорока Москва, завод
Развивать умения распознавать ударный слог в слове, сравнивать гл. буквы ударн. и безуд. Учить распознавать в словах ударные и безударные гласные, развивать орфограф. зоркость
110-112.
Подбор проверочных слов и сопоставление гласных букв в ударных и безударных слогах.
Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах.
3.
Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.
Деревня, коньки. Собака, сорока, мороз, замок, сахар. Зима, деревья, кусты, снег, следы. Сады, мячи, нога, ведро, дома, нора, моря.
Закрепить знания учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слов, развивать умения подбирать проверочное слово. Развивать умение сравнивать гласные буквы в ударном и безударном слогах форм одного и того же слова.
113-114.
Контрольная работа. Анализ контрольной работы.
2.
Коррекция внимания на основе упражнений в запоминании
Контрольная работа, работа, работа над ошибками.
Разбор непонятных слов и фраз..
Воспроизведение, обобщение, повторение и систематизация ЗУН
115-116.
Понятие о разделительном ъ.
Закрепление знаний о разделительном ь.
2.
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании
Ь пишется после согласных букв перед гласными е, ё, и, ю,я если слышится звук й.
Формирование умения соотносить произношение слова с его написанием.
Развивать умения употреблять в письменной речи разделительный ь,
117-122.
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими6
- пространственные отношения
( глаг.+между+сущ.)
- косвенный объект
( глаг.+о(об)+сущ.)
3.
3.
Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.
Нет кого? (чего?)
Нет стакана, нет солнца.
Мужской род, женский род, средний род.
Что делает? + где?
Что делает? + куда?
Спрятался за дерево, за забор.
Что делает? +кому?
Что делает? + для кого?
Шьёт для внука, покупает для брата.
Формировать умение устанавливать связь слов в предложении путём постановки вопроса от одного слова к другому. Составлять предложения со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками. Ставить вопросы к словам. Уметь составлять словосочетания из слов, выделять словосочетания из предложений, составлять предложения из словосочетаний.
123-125.
Составление предложений со словосочетаниями «прил.+сущ», обозначающими пространственные отношения ( с предлогами в, на, под, за).
3.
Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании
Что делает? + где?
Лежит в ящике.
Что делает?+ куда? под какой?
Ставит под высокое дерево.
Что делает?+куда? под какую?
Ставит под большую скамейку.
.Формировать умение составлять предложения со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками. Уметь составлять словосочетания из слов, выделять словосочетания из предложений, составлять предложения из словосочетаний.
126-127.
Контрольное списывание текста.
Анализ ошибок.
2.
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании
Контрольная работа, работа, работа над ошибками.
Разбор непонятных слов и фраз.
Воспроизведение, обобщение, повторение и систематизация ЗУН
128-130.
Составление предложений со словосочетаниями, включающими сущ. с суффиксами –ник, -чик, -ниц, -ист, -тель, -арь, обозначающими лиц по их действиям, профессиям.
3.
Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.
Формировать умения составлять предложения со словосочетаниями используя суффиксы, ставить вопросы к словам, образовывать новые слова при помощи суффиксов.
131.
Слова с двойными согласными.
1.
Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании
Льдинки – кружева. Первые проталинки, Первая трава
Формировать понятие о корне слова, развивать память и внимание. Формировать умения правильно писать корень в однокоренных словах, развивать орфографическую зоркость.