Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая учебная программа по курсу «Литературное чтение» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273 –ФЗ.
2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009, №373.
3.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010
СанПиН 2.4.2. 2821– 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 1993.
4.Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных к использованию в образовательном процессе) в общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год».
5.Учебный план МБОУ Б-Г СОШ № 12 на 2014-2015 учебный год.
6. «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Б-Г СОШ №12 , реализующих образовательные программы общего образования»
7.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Б-ГСОШ №12 на 2014-2015 уч.год
8.Авторская программа «Литературное чтение» О.В.Кубасова.
Место учебного предмета:
согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе отводится 4 часа в неделю. 40 часов в год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса »
Ростовская область, Егорлыкский район,х.Балко-Грузский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Балко-Грузская средня общеобразовательная школа № 12
Утверждаю:
Директор МБОУ Б-ГСОШ № 12
_______________В.Ю.Валькеев
приказ от _________ №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ 1 КЛАССА
Количество часов – 40 часов
Учитель: Фролова Светлана Николаевна
Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы
образовательного учреждения Москва « Просвещение» 2011г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая учебная программа по курсу «Литературное чтение» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273 –ФЗ.
2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009, №373.
3.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010
СанПиН 2.4.2. 2821– 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 1993.
4.Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных к использованию в образовательном процессе) в общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год».
5.Учебный план МБОУ Б-Г СОШ № 12 на 2014-2015 учебный год.
6. «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Б-Г СОШ №12 , реализующих образовательные программы общего образования»
7.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Б-ГСОШ №12 на 2014-2015 уч.год
8.Авторская программа «Литературное чтение» О.В.Кубасова.
Место учебного предмета:
согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе отводится 4 часа в неделю. 40 часов в год.
Целью обучения литературному чтению является формирование
всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.
Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.
Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:
обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);
внимание к личности писателя;
бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;
наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).
Для успешной реализации модели общения «АВТОР ТЕКСТ ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.
Личностные задачи
1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.
3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
6. Формирование привычки к рефлексии.
7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
9. Развитие мышления, внимания, памяти.
10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные задачи
1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.
2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве.
9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.
Предметные задачи
1. Формирование положительной мотивации к чтению.
2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
3. Развитие воссоздающего воображения.
4. Обучение адекватному восприятию читаемого.
5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.
6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.
7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.
8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение.
9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.
10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.
11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).
12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.
13. Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.
14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.
15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).
16. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания.
17. Развитие литературных способностей.
Далее следует основная часть Программы – «Содержание курса «Литературное чтение» – которая состоит из следующих разделов для каждого года обучения: «Виды речевой деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)», «Внеурочная деятельность по литературному чтению». Завершается Программа перечнем ожидаемых результатов обучения.
Раздел «Виды речевой деятельности» включает в себя описание работы над всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), и прежде всего – работы над разными видами текстов.
Раздел «Круг чтения» содержит:
а) общую характеристику учебного материала, который подобран в соответствии с критериями художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия;
б) тематическое планирование в виде перечня изучаемых произведений, структурированных по темам, и указания примерного количества учебного времени, отводимого на изучение каждой из тем.
В разделе «Литературоведческая пропедевтика»названы литературоведческие понятия, которые осваиваются обучающимися на практической основе с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел«Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» направлен на создание при обучении чтению условий для получения обучающимися опыта творческой деятельности, что обеспечивает перенос освоенных детьми компетенций в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизацию, словесное, графическое и музыкальное рисование, разные формы творческого пересказа, создание собственных текстов.
Раздел«Внеурочная деятельность по литературному чтению» ориентирован на организацию продуктивного досуга обучающихся, связанного с их читательской деятельностью: на создание проектов по литературным темам; организацию кружковой работы, обеспечивающей развитие литературно-творческих способностей учащихся; расширение круга чтения младших школьников в связи с проведением книжных выставок, литературных викторин, конкурсов чтецов и др.
Третья, завершающая часть Программы (после Пояснительной записки и Содержания курса «Литературное чтение») - «Результаты обучения», где определен перечень результатов, к которым должны и могут прийти дети ко времени окончания начальной школы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
1 класс (40 часов)
Виды речевой деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, художественных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.
Чтение
Чтение вслух
Плавный слоговой способ чтения с соблюдением орфоэпических норм чтения (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.
Понимание читаемого при помощи вопросов по содержанию.
Умение интонационно оформлять предложения разных типов, передавать основной эмоциональный тон произведения. Чтение по ролям небольших произведений.
Чтение «про себя»
Понимание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Умение находить в тексте необходимую информацию (выборочное чтение).
Работа с разными видами текста
Осознание того, что литературное произведение создано кем-то (народом, конкретным человеком), т. е. преодоление «наивного реализма» в восприятии литературы.
