Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета Знаний"
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета Знаний"
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы « Окружающий мир» для начальной школы (Составители: Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, А. И. Саплин, Е. В. Саплина, 2009г ) по учебнику Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир : 3 кл. : учебник для четырехл. нач. шк. : в 2 ч. / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – М. : АСТ : Астрель, 2011.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета Знаний" »
1.Пояснительная записка
1.Цели и задачи
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о природе, человеке и обществе,
- осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе
- воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи:
- систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
-формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
-знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
- социализация ребенка;
-развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
- воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
- формирование самостоятельной познавательной деятельности;
- воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.
2.Нормативные документы, на основании которых разработана программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями)
Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09 марта 2004 года №1312)
приказ МО РФ от 31.04.2014г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»
Письмо управления образования и науки Липецкой области от 06.05.2014г ЮТ № 1281 «Об обеспечении учебниками»
приказ ОУ от 31.08.2012г № 175 «Об утверждении основной общеобразовательной программы ОУ» (в т.ч. учебного плана, календарного учебного графика) (изменения внесены приказом от _____№_____)
приказ ОУ от ____ № _____ «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей)»
3.Сведения о программе:
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы « Окружающий мир» для начальной школы (Составители: Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, А. И. Саплин, Е. В. Саплина, 2009г )по учебникуИвченкова, Г. Г. Окружающий мир : 3 кл. : учебник для четырехл. нач. шк. : в 2 ч. / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – М. : АСТ : Астрель, 2011.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
4. Обоснование выбора программы
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного
пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию
учащихся. Программа соответствует стандарту начального общего образования, рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, ориентирована на усвоение обязательного минимума образования по окружающему миру.
5. Информация о внесенных изменениях
Изменения в примерную программу не внесены .
6.Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа.
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ N 70 г. Липецка Рабочая программа рассчитана на _70___часов в год (из расчёта _2__часа в неделю).
В том числе
контрольных работ- 1
проверочных работ- 5
экскурсий – 4
проектов – 4
самостоятельных работ– 2
В приложении 2 к рабочей программе «Календарно – тематический план» конкретизируются темы каждого урока и даты проведения уроков; основные виды учебной деятельности учащихся.
7. Формы организации образовательного процесса
Эффективная учебная деятельность учащихся на занятиях, построена на
типовых заданиях, способствующих формированию универсальных учебных действий.
-Информационный поиск—
задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе,словарям, интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.
Выполняя это задание, дети занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря этому заданию растёт познавательная активность учащихся, они учатся работать со справочной
литературой, словарями, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия.
-Дифференцированные задания
—предоставляют возможность
учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные
предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт
востребованности для их выполнения метапредметных умений.
-Интеллектуальный марафон
—задания ориентированы на развитие у
детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на
формирование умения правильно использовать знания в нестандартной
ситуации. Задания ставят перед учащимися задачу поиска средств решения,
преобразования материала, конструирование нового способа действий.
-Творческие задания
—направлены на развитие у учащихся
познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность.
Творческие задания дают возможность учащимся предложить
собственное оригинальное решение предметных задач или задач на различные
жизненные ситуации. Выходя в собственное творчество, ребенок должен
удерживать учебную задачу, осуществить выбор средств для ее решения, продумать собственные действия и осуществить их.
-Работа в паре
—задания ориентированы на использование групповых форм обучения.
Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение
работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию
регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает
возможность каждому ученику высказать своё личное мнение, сопоставить его
с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому.
Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся обучая».
-Проекты
.В учебниках на специальных разворотах представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов, при этом на каждом из этих разворотов
обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащего
8. Технологии обучения
На уроках используются стандартные педагогические технологии:
проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);
развивающее обучение (развитие личности и её способностей)
дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);
игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера
усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);
здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток)
- проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата.)
9) Виды и формы контроля
Для контроля и учета достижений учащихся используются следующие формы
Текущий контроль
-устный опрос;
-письменная самостоятельная работа;
-тесты;
-комплексная контрольная работа;
-проект;
-проверочная работа
Промежуточный контроль:
( приложение 1)
Промежуточная аттестация учащихся по итогам учебного года проводится в соответствии с локальным актом учреждения.
Оценочные и методические материалы по предмету представлены в
Приложении 3 к рабочей программе.
10)Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени)
Учащиеся научатся, получат возможность научиться
Учащиеся научатся:
Определять:
что такое явление природы; что такое горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта; устройство компаса;
о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного
состояния в другое;
о круговороте воды в природе;
легко определяемые свойства воды (3—4);
о водоемах (река, озеро, море);
о значении воды в жизни человека, необходимости ее охраны
и рационального использования;
легко определяемые свойства воздуха (3—4);
состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ, примеси);
о необходимости охраны воздуха от загрязнения;
что такое горные породы и полезные ископаемые;
свойства 3—4 полезных ископаемых, их использование человеком;
о необходимости бережного использования полезных ископаемых;
о почве, ее значении и необходимости охраны;
о четырех царствах живой природы;
об органах растений и их значении;
особенности размножения и развития растений;
о некоторых группах растений и их отличительных признаках;
об отличительных признаках основных групп животных;
особенности передвижения, питания, размножения и развития животных;
некоторые взаимосвязи между компонентами неживой и живой природы;
о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;
названия важнейших органов человека и их функции;
основные правила личной гигиены;
какие народы живут на территории России;
символику своего города;
столицу России;
государственные символы России;
как называется главный закон страны;
как устроено наше государство;
основные права и обязанности ребенка.
