kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету "Технология" УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета "Технология"разработана на основе требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и концептуальных положений развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа». Программа состоит из двух частей: пояснительной записки и календарно-тематического планирования.

Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 5»


Рассмотрено

на заседании МО

__________/___________/

Протокол № _____

от «___»__________2015г

Согласовано

на научно-методическом совете

________/____________/

Протокол № _____

от «__»__________2015г.


Утверждено

Приказ №

от «___»__________2015г

Директор лицея № 5

__________/________ /







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета «Технология»

начального общего образования

для 3 класса

на 2015-2016 учебный год





Составитель: учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Малышева Ольга Николаевна













г. Железногорск

2015 г.

Рабочая программа по предмету «Технология»

УМК «Перспективная начальная школа»

(авторы: Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова)



Пояснительная записка


Программа по технологии разработана на основе требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и концептуальных положений развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа».

В соответствии с концептуальным положением системы программа по технологии учитывает опыт ребёнка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом, с удалённостью от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приёмов и поделочных материалов, естественных и доступных для учащихся не только городских, но и сельских школ.

Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.

Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности.

Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т.д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными обучающимся.

Программа по технологии в соответствии с требованиями стандартов предусматривает решение следующих задач:

  • развитие моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации;

  • освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;

  • развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач.

Место предмета в базисном учебном плане

На реализацию программы по технологии в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 34 часа (1 час в неделю)


Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний, и, в конечном счете, низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.

Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Раздел  авторской программы «Практика работы на компьютере» заменен разделом «Комбинированные работы из различных материалов», так как этот раздел поможет сформировать универсальные учебные действия, предъявляемые к выпускнику 3 класса по предмету «Технология»


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания

и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её актуализации: развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; уважения как результат труда других людей;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: формирование эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.



Основные содержательные линии



С учетом специфики данного учебного предмета внутри каждого года обучения программный материал представлен четырьмя разделами.

Первый раздел «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности». В нём раскрывается роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающей среды; формируются первоначальные представления о мире профессий; эстетическая культура на основе знакомства с особенностями труда, быта, ремесел родного края. В этом разделе содержится информация о ручном, механизированном и автоматизированном труде; раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников и роли в ней учителя; дается общее представление о проектной деятельности. Содержание данного раздела целесообразно изучать в ходе освоения содержания других разделов программы.

Второй раздел «Технология изготовления изделий из различных материалов» состоит из нескольких структурных единиц: «Многообразие материалов и область их применения», «Поиск и применение информации», «Использование измерений для решения практических задач», «Изготовление изделий из бумаги и картона», «Изготовление изделий из природных материалов», «Изготовление изделий из пластичных материалов», «Изготовление изделий из текстильных материалов», «Изготовление изделий из проволоки и фольги», «Сборка моделей и макетов из деталей конструктора». Круг изучаемых дидактических единиц по годам обучения разный.

Структурная единица «Многообразие материалов и область их применения» предполагает ознакомление учащихся с различными видами материалов: природными (растительными, минеральными), искусственными (бумагой и картоном, текстильными материалами, металлами) и синтетическими (пластмассой). Распределение материалов по классам осуществляется на основе доступности и посильности для младших школьников, на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

В каждом классе предусмотрены наблюдения и опытное исследование некоторых физических, механических и технологических свойств бумаги и картона, ткани, проволоки и фольги, пластичных материалов как отдельно, так и в сравнении друг с другом.

Структурная единица «Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач» содержит специальные вопросы, которые необходимо решить с целью обеспечения самостоятельной деятельности школьника по преобразованию указанных материалов в изделие.

Структурная единица «Использование измерений для решения практических задач» содержит рекомендации по освоению учащимися видов разметки от класса к классу. Содержание вышеуказанных единиц следует изучать в ходе обработки конкретных материалов.

Структурная единица «Изготовление изделий из различных материалов» содержит краткую характеристику технологических операций, описание практических работ, творческие задания и перечень объектов труда.

Структурная единица «Сборка моделей и макетов из деталей конструктора», где учащиеся получают сведения о машинах и механизмах, знакомятся с технической терминологией. В процессе сборки моделей и макетов из наборов деталей различного типа по образцу, графическому изображению и собственному замыслу у школьников формируются монтажные умения.

Третий раздел «Домашний труд» включает ряд важных аспектов для жизни и развития ребенка: правила ухода за одеждой и обувью, мелкий ремонт одежды и ее декоративное оформление, ремонт книг из домашней библиотеки, декоративное оформление предметов быта и жилища с использованием разных материалов и технологических операций. Предложенные материалы могут комбинироваться между собой либо дополнятся другими материалами, доступными для обработки младшими школьниками. Здесь же ученики получают общее представление об устройстве современной бытовой техники, знакомятся с правилами управления и безопасными приемами труда при ее использовании. Дидактические единицы «Уход за одеждой», «Декоративное оформление предметов быта и жилища», «Современная бытовая техника» изучаются в ходе обработки конкретных материалов.

Четвёртый раздел «Конструирование и моделирование» представляет информацию о современном транспорте. В этом разделе акцент делается на чтение схем и простейших чертежей, обеспечивающих конструирование и моделирование несложных технических объектов, естественным результатом изготовления которых является проверка их в действии на уроках технологии.

Особое внимание при изучении всех разделов программы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиене, умению экономить материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям, технике. Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы над заданием с работой в малых группах и с коллективной работой. Готовые работы желательно использовать для организации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, в оформлении школьных и домашних помещений.

Программа позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, задача которой — формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности. Для решения этой и других задач рекомендуется проводить экскурсии на природу (с целью наблюдения и заготовки природных материалов), посещать местные музеи декоративно-прикладного творчества, выставки и предприятия.

Для успешной реализации программного материала рекомендуется применять эвристические беседы, поисковую исследовательскую деятельность детей с целью «открытия» новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов, поиск возможных и рациональных способов их обработки, поиск правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции или конструкции.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, он закладывает фундамент дальнейшего овладения ею. Особенность содержания проектной деятельности в начальной школе состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, объединяют знакомые, легко повторяющиеся в опыте ребенка действия, ставят цели, недалеко отстоящие во времени и важные для ребенка (изготовление воздушных и плавающих моделей для игры и т. п.). Организуя проектную деятельность, важно активизировать детей на самостоятельное обоснование проекта, выбор конструкции и ее улучшение, отбор материалов и экономное их расходование, продумывание последовательности проведения работ.


Система оценки достижения планируемых результатов


За ответы на теоретические вопросы

Отметка «5» ставится, если учащийся:

- изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового уровня;

Отметка «4» ставится, если учащийся допустил малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем в процессе беседы с учителем самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.

Отметка «3» ставится, если при ответе ученик обнаружил наличие минимального объема знаний, не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения.

Отметка «2» ставится, если ученик не знает определения понятий, не владеет даже минимальным фактическим материалом, определенным в образовательном стандарте.


За выполнение практического задания

Отметка «5» ставится, если

- задание выполнено качественно, без нарушения соответствующей технологии.

Отметка «4» ставится, если:

- задание выполнено с небольшими отклонениями (в пределах нормы) от соответствующей технологии изготовления.

Отметка «3» ставится, если:

- задание выполнено с серьезными замечаниями по соответствующей технологии изготовления.

Отметка «2» ставится, если ученик:

- задание не выполнил.


Оценка творческих проектов должна осуществляться по следующим критериям:

- пояснительная записка: общее оформление, технология изготовления изделия (эскиз изделия и его описание, выбор материалов, инструментов, приспособлений и правила техники безопасности работы с ними, краткая последовательность изготовления изделия);

- изделие: оригинальность, качество, практическая значимость;

- защита проекта: четкость, ясность и убедительность изложения, глубина знаний, ответы на вопросы.


Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Технология» к концу третьего года обучения


К концу третьего года обучения учащиеся должны знать/понимать:

• современные профессии, связанные с сельскохозяйственной техникой и механизированным трудом (с учетом региональных особенностей);

• область применения и назначения ручных инструментов: чертёжных (линейка, угольник), колющих (шило);

различные свойства природных, текстильных материалов при изготовлении изделий из них;

• символические действия моделирования и преобразования модели, распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

• основные источники информации;

• правила организации труда при работе с различными материалами.


Уметь:

• выполнять инструкцию, несложные алгоритмы при решении учебных задач;

• осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности;

• осуществлять последовательность изготовления изделия, поэтапный контроль и соотносить результаты деятельности с образцом;

• получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных носителях);

• выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды);

• изготавливать изделия из доступных материалов (цветного и упаковочного картона, глины, шерстяной и шелковой ткани, полуфабрикатов) по сборочной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;

• соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

• создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;

• осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, плетеным узором, окрашиванием, вышивкой, фурнитурой;

• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;

  • изготавливать несложные конструкции изделий по рисункам, простейшему чертежу, эскизу, образцу и доступным заданным условиям



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• поиска, преобразования и применения информации для решения различных задач;

• выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта);

• соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, средствами информационных и коммуникационных технологий;

• создания различных изделий по собственному замыслу из бумаги, картона, природных и текстильных материалов, проволоки, фольги, полуфабрикатов, деталей конструктора;

• осуществления сотрудничества в совместной работе;

• соблюдения санитарно-гигиенических правил при работе с компьютерной клавиатурой.


Планируемые результаты изучения предмета «Технология»


Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Технология»

к концу 3-го года обучения

Личностными результатами изучения курса «Технология» в 3–м классе является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать поступки в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


Познавательные УУД

- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;

- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).


Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);

- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

- уважительно относиться к позиции товарища, пытаться договариваться.


Предметными результатами освоения учебной программы по предмету Технология» к концу 3-го года обучения является формирование следующих умений:


  • рассказывать о современных профессиях, связанных с сельскохозяйственной техникой и описывать их особенности;

  • анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль;

  • осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;

  • выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды);

  • применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник), колющими (шило);

  • экономно размечать материалы на просвет, по линейке и по угольнику;

  • работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

  • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;

  • изготавливать плоскостные изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;

  • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;

  • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;

  • изготавливать несложные конструкции изделий по рисункам, простейшему чертежу, эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Учебно-тематический план

Тема

Количество
часов

1

Бумага и картон

15

2

Текстильные материалы

10

3

Металлы

2

4

Утилизированные материалы

2

5

Конструирование и моделирование

2

6

Природный материал

3


Итого

34


Содержание учебного предмета «Технология»

Общекультурные и общественные компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность в жизни человека

Распространённые виды профессий, связанные с сельскохозяйственной техникой.

Общее представление о технологическом процессе

Анализ задания, планирование трудового процесса, поэтапный контроль, навыки сотрудничества.

Элементарная творческая и проектная деятельность

Сбор информации о создаваемом изделии, выбор лучшего варианта, проверка изделия в действии. Результат проектной деятельности – «Парк сельскохозяйственных машин».

Самообслуживание

Декоративное оформление культурно-бытовой среды.


Технология ручной обработки материалов.

Искусственные материалы

Бумага и картон (15 ч)

Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций и для принтера, копирка, крепированная, калька. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина, фактура поверхности, прочность.

Практическое применение картона в жизни. Виды картона, используемые на уроках: цветной, коробочный, гофрированный. Свойства картона: цвет прочность, толщина, гибкость, жёсткость, фактура поверхности. Сравнение свойств разных видов картона между собой и со структурой бумаги.

Выбор картона для изготовления изделия с учётом свойств по его внешним признакам. Экономное расходование бумаги и картона при разметке на глаз, через копирку, на просвет, по шаблону, по линейке и по угольнику. Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза и сгиба). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.

Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона: карандаш простой, ножницы, канцелярский нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, шаблоны, подкладной лист, дощечка для выполнения работ с канцелярским ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа, шила.

Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, резание, надрезание канцелярским ножом, прокалывание шилом, сгибание, скручивание, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное, скобами, гвоздём, проволокой, «в надрез»), переплетение (соединение в «щелевой замок»).

Практические работы: изготовление новогодних подвесок, декоративных композиций, упаковок, коробок, подставок для письменных принадлежностей, планшетов, картонных фигурок для театра с подвижными элементами.


Текстильные материалы (10 ч)

Общее представление о текстильных материалах, их практическое применение в жизни.

Виды тканей, используемые на уроках: ткани растительного и животного происхождения. Сопоставление тканей по основным свойствам: цвету, фактуре поверхности, толщине. Экономное расходование ткани при раскрое парных деталей. Нитки, используемые на уроках: швейные, мулине, для вышивания. Выбор ниток для изготовления изделия в зависимости от их свойств.

Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки. Приёмы рационального и безопасного использования игл и булавок.

Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком и петелькой, продёргивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную основу, сшивание деталей из ткани петельным швом, вышивание стебельчатым и тамбурным швами.

Практические работы: изготовление обложек для записных книг, открыток, закладок, аппликаций, кукол для пальчикового театра, коллажа, нитяной графики.


Металлы (2 ч)

Виды металлов, используемые на уроках: фольга, проволока. Свойства фольги: цвет, блеск, толщина, прочность, гибкость, способность сохранять форму.

Экономное расходование материалов при разметке.

Инструменты и приспособления для обработки металлов: ножницы, пустой стержень шариковой ручки, подкладная дощечка.

Основные технологические операции ручной обработки металлов: разметка на глаз, по шаблону, резание ножницами, скручивание.

Практические работы: изготовление новогодних украшений, креплений для подвижного соединения деталей картонных фигурок.

Утилизированные материалы (3 ч)

Вид материала: пластмассовые разъёмные упаковки-капсулы. Инструменты и приспособления для обработки утилизированных материалов: ножницы, шило, фломастер, дощечка для выполнения работ с шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, шила.

Основные технологические операции ручной обработки утилизированных материалов: разметка по шаблону, надрезание ножницами, прокалывание шилом, сборка деталей (гвоздиком), отделка клейкой бумагой.

Практические работы: изготовление игрушек-сувениров.


Конструирование и моделирование (2 ч)

Понятие о конструкции изделия. Различные виды конструкции (разъёмная, неразъёмная) и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей (подвижное и неподвижное). Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления по назначению изделия). Конструирование и моделирование несложных технических объектов по рисунку, схеме и простейшему чертежу, эскизу, по заданным условиям (функциональным, декоративно-художественным).

Практические работы: изготовление устройства, демонстрирующего циркуляцию воздуха; змейки для определения движения тёплого воздуха; устройства из полос бумаги; компаса; весов для определения веса воздуха; флюгера.
























Материально-техническое обеспечение программы:


1. Рагозина Т.М., Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 3 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2012г.

2. Рагозина Т.М. Технология. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы.— М.: Академкнига/Учебник, 2015г.

3. Рагозина Т.М. Технология. 3 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2014г.


Развёрнутое календарно-тематическое планирование по предмету «Технология»

(34 часа – 1 час в неделю)


п/п

Тема урока



Тип урока

Виды деятельности Элементы содержания

Планируемые результаты

Дата

по

плану

Дата по факту

предметные

метапредметные

личностные

Изготовление изделий из бумаги и картона - 4 часа

1

Приемы работы с бумагой и картоном – разметка заготовки с помощью угольника. Мера для измерения углов

Комбинированный урок

Картон, свойства картона, шаблон, готовое изделие

Знать свойства картона. Уметь выполнять разметку шаблона изделия по эскизу; использовать вырезанный шаблон для разметки нужного количества деталей

Уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное

Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним




2

Приемы работы с бумагой и картоном – разметка коробки по шаблону. Подставка для письменных принадлежностей

Вводный урок

Картон, развёртка, рицовка

Свойства картона

Знать свойства картона; понятия «развёртка», «рицовка».

Уметь анализировать чертёж развёртки коробки и выполнять из картона подставку для карандашей и ручек.

Формулировать и удерживать задачу. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Адекватная мотивация
учебной деятельности



3

Приемы работы с бумагой и картоном – разметка коробки по чертежу. Коробка со съемной крышкой

Комбинированный урок

Картон, свойства картона, готовое изделие

Знать, что волокна в картоне неоднородны. Уметь делать коробку из картона для хранения мелких предметов

Прогнозировать

действия, необходимые для получения декоративно-художественного

эффекта.

Формирование чувство прекрасного к эстетической оценке окружающей среды обитания



4

Декоративное оформление коробки со съемной крышкой

Комбинированный урок

Узор, плетеный узор

Уметь украшать коробку со съёмной крышкой для хранения мелких предметов

Формулировать и удерживать задачу.

Адекватная мотивация
учебной деятельности



Разметка деталей из бумаги способом сгибания. Оригами. – 2 часа

5

Оригами. Образы животных в оригами.

Урок открытия новых знаний


Понятие «оригами», способ получения квадрата. Правила сгибания.

Иметь представления об оригами.

Уметь изготавливать изделия из бумаги способом складывания.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место

Осознание социально значимой и социально оцениваемой деятельности




6

Оригами. Образы животных в оригами.

Комбинированный урок

Понятие «базовая форма», оригами. Изготавливать изделия из бумаги способом складывания

Иметь представления об оригами.

Уметь изготавливать изделия из бумаги способом складывания.

Планировать предстоящую практическую работу, соотносить действия с поставленной целью.

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.



Изделия из природного материала – 3 часа

7

Композиция на плоскости из засушенных растений и семян.

Аппликация «Подводный мир»

Урок открытия новых знаний

Освоение различных способов работы и создания различных видов композиции

Уметь использовать формы и образы природы в декоративно-прикладных изделиях.


Анализировать образцы,

обсуждать их и сравнивать.


Формирование познавательных потребностей и учебных мотивов



8

Лепка птиц из пластилина (глины)

Урок открытия новых знаний

Пластилин (глина), свойства


Знать свойства глины или пластилина (цвет, пластичность, сохранять форму) Уметь лепить декоративных птиц, выполняя работу по заданному плану.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

Формирование познавательных потребностей и учебных мотивов



9

Лепка декоративных пластин

Урок открытия новых знаний

Понятие «пластина», декоративная пластина

Знать понятие «пластина» Уметь выполнять декоративную пластину из глины; выбирать материал для работы; выполнять работу по алгоритму

Составлять план и последовательность действий.

Делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла



Изделия из текстильных материалов – 3 часа


10


Моделирование и конструирование из текстильных материалов. Куклы для пальчикового театра

Урок открытия новых знаний

Понятие «выкройка».

Уметь изготавливать кукол для пальчикового театра, пользуясь выкройкой выполнять декоративное оформление куклы

Знать понятие «выкройка».

Уметь делать выкройку изделия, сшивать детали петельным швом

Высказывать свою точку зрения и

пытаться её обосновать, приводя аргументы

.

Описывать свои чувства и ощущения от изделий декоративно-прикладного характера



11

Моделирование и конструирование из текстильных материалов. Декоративное оформление и отделка изделия

Комбинированный урок

Понятие «выкройка».

Уметь изготавливать кукол для пальчикового театра, пользуясь выкройкой выполнять декоративное оформление куклы


Знать понятие «выкройка».

Уметь выполнять декоративное оформление куклы

Составлять план и последовательность действий.

Делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла



12


Моделирование и конструирование из текстильных материалов. Коллаж « Семейные портреты»

Урок открытия новых знаний

Коллаж, портрет, текстильные материалы, бисер, пуговицы


Знать понятия «коллаж», «портрет».

Уметь выполнять коллаж из текстильных материалов, используя для отделки бисер, проволоку, пуговицы

Рассматривать, анализировать, сравнивать особенности формы, фактуры, окраски природных материалов.


Формирование основ

организации учебной деятельности



Изготовление изделий из бумаги и картона - 3 часа

13

Приемы работы с бумагой и картоном.

Упаковка для подарков

Урок открытия новых знаний

Декор, упаковка, способы скручивания бумаги, декоративное оформление


Знать понятие «декор», способы скручивания бумаги. Уметь изготавливать упаковку для подарков и выполнять декоративное оформление предметов быта

Строить работу в соответствии с инструкцией.


Осмысление основных критериев оценивания своей деятельности



14

Приемы работы с бумагой и картоном. Основа для открытки. Выполнение вышивки

Урок открытия новых знаний

Картон, разметка изделия, открытка.

Вышивка, виды швов: тамбурный, стебельчатый.

Знать виды швов: тамбурный, стебельчатый.

Уметь выполнять разметку и декоративное оформление изделия

Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации


Формирование

доброжелатель

ного отношения к товарищам



15

Декоративное оформление открытки - ландшафта

Урок открытия новых знаний

Понятия открытка, ландшафт, эскиз.

Знать понятия «открытка»,

«ландшафт».

Уметь выполнять основу для открытки из альбомного листа; размечать полоски по эскизу

Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.

Производить оценку выполненной работы

Проектировать собственный творческий замысел

по созданию изделия



Изготовление изделий из текстильного материала – 4 часа

16

17

Изготовление изделий из текстильного материала. Аппликация из ниток

Комбинированный урок


Понятия «панно», «композиция».

Приемы связывания ниток в пучок, моделирование из ниток.


Знать понятия «панно», «композиция», приемы связывания ниток в пучок.

Уметь выполнять декоративное панно из ниток.


Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности

Формирование познавательных потребностей и учебных мотивов трудовой деятельности




18

Приемы работы с текстильными материалами. Нитяная графика на картонной основе

Урок открытия новых знаний

Техника ««нитяная графика», паспорту Натягивание нитей по всем углам.

Знать приёмы работы техники

«нитяная графика»

Уметь выполнять работу по данному алгоритму; натягивать нитки в данной последовательности


Составлять план и последовательность действий.

Делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла



19

Уход за одеждой. Декоративные элементы одежды.

Урок открытия новых знаний

Мелкий ремонт одежды. Правила ухода за одеждой.

Знать правила ухода за одеждой.

Уметь пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями

Определять общую цель и пути её достижения. Проектировать конструкцию и декор изделия в соответствии с задачей.

Соблюдение правил поведения на уроке



Подготовка к встрече Нового года – 2 часа

20

Приемы работы с различными материалами. Новогодние игрушки.

Урок открытия новых знаний

Развёртка куба, игрушки из развёртки куба

Знать понятие «развѐртка куба».

Уметь делать новогодние игрушки из развѐрток куба


Делать выбор способов реализации собственного замысла

Проявление уважительного отношения к работам одноклассников



21

Приемы работы с фольгой Украшение из фольги

Урок открытия новых знаний

Свойства фольги, шаблон, ёлочные украшения

Знать правила работы с фольгой.

Уметь выполнять шаблон для изготовления трубочек по размерам, указанным на эскизе; собирать по схеме из трубочек-заготовок ёлочные украшения


Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий

Учиться вырабатывать критерии оценки и определять

степень успешности выполнения своей работы и работы других детей



Изделия из картона и бумаги - 5 часов

22

Приемы работы с бумагой и картоном – соединение листов сшиванием. Ремонт книг с заменой обложки

Комбинированный урок

Части книги: книжный блок, корешок, обложка

Знать части книги - «книжный блок», «корешок», «обложка». Уметь выполнять разметку обложки и корешка из бумаги и выполнять ремонт книг


Творчески использовать

приобретенные знания и

умения в своей деятельности.


Соблюдение правил поведения при сотрудничестве



23

24

Моделирование объемных изделий. Поздравительные открытки из гофрированного картона

Урок открытия новых знаний

Гофрированный картон и его свойства, декоративное оформление

Знать свойства гофрированного картона.

Уметь размечать детали открытки по эскизу и соединять гофрированные детали


Планировать последовательность практических действий для реализации замысла

Осмысление основных критериев оценивания своей деятельности



25

26

Моделирование и конструирование из бумаги Декоративное панно

Урок рефлексии

Понятия «планшет», «кант», «декоративное панно»

Знать понятия «планшет», «кант», «декоративное панно».

Уметь изготавливать декоративное панно

Принимать учебно-познавательную задачу, понимать алгоритм действий,

выполнять работу на его основе.


Формирование основ организации учебной деятельности



Изготовление изделий из утилизированных материалов – 3 часа

27

28

Приемы работы с различными материалами. Игрушки – сувениры из пластмассовых упаковок – капсул.

Урок открытия новых знаний

Упаковка – капсула, свойства материалов


Знать свойства материалов.

Уметь выполнять сувениры из упаковок-капсул, анализируя приёмы работы по рисунку



Прогнозировать действия для выполнения практической работы.

Проектировать собственный творческий замысел

по созданию изделия



29

Брелок из проволоки. Бисероплетение.

Комбинированный

урок

Бисер, свойства бисера, бисероплетение

Знать приёмы работы с бисером и проволокой.

Освоение способов бисероплетения.


Планировать умственные

и практические действия

Проявление уважительного отношения к работам одноклассников



Изготовление изделий из текстильных материалов – 3 часа


30

31

Изготовление мягкой игрушки. Слоненок.

Комбинированный

урок

Шаблон, выкройка, текстильные материалы, шов «вперед иголка»

Знать «шов вперед иголка».

Уметь размечать детали изделия на картоне; вырезать их из ткани и сшивать между собой

Творчески использовать

приобретенные знания и

умения в своей деятельности.

Соблюдение правил поведения при сотрудничестве



32

Приемы работы с картоном. Картонные фигурки с элементами движения для театра

Комбинированный урок

Разметка деталей, соединение, фигурки для театра

Уметь размечать детали изделия на картоне и бумаге; вырезать и соединять детали; выполнять картонные фигурки для театра

Определять наиболее целесообразные способы выполнения работы.

Производить контроль и оценку результатов работы.



Конструирование моделирование – 2 часа

33

Работа с конструктором Модель тележки-платформы

Комбинированный

урок

Конструктор и его детали, правила сборки

Знать правила работы с конструктором

Уметь выполнять способы соединения деталей конструктора по рисунку, собирать модели из конструктора

Уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять

известное и неизвестное

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений




34

Проект коллективного создания моделей грузовых машин

Комбинированный

урок

Конструктор и его детали, правила сборки

Знать правила работы с конструктором

Уметь выполнять способы соединения деталей конструктора по рисунку, собирать модели из конструктора

Творчески использовать

приобретенные знания и

умения в своей деятельности.


Соблюдение правил поведения при сотрудничестве









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по предмету "Технология" УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

Автор: Малышева Ольга Николаевна

Дата: 17.08.2015

Номер свидетельства: 225658

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа" "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-umk-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "127355"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415294790"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Рабочая программа учебного предмета "Технология" УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(106) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-tiekhnologhiia-umk-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "225663"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439817140"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» (базовый уровень) для 1 класса "
    ["seo_title"] => string(95) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-umielyie-ruchki-bazovyi-urovien-dlia-1-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "110879"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406724317"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "100782"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402393336"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Рабочая программа по технологии для 3 класса. УМК "Перспективная начальная школа" "
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-3-klassa-umk-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "111252"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1407300906"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства