Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предметам. 4 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, авторской программы Неменского Б. М. Изобразительное искусство
М.: Просвещение, 2011.
Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Цели программы:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачипрограммы:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Содержание программы (34часа) 4 класс
Каждый народ-художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)
Истоки родного искусства – 8 час.
Пейзаж родной земли.
Красота природы в произведениях русской живописи.
Деревня — деревянный мир.
Украшения избы и их значение.
Красота человека.
Образ русского человека в произведениях художников.
Календарные праздники.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли – 7 час.
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник- 11 час.
Страна Восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии.
Образ женской красоты.
Народы гор и степей.
Юрта как произведение архитектуры.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Мифологические представления Древней Греции.
Европейские города Средневековья
Образ готического храма.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы – 8 час.
Материнство.
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Место предмета в учебном плане
На изучение изобразительному искусству в 4 классе отводится 34 учебных часа в год, из расчёта 1 учебный час в неделю, 34 недели. Количество часов по темам соответствует авторской программе.
Таблица тематического распределения часов.
№
Содержание программного материала
Количество часов по авторской программе
Количество часов по рабочей программе
1
Истоки родного искусства
8ч
8ч
2
Древние города нашей земли
7ч
7ч
3
Каждый народ- художник
11ч
11ч
4
Искусство объединяет народы
8ч
8ч
Итого:
34 часа
34 часа
Требования к планируемым результатам.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
Регулятивные:
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные:
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России
и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
№
п/п
сроки
Тема урока.
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
План
дата
Факт
дата
Понятия
Предметные
результаты
УУД
Личностные результаты
1
2
3
4
6
7
8
9
1
Пейзаж родной земли
Пейзаж, живо-пись
Овладение живописными навыками
П.: характеризовать красоту природы родного края;
Р.: формулировать учебную задачу;
К.: слушать и понимать речь других;
Формирование потребностей в общении с искусством, природой
2
Пейзаж родной земли
Овладение живописными навыками
П.: изображать характерные особенности родной природы;
Р.: формулировать учебную задачу;
К.: отвечать на вопросы учителя;
Формирование потребности в самостоятельной творческой деятельности
3
Изображение избы или её моделирование из бумаги
Изба, амбар, колодец
Овладение навыками конструирова-ния
П.: изображать графически или живописными средствами образ русcкой избы
Р.: организовывать своё рабочее место;
К.: развивать навыки сотрудничества;
Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины
4
Изображение избы или её моделирование из бумаги(образ русской деревни)
Венец, конёк
Овладение навыками коллективной деятельности
П.: создать коллективное панно из индивидуальных изображений;
Р.: использовать знаково-символические средства;
К.: участвовать в коллективной работе
Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины
5
Изображение женских образов в народных костюмах
Наряд, народный костюм
Овладение навыками изображения фигуры человека
П.: анализировать конструкцию русского народного костюма;
Р.: формулировать учебную задачу;
К.: задавать вопросы,
Понимание особой роли искусства в жизни общества и отдельного человека
6
Изображение мужских образов в народных костюмах
Наряд, народный костюм
Овладение навыками изображения фигуры человека
П.: характеризовать образы человека в произведениях художников;
Р.: оценивать свою работу;
К.: слушать и понимать речь других;
Понимание особой роли искусства в жизни общества и отдельного человека
7
Изображение сцен труда из крестьянской жизни
Приобретение умения изображать сцены труда
П.: изображать сцены труда из крестьянской жизни;
Р.: планировать работу;
К. принимать разные мнения;
Воспевание труда
8
Народные праздники
Ярмарка, народное гулянье
Овладение на практике элементарными основами композиции
П.: знать несколько произведений рус. художников на тему народных праздников;
Р.: оценивать свои достижения;
К.: участвовать в коллективной работе
Эстетическая оценка красоты и значение народных
праздников
9
Родной угол
Пропорция, вертикаль , горизонталь
Приобретение умения создавать макет древнерусского города
П.: знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, посад, торг);
Р.: формулировать учебную задачу;
К.: слушать и понимать речь других;
Эстетическая оценка красоты древнерусской архитектуры
10
Древние соборы
Пропорции, ритм объёмов
Овладение навыками изображения или конструирова-ния древнерус-ского каменного храма
П.: получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма;
Р.: планировать работу;
К.: принимать разные мнения;
Эстетическая оценка красоты древнерусской храмовой архитектуры
11
Города Русской земли
Кремль, посад, торг
Овладение навыками коллективной работы
П.: знать основные структурные части города;
Р.: оценивать свои достижения;
К.: участвовать в коллективной работе;
Формирование интереса к истории своей страны
12
Древнерусские воины - защитники
Князь, дружина, воин
Развитие навыка изображения фигуры человека
П.: знать картины русских художников, изображающих древнерусских воинов;
Р.: оценивать свою работу;
К.: рассказывать о картине;
Формирование чувства гордости за искусство своей Родины
13
Новгород, Псков, Владимир, Суз-даль, Москва
Памятник архитектуры
Умение анализировать ценность и неповтори-мость древнерусской архитектуры
П.: рассуждать об общем и особенном в архитектуре разных городов России;
Р.: преобразовывать познавательную задачу в практическую;
К.: выражать своё отношение ;
Эстетическая оценка красоты древнерусского города
14
Узорочье теремов
Терем, боярские палаты. княжес-кие дворцы
Приобретение умения выражать в изображении узорочье интерьера терема
П.: различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров;
