Рабочая программа по Основы религиозных культур и светской этики
Рабочая программа по Основы религиозных культур и светской этики
Программа является авторской.
Модуль «Основы светской этики» по авторской программе М.Т. Студеникина обеспечивается учебно – методическим комплектом, состоящим из учебника для 4 класса и программы к модулю курса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Основы религиозных культур и светской этики »
Рассмотрено
Руководитель МО
_____ / Самигуллина Э.Р./
Протокол №__1__ от
«_2_» августа 2014 г.
Согласовано
Заместитель
директора по УВР
_____ /Самигуллина Э.Р../
«_4_» августа _ 2014 г.
Утверждено
Директор школы
_____ /Валеев Ф.Х../
Приказ №___47__ от
«_4__» _августа_2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету ОРКСЭ
для 4 класса
МБОУ «Шибашская средняя
общеобразовательная школа»
Алькеевского муниципального района РТ
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № __1__ от «__4__» _августа 2014г.
Составитель: Ахметшина Илиза Масхутовна учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2014-2015
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ОРКСЭ в 4 классе
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана в рамках УМК «Перспектива». В учебном плане на изучение ОРКСЭ в 4 классе отводится по 1 часу в неделю, всего — 34 часа
(34 учебных недель).
Учебник:Студеникин М. Т. Основы светской этики для 4 класса. Учебное пособие. М.: «Русское слово», 2012.
Целью курса является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Планируемые результаты:
Личностные результаты .Формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Р. оссии;
Метапредметные результаты. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Предметные результаты. Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию
Формы контроля
Контроль знаний, умений и навыков будет осуществляться в форме тестовых работ, устных ответов на уроке.
Структура рабочей программы
Пояснительная записка
Учебно – методический комплект «Перспектива»
Место учебного предмета в учебном плане
Учебно-тематический план предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Содержание курса
Требования к уровню подготовки учащихся
Список используемой литературы и учебно-методическое обеспечение
Календарно - тематический план по ОРКСЭ
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль « Основы светской этики» (4 класс) построена и реализуется на основе следующих документов:.:
1 Закон об образовании РФ(29.12.2012 №273 –ФЗ) , Закон об образовании РТ(22 июля , 2013 №68)
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 373, от 06.10.2009г.
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014 – 2015 учебный года
«Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 1578-р.
5.Учебный план МБОУ «Шибашская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан» на 2014 – 2015 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 4 августа 2014 года)
6.Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
7.Программа является авторской.
Модуль «Основы светской этики» по авторской программе М.Т. Студеникина обеспечивается учебно – методическим комплектом, состоящим из учебника для 4 класса и программы к модулю курса.
Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Учебно – методический комплект «Перспектива»
Студеникин М. Т. Основы светской этики для 4 класса. Учебное пособие. М.: «Русское слово», 2012.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В основе учебно - воспитательного процесса предмета «Основы религиозных культур и свветской этики» заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство и литература, природа, человечество.
Введение комплексного учебного предмета «Основы религиозных культури светской этики» в образовательный процесс государственных и муниципальных школ определяетсянеобходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательныхучреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиознымиорганизациями, учреждениями дополнительного образования.
В современных условиях содержание воспитательного процесса основывается наотечественных духовных традициях, нравственных приоритетах и идеалах, моральных нормах, хранимых в культурных традициях многонационального народа России. Все это должно преследовать общую цель: нравственное воспитание российскихшкольников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье. Введение комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы ввопросах воспитания обучающихся, оказания им необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.
Содержание курса
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.
Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.
На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом « Окружающий мир»
В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Структура комплексного учебного курса
№ п/п
Наименование раздела, блока
Количество часов
1.
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1
2.
Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.
16
3
Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.
12
4.
Духовные традиции многонационального народа России
5
Итого
34
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса.
На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.
В ходе изучения 2 блока учащиеся должны получить знания о светской этике. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
В 3 блоке продолжается знакомство с основами светской этики. В содержании этого блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни, а также уделяется большое внимание формированию у обучающихся культуры общения со сверстниками и взрослыми, бережного отношения к родителям, правильного поведения в обществе. Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока, как в историческом, так и современном контекстах.
Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».
Требования к уровню подготовки обучающихся .
В результате изучения курса ученик должен :
Знать /понимать:
-знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
Уметь:
- развивать самостоятельностую и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развивать этические чувства как регулятор морального поведения;
- развивать доброжелательность и эмоционально-нравственной отзывчивость;
-уметь понимать и сопереживать чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- находить мотивацию к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Результаты освоения курса «Основы светской этики»
Личностные результаты
*Формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
*формирование семейных ценностей;
*становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
*формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
* развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
*развитие навыков сотрудничества
Предметные результаты
*Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
*понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
*формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
* формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в Российской культуре;
* становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
*осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
*Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
*готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
* овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
*умение осуществлять информационный поиск.
К концу обучения по данному курсу школьник должен
*приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
*получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
*получить опыт самостоятельного общественного действия..
Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре курса ОРКСЭ.
№
Этап урока
Варианты использования образовательных технологий.
1.
Актуализация знаний
Игровые технологии, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающий подход.
2.
Сообщение темы и целей урока.
Проблемное обучение, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникативные технологии.
3.
Работа по теме урока.
Технология активного учебного процесса, индивидуальный и дифференцированный подход, гуманно-личностная технология, развивающее обучение, игровые технологии, проблемное обучение.
4.
Физкультминутка.
Здоровьесберегающие технологии.
5.
Индивидуальная
( самостоятельная ) работа
Информационно-коммуникативные технологии.
6.
Итог урока.
Гуманно- личностная технология.
7.
Рефлексия.
Здоровьесберегающий подход.
