Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Начальная школа 21 века"
Данная программа составлена на основе УМК "Начальная школа 21 века" под ред. Н.Ф. Виноградовой в соответствии с ФГОС НОО,планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту. Программа рассчитана на 4 года обучения. В нее включены следующие разделы: пояснительная записка, содержание учебного предмета и материально-техническое обеспечение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Начальная школа 21 века" »
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана на основе концепции «Начальная школа 21 века» и отражает планируемые результаты обучения, представленные в федеральном государственном стандарте начального общего образования по предметной области «Окружающий мир» (2009), и авторской программы «Окружающий мир: 1 – 4 классы» /Н.В. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2013
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия федерального государственного стандарта начального общего образования (2009)по образовательной области «Окружающий мир» и используется для обучения в четырёхлетней начальной школе в образовательном учреждении МКОУ «Лодейнопольская начальная общеобразовательная школа».
Основная цель обучения предметуОкружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. Формирование целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимися самого себя, своего Я.
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс построен с учётом следующих положений:
1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития, культуры общества. Эти знания от класса к классу
расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:
—уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
—необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
—зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
—преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т.п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий.
Данными принципами определяются следующие требования к содержанию и организации процесса обучения, направленного на литературное развитие школьников:
-создание на уроке возможностей для успешной работы каждого ученика в соответствии с его уровнем развития и формирования разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения
доступных для понимания терминов и понятий;
-доступность учебного материала, позволяющая содержанием предмета осуществлять нравственно-эстетическое воспитание школьников с учетом их возрастных особенностей и уровня сформированности учебных умений;
-последовательное изменение и усложнение курса, формирование необходимых умений и навыков, обеспечивающих развитие учащихся, социализацию ребенка, принятие им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде;
-обеспечение готовности учащегося к дальнейшему развитию на каждом возрастном этапе, формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции;
-создание возможностей для формирования у каждого ребёнка универсальных учебных действий, необходимых для успешного решения любых учебных и жизненных задач, развитие личности и интеллекта ребёнка;
-использование на уроках разнообразных методов и средств обучения для активизации деятельности учащегося.
На основе установленных результатов изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая.Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в основной школе.
Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю. Общее число часов по классам:1 класс – 66 ч, 2 класс – 68 ч, 3 класс – 68 ч, 4 класс – 68ч.
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения практических работ, экскурсий.
Рабочая программа по окружающему миру рассчитана, в том числе на проведение:
комплексных контрольных работ
проверочных работ
экскурсий
практических работ
В авторскую программу изменения не внесены.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
Темы : «Мы – школьники», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой», «Что такое здоровье» (2 класс); «Земля – наш общий дом» (3 класс); «Человек – биологическое существо (организм)» (4 класс).
Я и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
Темы : «Ты – первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).
Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.
Темы : «Родная природа» (1 класс); «Мы – жители Земли» (2 класс); «Родная страна: от края до края», «Человек – живое существо (организм» (4 класс).
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родину, семья как ячейка общества.
Темы : «Родной край», «Наша страна – Россия» (1 класс); «Россия – твоя Родина» (2 класс); «Как трудились люди в старину» (3 класс); «Человек – защитник своего Отечества», «Человек среди людей» (4 класс).
История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.
Темы : «Наша Родина – от Руси до Руси», «Как люди жили в старину», «Как трудились в старину» (3 класс); «Человек – творец культурных ценностей» (4 класс).
Особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
Организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и др.)
Усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Исходя из этого обучение требует использование различных организационных форм, часть которых проходит вне школы (на пришкольном участке, в парке, на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения предмета «Окружающий мир» на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.
Формы организации занятий:
-нетрадиционные формы организации занятий: занятия вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.);
-экскурсионные занятия в музей, в парк, сезонные экскурсии, на место работы людей и пр.;
-практические работы: уход за комнатными растениями и живым уголком;
-программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в 4 классе.
На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.
Основными формами текущего контроля являются:
устный опрос;
диагностические работы;
тестовые задания.
