Рабочая программа по учебному предмету "Технология"
Рабочая программа по учебному предмету "Технология"
Рабочая программа по учебному предмету "Технология" для четвертого класса составлена в соответветствии с ФГОС по учебно-методическому комплекту "Перспективная начальная школа". Рабочая программа содержит все необходимые разделы: пояснительную записку, общую характеристику организации учебного процесса, формирование универсальных учебных действий, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Технология" »
Рабочая программа
по технологии
для 4 класса
на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа разработана на основе сборника программ
«Перспективная начальная школа»
в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта НОО
(составитель Чуракова Р.Г. Изд.2-е, испр.-М.:Академкнига/Учебник, 2013, допущена Министерством образования РФ)
Составитель:
Колесниченко Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Славгород 2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Т.М.Рагозиной, И.Б.Мыловой. Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и концепции учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа».
Место учебного предмета в учебном плане
Авторская программа по предмету «Технология» рассчитана на 34 часа в год, рабочая программа рассчитана на 35 часов (35 недель). Добавлен 1 час в раздел «Практика работы на компьютере».
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса образования выступает то в роли обучаемого, то – обучающего, то в роли организатора этого процесса. Учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) выдвигает на первый план проблему соотношения обучения и развития. Разнообразие аудиторной и внеурочной деятельности, система заданий разного уровня трудности с учетом меры трудности, сочетание разнообразных организационных форм (индивидуальных, групповых, коллективных) позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого обучаемого на основе учета уровня его актуального развития и формированных (формируемых) мотивов. Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром , осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.
Основные принципы личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа»
Принцип непрерывного общего развития каждого обучаемого
Принцип целостности картины мира
Принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося
Принципы прочности и наглядности
Принцип практической направленности
Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья.
Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т.д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера, поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Ценностные ориентиры содержания курса «Технология»
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников.
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.
Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Общая характеристика организации учебного процесса
Типы уроков:
1.Уроки усвоения новых знаний
2.Уроки актуализации знаний и умений
3.Уроки систематизации и обобщения знаний, умений и навыков
4.Уроки контроля знаний, умений, навыков
Методы, применяемые на уроках:
1.Объяснительно – иллюстративный
2.Репродуктивный метод (направлен на закрепление знаний и формирование умений и навыков.)
3. Метод проблемного изложения
4.Частично-поисковый метод
Технологии, применяемые на уроках:
1.Проблемное обучение
2.Игровые технологии
3.Тестовые технологии
4.Групповая технология
5.Информационно-коммуникационные технологии
6.Здоровьесберегающие технологии
7.Личносто-ориентированная технология обучения
Средства обучения, применяемые на уроках:
1.Печатные (учебники, справочники, учебные плакаты, карточки, сборники задач и упражнений, инструкции)
В 4 классе на изучение технологии отводится 1 час в неделю.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Технология» к концу 4-го года обучения
Выпускник научится:
• составлять сообщения о современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с механизированным и автоматизированным трудом (с учетом региональных особенностей), и описывать их особенности;
• организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, распределять рабочее время;
• отбирать и анализировать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать ее в организации работы;
• осуществлять контроль и корректировку хода работы;
• выполнять социальные роли (председатель заседания школьного клуба, консультант, экспериментатор и т, д.);
• выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды, ремонт одежды и книг);
• отбирать предложенные материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
• применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (циркуль), режущими (ножницы, канцелярский нож);
• размечать бумагу и картон циркулем;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных
материалов оптимальные и доступные технологические приемы ик ручной обработки;
• изготавливать объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам;
• рассказывать о назначении инструментальных программ, называемых текстовыми редакторами;
• использовать правила оформления текста (заголовок, абзац, отступ красная строка); знать цели работы с принтером как с техническим устройством;
• работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
• использовать возможности оформления текста рисунками, таблицами, схемами;
• использовать возможности поиска информации с помощью программных средств;
• соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере;
• включать и выключать дополнительные устройства (принтер, сканер), подключаемые к компьютеру;
• использовать элементарные приемы клавиатурного письма;
• использовать элементарные приемы работы с документом с помощью простейшего текстового редактора (сохранять и открывать документ, выводить документ на печать);
• осуществлять поиск, преобразование, хранение и применение информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
• решать учебные и практические задачи с использованием компьютерных программ;
• подключать к компьютеру дополнительные устройства;
• осуществлять поиск информации в электронных изданиях: словарях, справочниках, энциклопедиях;
• соблюдать правила личной гигиены и использования безопасных приемов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать особенность проектной деятельности и осуществлять ее, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
• осуществлять ввод информации в компьютер с клавиатуры.