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
Студеникин М. Т. Основы светской этики для 4 класса. Учебное пособие. М.: «Русское слово», 2012.
Для учащихся:
Студеникин М. Т. Основы светской этики для 4 класса. Учебное пособие. М.: «Русское слово», 2012.
Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2011
Журнал«Вокруг света», «Магариф»
Демонстрационные материалы:картины , таблицы « татарский народный орнамент»т.д.
Технические средства:компьютер ,проектор
Интернет ресурсы:
http://km.edu.tatar.ru/
ww.openclass.ru/node/55070
http://school-collection.edu.ru
Календарно-тематическое планирование. ( 34 часа)
№
Тема
Содержание
УУД
Дата
Примеч.
1,2
Введение в предмет
Россия - Родина моя.Кереш дәрес.Россия-минем Туган илем.
Народы России, их духовно – нравственная культура. Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина - Россия, её географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры.
Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне.
Уметь: показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов.
4.09
11.09
3
Этика и этикет
Этика һәмэтикет
Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки родственных слов. Значение вежливости.
Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский.
Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них
18.09
4
Этика и мораль
Этика һәм әхлак.Этикет.Чәчәкләр иң яхшы бүләк.
Значение вежливости. Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, её категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика.
Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры нравственность (мораль).
Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам.
25.09
5
Вежливость
Әдәплелек
Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте,спасибо, пожалуйста, их значения. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга.
Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность.
Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.
2.10
6
Этикет приветствия
Исәнләшү кагыйдәләре
Понятия здравствуйте, привет.
Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга.
Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность.
Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.
9.10
7
Добро и зло
Яхшылык һәм явызлык
Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям.
Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, жадность, зло, тактичность, сдержанность.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях.
Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты.
Иметь представление о понятиях: благожелательность, бездушие.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях.
23.10
9
Дружба и порядочность
Дуслык һәм әдәплелек
Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия – синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.
Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстность, справедливость, ответственность.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок.
Понятия – синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.
Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстность, справедливость, ответственность.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок.
Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.
Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон.
Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом.
20.11
27.11
13
Гордость и гордыня.Горур-лык һәм тәккәберлек.
РЭС.Таратр халкы геройлары.
Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.
Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие.
Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за свои поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нём этические понятия гордость и гордыня.
4.12
14
Обычаи и обряды русского народа
Йолалар һәм гореф –гадәтләр.
РЭС. Татар халык йолалары.
Что такое обычай и обряд. Из истории русского обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом – солью. Особенности бракосочетания в современной России.
Иметь представление о понятиях: обычаях, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.
Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации.
11.12
15
Этикет царского обеда. Патша мәҗелесе.Татар табыны.РЭС
Этикет царского обеда.
Иметь представление о правилах этикета за столом.
Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации.
18.12
16
Терпение и труд
Сабырлык һәм хезмәт
Значение слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учёба – важнейший труд школьника.
Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень.
Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды
Уметь представлять и защищать свой творческий проект; уметь слушать одноклассников, задавать вопросы.
22.01
19
Семья.Гаилә
Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи.
Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане.
Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету
Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия.
Уметь составлять родословную своей семьи.
5.02
22
Семейные традиции.
Гаилә йолалары.
Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.
Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота.
Уметь: поддерживать дружеские отношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини – сочинение.
12.02
23
Традиции моей семьи.Минем гаиләм йолалары.РЭС.
Семейная этика.
Уметь составлять рассказ о традициях своей семьи.
19.02
24
Сердце матери.
Ана йорәге.
Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям.
Иметь представление о понятиях: семья, счастье, забота, терпение.
Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану.
26.02
25
Бережное отношение к родителям.
Этикет .Табын әзерләү
Бережное отношение детей к родителям, родным и близким.
Иметь представление о понятиях: семья, счастье, забота, терпение.
Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану.
5.03
26,27
Правила твоей жизни.Синең тормыш кагыйдәләре.
Этикет. Урам хәрәкәте кагыйдәләре.Җәмәгать транспортында үз-үзеңне тоту кагыйдәләре.
Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приёма пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Правила поведения в общественном транспорте.
Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость.
Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свою позицию, обосновать поступок,
соблюдатьправила поведения в общественном транспорте.
12.03
28
Культура общения со сверстниками и взрослыми.Этикет.Яшьләр һәм олылар белән аралашу кагыйдәләлере
Культура общения сверстников. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности
Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость, личная безопасность. Уметь: определять свою позицию, обосновать поступок; относиться с вниманием к инвалидам, маленьким детям, престарелым, оказывать необходимую помощь, выполнять правила личной безопасности.
19.03
29
Праздники народов России
Россия халык бәйрәмнәре.
Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет
Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, крещение.
Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями.
2.04
30
РЭС.Татар халык
Бәйрәмнәре.
Этикет.Өстәл артында үз-үзеңне тоту кагыйдәләре.
Курбан – байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести.
Иметь представление о понятиях: праздник, религия, мусульманство,, свобода совести.
Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями.
9.04
31
Защитники Отечества.
Ватанны саклаучылар.
23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с 13 до 20 в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в 17в., подвиги полководца А.В.Суворова, Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война 1941 – 1945г.г. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в наше время. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почётная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет.
Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.
Уметь: уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945-1945г.г.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
16.04
32
Йомгаклау аттестациясе
(проект)
Защита творческих проектов
Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.
Уметь: уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945-1945г.г.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
23.04
33
Герои Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.Бөек Ватан сугышы геройлары.РЭС
Экскурсия в музей.
30.04
34
Этикет.Бүләк әзерләү һәм тапшыру кагыйдәләре.
Основные знания и умения по этике и этикету.
Иметь представление о понятиях: основное содержание учебника, важнейшие понятия.
Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания.