Рабочая программа по ОПК для 7 класса по программе Л.Л.Шевченко
Рабочая программа по ОПК для 7 класса по программе Л.Л.Шевченко
Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», концепции и программы учебного предмета «Православная культура» автора Шевченко Л.Л. М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011;
Количество часов: всего –34 часов; 1 ч./неделю.
На прохождение программы в 7 классе отводится 34 часов (1 час в неделю) из компонента образовательного учреждения. Рабочая программа содержит тематическое и календарно- тематическое планирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОПК для 7 класса по программе Л.Л.Шевченко »
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», концепции и программы учебного предмета «Православная культура» автора Шевченко Л.Л. М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011;
Количество часов: всего –34 часов; 1 ч./неделю.
На прохождение программы в 7 классе отводится 34 часов (1 час в неделю) из компонента образовательного учреждения.
Программа выстроена на основе принципа содержательных концентров. Изложение материала тематических линий носит личностно-ориентированный характер и учитывает возрастные и индивидуальные возможности его восприятия учащимися. В этом возрасте дети, сохраняя непосредственность образного восприятия, начинают критически оценивать все явления окружающего мира, представленные, в том числе, и в форме учебного знания. Поэтому были определены смысловые узлы программы, позволяющие представить феномены православной культуры в проблемной форме через систему понятий, отражающих основной смысл христианства. Учитывая особенности христианской веры, как системы иерархических отношений человека к Богу, к ближним, к миру, к себе (отношений радости, любви, ответственности, милосердия и других), выстроенных на основе христианских ценностей, определены ведущие понятия православной культуры для основной школы: счастье – ценности жизни христиан.
Содержание программы позволяет раскрыть его значение и показать ценности жизни христиан в контексте истории христианской Церкви. С этой целью определена интегративная тема – «Христианский подвиг». Этот концентр программы углубляет раскрытие всех семи содержательных линий, указанных в Примерном содержании по предмету «Православная культура». Ведущей темой программы 7 года обучения является интегративная тема «История христианской Церкви в житиях ее святых», «Святая Русь» (18-20 вв)
Цели программы обучения:
Целью программы 7 года обучения является воспитание духовности, уважения к прошлому, ценностям отечественной и мировой культуры (светской и духовной) на основе знакомства с материалом истории христианской Церкви в житиях святых.
Цели программы обучения для 7 года обучения школьников:
воспитание нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;
освоение первичных знаний о христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;
развитие интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности
формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.
Задачи программы:
Дать понимание учащимся о том, что основанием жизни христиан являлась духовная культура.
На примере житий великих святых в историческом контексте развития христианской культуры, истории Церкви, показать ведущие добродетели и нормы христианской этики. высший уровень духовной жизни человека святого самопожертвование во имя любви к Богу.
Ознакомление учащихся событиями истории Отечества (18-20 вв), христианской Церкви в житиях ее святых.
Сформировать понятия у учащихся о Христианском подвиге.
Дать знания об отражении основных догматов христианства в памятниках зодчества, духовной литературы, живописи.
Развитие способностей к самостоятельному анализу событий истории, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, полученных в ходе изучения курса.
Создание представлений об исторических источниках духовно-краеведческого характера, их особенностях.
Формирование системы ценностей и убеждений, основанных на православных традициях, воспитание патриотизма, уважение к прошлому и настоящему христианского мира.
Программа дополнена уроками изучения краеведческого материала.
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте.
Основное содержание учебного курса
СВЯТАЯ РУСЬ 18 - 20 ВЕКА. (34 ч)
Тема 1. Церковная реформа Петра I. Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский.
Святой Иоанн Русский. (2 ч)
Русские поэты размышляют о вере, преданности традициям жизни предков. Как понимали слова «добрая, простая старина». Какие изменения произошли в жизни людей 17 века. В чем царь Петр видел источник могущества России. Причины Церковных реформ Петра. Пример благочестивой жизни святителя Митрофана Воронежского. Смелость защиты христианской веры перед царской властью.
Христианские добродетели кротости, смирения и послушания в жизни святителя Димитрия Ростовского. Труды жизни святителя во славу Божию. Составление житий святых.
Житие святого праведного Иоанна Русского из собрания житий святителя Димитрия Ростовского. Как в народе сохранилась христианская вера и традиции благочестия во времена реформ. Духовные завещания. Какие сокровища завещали родители детям в 17 – 18 веках. Какие добрые дела может выполнить современный человек, учитывая наставления святых.
