Рабочая программа по предмету "ОРКСЭ" (ОПК) 4 класс
Рабочая программа по предмету "ОРКСЭ" (ОПК) 4 класс
Данная рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания материала, планируемых результатов и календарно- тематического планирования по предмету ОРКСЭ (ОПК) для учащихся 4 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "ОРКСЭ" (ОПК) 4 класс»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новохарьковская средняя общеобразовательная школа
Ольховатского муниципального района
Воронежской области
«Рассмотрено»
руководитель МО
учителей начальных классов и воспитателей
_______/Т.А.Андрусенко/
Протокол № 1
от «26» августа 2020 г.
«Принято»
Протокол педсовета №1
от «27» августа 2019 г.
«Утверждаю»
директор МКОУ
Новохарьковская СОШ
__________/Н.Н.Мартыненко /
Приказ № 84
от «28» августа 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Основы религиозной и светской этики» (ОПК)
4 класс
ФГОС
Составитель: Т.А.Андрусенко
учитель первой КК
сл. Новохарьковка
2020 - 2021 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года № 1644 о внесении изменений в приказ министерства образования и науки российской федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Основной образовательной программы НОО МКОУ Новохарьковская СОШ на 2020-2024г.
Учебного плана МКОУ Новохарьковская СОШ на 2020- 2021 учебный год.
Учебника А.В.Кураева для 4 класса по предмету «Основы религиозных культур и светской» модуль «Основы православной культуры», 2012 г.
Положения МКОУ Новохарьковская СОШ о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции введения ФГОС НОО.
2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
К результатам освоения программы предмета следует отнести:
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Предметные результаты:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной ипознавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речь.
3. Содержание учебного предмета
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Тема: Россия – наша Родина. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни каждого человека и общества в целом.
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) Содержание: Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Содержание: Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Второй и третий тематические блоки дополняют друг друга, представляя собой полное содержание учебного модуля «Основы православной культуры».
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов) Содержание: Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
После изучения тем курса обучающийся должен знать:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.
Обучающийся получит возможность узнать:
особенности и традиции религии;
описание основных священных книг, праздников, святынь.
описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).
Формы контроля.
Программа предусматривает многоуровневую систему контроля знаний:
Самоконтроль – при введении нового материала;
Взаимоконтроль – в процессе закрепления нового материала;
Текущий контроль – в виде устного опроса и самостоятельных работ;
Рубежный контроль – при проведении проверочных работ;
Итоговый контроль – комплексная тестовая работа.
Для проверки выполнения требований содержания образования по учебному модулю «Основы православной культуры» могут использоваться следующие виды контрольных заданий.
Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”.
Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.
Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).
Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение.
Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.
Итоговые работы обучающихся
Самостоятельные итоговые творческие работы являются интегративной формой обобщенной оценки усвоения учебного материала и применяются для итоговой оценки знаний учащихся наряду с устными или письменными заданиями.
Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определенную тему (5-8 тем на выбор), либо в форме реферата объемом не менее 0,5 п.л., который готовится учащимся заранее и затем защищается. Защита реферата проводится в форме доклада, презентации учащимся его основного содержания с последующим устным опросом педагога по теме реферата, другим темам и выставлением комплексной итоговой оценки.
Объем и сроки изучения.
Курс рассчитан на 34 учебных часов по 1 часу в неделю.