По разделу «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание» выпускник научится:
• составлять сообщения о современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с автоматизированным трудом (с учетом региональных особенностей), и описывать их особенности;
организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, распределять рабочее время;
отбирать и анализировать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать ее в организации работы;
осуществлять контроль и корректировку хода работы;
выполнять социальные роли (председатель заседания школьного клуба, консультант, экспериментатор и т. д.);
выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды, ремонт одежды и книг);
Выпускник получит возможность научиться:
понимать особенность проектной деятельности и осуществлять её, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт.
По разделу «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты» выпускник научится:
• отбирать предложенные материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
• применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (циркуль), режущими (ножницы, макетный нож);
• размечать бумагу и картон циркулем;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных
материалов оптимальные и доступные технологические приемы
их ручной обработки;
• изготавливать объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам.
Выпускник получит возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного
учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
По разделу «Конструирование и моделирование» выпускник научится:
анализировать конструкцию изделия; определять взаимноерасположение деталей, виды их соединений.
Выпускник получит возможность научиться:
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
По разделу «Практика работы на компьютере» выпускник научится:
рассказывать о назначении инструментальных программ, называемых текстовыми редакторами;
использовать правила оформления текста (заголовок, абзац, отступ «красная строка»); знать цели работы с принтером как с техническим устройством;
работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
использовать возможности оформления текста рисунками, таблицами, схемами;
использовать возможности поиска информации с помощью программных средств;
соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере;
включать и выключать дополнительные устройства (принтер, сканер), подключаемые к компьютеру;
использовать элементарные приемы клавиатурного письма;
использовать элементарные приемы работы с документом с помощью простейшего текстового редактора (сохранять и открывать документ, выводить документ на печать);
осуществлять поиск, преобразование, хранение и применение информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
решать учебные и практические задачи с использованием компьютерных программ;
подключать к компьютеру дополнительные устройства.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять ввод информации в компьютер с клавиатуры.
Содержание тем учебного курса
№ п/п
Наименование разделов
Содержание
Количество часов
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Разнообразие предметов рукотворного мира из пластмасс, металлов. Распространённые виды профессий, связанных с автоматизированным трудом.
Распределение рабочего времени, отбор и анализ информации из учебника и других дидактических материалов, её использование в организации работы, контроль и корректировка хода работы, выполнение социальных ролей.
Коллективное проектирование изделий. Создание замысла, его детализация и воплощение. Результаты проектной деятельности – «Макет села Мирного».
Самообслуживание: декоративное оформление культурно-бытовой среды, выполнение ремонта книг и одежды.
В течение всего года
2
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Пластические материалы. Пластическая масса из соленого теста, способы ее изготовления и подготовка к работе.
Бумага и картон. Виды бумаги, используемые на уроках, и их свойства. Выбор бумаги и картона для изделий по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей.
Назначение линий чертежа.
Инструменты для обработки бумаги и картона: циркуль. Приемы безопасного использования циркуля.
Приемы работы с бумагой и картоном.
Практические работы: изготовление головоломок, игрушек, ремонт книг, новогодних украшений, масок, декоративных панно, подарочных открыток по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.
Текстильные материалы. Направление нитей тканей. Сопоставление тканей по переплетению нитей.
Металлы. Практическое применение фольги и проволоки в жизни. Выбор проволоки для изделия с учетом ее свойств: упругости, гибкости, толщины. Металлы, используемые в виде вторичного сырья: жестяные баночки.
Инструменты для обработки фольги.
Приемы работы с металлами.