Почитание памяти святых.
Тема 2. «Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский. (2 ч)
Почему 18 век называют «блестящим» веком. Зависимость Церкви от светской власти во времена царствования царицы Екатерины II. Закрытие монастырей.
Детские годы Тимофея. Характер мальчика. Как учился юный Тимофей. Христианские добродетели кротости и смирения; благочестие. Церковное служение. Подготовка священников. О чем рассказывается в книгах, написанных Тихоном Задонским. Собиратель сокровищ духовных. О сокровищах и жизни человека. Завещание святителя.
Церковное искусство 17 – 18 веков как отражение состояния внутреннего мира человека. Сопоставление архитектурных стилей памятников древнерусского зодчества и храмового зодчества 18 века. Стиль барокко.
Изменение стиля церковного пения как следствие изменения духовных ценностей человека 18 века.
Тема 3. Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский.(3 ч)
Положение Православной Церкви в государстве в19 веке. Падение нравов в следствие разрушения веры. Управление Церкви Священным Синодом. Война 1812 года и укрепление духовной жизни народа подвигами христианской веры святых того времени.
Для чего живет человек. На этот вопрос о смысле жизни отвечает преподобный Серафим Саровский. Детские годы преподобного. Характер мальчика. Послушание матери. Монашеский постриг. Подвиги послушания. Поста, молитвы. Явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму. Молитва святого, которая продолжалась 1001 день и ночь. О чем молился святой. Христианская добродетель любви. Добродетель милосердия.
Основание Серафимо – Дивеевской обители. Святыни Дивеевской земли.
Тема 4. Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московсий. (2 ч)
Мудрый наставник. 50 – летнее служение Церкви. Детские годы Василия Дроздова. Святитель – ректор Духовной академии. Профессор и его ученики. Какие церковно – общественные вопросы приходилось решать митрополиту Филарету. Духовный и нравственный облик святителя. Святитель размышляет о благоговении к святыням и показывает недопустимость умаления значимости священных предметов на публичных акциях. Эпистолярное наследие святителя. Общение святителя со знаменитыми людьми своего времени.
Церковное искусство как отражение духовного мира людей. Возрождение стиля древнерусского зодчества. Русско – византийский стиль.
Тема 5. Великие старцы Оптиной Пустыни. (2ч)
Оптина Пустынь – центр духовного возрождения России в 19 веке. Старчество и старцы – пример великой любви к Богу. Евангелие в жизни Оптинских старцев. Христианские добродетели святых Оптинских старцев. Для чего знаменитые люди России приезжали к старцам в Оптину Пустынь. Чему учили старцы христиан. Новомученики и Исповедники Оптинские. Иноки, пострадавшие за Христа в конце 20 века. Песнопения в честь Оптиной.
Тема 6. На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. (2 ч)
Сострадания доброго пастыря. Детские годы. Как святой учился читать. Кто помог в учении отроку. Священническое служение в Кронштадте. Святой Иоанн Кронштадтский – любимый учитель. За что ученики любили своего учителя. Почему у святого Иоанна не было плохих учеников. Молитва и богослужение – главное дело в жизни святого Иоанна. Благодатные дары чудотворения. Христианская любовь к ближнему. Пророчества Святого Иоанна Кронштадтского. Пророчеств Исайи. Что предсказывали святые пророки разных веков. Любовь святого к Богу.
Тема 7. Царственные мученики. (2 ч)
Разрушение христианской культуры России в 20 веке. Разрушение традиций государственной власти – изменение государственного устройства, свержение трехсотлетней царской династии. Разрушение христианской семьи. Христианские добродетели, которые воспитывались в семье. Семья царя Николая II.
Иконографмя Царской семьи. Произведения духовной поэзии, посвященные их подвигу.
Тема 8. Новомученники и Исповедники Российские. (3 ч)
Священная история – о поругании Христа. Гонения на Церковь. Святой Патриарх Тихон. Раскольники – обновленцы. Подвиг христианского смирения святого Патриарха. Священномученик Венимиамин, митрополит Петербургский. Массовые репрессии духовенства. Мартиролог священномучеников. Русская духовная поэзия рассказывает о подвигах Новомучеников.