В конце учебного года проводится комплексная работа, в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Предмет «Окружающий мир» способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должен быть сформированы:
мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, учет нравственных позиций других людей);
понимание и поддерживание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов наблюдений.
Результаты освоения курса «Окружающий мир»
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как школьника :
Готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
Высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.
Другая группа личностных результатов передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
Формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасности жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования, где особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
Под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.)
Под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
Под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира;
Владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Содержание курса «Окружающий мир»
1 класс
Содержание программы
1 класс
Количество часов по авторской программе
По рабочей программе
Введение. Это удивительный мир
1 ч
1 ч
Мы - школьники
2 ч
2 ч
Твоё здоровье
6ч
6ч
Я и другие люди
3ч
3ч
Труд людей
6 ч
6 ч
Родная природа
31 ч
31ч
Семья
2 ч
2 ч
Наша страна – Россия. Родной край.
17 ч
17 ч
Название раздела
Программное содержание
Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия)
Введение.
Этот удивительный мир
Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира
Речевая разминка. «Закончи предложение». Работа с иллюстративным материалом и беседа «Что нас окружает» (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на классификацию «Объединим предметы в группы», дидактическая игра «Назовём объекты». Выполнение заданий в рабочей тетради
Мы — школьники
Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе
Речевая разминка. «Назови, кто (что) где находится».
Рисование «Варежки». Рассказывание «Расскажу вам о себе». Работа с иллюстративным материалом: «Придумаем детям имена», «Кто чем занимается». Логическое упражнение на сравнение: «Сравним портреты двух девочек».
Речевая разминка. Игра «Кто быстрее назовёт школьные помещения». Рассказывание: «Познакомимся: расскажу вам о себе». Работа с текстом стихотворения «Первоклассник». Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, раздевалке. Работа с текстом стихотворения «Первый урок»
Родная природа
Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России
Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние, дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в классном уголке природы
Семья
Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье
Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Речевая разминка. Рассказывание: «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья». «Люблю ли я кукольный театр?». Работа с текстом стихотворений «Простое слово», «Бабушка». Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста
Труд людей
Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос
Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я». Создание плаката «Транспорт», практическая работа «Огород на окне», «Цветник нашего класса»
Наша страна — Россия.
Родной край
Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России
Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве. Моделирование «Улица города».
Игра с пазлами «Знаки дорожного движения».
Игра «Мой адрес». Ориентирование по карте. Ролевая игра «Магазин „Российский сувенир“». Знакомство со столицей России. Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы
Твоё здоровье
Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться
Речевая разминка. Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение»
Я и другие люди
Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества
Речевая разминка. «Расскажи о своём друге», «Идём в гости», «Сказка о старых вещах». Беседа с использованием литературного материала. Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок». Упражнение «Письмо заболевшему другу». Сценарий классного праздника на Новый год
Экскурсии
Сезонные экскурсии «Времена года»: в теплицу, в парник, в хозяйство по выращиванию цветов и т.п. экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (с учетом местных особенностей).
Практические работы
Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, работа с аквариумом.
Планируемые результаты обучения
К концу обучения в 1 классе учащихся научатся:
Воспроизводить своё полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
Ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
Различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
Определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; характеризовать кратко сезонные изменения;
Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
Описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
Сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в 1 классе учащиеся смогут научиться:
Анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожногодвижения;
Различать основные нравственно-этические понятия;
Рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
Участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Содержание курса «Окружающий мир»
2 класс
Содержание программы
2 класс
Количество часов по авторской программе
По рабочей программе
Введение. Что окружает человека
1 ч
1 ч
Кто ты такой
14 ч
14 ч
Кто живёт рядом с тобой
6ч
6ч
Россия – твоя Родина
13ч
13ч
Мы – жители Земли
9 ч
9 ч
Природные сообщества
23 ч
23ч
Природа и человек
2 ч
2 ч
Название раздела
Программное содержание
Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия)
Введение.
Что окружаетчеловека
Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее
Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее
Кто ты такой
Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).
Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание
Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.
Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность
Кто живёт рядом с тобой
Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях
Россия — твояРодина
Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране
Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям
Мы — жители Земли
Солнечная «семья». Земля как планета жизни
Характеристика планет Солнечной системы
Природныесообщества
Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения
Природаи человек
Человек — часть природы. Правила поведения в природе
Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе»
Экскурсии
В лес, поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местных особенностей). Экскурсии на предприятия, учреждения культуры и быта.
Практические работы
Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного древа. Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами.
Планируемые результаты обучения
К концу обучения во 2 классе учащихся научатся:
Составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
Называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
Оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
Различать (соотносить) прошлое, настоящее, будущее; год, век (столетие); соотносит событие с его датой;
Характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
Называть царства природы;
Описывать признаки животного и растения как живого существа;
Моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
Устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
Описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
Сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
К концу обучения во 2 классе учащиеся могут научиться:
«читать» информацию, представленную в виде схемы;
Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;
Проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
Приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
Содержание курса «Окружающий мир»
3 класс
Содержание программы
3 класс
Количество часов по авторской программе
По рабочей программе
Земля – наш общий дом
7 ч
7 ч
Человек изучает Землю
4 ч
4 ч
Царства природы
26ч
26ч
Наша Родина: от Руси до России
11ч
11ч
Как люди жили в старину
12 ч
12 ч
Как трудились в старину
7 ч
7ч
Уроки-обобщения
Название раздела
Программное содержание
Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия)
Земля – наш общий дом
Где и когда ты живешь. Историческое время. Солнечная система. Условия жизни на Земле.
Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем). Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха.
Человек изучает Землю
Изображение Земли на моделях. Географическая карта, план, глобус. Компас. Ориентирование.
Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). знакомство с компасом.
Царства природы. Бактерии. Грибы. Растения. Животные.
Бактерии. Виды бактерий и места их обитания. Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы. Растения: распространение, разнообразие. Жизнь растений. Растения и человек. Животные как часть природы. Разнообразие и классы животных. Животное как живой организм. Человек и животные.
Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные – несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений; однолетние, двулетние, многолетние растения.
Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеристика значения разных органов растения. Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека.
Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных – представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Животное – живой организм». Характеристика значения разных органов животного. Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные»
Наша Родина: от Руси до России
Древняя Русь. Древнерусское государство. Первые русские князья. Московская Русь. Российская империя. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Названия русского государства в разные исторические времена.
Различение названий российского государства в разные исторические времена.
Как люди жили в старину
Портрет славянина в разные исторические времена. Быт, труд, праздники славянина и россиянина. Предметы старины.
Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.)
Как трудились в старину
Человек и растения, земледелие. Крепостное право. Ремесла в России. Появление фабрик и заводов. Торговля. Техника.
Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремесла и их результаты – продукты. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль».
Экскурсии
В природные сообщества (с учетом местных особенностей), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охрана воды от загрязнений. Экскурсии в краеведческий музей, на предприятия, учреждения культуры и быта.
Опыты
Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы
Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Планируемые результаты обучения
К концу обучения в 3 классе учащихся научатся:
Характеризовать условия жизни на Земле;
Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
Описывать свойства воды (воздуха);
Различать растения разных видов, описывать их;
Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
Объяснять отличия грибов от растений;
Характеризовать животное как организм;
Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
Составлять описательный рассказ о животном;
Приводить примеры (конструировать) цепи питания;
Характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);
Сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т.п. разных эпох;
Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
Работать с географической и исторической картами, контурной картой.
К концу обучения в 3 классе учащиеся могут научиться:
Ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
Приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;
Проводить несложные опыты по размножению растений;
Проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
Рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
Ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом ученика.
Содержание курса «Окружающий мир»
4 класс
Содержание программы
4 класс
Количество часов по авторской программе
По рабочей программе
Человек – живое существо (организм)
16 ч
16 ч
Твоё здоровье
12ч
12 ч
Человек – часть природы
2ч
2ч
Человек среди людей
5ч
5ч
Родная страна: от края до края
10 ч
10 ч
Человек – творец культурных ценностей
12 ч
12ч
Человек – защитник своего Отечества
5 ч
5 ч
Гражданин и государство
3 ч
3 ч
Название раздела
Программное содержание
Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия)
Человек – живое существо (организм)
Человек – живой организм. Органы и системы органов человека. Восприятие, память, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек и здоровье. ОБЖ. Человек среди людей.