Учащиеся получат возможность научиться:
находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
различать наиболее распространенные растения (5—6);
различать наиболее распространенных животных (7—8);
проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;
устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;
приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
выполнять правила личной гигиены;
оценивать свое поведение в природе;
выполнять правила поведения в природе; находить на карте город (село), в котором они живут; рассказывать о главных символах государства; рассказывать о символах своего города; рассказывать о главных достопримечательностях своего города;
рассказывать об основных правах и обязанностях ребенка. Учащиеся могут знать:
что такое открытая и закрытая линия горизонта; что называют свойством тела и вещества; о физических и химических явлениях природы; об использовании энергии воды и ветра; о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени; о разнообразии грибов и их значении в природе и жизни человека;
о значении бактерий в природе и жизни человека; об особенностях питания и дыхания растений; об условиях прорастания семян;
о предках культурных растений и домашних животных; об обычаях и традициях своего народа; об истории возникновения своего города (села); историю возникновения герба своего города; историю происхождения и развития основных символов государства;
основные моменты развития органов власти страны; историю происхождения государственных наград.
Учащиеся могут уметь:
находить стороны горизонта по местным признакам; моделировать несложные природные процессы; объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе;
выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;
пользоваться различной справочной литературой; получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
сравнивать и делать выводы.
11)Информация об учебнике
Программа обеспечена учебником для __3__класса,
Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир : 3 кл. : учебник для четырехл. нач. шк. : в 2 ч. Ч. 1 / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – М. : АСТ : Астрель, 2011.
2.Общая характеристика предмета
Из примерной программы
1.Природа вокруг нас.
Понятие «окружающая среда человека». Экология. Предметы из глины, дерева, льна, пшеницы. Изменения в окружающей среде. Разнообразие неживой и живой природы в окрестностях школы. Особенности влияния деятельности человека на природу. Четыре основные стороны горизонта промежуточные стороны горизонта. Правила определения сторон горизонта с помощью компаса; по местным признакам. Как пользоваться компасом; справочной литературой; Как в полдень можно определить стороны горизонта по Солнцу. Ориентирование по местным признакам. Тело природы. Изделие. Вещество.
2.Вода, воздух, горные породы и почва.
Вода, три состояния воды . Свойства воды. Как образуются родники. Виды водоемов. Схема озера. Облака. Виды облаков. Роса. Туман. Круговорот воды в природе. Как люди используют воду. Энергии падающей воды. Как получают электричество, используя силу воды. Понятие «атмосфера». Выражение «окружающая нас воздушная среда». Свойства воздуха. Ветер. «Горные породы». Полезные ископаемые.
3.О царствах живой природы.
Использование полезные ископаемых. Как добывают полезные ископаемые. Царства живой природы. Чем живые существа отличаются от тел неживой природы. Среды обитания. Условия жизни в разных средах. Почва. Перегной. Как повышают плодородие почвы. Как охраняют почву. Дикорастущие и культурные растения. Растение - это живое существо, организм. Опыление. Как опыляются цветки растений. Состав организма животного. Описание домашнего животного по плану. Разнообразие животных. Понятия «домашние» и «дикие» животные. Как человек использует животных. Значение животных в природе. Грибы, бактерии. Значение бактерий в природе.
4.Человек.
Система органов. Науки. Чем опасен шум для здоровья. Системы органов человека.Кожа, свойства и значение . Правила гигиены. Части скелета, понятие «осанка». Значение мышц. Органы кровеносной системы; пульс; как укрепить сердце. Дыхательная, пищеварительная нервная системы. Органы чувств. Темперамент.
5.Наше государство.
Твоя республика, область. Край, где ты живешь. Народы этой территории. Столица вашего края. Работа с картой. Традиции народов, Народный костюм, песни, танцы. Детали национального костюма своего народа. История как наука. Лента времени. Старинные русские города. Московский Кремль. Столица. Твоя улица. Памятные места, достопримечательности города. Государство. Федерация. Конвенция. Конституция. Символика города, государства. Герб, гимн, флаг.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и учебным планом МБОУ СОШ № 70, примерными программами начального общего образования на изучение окружающего мира_в __3_ классе отводится __70___ часов ( _2___раза в неделю, 35 учебных недель)
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
В ходе изучения курса «Окружающий мир» 3 класс будут формироваться личностные результаты:
-формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся развивающемся мире;
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
-освоение основных способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет);
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие
предметные результаты:
-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
-осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
6.Содержание учебного предмета, курса
Природа вокруг нас (7 ч)
Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.
Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.
Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.
Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.
В том числе:
Проверочная работа №1 -1 час
Экскурсий -3 часа
Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)
Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.
Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.
Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан — естественные водоёмы; пруд, водохранилище — искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.
Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.
Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.
Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Ветер. Использование энергии ветра человеком.
Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.
Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные.
Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.
Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.
Проверочная работа №2 -1 час
О царствах живой природы (16 ч)
Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.
Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.
Первые представления о растении как организме.
Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.
Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.
Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.
Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.
Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.
Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.
Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.
Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.
Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.
Бактерии, их значение в природе и жизни человека.
Самостоятельная работа -1 час
Практическая работа № 3 -1 час
Человек (10 ч)
Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.
Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.
Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.
Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.
Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.
Органы чувств, их значение и гигиена.
Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.
Самостоятельная работа -1 час
Проверочная работа №4 -1 час
Человек в обществе (19 ч)
Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.
Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.
Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.
Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.
Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.
Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.
Проверочная работа №5 -1 час
Промежуточная итоговая аттестация- тесты -1час
7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Литература для учителя
А.М.Кондаков, Л.П.Кезина. Сборник стандартов второго поколения «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010 г.
Потапов, И. В. Окружающий мир : 3 кл.: учебник для четырехл. нач. шк. : в 2 ч. Ч. 2 / И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. – М. : АСТ : Астрель, 2011.
:Литература для учащихся:
Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир : 3 кл. : учебник для четырехл. нач. шк. : в 2 ч. Ч. 1 / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – М. : АСТ : Астрель, 2011.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Интернет ресурсы:
1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа http://school-collection.edu.ru/.
2. Я иду на урок в начальной школе . режим доступа - http://www.festival.1september.ru/
3.Сайт «Планета знаний» Режим доступа - http://planetaznaniy.astrel.ru/ («Школа России» - Режим доступа -http://school-russia.prosv.ru/ , «Школа 2100». Режим доступа - http://www.school2100.ru/
4.Образовательный портал. Режим доступа - http://www.uroki.ru/
Информационно-коммуникативные средства:
Презентации к урокам, созданные учителем
Наглядные пособия:
???