Тема 9. Христианские мученики ГУЛАГа. (3 ч)
Священная история – о событиях на Голгофе. Русская Голгофа. Новомученики и Исповедники Российские. Голгофа Анзерская. Собор Новомучеников и Исповедников. Бутовский полигон – место покаяния. Поэзия и проза бывших узников ГУЛАГов рассказывает о духовном мужестве христиан.
Тема 10. Православная культура России свидетельствует. (3 ч)
Христиане размышляют о действии Промысла Божьего в жизни человека. События Священной истории и события истории России 20 века. Святые, деятели культуры – о России. Скептики и нигилисты в русской культуре. Истоки зла. О чем рассказывают песнопения Всенощной.
Тема 11. Православная культура в жизни христиан. (3 ч)
Священная история – о велении Христа рассказывают всем народам о спасении. Богослужение – центральное событие духовной жизни христиан. Божественная Литургия- главное богослужение Православной Церкви. Ее основное событие – Таинство Причащения. Его духовный смысл. Проявление Божественной любви.
Произведения русской литературы рассказывают о том, как христиане России сохраняли православную веру в 20 веке. Судьба православных храмов и судьба православных христиан.
Тема 12. Золотая цепь святых. (4 ч)
Христиане размышляют о золотой цепи святых всех веков, соединяющих всех в Боге Едином. Церковь торжествующая. Церковь земная и церковь небесная. Святые дети в Церкви Небесной. Их добродетели.
Иконография рассказывает о воскресении, спасении, вечности.
Торжество и христианская радость в русской духовной поэзии.
Резерв. (2 ч) Проведение праздников. Экскурсии по маршрутам духовного краеведения.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
События и основные даты истории Отечества, христианкой Церкви, отраженные в житиях святых.
Основные источники по истории Отечества.
Значение Русской Православной Церкви в истории Руси.
Основные даты и события развития духовной культуры Руси.
Основные понятия, отражающие представления учащихся о православной христианской культуре.
Понимать язык христианской православной культуры.
Содержание отдельных библейских сюжетов и строить на основе них свою нравственную позицию
Особенности христианской живописи, архитектуры, музыки, литературы.
Учащиеся должны уметь:
Обобщать и анализировать информацию, содержащуюся в различных исторических источниках.
Обосновывать свою позицию по отношению событиям истории, житиям святых.
Раскрывать причинно-следственные связи духовной истории.
Отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях.
Выявлять связи между изучением курсов истории России и историей РПЦ
Показателями освоения учебного материала, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины, понятия курса в содержательном аспекте, является способность оценки и навыки анализа духовно- нравственных явлений и категорий как в общем культурно- историческом, так и в социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества. В связи с этим критериями оценки результатов обучения являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе. Окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтам и учреждениям) и критерий деятельности ( какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит)
Критерии имеют специфические особенности : альтернативность ответа, право морального выбора. Необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности.
Тематическое планирование.
Общий объем часов – 34.
В неделю - 1
Общая тема года: «Святая Русь. 10-17 века»
Темы курса
Количество часов
Тема 1. Церковная реформа Петра I. Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский.
Святой Иоанн Русский.
2
Тема 2. «Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский.
2
Тема 3. Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский.
3
Тема 4. Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский.
2
Тема 5. Великие старцы Оптиной Пустыни.
2
Тема 6. На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Рождественский праздник.
2+1
Тема 7. Царственные мученики.
2
Тема 8. Новомученники и Исповедники Российские.
3
Тема 9. Христианские мученики ГУЛАГа.
3
Тема 10. Православная культура России свидетельствует.
3
Тема 11. Православная культура в жизни христиан.
3
Тема 12. Золотая цепь святых.
5
Экскурсия по святым местам родной земли
1
Типовая (авторская) программа по основам православной культуры Шевченко Л.Л. реализуется в полном объеме.
Практическая часть
1 полугодие
2 полугодие
Всего за год
Творческие работы
1
Контрольные работы
1
2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
Коли-чество часов
Содержание темы
Требования к ЗУНам
Срок
Кор-я
Тема 1. Церковная реформа Петра I. Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский.
Святой Иоанн Русский. (2 ч)
1
Церковная реформа Петра 1. Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский.
