Рабочая программа по литературному чтению (чтение) для 1 класса
Рабочая программа по литературному чтению (чтение) для 1 класса
Рабочая программма по литературному чтению (чтение) для 1 класса по УМК "Перспектива". Программа составлена на период обучения грамоте по учебнику Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. 1 класс. В 2 ч. Тематическое планирование составлено с учетом плпнируемых результатов обучения (освоение предметных знаний, универсальные учебные действия (УУД)). Подробно обозначены возможные виды деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению (чтение) для 1 класса »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЭДУАРДА ДМИТРИЕВИЧА ПОТАПОВА»
Рассмотрено на заседании
методического совета
протокол №
от__________ 20____г.
Утверждено
Приказ № от 20 г.
Директор МБОУ СОШ № 18
имени Э.Д. Потапова
____________________________
Бобкова Е.В.
____________________________
Шиленков Р.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (чтение)
ДЛЯ 1 КЛАССА
на 2013-2014 учебный год
Мичуринск 2013
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………3
Содержание программы…………………………………………………………..5
Тематическое планирование……………………………………………………...8
Информационные источники для учителя……………………………………...13
Информационные источники для ученика………………………………………13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи курса
Цель: сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.
Задачи: формирование навыка чтения, слушания и говорения, свободного пользования родным языком в различных ситуациях общения;
обеспечение осознанного усвоения языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;
обеспечение взаимосвязи системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
развитие образного и логического мышления у каждого ребёнка, привитие навыка речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Обучающиеся должны иметь представление о речевом этикете и особенностях речевого поведения в различных ситуациях общения.
Обучающиеся должны знать:
все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Обучающиеся должны уметь:
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
знать способы их буквенного обозначения;
определять место ударения в слове;
вычленять слова из предложений;
устно составлять 3—5 предложений на определенную тему;
уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
Навыки чтения.I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 25—30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
В основе рабочей программы и тематического планирования лежит:
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта второго поколения среднего образования. Образовательная область «Начальная школа».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Автор: Л. Ф. Климанова
1 класс — (92 ч.)
Подготовительный (Добукварный) период (20 ч.)
«Азбука». Ч. 1.
«Давайте знакомиться».
Введение в мир общения. Устная форма общения; умение говорить, слушать. Диалоговая форма общения, собеседники. Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении. Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация.
Слово как главное средство общения. Звуковая структура слова. Звуки в природе. Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. Символы для их обозначения. Мягкие и твёрдые согласные звуки, их обозначение. Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями). Наглядно-образная модель слова.
Слог — минимальная единица произношения и чтения. Слова и слоги: слово — номинативная (назывная) единица, слог — единица произношения. Слогообразующая функция гласных. Ударение. Ударный гласный звук в слове. Образно-символическое обозначение ударения. Первоначальное представление о предложении. Сравнение и различение предложения и слова.
Модель предложения, графическое обозначение его начала и конца. Общее представление о речи на основе наглядно-образных моделей и поэтических текстов. Обобщение. Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударений в словах. Слово, его значение и звучание. Предложение, схема предложения.
Букварный период (64 ч.)
«Азбука». Ч. 1, ч. 2.
«Страна АБВГДейка».
Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами. Знакомство с шестью гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ). Звучание и значение слова. Согласные звуки, обозначение их буквами.
Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их артикуляция. Обозначение звуков буквами. Смыслоразличительная функция звуков. Мягкие и твёрдые согласные. Звонкие и глухие согласные. Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого - звуковой анализ слов. Правила переноса слов по слогам.
Открытый и закрытый слоги. Роль гласных букв в открытых слогах, правила чтения открытых слогов с гласными буквами: [ы — и], [о — ё], [а — я], [э — е], [у — ю]. Двойное значение букв е, ё, ю, я (в зависимости от места в слове): обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного звука; обозначение двух звуков: звука й и гласного а, о, у, э (в абсолютном начале слова, после гласных, после разделительных мягкого и твёрдого знаков).
Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака. Употребление ь и ъ как разделительных знаков. Сравнение слов с разделительными мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласных. Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания). Старинные азбуки, старые названия букв. Назначение азбук. Их обучающая и воспитательная роль.
Послебукварный период (8 ч.)
«Азбука». Ч. 2. «Про всё на свете», «Читалочка».
Общение. Позитивная модель общения, основанная на доброжелательности и внимании к собеседнику. Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содержание). Звуко-слоговой состав слов.
Слово и предложение. Знаки препинания в конце предложения.
Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак. Простейший анализ предложений. Порядок слов и смысл в предложении, их взаимосвязь.
Данное планирование включает в себя следующие темы:
№ п\п
Название раздела
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
За год
1.
«Давайте знакомиться»
20 ч.
‒
‒
‒
20 ч.
2.
«Страна АБВГДейка»
15 ч.
28 ч.
21 ч.
‒
64 ч.
3.
«Про всё на свете», «Читалочка»
‒
‒
8 ч.
‒
8 ч.
4.
Итого:
35 ч.
28 ч.
29 ч.
‒
92 ч.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧТЕНИЮ
(КЛИМАНОВА Л.Ф., МАКЕЕВА С.Г.)
Тема,
количество часов
Планируемые результаты обучения
Возможные виды деятельности учащихся
Освоение предметных знаний
Универсальные учебные действия (УУД)
«Давайте знакомиться» (20 ч.)
Мир общения.
Давайте знакомиться!
Помощники слова в общении. Страшный зверь. Мы пришли в театр. Мир полон звуков. Звуки в природе. Как звучат слова. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Звучание слова и его значение. Слова и слоги. Ударение в слове. Слово, предложение, речь.