Практические работы: изготовление вазы для осеннего букета, спортивных значков из фольги, каркасных моделей из проволоки,
Пластмассы. Практическое применение пластмасс в жизни. Пластмассы, используемые в виде вторичного сырья. Наблюдения и опыты за технологическими свойствами пенопласта.
Инструменты и приспособления для обработки пенопласта. Приемы безопасного использования макетного ножа.
Приемы работы с пенопластом.
Практические работы: изготовление подставок из пластиковых емкостей, новогодних подвесок и игрушек-сувениров из пенопласта.
2
10
4
2
2
Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструкции транспортирующих устройств. Конструирование и моделирование несложных технических объектов из деталей металлического конструктора по техническим условиям.
Практические работы: создание моделей транспортирующих устройств.
2
Практика работы на компьютере
Компьютер. Основы работы на компьютере
Повторение. Организация рабочего места. Подключение к компьютеру дополнительных устройств для работы с текстом (принтер, сканер).
Технология работы с инструментальными программами
Инструментальные программы для работы с текстом (текстовые редакторы).
Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Освоение клавиатуры компьютера. Клавиатурный тренажер. Работа с клавиатурным тренажером.
Знакомство с правилами клавиатурного письма. Ввод в компьютер простого текста с клавиатуры.
Оформление текста. Рисунок в тексте. Таблица в тексте. Схема в тексте. Использование текстового редактора для творческой работы учащихся.
Приемы работы с документом. Сохранение документа на жестком диске. Открытие документа. Вывод документа на печать. Демонстрация возможности ввода текста документа со сканера.
Первоначальное представление о поиске информации на основе использования программных средств. Примеры использования программных средств для поиска информации (по ключевому слову, каталогам). Работа с простейшими аналогами электронных справочников.
4
7
ИТОГО
35
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема урока
Тип урока
Содержание темы
Требования к уровню подготовки обучающихся
Форма контроля, измерители
Дата проведения
планир
фактич
1
Инструктаж по ТБ. Ваза для осеннего букета
комбинированный
Овладение основными приемами обработки пластичных материалов. Овладение основными способами соединения деталей изделия
Знать: понятие «емкость»; свойства шпагата. Уметь: оформлять вазу для осеннего букета; рассматривать и сравнивать бумажный и льняной шпагаты; анализировать рисунок; оклеивать бумажным шпагатом и льняным шпагатом емкость; делать из шпагата украшения для вазы в форме улитки, листика, завитка, вилюшки, цветка
Беседа; практическая работа
2
Подставки
из пластиковых
емкостей
комбинированный
Многообразие материалов и область их применения. Природные и
искусственные материалы (называние, сравнение свойств, использование). Выбор материалов по их свойствам
Знать свойства самоклеющейся
бумаги.
Уметь: анализировать образцы готовых подставок; изучать этапы изготовления подставки из пластиковой бутылки по рисункам; выполнять декоративную подставку
Беседа; практическая работа
3
Головоломка
комбинированный
Коллективное обсуждение пространственных отношений между деталями изделия. Последовательность изготовления изделия.
Знать понятие «развертка».
Уметь: изготавливать головоломку для уроков окружающего мира; размечать развертку головоломки по чертежу; вырезать развертку по контуру; выполнять рицовку резаком по указанным на чертеже линиям; вырезать резаком четыре треугольника; сгибать развертку по продавленным линиям; рисовать или приклеивать рисунки на боковые стороны головоломки.
Беседа; практическая работа
4
Игрушка-перевертыш
комбинированный
Овладение основными приемами обработки бумаги и картона. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами
Уметь: размечать по чертежу развертку основы игрушки и заготовку для склеивания клапанов; вырезать детали изделия; делать рицовку на развертке там, где будут отогнуты ее части
Беседа; практическая работа
5
Ремонт книг
комбинированный
Освоение приемов ремонта книг, наращивание полей страниц у корешка, подклейка оторванного уголка, разорванной страницы, выпавшего из книги листа.
Уметь: осматривать книги; выявлять повреждения книг; выполнять ремонт книг: подклеивать оторванный уголок, разорванную страницу, выпавший из книги лист, наращивание полей страниц у корешка; рассматривать рисунки и анализировать приемы ремонта книг.
Беседа; практическая работа
6
Декоративные композиции из нитяных колец
комбинированный
Многообразие материалов и область их применения. Анализ образца, выбор материала с учетом поделочных свойств. Формат и размер изделия
Знать понятия «интерьер», «композиция». Уметь: работать в группе; размечать по чертежу кольца; вырезать кольцо, обматывать кольцо ниткой, располагая ее витки плотно друг к другу; закреплять нитки узелком с изнаночной стороны; соединять кольца между собой мелкими стежками; составлять из колец композицию и прикреплять к рейке
Беседа; практическая работа
7
Спортивный значок из фольги
комбинированный
Свойства фольги. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Соединение деталей из фольги
Знать; свойства фольги; технику тиснения. Уметь: переводить на кальку рисунок и контур изделия; вырезать шаблон; размечать по шаблону детали из картона и плотной ткани; обводить стержнем от шариковой ручки шаблоны; вырезать заготовку с припуском; на припуске вырезать зубчики; продавливать карандашом через кальку контур рисунка; накладывать картонную деталь на фольгу и закреплять ее зубчиками, сверху - деталь из ткани
Беседа; практическая работа
8
Каркасные модели из проволоки
комбинированный
Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам, чертежам. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Использование измерений для решения практических задач
Знать: свойства проволоки; понятие «каркас». Иметь представление о видах проволоки: алюминиевая, стальная, медная, покрытая изоляцией. Уметь: изготавливать веселых человечков из проволоки; объяснять свой выбор материалов для работы; размечать шаблон-мерку из картона; делать заготовку из проволоки; анализировать чертеж развертки шаблона-мерки; отмерять по шаблону-мерке от свободных концов двойной проволоки длину шеи, длину рук, длину туловища; лепить голову, обувь из пластилина, оформлять прическу и лицо; соединять детали изделия
Беседа; практическая работа
9
Лепка декоративного рельефа
комбинированный
Овладение основными приемами обработки пластичных материалов. Овладение основными способами соединения деталей изделия
Знать: свойства глины, солёного теста; понятие «рельеф».
Уметь: выполнять декоративный рельеф из пластической массы солёного теста или глины; выбирать вариант рельефа; делать из шара овальную тонкую пластину; вырезать овал; выполнять работу по плану; сушить готовое изделие
Беседа; практическая работа
10
Игрушки-гармошки
комбинированный
Виды бумаги и ее назначение. Сравнение свойств разных видов бумаги. Использование бумаги человеком. Разметка деталей с применением разметочных инструментов. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу. Декоративное оформление изделия
Уметь: изготавливать из картона и бумаги игрушки-гармошки; размечать на картоне по чертежу развертку туловища игрушки и вырезать; делать из вырезанной детали рицовку и разрез; размечать детали на просвет; оформлять вырезанные детали; размечать на бумаге по эскизу детали рук и ног; накладывать одну полоску на другую, делать гармошку (часть руки без кисти); выполнять декоративное оформление куклы; собирать изделие из деталей
Беседа; практическая работа
11
Бусы из бумаги в технике оригами
комбинированный
Выполнение работ с бумагой: изгибать, гнуть, придавать дугообразную форму, делать ряд параллельных складок. Разметка по клеткам
Уметь: выполнять бусы из бумаги для новогодней елки; вырезать из бумаги одинаковые квадратики со стороной 6 см разного цвета; складывать квадратик дважды, изнаночной стороной внутрь; проглаживать фальцлинейкой линии сгиба; раскрывать заготовку за противоположные уголки; соединять противоположные уголки снизу; собирать из готовых половинок целую бусину по рисунку; нанизывать бусины на нитку, чередуя бумажные бусины со стеклянными или сделанными из фольги
Беседа; практическая работа
12
Новогодние
фонарики
комбинированный
Виды бумаги и ее на-
значение. Сравнение
свойств разных видов бумаги. Использование
бумаги человеком. Разметка деталей с применением разметочных
инструментов. Декоративное оформление и отделка изделий
Уметь: рассматривать готовые варианты игрушек; размечать детали по чертежу; вырезать детали; выполнять сборку изделия
Беседа,
практическая
работа
13-14
Инструктаж по ТБ при работе с пенопластом. Игрушки
из пенопласта
комбинированный
Условные обозначения
на схемах чертежах.
Экономное расходование материала. Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам. Разметка деталей
с применением разметочных инструментов.
Использование измерений для решения
практических задач
Знать свойства пенопласта. Уметь: резать ножницами или резаком пенопласт; продавливать на пенопласте бороздки тонким предметом, шлифовать наждачной бумагой, окрашивать гуашью, соединять клеем, прокалывать острым предметом, приклеивать к пенопласту разные материалы; выполнять игрушки из пенопластовых лотков; размечать по шаблону детали игрушки на пенопласте; склеивать детали; выполнять петлю из нитки или «дождика». Знать, что пенопластовую стружку убирают сырой щеткой или тряпочкой.
Уметь: выполнять подвеску из пенопласта; вырезать заготовку (шар, прямоугольник, колокольчик); шлифовать заготовку наждачной бумагой;
украшать изделие ленточками «дождика»; изготавливать металлическую петельку и вкалывать ее верхнюю
часть игрушки
Беседа,
практическая
работа
15
Маски из бумаги
комбинированный
Изготовление изделия по плану. Поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения технических и технологических задач. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов
Уметь: рассматривать варианты новогодних масок; размечать шаблон маски на просвет из плотной бумаги форматом А4; обсуждать с соседом по парте последовательность и приемы изготовления маски; изготавливать маску
Беседа,
практическая
работа
16
Футляр из ткани
комбинированный
Свойства текстильных материалов. Коллективное обсуждение пространственных отношений между деталями изделия и последовательности изготовления изделия по плану
Знать свойства текстильных материалов. Уметь: выполнять выкройку изделия по чертежу; из плотной ткани раскраивать основу футляра по выкройке; складывать пополам вырезанную деталь; соединять боковые стороны и сшивать их швом «строчка» по линии наметки; край обметывать петельным швом; пришивать тесьму к верхней части изделия с изнаночной стороны потайным швом; пришивать тесьму потайным швом к лицевой стороне; выполнять декоративное оформление футляра
Беседа, практическая работа
17
Игрушки из бумаги. Игрушка-собачка
комбинированный
Соединение деталей изделия из бумаги. Разметка с помощью линейки по месту. Указание черточкой точного места на заготовке
Уметь: анализировать чертежи деталей игрушки, приемы изготовления деталей, шаблоны их оформления; выполнять объемные детали из толстой бумаги; оформлять детали изделия из цветной бумаги
Беседа, практическая работа
18
Инструктаж по ТБ при работе с иглой и ножницами. Оформление изделий вышивкой простым крестом
комбинированный
Нитки и их назначение. Сравнение ниток по цвету, прочности, мягкости, толщине. Инструменты и приспособления при работе с текстильными материалами. Безопасные приемы труда при работе с инструментами. Трудовая деятельность в жизни человека
Иметь представление о видах переплетения нитей в тканях. Уметь: определять переплетение канвы; называть вид переплетения нитей (полотняное, саржевое, сатиновое, атласное); выбирать вариант изделия (салфеточка, закладка, лента для головного убора); выполнять выкройку основы изделия по чертежу; раскраивать по выкройке канву для основы; анализировать приемы выполнения простого креста на рисунках; тренироваться в выполнении простого креста на лоскутке канвы; выбирать для вышивки нитки мулине; закреплять нитки на ткани петелькой; вышивать рисунок; по краю готового изделия выполнять бахрому
Беседа, практическая работа
19
Декоративное панно
комбинированный
Свойства бумаги и картона. Овладение основными приемами заботы с бумагой. Анализ плана работы по схеме и рисунку
Знать свойства крепированной бумаги. Уметь: выполнять декоративное панно для украшения дома; выбирать рисунок для панно; исследовать свойства крепированной бумаги (разрезать, скручивать, растягивать, склеивать), анализировать ее цвет, толщину, жесткость, фактуру поверхности; выполнять фоновую основу для панно из половины листа белого картона, рамку - из картона другого цвета, детали композиции - из цветной бумаги; размечать и вырезать детали, собирать композицию на основе; приклеивать детали
Беседа, практическая работа
20
Подарочная открытка
комбинированный
Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу
Уметь: изготавливать поздравительную открытку; проводить наблюдение над свойствами бархатной бумаги; отмечать по чертежу детали открытки из бархатной и белой бумаги; вырезать детали; оформлять края открытки зубчиками; складывать открытку по сгибу
Беседа, практическая работа
21
Ремонт одежды
комбинированный
Мелкий ремонт одежды. Декоративное оформление предметов быта и жилища
Знать: термин «заплатка-аппликация».
