Рабочая программа по математике разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, 2010 год, примерной программой по математике /Москва «Просвещение, 2010 г., на основе авторской программы Н.Б. Истоминой «Математика».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа с КТП по математике 4 класс »
Рабочая программа учебного курса «Математика» (4 класс)
УМК «Гармония»
Михайлова Оксана Владимировна,
город Будённовск, МОУ СОШ №5,
учитель начальных классов
Рабочая программа учебного курса «Математика» (4 класс).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по математике разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, 2010 год, примерной программой по математике /Москва «Просвещение, 2010 г., на основе авторской программы Н.Б. Истоминой «Математика», рекомендованной Департаментом общего среднего образования МО РФ /Москва «Просвещение», 2013 год.
Цель начального курса математики – обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность учащихся с учётом специфики предмета
(математика), направленную на:
формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика»; словесно-логическое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление с опорой на наглядно-образное и предметно-действенное мышление;
2) развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки;
3) овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщёнными видами деятельности анализировать, сравни-вать, классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения), исследовать их структурный состав (многозначные числа, геометрические фигуры), описывать ситуации с использованием чисел и величин, моделировать математические отношения и зависимости, прогнозировать результат вычислений, контролировать правильность и полноту выполнения алгоритмов арифметических действий, использовать различные приёмы проверки нахождения значения числового выражения (с опорой на правила, алгоритмы, прикидку результата), планировать решение задачи, объяснять (пояснять, обосновывать) свой способ действия, описывать свойства геометрических фигур, конструировать и изображать их модели и пр
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям ФГОС, поэтому в программу не внесено изменений.
Для реализации данной программы используется следующий учебно-методический комплект:
УЧЕБНИКИ: Истомина Н.Б. Математика. 4 класс. Учебник. В двух частях Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2014г.
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Истомина Н.Б. , Горина О.П. Тестовые задания по математике. 4 класс «Ассоциация ХХI век»,2014г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА).
В основе начального курса математики, нашедшего отражение в учебниках математики 1-4, лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач.
Концепция обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования, учитывает психологические особенности младших школьников и специфику учебного предмета «Математика», который является испытанным и надежным средством интеллектуального развития учащихся, воспитания у них критического мышления и способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических, что и составляет сущность понятия «умение учиться».
Достижение основной цели начального образования – формирования у детей умения учиться – требует внедрения в школьную практику новых способов (методов, средств, форм) организации процесса обучения и современных технологий усвоения математического содержания, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.
В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.
Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока ещё нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а в последствии и сами дети. Такая логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей. Например, формирование умения моделировать как универсального учебного действия в курсе математики осуществляется поэтапно, учитывая возрастные особенности младших школьников и связано с изучением программного содержания. Первые представления о взаимосвязи предметной, вербальной и символической моделей формируются у учащихся при изучении темы «Число и цифра». Дети учатся устанавливать соответствие между различными моделями или выбирать из данных символических моделей ту, которая, например, соответствует данной предметной модели. Знакомство с отрезком и числовым лучом позволяет использовать не только предметные, но и графические модели при сравнении чисел, а также моделировать отношения чисел и величин с помощью схем, обозначая, например, данные числа и величины отрезками. Соотнесение вербальных (описание ситуации), предметных (изображение ситуации на рисунке),графических (изображение, например, сложения и вычитания на числовом луче) и символических моделей (запись числовых выражений, неравенств, равенств), их выбор, преобразование, конструирование создает дидактические условия для понимания и усвоения всеми учениками смысла изучаемых математических понятий (смысл действий сложения и вычитания, целое и части,, отношения «больше на…», «меньше на…»; отношения разностного сравнения «на сколько больше (меньше)?» в их различных интерпретациях.
Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у них положительного отношения к школе (к процессу познания).
Эффективным методическим средством для формирования универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) является включение в учебник заданий, содержащих диалоги, рассуждения и пояснения персонажей Миши и Маши. Эти задания выполняют различные функции: их можно использовать для самоконтроля; для коррекции ответов Миши и Маши, которые могут быть один – верным, другой – неверным, оба верными, но неполными, требующими дополнений; для получения информации; для овладения умением вести диалог, для разъяснения способа решения задачи и пр.
В результате чтения, анализа и обсуждения диалогов и высказываний Миши и Маши учащиеся не только усваивают предметные знания, но и приобретают опыт построения понятных для партнера высказываний, учитывающих, что партнер знает и видит, а что – нет, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия, формулировать собственное мнение и позицию, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, строить монологическую речь, владеть диалоговой формой речи.