П.: осмысление особенностей звуков и их свойств, процесса, форм и способов общения, общения как способа получения и передачи информации, связи между словом и знаком (в частности, их взаимозаменяемости), слоговой структуры слова.
Л.: осознание значимости мира звуков для человека, правильного произношения слов, осознание важности использования знаков символов при взаимодействии с окружающим миром.
Р.: формирование умения общаться (как?), формирование способов использования знаков, освоение способов сравнения звуков, анализа и синтеза речи, освоение способов деления слов на слоги и способов постановки ударения
К.: формирование умений слышать и слушать, использование интонации для постановки смыслового ударения во фразе, использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающими миром и людьми.
Моделировать ситуацию общения (кто с кем общается, какие слова использует), с использованием меток, рисунков, знаков.
Составлять диалоги при работе в паре, рассказ по названию и картинкам, с использованием меток, знаков, символов.
Наблюдатьза жестами, мимикой и интонацией героев сказок, за ролью интонации в речи. Рассказывать эпизоды из сказок.
Использовать разные виды интонации для выражения своего отношения к предмету рассказывания.
Сравнивать степень точности выражения мысли в рассказе, составленном с помощью предметов, и в рассказе, составленном с помощью слов. Определять последовательность звуков в слове. Проводить звуковой анализ слов, фиксировать последовательность звуков в слове на схемах; характеризовать звуки.
Проводить слого-звуковой анализ слов.
Использовать условные обозначения слога (дуга, вертикальные линии).
Расставлять знак ударения в звуковых схемах слов. Находить ударный слог в словах, обозначать его знаком ударения. Воспроизводить звучание слова с ориентировкой на знак ударения. Оформлять начало и конец предложения с ориентировкой на модель предложения.
«Страна АБВГДейка» (64 ч.)
Звуки [а], [о] Буквы Аа, Оо. Звук [у], буква Уу. Звук [и]. Буква Ии. Звук [ы]. Буква ы. Звук [э], буква Ээ. Звуки [м], [м,] Буква Мм. Звуки [с], [с,] Буква Сс. Звуки [н], [н,] Буква Н. Звуки [л], [л,] Буква Л. Звуки [т], [т,] Буква Т. Звуки [к], [к,] Буква К. Звуки [р], [р,] Буква Р.
Звуки [в], [в,] Буква В.
Звуки [п], [п,] Буква П. Звуки [г], [г,] Буква Г. Буквы Е, Ё в начале слова и после гласных. Буквы Е, Ё после согласных. Звуки [б], [б,] Буква Б. Звуки [з], [з,] Буква З. Закрепление букв Б, З. Звуки [д], [д,] Буква Д. Звук [ж]. Буква Ж. Буква я в начале слова и после гласных. Буква я после согласных. Звуки [х], [х,] Буква Х. Мягкий знак. Звук [й]. Буква Й. Узелки на память. Звук [ю]. Буква Ю. Буква Ю после согласных. Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ч]. Буква Ч. Звук [щ]. Буква Щ. Звук [ц]. Буква Ц. Звук [ф]. Буква Ф. Сравнение звуков в и ф. Разделительные ь и ъ. Повторение - мать ученья. По страницам старинных книг. Алфавит. Слово – это знак.
П.: установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его, осмысление алгоритма фонетического анализа звука.
Л.: формирование индивидуального стиля деятельности.
Р.: освоение способов определения гласного и согласного звуков и фонетического анализа звука; закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения.
К.: формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ.
Проводить звуковой анализ слов.
Делитьслова на слоги, определять количество слогов в слове.
Объяснять роль букв (обозначение звуков). Характеризовать гласные звуки, обозначать шесть гласных звуков буквами, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие.
Находить изученные буквы в тексте.
Читать открытые слоги с гласными буквами: [ы — и], [о — ё], [а — я], [э — е], [у — ю]слова, слова с соблюдением элементарных правил орфоэпии предложения и тексты, небольшой текст с использованием правил выразительности (делать паузы между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания)
Объяснятьпроисхождение слов «азбука» и «букварь».
«Про всё на свете»(8 ч.)
Умеет ли разговаривать природа? Что, где, когда и почему?
Удивительное рядом. Чтобы представить слово. Книга природы. Большие и маленькие секреты. Сказки. Присказки. Загадки. Семейное чтение. «Книги — мои друзья». «Как хорошо уметь читать». «Как бы жили мы без книг?» «Мои любимые писатели». «Сказки К. Чуковского». «Из книг К. Ушинского».
Обобщение по разделу.
П.: установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его, осмысление алгоритма фонетического анализа звука, анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
Л.: формирование индивидуального стиля деятельности.
Р.: освоение способов определения гласного и согласного звуков и фонетического анализа звука; закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения, умение следовать точной инструкции учителя.
К.: формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ, предлагать помощь и сотрудничество, умение вести устный диалог при ответах на вопросы.
Использовать в общении формулы речевого этикета, ориентируясь на положительный стиль общения: относиться к собеседнику внимательно, терпеливо, выслушивать его; задавать вопросы, уточнять сказанное. Выделять гласные и согласные звуки; обозначать их буквами.
Владеть сознательным, плавным слоговым чтением с переходом на чтение целыми словами (25—30 слов в минуту).
Расставлять и обозначать в словах ударения, обозначать слоги в многосложных словах с помощью дуг.
Осмыслять роль предложения (высказывания) в речевом общении.
Информационные источники для учителя:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта второго поколения среднего образования. Образовательная область «Начальная школа».
Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.
Никифорова В.В., Короткова А.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо.1 класс.- М.: ВАКО, 2013.
MULTIMEDIA-поддержка курса:
Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой. Москва: - Просвещение, 2012.
Интернет-ресурсы.
Информационные источники для обучающихся:
Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.
Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой. Москва: - Просвещение, 2012.