1
Русские поэты размышляют о вере, преданности традициям жизни предков. Как понимали слова «добрая, простая старина». Какие изменения произошли в жизни людей 17 века. В чем царь Петр видел источник могущества России. Причины Церковных реформ Петра. Пример благочестивой жизни святителя Митрофана Воронежского. Смелость защиты христианской веры перед царской властью.
Христианские добродетели кротости, смирения и послушания в жизни святителя Димитрия Ростовского. Труды жизни святителя во славу Божию. Составление житий святых.
Житие святого праведного Иоанна Русского из собрания житий святителя Димитрия Ростовского. Как в народе сохранилась христианская вера и традиции благочестия во времена реформ. Духовные завещания. Какие сокровища завещали родители детям в 17 – 18 веках. Какие добрые дела может выполнить современный человек, учитывая наставления святых.
Почитание памяти святых
Знать: значение Русской Православной Церкви в истории Руси;
Уметь: выявлять связи между изучением курсов истории России и историей РПЦ
4.09
2
Церковная реформа Петра 1. Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский. Духовные завещания.
1
Знать: основные понятия, отражающие представления учащихся о православной христианской культуре;
Уметь: обосновывать свою позицию по отношению событиям истории, житиям святых; обобщать и анализировать информацию
11.09
Тема 2. «Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский. (2 ч)
3
«Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский.
1
Почему 18 век называют «блестящим» веком. Зависимость Церкви от светской власти во времена царствования царицы Екатерины II. Закрытие монастырей.
Детские годы Тимофея. Характер мальчика. Как учился юный Тимофей. Христианские добродетели кротости и смирения; благочестие. Церковное служение. Подготовка священников. О чем рассказывается в книгах, написанных Тихоном Задонским
Собиратель сокровищ духовных. О сокровищах и жизни человека. Завещание святителя.
Церковное искусство 17 – 18 веков как отражение состояния внутреннего мира человека. Сопоставление архитектурных стилей памятников древнерусского зодчества и храмового зодчества 18 века. Стиль барокко.
Изменение стиля церковного пения как следствие изменения духовных ценностей человека 18 века.
Знать: основные понятия, отражающие представления учащихся о православной христианской культуре;
Уметь: выявлять связи между изучением курсов истории России и историей РПЦ
18.09
4
Духовное завещание Тихона Задонского.
Церковное искусство 17-18 в.в.
1
Знать: особенности христианской живописи, архитектуры, музыки, литературы.
Учащиеся должны уметь: отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях;
Обобщать и анализировать информацию
25.09
Тема 3. Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский. (3 ч)
5
Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский.
1
Положение Православной Церкви в государстве в19 веке. Падение нравов в следствие разрушения веры. Управление Церкви Священным Синодом. Война 1812 года и укрепление духовной жизни народа подвигами христианской веры святых того времени.
Для чего живет человек. На этот вопрос о смысле жизни отвечает преподобный Серафим Саровский. Детские годы преподобного. Характер мальчика. Послушание матери. Монашеский постриг. Подвиги послушания. Поста, молитвы. Явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму.
Молитва святого, которая продолжалась 1001 день и ночь. О чем молился святой. Христианская добродетель любви. Добродетель милосердия.
Основание Серафимо – Дивеевской обители. Святыни Дивеевской земли.
Знать: события и основные даты истории Отечества, христианкой Церкви, отраженные в житиях святых
2.10
6
Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский.
1
Знать: основные понятия, отражающие представления учащихся о православной христианской культуре;
Уметь: обобщать и анализировать информацию
9.10
7
Основание Серафимо – Дивеевской обители.
1
Знать: особенности христианской живописи, архитектуры, музыки, литературы.
16.10
Тема 4. Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский. (2 ч)
8
Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский.
1
Мудрый наставник. 50 – летнее служение Церкви. Детские годы Василия Дроздова. Святитель – ректор Духовной академии. Профессор и его ученики. Какие церковно – общественные вопросы приходилось решать митрополиту Филарету. Духовный и нравственный облик святителя.
Святитель размышляет о благоговении к святыням и показывает недопустимость умаления значимости священных предметов на публичных акциях. Эпистолярное наследие святителя. Общение святителя со знаменитыми людьми своего времени.
Церковное искусство как отражение духовного мира людей. Возрождение стиля древнерусского зодчества. Русско – византийский стиль
Знать:значение Русской Православной Церкви в истории Руси;
Уметь: выявлять связи между изучением курсов истории России и историей РПЦ
20.10
9
Святитель Филарет, митрополит Московский. Церковное искусство как отражение духовного мира людей.
1
Знать: события и основные даты истории Отечества, христианкой Церкви, отраженные в житиях святых;
Уметь: раскрывать причинно-следственные связи духовной истории
27.10
Тема 5. Великие старцы Оптиной Пустыни. (2ч)
10
Великие старцы Оптиной Пустыни
1
Оптина Пустынь – центр духовного возрождения России в 19 веке. Старчество и старцы – пример великой любви к Богу. Евангелие в жизни Оптинских старцев. Христианские добродетели святых Оптинских старцев.
Для чего знаменитые люди России приезжали к старцам в Оптину Пустынь. Чему учили старцы христиан. Новомученики и Исповедники Оптинские. Иноки, пострадавшие за Христа в конце 20 века. Песнопения в честь Оптиной.
Знать: события и основные даты истории Отечества, христианкой Церкви, отраженные в житиях святых
10.11
11
Оптина Пустынь. Новомученики и Исповедники Оптинские.
1
Знать: события и основные даты истории Отечества, христианкой Церкви, отраженные в житиях святых;
Уметь: обобщать и анализировать информацию
17.11
Тема 6. На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. (2 ч) +1 час – Рождественский праздник
12
На рубеже веков. Святый праведный Иоанн Кронштадтский.
1
Сострадания доброго пастыря. Детские годы. Как святой учился читать. Кто помог в учении отроку. Священническое служение в Кронштадте. Святой Иоанн Кронштадтский – любимый учитель. За что ученики любили своего учителя. Почему у святого Иоанна не было плохих учеников.
Молитва и богослужение – главное дело в жизни святого Иоанна. Благодатные дары чудотворения. Христианская любовь к ближнему. Пророчества Святого Иоанна Кронштадтского. Пророчеств Исайи. Что предсказывали святые пророки разных веков. Любовь святого к Богу.
Знать: Основные понятия, отражающие представления учащихся о православной христианской культуре;
Уметь: раскрывать причинно-следственные связи духовной истории
24.11
13
На рубеже веков. Святый праведный Иоанн Кронштадтский.
1
Знать: значение Русской Православной Церкви в истории Руси;
содержание отдельных библейских сюжетов и строить на основе них свою нравственную позицию
01.12
Тема 7. Царственные мученики. (2 ч)+1ч. - Рождественский праздник
14
Царственные мученики. Разрушение хрисианской культуры в России в 20 в.
1
Разрушение христианской культуры России в 20 веке. Разрушение традиций государственной власти – изменение государственного устройства, свержение трехсотлетней царской династии. Разрушение христианской семьи.
Христианские добродетели, которые воспитывались в семье. Семья царя Николая II.
Иконографмя Царской семьи. Произведения духовной поэзии, посвященные их подвигу.
Знать: основные понятия, отражающие представления учащихся о православной христианской культуре;
Уметь: Обосновывать свою позицию по отношению событиям истории, житиям святых.
08.12
15
Христианский подвиг Царственных мучеников.
1
Знать: Содержание отдельных библейских сюжетов и строить на основе них свою нравственную позицию
15.12
16
Проведение Рождественского праздника
1
События Рождества Христова.
Колядки. Традиции празднования Рождества Христова
Знать: Содержание отдельных библейских сюжетов и строить на основе них свою нравственную позицию
22.12
Тема 8. Новомученники и Исповедники Российские. (3 ч)
17
Новомученики и исповедники российские
1
Священная история – о поругании Христа. Гонения на Церковь. Святой Патриарх Тихон. Раскольники – обновленцы. Подвиг христианского смирения святого Патриарха.
Священномученик Венимиамин, митрополит Петербургский. Массовые репрессии духовенства. Мартиролог священномучеников.
Русская духовная поэзия рассказывает о подвигах Новомучеников.
Знать: основные понятия, отражающие представления учащихся о православной христианской культуре;
Уметь: Обосновывать свою позицию по отношению событиям истории, житиям святых.
15. 01
18
Новомученики и исповедники российские
1
Знать: основные источники по истории Отечества;
Уметь: отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях
22.01
19
Русская духовная поэзия рассказывает о подвигах Новомучеников.
1
Знать: события и основные даты истории Отечества, христианкой Церкви, отраженные в житиях святых; Уметь: раскрывать причинно-следственные связи духовной истории
29.01
Тема 9. Христианские мученики ГУЛАГа. (3 ч)
20
Христианские мученики ГУЛАГа
1
Священная история – о событиях на Голгофе. Русская Голгофа. Новомученики и Исповедники Российские.
Голгофа Анзерская. Собор Новомучеников и Исповедников.
Поэзия и проза бывших узников ГУЛАГов рассказывает о духовном мужестве христиан.
Знать: события и основные даты истории Отечества, христианкой Церкви, отраженные в житиях святых Уметь: отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях
05.02
21
Голгофа Анзерская. Собор Новомучеников и Исповедников
1
Знать: особенности христианской живописи, архитектуры, музыки, литературы;
Уметь: обобщать и анализировать информацию
12.02
22
Поэзия и проза бывших узников ГУЛАГов о духовном мужестве христиан.
1
Понимать язык христианской православной культуры.
19.02
Тема 10. Православная культура России свидетельствует. (3 ч)
23
Православная культура России свидетельствует
1
Христиане размышляют о действии Промысла Божьего в жизни человека. События Священной истории и события истории России 20 века. О чем рассказывают песнопения Всенощной.
Святые, деятели культуры – о России. Скептики и нигилисты в русской культуре. Истоки зла.
Песнопения Всенощной. Их духовный смысл
Уметь: обосновывать свою позицию по отношению событиям истории, житиям святых.
26.02
24
Православная культура России свидетельствует
1
Знать: значение Русской Православной Церкви в истории Руси.
05.03
25
О чем рассказывают песнопения Всенощной.
1
Научиться понимать язык христианской православной культуры.
12.03
Тема 11. Православная культура в жизни христиан. (3 ч)
26
Православная культура в жизни христиан
1
Священная история – о велении Христа рассказывают всем народам о спасении. Богослужение – центральное событие духовной жизни христиан. Божественная Литургия- главное богослужение Православной Церкви. Ее основное событие – Таинство Причащения. Его духовный смысл.
Проявление Божественной любви.
Произведения русской литературы рассказывают о том, как христиане России сохраняли православную веру в 20 веке.
Судьба православных храмов и судьба православных христиан
Знать: содержание отдельных библейских сюжетов и строить на основе них свою нравственную позицию;
Научиться понимать язык христианской православной культуры.
19.03
27
Православная культура в жизни христиан
1
Научиться понимать язык христианской православной культуры.
02.04
28
Судьба православных храмов и судьба православных христиан в 20 в.
1
Знать: основные источники по истории Отечества;
Уметь: выявлять связи между изучением курсов истории России и историей РПЦ
09.04
Тема 12. Золотая цепь святых. (5 ч)
29
Золотая цепь святых
1
Христиане размышляют о золотой цепи святых всех веков, соединяющих всех в Боге Едином. Церковь торжествующая. Церковь земная и церковь небесная.
Торжество и христианская радость в русской духовной поэзии.
Святые дети в Церкви Небесной. Их добродетели.
Иконография рассказывает о воскресении, спасении, вечности.
Иконография рассказывает о воскресении, спасении, вечности.
Торжество и христианская радость в русской духовной поэзии
Уметь: выявлять связи между изучением курсов истории России и историей РПЦ
16.04
30
Святые дети в Церкви Небесной.
1
Знать: Содержание отдельных библейских сюжетов и строить на основе них свою нравственную позицию
Уметь: отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях
23.04
31-
32
Святые дети в Церкви Небесной
2
Знать: события и основные даты истории Отечества, христианкой Церкви, отраженные в житиях святых Уметь: обосновывать свою позицию по отношению событиям истории, житиям святых.
30.04
07.05
33
Торжество и христианская радость в русской духовной поэзии
1
Знать: Содержание отдельных библейских сюжетов и строить на основе них свою нравственную позицию
15..05
34
Экскурсия по святым местам родной земли
1
Поездка в один из монастырей Смоленской обл.
22.05
Учебно-методический комплект:
1/ Л.Л. Шевченко «Православная культура 7 год обучения» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010
2/ Л.Л. Шевченко «Православная культура. Методическое пособие для учителя: 6и 7 год обучения» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008,
3/ Л.Л. Шевченко Православная культура. Наглядное пособие «Иллюстрации». М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.