Р.: преобразовывать познавательную задачу в практическую;
К.: принимать разные мнения;
Эстетическая оценка красоты древнерусских теремов
15
Пир в теремных палатах
Бояре, стрельцы, прислужники
Создание праздничного панно
П.: понимать стилистическое единство костюмов, интерьера, элементов архитектуры;
Р.: формулировать учебную задачу;
К.: участвовать в коллективной работе;
Формирование интереса к истории своей страны
16
Страна восходящего солнца
Японские сады
Овладение живописными навыками
П.: обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте;
Р.: формулировать учебную задачу;
К.: выражать своё отношение ;
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству
других народов
17
Страна восходящего солнца
Кимоно
Развитие навыка изображения фигуры человека
П.: создавать женский образ в национальной одежде;
Р.: оценивать свои достижения;
К.: сопоставлять красоту русских и японских женщин;
Освоение новых эстетических представлений о красоте мира
18
Страна восходящего солнца
Сакура, хризантема- символ Японии
Овладение навыками коллективной работы
П.: изображать сцены праздника из японской жизни; Р.: преобразовывать познавательную задачу в практическую;
К.: участвовать в коллективной работе;
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству
других народов
19
Народы гор и степей
Юрта, пустое пространство
Овладение живописными навыками
П.: понимать разнообразие и красоту разных регионов планеты;
Р.: формулировать учебную задачу;
К.: слушать и понимать речь других;
Освоение новых эстетических представлений о красоте мира
20
Города в пустыне
Оазис, мечеть, минарет, мавзолей
Овладение навыками конструирова-ния из бумаги
(аппликация) древнего среднеазиатского города
П.: характеризовать особенности культуры Средней Азии;
Р.: оценивать свои достижения;
К.: рассказывать о связи построек и особенностями природы;
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству
других народов
21
Древняя Эллада
Эллада, мифы,
боги
Умение анализировать ценность и неповтори-мость древнегреческой архитектуры
П.: рассуждать об особенностях древнегреческой культуры;
Р.: преобразовывать познавательную задачу в практическую;
К.: выражать своё отношение;
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству
других народов
22
Древняя Эллада
Храм, Акрополь,
скульптура,
Овладение навыками изображения или конструирова-ния древнегреческого храма
П.: понимать разнообразие и красоту разных регионов и эпох нашей планеты;
Р.: формулировать учебную задачу;
К.: слушать и понимать речь других;
Освоение новых эстетических представлений о красоте мира
23
Древняя Эллада
Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней
Создание праздничного панно(коллек-тивная работа)
П.: характеризовать особенности культуры Древней Греции;
Р.: планировать работу;
К.: участвовать в коллективной работе;
Формирование художественно-творческого мышления,
фантазии
24
Европейские города Средневековья
Готика, витражи, ратуша
Развитие навыка изображения архитектурных элементов города
П.: познакомиться с образом готического города;
Р.: планировать работу;
К.: выражать своё отношение;
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству
других народов
25
Европейские города Средневековья
Развитие навыка изображения людей (городской толпы)
П.: познакомиться с особенностями средневекового костюма;
Р.: преобразовывать познавательную задачу в практическую;
К.: слушать и понимать речь других;
Формирование художественно-творческого мышления,
фантазии
26
Многообразие художественных культур в мире
Осознание цельности каждой культуры
П. :узнавать по произведениям искусства художественные культуры;
Р.: оценивать свои достижения и достижения своих товарищей
К.: принимать разные мнения;
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству
других народов
27
Материнство
Богоматерь
Развитие навыка композиционного изображения
П.: анализировать произведения искусства;
Р.: планировать работу;
К.: рассказывать о своих впечатлениях;
Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости
28
Мудрость старости
Развитие навыка восприятия произведений искусства
П.: познакомиться с произведениями искусства Рембрандта, Эль Греко;
Р.: корректировать свою работу;
К.: выражать своё отношение;
Воспитание уважения к старости, мудрости.
29
Сопереживание
Печаль, страдание, горе
Овладение навыками выражения художественными средствами своего отношения к горю, печали
П.: анализировать произведения искусства;
Р.: планировать работу;
К.: рассказывать о своих впечатлениях;
Эмоциональный отклик на образы страдания в произведениях искусства
30
Сопереживание
Овладение навыками выражения художественными средствами своего отношения к горю, печали
П.: понимать ,как искусство воздействует на чувства людей;
Р.: корректировать свою работу;
К.: уметь выражать свои мысли;
Эмоциональный отклик на образы страдания в произведениях искусства
31
Герои-защитники
Памятник, монумент
Овладение навыками изображения в объёме
П.: приводить примеры памятников героям Отечества;
Р.: преобразовывать познавательную задачу в практическую;
К.: рассказывать о своих впечатлениях;
Эстетическая оценка памятников героям
32
Герои-защитники
Овладение навыками композиционного построения в скульптуре
П.: учиться создавать проект памятника;
Р.: оценивать свои достижения и достижения своих товарищей;
К.: принимать разные мнения;
Понимание и сопереживание чувствам людей
33
Юность и надежды
Детство, юность, мечта
Развитие навыка композиционного изображения
П.: анализировать произведения искусства;
Р.: корректировать свою работу;
К.: рассказывать о своих впечатлениях;
Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости
34
Искусство народов мира
Обсуждение работ, обмен мнениями
П.: отвечать на вопросы викторины;
Р.:.: оценивать свои достижения и достижения своих товарищей;
К.: уметь выражать свои мысли;
Формирование эстетических потребностей в общении с искусством
Перечень учебно-методического обеспечения.
1.Неменский Б. М. Программа Изобразительное искусство М., Просвещение, 2011.
2 Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2014.
3.Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1–4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2010.
4. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М., Просвещение, 2011.