Технические средства обучения:
интерактивная доска
компьютер
8.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
Приложение 2
9.Система контрольно-измерительных материалов
Приложение 3
Приложение 1
(базовый и повышенный уровень)
Промежуточная аттестация:
Предмет
Форма промежуточной аттестации
окружающий мир
тест
1 вариант
1. В какой строчке указаны природные объекты?
1) дом, дорога, дерево
2) облако, ромашка, плита
3) глина, земля, горы
2. Отчего загрязняется вода в реках и озёрах?
1) от использования воды в быту
2) от использования воды в производстве
3) от слива сточных вод заводов и фабрик
3. Какой газ необходим для дыхания?
1) азот
2) кислород
3) углекислый газ
4. Лёд и снег – это вода …
1) в твёрдом состоянии
2) в жидком состоянии
3) в газообразном состоянии
5. Ты вымыл пол в своей комнате. Почему через некоторое время он стал сухим?
1) вода с поверхности пола испарилась
2) вода впиталась в поверхность пола
3) вода осталась на поверхности обуви людей, которые ходили по комнате
6. Найди лишнее слово (обведи цифру правильного ответа ):
1) песок
2) мрамор
3) глина
4)бумага
7. Что растения получают из почвы?
1) перегной, песок, глину
2) воздух, воду, питательные вещества
3) остатки растений и животных
8. Какое важное вещество образуется в листе растений вместе с питательными веществами?
1) азот
2) углекислый газ
3) кислород
Впиши пропущенные слова.
Растения вдыхают _________________________ и выдыхают ____________________________.
10. Найди животное, которое относится к рыбам.
1) орел
2) бегемот
3) карп
11. Что будет, если в цепи питания «рожь--- мышь --- лиса», люди уничтожат лису?
1) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи
2) станет больше мышей, увеличится урожай ржи
3) ничего не произойдет
12. Соедини линиями:
глаза
Орган осязания
уши
Орган вкуса
нос
Орган зрения
кожа
Орган обоняния
язык
Орган слуха
13. Какие предметы ухода за кожей названы правильно?
Знать понятие «окружающая среда человека»;что изучает экология. Уметь приводить примеры предметов, которые
изготавливают из глины, дерева, льна, пшеницы; объяснять выражение «в природе все взаимосвязано»; рассказывать, как изменения в окружаю-
щей среде влияют на жизнь растений, животныхи человека
Приводить примеры взаимосвязей между человеком и окружающей средой.
2
Экскурсия
«Знаком-
ство с раз-
нообрази-
ем нежи-
вой и жи-
вой приро-
ды в окре-
стностях
школы»
1
Знать разнообразие неживой и живой природы в окрестностях школы
Объяснять значение экологии как науки. Приводить примеры, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь живых существ.
Приводить примеры, положительного и отрицательного влияния человека на природу,
3
Экскурсия
«Изучение
влияния
деятельно-
сти чело-
века на
природу»
1
Знать особенности влияния деятельности человека на природу.
4
Что такое
горизонт.
Ориенти-
рование
по Солнцу
1
Знать четыре основные стороны горизонта (север, юг, восток, запад)и промежуточные стороны горизонта (северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток). Уметь определять, на каком рисунке изображена
закрытая местность, а на каком открытая; определять, можно ли назвать местность перед зданиемшколы открытой; называть основные и промежуточные стороны горизонта; находить стороны горизонта
Называть основные и промежуточные стороны горизонта; объяснять, что такое линия горизонта.
Обсуждать значение для человека умения ориентироваться на местности.
5
Ориенти-
рование
по компасу
и местным
признакам
1
Знать правила определения сторон горизонтас помощью компаса; как можно ориентироватьсяпо местным признакам.
Уметь пользоваться компасом; выполнять самодельный компас; пользоваться справочной литературой; объяснять, как в полдень можно определить стороны горизонта по Солнцу; сравниватьтаяние С южной и с северной сторон домов; рас-
сказывать, как можно ориентироваться по местным признакам
Находить стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам. Определять вид местности (открытая, закрытая).
Приводить примеры явлений природы.
6
Экскурсия
«Ориенти-
рование
на местно-
сти»
1
7
Свойства
тел и веществ.
Провероч-
ная работа
по теме
«Природа
вокруг
нас»
1
Знать, что называют телом природы, а что изделием; что такое вещество.Иметь представление о том, что каждое тело
занимает место; твердые тела сохраняют свою форму; жидкости не сохраняют свою форму; чтовсе жидкости и твердые тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются; о строении вещества.
2
Вода, воздух, горные породы и почва
16
8
Свойства
воды
в жидком
состоянии
1
Знать, что вода - самое распространенное в природе вещество; три состояния воды (жидкое, твердое, газообразное).
Уметь приводить примеры воды в трех состояниях; определять свойства воды в жидком состоянии; заполнять схему «Свойства воды»; доказывать, что вода текуча и принимает форму того сосуда, в который ее наливают; называть свойства
воды .
Приводить примеры твёрдых, жидких и газообразных веществ.
Называть три состояния воды; рассказывать об условиях перехода воды из одного состояния в другое.
9
Вода - рас-
творитель
1
Знать, что вода с растворенными в ней веществами называется раствором.
Уметь приводить примеры веществ, которые хорошо растворяются в воде, и веществ, которые почти не растворяются; называть свойство растворов, которое позволяет легко отличить их от других жидкостей; находить ошибки в обобщаю-
щихтаблицах; рассказывать, как очистить грязную воду; проводить опыты
Называть три состояния воды; рассказывать об условиях перехода воды из одного состояния в другое.
Рассказывать, как образуются родники, как образуются облака, роса, туман, изморозь. Приводить примеры естественных и искусственных водоёмов; называть части водоёмов; рассказывать об использовании и охране водоёмов.
. Характеризовать значение воздуха для жизни.
Сравнивать свойства воды и воздуха; объяснять, как образуется ветер
. Приводить примеры использования свойств воды, воздуха и горних пород в деятельности людей; примеры получения энергии в результате движения воды и ветра. Доказывать необходимость охраны воздуха.
10
Свойства
льда, снега
и пара
1
Знать, что снег и лед - это вода в твердом состоянии. Уметь сравнивать лед и другие вещества по цвету; устанавливать свойства льда; объяснять, почему во время ледохода лед плавает по поверхности воды, а не тонет; проводить опыты; называть свойства пара, которые делают его невидимым; выделять существенные признаки снега, льда, па-
ра; пользоваться справочной литературой; устанавливать с помощью опытов, при какой температуре вода замерзает, при какой температуре снег и лед тают
11
Родники
1
Знать, как образуются родники.
Уметь доказывать, что глина не пропускает воду; рассказывать, какая вода называется минеральной; описывать родник родного края; придумывать
плакат на тему «Охраняйте родники»; отделять соль от речного песка
12
Водоемы
(река, озеро, море, пруд,водохрани-лище)
1
Знать виды водоемов (озеро, река, пруд, водохранилище, океан, море).
Уметь рассматривать схему озера; определять, какая река впадает в озеро, а какая вытекает из него; показывать на схеме устье и исток реки; рассказывать., чем отличается озеро от реки, пруд от озера, озеро от моря, море от водохранилища; река от канала; подбирать репродукции картинхудожников, на которых изображены водоемы; отгадывать загадки; называть водоемы родногокрая; объяснять, почему не следует ходить потолько что замерзшей поверхности водоема; проводить наблюдения за водоемом зимой
.
Называть три состояния воды; рассказывать об условиях перехода воды из одного состояния в другое.
13
Облака,
роса, туман, иней,
изморозь
1
Знать, как образуются облака; виды облаков (перистые, кучевые, слоистые); роса - это капли воды на поверхности почвы и растений; туман - скопление в воздухе над поверхностью земли мель-
чайших капелек воды. Уметь объяснять, почему из облаков летом выпадают дожди, а зимой - снег; указывать, на какой
высоте образуются слоистые, кучевые и перистые облака; рассуждать на вопрос: «Почему дождь хорошо, а почему плохо?»; проводить наблюдения за небом; объяснять, как возникают такие явления
природы, как роса, туман, изморозь; находить сходство и различие между туманом и облаками; составлять небольшие рассказы на темы: «Роса»,
«Туман», «Изморозь»
Рассказывать, как образуются родники, как образуются облака, роса, туман, изморозь. Приводить примеры естественных и искусственных водоёмов; называть части водоёмов; рассказывать об использовании и охране водоёмов.
Приводить примеры использования свойств воды, воздуха и горних пород в деятельности людей; примеры получения энергии в результате движения воды и ветра. Доказывать необходимость охраны воздуха.
14
Круговорот воды
в природе
1
Знать, как происходит круговорот воды в природе. Уметь объяснять, почему воду называют «вечной странницей»; называть свойства воды, которые обеспечивают ее круговорот в природе; рассказывать об опыте, в котором вода превращается в пар, -а пар в воду; придумать рассказ «Путешествие капельки воды»
Характеризовать круговорот воды в природе, применяя ранее полученные знания. Характеризовать значение воздуха для жизни.
Сравнивать свойства воды и воздуха; объяснять, как образуется ветер.
Приводить примеры использования свойств воды, воздуха и горних пород в деятельности людей; примеры получения энергии в результате движения воды и ветра. Доказывать необходимость охраны воздуха.
.
15
Использо-
вание
и охрана
воды
1
Знать, как люди используют воду.
Иметь представление об энергии падающей воды; как получают электричество, используя силу воды.
Уметь анализировать схему «Вода в жизни человека»; объяснять, почему воду называют «другом» и «помощником» человека; рассказывать, почему запрещается спускать в водоемы использованную воду; придумать плакат «Нам нужна чистая вода»
16
Значение
воздуха
для жизни.
Состав
воздуха
1
Знать понятие «атмосфера».
Уметь объяснять выражение «окружающая нас воздушная среда»; придумывать опыты, с помощью которых можно доказать, что нас окружает
воздух; рассказывать, сколько воздуха нужно человеку в спокойном состоянии; определять по диаграмме, какого газа больше всего в воздухе, а какого меньше всего; объяснять, почему космонавты берут с собой в космос кислород
Исследовать:
состав воздуха на основе демонстрационных опытов;
свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; свойства песка, глины (опыты, групповая работа), состав почвы на основе опытов
17
Свойства
воздуха
1
Знать свойства воздуха.
Уметь называть свойства воздуха (плохо проводит тепло, воздух при нагревании расширяется, воздух при охлаждении сжимается); доказывать, что воздух, который находится во многих телах
природы, легче воды; объяснять, какое свойство воздуха позволяет нам видеть окружающий мир
Исследовать:
состав воздуха на основе демонстрационных опытов;
свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; свойства песка, глины (опыты, групповая работа), состав почвы на основе опытов
Характеризовать значение воздуха для жизни.
Сравнивать свойства воды и воздуха; объяснять, как образуется ветер.
Приводить примеры использования свойств воды, воздуха и горних пород в деятельности людей; примеры получения энергии в результате движения воды и ветра. Доказывать необходимость охраны воздуха.
18
Ветер
1
Знать, что ветер - это движение воздуха над поверхностью земли. Уметь объяснять, как образуется ветер; приду-
мывать опыт, который бы доказал, что теплый воздух поднимается вверх; объяснять, почему ветряные двигатели не загрязняют воздух; объяснять, почему свистит ветер
19
Охрана
воздуха
1
Знать, почему воздух необходимо охранятьот загрязнений.
Уметь рассказывать, как сберечь чистоту воздуха; объяснять, почему растения называют «легкими» города
20
Горные
породы
1
Знать понятия «горные породы».
Уметь рассказывать, как залегают слои горныхпород; объяснять, почему стекло, дерево, сахарнельзя назвать горными породами; наблюдать, какрасположены слои горных пород, какого они цвета
21
Полезные
ископаемые.
Песок, глина.
1
Знать, что полезные ископаемые - это горные породы, которые люди добывают из различных слоев земли.
Уметь рассказывать о свойствах песка и глины; выполнять практические работы; заполнять таблицу «Полезные ископаемые»; сравнивать свойства глины и песка, песка и гранита, гранита и известняка; рассматривать образцы речного песка
22
Полезные
Ископаемые.
Гранит,
известняк.
1
Знать, что полезные ископаемые - это горные породы, которые люди добывают из различных слоев земли.
Уметь рассказывать о свойствах гранита и известняка; выполнять практические работы; заполнять таблицу «Полезные ископаемые»; сравнивать свойства гранита и известняка; рассматривать образцы гранита и известняка.
23
Проверочная работа по теме «Вода,
воздух,
горные
породы» .
1
Знать как используют полезные ископаемые.
Уметь рассказывать, как используют полезные ископаемые, приводить примеры; как добывают полезные ископаемые, письменно отвечать на вопросы.
3
О царствах живой природы
16
24
Добыча и охрана полезных
ископаемых.
Четыре
царства живой
природы.
1
Уметь рассказывать, как используют полезные ископаемые, приводить примеры; как добывают полезные ископаемые
Знать царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии); чем живые существа отличаются от тел неживой природы; какие среды обитания населяют живые существа. Уметь сравнивать условия жизни в разных средах; приводить примеры сходств' и различий между растениями, животными, грибами и бактериями; приводить примеры живых существ, обитающих в наземно-воздушной, водной и почвенной средах; приводить примеры живых существ, обитающих не в одной, а в двух средах.
Объяснять различие объектов живой и неживой природы.
Называть царства живой природы.
25
Почва.
Строение
растений.
1
Знать, что почва - это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения; что такое перегной; как повышают плодородие почвы; как охраняют почву. Уметь рассказывать, как образуется почва; сравнивать почву и горную породу; рассказывать, от чего зависит плодородие почвы; доказывать, что в почве есть воздух, вода, песок и глина;
Знать строение растений (корень, побег, стебель, цветок, плод с семенами).
Иметь представление о строении цветка (лепестки, пестик, тычинка, чашелистик); о листовой почке и цветочной почке.
Уметь описывать по плану любое цветущее комнатное растение; определять, какие растения изображены на рисунке; сравнивать корни, стебли, листья, называть главное сходство плодов; доказывать, что растение -живое существо; указывать, какое значение имеют для растения его органы.
Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения,
характеризовать их роль в жизни человека.
Доказывать опытным путём некоторые жизненные процессы растений.
26
Состав почвы.
Разнообра-
зиерасте-
ний.
1
Знать, что почва - это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения; что такое перегной; как повышают плодородие почвы; как охраняют почву. Уметь рассказывать, как образуется почва;
Знать о разнообразии растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения).
Иметь представление о группах растений.
Уметь сравнивать водоросли и остальные группы растений; рассказывать, чем размножаются мхи и папоротники; называть отличия цветковых растений от хвойных; объяснять названия растений.
Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на живую природу.
Доказывать необходимость мероприятий по охране природы
27
Дикорас-
тущие
и культур-
ные растения.
1
Знать дикорастущие и культурные растения.
Уметь сравнивать культурные и дикорастущие растения; рассказывать, как люди научились выращивать растения; объяснять, почему растения, выращиваемые человеком, стали урожайнее, чем их дикорастущие предки.
Характеризовать размножение и развитие цветковых растений
28
Жизнь
растений.
1
Знать, что растение - это живое существо, организм.
Уметь доказывать, что растения поглощают воду из почвы; рассказывать, что растения получают вместе с водой; определять, какое свойство воды особенно важно для растений; объяснять, какое значение имеет сахар и крахмал, которые образуются в листьях; объяснять, зачем люди рыхлят , почву.
Иметь представление о том, что такое испарение; что помогает охлаждению листьев; какое значение имеет дыхание для растений.
Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения,
характеризовать их роль в жизни человека. Доказывать опытным путём некоторые жизненные процессы растений.
Характеризовать размножение и развитие цветковых растений
29
Размноже-
ние и раз-
витие рас-
тений.
1
Знать, что такое опыление; как опыляются цветки растений; какое значение имеет опыление в жизни растений.
Уметь определять, от каких растений данные семени; рассказывать, как растения распространяют свои семена; объяснять названия растений; объяснять, почему первым из семени вырастает корень; доказывать, что для прорастания семенам необходимы вода, воздух, тепло; рассказывать, как человек размножает культурные растения.
Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека.
Доказывать опытным путём некоторые жизненные процессы растений.
Характеризовать размножение и развитие цветковых растений
30
Охрана
растений.
1
Знать, почему растения нуждаются в бережном отношении; как хозяйственная деятельность человека повлияла на растения. Уметь объяснять выражение «бережное отношение к растениям»; рассказывать, почему сократилось количество дикорастущих растений с красивыми цветками; приводить примеры редких растений, растений Красной книги; рассказывать, как охраняют растения в нашей стране.
Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека.
Доказывать опытным путём некоторые жизненные процессы растений.
Характеризовать размножение и развитие цветковых растений
31
Строение
животных.
1
Знать, из каких веществ состоит организм животного. Уметь описывать домашнее животное по плану; приводить примеры наружных органов животных; рассказывать о значении органов животных; приводить примеры внутренних органов животных.
Иметь представление о том, чем животные отличаются от растений; что общего у растений и животных.
Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц и млекопитающих
32
Разнообра-
зие живот-
ных.
1
Знать разнообразие животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Уметь называть знакомых животных каждой группы; сравнивать животных каждой группы;
приводить свои примеры; называть существенные признаки насекомых, птиц, рыб и млекопитающих; отгадывать загадки; узнавать, к каким группам животных относятся дельфин и акула; сравнивать изображения червей, изображения ракообразных, изображения паукообразных, изображения моллюсков.
. Сравнивать способы движения, питания, размножения и развития, обмена информацией, характерные для животных.
33
Домашние
и дикие
животные.
1
Знать понятия «домашние» и «дикие»
животные.
Уметь приводить примеры диких и до-
машних животных; отгадывать загадки
про домашних животных; объяснять, по-
чему человек стал приручать животных,
почему домашние животные дают больше
молока, мяса, яиц, чем их дикие предки.
Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека.
Составлять рассказ о жизни животных.
34
Как жи-
вотные
воспри-
нимают мир.
1
Уметь называть органы чувств живот-
ных; рассказывать, какое они имеют зна-
чение в жизни животных; объяснять, ка-
кие органы чувств лучше всего развиты у насекомых, рыб, птиц; рассматривать
рисунки с изображением млекопитающих;
определять, какие органы чувств развиты
лучше у млекопитающих.
Приводить примеры особенностей органов чувств разных животных.
35
Передвиже-ние и дыхание животных. Самостоятельная работа.
1
Уметь наблюдать за передвижением животных; рассматривать рисунки с изображением млекопитающих и определять, как они передвигаются; объяснять почему тюленей и моржей называют ластоногими; определять, от чего зависит способ передвижения животного.
36
Как животные питаются.
1
Уметь наблюдать за питанием животных; называть, на какие группы делят животных в зависимости от того, чем они питаются; приводить примеры растительноядных, насекомоядных и хищ-
ных животных; по внешнему виду определять хищника.
37
29.01
Размноже-
ние и раз-
витие жи-
вотных.
1
Знать, что животные, как и все другие живые существа, размножаются.
Уметь определять сходство и различия в размножении насекомых и птиц; рассказывать о развитиинасекомых, рыб, птиц, млекопитающих; использовать рисунки, рассказывать, чем отличаются
самцы от самок у бабочки-капустницы, у горбуши; составлять рассказ о том, как птицы и млекопитающие заботятся о потомстве.
38
Охрана
животных.
1
Знать, как человек использует животных; каково значение животных в природе; как человек влияетна диких животных; как охраняют животныхв нашей стране.
Уметь объяснять, почему нужно бережно относиться ко всем животным, а не только к редким;приводить примеры животных, которые занесеныв Красную книгу.
Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на живую природу. Доказывать необходимость мероприятий по охране природы.
39
Грибы и
бактерии. Провероч-
ная работа
по теме
«О царст-
вах живой
природы».
1
Иметь представления о грибах и бактериях;о том, какое значение имеют бактерии в природе. Уметь называть грибы; объяснять, чем полезныядовитые грибы; рассказывать, почему грибы (бе-
лый, подберезовик, подосиновик, лисичка, рыжик,опенок, мухомор) получили такие названия; сравнивать шляпочные и плесневые грибы..
Объяснять полезные свойства ядовитых и старых грибов.
Характеризовать роль растений, животных, грибов и бактерий в природе и жизни людей.
4
Человек .
10
40
Человек -
часть жи-
вой при-
роды.
1
Знать, что такое Система органов; науки - анатомию, физиологию, гигиену; чем опасен шум для здоровья.
Уметь называть системы органов человека; сравнивать человека с другими организмами; объяснять выражение «организм - единое целое»; называть сходства и различия между человеком и животными.
Доказывать, что человек — часть живой природы.
Объяснять сходства и различия между человеком и животными.
Характеризовать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
41
Кожа-
наша первая «одежда».
1
Знать, что наше тело покрыто кожей; свойстваи значение кожи; правила гигиены. Уметь выполнять правила ухода за Кожей; рассказывать, отчего загрязняется кожа; оказыватьпервую помощь при травме кожи; ухаживать за
волосами и ногтями; правильно принимать солнечные ванны..
Доказывать, что человек — часть живой природы.
Объяснять сходства и различия между человеком и животными.
Характеризовать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
42
Скелет.
1
Знать части скелета (позвоночник, череп, груднаяклетка); понятия «осанка».
Уметь рассказывать о значении скелета для организма человека; выполнять упражнения для формирования правильной осанки.
Характеризовать строение и основные функции систем органов человека
Выполнять правила гигиены систем органов, планировать меры по укреплению своего здоровья.
43
Мышцы.
1
Знать, какое значение в жизни человека имеют мышцы; как изменяются мышцы при сокращениии расслаблении. Уметь выполнять сравнение мышц (мышцыразгибатели, мышцы-сгибатели); рассказыватьо работе мышц; укреплять мышцы, занимаясь физическим трудом и спортом.
Характеризовать строение и основные функции систем органов человека.
Выполнять правила гигиены систем органов, планировать меры по укреплению своего здоровья.
Участвовать в исследовании зависимости частоты пульса от физической нагрузки. Представлять результаты проектной деятельности
44
Кровенос-
ная сис-
тема.
1
Знать органы кровеносной системы; что такое пульс; как укрепить сердце; какие необходимые вещества доставляет кровь ко всем органам тела.
Уметь рассказывать о движении крови в организме; обобщать сведения о составе крови.
Проводить наблюдения и самонаблюдения за процессами жизнедеятельности;
фиксировать и сравнивать результаты,
делать выводы
45
Дыхание. Самостоятельная работа.
1
Знать, органы дыхательной системы (носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие); почему нужно дышать носом, а не ртом; как беречь органы дыхания.
Уметь объяснять по рисунку путь воздуха в организме при вдохе и выдохе; рассказывать, как происходит вдох и выдох; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух.
Проводить наблюдения и самонаблюдения за процессами жизнедеятельности;
фиксировать и сравнивать результаты,
делать выводы
46
Питание.
1
Знать органы пищеварительной системы (ротовая полость, желудок, пищевод, кишечник, печень, поджелудочная железа); правила ухода за зубами; виды зубов (резцы, клыки, коренные зубы). Уметь рассказывать, как устроена пищеварительная система; пользоваться справочной литературой; рассказывать, как из организма удаляются вредные вещества.
Проводить наблюдения и самонаблюдения за процессами жизнедеятельности;
фиксировать и сравнивать результаты,
делать выводы
47
Органы чувств.
1
Знать органы чувств; правила гигиены зрения, слуха. Уметь объяснять, какое значение для человека имеют органы чувств; выполнять правила гигиены, чтобы сохранить хорошее зрение, слух, обоняние и вкус.
Проводить наблюдения и самонаблюдения за эмоциональным состоянием.
Извлекать из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.
48
Нервная
система.
1
Знать строение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы); правила гигиены.