Уметь: выбирать вариант заплатки-аппликации; анализировать приёмы пришивания их с лицевой и изнаночной сторон к поврежденному месту одежды; осматривать повреждённое место на своей одежде; выполнять ремонт одежды; выкраивать заплатку из ткани с неосыпающимися краями на 10-15 мм больше, чем повреждённое место; пришивать заплатку к ремонтируемой вещи петельным швом или швом «через край»
Беседа, практическая работа
22
Фигурки из глины или из пластической массы
комбинированный
Свойства глины. Декоративное оформление и отделка изделий из пластичных материалов. Создание изделий по собственному замыслу. Основные виды соединений деталей изделия из пластичных материалов.
Знать: свойства пластилина.
Уметь: лепить фигурки из глины для школьной выставки; выбирать готовый вариант фигурки животного; выполнять заготовку яйцевидной формы; работать стекой; выравнивать пальцами края заготовки и поверхность; высушивать и раскрашивать изделие
Беседа, практическая работа
23
Инструктаж по ТБ при работе с конструктором. Сборка моделей транспортирующих устройств
комбинированный
Сборка моделей и макетов несложных объектов из деталей конструктора по образцу, рисунку, схеме
Знать: виды ременных передач; правила работы с конструктором; приемы работы с деталями металлического конструктора; названия деталей конструктора (планки, пластины, скоба, уголки, диск, колесо, втулки, оси, гайка, шайба, винты).
Уметь: собирать модели транспортирующих машин и устройств, в которых должна быть ременная передача; анализировать и сравнивать виды ременных передач; собирать одну из моделей ременных передач из конструктора
Беседа, практическая работа
24
Проект коллективного создания макета села Мирного. Разметка деталей по шаблонам.
комбинированный
Свойства бумаги и картона. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Изготовление изделий из бумаги и картона. Соединение деталей с помощью нити, проволоки, клея
Знать понятие «проект».
Уметь: рассматривать план местности села Мирного; рассказывать, какие здания и сооружения строят люди на селе; анализировать, какие здания и сооружения будут на макете; обсуждать приемы изготовления зданий, сооружений и элементов пейзажа из бумаги и картона; выбирать материал для макета; обсуждать этапы выполнения проекта; распределять работу в группе между собой; выполнять развертку одноэтажного дома и его крыши, двухэтажного дома и его крыши, развертку магазина; вырезать по шаблонам деревья
коллективный проект (практическая работа)
25
Инструктаж по ТБ при работе на компьютере. Компьютер. Основы работы на компьютере. Электронный текст. Технические устройства для работы с текстом
комбинированный
Назначение основных устройств для ввода, вывода, обработки информации.
Знать: понятия «информация», «электронный текст»; что электронный вариант текста вводят в компьютер, используя клавиатуру, сохраняют его на носителе информации; правила орфографии и синтаксиса.
Уметь: создавать электронный текст с помощью компьютера; сравнивать письменный и электронный тексты; называть технические устройства для работы с текстом; рассказывать, как подключить к компьютеру принтер и сканер; разделять технические устройства на группы (для ввода текста и вывода текста и рисунков)
Беседа, практическая работа
26
Компьютерные программы для работы с текстом. Ввод текста с клавиатуры
комбинированный
Назначение основных устройств для ввода, вывода, обработки информации. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере. Бережное отношение к техническим устройствам
Знать, что есть разные компьютерные программы для работы с электронными текстами: текстовые редакторы, программы-переводчики, программы распознавания текста; понятия «редактировать», «форматировать».