В основе составления учебных заданий лежат идеи изменения, соответствия, правила и зависимости. С точки зрения перспективы математического образования вышеуказанные идеи выступают как содержательные компоненты обучения, о которых у младших школьников формируются общие представления, которые являются основой для дальнейшего изучения математических понятий и для осознания закономерностей и зависимостей окружающего мира.
Особенностью курса является использование калькулятора как средства обучения младших школьников математике, обладающего определёнными методическими возможностями. Калькулятор можно применять для постановки учебных задач, для открытия и усвоения способов действий, для проверки предположений и числового результата, для овладения математической терминологией и символикой, для выявления закономерностей и зависимостей, то есть использовать его для формирования УУД. Помимо этого в первом и во втором классах калькулятор можно использовать и для мотивации усвоения младшими школьниками табличных навыков. Например, проведение игры «Соревнуюсь с калькулятором», в которой один ученик называет результат табличного случая сложения на память, а другой – только после того, как он появится на экране калькулятора, убеждает малышей в том, что знание табличных случаев сложения (умножения) позволит им обыграть калькулятор. Это является определённым стимулом для усвоения табличных случаев сложе¬ния, вычитания, умножения и деления и активизирует память учащихся
Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) осуществляется в учебнике при изучении всех разделов начального курса математики: 1) Признаки предметов. Пространственные отношения. 2) Числа и величины. 3) Арифметические действия. 4) Текстовые задачи. 5) Геометрические фигуры. 6) Геометрические величины. 7) Работа с информацией. 8) Уравнения и буквенные выражения. Содержание разделов 1- 7 распределяется в курсе математики по классам и включается в различные темы в соответствии с логикой построения содержания курса, которая учитывает преемственность и взаимосвязь математических понятий, способов действий и психологию их усвоения младшими школьниками.
Раздел «Работа с информацией» является неотъемлемой частью каждой темы начального курса математики. В соответствии с логикой построения курса учащиеся учатся понимать информацию, представленную различными способами (рисунок, текст, графические и символические модели, схема, таблица, диаграмма), использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно - следственных связей. В процессе решения задач и выполнения различных учебных заданий ученики учатся понимать логические выражения, содержащие связки «и», «или», «если, то…», «верно /неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые»и пр.
Другими словами, процесс усвоения математики так же, как и другие предметные курсы в начальной школе органически включает в себя информационное направление . как пропедевтику дальнейшего изучения информатики. Направленность курса на формирование приёмов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение) в процессе усвоения математического содержания обеспечивает развитие алгоритмического и логического мышления, формирует у младших школьников представление о моделировании, что оказывает положительное влияние на формирование УУД. При этом сохраняется приоритет арифметической линии начального курса математики как основы для продолжения математического образования в 5-6 классах.
На всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы учащихся в парах или индивидуально. Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные) обсуждались коллективно и создавали условия для общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умения слышать и слушать друг друга, учитывать позицию собеседника и т. д.). В процессе такой работы у учащихся формируются умения: контролировать, оценивать свои действия и вносить соответствующие коррективы в их выполнение. При этом необходимо, чтобы учитель активно включался в процесс обсуждения. Для этой цели могут быть использованы различные методические приёмы: организация целенаправленного наблюдения; анализ математических объектов с различных точек зрения; установление соответствия между предметной - вербальной - графической - символической моделями; предложение заведомо неверного способа выполнения задания - «ловушки»; сравнение данного задания с другим, которое представляет собой ориентировочную основу; обсуждение различных способов действий.
Особенностью курса является новый методический подход к обучению решению задач, который сориентирован на формирование обобщённых умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними и, используя математические понятия, осуществлять перевод вербальной модели (текст задачи) в символическую (выражения, равенства, уравнения). Необходимым условием данного подхода в практике обучения является организация подготовительной работы к обучению решению задач, которая включает: 1) формирование у учащихся навыков чтения, 2) усвоение детьми предметного смысла сложения и вычитания, отношений «больше на», «меньше на», разностного сравнения (для этой цели используется не решение простых типовых задач, а приём соотнесения предметных, вербальных, графических и символических моделей); 3) формирование приёмов умственной деятельности; 4) умение складывать и вычитать отрезки и использовать их для интерпретации различных ситуаций.
МЕСТО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов.