Уметь обобщать знания о том, какую работу выполняет головной мозг; уточнять значение спинного мозга и нервов; выполнять правила охраны нервной системы; рассказывать, какой вред нервной системе наносят вредные привычки.
49
Эмоции и
темпера-
мент.
Провероч-
ная работа
по теме
«Человек».
1
Иметь представление о том, что такое темперамент; о типах темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Знать понятие «эмоции».
Уметь управлять своими эмоциями; приводить примеры положительных и отрицательных эмоций; рассказывать о своем друге, черты какого темперамента у него проявляются; рассуждать, как можно избежать обиды.
5
Наше государство.
19
50
51
Народы
нашей
страны.
2
Знать, в какой республике, области или крае ты живешь; какие народы живут на этой территории; какой город является столицей вашего края. Уметь работать с картой; рассказывать о традициях народов; обобщать сведения о народном костюме; анализировать содержание народных песен, народных танцев; сравнивать костюмы разных народов нашей Родины; рисовать элементы на-циональной одежды своего народа; называть детали национального костюма своего народа; по рисункам определять, какие костюмы принадлежат жителям Севера, какие - жителям средней части России; какие - жителям Кавказа; рассказывать о национальных играх.
Ориентироваться в исторической карте; отличать историческую карту от географической
52
Путешест-
вие по
ленте вре-
мени.
1
Знать, что история - наука, изучающая прошлое человеческого общества; понятие «историческое время», «лента времени»; что такое век. Уметь отмечать на ленте времени дату своего рождения и все важные события жизни; называть
промежутки времени в порядке их увеличения; называть, какой сейчас год, какой век; обобщать сведения о названиях месяцев года.
Ориентироваться в исторической карте; отличать историческую карту от географической
Устанавливать длительность событий, определять век по дате,
выстраивать события по хронологическому принципу.
53
Города
и села.
1
Знать понятия «кремль», «собор», «посад», «торг»; чем отличается город от села. Уметь определять по ленте времени, какой город старше всех; рассказывать по рисункам, что продается в торговых рядах; объяснять, почему деревянные стены города стали заменять каменными,
как река помогала защищать город.
Сравнивать исторически сложившиеся занятия горожан и крестьян
54
Названия
городов.
1
Знать историю возникновения названий старинных русских городов Ярославль, Хабаровск, Смоленск, крепость святого Петра, Соликамск. Уметь рассматривать план города Санкт-Петербурга и анализировать его особенности; объяснять названия древних русских городов; работать со справочной литературой..
Объяснять назначение исторической застройки российских городов.
Определять местонахождение различных крупных городов на карте России, показывать их, давать словесное описание их географического положения.
Кратко характеризовать особенности их местоположения
55
56
Кремль -
центр го-
рода.
2
Знать, какие реки защищали Московский
Кремль; какие здания находятся на территории современного Кремля;
Уметь называть башни Московского Кремля по рисунку; сравнивать рисунки древнего Московского Кремля; сравнивать историю Псковского кремля и Московского, Иметь представление об истории Псковского кремля, Новгородского кремля
Находить краеведческий материал о возникновении родного города (села), происхождении его названия, о памятных местах города, села,
57
Улицы
города
1
Знать название своей улицы.
Уметь рассказывать об улице, на которой ты живешь; называть улицы, которые носят имена русских поэтов и писателей, героев войны, великих ученых; объяснять историю возникновения названий улиц; составить список улиц своего города;
рассказывать о памятниках своего города
Преобразовывать знаково-графическую информацию в текстовую при работе с картой.
58
Герб-
символ
города
1
Знать, что все города мира имеют свой самый главный символ, отличительный знак - герб города; какие качества символизируют разные животные на гербе. Уметь описывать герб своего города; рассматривать гербы российский городов; рассказывать, что на них изображено; объяснять, что означают эле-
менты гербов; придумать герб своего класса
Преобразовывать знаково-графическую информацию в текстовую при работе с картой.
59
Памятные
места
городов
1
Знать памятные места своего города; что символом города является исторический памятник, примечательное здание, музей, завод, аэродром. Уметь рассказывать о памятниках своего города, своей страны; пользоваться справочной литературой и картами. Иметь представление о памятниках России: о Мамаевом кургане, Казанском университете
Узнавать отдельные достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, столицы области (края) на рисунках, фотографиях и кратко характеризовать их.
Находить информацию о происхождении названий городов, символике гербов в учебнике и дополнительной литературе (справочники, энциклопедии и другое), в Интернете
60
Современ-
ный город
1
Знать, что современный город - это очень большое хозяйство; что город разделен на округа и районы, на улицы и переулки.
Уметь сравнивать рисунки современного и старинного городов; рассказывать о знаках дорожного движения; называть мэра своего города.
Иметь представление о периодической печати для детей, о средствах массовой информации (радио, телевидении, Интернете)
Объяснять назначение исторической застройки российских городов.
Определять местонахождение различных крупных городов на карте России, показывать их, давать словесное описание их географического положения.
Кратко характеризовать особенности их местоположения
61
62
Москва —
столица
России
2
Знать столицу России; год основания Москвы.
Уметь рассказывать, чем отличается Москва от других городов нашей страны; сравнивать возраст Москвы и возраст города, в котором ты живешь.
Иметь представление о достопримечательностях Москвы: о Третьяковской галерее, Московском
университете
Узнавать отдельные достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, столицы области (края) на рисунках, фотографиях и кратко характеризовать их.
63
Что такое
государ-
ство
1
Знать понятия «государство», «федерация», «гражданин», «президент», «правительство» Уметь называть, какие республики, края, области входят в состав Российской Федерации; объяснять,
для чего нужны государству милиция, армия.
Иметь представление о том, как управлялось наше государство в прошлом
Показывать на карте территорию России, её границы, столицу, крупные города.
64
Конституция-
основной
закон
нашей
страны
1
Знать, что главный закон нашего государства - Конституция, которая определяет устройство государства, основные права и обязанности граждан.
Уметь называть права и обязанности граждан России по Конституции; объяснять, почему важно охранять памятники истории и культуры.
