Рабочая программа по окружающему миру (Школа 2100)
Рабочая программа по окружающему миру (Школа 2100)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской учебной программы «Окружающий мир» А.А.Вахрушева, А.С. Раутиана; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования , учебнику «Окружающий мир. «Мое Отечество» (А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин, - М.: Баласс, 2012 и «Окружающий мир. Обитатели Земли», 3 класс (А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В.Бурский, А.С. Раутиан, - М.: Баласс, 2012).
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру (Школа 2100) »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. ДРУЖБА
«Рассмотрено на МО « Утверждено»
и рекомендовано Директор школы
к утверждению» А. М. Самуйленко
Руководитель ШМО Приказ №_____
_________________ от____________2014г.
Протокол №_____
от________2014г.
Рабочая программа
по окружающему миру
для 3 класса
учителя начальных классов
Составитель:
Картавец Любовь Ивановна
п. Дружба
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской учебной программы «Окружающий мир» А.А.Вахрушева, А.С. Раутиана;соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования , учебнику «Окружающий мир. «Мое Отечество» (А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин, - М.: Баласс, 2012 и «Окружающий мир. Обитатели Земли», 3 класс (А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В.Бурский, А.С. Раутиан, - М.: Баласс, 2012).
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Цель курса окружающего мира – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Задачи обучения:
-развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Общая характеристика учебного предмета
Окружающий мир какучебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Перед современным педагогом встает трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.
Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира - при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в мире.
Как же сформировать у ребенка целостную картину мира? Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир.Все это способствует возникновению привычки (навыка)объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае ребенок может научиться делать любое новое дело,самостоятельно осваивая его.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний.
Мы же ставим перед собой следующую задачу - познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для достижения мира и упорядочивания своего опыта.Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.
Согласно принципу минимаксаучебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. Т.е. учебники существенно различаются по объему того материала, который ученики могут и должны усвоить.
Таким образом, в целом у ребят должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно- познавательных и жизненных задач.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа рассчитана на 68 часов в год при 2-х часах в неделю.
Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Экскурсии-2;
Практические работы-4;
Контрольные работы-2;
Проверочные работы- 15;
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма -одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлятьинформацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других:высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Обитатели Земли
1-я линия развития – уметь объяснять мир.
приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Часть 2. Моё Отечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
по году определять век, место события в прошлом;
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Содержание учебного предмета
Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)
Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.
Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система (9 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.
Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.
Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?
Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.
Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».
Живые участники круговорота веществ (11 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.
Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.
Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.
Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.
Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».
Повторение пройденного материала – 4 ч.
Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч).
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.
Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра - точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!
История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.
Времена Древней Руси. IX – XIII века (5 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.
Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.
«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.
Времена Московского государства. XIV – XVII века (6 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.
Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства - Москва.
Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица - Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.
Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.
Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.
Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.
Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (5 ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.
Современная Россия (8 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия? Представления об избирательной системе.
Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.
Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЧАСТЬ 1. ОБИТАТЕЛИ ЗЕМЛИ – 34 ЧАСА
№ п/п
Наименование раздела(темы),тема урока
Кол-во
ча-
сов
Дата
Характеристика деятельности
учащихся
План.
Факт.
1. ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ- 4 часа
1
Тела и вещества
Урок открытия новых знаний
Знать:
- что такое тело, при родное явление; вещество; свойства твердых, жидких и газообразных веществ; энергия;
- роль Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле. Уметь:
- применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных
2
Из чего состоит вещество.
Комбинированный урок
Проверочная работа №1
3
Что такое энергия.
Урок открытия новых знаний
2.ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ - 6 час
явлений;
- различать твердые тела, жидкости и газы;
- пользоваться бытовыми приборами для взаимопревращения воды, льда и пара
4
Превращение энергии
Комбинированный урок
Проверочная работа №2
5
Где обитают живые организмы.