На изучение курса «Математика» в 4 классе начальной школы отводится 4 ч в неделю. Программа рассчитана на
136 ч (34 учебные недели).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА».
Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.
Математическое знание – это особый способ коммуникации: наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности; участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе научных коммуникаций, в том числе между разными системами знаний; использование математического языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным житейским, культурным, цивилизованным опытом.
Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется приобщение подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры. Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.
Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» ВЫПУСКНИКОМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
В результате изучения курса математики по данной программе у выпускников начальной школы будут сформированы математические (предметные) знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Изучение математики способствуетформированию таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач
- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия).
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
-
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные результатывыпускника начальной школы
Числа и величины
Выпускник научится:
• читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
• устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
• читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношении между ними (килограмм — грамм; год — месяц — неделя — сутки — час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
• классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
• выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
• выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1):
• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
• вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять действия с величинами;
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
• анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
• решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2—3 действия);
• оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
• решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
• решать задачи в 3—4 действия;
• находить разные способы решения задач
• Решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
• описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
• выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
• распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
• соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться:
• распознавать плоские и кривые поверхности
• распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры
• распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.;
Геометрические величины
Выпускник научится:
• измерять длину отрезка;
• вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
• оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.
- выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
- выполнять деление с остатком в пределах ста;
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
- выполнять вычисления с нулем;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2 - 3 действия (со скобками и без них);
- проверять правильность выполненных вычислений;
- решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);
- чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
- сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
- определения времени по часам (в часах и минутах);
- решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
- оценки размеров предметов "на глаз";
- самостоятельной конструкторской деятельности
Система оценивания планируемых результатов по математике
Отметка "5" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Обучающийся обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметка "4" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметка "3" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Обучающийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку "2" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов обучающегося составляет менее 50% содержания (неправильный ответ).
Оценивание контрольных работ:
Отметки в контрольной работе ставятся по числу решённых задач.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и ставится отдельная отметка. По количеству полученных отметок за контрольную работу выводится средняя арифметическая, которая и является итоговой и выставляется в классный журнал за то число, когда проводился контроль данный контроль знаний. За отдельно решенные задания отметки выставляются в свободные клетки классного журнала по данной теме.
Задание считается выполненным, если содержит более 65% верных ответов.
Самостоятельное исправление ошибки обучающимся не учитывается, отметка не снижается.
При выведении средней арифметической отметки 4,5 балла считаются за «4», 4,6 и более – за «5».
Уровни успешности
4-балльная шкала
100%-шкала
Не достигнут базовый уровень
Не решена типовая, много раз отработанная задача
«2»
ниже нормы,
неудовлетворительно
Выполнено менее 50% заданий базового уровня
Базовый уровень
Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания
«3»
норма, зачёт, удовлетворительно.
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)
Выполнено 50 – 65% заданий базового уровня
«4»
хорошо.
Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)
Выполнено более 65% заданий базового уровня и 50 % заданий повышенного уровня или 100% заданий базового уровня
Повышенный уровень
Решение нестандартной задачи, где потребовалось
либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме,
либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации
«5» отлично.
Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)
Выполнено 90 - 100% заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня
Работа, состоящая из примеров:
Отметка "5" – без ошибок.
Отметка "4" – 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.
Отметка "3" – 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 -5 негрубых ошибки.
Отметка "2" – 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач
Отметка "5" – без ошибок.
Отметка "4" –1-2 негрубые ошибки.
Отметка "3" –1 грубая и 3-4 и более негрубых ошибки.
Отметка "2" – 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа:
Отметка "5" – без ошибок.
Отметка "4" – 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
Отметка "3" – 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения должен быть верным.
Отметка "2" – 4 и более грубых ошибки.
Контрольный устный счет:
Отметка "5" – без ошибок.
Отметка "4" – 1-2 ошибки.
Отметка "3" – 3-4 ошибки.
Отметка "2" – 5 и более ошибок.
Грубые ошибки:
1.Вычислительные ошибки в примерах и задачах.
2.Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).
4. Не решена до конца задача или пример.
5. Невыполненное задание.
Негрубые ошибки:
1. Нерациональный прием вычислений.
2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
3. Неверно сформулированный ответ задачи.
4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
5. Не доведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже "3".
