Протокол № ___ от «___» _________ 2016 г.
филологии_______________ Хомяк И.А.
Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе «Закона об образовании Донецкой Народной Республики», Государственного образовательного стандарта основного общего образования на 2015-2017 г, программы для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке ( Составители :Данилова И.Н., Король Г.Н. – 2-е издание дополненное и исправленное – Донецк: Истоки, 2016 — 133 с.).Количество часов соответствует Базисному учебному плану для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики на 2016/2017 учебный год-70 часов в год(2 часа в неделю)
При разработке данной рабочей программы были использованы следующие учебно-методические средства:
1. Литература: 5-9 кл: программа для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке / Составители: Данилова И.Н., Король Г.Н. – 2-е издание,дополненное и исправленное – Донецк: Истоки, 2016 — 133 с.
2. Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях Коровина В.Я. и др.
2-е издание - Москва: 2016. Ч.1 - 303с.; Ч.2 - 303с.
Программа предназначена для 5-х классов (основная школа) общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.При составлении учитывался основной тезис новых стандартов образования: цель изучения литературы в школе – формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В программе представлен список произведений для обязательного заучивания наизусть, указаны основные требования к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся. Кроме того, включена графа « Изменение содержательного компонента урока», которая даст возможность учителю вносить изменения непосредственно в рабочей программе, если таковые будут.
№ урока | Тема урока | Основные требования к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся | Дата урока (план) | Дата урока (факт) | Домашнее задание | Рабочие примечания |
Изменение содержательного компонента урока | Другое |
ТЕМА 1. ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 8 ч: 7 + 1 р.р. |
1. | Введение. Литература как искусство слова. Художественное воплощение в литературе моральных ценностей и представлений о мире, отражение жизни, быта, обычаев разных народов. Роль чтения в жизни человек. | Умеет выразить роль чтения в жизни человека Т.л. Понятие о художественной литературе. | 01.09 | | | | |
2. | Фольклор – коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки, загадки – повторение). | Т.л. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). Владеет знаниями понятий о загадках, пословицах и поговорках. | 01.09 | | | | |
3. | Русская народная сказка как отражение представлений об окружающем мире. Особенности русской народной сказки (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и др.). | Умеет различать виды сказок. Т.л. Народная сказка и ее виды. Вариативность народных сказок (начальные представления) | 08.09 | | | | |
4. | «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. | Знает содержание сказки Т.л. Сказочные формулы. Сравнение | 08.09 | | | | |
5. | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. | Раскрывает тему защиты русской земли Т.л. Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). | 15.09 | | | | |
6. | «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» – народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. | Знает о народных представлениях в бытовых сказках | 15.09 | | | | |
7. | Р.р. 1. Обоснование тезиса «Фольклор – сокровищница народной мудрости» | Умеет обосновывать свой ответ | 22.09 | | | | |
8. | Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.) | Знает,что такое летопись Т.л. Летопись (начальные представления) | 22.09 | | | | |
ТЕМА 2. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (ч. I) 6 ч: 5 + 1к.р. |
9. | М.В. Ломоносов (1711–1765). Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» – научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. | Т.л. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Различает жанры литературы (начальные представления). | 29.09 |
|
|
|
|
10. | Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века) (Обзор) И.А. Крылов (1769–1844) | «Волк на псарне» – отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора. | 29.09 | | | | |
11. | «Ворона и Лисица». «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. | Т.л. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Поясняет понятие об эзоповом языке. | 06.10 | | Наизусть 1-2 басни | | |
12. | В.А. Жуковский (1783–1852). Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. | Знает о жизни Жуковского В.А.Умеет находить сходное и различное. | 06.10 | | | | |
13. | «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. | Т.л. Литературная сказка (начальные представления). Ирония в литературной сказке. Баллада (начальные представления). | 13.10 | | | | |
14. | Контрольная тестовая работа 1 | Умеет использовать знания содержания произведения | 13.10 | | | | |
ТЕМА 3. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (ч. II). ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА 8 ч: 6 + 1вн.чт. + 1ЛРК |
15. | А.С. Пушкин. Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Роль книги и чтения в жизни маленького Пушкина. Стихотворение «Няне» – поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. | Выразительно читает стихотворения, в том числе и наизусть; объясняет идейный смысл изученного произведения; | 20.10 | | Наизусть | | |
16. | «У лукоморья дуб зеленый...» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»). | Выделяет поэтические образы и картины в прочитанном стихотворении. | 20.10 | | Наизусть | | |
17. | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). | Отмечает богатство выразительных средств сказки | 27.10 | | Наизусть | | |
