Рабочая программа по русскому языку 4 класс 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по русскому языку 4 класс 2014-2015 учебный год
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 4 класс 2014-2015 учебный год»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
ЛОПАТЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено
Руководитель МО начальных классов:
__________ В.Н.Медведева
Пр.№ ____ от _______ 2014 г
Согласовано
Заместитель директора по УВР:
__________ Е.В.Чепилко
__________________ 2014 г.
Утверждаю
Директор школы:
_______________Е.В.Бондаренко
Приказ № ____ от ______ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 КЛАСС
Составлена
Шкуратовой
Еленой Александровной,
учителем начальных классов
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2013.
2. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2013.
Общая характеристика учебного предмета1
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
– формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
– развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
– развитие коммуникативных умений;
– развитие нравственных и эстетических чувств;
– развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
Курс «Русский язык» в 4 классе рассчитан на 153 ч (5- 4 ч. в неделю, 34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию6.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.7
Итоговый контроль предполагается проводить в виде предметной и межпредметной (комплексной) проверочной работы. Предметная проверочная работа должна включать разноуровневые задачи на ведущие предметные и метапредметные способы/средства действия. Особое внимание в такой проверочной работе будет уделено контролю освоения четвероклассниками умений контролировать и оценивать свою и чужую работу, использовать знаково-символические средства для представления информации. Комплексная проверочная работа также контролирует освоение базовых предметных и отдельных универсальных способов действия, прежде всего навыков чтения, умения работать с текстом, схемами, понимать и выполнять инструкции. В качестве итоговой оценочной процедуры предполагается использование портфолио ученика. Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Для текущего контроля и коррекции хода обучения будут использоваться тестовые методики проверки знаний, умений и навыков, специально разработанные разноуровневые задания, результаты которых будут фиксироваться в специальных оценочных листах.
Все контрольно-оценочные процедуры предусматривают приоритет самооценки учащегося.
Планируемые результаты по итогам обучения в 4 классе8
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:
• становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
• осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
• восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
• понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
• развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
• понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
• развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
• развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
• развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
• развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
• установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные.
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
• принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
• выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
• уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
• записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
• ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
• использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
• овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
• осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные.
Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:
• уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
• ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
• понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
• строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
• строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
• активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
• применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:
• первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
• представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
• позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
• понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
• овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
• приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
• освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
• овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
• овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
• практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
• выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
• овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
• овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
• пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;
• письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
• сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
• составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, сюжетному рисунку, репродукциям картин художников, заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);
• письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
• проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
• пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
• подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
• различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
• создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
• анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
• оформлять результаты исследовательской работы;
• редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА
Обучающийся научится:
• произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);
• пользоваться «Орфоэпическим словарем» при определении правильного произношения слова (обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
• различать звуки и буквы;
• классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочения слов и поиска нужной информации;
• пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).
Обучающийся получит возможность научиться:
• выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).
ЛЕКСИКА
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
• выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
• распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
• подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
• пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
• оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
• работать с разными словарями;
• приобретать опыт редактирования предложения (текста).
СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)
Обучающийся научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
• находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
• находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
• узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
• сравнивать, классифицировать слова по их составу;
• соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
• понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
• образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
• понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
• узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);
• разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
• подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
МОРФОЛОГИЯ
Обучающийся научится:
• определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
• распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);
• пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
• выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;
• определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
• определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
• распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов – время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
• определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
• иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;
• различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
• понимать роль союзов и частицы не в речи;
• подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
• разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
• сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
• различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
• склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
• различать родовые и личные окончания глагола;
• наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
• проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
• находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
СИНТАКСИС
Обучающийся научится:
• различать предложение, словосочетание и слово;
• устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
• составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;
• соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
• классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
• выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
• находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
• распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
• составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
• различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
• находить в предложении обращение;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
Обучающийся научится:
• применять ранее изученные правила правописания:
– раздельное написание слов;
– сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
– сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
– перенос слов;
– прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
– проверяемые безударные гласные в корне слова;
– парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
– непроизносимые согласные;
– непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными;
– гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
– разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;
– мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
– соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
– е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
– безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
– безударные падежные окончания имён прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
– раздельное написание частицы не с глаголами;
– мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
– мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
– безударные личные окончания глаголов;
– раздельное написание предлогов с другими словами;
– знаки препинания в конце предложения: точка (.), вопросительный (?) и восклицательный (!) знаки;
– знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• подбирать примеры с определённой орфограммой;
• пользоваться «Орфографическим словарём» учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
• безошибочно списывать текст (объёмом 80–90 слов);
• писать под диктовку тексты (объёмом 75–80 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
• применять правила правописания:
– соединительные гласные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
– е и и в суффиксах -ек-, -ик-;
– запятая при обращении;
– запятая между частями в сложном предложении;
• объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме материала изучаемого курса);
• определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
• применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
• при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости. Работа по устранению недочётов графического характера в почерках учащихся.
