kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций

  1. ООП НОО школы
  2. авторской программы УМК Планета Знаний
  3. базисного учебного плана

рабочая программа состоит из 

  1. пояснительной записки
  2. содержание программы
  3. требования к уровню подготовки учащихся
  4. КТП
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса »

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1.Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №19 »городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан. Введенного в действие приказом ________от «___» 20-__г.

1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

2.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2009 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»

3.Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

4.Примерной программы по литературному чтению (сборник «Программы общеобразовательных учреждений», Просвещение, серия «Стандарты второго поколения») с учетом требований государственного образовательного стандарта для начальной школы;


5.Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа 3 класс. Учебно – методический комплект «Планета знаний»: примерная основная образовательная программа: [сборник].М.:АСТ:Астрель,2011 рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;


6..Базисный учебный план МБОУ «СОШ №19»;

7. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"


Рабочая программа по литературному чтению реализуется в течение 2014 – 2015 года.

В течение 2014 - 2015 учебного года при реализации программы используется материал краеведческого характера.

Учебная программа и пособие УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования — формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.

Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.

В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:

— формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

— формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;

— развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

— формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

— формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

— развитие воображения, творческих способностей;

— формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

— обогащение представлений об окружающем мире.

Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ребёнок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.

Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.

Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определённой группы произведений.

Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.

Художник — творец, он создаёт свой мир по особым законам.

Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах.

Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребёнка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует её развитию.

На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.

В первом классе ребёнок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребёнка, ритм создаёт определённую инерцию речевого «движения», «ведёт за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.

Во втором и третьем классах повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

В четвёртом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определённое место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.

В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми, телепрограммами, отсутствия полноценного общения в семье и других социальных факторов. Прилагаемые к программе учебники включают систему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.

Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.

Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». В учебниках третьего и четвёртого классов отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.

Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.


Программа обеспечивается следующим комплектом учебных и методических пособий.

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2 ч.

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Э. Э. Кац. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие.

Рекомендации по оснащению образовательного процесса Современное оснащение образовательного процесса по предмету «Литературное чтение» для начальной школы должно включать: библиотечный фонд (книгопечатную продукцию), печатные пособия, игры и игрушки, цифровые образовательные ресурсы, экранно- звуковые пособия, учебно-практическое оборудование. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (170ч)

Авторская программа рассчитана на 4 часа в неделю, что составляет 136 часов в год. В соответствии с учебным планом на 2013 – 2014 годы продолжительность учебного курса составляет 170часовчасав, 5 часов в неделю. В связи с этим внесены дополнительные 3 час в каждый раздел и на изучение раздела «Братья наши меньшие добавлено 4 часа, на изучение поэтической страницы – 6 часов, всего 34 часа.

Круг чтения

«Уж небо осенью дышало…» (18 ч)

К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»

Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…»

Народные сказки (18 ч)

Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».

Поэтические страницы (12 ч)

А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».

О мужестве и любви (14 ч)

В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».

«Зимы ждала, ждала природа…» (11 ч)

С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».

Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».

Авторские сказки (17 ч)

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».

Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».

Басни (12 ч)

О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».

Пословицы.

Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».

Братья наши меньшие (20 ч)

А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».

Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».

О совести и долге (16 ч)

Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».

Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».

Весна пришла (13 ч)

Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».

И в шутку, и всерьёз (18 ч)

Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».

Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».

Навык и культура чтения

Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами.

Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.

Работа с текстом и книгой

Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.

Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.

Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова.

Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).

Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).

Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.

Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.

Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.

Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.

Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определённого автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике, детским толковым словарём.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.

Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.

Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.

Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры.

Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

Литературоведческая пропедевтика

Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.

Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром — басней — через сравнение со сказкой, стихотворением.

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.

Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введённых во втором классе.


ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3КЛАССА

К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

- правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения.

- Работа с текстом и книгой

- Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.

- Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.

- Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова.

- Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя). Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).

- Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.

- Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.

- Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.

- Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять

- с помощью учителя средства выражения этого отношения.

- Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определённого автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

- Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике, детским толковым словарём.

К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

- объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения;

- определять тему и главную мысль произведения;

- ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно);

- составлять план произведения, рассказы о героях;

- сопоставлять разных героев;

- определять своё отношение к произведению и героям, объяснять его;

- выявлять отношение автора к персонажам;

- делать подборку книг определённого автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.


Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению

к концу 3 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

  • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

  • умение оценивать свое отношение к учебе;

  • уважение к культуре разных народов.

У учащихся могут быть сформированы:

  • представление об общих нравственных категориях у разных народов;

  • нравственное чувство и чувственное сознание;

  • умение анализировать свои переживания и поступки;

  • способность к самооценке;

  • эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;

  • бережное отношение к живой природе;

  • эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

ПРЕДМЕТНЫЕ Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;

  • пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;

  • рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;

  • привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;

  • определять и оценивать позиции литературных героев;

  • выявлять тему и главную мысль произведения;

  • сопоставлять героев, идеи разных произведений;

  • составлять план рассказа;

  • определять свое и авторское отношение к героям;

  • формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;

  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;

  • делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;

  • продолжать сюжет произведения, историю героя;

  • участвовать в инсценировании произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;

  • выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);

  • выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;

  • находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.

  • использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.

  • МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • соотносить свои действия с поставленной целью;

  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

  • планировать свои учебные действия;

  • анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;

  • составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;

  • планировать свою читательскую деятельность;

  • планировать свою деятельность при реализации проекта.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • сравнивать произведения и героев;

  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

  • свободно ориентироваться в аппарате учебника;

  • находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать и классифицировать жизненные явления;

  • выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;

  • находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;

  • сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;

  • ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);

  • находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;

  • извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;

  • знакомиться с детской периодической литературой.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;

  • сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;

  • осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;

  • овладевать диалогической формой речи;

  • формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.

















Календарно – тематическое планирование по литературному чтению 3 класс (170ч ) (5 ч в неделю)


Тема урока

Цели и задачи урока

УУД

Дата по плану

Дата факт.

1 – й триместр 1 – я половина (25ч)

УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО (18ч)

1

1

Изобразительно-выразительные средства языка художествен-ного произведения К. Г. Паустовского «Барсучий нос».

Знакомство с понятием «синоним». Формирование умения пользоваться словарем синонимов. Развитие внимания к авторской позиции, умения выделять способы ее выражения.

Формирование умения определять собственное отношение к прочитанному. Закрепление умения использовать различные приемы для выразительного чтения. Формирование умения вести творческий пересказ произведения

Выразительно читать, передавать нужную интонацию.

Пересказывать близко к тексту, кратко, от лица персонажей.

Рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану.

Привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи.

Передавать впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства.

Подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям.

Определять и оценивать позиции литературных героев.

Выявлять главную мысль произведения.

Находить сравнения в тексте произведения.

Сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме.

Сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях.

1.09



2



2


Главная мысль и позиции главных героев в произведении

К. Г. Паустовского «Барсучий нос»

2.09


3


3


Проблема бережного отношения к животным в художественном произведении К. Г. Паустовского «Барсучий нос»

3.09


4

4

Авторская позиция и способы ее выражения в произведении

К. Г. Паустовского «Барсучий нос»

4.09


5

5



Развитие понятия об эпитете. Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Стихотворение И. А. Бунина «Листопад»

Развитие внимания к эмоциональной окрашенности лирического произведения. Закрепление умения пользоваться различными приемами для выразительного чтения. Закрепление знаний о сравнении и рифме. Формирование умения вести рассказ по теме, используя предложенные вопросы и сочиняя собственные

5.09


6

6

Поэтическое восприятие окружающего мира природы лирическом произведении

И. А. Бунина «Листопад»

8.09


7


7


Знакомство с понятием «метафора» в произведениях М. М. Пришвина «Хрустальный день», «Капитан-паук», «Недосмотренные грибы»

Знакомство с понятием «метафора». Формирование умения подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Формирование умений пересказывать произведения близко к тексту,

сравнивать настроение, выраженное в различных произведениях.


9.09





8


8


Приём «олицетворения» в произведениях М. М. Пришвина

«Хрустальный день»,

«Капитан-паук»,

«Недосмотренные грибы»

Различать сказку и рассказ.

Составлять план рассказа.

Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем.

Анализировать композицию картины и изобразительные средства, используемые художником.

Подбирать художественные произведения и репродукции картин на заданную тему

Составлять план рассказа.

Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем.

Анализировать композицию картины и изобразительные средства, используемые художником.

Подбирать художественные произведения и репродукции картин на заданную тему

10.09



9



9



Настроение различных произведений, описание природы в рассказах М. М. Пришвина

«Хрустальный день»,

«Капитан-паук»,

«Недосмотренные грибы»

11.09






10

10

Образ Родины в произведениях М. М. Пришвина

«Хрустальный день»,

«Капитан-паук»,

«Недосмотренные грибы»

12.09



11

11


Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем. Мир чудес в произведении Н. Рубцова

«У сгнившей лесной избушки»

Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях

Формирование умений передавать и оценивать позиции литературных героев, определять главную мысль произведения; составлять план пересказа и творческого рассказа. Формирование умения передавать впечатления от произведений изобразительного искусства

15.09







12


12


Главная мысль произведения. Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского «Подарок»

16.09





17.09

18.09



13



13


Описание осенней природы в произведении К. Г. Паустовского «Подарок»

14

14

Романтическая настроенность произведения К. Г. Паустовского «Подарок»

15


15


Внеклассное чтение1

Осень в произведениях русских писателей. Анатолий Жигулин «загорелась листва на берёзах…»

Формирование умений самостоятельно работать с книгой, соотносить впечатления, полученные при восприятии произведений разных родов искусств



19.09




16

16

Внеклассное чтение2

Тема родной природы и места человека в ней в произведении Анатолий Жигулин «Загорелась листва на берёзах…»

22.09




17

17

Внеклассное чтение3

Картины осенней природы в произведениях русских писателей. А.А.Фет «Осенняя роза»

23.09




18

18

Картинная галерея. Творчество художника. И. И. Левитан «Лесное озеро»

Развитие интереса к творчеству конкретного художника

24.09


НАРОДНЫЕ СКАЗКИ(18ч)

19




1




Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Особенности языка и композиции народных сказок. «Семь Симеонов» (русская народная сказка).

Знакомство с особенностями языка и композиции народных сказок. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. Формирование умений выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений




Выразительно читать.

Читать по ролям.

Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту.

Определять главную мысль произведения.

Сопоставлять героев, идеи разных произведений.

Продолжать сюжет произведения.

Составлять план рассказа.

Находить нужные книги в библиотеке.

Ориентироваться в сборниках произведений.

Сравнивать иллюстрации к сказкам в разных сборниках.

Уважать культуру разных народов.

Анализировать произведение изобразительного искусства по предложенному плану.

Подбирать репродукции картин на заданную тему.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли



25.09





26.09





29.09




30.09




1.10





2.10



20



2




Главная мысль и особенности литературных героев в русской народной сказке «Семь Симеонов.

21

3



Высокий нравственный облик героя, его помощники и противники. Народная мораль в русской народной сказке «Семь Симеонов»

22



4



Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика в русской народной сказки «Семь Симеонов»

23





5





«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя.

24

6

Особенности сюжета сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Герои сказки в оценке автора-народа.

25

7



Нравственные позиции героев в литовской народной сказке «Жаба-королева»



Формирование умения работать с книгой. Сопоставление вариантов сказок в разном переложении

Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. Формирование умений выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений



3.10






13.10



14.10




15.10


16.10



1триместр 2 половина (30 ч)

26



8



Народное представление о справедливости в таджикской народной сказке «Птица Кахна»

27

9

Нравственные позиции героев в китайской народной сказке «Как юноша любимую искал»

28

10

Образ мира как единство разных культур в китайской народной сказке «Как юноша любимую искал»

29

11

Внеклассное чтение

Сопоставление вариантов сказок в разном переложении. Русская народные сказка «Царевна-лягушка».

Формирование интереса к личности художника. Формирование умения соотносить произведение изобразительного искусства с литературным текстом. Развитие внимания к деталям, позволяющим определить настроение, выраженное в картине

Формирование интереса и уважения к культуре разных народов. Сопоставление нравственных позиций героев в разных сказках. Формирование образа мира как единства разных культур


Формирование интереса и уважения к культуре разных народов. Сопоставление нравственных позиций героев в разных сказках. Формирование образа мира как единства разных культур


30

12

Внеклассное чтение

Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой. Художественный мир сказки «Царевна-лягушка».

Выразительно читать.

Читать по ролям.

Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту.

Определять главную мысль произведения.

Сопоставлять героев, идеи разных произведений.

Продолжать сюжет произведения.

Составлять план рассказа.

Находить нужные книги в библиотеке.

Ориентироваться в сборниках произведений.

Сравнивать иллюстрации к сказкам в разных сборниках.

Уважать культуру разных народов.

Анализировать произведение изобразительного искусства по предложенному плану.

Подбирать репродукции картин на заданную тему.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли


17.10




31



13

Внеклассное чтение. Герои русских народных сказок в оценке автора-народа. Иван Царевич, его помощники и противники.

20.10



32



14



Внеклассное чтение

Отражение народных представлений о справедливости, добре и зле. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика в русских народных сказках.

21.10





33

15

Картинная галерея. Творчество художника. Настроение, выраженное в картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке»

22.10



34



16



Внеклассное чтение.

Интерес и уважение к культуре разных народов в казахской народной сказке «Мастер Али»


Формирование интереса и уважения к культуре разных народов. Сопоставление нравственных позиций героев в разных сказках. Формирование образа мира как единства разных культур



23.10





35


17

Внеклассное чтение.

Нравственные позиции героев в сказках народов мира. Народная мораль в казахской сказке «Мастер Али»

24.10






36

18

Внеклассное чтение

Образ мира как единство разных культур в сказках народов мира

27.10


ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ (12ч)

37



1



Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «У лукоморья дуб зеленый...» - пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок .

Формирование умения выразительно читать лирическое произведение. Развитие внимания к авторской позиции и собственным впечатлениям от прочитанного


Развитие интереса к другим родам искусства — музыке, живописи. Актуализация собственных переживаний, вызванных разными родами искусства

Формирование умения выразительно читать лирическое произведение. Развитие внимания к авторской позиции и собственным впечатлениям от прочитанного



Выразительно читать лирическое произведение.

Привлекать читательский опыт.

Определять свое впечатление от прочитанного.

Выявлять авторскую позицию.

Отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию.

Подбирать эпитеты, синонимы и антонимы к словам.

Формировать представления о нравственных категориях (добре и зле)

Подбирать эпитеты, синонимы и антонимы к словам.

Формировать представления о нравственных категориях (добре и зле)

Привлекать читательский опыт.

Определять свое впечатление от прочитанного.

Выявлять авторскую позицию.

Отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию.


28.10






29.10




30.10




31.10



3.11





38

2



История сюжета, центральные образы сказки А. С. Пушкина

«У лукоморья дуб зеленый...»

39

3

Развитие понятия об эпитете. Эпитеты в произведении А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый...»

40

4

Авторское отношение к сказкам поэтессы Ю. Мориц в произведении «Песенка про сказку»

41

5

Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады «Маленький скрипач» (немецкая народная баллада)

42

6

Авторское отношение к сказкам поэта Г. Сапгира в стихотворении «Сны». Собственные впечатления от прочитанного в произведениях изобразительного искусства.

4.11


43



7



Авторское отношение к сказкам поэта К.Д.Бальмонта в сттихотворении «У чудищ»

5.11




44


8


Авторское отношение к сказкам поэта Сергея Острового в сттихотворении «Сказки…»

6.11



45



9



Приемы работы с научно-популярными текстами. Стили речи научно-популярных текстов. Б. Сергеев «Барсук»

7.11





46


10


Приемы работы с научно-популярными текстами. Стили речи научно-популярных текстов. Б. Сергеев «Барсук»

Освоить приемы работы с научно-популярными текстами


10.11


47


11

Приемы работы с научно-популярными текстами. Стили речи научно-популярных текстов. Е.Алленова «О живописи»

11.11



48

12

Приемы работы с научно-популярными текстами. Стили речи научно-популярных текстов. Дэвид Тейлор «Больше, чем просто собака»

12.11


О МУЖЕСТВЕ И ЛЮБВИ (14ч)

49




1




Характеристика литературного героя в произведениях В. Белова «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку»

Формирование умений давать характеристику литературному герою, определять свое и авторское отношение к нему, объяснять внутреннее состояние литературных героев, рассказывать по плану. Развитие внимания и уважения к животным






Выразительно читать.

Отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагменты текста для подтверждения своей позиции.

Определять свое и авторское отношение к героям.

Рассказывать по плану, от лица персонажа.

Создавать устные и письменные рассказы на заданную тему.

Формировать представления о нравственных категориях.

Бережно относиться к животным.

Находить нужные источники информации.

Сопоставлять литературные произведения с произведениями других родов искусств (кино, театр)

Отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагменты текста для подтверждения своей позиции.

Определять свое и авторское отношение к героям.

Рассказывать по плану, от лица персонажа.

Создавать устные и письменные рассказы на заданную тему.

13.11





14.11





17.11



18.11




19.11


20.11


50



2



Внутреннее состояние литературных героев в произведениях В. Белова «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку»

51


3


Нравственные категории добра и зла в произведениях В. Белова «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку»

52

4

Проблема внимания и уважения к животным в произведениях В. Белова «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку»

53



5



Авторское отношение к героям в произведении И.С. Тургенева «Воробей»

54

6

О любви, что сильнее смерти и страха смерти в произведении И. С. Тургенева «Воробей»

55


7


Нравственные категории добра и зла в произведении Н. Г. Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка». Самоотверженность главного героя.


21.11


2 триместр 1 половина (23 ч)

56



8



Проблема внимания и уважения к животным, единения человека и животного в произведении

Н. Г. Гарина-Михайловского

«Тёма и Жучка»



1.12






57

9

Взаимные преданность, любовь и мужество человека и животного в произведения Н. Г. Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка»

2.12





58



10



Нравственные поступки литературных героев в произведении Л. Н. Толстого «Прыжок»

3.12




59

11

О любви и мужестве в произведении Л. Н. Толстого «Прыжок»

4.12



60



12




Внеклассное чтение

Нравственные поступки литературных героев в произведении В. Каверина «Белогрудка»

Формирование умения давать нравственную оценку поступкам литературных героев


5.12





61



13



Внеклассное чтение

Нравственные поступки литературных героев в произведении В. Каверина «Белогрудка»

8.12





62

14

Внеклассное чтение

Проблема внимания и уважения к животным в произведении В. Каверина «Белогрудка»



9.12


ЗИМЫ ЖДАЛА, ЖДАЛА ПРИРОДА …(13ч)

63



1



Понятие «олицетворение» в лирическом произведении С. Есенина «Разгулялась вьюга...»

Знакомство с понятием «олицетворение». Развитие внимания к слову в контексте литературного произведения, Формирование умений подбирать синонимы и антонимы, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений. Формирование умения литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с различными произведениями искусства.





Выразительно читать.

Заучивать наизусть.

Объяснять значение слова в контексте произведения.

Подбирать синонимы, антонимы.

Подбирать эпитеты.

Находить олицетворения в тексте.

Сопоставлять переживания, выраженные в разных произведениях.

Привлекать собственный жизненный опыт.

Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его.

Анализировать собственные переживания и находить их причины.

Извлекать информацию из произведения изобразительного искусства.

Находить в библиотеке книги заданной тематики

10.12




11.12



12.12





15.12







16.12






17.12


18.12




64


2

Эмоциональная окрашенность лирического произведения С. Есенина «Разгулялась вьюга...»

65




3




Описание зимней природы в лирическом стихотворении А. С. Пушкина «В тот год осенняя погода...» (отрывок). Поэтические средства создания этих картин.

66



4



Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Поэтические средства создания этих картин в стихотворном произведении. А. С. Пушкина «Зимнее утро»

67

5

Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях. Роль глаголов, эпитетов, передающих динамику действия и переживаний в лирическом произведении А. С. Пушкина «Зимняя дорога» (отрывок)

68

6

Волшебный мир природы в лирическом произведении Ф. И. Тютчева «Чародейкою Зимою...»