Определение темы текста, главной мысли. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Работа с картинным планом.
Участие в коллективном обсуждении читаемого: умение отвечать на вопросы, слушать высказывания одноклассников, дополнять их ответы, используя текст.
Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Ориентировка в Содержании (оглавлении) книги.
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение его с содержанием текста. Определение главной мысли текста, в котором эта мысль сформулирована и высказана в конце произведения.
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Элементарная характеристика героя произведения. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, характеру поступков героев1.
Озаглавливание текста способом выбора точного заголовка
из предложенных. Схема, модель текста. Составление картинного плана.
Ключевые (опорные) слова.
Частичный и подробный пересказ текста в опоре на схему или картинный план с использованием выразительных средств языка; рассказ по иллюстрациям.
Чтение по ролям, драматизация.
Библиографическая культура.
Книга учебная, художественная. Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги: обложка (переплет), корешок, страницы, содержание (оглавление), иллюстрации.
Умение ориентироваться в характере книги по ее обложке. Выбор книг на основе открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник.
Говорение (культура речевого общения)
Освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: отвечать на вопросы по прочитанному; выслушивать, не перебивая, собеседника.
Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.
Монолог: передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения).
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, сочинение по аналогии (небылица, считалка), рассказ по иллюстрации.
Круг чтения
Круг чтения в 1 классе составляют, прежде всего, произведения отечественной литературы. Детям предлагаются произведения малых фольклорных форм: песни, загадки, считалки, скороговорки, побасенки, небылицы. При этом параллельно с фольклорным произведением даётся его литературный аналог. Кроме того, в программу первого года обучения входят народные и литературные сказки, рассказы, стихотворения, тематически актуальные для первоклассников: о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о природе. Отбор произведений подчинен в первую очередь принципам художественности, тематической актуальности и литературного разнообразия.
Тематическое планирование
Звенит звонок — начинается урок (7 часов)
Л. Дьяконов «Первоклассникам»; А. Барто «Стали грамотными»; Г. Новицкая «Книжки»* Р. Сеф «Учись читать!..»; Л. Пантелеев «Ау»; С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»; В. Голявкин «Болтуны»; С. Маршак «Угомон»; В. Орлов «Оправдался»; Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться...».
Час потехи (9 часов)
В. Смит «Потехе час» (перевод Б. Заходера); потешки; колыбельные песни; побасёнки; загадки; С. Маршак «Загадки» (отрывки); Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки...»; В. Берестов «Искалочка»; считалки*; В. Берестов «За игрой»; скороговорки; небылицы; С. Маршак «Я видел»; А. Босев «С нами Смех» (перевод С. Михалкова); А. Усачёв «Если вы собрались в гости»; С. Маршак «Пудель».
«Что такое хорошо и что такое плохо» (14 часов)
Л. Н. Толстой «Правда всего дороже»; С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»; В. Орлов «Кто первый»; Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..»; Л. Н. Толстой «Кто прав?»; В. Осеева «Всё вместе»; Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; Эзоп «Собрался старик помирать»; Л. Н. Толстой «Два раза не умирать»; Л. Н. Толстой «Два товарища»; В. Росин «Друзья познаются в беде»; С. Михалков «Ошибка», «Прививка»*; Л. Яхнин «Силачи»; М. Пляцковский «Добрая лошадь».
«Там чудеса...» (12 часов)
А. Шибаев «Сказки просят...»; русская народная сказка «Лиса и рак»; русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»; ингушская сказка «Заяц и черепаха»; американская сказка «Вот он, вор!»; армянская сказка «Заказчик и мастер»; А. С. Пушкин «У лукоморья»*, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (отрывки); X. К. Андерсен «Принцесса на горошине»; В. Орлов «Абрикос в лесу»; А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши».
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Накопление, обобщение и систематизация жанровых и тематических литературных впечатлений.
Знакомство с малыми фольклорными формами: потешка, песня, пословица, небылица, побасёнка, считалка, загадка, скороговорка – узнавание, различение, определение ведущих жанровых особенностей. Народная и литературная (авторская) сказка.
Различение фольклорных и авторских художественных произведений. Выявление сходства одножанровых народных и авторских текстов.
Общее представление о жанре басни.
Введение в активный словарь терминов: автор, персонаж, текст, произведение народное, произведение авторское, загадка, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня.
Творческая деятельность
(на основе литературных произведений)
Формирование воссоздающего и творческого воображения.
Творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности, чтения по ролям, драматизации, словесного играфическогорисования.
Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). Продолжение прочитанного (прогнозирование).
Внеурочная деятельность на основе прочитанного на уроках литературного чтения
Создание классной библиотечки (уголка чтения).
Участие в подготовке и проведении викторин по творчеству Х. К. Андерсена и А.С. Пушкина.