Содержание курса
Виды речевой деятельности2
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение.Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста3.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Систематический курс4
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика5. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса-ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное.Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие.Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
• сочетания чк–чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); • непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Содержание учебного материала
Раздел программы
Содержание УУД
Кол-во часов
Повторение.
Учащиеся учатся различать язык и речь, анализировать высказывания о русском языке
9 часов
Предложение.
Учатся различать текст и предложение, отличать предложение от группы слов, выделять части текста, классифицировать предложения по цели высказывания, выделять в предложении словосочетание
8 часов
Слово в языке и речи
Учатся распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать со словарями, находить в тексте фразеологизмы, распознавать изученные части речи, однокоренные слова, определять наличие в слове наличие изученных орфограмм, выделять в слове корень
16 часов
Имя существительное.
Учатся различать им. существительные, определять признаки, присущие им. сущ., различать сущ. по падежам, определять склонение им. сущ., обосновывать написание безударного падежного окончания.
40 часов
Имя прилагательное.
Учатся находить прилагательные среди других слов в тексте, образовывать прилаг. при помощи суффиксов, определять род и число и падеж им. прил., изменять по числам и родам, определять и обосновывать написание безударного падежного окончания им. прилаг.
30 часов
Личные местоимения.
Учатся распознавать местоимения среди других частей речи, определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица, определять падеж личных местоимений.
8 часов
Глагол.
Различать глагол среди других слов и в тексте, определять изученные грамматические признаки глагола, различать неопределённую форму глагола, определять лицо и число глаголов.
30 часов
Повторение.
Обобщить и систематизировать изученный материал, совершенствовать грамматико-орфографические и речевые умения и навыки, умения делать логические заключения
12 часов
Тематическое планирование
№п\п
Наименование разделов и тем
Общее количество часов
В том числе на:
Уроки
Работы по развитию речи
Контрольные работы
Проекты
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Повторение
Предложение
Слово в языке и речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Личные местоимения
Глагол
Повторение
9
8
16
40
30
8
30
12
7
4
13
33
22
6
23
9
1
2
2
4
6
1
5
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
Календарно – тематическое планирование (153 ч.)
№ урока
№ урока в разделе
Наименование раздела и тем
Характеристика основной деятельности ученика
Дата проведения
Примечания
План
Факт
Повторение (9 ч.)
1
1
Знакомство с учебником «Русский язык». Язык и речь. Формулы вежливости.
Анализировать высказывания о русском языке.
2
2
Текст и его план.
Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста. Составлять план текста. Соблюдать нормы построения текста.
3
3
Обучающее изложение текста «Первая вахта».
Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность его написания.
4
4
Анализ изложения. Типы текстов.
Сравнивать между собой разные типы текстов. Сопоставлять тексты разного стиля.
5
5
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации.
Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации.
6
6
Диалог. Обращение.
Находить обращение в предложении. Составлять предложения с обращением.
7
7
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении. Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения. Разбирать предложения по членам.
8
8
Контрольный диктант по теме «Повторение».
Оценивать результаты своей работы.
9
9
Словосочетание.
Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании.
Предложение (8 ч.)
10
1
Однородные члены предложения (общее понятие).
Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.
11
2
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова.
12
3
Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
Составлять рассказ по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень и данному плану.
13
4
Проект «Похвальное слово знакам препинания».
14
5
Простое и сложное предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.
Сравнивать простые и сложные предложения. Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.
15
6
Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Выделять в сложном предложении его основы. Составлять сложные предложения.
16
7
Обучающее изложение.
Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.
17
8
Контрольный диктант по теме «Предложение».
Оценивать результаты выполненной работы.
Слово в языке и речи (16 ч.)
18
1
Слово и его лексическое значение.
Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или определять с помощью толкового словаря.
19
2
Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.
Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значениях.
20
3
Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы.
Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Подбирать к слову синонимы, антонимы.
21
4
Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.
22
5
Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок.