18. | Воспевание истинной красоты и душевного богатства, осуждение зависти и подлости. Прославление веры в победу добра над злом. Богатство выразительных средств сказки. | Объясняет особенности стихотворной речи, ее отличие от прозаической Т.л. Литературная сказка (развитие представлений | 27.10 | | | | |
19. | Вн.чт. 1. Сказки А.С. Пушкина | Умеет выразительно читать сказки | 10.11 | | | | |
20. | Антоний Погорельский (1787–1836). Краткий рассказ о писателе (детство и начало творчества, Погорельский-сказочник). «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. | Знает содержание сказки, раскрывает ее тему и идею; характеризует и сравнивает главных героев сказки, выражает собственное отношение к ним и их поступкам; | 10.11 | | | | |
21. | Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. | Т.л. Литературная сказка (развитие представлений). Ее отличие от народной. | 17.11 | | | | |
22. | ЛРК 1. В.М. Гаршин (1855–1888). «Сказка о жабе и розе». Мир природы и мир души человека в сказке. Изображение столкновения красоты и уродства, добра и зла, представлений о счастье и смысле жизни. Волшебные элементы в сказке. | Знает содержание прочитанной сказки; определяет связи между событиями сказки; | 17.11 | | | | |
ТЕМА 4. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (ч. III) 9 ч: 8 + 1к.с. |
23. | М.Ю. Лермонтов (1814–1841). Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» – отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). | Т.л. Историческая основа произведения. Поэтическая интонация (начальные представления). Характеризует батальные сцены. Пафос стихотворения. | 24.11 | | Наизусть отрывок | | |
24. | Н.В. Гоголь (1809–1852). Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). «Заколдованное место» – повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». | Т.л. Фантастика (развитие представлений Различает понятия юмора и сатиры | 24.11 | | | | |
25. | Н.А. Некрасов (1821–1878). Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. | Раскрывает и передает в форме связных высказываний мысли и чувства поэта, запечатленные в изучаемых произведениях; | 01.12 | | Наизусть | | |
26. | Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. | Т.л. Эпитет (развитие представлений). | 01.12 | | Наизусть отрывок | | |
27. | И.С. Тургенев (1818–1883). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Муму» – повествование о жизни в эпоху крепостного права. | Рассказывает, какие события легли в основу произведения Т.л. Сюжет литературного произведения. | 08.12 | | | | |
28. | Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. | Характеризует героев произведения Т.л. Литературный герой (начальные представления). Портрет. Сравнение. Гипербола. | 08.12 | | | | |
29. | Немота главного героя – символ немого протеста крепостных крестьян. | Т.л. Пейзаж (начальные представления). | 15.12 | | | | |
30. | Контрольное сочинение 1 «Чем замечателен главный герой рассказа И.С. Тургенева «Муму» – Герасим» | Создает письменный рассказ о герое художественного произведения | 15.12 | | | | |
31. | Работа над образами произведения «Муму» | | 22.12 | | | | |
ТЕМА 5. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (ч. IV) 7 ч: 6 + 1вн.чт |
32. | А.А. Фет (1820–1892). Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Весенний дождь» «Чудная картина». «Задрожали листы...» | Т.л. Пейзаж. Эпитет. Метафора. Стихотворный ритм (развитие представления). Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения | 22.12 | | Наизусть 1 ст. | | |
33. | Л.Н. Толстой (1828–1910). Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. | Пересказывает фрагменты рассказа; устанавливает причинно-следственные связи между событиями | 29.12 | | | | |
34. | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | Т.л. Идея. Рассказ. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (развитие понятия). | 29.12 | | | | |
35. | Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. | Характеризует героев рассказа, объясняет мотивы их поведения и поступков | | | | | |
36. | Антон Павлович ЧЕХОВ (1860 - 1904) «Хирургия» – осмеяние глупости и невежества героев рассказа | знает содержание рассказа; пересказывает фрагменты рассказа; устанавливает причинно-следственные связи между событиями; Т.л. Юмор (развитие представлений). | | | | | |
37. | Вн.чт. 2. Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе.Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...». А.Н. Плещеев. «Весна» (отрывок). И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок). А.Н. Майков. «Ласточки». И.3. Суриков. «Зима» (отрывок) | рассказывает о своих чувствах и переживаниях на основе прочитанного; на основе своих ощущений от прочитанных произведений словесно рисует картины природы, оперирует понятием эпитет, приводит примеры | | | Наизусть 1-2 ст | | |
38. | Конкурс чтецов русских поэтов XIX века | | | | . | | |
| ТЕМА 6. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (ч. I) 9 ч: 8 + 1к.с. |
39. | И.А. Бунин (1870–1953). Краткие сведения о поэте. «Косцы». Восприятие прекрасного. | характеризует героев рассказа, объясняет мотивы их поведения и поступков, выражает собственное отношение к героям, объясняет значение изобразительных средства языка в раскрытии характеров персонажей Т.л. Рассказ (развитие понятия). | | | | | |
40. | В.Г. Короленко (1853–1921). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В дурном обществе». Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам | пересказывает устно и письменно (в форме изложения) эпизод (или несколько эпизодов); | | | | | |
41. | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. «Дурное общество» и «дурные дела». | составляет устный рассказ о литературном герое; Т.л. Портрет (развитие представлений). | | | | | |
42. | Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. | выявляет свое отношение к прочитанному Т.л. Композиция литературного произведения (начальные понятия). Повесть. | | | | | |