Создание поделок и рисунков по прочитанным сказкам.
Участие в конкурсе чтецов.
Создание небольшого сборника пословиц (на основе материалов рабочей тетради).
Создание небольшого сборника побасенок (на основе материалов рабочей тетради).
Создание небольшого сборника загадок (на основе материалов рабочей тетради).
Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
При изучении в начальной школе курса «Литературное чтение» будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития; учащиеся
начальной школы научатся:
осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;
читать осознанно, правильно, бегло и выразительно доступные по содержанию и объему произведения;
применять различные способы чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, выборочное);
полноценно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
знанию основных моральных норм;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
находить в художественном произведении различные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, художественный повтор, звукопись) и понимать их роль в тексте;
выделять основные элементы сюжета, определять их роль в развитии действия;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
отличать поэтический текст от прозаического;
распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
соотносить произведения с изученными жанрами художественной литературы (миф, былина, рассказ, повесть, литературная сказка, стихотворение, басня), основываясь на их признаках;
осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики художественного, научно-популярного, учебного текстов;
применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте общепознавательные и коммуникативные универсальные учебные действия;
высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;
осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
Учащиеся начальной школы получат возможность научиться
осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
соотносить литературу с другими видами искусства;
испытывать эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;
развивать способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
определять сходство и различие произведений разных жанров;
использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
высказывать и пояснять свою точку зрения;
применять правила сотрудничества;
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас;
находить в художественном произведении такие средства языковой выразительности, как метафора и гипербола, понимать их роль в тексте;
выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
осуществлять такие формы творческой интерпретации текста, как составление диафильма, воображаемая экранизация;
работать с детской периодикой;
расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Рекомендуемыми общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
сформированность навыков ознакомительного, поискового и выборочного чтения;
индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача в соответствии с характером текста эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости);
индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;
ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
Рекомендуемыми способами оценивания результативности обучения чтению являются:
ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств – мелодики, темпо-ритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
выполнение заданий на составление плана, пересказа, собственного высказывания;
выполнение заданий по ориентировке в книгах;
наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
наблюдения за читательской деятельностью учащихся;
анализ читательского дневника;
анализ отзывов учащихся о прочитанном, презентаций;
анализ творческих работ учащихся (в том числе – входящих в рабочие тетради и в портфель достижений).
Календарно-тематическое планирование 1 класс « Литературное чтение»
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Характеристика деятельности учащихся
Формируемые
Формы
работы
Вид контроля, методы достижений учащихся
Оборудование
Дата
понятия
УУД
план
факт
«Звенит звонок – начинается урок» (7ч.)
1
Л.Дьяконов «Первоклассникам»; А. Барто «Стали грамотными».
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Выразительно читают стихи, используя интонации, паузы, темп. Соотнесение картинки с текстом.
«Художественное произведение».
Принимают учебную задачу. Используют знаково- символические средства: модели, схемы. Задают вопросы.
Используют речь для регуляции своего действия.
Учатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, для построения монологических высказываний, для построения диалога.
Ориентироваться в тексте. Сравнивать произведения малых фольклорных жанров. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
Беседа. Фронтальная. Работа в тетради.
Текущий
Презентация-викторина
9
Потешки; колыбельные.
1
Воспринимают на слух произведения малых фольклорных жанров в исполнении учителя и учащихся.
Читают вслух плавно по слогам и целыми словами. Определяют эмоциональный характер текста.
Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания и передавая эмоциональное своеобразие.
Выявляют художественные особенности языка.
Отвечают на вопросы по содержанию и языковому оформлению литературного текста.
Совершенствовать все стороны навыка чтения, прежде всего осмысленность и выразительность. Практически осваивать термины «потешки», «колыбельная». Расширять литературный кругозор.
Беседа. Фронтальная.
Текущий
Книги фольклор
10
Русские народные побасенки.
1
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Упражнение в интонационно выразительном чтении. Выборочное чтение.
«Побасёнки»
«Загадки»
фронтальная. Игровая. Конкурс загадок.
Текущий
Выставка книг
11
Загадки. С.Маршак.
1
Текущий
Викторин-презентация
12
Г.Цыферов «В среду решили они играть в прятки».
В. Берестов «Искалочка».
1
фронтальная.
Текущий
ТПО
13
Русские народные считалки*; В.Берестов «За игрой».
1
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Упражнение в интонационно выразительном чтении.
Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка. Устное народное творчество. Небылицы, неслыхальщины, путаницы, их особенности.
Фронтальная. Игровая. Конкурс считалок.
Текущий
Учебник, ТПО
14
Словесные игры: скороговорки, небылицы. С.Маршак «Я видел»
1
Фронтальная. Игровая. Конкурс чтецов.
Текущий
Выставка книг пословиц
15
С.Михалков «С нами Смех!»; А. Усачев «Если вы собрались в гости».
1
Текущий
ТПО
16
С.Маршак «Пудель».
Обобщение прочитанного.
1
Соотнесение картинного плана с текстом.
Текущий
ТПО
«Что такое хорошо и что такое плохо» (12ч.)
17-18
Л.Толстой «Правда всего дороже».
С.Прокофьева «Сказка про честные ушки»
2
Чтение по ролям.
Выразительное чтение. Сравнение произведений по жанру, характеру, содержанию. Высказывание мнений, суждений. Учатся подробному пересказу текста.
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Пробный пересказ текста. Смысловое чтение. Лексическая работа. Сравнение содержания двух рассказов
Принимают и удерживают учебную задачу. Используют знаково- символические средства: модели, схемы. Задают вопросы.
Используют речь для регуляции своего действия.
Учатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, для построения монологических высказываний, для построения диалога
Фронтальная. Работа в паре.
Текущий
Портрет писателя, выставка книг
19
В.Орлов «Кто первый»; Э.Мошковская «Не надо больше ссориться!»; Л.Толстой «Кто прав?»
1
Упражнение в интонационно- выразительном чтении. Обоснование выбора симпатичного героя. Отработка правильного произношения и употребления слов. Активизация словаря. Рассматривание и соотнесение иллюстраций с текстом. Знакомство с новым видом жанра – басней. Отработка умения пересказывать текст.
Фронтальная. Работа в паре. Игровая.
Текущий
ТПО
20
В.Осеева «Все вместе».
1
Фронтальная. Работа в паре.
Текущий
Портрет, ТПО
21
Е.Пермяк «Для чего руки нужны?» Эзоп «Собрался старик помирать…»
1
Текущий
ТПО, учебник
22
Л.Толстой «Два раза не умирать». Л.Н.Толстой «Два товарища».
1
Текущий
Презентация
23
В.Росин «Друзья познаются в беде»
1
Фронтальная.
Текущий
Книги о дружбе
24
С.Михалков «Ошибка»;
1
Фронтальная.
Текущий
Портрет. книги
25
С. Михалков «Прививка»*
1
Упражнение в интонационно- выразительном чтении. выразительное чтение.
Фронтальная.
ТПО
26
Л.Яхтин «Силачи».
1
Работа над содержанием.
Фронтальная.
Текущий
27
М.Пляцковский «Добрая лошадь».
1
Работа над содержанием.
Фронтальная.
Текущий
28
Обобщающий урок.
1
Отвечают на вопросы учебника. Классифицируют произведения по темам, автору. Перечитывают любое на выбор произведение.
Фронтальная.
Тематический
Презентация-викторина
«Там чудеса…» (12ч.)
29
А.Шибаев «Сказки просят…».
1
Активизация словаря. Рассматривание и соотнесение иллюстраций с текстом
Принимают и удерживают учебную задачу. Используют знаково- символические средства: модели, схемы. Задают вопросы.
Используют речь для регуляции своего действия.
Учатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, для построения монологических высказываний, для построения диалога
Фронтальная.
Текущий
Викторина по сказкам, выставка книг
30
Русская народная сказка «Лиса и рак».
1
Герои произведения. Пересказ текста. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Чтение сказок с использованием предметов – персонажей. Ознакомление со сказками других народов. Лексическая работа. Прогноз содержания сказки. Чтение сказок по ролям.
«Народное творчество», «сказка».
Фронтальная.
Текущий
ТПО
31
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
1
Фронтальная.
ТПО
32
Ингушская сказка «Заяц и черепаха».
1
Фронтальная.
Текущий
ТПО, учебник
33
Американская сказка «Вот он, вор!»
1
Фронтальная.
Текущий
34
Армянская сказка «Заказчик и мастер».
1
Фронтальная.
Текущий
35
Сказки А.С.Пушкина*
1
Фронтальная.
Текущий
Портрет, презентация, выставка книг
36
Викторина «Сказки Х.К. Андерсена»; Х.К.Андерсен «Принцесса на горошине».
1
Фронтальная. КВН
Текущий
Портрет, выставка книг писателя
37
В.Орлов «Абрикос в лесу».
1
Фронтальная. Работа в паре.
Текущий
ТПО
38-39
А.Курляндский «Первое сентября попугая Кеши».
2
Чтение по ролям. работа над содержанием: выборочное чтение, «рисование» словесных иллюстраций, выборочный пересказ.
Фронтальная. Работа в паре.
ТПО
40
Обобщающий урок.
Проверка навыков чтения.
1
Отвечают на вопросы учебника. Классифицируют произведения по темам, автору. Перечитывают любое на выбор произведение.
Самостоятельная.
Итоговый
Викторина-презентация
Состав учебно-методического комплекта по литературному чтению