23
6
Правописание гласных и согласных в корнях слов.
Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.
24
7
Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах.
25
8
Правописание приставок и суффиксов.
26
9
Разделительные твёрдый и мягкий знаки.
Работать с орфографическим словарём.
27
10
Обучающее изложение.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи.
28
11
Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи.
Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи.
29
12
Склонение имён существительных и имён прилагательных.
Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Находить наречия среди данных слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте.
30
13
Имя числительное. Глагол.
31
14
Наречие как часть речи. Правописание наречий.
32
15
Сочинение-отзыв по картине В. М. Васнецова «Иван - Царевич на Сером волке».
Обсуждать представленный отзыв С. И. Мамонтова о картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст - отзыв о картине художника.
33
16
Контрольный диктант по теме «Части речи».
Оценивать результаты выполненной работы.
Имя существительное (40 ч.)
34
1
Распознавание падежей имён существительных.
Различать имена существительные, определять признаки, присущие именам существительным. Изменять имена существительные по падежам.
35
2
Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных.
Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различать имена существительные в начальной и косвенной формах.
36
3
Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном, дательном падежах.
37
4
Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах.
38
5
Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.
Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных в речи.
39
6
Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных.
Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения.
40
7
Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения.
Подбирать примеры существительных 1-го склонения.
41
8
Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег».
Составлять описательный текст по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег»(под руководством учителя).
42
9
2-е склонение имён существительных.
Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения.
43
10
Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения.
Подбирать примеры существительных 2-го склонения.
44
11
3-е склонение имён существительных.
Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения.
45
12
Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения.
Подбирать примеры существительных 3-го склонения.
46
13
Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.
Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям.
47
14
Обучающее изложение.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи.
48
15
Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.
Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.
49
16
Именительный и винительный падежи.
Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и.
50
17
Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.
Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.
Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.
52
19
Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.
53
20
Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.
Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.
54
21
Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.
55
22
Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже.
56
23
Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже.
57
24
Правописание имён существительных в предложном падеже.
58
25
Упражнение в правописании имён существительных в предложном падеже.
59
26
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.
60
27
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.
61
28
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.
62
29
Сочинение по картине В. А. Тропинина «Кружевница».
Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница».
63
30
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
Оценивать результаты выполненной работы.
64
31
Анализ контрольного диктанта. Повторение.
Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.
65
32
Склонение имён существительных во множественном числе.
Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа. Контролировать правильность в записи и в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе в именительном и в родительном падеже.
Подробно излагать содержание повествовательного текста.
71
38
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе.
Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе в именительном и в родительном падеже.
72
39
Контрольный диктант за первое полугодие.
Оценивать результаты выполненной работы.
73
40
Анализ контрольного диктанта.
Проект «Говорите правильно».
Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже.
Имя прилагательное (30 ч.)
74
1
Имя прилагательное как часть речи.
Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.
75
2
Род и число имён прилагательных.
Определять род и число имён прилагательных. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний.
76
3
Сочинение-описание на тему «Моя любимая игрушка».
Сочинять текст о любимой игрушке.
77
4
Склонение имён прилагательных.
Изменять имена прилагательные по падежам.
78
5
Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова «Мика Морозов».
Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины.
79
6
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице. Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написания.
80
7
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.
81
8
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.
82
9
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.
83
10
Именительный, винительный, дательный падежи.
84
11
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.
85
12
Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
86
13
Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца. Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль. Проводить лексический анализ слов – имён прилагательных.
87
14
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написания.
88
15
Склонение имён прилагательных женского рода.
Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода, проверять правильность написанного.
89
16
Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.
90
17
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.
91
18
Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода.
Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода, проверять правильность написанного.
92
19
Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных.
93
20
Изложение описательного текста.
Подробно излагать содержание повествовательного текста.
94
21
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода, проверять правильность написанного.
95
22
Склонение имён прилагательных во множественном числе.
Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам.
96
23
Сочинение – отзыв по картине Н. К. Рериха «Заморские гости».
Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости».
97
24
Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.
Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.
98
25
Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.
99
26
Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.
100
27
Обобщение по теме «Имя прилагательное».
Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного.
101
28
Сочинение -отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Высказывать своё мнение о картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».
102
29
Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
103
30
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
Оценивать результаты выполненной работы.
Местоимение (8 ч.)
104
1
Анализ контрольного диктанта.
Местоимение как часть речи.
Распознавать местоимения среди других частей речи.
105
2
Личные местоимения.
Определять наличие в тексте местоимений.
106
3
Изменения личных местоимений
1-го и 2-го лица по падежам.
Работать с таблицей склонения личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам.