69

7

Мастерство Ф. И. Тютчева в создании ярких пейзажей в стихотворении «Чародейкою Зимою...»

70

8

Картинная галерея. Эстетическая оценка произведения изобразительного искусства

Н. Крылова «Зима»

Обогащение знаний об особенностях народного быта

Выразительно читать.

Заучивать наизусть.

Объяснять значение слова в контексте произведения.

Подбирать синонимы, антонимы.

Подбирать эпитеты.

Находить олицетворения в тексте.

Сопоставлять переживания, выраженные в разных произведениях.

Привлекать собственный жизненный опыт.

Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его.

Анализировать собственные переживания и находить их причины.

Извлекать информацию из произведения изобразительного искусства.

Находить в библиотеке книги заданной тематики



19.12





22.12




23.12



71



9



Внеклассное чтение.

Средства художественной выразительности. Зима в произведениях

И. Бунина «Первый снег» и

А. Твардовского «Утро»

Развитие внимания к деталям описания природы в художественном тексте. Развитие эстетического чувства при восприятии живой природы

72

10

Внеклассное чтение.

Изобразительные средства языка: сравнение, эпитет, олицетворение. Картины зимней природы в произведениях М. Пришвина «Живые капли», «В городе», «Жизнь бессмертна» из книги «Глаза земли»

73


11


Приемы работы с научно-популярными текстами. Стили речи научно-популярных текстов. А. Шмакин «Ледяное дыхание Арктики»


Освоить приемы работы с научно-популярными текстам

24.12







25.12





26.12



74


12


Приемы работы с научно-попу-лярными текстами. Правила составления план текста. А. Шмакин «Ледяное дыхание Арктики»


75

13

Приемы работы с научно-попу-лярными текстами. Стили речи научно-популярных текстов. Дэвид Тейлор «Кошка»


АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (15ч)


76




1




Литературные и фольклорные основы сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Формирование умений объяснять поведение и описывать внутреннее состояние литературных героев, выявлять авторское отношение к персонажам и связь литературного произведения с фольклором, оценивать иллюстрации к произведениям




Составлять план рассказа по теме.

Определять тему и главную мысль произведения.

Творчески пересказывать сюжет произведения.

Сопоставлять сюжет с сюжетами народных сказок.

Характеризовать героя. Выявлять отношение автора к персонажам.

Читать по ролям.

Ставить вопросы к тексту произведения.

Формировать нравственное чувство и нравственное сознание

29.12




30.12







31.12








12.01



77


2


Истоки рождения сюжета «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Сходство и различие литературной и народной сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.

78


3


Нравственные категории добра и зла в произведении А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке.

2 – й триместр 2-я половина (30ч)

79


4


Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа в произведении А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

80

5

Образы героев произведения А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» в литературе и изобразительном искусстве

Формирование умений объяснять поведение и описывать внутреннее состояние литературных героев, выявлять авторское отношение к персонажам и связь литературного произведения с фольклором, оценивать иллюстрации к произведениям

Формирование умений составлять план рассказа по предложенной теме, определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям. Формирование умения воспроизводить сюжет с позиции одного из героев.

Творчески пересказывать сюжет произведения. Сопоставлять сюжет с сюжетами народных сказок.

Характеризовать героя. Выявлять отношение автора к персонажам

Придумывать вопросы к произведению.

Характеризовать внутреннее состояние героев.

Определять отношение автора к персонажам.

Привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения.

13.01





81

6

Роль жизненного опыта в процессе осмысления художественного произведения Х.-К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»


14.01








82




7




Главная мысль и отношение автора произведения к героям в сказке Х.-К. Андерсена

«Стойкий оловянный солдатик»

Формирование умений составлять план рассказа по предложенной теме, определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям.
















Придумывать вопросы к произведению.

Характеризовать внутреннее состояние героев.

Определять отношение автора к персона

жам.

Привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведен

ия.

Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным

толковым словарем.

Находить нужную книгу в библиотеке.

Рассказывать о прочитанной книге.

Внимательно относиться к переживаниям

других людей

15.01





83

8

Внутреннее состояние героев. сказки Х.-К. Андерсена

«Стойкий оловянный солдатик»

16.01




84

9

Столкновение добра и зла в

сказке Х.-К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

19.01




85


10


Притчевый характер сказки Л. Н. Толстого «Царь и рубашка». Нравственные проблемы произведения.

20.01




86

11

Нравственные категории добра и зла и жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения Л. Н. Толстого «Царь и рубашка».

21.01





87



12



Внеклассное чтение.

Слово о писателе. Определение темы, главной мысли произведения в сказке Х.-К. Андерсена «Штопальная игла»

Формирование умения воспроизводить сюжет с позиции одного из героев.

Формирование умения рекомендовать понравившуюся книгу.

Формирование умений составлять план рассказа по предложенной теме, определять тему, главную мысль произведения и

отношение автора к героям. Формирование умения воспроизводить сюжет с позиции одного из героев.

22.01





88


13


Внеклассное чтение.

Нравственные проблемы

сказки Х.-К. Андерсена «Штопальная игла».

23.01



89



14



Внеклассное чтение.

Обличение человече­ских пороков в авторской сказке С.Седова «Король красуется»

26.01


90

15

Внеклассное чтение. Народная мораль и нравственность в авторской сказке С. Седова «Король красуется». Связь различных литературных произведений.


27.01



БАСНИ (12ч)

91


1


Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века) О. Мандельштам «Муха»

Знакомство с особенностями басни как жанра. Формирование умений постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять

характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.

Формирование умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом


Знакомство с особенностями басни как жанра. Формирование умений постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.

Формирование умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом


















Выразительно читать басню.

Определять авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

Сопоставлять персонажей.

Определять главную мысль произведения.

Делать обобщающие выводы, привлекая читательский и жизненный опыт.

Различать басню и стихотворение.

Сочинять рассказы, произведения других жанров.

Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли































28.01





92

2

Понятие об аллегории и морали. Обличение человече­ских пороков в басне О. Мандельштама «Муха».

29.01




30.01



2.02




3.02




4.02




5.02





6.02


9.02




93


3


Главная мысль (мораль) басен Эзопа «Мухи», «Кошка и мыши»

94

4

Связь смысла морали басни с собственным жизненным опытом в баснях Эзопа «Мухи», «Кошка и мыши».

95


5


Нравственные и безнравственные поступки в баснях

Л. Н. Толстого «Отец и сыновья», «Лгун».

96


6


Авторское отношение к персонажам и способы его выражения в баснях Л. Н. Толстого «Отец и сыновья», «Лгун».

97

7

Сопоставление характеров, поступков и взаимоотношения персонажей басен Л. Н. Толстого «Отец и сыновья», «Лгун».

98



8



Аллегория как основа художественного мира басни. Способы выражения морали басни И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

99


9


Художественные особенности басни: присутствие рассказчика, диалог между действующими лицами, четкое формулирование морали, проявление характеров действующих лиц в басне И. А. Крылова «Слон и Моська».


100


10

Связь смысла морали басни с собственным жизненным опытом в басне И. А. Крылова «Две Бочки». Поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи.

10.02




101



11



Связь смысла пословицы морали басен. Использование пословиц для выражения сути жизненной ситуации.

Формирование умений понимать смысл пословиц; использовать их для выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни; сочинять истории, раскры

вающие главную мысль пословиц

11.02


102

12

Басня как эпический и сатирический жанр. Сатирические истории, раскрывающие главную мысль пословиц.

12.02



БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (20ч)

103

1

Различие сказки о животных и рассказа в произведении

А. П. Чехова «Белолобый»

Формирование умений объяснять свое отношение к прочитанному; выделять приемы, использованные писателем для создания литературных персонажей; выявлять авторское отношение к ним; составлять план рассказа по предложенной теме; объяснять внутреннее состояние героев, оценивать их, обосновывать сделанные выводы; определять тему и главную мысль произведения. Обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека.












Формирование умений объяснять свое отношение к прочитанному; выделять приемы, использованные писателем для создания литературных персонажей; выявлять авторское отношение к ним; составлять план рассказа по предложенной теме; объяснять внутреннее состояние героев, оценивать их, обосновывать сделанные выводы; определять тему и главную мысль произведения. Обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека.


Выразительно читать.

Выделять нужные для ответа на вопрос фрагменты текста.

Определять идею и тему произведения.

Составлять план рассказа по теме.

Определять приемы, использованные писателем для создания персонажа произведения.

Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию.

Различать сказку о животных и рассказ.


Находить в библиотеке книги заданной тематики.

Внимательно и бережно относиться к живой природе









Выразительно читать.

Выделять нужные для ответа на вопрос фрагменты текста.

Определять идею и тему произведения.

Составлять план рассказа по теме.

Определять приемы, использованные писателем для создания персонажа произведения.

Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию.

Находить в библиотеке книги заданной тематики.

Внимательно и бережно относиться к живой природе









13.02




16.02



17.02



18.02




19.02


104


2


Идея, тема и главная мысль произведения А. П. Чехова «Белолобый»

105


3


Внутреннее состояние героев и их душевные качества в произведении А. П. Чехова «Белолобый»

106

4

Проблема бережного отношения к живой природе в произведении А. П. Чехова «Белолобый»

107

5

Оценка и обоснование внутреннего состояния героев произведения М. М. Пришвина «Лимон»

108


6


Проблема бережного отношения к живой природе в произведении М. М. Пришвин «Лимон»


20.02




2.03



3.03



4.03



5.03




6.03



9.03



10.03



11.03



12.03




13.03




16.03



17.13




18.03




19.03


3- й триместр 1-я половина (25ч)

109

7

Характер литературного героя

в произведении М. М. Пришвина «Лимон».

110


8


Характер и внутреннее состояние героев в произведении Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

111


9


Тема и главная мысль произведения Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

112

10

Проблема бережного отношения к живой природе в произведении Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

113

11

Чувство понимания и любви к живой природе в произведении

Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

114


12


Оценка и обоснование внутреннего состояния героев произведения К. Г. Паустовского

«Кот Ворюга»

115


13


Характер, поступки героя в

произведении К. Г. Паустовского «Кот Ворюга»

116

14

Тема и главная мысль произведения К. Г. Паустовского «Кот Ворюга»

117



15



Внеклассное чтение.

