Рабочая программа технология 4 класс 2014-2015 уч год
Рабочая программа технология 4 класс 2014-2015 уч год
Данный курс реализуется в рамках образовательной области и учебного предмета «Технология», но сочетается с курсом «Окружающий мир», как его деятельностный компонент в соответствии с концепцией образовательной модели «Начальная школа XXI века», научный руководитель – чл. - корр. РАО проф. Н. Ф. Виноградова и другими УМК, имеющими развивающую направленность
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения»;
«Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);
Базисного учебного плана;
«Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой);
«Примерных программ начального общего образования»;
Авторской программы «Технология. Ступеньки к мастерству» Е.А. Лутцева (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - 3- е изд. дораб. и доп. – М: Вентана – Граф, 2011).
Данный курс реализуется в рамках образовательной области и учебного предмета «Технология», но сочетается с курсом «Окружающий мир», как его деятельностный компонент в соответствии с концепцией образовательной модели «Начальная школа XXI века», научный руководитель – чл. - корр. РАО проф. Н. Ф. Виноградова и другими УМК, имеющими развивающую направленность.
Цели обучения: дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники;
-создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Основные задачи:
научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни,
пользоваться различного рода источниками
развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
• формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), взаимосвязи человекас природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
• формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживании
• овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
• использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
• развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
• воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно программе на изучение программного материала во 2 классе отводится 1 час в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Технология» отведено 1 час в неделю (34 часа).
Содержание программы по технологии в 4 классе
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Мир профессий Профессии близких. Роль и место человека в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Самообслуживание. Организация рабочего места. Работа с доступной информацией в учебнике.Выполнение коллективных работ.
Значение трудовой деятельности в жизни человека — труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников.
Современное состояние ремесел. Ремесленные профессии, распространенные в месте проживания детей (крае, регионе). Технологии выполнения их работ во времена средневековья и сегодня.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).
Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).
Природа — источник сырья. Природное сырье, природные материалы.
Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление).
Развернутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.
Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).
Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности — изделия, оформление праздников.
Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества.
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертежных инструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.
Значение трудовой деятельности в жизни человека. Ремёсла и ремесленники. Технология выполнения работ во времена Средневековья . Природа – источник сырья. Развёрнутый анализ заданий. Работа с доступной информацией. Введение в проектную деятельность. Работа в малых группах. Самостоятельный отбор материалов и инструментов.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знакомство с материалами (бумага, картон и др.). Основные свойства материалов. Подготовка материалов к работе. Знакомство с графическими изображениями. Общее понятие о технологии. Единообразие технологических операций.
Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.
Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертеж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертежных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертежных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.
Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
Конструирование и моделирование
Элементарное понятие конструкций. Конструирование и моделирование изделий из природного материала. Неразборные и разборные конструкции.
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объемных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу.Общий принцып работы ветряных и водяных двигателей.
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Информационные технологии. Источник информации, используемые человеком в быту. Современный информационный мир. Правила безопасности пользования ПК. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, беседы и др.). ПК и дополнительные приспособления. Поиск информации в компьютере и Интернете.
Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам. Работа с простейшими информационными блоками.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Примерное планирование освоения основных технологических знаний и умений по классам
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Разметка:
- на глаз (свободным рисованием);
- сгибанием,
- по шаблону,
- по трафарету
Разметка:
- с помощью чертежных инструментов (плоские формы), копирование
(через копировальную бумагу, с помощью кальки).
Разметка:
-с помощью чертежных инструментов (объемные развертки),
- по масштабной сетке.
Освоение новых технологий и художественных техник на основе изученных. Работа с разными доступными материалами.
Использование освоенного для выполнения творческих проектов.
Выделение детали из заготовки:
- отрывание;
- резание ножницами
Выделение детали из заготовки:
Выделение детали из заготовки:
- резание макетным ножом
Формообразование
- сгибание, складывание, сминание,
скручивание
Сборка изделия:
-склеивание
Сборка изделия:
сшивание (прямая строчка и ее варианты)
Сборка изделия:
- с помощью проволоки;
- щелевые замки;
- сшивание (косая, ее варианты и петлеобразная строчки)
Сборка изделия:
- сшивание (петельная и крестообразная строчки и их варианты).
Отделка:
- раскрашивание;
- аппликация;
- рисование и др.
Отделка:
- вышивка;
-блестки;
- бусины и др.
Отделка:
- пуговицы,
- кнопки и др.
№
п/п
Название раздела и количество часов
Планируемые результаты
личностные
ученик научится (ученик получит возможность научиться
регулятивные
ученик научится (ученик получит возможность научиться)
познавательные
ученик научится (ученик получит возможность научиться)
коммуникативные
ученик научится (ученик получит возможность научиться)
1 класс
1
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
- положительно относиться к учению;
- проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
- принимать помощь одноклассников, отзываться на помощь взрослых детей;
- чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
- самостоятельно определять и обьяснять свои чувства и ощущения, возникшие в результате наблюдения, рассуждения и др.;
- чувствовать удовлетворение от сделанного для родных и знакомых;
- бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
- осознание уязвимости, хрупкости природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
- с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность
- с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предложение на основе работы
с иллюстрацией учебника;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
-учиться готовить рабочее место;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- наблюдать связь человека с природой и предметным миром;
- сравнивать изучаемый материал по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения;
- с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
- ориентироваться в материале на страницах учебника;
- делать выводы о результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия, художественные образы.
- учится слушать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
№
п/п
Название раздела и количество часов
Планируемые результаты
личностные
ученик научится (ученик получит возможность научиться
регулятивные
ученик научится (ученик получит возможность научиться)
познавательные
ученик научится (ученик получит возможность научиться)
коммуникативные
ученик научится (ученик получит возможность научиться)
2класс
1
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
— объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
— уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
— понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий
— определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
— учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
— учиться планировать практическую деятельность на уроке;
— под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
— учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
— наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
— сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
— учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
— находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
— с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
— самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы
— уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
— уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
— вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
— учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе
2
грамоты Технология ручной обработки материалов. Элементы графической
3
Конструирование и моделирование й грамоты.
4
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
1
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
— объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
— уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
— понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий
— определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
— учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
— учиться планировать практическую деятельность на уроке;
— под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
— учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
— наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
— сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
— учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
— находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
— с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
— самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы
— уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
— уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
— вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
— учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе
2
грамоты Технология ручной обработки материалов. Элементы графической
3
Конструирование и моделирование й грамоты.
4
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
№
п/п
Название раздела и количество часов
личностные
ученик научится (ученик получит возможность научиться
регулятивные
ученик научится (ученик получит возможность научиться)
познавательные
ученик научится (ученик получит возможность научиться)
коммуникативные
ученик научится (ученик получит возможность научиться)
3класс
амоты Технология ручной обработки материалов. Элементы графической
- отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь;
- проявлять интерес к историческим традициям родного края;
- принимать мнения и высказывания других людей;
- опираясь на основные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
- совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения,
-совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
- самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для оптимального решения проблемы;
- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносит коррективы в полученные результаты,
- выполнять текущий контроль и оценку выполненной работы по предложенным критериям.
-
- с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике энциклопедиях, сети Интернет;
- открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнение пробных поисковых упражнений;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы;
- уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
№
п/п
Название раздела и количество часов
личностные
ученик научится (ученик получит возможность научиться
регулятивные
ученик научится (ученик получит возможность научиться)
познавательные
ученик научится (ученик получит возможность научиться)
коммуникативные
ученик научится (ученик получит возможность научиться)
4класс
- оценивать поступки, явления,
события с точки зрения собственных ощущений ,соотносит их с общепринятыми нормами и ценностями;
- описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним,
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;
- понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей.
- совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения,
-совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
- самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для оптимального решения проблемы;
- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносит коррективы в полученные результаты,
- выполнять текущий контроль и оценку выполненной работы по предложенным критериям.
-
- с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике энциклопедиях, сети Интернет;
- открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнение пробных поисковых упражнений;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы;
- уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
№
п\п
Название раздела и количество часов
Планируемые результаты
предметные
ученик научится (ученик получит возможность научиться
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
1
Общекультурные и обще рудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания.
- особенности материалов , используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа;
- симметрия, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, мозаика.
- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клей), их свойства и названия;
-конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
- технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
-способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- способы соединения с помощью , клея ПВА;
- виды отделки: аппликационно, прямой строчкой и её вариантами; правила безопасной работы с иглами и ножницами.
- о роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
- о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
.
— обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
— названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
-проявлять инициативу в учебном сотрудничестве при решении УЗ;
- узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремёсла;
- соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами.
(самостоятельно намечать ориентиры действий в учебном материале)
- о творчестве и творческих профессиях;
- о правилах безопасного пользования бытовыми приборами;
- организовывать и выполнять свою деятельность в соответствии с собственным замыслом;
- бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
- выполнять простой ремонт одежды;
-
2
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
- под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних п
- реализовывать творческий замысел в контексте творческой и трудовой деятельности.
- сравнивать, делать простейшие обобщения;
- смысловые связи между предметами; выражать свои чувства, настроение
- аппликацию из бумажных полос.
- выполнять аппликацию из мятой, рваной бумаги,
- аппликацию из бумажных полос
-выполнять симметричное вырезание
- выполнять аппликацию из засушенных растений
- выполнять аппликацию из геометрических фигур.
- выполнять технику «гармошка»
- выполнять аппликацию из геометрических фигур;
-выполнять симметричное вырезание.
— читать простейшие чертежи (эскизы);
— выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);
— оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
— справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование
- названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлы, ткани и др.)
- последовательное чтение и выполнение разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- основные линии чертежа (осевая и центровая);
- правила безопасной работы канцелярским ножом;
- косую строчку, её варианты, их назначение;
- название нескольких видов информационных технологий и соответствующие способы передачи информации
- читать простейший чертёж развёрток;
- выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов;
- выполнять рицовку;
- оформлять и соединять детали косой строчкой и её вариантами;
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников ( в том числе из сети Интернет);
- решать доступные технологические задачи.
- знать названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов;
- основные линии чертежа;
- правила безопасной работы канцелярским ножом;
- петельную строчку, её варианты, их назначение;
- читать простейцшие чертежи развёрток;
- выполнять разметку развёрток;
- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
- выполнение рицовки;
_ находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернета).
3
Конструирование и моделирование
определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру
- аппликацию из бумажных полос
- выполнять симметричное вырезание
- выполнять аппликацию из засушенных растений
- выполнять аппликацию из геометрических фигур.
- выполнять технику «гармошка»
- выполнять аппликацию из геометрических фигур;
-выполнять симметричное вырезание.
-
— читать простейшие чертежи (эскизы);
— выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);
— оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
— справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование
-простейшие способы достижения прочности конструкций;
- конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим условиям;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;- выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
- конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным условиям;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям
- выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
4
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
— неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
— отличия макета от модели. Уметь:
— конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
— определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
—знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.
- названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации. основные правила безопасной работы на компьютере;
- о назначении клавиатуры, компьютерной мыши;
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой, компьютерной мышью;
- выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать ,читать);
- работать с ЦОР, готовыми материалами на электронных носителях СД: активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.
- названия и основное назначение частей компьютера;
- создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
- оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
- работать с доступной информацией;
- работать в программах.
Содержание программы по технологии. 4 класс
Название раздела
Количество часов
по программе
откорректировано
по плану
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживание
(14 часов)
14 ч
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (8 часов)
8 ч
Конструирование и моделирование (5часов)
5 ч
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (7часов)
7 ч
Всего 34 часа
34
Откорректировано час в связи со структурой учебного года
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14ч)
Природа и человек. Освоение природы Как родились ремесла . Как работали ремесленники-мастера.
Значение трудовой деятельности в жизни человека — труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников.
Современное состояние ремесел. Ремесленные профессии, распространенные в месте проживания детей (крае, регионе). Технологии выполнения их работ во времена средневековья и сегодня.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).
Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление).
Развернутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.
Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).
Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта)..
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертежных инструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (8ч)
Каждому изделию – свой материал. Разные материалы - разные свойства Каждому делу – свои инструменты Познакомимся с инструментами Технологические операции Размечаем детали: технологическая операция 1 Получаем деталь из заготовки: технологическая операция 2 Собираем изделие: технологическая операция 3 Отделываем изделие: технологическая операция 4 Что умеет линейка Почему инженеры и рабочие понимают друг друга Учимся читать чертеж и выполнять разметку Разметка прямоугольника от двух прямых углов Разметка прямоугольника от одного прямого угла Что умеют угольники Разметка прямоугольника с помощью угольника Как разметить круглую деталь
Как появились натуральные ткани Свойства и строение натуральных тканей От прялки до ткацкого станка
Особенности работы с тканью Технология изготовления швейных изделий Волшебные строчки Размечаем строчку
Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
Конструирование и моделирование (5 ч)
Далеко идти, тяжело нести От телеги до машины Макеты и модели Как соединяют детали машин и механизмов
Автомобильная история России В воздухе и космосе В водной стихии
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объемных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу.
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (7 ч)
Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.
Календарно-тематическое планирование по технологии в 4А классе
№ урока
Дата
Учебная тема
Вид работы
Характеристика деятельности учащихся
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14ч)
1
Тема 1.Рукотворный мир как результат труда человека.
Наблюдать конструкции и образы различных объектов природы и окружающего мира, познакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края;
Организовать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
умеют сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознают их связь с выполняемыми утилитарными функциями,.
При помощи учителя:
Искать, отбирать и использовать необходимую информацию;
при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами;
исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий,оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы;.
2
Тема1.Рукотворный мир как результат труда человека
Выполнение простейшей чеканки.
3
Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда.
Электрифицированная игрушка.
4
Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда.
Изготовление модели телефона. Кроссворд.
5
Тема 3.Природа в художественно-практической деятельности человека.