Характеризовать функции разных систем органов. Конструирование ситуаций, раскрывающих правила охраны здоровья. Характеристика правил поведения во время болезни. Сравнение: организм человека и животного.
Твоё здоровье
Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. Опасности на дороге. ПДД. Правила оказания 1 медицинской помощи. Опасные животные.
Высказывание предположений и оценивание физического развития. Составление режима дня. Работа в парах. Составление таблицы «Продукты питания». Правила закаливания, работа с фотографиями. Правила здорового образа жизни. Составление плана поведения при пожаре. Практическая работа «Правила оказания 1 медицинской помощи». Составление памятки «Признаки ядовитых растений».
Человек – часть природы
Отличия человека от животных. От рождения до старости: различные возрастные этапы развития человека
Работа с иллюстрированным материалом. Составление рассказа о значении речи в жизни людей. Работа в группах. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости»
Работа с иллюстрационным материалом. Пересказ и умение делать выводы о прочитанном произведении. Умение вести беседу. Правила общения. Работа в группах. Моделирование ситуаций, раскрывающих поведение человека среди людей
Родная страна: от края до края
Природные зоны России. Почвы России. Рельеф России. Как возникали и строились города. Кремлевские города России. Россия и соседи
Характеристика основных природных зон России. Различение природных зон. Работа с картой. Различение: кремлевские города и их достопримечательности
Человек – творец культурных ценностей
Культура в разные исторические времена.
Соотнесение произведения искусства с его автором. Называние имен выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведений.
Человек – защитник своего Отечества
Человек – воин. Героические страницы истории.
Коммуникативная деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Установление последовательности важнейших исторических событий.
Гражданин и государство
Государственный язык России. Гражданин и государство. Символы государства
Характеристика прав и обязанностей гражданина России.
Экскурсии
В краеведческий музей, поездка в имение художника Поленова.
Практические работы
Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Планируемые результаты обучения
К концу обучения в 4 классе учащихся научатся:
Выявлять признаки живого организма, характерные для человека;
Моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
Устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;
Оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
Описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
Составлять рассказ-описание о странах – соседях России;
Различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
Соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
Называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
Различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя президента современной России;
Описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
Называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
К концу обучения в 4 классе учащиеся могут научиться:
Применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
Раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
Окружающий мир : программа 1- 4 классы / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2013.– 192 с.
Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 1, 2, 3, 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в двух частях / Н. Ф. Виноградова – 4-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012. – 96с. : ил. - (Начальная школа ХХI века).
Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 1, 2, 3, 4 класс: рабочая тетрадьдля учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова – издание пятое, переработанное – М.: Вентана – Граф, 2013. – (Начальная школа ХХI века)
Технические средства обучения
Классная доска
Экспозиционный экран
Телевизор
Персональный компьютер
Интерактивная доска
Принтер
Магнитофон
Мультимедийные пособия
Современная детская энциклопедия «Кирилла и Мефодия» 2008;
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
Современная универсальная российская энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2008
Диск «Природа. Человек. Общество»
Диск «Детские электронные книги и презентации»
Компакт –диск «Олимпиадные задания. 2-4 классы»
Мультимедийное приложение к урокам «Уроки окружающий мир. 1-4 классы»
Интернет ресурсы
http://www.school.edu.ru
Российский общеобразовательный портал,
где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней
http://www.viki.rdf.ru
Детские электронные книги и презентации
http://school-collection.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.solnet.ee
Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и
образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных
http://www.it-n.ru/
Сайт творческих учителей. Разные сообщества.
http://mail.redu.ru
Исследовательская работа школьников
http://festival.1september.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://edu.rin.ru
Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.