43. | Контрольное сочинение 2 «О чем заставила меня задуматься повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»? | | | | | | |
44. | С. А. Есенин (1895–1925). Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...». Поэзия С. Есенина – искренний, задушевный рассказ о своей жизни, о любви, о радостях и горестях, переживаниях, мечтах. | выразительно читает стихотворения, в том числе и наизусть; Т.л. Ритм стихотворения. «Есенинские» слова и словосочетания | | | | | |
45. | П.П. Бажов (1879–1950). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. | раскрывает тему и идею, рассуждает об основных проблемах; Т.л. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное). | | | | | |
46. | К.Г. Паустовский (1892 - 1968). Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | составляет план произведения; составляет устный рассказ о литературном герое. | | | | | |
47. | «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | Т.л. Рассказ (развитие представлений) определяет авторское отношение к описываемым явлениям, событиям, персонажам; | | | | | |
ТЕМА 7. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (ч. II) 9 ч: 8 + 1к.р |
48. | С.Я. Маршак (1887–1964). Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» – пьеса-сказка. Художественные особенности пьесы – сказки. | Т.л. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса – сказка. Конфликт. Диалог. Монолог. Ремарка. | | | | | |
49. | Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. | пересказывает содержание пьесы – сказки «Двенадцать месяцев»; воспринимает большой по объему текст целостно; | | | | | |
50. | А.П. Платонов (1899–1951). Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита». Быль и фантастика. | Т.л. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений). | | | | | |
51. | В.П. Астафьев (1924–2001). Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Васюткино озеро». | Т.л. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления). пересказывает устно и письменно (в форме изложения) эпизод (или несколько эпизодов); | | | | | |
52. | Поэты о Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.). Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...». А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». | выразительно читает стихотворения, в том числе и наизусть; | | | | | Наизусть 1 ст. |
53. | Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер...». Дм. Кедрин «Аленушка». А.А. Прокофьев «Аленушка». Н.М. Рубцов «Родная деревня». Дон-Аминадо «Города и годы» | выразительно читает стихотворения, в том числе и наизусть; рассказывает о своих чувствах и переживаниях на основе прочитанного; | | | | | Наизусть Бунин |
54. | Саша Черный (1880–1932) «Кавказский пленник», «Игорь – Робинзон». | Т.л. Юмор (развитие понятия) | | | | | |
55. | Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей | составляет план произведения; составляет устный рассказ о литературном герое; | | | | | |
56. | Контрольная тестовая работа 2 | | | | | | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13 ч: 12 + 1р.р. |
57. | Р.Л. Стивенсон (1850–1894). Краткие сведения о писателе. «Вересковый мед». Прославление в балладе мужества и свободолюбия человека, неподвластного завоевателям | Т.л. Развитие понятий о балладе, оригинале и переводе | | | | | Наизусть отрывок |
58. | Д. Дефо (1660–1731). Краткие сведения о писателе. «Робинзон Крузо» (в сокращении). Отображение в истории Робинзона Крузо пути человечества к цивилизации. | составляет план характеристики образа главного героя; | | | | | |
59. | Поведение человека в исключительных обстоятельствах, его стойкость и мужество, созидательная деятельность как основная тема произведения. | Т.л. Понятие о романе. Приключенческий роман. обосновывает, что прочитанное произведение – приключенческий роман | | | | | |
60. | Р.р. 2. Составление плана характеристики образа главного героя | Умеет составлять план-характеристику героя | | | | | |
61. | Х.К. Андерсен (1805–1875). Краткие сведения о писателе, его детстве. «Снежная королева». Торжество всепобеждающей силы любви, дружбы и верности в сказке. | знает содержание прочитанной сказки; определяет связи между событиями сказки; | | | | | |
62. | Внешняя и внутренняя красота главных героев сказки. | раскрывает тему и идею сказки, рассуждает об основных проблемах; | | | | | |
63. | Победа настоящей доброты и искренности над злом и жестокостью. Авторская оценка героев произведения. | Т.л. Понятие о литературном герое (персонаже). | | | | | |
64. | Марк Твен (С.Л. Клеменс) (1835–1910). Краткие сведения о писателе. «Приключения Тома Сойера» (в сокращении). Автобиографический характер повести. | знает содержание прочитанного, пересказывает произведение (выборочно, кратко, от имени героя, близко к тексту); | | | | | |
65. | Светлый и радостный мир детства в произведении. Изобретательность и предприимчивость Тома Сойера. Дружба Тома и Гека. | характеризует особенности поведения героев повести, рассуждает о мотивах действий персонажей; сравнивает образы Тома и Гека; Т.л. Портрет литературного героя | | | | | |
66. | Джек Лондон (1876–1916). Краткий рассказ о писателе. «Сказание и Кише» – сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. | составляет устный рассказ о литературном герое; определяет авторское отношение к описываемым явлениям, событиям, | | | | | |
67. | Самостоятельное чтение.Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна». | Т.л. Рассказ (развитие представления) | | | | | |
68. | Литературная игра «Поле чудес» по произведениям, изученным в 5 классе | выявляет свое отношение к прочитанному. | | | | | |
69. | Повторение изученного за год. | | | | | | |
70. | Итоговый урок. Конкурс чтецов | | | | | | |