протокол от 22. 08.2015 г. № 1
от 20.08.2015 г. протокол № 1
Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.
Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.
В соответствии с учебным планом, реализующим программы ФГОС начального общего образования, на учебный предмет «Литературное чтение» в 3-м классе отведено 70часов (35 недель, по 2 часа в неделю). По учебному плану МБОУ ООШ д. Сухой Семенёк количество учебных часов на литературное чтение увеличено на 1 час за счёт средств участников образовательного процесса для расширения знаний по предмету. В связи с этим в рабочую программу внесены изменения. В 3 классе на курс «Литературное чтение» отведено 105 часов (35 недель, по 3 часа в неделю)
– признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
– направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
№ п/п | Наименование разделов и тем. Содержание программного материала | Ча-сы | Универсальные учебные действия |
1. | Самое великое чудо на свете Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. | 3 | Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; обобщение полученной информации по истории создания книги; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
2. | Устное народное творчество Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | 9 | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. |
3. | Поэтическая тетрадь 1 Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы». И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег». | 7 | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста. |
4. | Великие русские писатели Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина», А.С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; Сообщение о Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Статья В.Воскобойникова о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень». Л.Н. Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». | 18 | Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; овладение приемами выразительного чтения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально – оценочные суждения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. |
5. | Поэтическая тетрадь 2 Н.А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт. «Золотое слово». И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...». | 5 | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарем в учебнике, либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста. |
6. | Литературные сказки Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»; В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 7 | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного. |
7. | | 9 | Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробны, выборочный пересказ прочитанного. |
|
Были-небылицы М. Горький «Случай с Евсейкой»; К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»; А.И. Куприн «Слон». |
8. | Поэтическая тетрадь 1 С. Черный «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С.А. Есенин «Черемуха». | 4 | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста. |
| | | |
9. | Люби живое М.М. Пришвин «Моя Родина»; И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»; В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В.В. Бианки «Мышонок Пик»; Б.С. Житков «Про обезьянку»; В.Л. Дуров «Наша Жучка»; В.П. Астафьев «Капалуха»; В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». | 12 | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоциональнооценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного. |
10. | Поэтическая тетрадь 2 С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А.Л. Барто «Разлука», «В театре»; С.В. Михалков «Если...»; Е.А. Благинина. «Кукушка», «Котенок»; проект «Праздник поэзии». | 5 | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста. |
11. | Собирай по ягодке — наберёшь кузовок. Б.В.Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»; А.П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»; М.М.Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н.Н.Носов. «Федина задача», «Телефон»; В.Ю. Драгунский. «Друг детства». | 11 | Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; осмысление содержания прочитанного текста. |
12. | По страницам детских журналов Вступительная статья. Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»; Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»: Р. Сеф «Веселые стихи». | 5 | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного. |
13. | Зарубежная литература Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен. «Гадкий утенок», сообщение о великом сказочнике. | 9 | Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. |
№ п/п | Тема урока (страницы учебника, тетради) | Основные виды учебной деятельности | Дата |
план | факт |
1 четверть (27 часов) |
Самое великое чудо на свете (3 часа) |
1. | Рукописные книги Древней Руси. С.2-7,с.6-7(т.) | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. | 2.09 | |