Уметь: называть компьютерные программы (графические редакторы, программы-тренажёры); вводить текст в компьютер с помощью клавиатуры; использовать специальные клавиши (пробел, Shift, Backspace, Enter); находить специальные клавиши на клавиатуре компьютера; находить ошибки в электронном тексте
Беседа, практическая работа
27
Текстовый редактор
комбинированный
Вывод текста на принтер. Бережное отношение к техническим устройствам
Знать: назначение главного меню и инструментальной компьютерной программы; понятия «главное меню текстового редактора», «инструменты текстового редактора», «рабочая область для создания и редактирования текста».
Уметь: рассматривать изображение главного окна одного из текстовых редакторов; анализировать действия при работе с электронным текстом («Создать», «Открыть», «Сохранить», «Печать»)
Беседа, практическая работа
28
Редактирование текста. Форматирование текста
комбинированный
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление
Знать, как использовать компьютерную мышь для редактирования текста.
Уметь: называть приёмы редактирования текста (вставить, удалить, заменить букву); называть инструменты для форматирования текста (изменение вида и размера шрифта, изменение цвета шрифта, написание части текста курсивом, подчёркивание части текста, расположение текста или части теста ровно у левого (правого) края страницы, расположение текста или части текста в центре страницы)
Беседа, практическая работа
29
Сохранение электронного текста
комбинированный
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление
Знать, как использовать компьютерную мышь для редактирования текста.
Уметь: называть приёмы редактирования текста (вставить, удалить,заменить букву); называть инструменты для форматирования текста (изменение вида и размера шрифта, изменение цвета шрифта, написание части текста курсивом, подчёркивание части текста, расположение текста или части теста ровно у левого (правого) края страницы, расположение текста или части текста в центре страницы)
Беседа, практическая работа
30
Иллюстрирование текста
комбинированный
Назначение основных устройств для ввода, вывода, обработки информации.
Знать: текстовый редактор «Word”.
Уметь: выполнять алгоритм вставки в текст готового рисунка, таблицы, схемы; выполнять задание учителя на компьютере по созданию и сохранению электронного текста
Беседа, практическая работа
31-32
Подготовка к контрольной работе. Вопросы и задания для самопроверки
комбинированный
Назначение основных устройств для ввода, вывода, обработки информации.
Уметь: называть текстовый редактор; исправлять ошибки в электронном тексте; называть имя файла и папку, в которых хранятся документы; выполнять задание из учебника «Русский язык» на компьютере; использовать инструменты для форматирования текста (изменение вида и размера шрифта, изменение цвета шрифта, написание части текста курсивом, подчёркивание части текста, расположение текста или части теста ровно у левого (правого) края страницы, расположение текста или части текста в центре страницы)
Беседа, практическая работа
33
Контрольная работа по теме «Редактирование и форматирование электронного текста»
комбинированный
Практическая работа. Контрольные задания.
34
Электронные справочные издания. Детская электронная энциклопедия
комбинированный
Клавиатура, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, удаление
Знать, чем отличаются электронные словари от печатных; понятия «электронное оглавление», «главное меню электронной энциклопедии».
Уметь: рассказывать правила использования печатных словарей; сравнивать электронные и печатные словари; перечислять дополнительные возможности при использовании электронных энциклопедий и справочников; уметь открывать электронное оглавление; рассказывать, какие пункты содержит главное меню детской электронной энциклопедии; рассказывать о назначении основных пунктов главного меню; выполнять алгоритмы «Как получить нужную информацию», «Как прочитать текст», «Как увидеть увеличенное изображение предмета», «Как работать с пространственными моделями», «Как работать с окнами», «Как сохранить рисунки»; выполнять поиск информации по ключевым словам; открывать алфавитный указатель Детской электронной энциклопедии; выполнять приёмы поиска информации с помощью алфавитного указателя
Беседа, практическая работа.
35
Работаем с текстовым редактором. Итоговое повторение изученного материала.
комбинированный
Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере. Бережное отношение к техническим устройствам. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, удаление. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств
Уметь: работать с электронным оглавлением справочника; с помощью электронной энциклопедии получать информацию о бытовом приборе по алгоритму; открывать алфавитный указатель, используя пункт главного меню электронной энциклопедии; отвечать на вопросы, используя электронную энциклопедию; открывать и работать в текстовом редакторе; оформлять электронный текст рисунком из электронной энциклопедии; сохранять результат своей работы