Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерной программы начального общего образования по окружающему миру.Рабочая программа ориентирована на использование УМК "Школа России" (Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру. »
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по окружающему миру (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. –5-е изд., - М.: Просвещение, 2011) и авторской программы А.А.Плешакова (Программы начального общего образования Школа России. /Сост. А.А.Плешаков, М. «Просвещение», 2011 г.)
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
приказ МОиН Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (ред. от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 г. №2357) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1067 от 19.12.2012г. ) ;
учебный план МБОУ СОШ мкр.Вынгапуровский на 2013/2014 учебный год;
Положение о рабочей программе МБОУ СОШ мкр.Вынгапуровский
Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:
1) Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2011.
2) Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.
Предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значимой части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны – как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
Цель изучения курса - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Учебный курс «Окружающий мир»призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Общая характеристика учебного предмета
«Окружающий мир» как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. В ходе изучения «Окружающего мира» учащиеся овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе – на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Курс 1 класса играет особую роль в реализации программы, поскольку именно в 1 классе закладываются ведущие содержательные линии программы, главные подходы к организации деятельности детей. Первоклассники осваивают основные способы получения информации об окружающем мире.
Особенностями содержания этого учебного предмета первого года являются: интегрированный характер знаний. При его изучении младший школьник:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек-природа-общество»;
- осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики и музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Следующими особенностями предмета можно выделить: особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания для формирования метапредметных умений и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи. Благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний, могут быть успешно решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике окружающего мира в начальной школе.
Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом начального общего образования программа по окружающему миру предусматривает 66 часов в год (33 учебные недели, 2 часа в неделю).
Темы уроков сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям для учителя. Запланировано проведение 6 уроков окружающего мира в формах, отличных от урочной: урок-путешествие, урок-игра, урок-сказка.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
По каждому разделу курса «Окружающий мир» прописаны предметные и метапредметные результаты с учётом того, чему научится обучающийся и чему получит возможность научиться.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются следующие умения и качества:
ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
интерес к познанию окружающего мира;
ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Регулятивные УУД:
следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей), словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
отбирать адекватные средства достижения цели;
действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью
Познавательные УУД:
осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендованных учителем;
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы учебной задачи;
выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные сообщества; группы растений, группы животных, др.);
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные УУД:
строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать другое мнение и позицию;
умению договариваться, приходить к общему решению ( при работе в группе, п паре);
контролировать действия партнёра;
адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является сформированность следующих умений:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно - научных и социально-гуманитарных дисциплин;
умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума,
овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся:
- групповая, парная, индивидуальная деятельность;
- проектная и исследовательская деятельность;
- экскурсии, практикумы
Специфические для учебного курса формы контроля освоения обучающимися содержания:
Текущий: тест, устный опрос; практическая работа;
Промежуточный: тематические проверочные работы, тест, самостоятельная работа, исследовательская и проектная работа;
Итоговый: контрольная работа, тест, исследовательская и проектная работа.
Содержание учебного предмета
Введение (5ч.)
Знакомство с учебником, с рабочей тетрадью, атласом-определителем. Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения на уроке, в школе. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив. Культура поведения в школе. Правила перехода улиц и дорог.
Что и кто? (20ч.)
Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Луна – спутник Земли. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве. Растение, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растений. Части растений. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края, названия и краткая характеристика. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности строения. Роль животных в природе и жизни людей.
Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Компьютер, его роль в жизни, правила обращения с ним. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения на дорогах.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг, гимн; правила поведения при прослушивании гимна.
Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли.
Практические работы.Определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; находить у растений их части, показывать и называть; определять комнатные растения, растения цветника с помощью атласа-определителя; определять листья по деревьям; деревья с помощью атласа-определителя; исследовать строение пера птицы, шерсти зверей.
Как, откуда т куда? (12ч.)
Водоёмы, их разнообразие; использование человеком. Пресная и морская вода. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных водоёмов, об опасности использования загрязнённой питьевой воды.
Разнообразие бытовых электроприборов, безопасное обращение с ними.
Свойства снега и льда.
Признаки растений как живых организмов. Условия необходимые для их жизни (свет, тепло, воздух, вода).
Признаки животных как живых организмов; условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Уход за домашними животными. Бережное отношение человека к животным.
Перелётные и зимующие птицы. Забота о птицах.
Знакомство с работой почты, с производством сладостей.
Источники мусора в быту, классификация мусора. Меры по предупреждению загрязнения окружающей среды.
Практические работы. Проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку; собирать простейшую электрическую цепь; рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды; ухаживать за комнатными растениями; изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; сортировать мусор по характеру материала; исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений.
Где и когда? (9ч.)
Понятие о времени, последовательность дней недели. Смена времён года, названия месяцев, признаки каждого времени года.
Холодные и жаркие районы Земли. Разнообразие животного и растительного мира в этих районах.