Модель современного предприятия (завод, фабрика, мастерская, дом моделей) Проект
6
Тема 3.Природа в художественно-практической деятельности человека.
Макет автомобиля джип (Макет самолета)
7
Тема 4. Природа и техническая среда.
Использование полиэтилена, поролона, других материалов. Практическая работа.
8
Тема 4. Природа и техническая среда.
Изделия из вторсырья.
9
Тема 4. Природа и техническая среда.
Изделие из перчатки «Зайчик».
10
Тема 4. Природа и техническая среда.
Макет гостиной.
11
Тема5.Дом и семья Самообслуживание.
Изготовление макета городского дома.
12
Тема 5.Дом и семья. Самообслуживание.
Коллективный проект «Городская улица».
13
Тема 5. Дом и семья. Самообслуживание.
Изготовление сюрпризницы.
14
Тема 5. Дом и семья. Самообслуживание.
Проект. Коллективная работа. Технологическая карта для упаковки.
Раздел 2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (8ч)
15
Тема1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком.
Изготовление елочной подвески. Проект.
При помощи учителя:
Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять), конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами;
анализировать конструкторско – технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий;
соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
осуществлять самоконтроль качества выполнения работы обобщать, осознавать и формулировать то новое, что усвоено.
16
Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов.
Изготовление гирлянды «Дракон»
17
Тема 3. Общее представление о технологическом процессе.
Изготовление новогодней игрушки «Клоун».
Наблюдать конструкции и образы различных объектов природы и окружающего мира, познакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края;
умеют сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознают их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимают особенности декоративно-прикладных изделий, называют используемые в рукотворной деятельности материалы.
При помощи учителя:
Искать, отбирать и использовать необходимую информацию;
при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами;
организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;
оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы;
обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.
18
Тема 3. Общее представление о технологическом процессе.
Изготовление подвески для елки.
19
Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др)
Изготовление домика для хомячка.
20
Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др)
Изготовление домика для хомячка.
При помощи учителя:
Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами;
анализировать конструкторско – технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
воплощать мысленный образ с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
планировать последовательность своих действий для реализации поставленной задачи;
осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию);
обобщать, осознавать и формулировать то новое, что усвоено.
21
Тема 5. Графические изображения в технике и технологии.
Средства передвижения. Дизайн-проект в области техники.
22
Тема 5. Графические изображения в технике и технологии.
Дизайн-проект в области интерьера. Макет мебели.
Раздел 3.Конструирование и моделирование -5ч
23
Тема 1.Изделие и его конструкция.
Гостиная. Коллективная работа. Идея. Эскиз.
При помощи учителя:
Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки;
моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изучаемого);
конструировать объекты с учётом их технических и художественно – декоративных условий: определять особенности конструкций, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционная карта) и выполнять по ней работу;
участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности;
С помощью учителя:
— наблюдать мир образов на экране компьютера (графику, тексты, видео, интерактивное видео);
— наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты;
— выполнять предложенные на цифровых носителях задания
24
Тема2.Элементарные представления о конструкции.
Силуэтная кукла. Модель «Кукла из гольфа (кукла бессуставная)».
25
Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов.
«Дом моделей». Дизайн-проект.
26
Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов.
Изготовление аксессуаров для куклы.
27
Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов.
Изготовление футляра. Дизайн-проект.
Раздел 7. Использование информационных технологий
(практика работы на компьютере)*-7ч
28
Тема 1. Компьютерное письмо.
Программа Word. Правила влавиатурного письма.
Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютера.
Оформление текста (выбор шрифта его размера и цвета, выравнивание абзаца).
Программа Power Point. Создание презентаций по готовым шаблонам.
Набор текста в разных форматах.
Вставка рисунков из компьютерной базы, фотографий. Корректировка их размеров и местоположения на странице.
«Юный технолог». Обобщение тем года. Выставка лучших работ.
29
Тема 1. Компьютерное письмо.
30
Тема 1. Компьютерное письмо.
31
Тема 2. Создание презентаций.
32
Тема 2. Создание презентаций.
33
Тема 2. Создание презентаций.
34
Тема 2. Создание презентаций.
.Учебно – методическое обеспечение
Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству: учебник для 2 класса. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству: рабочая тетрадь для 2 класса. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Учебник: Е. А. Лутцева. Учебник «Технология». 2 класс. Изд-во « Вентана - Граф», 2012 г.
Дополнительная литература
Лутцева Е.А. Технологические карты к урокам ( раздаточный материал)
«Технология. Учимся мастерству», Методика для учителя, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2
Цифровые образовательные ресурсы:
Самостоятельно разработанные презентации( CD- ROM )
Оборудование:
Учебные столы.
Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления). Мультимедийный проектор. Компьютер.Экран