Проблема внимания и интереса к поведению и состоянию животных в произведении Саши Чёрного «Ослёнок»

Развитие внимания и интереса к поведению и состоянию животных, чувства понимания и любви к живой природе

Формирование умений объяснять свое отношение к прочитанному; выделять приемы, использованные писателем для создания литературных персонажей; выявлять авторское отношение к ним; составлять план рассказа по предложенной теме; объяснять внутреннее состояние героев, оценивать их, обосновывать сделанные выводы; определять тему и главную мысль произведения. Обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека.

118


16


Оценка поступков героев произведений о животных, аргументирование своей позиции в произведении А.И.Куприна «Завирайка»

119


17


Проблема бережного отношения к живой природе в произведениях В.Бианки «Лесные домишки»

120


18


Внимательное и бережное отношение к живой природе в произведении Н.Сладкова «Загадочный зверь».

121

19

Авторское отношение к персонажам и способы его выражения в произведении Б.Житкова «Мангуст»

122

20

Картинная галерея.

Внимательное и бережное отношение к живой природе в картине Б. Мурильо «Мальчик с собакой»

Обучение созданию рассказа о персонажах картины. Формирование умения характеризовать отношения между персонажами

О СОВЕСТИ И ДОЛГЕ (16ч)



1


Нравственные проблемы произведения. Главная мысль произведения Ю. Яковлева «Полосатая палка»

Развитие внимания к смыслу слова в контексте литературного произведения. Формирование нравственных представлений. Формирование умений составлять план произведения, определять его главную мысль, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние, передавать сюжет произведения от лица одного из персонажей. Развитие интереса к позиции других людей. Развитие письменного творчества учащихся. Формирование умения заучивать наизусть прозаический текст










Развитие внимания к смыслу слова в контексте литературного произведения. Формирование нравственных представлений. Формирование умений составлять план произведения, определять его главную мысль, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние, передавать сюжет произведения от лица одного из персонажей. Развитие интереса к позиции других людей. Развитие письменного творчества учащихся. Формирование умения заучивать наизусть прозаический текст





Пересказывать сюжет кратко, от лица персонажа.

Составлять план произведения.

Определять главную мысль.

Создавать письменные творческие работы.

Заучивать наизусть фрагменты прозаического текста.

Определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним.

Рекомендовать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к нему.

Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.

Использовать разные источники информации.

Работать с аппаратом книги.

Участвовать в диалоге.


20.03




23.03



24.03




25.03





26.03






27.03






30.03



31.03





1.04




2.04


3.04




13.04



14.04





15.04



16.04



17.04


124


2


Представления о нравственных и безнравственных поступках героя произведения Ю. Яковлева «Полосатая палка»

125


3


Определение внутреннего состояния героя и душевных качеств героя произведения Ю. Яковлева «Полосатая палка»

126

4

Жизнь как борьба добра и зла, страдания и счастья, оптимистическое восприятие окружающего мира в произведении Ю. Яковлева «Полосатая пака»

127


5


Особый мир платоновских героев – с былью и фантастикой, одухотворением природы в воображении героя в произведении А. Платонова «Разноцветная бабочка»

128


6


Определение внутреннего состояния героев и отношения к ним автора в произведении А. Платонова «Разноцветная бабочка»

129

7

Нравственные проблемы произведения А. Платонова «Разноцветная бабочка»

130



8



Определение главной мысли и авторского отношения к персонажам в произведении А. Кешокова «Мне больно, мальчики».

131

9

Передача сюжета от лица одного из персонажей произведения А. Кешокова «Мне больно, мальчики»

132


10


К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб »

133

12


Представления о нравственных и безнравственных поступках героя, душевные качества героя в произведении К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

3 – й триместр 2 –я половина (35ч)

134

12

Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

135


13


Внеклассное чтение.

Главная мысль сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь». Оценка поведения персонажей, определение их внутреннего состояния.

136


14


Нравственные представления о добре и зле в сказке К. Д. Ушинского «Слепая лошадь».

137


15


Романтическая настроенность сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь».

138

16

Тема взаимоотношения природы и человека в стихотворном произведении Романа Сеф «Добрый человек»

ВЕСНА ПРИШЛА (13ч)

139



1



Народные песни как один из жанров устного народного творчества. «Жаворонушки…»,

«Березонька»

Развитие интереса к устному народному творчеству. Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным произведением искусства. Привлечение жизненного опыта при чтении художественного произведения

Выразительно читать лирическое произведение.

Участвовать в инсценировании.

Привлекать жизненный опыт при чтении и анализе произведения.

Создавать устно и письменно произведения разных жанров.

Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств.

Выражать свое отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках

Определять главную мысль произведения.

Пересказывать сжато от лица персонажа.

Задавать вопросы.

Составлять план по теме.


20.04





21.04




22.04




23.04





24.04





27.04






28.04





29.04




30.04


140

2

Картины природы в русских народных песнях. Описание традиций в устном народном творчестве.

141


3


Понятия «сравнение», «метафора», «олицетворение» в лирическом произведении А. А. Фета

«Весенний дождь»

Закрепление знаний о понятиях «сравнение», «метафора», «олицетворение»

Развитие устного и письменного творчества учащихся




142

4

Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Средства художественной выразительности в произведении А. А. Фета «Весенний дождь»

143


5


Явления весенней природы и средства художественной выразительности в произведении

М. М. Пришвина «Лесная капель»

144

6

Отражение собственных переживаний и выражение своего отношения к явлениям природы в устной речи и в рисунках к произведению М. М. Пришвина «Лесная капель»

145


7


Понятия «сравнение», «метафора», «олицетворение» в лирическом произведении К. Д. Бальмонта «Золотая рыбка»

Закрепление знаний о понятиях «сравнение», «метафора», «олицетворение»

Развитие устного и письменного творчества учащихся




146

8

Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений лирического произведения К. Д. Бальмонта «Золотая рыбка»

147

9

Средства художественной выразительности в лирическом произведении А. А. Фета «Рыбка»

148




10




Внеклассное чтение

Торжество природы в произведении В. Астафьева «Весенний остров»

Развитие интереса к устному народному творчеству. Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным произведением искусства. Привлечение жизненного опыта при чтении художествен

ного произведения

1.05




4.05





5.05



6.05


149

11

Внутреннее состояние персонажей, их душевные качества в произведении В. Астафьева «Весенний остров»

150

12

Волшебный мир природы в лирическом произведении Овсея Дриз «Как утро сделать волшебным»

151

13

Детское отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках.Овсей Дриз «Как утро сделать волшебным»

И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ (19ч)

152

1

Юмор в литературе. Шутки-прибаутки как вид устного народного творчества.

Развитие умения определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица.

Развитие внимания к выбору точного слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему

Расширить представления учеников о юморе в литературе, развивать навыки пересказа и анализа текста, развивать творческие способности чувство юмора




Определять главную мысль произведения.

Пересказывать сжато от лица персонажа.

Задавать вопросы.

Составлять план по теме.

Определять свое отношение к персонажу, обосновывать его фрагментами текста, рассуждениями.


Работать со словарями и другими источниками информации.

Делиться впечатлениями о произведении изобразительного искусства.

Знакомиться с детской периодической литературой




7.05



8.05




11.05



12.05


13.05



14.05



15.05




18.05




19.05



20.05



21.05



22.05



25.05




26.05




27.05





28.05


29.05



153

2

Осмеяние глупости и невежества героев в русской народной сказке «Болтливая баба»

154



3



Юмористический рассказ А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»

155


4


Юмористические рассказы о детях и для детей. А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу».

156

5

Тема детства в произведениях А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»

157


6


Сатира и юмор в произведениях С. Маршака «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»

158

7

Осмеяние глупости и невежества героев С. Маршака «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»

159

8

Нравственные ценности в рассказе С. Маршака «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»

160


9


Острота комического сюжета в рассказе М. Зощенко

«Великие путешественники»

161

10

Путешествия и приключения в нашем чтении. М. Зощенко

«Великие путешественники»

162

11

Нравственные ценности в
рассказе М. Зощенко

«Великие путешественники»

163

12

Проблема смысла жизни в рассказе М. Зощенко «Великие путешественники»

164

13

Картинная галерея. Творчество художника. З. Серебрякова «За обедом»

Развитие интереса к творчеству конкретного художника

165




14




Внеклассное чтение

Смысл «крылатых слов» в рассказе А. Усачёва «На чём держится Земля».

Формирование умения работать с книгой.

Обучение самостоятельной работе с детской периодической литературой



166



15



Внеклассное чтение

Юмористический характер произведения А. Дорофеева «Укушенные»

167


16


Приемы работы с научно-популярными текстами. Стили речи научно-популярных текстов. «Бабочки рядом с человеком»

168


17


Приемы работы с научно-попу-лярными текстами. Правила составления план текста. «Лошадь»

169


18


Приемы работы с научно-попу-лярными текстами. Стили речи научно-популярных текстов. «Изменение погоды»

170

19

Путешествие по стране Литературии. «Наш конкурс»




1

2

3

34




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса

Автор: Беляева Людмила Сергеевна

Дата: 10.04.2015

Номер свидетельства: 199958

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа "Литературное чтение" "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "110738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406538167"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа. Литературное чтение. 1 класс ."Школа России"."
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-litieraturnoie-chtieniie-1-klass-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "292486"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455284160"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа. Литературное чтение."
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammalitieraturnoiechtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302878"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457340020"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Адаптированная   рабочая   программа курса  «Литературное чтение»   для 1- 4  специальных (коррекционных) общеобразовательных классов VII вида "
    ["seo_title"] => string(151) "adaptirovannaia-rabochaia-proghramma-kursa-litieraturnoie-chtieniie-dlia-1-4-spietsial-nykh-korriektsionnykh-obshchieobrazovatiel-nykh-klassov-vii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "242766"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445532099"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(98) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepolitieraturnomuchtieniiu3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267594"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450415261"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства