с. Новоегорьевское
2013г.
Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования .
Вышеперечисленные положения нашли свое развитие в дидактических принципах развивающей личностно-ориентированной системе обучения «Перспективная начальная школа» и в типических свойствах учебно-методического комплекта (УМК), реализующего эту систему.
- развивать сенсорику, мелкие мышцы рук, воображение, логическое мышление, память; начальные умения использования различных информационных технологий; умение работать в группах;
- воспитывать эстетическую культуру, уважение к трудовой и профессиональной деятельности людей, бережное отношение к инструментам, приспособлениям, технике;
- формировать соответствующие умения и способы деятельности; приобрести опыт практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов; использовать электронные справочники и энциклопедии для поиска информации; соблюдать правила техники безопасности и личную гигиену.
Данная программа, как и весь учебный комплект, учитывает опыт ребенка и тот образ мира, который определяется природно-предметной средой.
Деятельностный подход к процессу обучения данного учебного курса обеспечивает формирование у школьников представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, а также формирует у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Обучение строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из природных, искусственных и синтетических материалов, деталей конструктора, полуфабрикатов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
Предмет технология пересекается с окружающим миром, математикой, литературным чтением, изобразительным искусством и др. для решения технических и технологических задач.
Для успешной реализации программного материала рекомендуется применять следующие методы и приёмы: эвристические беседы, поисковую исследовательскую деятельность учащихся с целью «открытия» новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий и определении свойств используемых материалов; поиск правильного или более рационального выполнения технологического приёма, операции или конструкции.
Наименование раздела программы (темы) | Содержание курса (подтемы) | Характеристика деятельности учащихся |
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания (2 ч) | Разнообразие предметов рукотворного мира из картона, текстильных материалов. Традиции и творчество мастеров в создании изделий из текстильных материалов. Распространенные виды профессий, связанных с транспортом для перевозки грузов и сельскохозяйственной техникой (с учетом региональных особенностей). Организация рабочего места для работы с глиной, металлами, деталями конструктора. Анализ задания, планирование трудового процесса, поэтапный контроль за ходом работы, навыки сотрудничества. Групповые проекты. Сбор информации о создаваемом изделии, выбор лучшего варианта. Результаты проектной деятельности — «Парк машин для перевозки грузов», «Модели сельскохозяйственной техники». Самообслуживание: подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, выполнение ремонта книг, декоративное оформление культурно-бытовой среды. | Проектировать под руководством учителя изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно- художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию ее изготовления. |
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17ч) | Пластические материалы. Глина. Применение глины для изготовления предметов быта и художественных изделий. Сравнение глины и пластилина по основным свойствам: цвет, пластичность, способность впитывать влагу. Подготовка глины к работе. Приемы работы с глиной: формование деталей, сушка, раскрашивание. Практические работы: лепка декоративных игрушек, рельефных пластин. Бумага и картон. Практическое применение картона в жизни.Виды картона, используемые на уроках: цветной, коробочный, гофрированный. Свойства картона: цветной и белый, гибкий, толстый и тонкий, гладкий и шероховатый, однослойный и многослойный, блестящий и матовый. Виды бумаги, используемые на уроках и их свойства: чертежная (белая, толстая, матовая, плотная, гладкая, прочная). Сравнение свойств разных видов картона между собой и с бумагой. Выбор картона для изготовления изделия с учетом свойств по внешним признакам. Экономное расходование картона. Виды условных графических изображений: эскиз, развертка (их узнавание). Разметка деталей с опорой на эскиз. Инструменты и приспособления для обработки картона: карандаш простой (твердость ТМ), ножницы, канцелярский макетный нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, дощечка для выполнения работ с макетным ножом и шилом. Приемы безопасного использования канцелярского макетного ножа, шила. Приемы работы с картоном: разметка циркулем, разрезание и вырезание ножницами, надрезание канцелярским макетным ножом, прокалывание шилом, разметка по линейке и угольнику, сшивание деталей нитками и скобами, сборка скотчем и проволокой, оклеивание кантом, оформление аппликацией, сушка. Практические работы: изготовление меры для измерения углов, подставок для письменных принадлежностей, коробок со съемной крышкой, упаковок для подарков, новогодних игрушек, открыток, ремонт книг с заменой обложки, декоративных панно, фигурок для театра с подвижными элементами по рисунку, простейшему чертежу, схеме, эскизу. Текстильные материалы. Общее понятие о текстильных материалах, их практическое применение в жизни. Виды тканей животного происхождения, используемые на уроках, их сопоставление по цвету, толщине, мягкости, прочности. Экономное расходование ткани при раскрое парных деталей. Выбор ткани и ниток для изготовления изделия в зависимости от их свойств. Приемы работы с текстильными материалами: закрепление конца нитки петелькой, сшивание деталей из ткани петельным швом, вышивание стебельчатым и тамбурным швами. Практические работы: изготовление кукол для пальчикового театра, коллажей, аппликаций из