Особенности оценивания тестовых работ
Вид теста
Критерии успешности
5-балльная система
Базовый уровень
Тест (с выбором ответа)
65% и более правильных ответов
65% - 79% - «3»
80% - 100% - «4»
Тест (со свободным ответом)
50% и более правильных ответов
50% - 69% - «3»
70% - 100% - «4»
Смешанный тест
55% и более правильных ответов
55% - 75% - «3»
76% - 100% - «4»
Повышенный уровень
Правильно выполены задания базового уровня и 50 – 65 % заданий повышенного уровня
«5»
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» 4 КЛАСС.
Содержательные линии
Содержание программы
Умения
Возможное
расширение
Числа и величины.
Действия с величинами. Соотношение единиц величин (длина, масса, время). Сравнение величин. Запись в порядке возрастания или убывания. Построение отрезка заданной длины. Поиск закономерности ряда величин. Площадь и периметр прямоугольника. Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Единицы массы: грамм, килограмм, тонна, центнер. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, год, век. Единица объема - литр. Соотношение единиц величин. Сравнение однородных величин. Действия с величинами.
– читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
– устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
– группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
– читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; год – месяц – неделя – сутки – час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Все выпускники получат возможность научиться:
– классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
– выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия.
Алгоритм письменного умножение многозначного числа на однозначное. Постановка учебной задачи. Анализ и сравнение произведений. Коррекция ошибок. Взаимосвязь компонентов и результата действий. Умножение многозначных чисел на 1 и на 0. Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями, на двузначное число, оканчивающееся нулём. Способы самоконтроля.
Деление с остатком. Предметный смысл. Взаимосвязь компонентов и результата деления (с остатком и без остатка).
Способы деления с остатком: (подбор делимого, подбор неполного частного) Классификация записей на деление с остатком. Алгоритм умножения на двузначное и трёхзначное число.
Алгоритм письменного деления (деление на однозначное, двузначное, трёхзначное число).
– выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 1 000 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий, в том числе деления с остатком;
– выполнять устно сложение, вычитание, умножение
и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
– выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
– вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Все выпускники получат возможность научиться:
– выполнять действия с величинами;
– использовать свойства арифметических действий
для удобства вычислений;
– проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами
Доли и дроби. Знаменатель. Числитель. Предметное изображение долей и дробей. Изображение долей отрезка. Нахождение части от числа и числа по его части.
Текстовые задачи с величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др.).
– анализировать задачу, устанавливать зависимость
между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи; определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор
действий;
– решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2–3 действия);
– оценивать правильность хода решения и реальность
ответа на вопрос задачи.
– решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая части);
– решать задачи в 3–4 действия;
– находить разные способы решения задач;
– решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки.
таблицу умножения и соответствующие случаи деления
таблицу умножения и соответствующие случаи деления
правила о взаимосвязи компонентов
и результатов действий
Уметь:
– решать задачи;
– применять сочетательное, переместительное свойства умножения и правила умножения чисел на 10, 100, 1000
анализировать,
применять письменный прием сложения и вычитания многозначных чисел
вычислять площадь и периметр прямоугольника
Личностные:
Выражать в речи свои мысли и действия.
- соотносить результат действия с поставленной целью;
- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Регулятивные:
-Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
-Осуществлять самоконтроль результата
-Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
-Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем
-Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши.
Познавательные:
-Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
-Осуществлять синтез как составление целого из частей
-Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям
-Устанавливать причинно-следственные связи
-Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи
Коммуникативные:
-Допускать возможность существования различных точек зрения
-Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
-Формулировать собственное мнение и позицию
-Строить понятные для партнёра высказывания.
Использовать математические знания для решения
практических задач.
Моделировать текстовые ситуации. (Таблицы, схемы,
знаково-символические модели, диаграммы).
Решать арифметические задачи разными способами,
используя различные формы записи решения задачи.
Выражать в речи свои мысли и действия.
Осуществлять взаимный контроль.
Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку
зрения.
Классифицировать числа, величины, геометрические
фигуры по данному основанию.
Осуществлять анализ объектов, синтез как составле-
ние целого из частей, проводить сравнение.
2
Арифметические задачи. Правила порядка выполнения действий.
1ч
7-12
3
Взаимосвязь компонентов и результата действий. Правило. Арифметические задачи.
1ч
13-18
4
Арифметические задачи.
1ч
19-24
5
Деление на 10, 100, 1000… Соотношение единиц массы, длины, времени.
1ч
25-30
6
Площадь и периметр прямоугольника.. Многогранник. Прямоугольный параллелепипед.
1ч
31-38
7
Деление числа на произведение. Диаграмма.