Урок открытия новых знаний
Знать:
- что такое биосфера;
- начальные сведения о круговороте веществ;
- значение кислорода для дыхания живых организмов и человека. Уметь:
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- выделять звенья круговорота веществ;
- классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ
Знать:
- что такое биосфера;
- начальные сведения о круговороте веществ;
- значение кислорода для дыхания живых организмов и человека.
Уметь:
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- выделять звенья круговорота веществ;
- классифицировать
живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ.
6
Большой круговорот веществ.
Комбинированный урок
7
Живые участники круговорота веществ.
Комбинированный урок
Проверочная работа№3
8
Обмен веществ в организме.
Комбинированный урок
9
Как живые организмы запасают энергию Солнца.
Комбинированный урок
Проверочная работа №4
10
Контрольная работа№1 по теме: «Оболочка планеты, охваченная жизнью».
- об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;
- что такое почва и какова ее роль в плодородии.
Уметь:
- выделять цепи питания в экосистемах;
- определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам
12
Почва – важнейшая часть экосистемы
Комбинированный урок
Проверочная работа №5
13
Экосистема озера
Урок открытия новых знаний
14
Экосистема болота
Урок открытия новых знаний
15
Экосистема луга
Урок открытия новых знаний
Проверочная работа №6
16
Лесные производители
Урок открытия новых знаний
17
Потребители и разрушители экосистемы леса
Комбинированный урок
Проверочная работа №7
18
Экосистема поля
Урок открытия новых знаний
19
Аквариум – маленькая искусственная экосистема
Комбинированный урок
Проверочная работа №8
Раздел 4. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ - 11 часов
(ПОВТОРЕНИЕ – 2 ЧАСА)
20
Растения производители
Урок открытия новых знаний
Проверочная работа №9
Растения и их роль на Земле. Освоение суши. Главное достоинство суши - обилие света. Сплошное распространение растений - зеленый покров планеты. Главный
недостаток суши - не-
хватка воды и высыхание. Появление побега у высших растений и освоение вертикали в воздушной среде. Стебель, лист, корень - основные органы высших растений. Семя и его роль. Плод. Цветок - орган размножения
21
Животные маленькие и большие
Комбинированный урок
Животные и их роль на Земле. Появление одноклеточных и многоклеточных животных. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Первый скелет
22
Маленькие рыцари
Урок открытия новых знаний
Проверочная работа №10
Появление твердых покровов - защита от хищников. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц. Наружный скелет раков - «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие
23
Первый шаг из моря на сушу
Возникновение позвоночника - внутреннего скелета. Рыбы - позвоночные животные. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Позвоночные с внутренним скелетом - крупнейшие животные суши. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие - органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде
24
На суше – как дома
Урок открытия новых знаний
Проверочная работа №11
Пресмыкающиеся - сухопутные животные с непостоянной температурой тела
25
Пернатые изобретатели
Урок открытия новых знаний
Птицы - животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособление к полету. Забота о потомстве у птиц. Мозг и органы чувств
26
Наши братья
Урок открытия новых знаний
Проверочная работа №12
Знать:
млекопитающие – наши ближайшие родственники
Уметь:
называть особенности среды обитания, питания, строения млекопитающих; приводить примеры млекопитающих нашего края.
27
Осторожно: животные
Комбинированный урок Проверочная работа №13
Знать правила безопасного общения с животными
Уметь выполнять правила безопасного общения с животными
28
Прирождённые разрушители
Комбинированный урок
Проверочная работа №14
Иметь понятие о грибах и бактериях, их роли в природе;
Уметь называть особенности строения, роста; значение для человека
29
Как нам жить в дружбе с природой
Комбинированный урок
Проверочная работа №15
Знать:
роль человечества в биосфере; использование людьми круговорота для своих нужд; последствия разрушения круговорота веществ
Уметь
Приводить примеры экологических нарушений в биосфере, жизни в согласии с природой - единственная стратегия для человечества
30
Экскурсия в краеведческий музей
Знать правила поведения в музее
Уметь готовить сообщение о посещении музея
31
Экскурсия в лес, луг, озеро
Уметь принимать участие в элементарной экологической деятельности
32
Контрольная работа №2
33-34
Повторение
Комбинированный урок (Резерв)
ИТОГО:
ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО – 34 ЧАСА
№ п/п
Наименование раздела, темы
уроков.
Требования к уровню подготовки учащихся
1
Введение. Отправляемся в путешествие. (Как работать с учебником)
Знать понятия: родословное дерево,
Родина, государство,
общество, закон,
эра, христианство.
Уметь:
- строить свое родословное древо, вести счет времени по векам и эрам; - определять последовательность исторических событий
1. ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА - 4ч
2
Живая связь времён
Урок открытия новых знаний Пр. /р
3
Как считать время
Урок открытия новых знаний
4
С чего начинается Родина
Комбинированный урок
5
Память о прошлом
Комбинированный урок
2.ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ 5ч
6-7
Как на Руси появилось государство
Урок открытия новых знаний
Знать понятия: ислам и христианство,
храм, икона, монах, монастырь, летописи, князь, хан, Золотая Орда. Уметь:
- ориентироваться в образной исторической карте;
- определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам
отличать эпохи российской истории: времена Древней Руси;
- различать следы исторического прошлого в современной действительности
8
«Золотые ворота» в Древнюю Русь
Комбинированный урок
9
За землю Русскую!
Комбинированный урок
10
«Слово о погибели Русской земли»
Комбинированный урок
3.ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА- 6ч
11
От Древней Руси к единой России
Урок открытия новых знаний
Знать понятия: вели
кий государь, царь.
Уметь:
- ориентироваться в образной исторической карте;
- определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства; - различать следы исторического прошлого в современной
- определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства;
- различать следы исторического прошлого в современной действительности
- определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства;
- различать следы исторического прошлого в современной действительности
24
«К светлому будущему»
Комбинированный урок
25
«Вставай, страна огромная» Пр.р
Мой предок-защитник Родины в годы Вов.
Комбинированный урок
26
«Через тернии к звездам»
Комбинированный урок
6. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ -8ч
27
Я – гражданин России.
Комбинированный урок
Пр./р Гимн России и гимны других стран.
Знать понятия: СНГ, демократия, конституция, гражданин. Президент, Государственная Дума, символы государства, федерация, государственные праздники.
Уметь:
- ориентироваться в образной исторической карте;
- определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: современная Россия
28
Власть народа
Комбинированный урок
29
Кто в государстве самый главный.
Комбинированный урок
30
Народы России
Комбинированный урок
Пр/р. Создать рассказ о России, государственных праздниках
31
Наш общий дом
Комбинированный урок
32
33
34
Как нам жить?
Комбинированный урок
Повторение и обобщение изученного материла по разделам 4-6.
Урок рефлексии
Контрольная работа №2
Описание материально технического обеспечения
образовательного процесса
№ п/п
Содержание
Класс
Автор
Название
Издательство
Год
издания
Учебно-методическое обеспечение
1.
Программа
Д.И.Фельдштейн.
1.Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах.
2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. (Стандарты второго поколения.)
3.Планируемые результаты начального общего образования (Стандарты второго поколения)
М.: «Баласс»
М.: Просвещение,
М.: Просвещение,
2011
2010
2010
2.
Учебник
(основной)
2
А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан.
2.Окружающий мир. «Мое Отечество» «Окружающий мир. Обитатели Земли»
М.: «Баласс»
Школьный дом
2012
3.
Учебники
(дополнитель
ные)
.
4.
Учебные пособия:
А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан.
А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина.
А.А.Вахрушева
4.Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 3 класс.; Образовательная система «Школа 2100»
«Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир», 3 класс. Образовательная система «Школа 2100»
Методические рекомендации для учителя к учебнику «Окружающий мир»- 3 класс
М.: «Баласс»
Школьный дом
М.: «Баласс»
Школьный дом
М.: «Баласс»
Школьный дом
2012
2012
2012
Материально-техническое и информационное обеспечение