ниток, декоративное оформление изделий (открыток, обложек записных книг, подвесок для новогодней елки). Металлы. Виды проволоки, используемой на уроках: цветная в пластиковой изоляции, тонкая медная. Экономное расходование материалов при разметке. Приемы работы с проволокой: разметка на глаз, разрезание ножницами, плетение. Практические работы: изготовление брелка, креплений для подвижного соединения деталей картонных фигурок. Пластмассы. Пластмассы, используемые в виде вторичного сырья: разъемные упаковки-капсулы. Наблюдения и опыты за технологическими свойствами пластмасс. Инструменты и приспособления для обработки упаковок-капсул: ножницы, шило, фломастер, дощечка для выполнения работ с шилом. Приемы работы с упаковками-капсулами: прокалывание шилом, надрезание, соединение деталей гвоздиком, оформление самоклеящейся бумаги. Практические работы: изготовление игрушек-сувениров. | Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности. Наблюдать связи конструкции технических объектов с моделями этих объектов. Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, отделять известное от неизвестного, осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения; читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы). . 1 Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных материалов). Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы, инструменты и приспособления, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слышать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми). Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) виды материалов (пластилин-глина, виды картона, бумага-картон), их свойства — физические (цвет, размер, фактура поверхности, блеск), механические (пластичность, влагопроницаемость, упругость, плотность, прочность, твердость), технологические (прокалывание шилом, надрезание); приемы обработки пластических материалов (формование деталей, сушка, раскра- шивание), картона (разметка циркулем, разрезание и вырезание ножницами, надрезание макетным ножом, прокалывание шилом, разметка по линейке и угольнику, сшивание деталей нитками и скобами, сборка скотчем и проволокой, оклеивание кантом, оформление аппликацией, сушка), текстильных материалов, проволоки (разметка на глаз, разрезание ножницами, плетение), пластмасс (прокалывание шилом, надрезание, соединение деталей гвоздиком, оформление самоклеящейся бумаги); конструктивные особенности используемых инструментов (макетный нож, шило), чертежных инструментов (угольник). Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать с помощью учителя наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий. Создавать под руководством учителя мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско- технологической задачи или с целью передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении практических работ: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата под руководством учителя. Обобщать (структурировать) с помощью учителя то новое, что открыто и освоено на уроке. Оценивать с помощью учителя результаты деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления |
3. Конструирование и моделирование (6 ч) | Виды и способы соединения деталей. Общее представление о конструкции прибора для определения движения теплового воздуха, часов, грузового транспорта и сельскохозяйственной техники (трактора). Конструирование и моделирование из металлических стандартных деталей технических моделей по технико-технологическим условиям. Практические работы: создание устройства из полос бумаги, устройства, демонстрирующего циркуляцию воздуха, змейки для определения движения теплого воздуха, палетки, моделей часов для уроков математики, тележки-платформы. | Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать с помощью учителя основные требования к изделию. Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя с помощью учителя разную художественную технику (в пределах изученного). Конструировать объекты с учетом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкций, подбирать под руководством учителя соответствующие материалы и инструменты; читать с помощью учителя простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу. Осуществлять самоконтроль и корректировку под руководством учителя хода работы. Обобщать (структурировать) с помощью учителя то новое, что открыто и освоено на уроке. |
4. Практика работы на компьютере (9ч) | Компьютер и дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру Компьютер как техническое устройство для работы с информацией. Основные устройства компьютера. Назначение основных устройств компьютера. Дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру, их назначение. Носители информации. Электронный диск. Дисковод как техническое устройство для работы с электронными дисками. Приемы работы с электронным диском, обеспечивающие его сохранность. Организация работы на компьютере Подготовка компьютера к работе (включение компьютера). Правильное завершение работы на компьютере. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Мышь. Устройство мыши. Приемы работы с мышью. Компьютерные программы. Понятие о тренажере как программ- ном средстве учебного назначения. Первоначальное понятие об управлении работой компьютерной программы. Управление работой компьютерной программы с помощью мыши. Клавиатура как устройство для ввода информации в компьютер. Работа на клавиатуре с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Технология работы с инструментальными программами Графические редакторы, их назначение и возможности использования. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Вывод изображения на принтер. Использование графического редактора для реализации творческого замысла. | Использовать различные технические устройства для получения, сохранения и применения информации. Характеризовать, описывать технические устройства, из которых состоит компьютер. Применять правила безопасной работы на компьютере. Осуществлять деятельность с использованием компьютерных программ и электронных дисков. Пользоваться клавиатурой, мышью, графическим интерфейсом компьютера. Использовать компьютерные программы для создания и показа презентаций. |