107
4
Изменение личных местоимений
3-го лица по падежам.
Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица.
108
5
Изменение личных местоимений по падежам.
Различать начальную и косвенную формы личных местоимений. Раздельно писать предлоги с местоимениями.
109
6
Изложение повествовательного текста с элементами описания.
Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста.
110
7
Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение».
Работать с памяткой «Разбор местоимений как части речи». Выполнять разбор местоимения как части речи.
111
8
Контрольный диктант по теме «Местоимение».
Оценивать результаты выполненной работы.
Глагол (30 ч.)
112
1
Анализ контрольного диктанта.
Роль глаголов в языке.
Различать глаголы среди других слов и в тексте. Определять изученные грамматические признаки глаголов.
113
2
Изменение глаголов по временам.
Трансформировать текст, изменяя время глагола.
114
3
Неопределённая форма глагола.
Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь).
115
4
Неопределённая форма глагола.
Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола.
116
5
Изменение глаголов по временам.
Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам.
117
6
Изложение повествовательного текста по цитатному плану.
Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.
118
7
Анализ изложения. Спряжение глаголов.
Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста. Определять лицо и число глаголов.
119
8
Спряжение глаголов.
Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов.
120
9
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.
Определять роль мягкого знака в окончаниях глаголов 2-го лица ед. числа в настоящем и будущем времени.
121
10
Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».
Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины.
122
11
1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени.1 и 2 спряжение глаголов будущего времени.
Использовать правило при написании глаголов 2-го лица ед. числа в настоящем и будущем времени.
123
12
Наши проекты. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола. Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.
124
13
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
125
14
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
126
15
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
127
16
Возвратные глаголы.
Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы.
128
17
Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.
Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени.
129
18
Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.
130
19
Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок.
Составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписывать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова.
131
20
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы.
132
21
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.
133
22
Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.
134
23
Изложение повествовательного текста по вопросам.
Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.
135
24
Контрольный диктант по теме «Глагол».
Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.
136
25
Анализ контрольного диктанта. Повторение.
Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.
137
26
Обобщение по теме «Глагол».
138
27
Обобщение по теме «Глагол».
139
28
Изложение повествовательного текста.
Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное.
140
29
Проверка знаний по теме «Глагол».
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
141
30
Анализ изложения, тестовой работы. Повторение.
Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста.
Повторение (12 ч.)
142
1
Язык. Речь. Текст.
143
2
Предложение и словосочетание.
144
3
Итоговый контрольный диктант.
145
4
Анализ контрольного диктанта. Лексическое значение слова.
146
5
Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И. И. Шишкина «Рожь».
147
6
Состав слова.
148
7
Изложение повествовательного текста по цитатному плану.
149
8
Анализ изложения. Состав слова.
150
9
Части речи.
151
10
Части речи.
152
11
Звуки и буквы.
153
12
Игра «По галактике Частей Речи».
Итого: 153 часа.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Книгопечатная продукция
Горецкий В. Г., Канакина В. П. и др. Русский язык.
Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2012.
Учебники
1 Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс.
В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2014.
2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс.
чебник. 4 класс.
В 2 ч. Ч.2. - М.: Просвещение, 2014.
Рабочие тетради
1.Канакина В. П., Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс.
В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2014.
2. Канакина В. П., Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс.
В 2 ч. Ч.2. - М.: Просвещение, 2014.
Методические пособия для учителя
Канакина В. П. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс.
Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы.
Канакина В. П. Работа с трудными словами. 1-4 классы.
Печатные пособия
Комплект таблиц для начальной школы по русскому языку. 4 класс.
1. Фонетика и орфоэпия. Гласные звуки и буквы. Буквы е, ё, ю, я. Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости и твердости согласных звуков. Шипящие согласные звуки.
2. Состав слова (морфемика). Значимые части слова. Словообразование. Порядок разбора слова по составу.
3. Самостоятельные части речи (морфология). Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Глагол. Местоимение. Наречие.
4. Синтаксис. Текст. Предложение. Словосочетание. Порядок разбора предложения.
5. Орфография и пунктуация. Проверяемые орфограммы в корне слова. Правописание приставок и суффиксов. Непроверяемые орфограммы в слове. Знаки препинания.
6. Развитие речи. Серия репродукций.
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный.
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства
Электронное сопровождение к учебнику «Русский язык», 4 класс
Технические средства обучения
Магнитная доска.
Экспозиционный экран.
Ксерокс.
Персональный компьютер.
Диапроектор (эпидиаскоп).
Мультимедийный проектор
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.