1ч
39-41
8
Куб. Таблица умножения и соответствующие случаи деления.
1ч
42-49
9
Числовые выражения. Развертка куба.
1ч
50-52
10
Входная контрольная работа по теме «Повторение» (№1).
1ч
11
Работа над ошибками. Решение примеров и задач изученного вида.
1ч
Умножение многозначного числа на однозначное (9 ч)
12
Постановка учебной задачи. Алгоритм умножения на однозначное число.
1 ч
53-59
Знать:
алгоритм письменного умножения
на однозначное число
порядок выполнения действий в выражениях.
Уметь:
– применять алгоритм письменного умножения;
– решать задачи
Применять правила порядка выполнения действий при вычислении значений выражений
Личностные:
- адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности.
- готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
Регулятивные:
-Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
-Осуществлять самоконтроль результата
-Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
-Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем
Познавательные:
-Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и
Маши из формулировок учебных заданий.
-Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков
-Устанавливать соответствие предметной и символической модели
Коммуникативные:
-Допускать возможность существования различных точек зрения
-Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве
-Формулировать собственное мнение и позицию
-Строить понятные для партнёра высказывания.
Представлять многозначное число в виде суммы раз-
рядных слагаемых.
Использовать распределительное свойство умножения
для удобства вычислений.
Объяснять на его основе запись выполнения умножения
«в столбик».
Выполнять самостоятельно умножение «в столбик»
с объяснением.
Выполнять «прикидку» количества знаков в значении
произведения многозначного числа на однозначное.
Пояснять собственные действия при проведении «при-
кидки».
Осуществлять самоконтроль рассуждений, выполняя
умножение «в столбик».
Находить значения произведений многозначных чисел
на однозначные разными способами.
Использовать разрядный состав чисел для удобства записи умножения «в столбик».
13
Алгоритм умножения на однозначное число. Разрядный состав многозначного числа.
1ч
60-66
14
Арифметические задачи. Умножение многозначного числа на однозначное.
1ч
67-75
15
Взаимосвязь компонентов и результатов действий. Правила порядка выполнения действий. Сравнение выражений.
1ч
73-79
16
Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число.
1ч
80-84
17
Арифметические задачи. Запись текста задачи в таблице.
1ч
85-90
18
Сравнение многозначных чисел. Умножение многозначного числа на двузначное, оканчивающееся нулем.
1ч
91-97
19
Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями. Многогранник, его развертка.
1ч
98-101
20
Тестовая работа по теме «Умножение многозначного числа на однозначное».
1ч
Деление с остатком (14 ч)
21
Постановка учебной задачи. Запись деления с остатком. Терминология.
1ч
102-105
Знать:
-предметный смысл деления с остатком
– о взаимосвязи компонентов и результата при делении с остатком;
– способы деления
с остатком
-случаи деления
с остатком на 10, 100, 1000
Уметь:
– рассуждать;
– производить деление
с остатком, используя
правило
умножать однозначное число на однозначное и делить с остатком
– сравнивать, делать выводы;
– самостоятельно
работать над совершенствованием вычислительных навыков
-решать задачи разных видов
Личностные:
- соотносить результат действия с поставленной целью;
- способность к организации самостоятельной учебной деятельности
Регулятивные:
-Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
-Осуществлять самоконтроль результата
-Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем
Познавательные:
Общеучебные:
-Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши из формулировок учебных заданий.
2-Логические:
-Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
-Осуществлять синтез как составление целого из частей
-Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям
-Устанавливать причинно-следственные связи
-Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи
-Устанавливать соответствие предметной и символической модели
Коммуникативные:
-Формулировать собственное мнение и позицию
-Строить понятные для партнёра высказывания.
-Задавать вопросы
-Контролировать действия партнёра
-Использовать речь для регуляции своего действия
Формулировать учебную задачу на основе имеющихся
знаний о делении чисел.
Составлять план решения учебной задачи.
Моделировать арифметическое действие для решения
учебной задачи.
Пояснять готовую запись деления с остатком.
Выполнять деление с остатком.
Контролировать себя, сверяя собственные действия
с алгоритмом выполнения деления с остатком.
Сравнивать записи деления с остатком в строку
и «уголком».
Выполнять запись деления с остатком в строку
и «уголком».
Осуществлять самопроверку вычислительных действий
путём сопоставления с алгоритмом.
Проводить проверку правильности вычислений с помо-
щью обратных действий.
Выделять неизвестный компонент деления с остатком и
находить его значение.
Анализировать готовые записи деления с остатком для
случаев, когда делимое меньше делителя.
Находить неполное частное и остаток, пользуясь подбо-
ром делимого или неполного частного. Определять значение неполного частного и остаток при делении на 10, 100, 1000… разными способами (как при делении с остатком или с учётом разрядного состава мно- гозначных чисел).
22
Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком Подбор делимого при делении с остатком.
1ч
106-110
23
Деление с остатком. Подбор неполного частного.
1ч
111-116
24
Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком.
1ч
117-122
25
Решение арифметических задач. Коррекция ошибок.
1ч
123-128
26
Решение арифметических задач. Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком.
1ч
129-133
27
Контрольная работа №2 «Деление с остатком».
1ч
28
Деление с остатком. Случай, когда делимое меньше делителя.
1ч
134-137
29
Решение задач изученных видов.
1ч
138-141
30
Деление на 10, 100. Решение задач.
1ч
142-145
31
Умножение многозначного числа на однозначное. Решение задач.
1ч
146-150
32
Контрольная работа за первую четверть (№3).
1ч
33
Работа над ошибками. Решение задач.
1ч
151-153
34
Решение задач на нахождение площади квадрата.
1ч
Умножение многозначных чисел (12 ч)
1ч
35
Постановка учебной задачи. Алгоритм умножения на двузначное число.
1ч
154-158
Знать:
– разрядный состав многозначных чисел;
– распределительное свойство умножения;
– смысл умножения;
– приемы устного умножения на двузначное число
Личностные:
-формирование личностных качеств как любознательность, трудолюбие, -способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, -целеустремленность и настойчивость в достижении цели
Использовать приобретённые умения (выполнять ум- ножение многозначного числа на однозначное, приме- нять распределительное свойство умножения для удоб- ства вычислений) для формирования новых (умножения любых многозначных чисел).
36
Сравнение выражений, поиск ошибок и их коррекция.
1ч
159-164
II четверть (28 ч)
37
Алгоритм умножения на двузначное число. Правила порядка выполнения действий.
1ч
165-170
-Знать алгоритм умножения на двузначное число в столбик
-правила выполнения действий в выражениях
Уметь:
-выполнять умножение в столбик чисел, оканчивающихся нулями.
-выполнять умножение на двузначное число в столбик
- умножать многозначные числа в столбик и решать задачи
Регулятивные:
-Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
-Осуществлять самоконтроль результата
-Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
-Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем
Познавательные:
Общеучебные:
- Использовать приобретённые умения (выполнять умножение многозначного числа на однозначное, применять распределительное свойство умножения для удобства вычислений) для формирования новых (умножения любых многозначных чисел).
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
2-Логические:
-Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
-Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи
Коммуникативные:
-Строить понятные для партнёра высказывания.
-Задавать вопросы
-Контролировать действия партнёра
-Использовать речь для регуляции своего действия
Описывать устно последовательность действий при ум- ножении «в столбик» на двузначное число. Осуществлять самоконтроль путём сравнения соб- ственных рассуждений с готовым алгоритмом действия. Выполнять умножение «в столбик» с объяснением. Исправлять ошибки в записи умножения многозначных чисел «в столбик» и в его результате.
Замечать закономерности при вычислении значений
произведений многозначных чисел.
Формулировать выводы из наблюдений в устной речи.
38
Алгоритм умножения на двузначное число. Геометрические тела.
1ч
171-178
39
Алгоритм умножения на двузначное число. Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком
1ч
179-183
40
Решение задач. Классификация многогранников.
1ч
184-189
41
Алгоритм умножения многозначных чисел. Решение задач.
1ч
190-195
42
Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное и двузначное.
1ч
196 -202
43
Тестовая работа по теме «Умножение многозначных чисел».
1ч
44
Алгоритм умножения многозначных чисел.
1ч
203-207
45
Контрольная работа по теме «Умножение многозначных чисел» (№4)
1ч
46
Работа над ошибками. Решение задач.
1ч
Деление многозначных чисел (18 ч)
47
Постановка учебной задачи. Связь деления с умножением.
1ч
208-214
Знать:
- правило деления суммы на число, деление с остатком
- алгоритм письменного деления
Уметь:
– классифицировать выражения по различным признакам;
– объяснять взаимосвязь компонентов и результата деления (без остатка и с остатком)
– анализировать и исправлять ошибки;
– работать с калькулятором
-применять вычислительные навыки
при выполнении практических заданий
Личностные:
-способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей,
-целеустремленность и настойчивость в достижении цели
Регулятивные:
-Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
-Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем
Познавательные:
-Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и
Маши из формулировок учебных заданий.
-Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого
ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи
-Устанавливать соответствие предметной и символической модели
Коммуникативные:
-Допускать возможность существования различных точек зрения
-Задавать вопросы
-Контролировать действия партнёра
-Использовать речь для регуляции своего действия
Использовать взаимосвязь умножения и деления для
«прикидки» результатов вычислений.
Составлять равенства на деление по вычисленным зна-
чениям произведений. Выполнять письменное деление многозначного числа
на однозначное с опорой на имеющиеся знания о деле-
нии суммы на число, о делении с остатком, о разрядном
составе многозначных чисел.
Описывать действия при выполнении деления «угол-
ком».
Выбирать из данных выражений частные, которые имеют в значении заданное количество цифр, с помощью
«прикидки».
Осуществлять «прикидку» результата деления для определения количества цифр в значении частного; для оценки его величины.
48
Деление суммы на число. Разрядный и десятичный состав многозначного числа.
1ч
215-220
49
Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное.
1ч
221-224
50
Алгоритм письменного деления. Прикидка количества цифр в частном.
1ч
225-232
51
Решение задач изученных видов.
1ч
233-240
52
Алгоритм письменного деления. Задачи на площадь и периметр прямоугольника.
1ч
241-248
53
Запись текста задачи в таблице. Деление многозначного числа на однозначное.
Контрольная работа по теме «Действия с величинами» (№ 7).
1ч
86
Работа над ошибками. Решение задач с величинами (объём, масса).
1ч
125-133
Скорость движения (22 ч)
87
Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние.
1ч
134-140
Знать:
– понятие «скорость»; – единицы измерения величины «скорость»
- взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние.
- правила нахождения неизвестногослагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делителя.
Уметь:
– объяснять взаимосвязь между величинами;
– переводить одни единицы величин в другие
- решать задачи на нахождение скорости
и расстояния
-находить ошибки и исправлять их
Личностные:
формирование личностных качеств как любознательность, трудолюбие, -способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, -целеустремленность и настойчивость в достижении цели.
Регулятивные:
-Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
-Осуществлять самоконтроль результата
-Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
-Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем
-Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши.
Познавательные:
1.Общеучебные:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
2- Логические:
-Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
-Осуществлять синтез как составление целого из частей
-Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям
-Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении ,свойствах, связях
-Устанавливать причинно-следственные связи
-Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи
-Устанавливать соответствие предметной и символической модели
Коммуникативные:
-Допускать возможность существования различных точек зрения
-Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
-Формулировать собственное мнение и позицию
-Строить понятные для партнёра высказывания.
-Задавать вопросы
-Контролировать действия партнёра
-Использовать речь для регуляции своего действия
Моделировать предметные ситуации на схеме, чтобы
найти скорость движения.
Анализировать тексты задач на движение с целью уточ-
нения представлений о скорости.
Перекодировать текстовую информацию в таблицу.
Распознавать одну и ту же информацию, представлен-
ную в разной форме.
Решать задачи на нахождение доли величины и величи-
ны по значению её доли.
Интерпретировать текст задач на движение на схемати-
ческом рисунке.
Сравнивать и обобщать сведения, представленные
в готовых высказываниях.
Использовать приобретённые знания при решении за-
дач на движение.
88
Соотношение единиц скорости. Решение задач.
1ч
141-148
89
Соотношение единиц скорости. Решение задач.
1ч
149-155
90
Соотношение единиц скорости. Взаимосвязь компонентов и результата арифметического действия.
1ч
156-164
91
Решение задач. Сравнение выражений. Правила порядка выполнения действий.
1ч
165-171
92
Движение двух тел навстречу друг другу. Решение задач.
1ч
172-178
93
Движение двух тел навстречу друг другу. Решение задач на встречное движение.
1ч
179-185
94
Решение задач с величинами (скорость, время, расстояние).
1ч
186-192
95
Решение задач с величинами (скорость, время, расстояние). Сравнение выражений.
1ч
193-199
96
Решение задач на движение двух тел в одном направлении.
1ч
200-207
97
Решение задач на движение двух тел в противоположных направлениях.
1ч
208-214
98
Решение задач на движение двух тел в одном направлении.
1ч
215-221
99
Решение задач на движение двух тел в противоположных направлениях.
1ч
222-226
100
Контрольная работа за 3 четверть. № 8
1ч
101
Работа над ошибками. Решение задач на движение.
1ч
227-232
102
Решение задач на движение. . Алгоритм письменного деления.
1ч
233-237
103
Решение задач на движение.
1ч
238-244
104
Работа над ошибками.
Решение задач на движение.
1ч
245-248
105
Контрольная работа (№9) «Скорость движения».
1ч
249-251
106
Решение задач на движение.
1ч
252-258
ΙV четверть (30 ч) Скорость движения (продолжение)
1ч
107
Решение задач на движение.
1ч
252-258
108
Решение задач на движение.
1ч
252-258
Уравнения (4ч)
109
Анализ записей решения уравнений, их сравнение. Терминология.
1ч
259-267
Знать:
– понятия «уравнение», «решение уравнений», «корень уравнения»;
– правила нахождения неизвестного компонента действий сложения, вычитания, умножения и деления
Уметь:
– записывать решения простейших уравнений;
– решать простейшие
уравнения, анализировать и выделять существенные признаки
Личностные:
- адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
-Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
-Осуществлять самоконтроль результата
-Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные:
Общеучебные:
2- Логические:
-Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
-Осуществлять синтез как составление целого из частей
-Устанавливать соответствие предметной и символической модели
Коммуникативные:
-Формулировать собственное мнение и позицию
-Строить понятные для партнёра высказывания.
-Задавать вопросы
-Контролировать действия партнёра
-Использовать речь для регуляции своего действия
Выделять неизвестный компонент арифметического
действия и находить его значение.
Записывать равенства с «окошками» в виде уравнений.
Использовать запись деления с остатком для составле-
ния уравнений.
Находить среди данных уравнения с одинаковыми кор-
нями; с корнем, имеющим наименьшее или наибольшее
значение.
110
Запись уравнения по записи деления с остатком, по рисунку, по схеме.
1ч
268-275
111
Сравнение уравнений. Выбор уравнения к задачею
1ч
276-281
112
Составление уравнения по данному тексту (по задаче).
1ч
282-284
Числовые и буквенные выражения (14ч)
113
Запись буквенных выражений. Числовое значение буквенного выражения.
1ч
285-292
Уметь:
- находить числовые значения простейших буквенных выражений
-– сравнивать величины;
– вычислять значения выражений с многозначными числами
-– решать усложненные уравнения;
– рассуждать и объяснять способ действия
-– составлять уравнения по данному условию, по схеме;
– решать задачи способом составления уравнений;
– анализировать, рассуждать
Личностные:
- адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
-Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
-Осуществлять самоконтроль результата
-Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем
-Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши.
Познавательные:
1.Общеучебные
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные:
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь
Проверять свой ответ, решая уравнения. Находить значения выражений. Заполнять таблицы значений по буквенным выражениям. Составлять уравнения по задачам и решать их. Определять количество и порядок действий для реше- ния задачи. Выбирать и объяснять выбор действий.
114
Запись буквенных выражений. Числовое значение буквенного выражения.
1ч
285-292
115
Сравнение числовых и буквенных выражений. Числовое значение буквенного выражения.
1ч
293-298
116
Сравнение числовых и буквенных выражений. Числовое значение буквенного выражения.
1ч
293-298
117
Комплексная контрольная работа.
1ч
118
Усложнённые уравнения. Их решение.
1ч
299-304
119
Решение задач способом составления уравнений.
1ч
305-310
120
Решение задач способом составления уравнений. Вычисления буквенных выражений при данном значении.
1ч
311-317
121
Тестовая работа по теме «Уравнения».
1ч
122
Решение усложнённых уравнений. Составление уравнений по тексту задачи.
1ч
318-324
123
Сравнение уравнений, буквенных выражений.
1ч
325-332
124
Решение задач с помощью уравнений.
1ч
125
Контрольная работа по теме «Уравнения, числовые и буквенные выражения». (№10)
1ч
126
Работа над ошибками. Решение задач с помощью уравнений.
1ч
Проверь себя! Чему ты научился в 1-4 классах? (10 часов)
127
Действия с величинами. Четырехзначные числа.
1ч
333-337
Уметь:
- вычислять
значения выражений с многозначными числами
-выполнять задания на основе пройденного материала
с геометрическим содержанием
- решать задачи
Личностные:
-внутренняя позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивый познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
Регулятивные:
-Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные:
1. Общеучебные:
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;