2. | Первопечатник Иван Фёдоров. С.8-12,с.11-13(т.) | Использовать фотографии, рисунки как объекты для получения необходимой информации. Участвовать в работе пары, читать текст друг другу. Находить необходимую информацию в книге для подготовки сообщения. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. | 4.09 | |
3. | Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете». С.12,с.14(т.),с.4-5 «Кимы» | Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу. Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Проверять себя и оценивать свои достижения. | 7.09 | |
| | Устное народное творчество (9 часов) | | |
4. | Русскиенародные песни. С.13-17, с.16-17(т.) | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. | 8.09 | |
5. | Докучные сказки. С.18-21, с.19-20(т.) | Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. | 9.09 | |
6. | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». С.22-27,с.20(т.) | Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Делить текст на части. Находить героев, которые противопоставлены в сказке. Характеризовать героев произведения. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. | 11.09 | |
7. | Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк». С.28-32,с.21-22(т.) | Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. | 14.09 | |
8. | Анализ сказки «Иван- царевич и серый волк». С.33-39, с.23-24(т.)Кимы с.64-65 | Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. | 16.09 | |
9. | Русская народная сказка «Сивка-бурка». С.40-50 | Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. | 17.09 | |
10. | Анализ русской народной сказки «Сивка-Бурка». Проверка техникичтения. С.40-50 | Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. | 18.09 | |
11. | Проект:«Сочиняемволшебнуюсказку». С.58, с.29-30(т.) | Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Придумывать свои сказочные истории. Участвовать в работе группы. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. | 21.09 | |
12. | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». С.51-57,с.17-18(т.), с.28-29(т.) С.36-37 «Кимы» | Систематизировать и проверить свои знания по данной теме. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Проверять себя и оценивать свои достижения. | 23.09 | |
| | Поэтическая тетрадь 1 (7 часов) | | |
13. | Ф.И. Тютчев«Весенняягроза», «Листья». С.59-63,с.32-33(т.) | Прогнозировать содержание раздела. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Отвечать и задавать вопросы. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте | 24.09 | |
14. | А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»,«Зреет рожь над жаркой нивой...». С.64-65 | Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). | 25.09 | |
15. | И.С. Никитин «Полно, степь моя...». С.66-67,с.38(т.) | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). | 28.09 | |
16. | И.С. Никитин«Встречазимы». С.68-71 | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). | 29.09 | |
17. | И.З. Суриков «Детство». С.72-75 | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. | 30.09 | |
18. | И.З. Суриков «Зима». С.76-77,с.34-35(т.) | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. | 5.10 | |
19. | Обобщение по разделу. С.78-80,с.36(т.) Кимы с.8-9 | Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Проверка усвоения программного материала. Великие русские писатели (18 часов) | 6.10 | |
| | | | |
20. | Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина. А.С.Пушкин. Стихи. С.81-87,с.39(т.) | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. | 12.10 | |
21. | А.С. Пушкин«Зимнееутро». С.88-89 | Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. | 14.10 | |
22. | А.С. Пушкин«Зимнийвечер». С.90-91 | Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. | 19.10 | |
23. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» С.92-102 | Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. | 20.10 | |
24. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» С.102-118 | Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. | 21.10 | |
25 | Работа над сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Проверкатехникичтения. С.118-128 | Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Объяснять интересные словесные выражения в произведении. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | 26.10 | |
26 | Характеристика героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» С.92-129, с.38(т.) | Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Давать характеристику героев литературной сказки. Объяснять интересные словесные выражения в произведении. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | 27.10 | |
27 | Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунка с текстом. С.92-129 | Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Объяснять интересные словесные выражения в произведении. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | 28.10 | |
| | 2 четверть (21 час) | | |
28. | И.А.Крылов «Мартышка и Очки». С.130-135, с.39(т.) | Подготовить сообщение об И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Познакомиться со скульптурным портретом И.А. Крылова. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. | 9.11 | |
29. | И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна». С.С.136-137 | Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. | 10.11 | |
30. | И.А. Крылов «Ворона и Лисица». С.137-139 | Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. | 11.11 | |
31. | М.Ю.Лермонтов . Стихи. С.140-147,с.43(т.) | Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Называть отличительные особенности стихотворного текста. | 16.11 | |
32. | Детство Л.Н. Толстого. Подготовка сообщения. С.148-151 | Подготовить сообщение о Л.Н. Толстом на основе статьи учебника, книг о Толстом. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. | 17.11 | |
33. | Л.Н. Толстой «Акула». С.152-156,с.40(т.) | Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. | 18.11 | |
34. | Л.Н. Толстой «Прыжок». С.156-159 | Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Характеризовать героев. Участвовать в обсуждении. | 23.11 | |
35. | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». С.С.160-162, с.40(т.) | Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. | 24.11 | |
36. | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» С.162-163 | Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Сравнивать прочитанные рассказы (тема, главная мысль, события, герои). | 25.11 | |
37. | Обобщающий урок. С. 164-166, с.40-42(т.) Кимы с.14-15 | Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | 30.11 | |
| | Поэтическая тетрадь 2 (5 часов) | | |
38. | Н.А. Некрасов«Славнаяосень!», «Не ветер бушует над бором…» С.167-170,с.43(т.) | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. | 1.12 | |
39. | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». С.170-172 | Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Сравнивать текст-описание и текст- повествование | 2.12 | |
40. | К.Д. Бальмонт «Золотое слово». С.173 | Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. | 7.12 | |
41. | И.А. Бунин «Стихи». С.174-177 | Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. | 8.12 | |
42. | Обобщающий урок. С.178, с.44(т.) Кимы с.16-17 | Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Проверка усвоения программного материала. | 9.12 | |
| | Литературные сказки (7 часов) | | |
43. | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам». С.179-182, с.45(т.) | Прогнозировать содержание раздела. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Читать присказку вспух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять понятие «присказка». | 14.12 | |
44. | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». С.183-187 | Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. | 15.12 | |
45. | В.М. Гаршин «Лягушка- путешественница». С.188-195,с.47(т.) | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы вырази-тельного чтения. Сравнивать содержание басни и литературной сказки; определять нравственный смысл сказки. | 16.12 | |
46. | В.М. Гаршин «Лягушка- путешественница». С.188-195,с.47(т.) | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы вырази-тельного чтения. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Читать сказку в лицах. | 21.12 | |
47. | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». С.196-208, с.47-49(т.)
| Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. | 22.12 | |
48. | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Проверка техники чтения. С.196-208 | Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Делить сказку на части, озаглавливать их. Иллюстрировать сказку. | 23.12 | |
| | 3 четверть (30 часов) | | |
49. | Обобщающий урокпо разделу «Литературные сказки». С.209-213 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Участвовать в литературной викторине. | 12.01 | |
| | Были-небылицы (9 часов) | | |
50. | М. Горький «Случай с Евсейкой». С.3-11, с.51-52(т.) | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Определять авторское отношение к изображаемому. | 13.01 | |
51. | М. Горький «Случай с Евсейкой». С.3-11, с.52-54(т.) | Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. | 18.01 | |
52. | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». С.12-19 | Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. | 19.01 | |
53. | Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». С.20-24, с.55(т.) | Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Характеризовать героев произведения. | 20.01 | |
54. | Творческий пересказ рассказа К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». С.12-24,с 56(т.) | Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль. | 25.01 | |
55. | А.И. Куприн «Слон». С.25-32, с.57(т.) | Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Читать рассказ, передавая с помощью интонации настроение автора. | 26.01 | |
56. | А.И. Куприн «Слон». С.25-41,с.57(т.) | Наблюдать за развитием и последовательностью событий в рассказе. Читать рассказ, передавая с помощью интонации настроение автора. | 27.01 | |
57. | Анализ рассказа А.И. Куприна «Слон». С.25-41, с 58-59(т.) | Определять авторское отношение к изображаемому. Читать рассказ в лицах. Делить текст на части, озаглавливать каждую из них. Составлять план и пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. | 1.02 | |
58. | Обобщающий урок. С.42-44,с.60(т.) | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | 2.02 | |
| | Поэтическая тетрадь 1 (4 часа) | | |
59. | С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка...» «Воробей», «Слон». С.46-49,с.61(т.) | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте. Читать стихотворение выразительно в лицах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории | 3.02 | |
60. | А.А. Блок «Ветхая избушка». «Сны», «Ворона». С.50-54,с.62(т,) | Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом. Читать стихотворение, отражая настроение. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом. | 8.02 | |
61. | С.А. Есенин «Черёмуха». С.55-56,с.63(т.) | Читать стихотворение, отражая настроение. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Иллюстрировать стихотворение. | 9.02 | |
62. | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь1». С.56,с.64(т.) Кимы с.22-23 | Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения. | 10.02 | |
| | Люби всё живое (12 часов) | | |
63. | М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний). С.57-59,с.65(т.) | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Самостоятельно сочинять тексты, используя средства художественной выразительности. | 15.02 | |
64. | И.С. Соколов-Ми-китов «Листопадничек». С.60-67 | Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. | 16.02 | |
65. | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». С.60-67,с.66-67(т.) | Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом. | 17.02 | |
66. | В.И. Белов«Малька провинилась», «Ещё про Мальку». С.68-72 | Понимать нравственный смысл рассказа. Определять главную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Пересказывать произведение на основе плана. | 24.02 | |
67. | В.В. Бианки«МышонокПик». С.73-76,с.69(т.) | Определять жанр произведения. Читать и воспринимать на слух произведение. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль произведения. | 29.02 | |
68. | В.В. Бианки «МышонокПик». С.76-82 | Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Составлять план произведения, пересказывать произведение на основе плана. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. | 1.03 | |
69. | Б.С. Житков «Прообезьянку». С.83-97 | Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысльрассказа. Объяснять смысл непонятных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. | 2.03 | |
70. | Б.C. Житков «Прообезьянку». С.83-93 | Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Участвовать в обсуждении. | 9.03 | |
71. | Анализ произведения Б.С. Житкова «Прообезьянку». С.83-97,с.69(т.) | Пересказывать произведение на основе плана. Давать характеристику героя. Участвовать в обсуждении. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. | 14.03 | |
72. | В.П. Астафьев «Капалуха». С.98-102,с.70(т.) Проверкатехникичтения. | Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Объяснять смысл непонятных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. | 15.03 | |
73. | В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». С.102-106 | Рассказать о герое, подбирая в произведении слова – определения, характеризующие его поступки и характер. | 16.03 | |
| | 4 четверть (26 часов) | | |
74. | Обобщающий урок по разделу «Люби живое». С.108. Кимы с.26-27 | Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправлениядопущенных ошибок. | 28.03 | |
| | Поэтическая тетрадь 2 (8 часов) | | |
75. | С.Я. Маршак«Грозаднём». «В лесу над росистой поляной...». С.110-111 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать стихотворение, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Заучивать стихи наизусть. | 29.03 | |
76. | А.Л. Барто «Разлука». «В театре». С.112-115,с.74(т) | Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать стихотворение выразительно. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова- определения, характеризующие его поступки и характер. | 30.03 | |
77. | С.В. Михалков «Если». С.116-117 | Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать стихотворение выразительно.С.В. Михалков «Если». | 4.04 | |
78. | Е.А.Благинина «Кукушка»,«Котёнок». Проект: «Праздникпоэзии». С.118-121 | Читать выразительно стихи. Высказывать своё мнение о героях, подбирая в произведении слова- определения. Участвовать в творческих проектах. Читать выразительно и наизусть стихи | 5.04 | |
79. | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». С.122, с.76-77(т.) | Проверять чтение друг друга, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. | 5.04 | |
| | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (11 часов) | | |
80. | Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». С.123-128,с.79(т.) | Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованиемусловных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. | 6.04 | |
81. | А.П. Платонов «Цветок на земле». С.129-136,с.80(т.) | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. | 11.04 | |
82. | А.П. Платонов «Цветок на земле». С.129-136,с.80(т.) | Придумывать свои вопросы к тексту. Наблюдать за особенностями речи героев. Рассказывать о герое с опорой на словесный ряд. Читать текст по ролям. | 12.04 | |
83. | А.П. Платонов «Ещё мама». С.137-143,с.81(т.) | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Участвовать в работе группы. | 13.04 | |
84. | М.М. Зощенко «Золотые слова». С.144-153 | Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Читать по ролям. | 13.04 | |
85. | М.М. Зощенко «Золотые слова». С.144-153 | Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Читать по ролям. | 18.04 | |
86. | М.М. Зощенко «Великие путешественники». С.154-164 | Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. | 19.04 | |
87 . | М.М. Зощенко «Великие путешественники». С.154-164 | Восстанавливать порядок событий. Давать характеристику персонажу. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. | 19.04 | |
88. | Н.Н. Носов «Федина задача». С.164-169,с.81(т.) | Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль текста.. | 20.04 | |
89. | Н.Н. Носов «Телефон». С.170-172,с 82(т.) | Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Высказывать своё мнение о прочитанном. Читать текст в лицах. | 25.04 | |
90. | Обобщающий урок. С.172 Кимы с.52-54 | Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | 26.04 | |
| | По страницам детских журналов (5часов) | | |
91. | «Мурзилка» и«Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. С.174-178 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. | 27.04 | |
92. | Ю.И. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели». С.179-183,с.85(т.) | Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения - «чтение в темпе разговорной речи». Читать рассказ в лицах. Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. | 4.05 | |
93. | Г.Б. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». С.183-188,с.85-86(т.) | Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Переделывать содержание текста. Читать текст без ошибок и пересказывать его. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (легенды) | 10.05 | |
94. | Р.Сеф «Весёлые стихи». С.186-188,с.85-86(т.) | Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Переделывать содержание текста. Читать текст без ошибок и пересказывать его. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (легенды) | 10.05 | |
95. | Обобщающий урок. С.188 Кимы с.32-33 | Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Находить необходимую информацию в журнале. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | 11.05 | |
| | Зарубежная литература (9 часов) | | |
96. | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». С.189-199 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. | 11.05 | |
97. | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». Проверкатехникичтения за 3 класс. С.189-199,с.89(т.) | Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Пересказывать выборочно произведение. | 16.05 | |
98. | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». С.200-215 | Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя). | 17.05 | |
99. | Итоговая комплексная работа. | Объективно оценить уровень подготовки каждого ученика на межпредметной основе. | 19.05 | |
100. | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». С.200-215 | Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Иллюстрировать сказку. | 23.05 | |
101. | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Кимы с.70-71 | Проверка предметных и универсальных учебных умений. Сравнивать сказки разных народов. | 24.05 | |
102. | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Кимы с.70-71 | Проверка предметных и универсальных учебных умений. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свою сказку. | 25.05 | |
103. | Обобщение по разделу «Зарубежная литература».«Брейн-ринг». С.415-422(мет.) | Сравнение произведений, персонажей разных произведений. | 30.05 | |
104. | Обобщение по разделу «Зарубежная литература».«Брейн-ринг». С.415-422(мет.) | Сравнение произведений, персонажей разных произведений. | 30.05 | |
105. | Обобщение по разделу «Зарубежная литература».«Брейн-ринг». С.415-422(мет.) | Сравнение произведений, персонажей разных произведений. | 30.05 | |
1.Л.Ф.Климанова., В.Г.Горецкий ,М.В.Голованова Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина. Литературное чтение. 3 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х частях. М. «Просвещение», 2014год.
2. М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь: 3 класс. М. «Просвещение», 2014год.
3. С.В.Кутявина.Литературное чтение. Контрольно измерительные материалы. М. «ВАКО», 2014год.
4. С.В.Кутявина.Поурочные разработки по литературному чтению. М. «ВАКО», 2014год.
5. О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева Мои достижения. Итоговые комплексные работы.3 класс.М.: Просвещение, 2014год.
6.Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина. Литературное чтение. 1 – 4 классы. Рабочие программы. М.: Просвещение, 2011год.
Электронные ресурсы: www.ProShkolu.ru ;www.Ushitel.ru .