Мир динозавров. История возникновения одежды. История возникновения велосипеда, правила безопасной езды.
Практические работы. Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самоконтроль.
Почему и зачем? (20ч.)
Солнце – ближайшая звезда, свойства и разнообразие звёзд. Луна – естественный спутник Земли. Её изучение людьми.
Природные явления ( дождь, ветер). Звук, его распространение. Радуга, её появление.
Происхождение названий растений и животных. Примеры поведения в природе.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Условия сохранения и укрепления здоровья.
Знакомство и назначение кораблей, автомобилей, поездов, самолётов. Полёты человека в космос. Его исследование.
Экология – наука, её роль в жизни людей.
Практические работы. Исследовать возникновение и распространение звуков; познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук.
Содержание и оформление учебникаво многом определяет функции реализации разных методов и приёмов обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- продуктивный;
- проблемный;
- исследовательский;
- наблюдения;
- опыты.
Тематическое планирование
Тематическое планирование
Характеристика деятельности обучающихся
Введение
(5 часов)
Задавать вопросы,
пользоваться условными обозначениями учебника,
различать способы и средства познания окружающего мира,
Что и кто?
(20 часов)
Работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей,
сравнивать, различать и описывать герб и флаг России,
рассказывать о малой родине и Москве как столице государства,
наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо,
моделировать форму Солнца,
различать образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя,
наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках,
прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растений,
формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений,
наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях,
наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе,
определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизирования,
обсуждать источники загрязнения в снеге,
формировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений
Где и когда?
(9 часов)
Коллективно составлять рассказ о школе,
презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями,
анализировать схему смены времён года и месяцев, называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы,
находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их,
находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их,
различать зимующих и перелётных птиц, группировать их,
прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды,
сравнивать старинные и современные велосипеды,
рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи
Почему и зачем?
(20 часов)
сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца,
анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещённости её поверхности Солнцем,
формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны,
наблюдать за дождями и ветром,
объяснять причины возникновения дождя и ветра,
обсуждать почему и как следует беречь уши,
запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма,
обсуждать наше отношение к домашним питомцам,
составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх,
устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника,
объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину,
оценивать правильность своей подготовки ко сну,
различать овощи и фрукты,
группировать (классифицировать) их с помощью цветных фишек,
сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку,
запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов,
формулировать основные правила гигиены,
объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов,
классифицировать автомобили и объяснять их назначение,
классифицировать поезда в зависимости от их назначения,
рассказывать о своих впечатлениях от плаванья на корабле,
классифицировать самолёты в зависимости от их назначения,
обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках,
обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте,
знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте,
рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника,
приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой,
участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»
Материально-техническое обеспечение программы
I.Дополнительная литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.: Просвещение, 2011.
2.Сборник рабочих программ «Школа России», С.В.Анащенкова, изд.- М.: Просвещение, 2011г.
3.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.
4.Планируемые результаты начального общего образования/ (Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
5.Муковникова О.Г. Природоведение. 1 класс (поурочные планы по учебнику Плешакова А.А. «Окружающий мир».) Волгоград, 2008.
6.Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас», Е.П.Фефилова, Е.А.Поторочина,М, «Вако»,2004г.
7.Книга для учителя. Я иду на урок в начальную школу. Природоведение. М.А.Козлова, М, «Первое сентября», 2000г.
8.Тесты по природоведению. Я иду на урок в начальную школу. 1-4 кл., «Первое сентября», М., 2000г.
9. И учёба, и игра: природоведение. Т.И. Тарабарина, Е.И.Соколова, Ярославль, «Академия развития», 1997г.
10.Мастерская учителя. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья», М, «Вако», 2004г.
11. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2011.
12. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
II. Специфическое оборудование:
наглядные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород;
- политическая карта мира, карта природных зон, физическая карта;
- рисунки, слайды, диафильмы;
III. Электронно-программное обеспечение:
выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся – на уровне ознакомления);
Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа. Русский язык, математика, окружающий мир. 1 класс, 2012г.
Мультимедийные презентации.
3. CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия».
4.CD «Детский энциклопедический словарь»
5.Компьютерная игра «Кузя и дикая река»
6.Видеофильм «Береги природу»
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :http://school-collection.edu.ru
Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа :http://nachalka.info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа :www.festival.1september.ru
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа :www.km.ru/education
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.uroki.ru
Нацпроект «Образование» – Режим доступа: http://mon.gov.ru./proekt/ideology
Проект «Информатизация системы образования» – Режим доступа: http://www.ural-chel.ru/guon/inform.htm.
Сайт «Все для учителей начальной школы»– Режим доступа:http://www.nsc.1september.ru
Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru
Сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО – Режим доступа: http://www.ipk74.ru
Сайт журнала «Вестник образования» – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru
Сайт журнала «Начальная школа» – Режим доступа: http://www.n-shkola.ru
Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации– Режим доступа: http://www.mon.gou..ru