| | |
№ п/п | Дата проведения | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения | Методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся | Виды деятельности обучающихся |
| Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия |
1 | 02.09 | Технология ручной обработки материалов. Пластические материалы. Лепка птиц из глины | 1 | Организация рабочего места для работы с глиной. Анализ задания, планирование трудового процесса, поэтапный контроль за ходом работы, навыки сотрудничества. Применение глины для изготовления предметов быта и художественных изделий. Сравнение глины и пластилина по основным свойствам: цвет, пластичность, способность впитывать влагу. Подготовка глины к работе. | Поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; наблюдение и сравнение; воспроизведение по памяти размещения на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений; выполнение работы по предложенному плану; сравнение результатов своей деятельности с заданными эталонами; формирование социально-ценностных качеств: любознательность | беседа, работа с учебником, наблюдение и опыт, объяснение, наблюдение за практической работой учащихся, самостоятельная практическая работа. | Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности. Наблюдать связи конструкции технических объектов с моделями этих объектов. Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, отделять известное от неизвестного, осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения; читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы). . 1 Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных материалов). Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы, инструменты и приспособления, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слышать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми). Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) виды материалов (пластилин-глина, виды картона, бумага-картон), их свойства — физические (цвет, размер, фактура поверхности, блеск), механические (пластичность, влагопроницаемость, упругость, плотность, прочность, твердость), технологические (прокалывание шилом, надрезание); приемы обработки пластических материалов (формование деталей, сушка, раскра- шивание), картона (разметка циркулем, разрезание и вырезание ножницами, надрезание макетным ножом, прокалывание шилом, разметка по линейке и угольнику, сшивание деталей нитками и скобами, сборка скотчем и проволокой, оклеивание кантом, оформление аппликацией, сушка), текстильных материалов, проволоки (разметка на глаз, разрезание ножницами, плетение), пластмасс (прокалывание шилом, надрезание, соединение деталей гвоздиком, оформление самоклеящейся бумаги); конструктивные особенности используемых инструментов (макетный нож, шило), чертежных инструментов (угольник). Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать с помощью учителя наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий. Создавать под руководством учителя мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско- технологической задачи или с целью передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении практических работ: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата под руководством учителя. Обобщать (структурировать) с помощью учителя то новое, что открыто и освоено на уроке. Оценивать с помощью учителя результаты деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления |
2 | 09.09 | Технология ручной обработки материалов. Пластические материалы. Лепка декоративных пластин | 1 | Организация рабочего места для работы с глиной. Анализ задания, планирование трудового процесса, поэтапный контроль за ходом работы, навыки сотрудничества. Приемы работы с глиной: формование деталей, сушка, раскра- шивание. | Анализ объекта; отбор оптимальных способов деятельности; извлечение необходимой информации из рисунков; сравнение результатов своей деятельности с заданными эталонами; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений; выполнение работы по рисункам; формирование нравственных качеств: уважение к культурному наследию. | беседа, работа с учебником, объяснение, наблюдение за практической работой учащихся, самостоятельная практическая работа. |
3 | 16.09 | Технология ручной обработки материалов Бумага и картон. Мера для измерения углов | 1 | Практическое применение картона в жизни. Виды картона, используемые на уроках: цветной, коробочный, гофрированный. Свойства картона: цветной и белый, гибкий, толстый и тонкий, гладкий и шероховатый, однослойный и многослойный, блестящий и матовый. | Поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; работа с простейшей технической документацией; распознавание и чтение эскиза; выполнение разметки с опорой на эскиз; воспроизведение по памяти размещения на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений, правил безопасной работы с ножницами; сравнение результатов своей деятельности с эскизом; осознанное выполнение правил безопасной работы с инструментами; формирование социально-ценностных качеств: любознательность. | беседа, работа с учебником, объяснение, наблюдение за практической работой учащихся, самостоятельная практическая работа. |
4 | 23.09 | Технология ручной обработки материалов Бумага и картон Подставка для письменных принадлежностей | 1 | Виды бумаги, используемые на уроках и их свойства: чертежная (белая, толстая, матовая, плотная, гладкая, прочная). Сравнение свойств разных видов картона между собой и с бумагой. Выбор картона для изготовления изде- лия с учетом свойств по внешним признакам. Экономное расходование картона. Анализ образца изделия и способов соединения деталей.
| Поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; наблюдение и сравнение; выявление особенностей изделия в процессе его анализа; подбор доступных в обработке материалов для изделия; распознавание и чтение простейшего чертежа; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выполнение разметки с опорой на чертеж; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами; выполнение работы по предложенному плану, инструкционной карте, рисункам, схемам; применение приемов рациональной безопасной работы с ручными инструментами; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий; осознанное выполнение правил безопасной работы с инструментами; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; формирование нравственных качеств: организованность | беседа, работа с учебником, наблюдение и опыт, коллективное обсуждение конструкции, объяснение, демонстрация хода рабочих движений, индивидуальный показ, самостоятельная практическая работа. |
5 | 30.09 | Технология ручной обработки материалов Бумага и картон Коробка со съемной крышкой | 1 | Виды условных графических изображений: эскиз, развертка (их узнавание). Разметка деталей с опорой на эскиз. Термин: эластичный, прорези; приём «сделать прорезь»; Коллективное обсуждение пространственных отношений между деталями изделиями. Последовательность изготовления изделия | Поиск и выделение необходимой информации из учебника и словаря; наблюдение и сравнение; выявление особенностей изделия в процессе его анализа; подбор доступных в обработке материалов для изделия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; распознавание простейшего чертежа и чтение его; выполнение разметки с опорой на чертеж, рисунок; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений; выполнение работы по предложенному плану, инструкционной карте, рисункам, схемам; воспроизведение по памяти правила техники безопасности работы с инструментами; осознанное выполнение правил безопасной работы с инструментами; овладение технологически- ми приемами ручной обработки бумаги и картона; формирование социально-ценностных личностных качеств: организованность. | беседа, работа с учебником и словарем, объяснение, обсуждение этапов работы, наблюдение и опыт, коллективное обсуждение конструкции, самостоятельная практическая работа, наблюдение за практической работой учащихся |
6 | 07.10 | Технология ручной обработки материалов. Текстильные материалы. Коллаж | 1 | Мир вещей, созданный руками человека; Общее понятие о текстильных материалах, их практическое применение в жизни. Виды тканей животного происхождения, используемые на уроках, их сопоставление по цвету, толщине, мягкости, прочности. Экономное расходование ткани при раскрое парных деталей. Выбор ткани и ниток для изготовления изделия в зависимости от их свойств. новые термины: коллаж, шерстяная, шелковая ткань | поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; наблюдение и сравнение; подбор доступных в обработке материалов для изделий; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рациональное размещение на рабочем месте мате- риалов, инструментов и приспособлений; выполнение работы по рисункам; воспроизведение по памяти правил техники безопасности при работе с инструментами и осознанное их выполнение; овладение техникой коллажа; формирование социально-ценностных личностных качеств: инициативность. | рассказ, беседа, работа с учебником, объяснение, наблюдение и опыт, наблюдение за практической работой учащихся, самостоятельная практическая работа. |
7 | 14.10 | Технология ручной обработки материалов Бумага и картон Упаковка для подарков | 1 | Инструменты и приспособления при работе с бумагой. Безопасные приёмы труда при работе с инструментами. Экономное расходование бумаги при разметке деталей с помощью бумаги знакомство с новым термином «креповая бумага»; — знакомство с новым приемом «скручивание»; | Поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; выявление особенностей изделия в процессе его анализа; сравнение результатов своей деятельности с рисунками; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами; выполнение работы по предложенному плану, рисункам; осознанное выполнение правил безопасной работы с инструментами; овладение технологическим приемом скручивания кулька; формирование социально-ценностных личностных качеств: потребность помогать. | беседа, коллективное обсуждение конструкции, работа с учебником, объяснение, демонстрация хода рабочих движений, фронтальный показ, наблюдение за практической работой учащихся, упражнение в выполнении операции, самостоятельная практическая работа, обсуждение, организация парной работы. |
8 | 21.10 | Технология ручной обработки материалов. Текстильные материалы. Аппликация из ниток | 1 | Безопасные приёмы труда при работе с инструментами. Экономное расходование бумаги при раз метке деталей с помощью бумаги | Поиск и выделение необходимой информации из учебника; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами; выполнение работы по предложенному плану, рисункам; сравнение результатов своей деятельности с эталоном; осознанное выполнение правил безопасной работы с инструментами; овладение технологическим приемом «засыпать нитками»; формирование нравственных качеств: ответственное отношение к делу. | беседа, работа с учебником, объяснение, наблюдение за практической работой учащихся, самостоятельная практическая работа. |
9 | 28.10 | Технология ручной обработки материалов Бумага и картон Новогодние игрушки | 1 | Разметка развертки куба | Поиск и выделение необходимой информации из учебника; выявление особенностей изделия в процессе его анализа; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; составление плана и практических действий; работа с простейшей технической документацией — чтение чертежа, выполнение разметки с опорой на чертеж; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами и иглами; выполнение работы по предложенному плану, рисункам; осознанное выполнение правил безопасной работы с инструментами; овладение технологическим приемом — разметка развертки куба; формирование социально-ценностных личностных качеств: инициативность | беседа, работа с учебником, коллективное обсуждение конструкции, самостоятельная практическая работа, индивидуальный показ, наблюдение. |
10 | 11.11 | Технология ручной обработки материалов. Металлы. Брелок из проволоки | 1 | Виды проволоки, используемой на уроках: цветная в пластиковой изоляции, тонкая медная. Экономное расходование материалов при разметке. Приемы работы с проволокой: разметка на глаз, разрезание ножницами, плетение. | Поиск и выделение необходимой информации из учебника; осуществление совместной продуктивной деятельности; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений; выполнение работы по предложенному плану, схемам, фотографиям; овладение технологическим приемом ручной обработки проволоки — плетением; формирование социально-ценностных личностных и нравственных качеств: потребность помогать другим. | беседа, объяснение, организация парной работы, самостоятельная практическая работа. |
11 | 18.11 | Технология ручной обработки материалов Бумага и картон Открытка-ландшафт | 1 | Последовательное выполнение технологической операции под руководством учителя | Поиск и выделение необходимой информации из учебника; осуществление совместной продуктивной деятельности; работа с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и читать их; выполнение разметки с опорой на чертеж; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений; выполнение работы по предложенному плану, схемам, фотографиям; формирование социально-ценностных личностных и нравственных качеств: добросовестное отношение к делу; потребность помогать другим. | беседа, объяснение, коллективная работа. самостоятельная практическая работа, Проектная работа |
12 | 25.11 | Технология ручной обработки материалов Бумага и картон Ремонт книг с заменой обложки | 1 | Самообслуживание: подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, выполнение ремонта книг, декоративное оформление культурно-бытовой среды. термины: корешок, прокол; новый приём «сшивание в три прокола» | Поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; работа с простейшей технической документацией: распознавать простейшие эскизы, читать их; выполнение разметки с опорой на эскиз; осуществление совместной продуктивной деятельности; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами; выполнение работы по предложенному плану, рисункам; осознанное выполнение правил безопасной работы с инструментами; овладение технологическим приемом — сшивание в три прокола; формирование социально-ценностных личностных качеств: потребность помогать | беседа, объяснение, организация парной работы, самостоятельная практическая работа, индивидуальный показ. |
13 | 02.12 | Технология ручной обработки материалов Бумага и картон Подарочные открытки из гофрированного картона | 1 | Приемы: вырезание зубчатого края, соединение деталей бумажной лентой; | Поиск и выделение необходимой информации из учебника; выявление особенностей изделия в процессе его анализа; работа с простейшей технической документацией: распознавать простейшие эскизы, читать их; выполнение разметки с опорой на эскиз; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами; выполнение работы по предложенному плану, рисункам; осознанное выполнение правил безопасной работы с инструментом; овладение технологическим приемом — вырезание зубчатого края, соединение деталей бумажной лентой; формирование социально-ценностных личностных качеств: добросовестное отношение к делу. | беседа, работа с учебником, объяснение, фронтальный и индивидуальный показ, самостоятельная практическая работа. |
14 | 09.12 | Технология ручной обработки материалов Бумага и картон Картонные фигурки с элементами движения для театра | 1 | Приемы работы с проволокой: разметка на глаз, разрезание ножницами, плетение. Термин «отделочный» | Поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника, иллюстративного материала; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений; воспроизведение по памяти правил без- опасной работы с ножницами; выполнение работы по предложен- ному плану, рисункам; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; сравнение результатов своей деятельности с рисунками; осознанное выполнение правил безопасной работы с инструментами; овладение технологическими приемами — соединять детали проволокой и нитками, обеспечивая их свободное движение; формирование нравственных качеств: ответственное отношение к делу. | беседа, работа с учебником, обсуждение, самостоятельная практическая работа. Проектная работа |
15 | 16.12 | Технология ручной обработки материалов. Пластмассы. Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-капсул | 1 | Пластмассы, используемые в виде вторичного сырья: разъемные упаковки-капсулы. Наблюдения и опыты за технологическими свойствами пластмасс. | Поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; выявление особенностей изделия в процессе его анализа; сравнение результатов своей деятельности с рисунками; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами и макетным ножом; выполнение работы по предложенному плану, рисункам; осознанное выполнение правил безопасной работы с инструментами; овладение технологическими приемами — прокалывать и резать капсулы, соединять гвоздиком; формирование социально-ценностных личностных качеств: инициативность. | рассказ, коллективное обсуждение конструкции, беседа, работа с учебником, объяснение, фронтальный и индивидуальный показ, самостоятельная практическая работа. |
16 | 23.12 | Технология ручной обработки материалов. Пластмассы. Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-капсул 2 | 1 | Инструменты и приспособления для обработки упаковок-капсул: ножницы, шило, фломастер, дощечка для выполнения работ.
| Поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; выявление особенностей изделия в процессе его анализа; сравнение результатов своей деятельности с рисунками; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами и макетным ножом; выполнение работы по предложенному плану, рисункам; осознанное выполнение правил безопасной работы с инструментами; овладение технологическими приемами — прокалывать и резать капсулы, соединять гвоздиком; формирование социально-ценностных личностных качеств: инициативность. | беседа, работа с учебником, объяснение, фронтальный и индивидуальный показ, самостоятельная практическая работа. |
17 | 13.01 | Технология ручной обработки материалов. Бумага и картон. Декоративное панно | 1 | Инструменты и приспособления для обработки картона Приемы безопасного использования канцелярского макетного ножа, шила. Приемы работы с картоном. Термин и прием «обклей» | Поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; наблюдение и сравнение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; подбор доступных в обработке материалов для изделий; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами; выполнение работы по предложенному плану, рисункам; сравнение результатов своей деятельности с рисунками; осознанное выполнение правил без- опасной работы с инструментами; овладение технологическим приемом — обклей; формирование социально-ценностных личностных качеств: инициативность. | беседа, работа с учебником, объяснение, наблюдение и опыт, коллективное обсуждение этапов работы; самостоятельная практическая работа. |
18 | 20.01 | Конструирование и моделирование. Устройство из полос бумаги | 1 | Виды и способы соединения деталей. | Поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; работа с простейшей технической документацией: распознавание и чтение эскиза; выполнение разметки с опорой на эскиз; составление практических действий; воспроизведение по памяти размещения на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений и правил безопасной работы ножницами; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном; применение приемов рациональной безопасной работы с ручными инструментами; формирование нравственных качеств: ответственное отношение к делу | | Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать с помощью учителя основные требования к изделию. Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя с помощью учителя разную художественную технику (в пределах изученного). Конструировать объекты с учетом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкций, подбирать под руководством учителя соответствующие материалы и инструменты; читать с помощью учителя простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу. Осуществлять самоконтроль и корректировку под руководством учителя хода работы. Обобщать (структурировать) с помощью учителя то новое, что открыто и освоено на уроке. |
19 | 27.01 | Конструирование и моделирование. Змейка для определения движения теплого воздуха | 1 | Общее представление о конструкции прибора для определения движения теплового воз- духа, термин «спираль»; новые приемы: вырезание круглой заготовки, разметка спирали; | поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; выявление особенностей изделия в процессе его анализа; распознавать простейшие эскизы, читать их; выполнение разметки с опорой на эскиз; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений; выполнение работы по предложенному плану, рисункам; воспроизведение по памяти правил техники безопасности при работе с инструментами; применение приемов рациональной безопасной работы с ручными инструментами; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном; формирование нравственных качеств: добросовестное отношение к делу. поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; выполнение разметки с опорой на рисунок; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами; осознанное выполнение правил безопасной работы с ножницами; овладение новым технологическим приемом; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном; осуществление совместной продуктивной деятельности в паре; наблюдение и сравнение; формирование социально-ценностных личностных качеств: инициативность. | беседа, работа с учебником, наблюдение за практической работой учащихся, наблюдение и опыт, самостоятельная практическая работа, организация парной работы. |
20 | 03.02 | Конструирование и моделирование. Устройство, демонстрирующее циркуляцию воздуха | 1 | Общее представление о конструкции прибора для определения движения теплового воз- духа | поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; выполнение разметки с опорой на рисунок; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами; осознанное выполнение правил безопасной работы с ножницами; овладение новым технологическим приемом; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном; осуществление совместной продуктивной деятельности в паре; наблюдение и сравнение; формирование социально-ценностных личностных качеств: инициативность. | беседа, работа с учебником, коллективное обсуждение конструкции, объяснение, демонстрация хода рабочих движений, фронтальный показ, наблюдение за практической работой учащихся, самостоятельная практическая работа. |
21 | 10.02 | Конструирование и моделирование. Палетка | 1 | Приемы работы с ножницами и макетным ножом | Поиск и выделение необходимой информации из учебника; выявление особенностей изделия в процессе его анализа; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами; выполнение разметки с опорой на эскиз; выполнение работы по предложен- ному плану, рисункам; сравнение результатов своей деятельности с рисунками; осознанное выполнение правил безопасной работы с инструментами; формирование социально-ценностных личностных и качеств: ответственное отношение к делу. | беседа, работа с учебником, коллективное обсуждение конструкции, самостоятельная практическая работа |
22 | 17.02 | Конструирование и моделирование. Работа с конструктором. Тележка-платформа. | 1 | Организация рабочего места для работы с деталями конструктора. Анализ задания, планирование трудового процесса, поэтапный контроль за ходом работы, навыки сотрудничества. Термины: винт, гайка, шайба, отвертка, гаечный ключ, подвижное и неподвижное соединение; Прием работы с деталями конструктора; | Поиск и выделение необходимой информации из иллюстративного материала; выявление особенностей изделия в процессе его анализа; отбор и выполнение, в зависимости от свойств освоенных материалов, приемов ручной обработки; рациональное размещение на рабочем месте мате- риалов, инструментов и приспособлений; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами; освоение правил безопасной работы с отверткой и гаечным ключом; выполнение работы по предложенному плану, рисункам; планирование пред- стоящего практического действия; моделирование; осуществление совместной продуктивной деятельности; сравнение результатов своей деятельности с рисунками; осознанное выполнение правил безопасной работы с инструментами; овладение технологическими приемами работы с деталями конструктора; формирование социально-ценностных личностных качеств: ответственное отношение к делу, потребность помогать. | рассказ, беседа, работа с учебником, обсуждение, объяснение, демонстрация хода рабочих движений, наблюдение и опыт, коллективное обсуждение конструкции, самостоятельная практическая работа, организация парной работы. |
23 | 24.02 | Конструирование и моделирование. Работа с конструктором. Тележка-платформа2 | 1 | Организация рабочего места для работы с деталями конструктора. Анализ задания, планирование трудового процесса, поэтапный контроль за ходом работы, навыки сотрудничества. Термины: винт, гайка, шайба, отвертка, гаечный ключ, подвижное и неподвижное соединение; Прием работы с деталями конструктора; | Поиск и выделение необходимой информации из иллюстративного материала; выявление особенностей изделия в процессе его анализа; отбор и выполнение, в зависимости от свойств освоенных материалов, приемов ручной обработки; рациональное размещение на рабочем месте мате- риалов, инструментов и приспособлений; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами; освоение правил безопасной работы с отверткой и гаечным ключом; выполнение работы по предложенному плану, рисункам; планирование предстоящего практического действия; моделирование; осуществление совместной продуктивной деятельности; сравнение результатов своей деятельности с рисунками; осознанное выполнение правил безопасной работы с инструментами; овладение технологическими приемами работы с деталями конструктора; формирование социально-ценностных личностных качеств: ответственное отношение к делу, потребность помогать. | рассказ, беседа, работа с учебником, обсуждение, объяснение, демонстрация хода рабочих движений, наблюдение и опыт, коллективное обсуждение конструкции, самостоятельная практическая работа, организация парной работы. | |
24 | 03.03 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. Проект коллективного создания парка машин для перевозки грузов. | 1 | Распространенные виды профессий, связанных с транспортом для перевозки грузов и сельскохозяйственной техникой (с учетом региональных особенностей). Сбор информации о создаваемом изделии, выбор лучшего варианта. Результаты проектной деятельности | Поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника, справочного материала, энциклопедии, Интернета; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений с опорой на справочный материал; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с отверткой и гаечным ключом; планирование: составление плана и практических действий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коррекция результатов действий; совместная продуктивная деятельность (распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи); формирование нравственных качеств: инициативность | работа с учебником и дополнительным материалом, наблюдение за практической работой учащихся, организация парной и коллективной работы, самостоятельная практическая работа Проектная работа | Проектировать под руководством учителя изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно- художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию ее изготовления. |
25 | 10.03 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. Проект коллективного создания сельскохозяйственной техники | 1 | Распространенные виды профессий, связанных с транспортом для перевозки грузов и сельскохозяйственной техникой (с учетом региональных особенностей). Сбор информации о создаваемом изделии, выбор лучшего варианта. Результаты проектной деятельности | Поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника, справочного материала, энциклопедии, Интернета; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений с опорой на справочный материал; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с отверткой и гаечным ключом; планирование: составление плана и практических действий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коррекция результатов действий; совместная продуктивная деятельность (распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи); формирование нравственных качеств: инициативность | работа с учебником и дополнительным материалом, наблюдение за практической работой учащихся, организация парной и коллективной работы, самостоятельная практическая работа Проектная работа | |
26 | 17.03 | Практика работы на компьютере Компьютер как техническое устройство для работы с инфор- мацией. | 1 | Основные устройства компьютера. Назначение основных устройств компьютера | Поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника, справочного материала, энциклопедии, Интернета осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коррекция результатов действий; формирование нравственных качеств | работа с учебником и дополнительным материалом, наблюдение за практической работой учащихся практическая работа | Использовать различные технические устройства для получения, сохранения и применения информации. Характеризовать, описывать технические устройства, из которых состоит компьютер. Применять правила безопасной работы на компьютере. Осуществлять деятельность с использованием компьютерных программ и электронных дисков. Пользоваться клавиатурой, мышью, графическим интерфейсом компьютера. Использовать компьютерные программы для создания и показа презентаций. |
27 | 31.03 | Практика работы на компьютере Дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру | 1 | Дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру, их назначение. Носители информации. Электронный диск. Дисковод как техническое устройство для работы с электронными диска- ми. Приемы работы с электронным диском, обеспечивающие его сохранность. | | работа с учебником и дополнительным материалом, наблюдение за практической работой учащихся практическая работа |
28 | 07.04 | Практика работы на компьютере Основы работы за компьютером Подготовка компьютера к работе | 1 | Подготовка компьютера к работе (включение компьютера). Пра- вильное завершение работы на компьютере. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм. | | работа с учебником и дополнительным материалом, наблюдение за практической работой учащихся практическая работа |
29 | 14.04 | Практика работы на компьютере Основы работы за компьютером Приемы работы с мышью | 1 | Мышь. Устройство мыши. Приемы работы с мышью. | | работа с учебником и дополнительным материалом, наблюдение за практической работой учащихся практическая работа |
30 | 21.04 | Практика работы на компьютере Основы работы за компьютером. Компьютерные программы | 1 | Компьютерные программы. Понятие о тренажере как программ- ном средстве учебного назначения. Первоначальное понятие об управлении работой компьютерной программы. Управление работой компьютерной программы с помощью мыши. | | работа с учебником и дополнительным материалом, наблюдение за практической работой учащихся практическая работа |
31 | 28.04 | Практика работы на компьютере Основы работы за компьютером. Клавиатура. | 1 | Клавиатура как устройство для ввода информации в компьютер. | | работа с учебником и дополнительным материалом, наблюдение за практической работой учащихся практическая работа |
32 | 05.05 | Практика работы на компьютере Основы работы за компьютером Работа на клавиатуре | 1 | Работа на клавиатуре с соблюдением санитарно-гигиенических норм. | | работа с учебником и дополнительным материалом, наблюдение за практической работой учащихся практическая работа |
33 | 12.05 | Практика работы на компьютере Технология работы с инструментальными программами. Графические редакторы | 1 | Графические редакторы, их назначение и возможности использования. | | работа с учебником и дополнительным материалом, наблюдение за практической работой учащихся практическая работа |
34 | 19.05 | Практика работы на компьютере Технология работы с инструментальными программами.Работа с простыми информационными объектами. Использование графического редактора. | 1 | Работа с простыми информационными объектами (гра- фическое изображение): создание, редактирование. Вывод изо- бражения на принтер. Использование графического редактора для реализации творческого замысла. | | работа с учебником и дополнительным материалом, наблюдение за практической работой учащихся практическая работа |
Методические рекомендации «Формирование и мониторинг УУД младших школьников с использованием технологических карт»