Иметь представление о том, какие права бывали в старину
Рассказывать об устройстве государства, об основном законе государства — Конституции, некоторых правах и обязанностях российских граждан; различать виды власти
65
Права
ребенка
1
Знать, что права детей защищает международный документ - Конвенция о правах ребенка.
Уметь рассказывать о правах детей во всем мире; рассказывать по рисункам о применении знаний, полученных в школе; рассказывать о видах спорта.
Иметь представление о праве на образование, о праве на гражданство, оправе на охрану здоровья
Характеризовать основные права детей, объяснять значение Конвенции о правах ребёнка.
66
Государст-
венный
герб Рос-
сии
Государст-
венный
флаг Рос-
сии
1
Знать, что символами государства являются герб, флаг, гимн.
Уметь описывать герб, флаг России; рассказывать, как защищают государственные символы страны; находить изображение двуглавого1 орла
с Государственного герба Российской Федерации
Иметь представление об истории российского флага. Уметь рассказывать историю Государственного флага России по ленте времени; описывать государственный флаг; рассказывать, как защищают
государственные символы страны
Объяснять символику Государственного флага и Государственного герба, значение символов государства.
Обсуждать правильное отношение к символам государства, поведение при исполнении Государственного гимна. Рассказывать о назначении государственных наград.
67
Государст-
венный
гимн Рос-
сии
Государственные награды. Проверочная работа по теме «Наше государство»
1
Знать, что гимн - торжественная песнь; словаГосударственного гимна РФ,
Уметь сравнивать обычную песню и гимн.
Иметь представление об истории российского гимна
Знать государственные награды РФ. Уметь объяснять, для чего существуют государственные награды; рассказывать о государственных наградах своих знакомых, родственниках. Иметь представление о героях нашей Родины.
Находить информацию о героях нашей Родины краеведческий материал о земляках, имеющие государственные награды.
68
69
70
Экскурсия
«Улицы
и памятные места
родного
города
(села)»
Резерв времени учителя
1
2
Знать достопримечательности родного города;названия улиц города; исторические события,которые проходили на территории города.
Уметь рассказывать по карте о своем городе
Приложение 3 Систематизировать, выделить базовый и повышенный уровень
16.Соедини линиями действия людей и соответствующие им результаты:
вырубка лесов ради древесины;
загрязнение воздуха;
истребление животных ради меха;
загрязнение водоёмов;
слив сточных вод;
исчезновение некоторых видов животных;
выбросы дыма от заводов и фабрик.
уменьшение количества лесов
17. Сведения о редких растениях и животных занесены:
в Почётную книгу;
в Красную книгу
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2 по теме
«Превращения и круговорот воды»
1.Прочитайте предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова:
Вода …………………………………………. при нагревании и …………………………………….. при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший …………………………………………….. Воду можно очистить с помощью …………………………………………………………………………………….. .
2.Вода – растворитель. Как проявляется это свойство в природе? Приведите примеры. Ответ напишите.
3.Какие свойства имеют воздух и вода? Выберите эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами:
Не имеет цвета.
Не имеет запаха.
Расширяется при нагревании.
Сжимается при охлаждении.
Растворитель.
Плохо проводит тепло.
Прозрачность.
Текучесть.
Воздух ……………………………………………………………………………………
Вода ……………………………………………………………………………………….
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 3 по теме «Эта удивительная природа»
1.Что называют телом?
всё то, что сделано руками человека;
любой предмет, любое живое существо;
любое растение, насекомое, птицу или животное.
2.В какой строчке указаны только тела?
кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;
парта, доска, стол, стул, лампа;
карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.
3.В какой строчке указаны только вещества?
алюминий, железо, медь;
алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз;
кусок сахара, капля росы, кристалл соли.
4.В какой строчке указаны только газообразные вещества?
вода, крахмал, соль, перец;
кефир, ряженка, хлор, фтор;
азот, кислород, углекислый газ.
5.В каких телах промежутки между частицами наибольшие?
в твёрдых; в жидких; в газообразных.
6.Какие вещества входят в состав воздуха?
водород, медь, цинк;
кислород, азот, углекислый газ;
хлор, фтор, йод.
7.Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания?
азот; кислород; углекислый газ.
8.Какими свойствами обладает воздух?
-голубого цвета, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха;
-прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;
-с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.
9.В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?
при нагревании воздух расширяется;
при охлаждении воздух сжимается;
воздух плохо проводит тепло.
10.Как нужно охранять воздух от загрязнения?
остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины, запретить пользоваться транспортом, превратить Землю в один огромный заповедник;
фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ, транспорт необходимо сделать экологически безопасным, в городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.
11.За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?
вода, превращаясь в лёд, расширяется;
вода, превращаясь в лёд, сжимается;
повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.
12.Вы вымыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
вода с поверхности пола испарилась;
вода впиталась в поверхность пола;
вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
13.Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Как она вновь окажется в облаках? Какая из цепочек превращений верна?
облако капелька воды поверхность океанов, морей, рек и суши
испарение воды водяной пар облако;
облако поверхность океанов, морей, рек и суши капельки воды
водяной пар облако;
облако водяной пар поверхность океанов, морей, рек и суши
капелька воды облако.
14.За счёт чего в скалах и в камнях образуются трещины?
за счёт нагревания скал и камней в тёплые солнечные дни;
за счёт остывания скал и камней по ночам;
за счёт неравномерного расширения и сжатия скал, камней.
15.Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?
животные; растения; грибы и микробы.
16.Что образуется при разрушении скал и камней?
песок и глина; мрамор и гранит; вода и газ.
17.К какой природе можно отнести почву?
к живой; к неживой; неживая и живая природа в почве соединяются.
18.Из чего состоит почва?
из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;
из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;
из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а так же микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве.
19.Что растения получают из почвы?
перегной, песок, глину;
воздух, воду, соли;
остатки растений и животных.
20.Что влияет на плодородие почвы?
наличие в почве перегноя;
наличие в почве воды;
наличие в почве песка и глины.
21.Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?
благодаря животным, обитающим в почве;
благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве;
благодаря микробам, живущим в почве.
22.Как называется наука о растениях?
ботаника; зоология; астрономия.
23.Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых – двумя чертами: