№ п/п | Тема урока | Дата | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Домашнее задание | |
Предметные УУД | Метапредметные и личностные УУД | |
1 | Введение в курс. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником | | Урок повторения | Основные темы: произведения о родине; о труде; о детях; о добре и зле; о приключениях | Знать основное содержание изученных произведений, их авторов | | Пролог в художественном произведении | Устное сочинение «Мое путешествие в … век» | |
Раздел 1. Произведения современной детской литературы разных жанров (8 часов) | |
2 | Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий | | Урок повторения изученного | Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. | Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – читать осознанно текст художественного произведения «про себя» | Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности | Заучивание наизусть стихотворения Г. Сапгира | |
3 | Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника» | | Урок повторения изученного | Характер героя, его поступки и их мотивы. Различие жанров произведений: повесть | Нарисовать свой город будущего | |
4 | Е. Велтистов «Приключения Электроника» | | Урок повторения изученного | Осознанное чтение целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих уровню текста | Самостоятельное чтение 4-й части | |
5 | Е. Велтисов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной и фантастической повести | | Урок обобщения изученного | Виды речевой деятельности: чтение, говорение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. | Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – читать осознанно текст художественного произведения «про себя» | Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести | Творческий пересказ на тему «Урок математики» | |
6 | Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада» | | Урок введения новых знаний | Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Жанр произведения. Виды речевой деятельности | Самостоятельно осмысливать заглавие произведения | Выучить наизусть (по выбору): самый смешной, фантастический, поучительный отрывок | |
7 | Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа № 1 (20 минут) | | Урок обобщения и контроля изученного | Жанры произведений. Понимание содержания литературного произведения | | Характер героя, его поступки и мотивы. Различие жанров произведений: повесть. Пролог | | |
8 | Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках | | Урок обобщения изученного | Виды речевой деятельности: слушание, говорение. Постановка вопросов, устные ответы на них. Связный рассказ о произведении по плану, о своих впечатлениях. Выразительное чтение фрагментов | | Ознакомление с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, его биографией | Продолжить чтение понравившихся произведений | |
9 | Развитие речи. Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе (20 минут) | | Урок развития связной речи | Виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо. Текст-рассуждение. Простейший рассказ о своих впечатлениях | | | Письменная творческая работа на заданную тему | Закончить сочинение «Мой любимый детский писатель» | |
Раздел 2. У истоков русской детской литературы (20 часов) | |
10 | Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…» | | Урок введения новых знаний | Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. | Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть | Осмысление цели чтения. История детской литературы | Выучить один текст наизусть | |
11 | «Повесть временных лет». Расселение славян | | Урок введения новых знаний | Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Отрывки из русской летописи | Составить «летопись» о своем крае | |
12 | Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки | | Урок развития умений и навыков | Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Постановка вопросов и ответы по содержанию прочитанного | | Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей | Тетрадь, с. 16. Творческое задание | |
13 | «Похвала книгам» Ярослава Мудрого | | Урок закрепления изученного | Осознанное чтение, правильное чтение, выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Устное сочинение повествовательного характера | | | Справочники, энциклопедии | Задание № 3 на с. 41 учебника | |
14 | «Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице» | | Урок закрепления изученного | Постановка вопросов и ответы по содержанию. Основная мысль | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. | Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть; – отличать древнерусские стихи от современных | Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей | Самостоя-тельно прочитать сказ-ку Д. Герасимова, с. 45 учебника | |
15 | Путешествие 1. XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия | | Урок развития умений и навыков | Эмоциональная и стилистическая окрашенность | Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия | Выразительно читать отрывок из стихотворения Савватия | |
16 | Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина… | | Урок повторения изученного | Различие жанров произведений: стихотворение. Выразительное чтение, использование интонаций | Стихи для детей поэтов XVII в. Симеона Полоцкого, Кариона Истомина | Выучить наизусть любое стихотворение | |
17 | Путешествие 2. XVIII век. Сон незнакомого маль- чика | | Урок развития умений и навыков | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Знать темы и героев путешествия | | Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей | С. 57–59, читать по учебнику | |
18 | Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Сережины книги | | Урок повторения изученного | Обсуждение изображения в учебнике; детское чтение в XVII в. Образ мальчика | | Уметь составлять план, участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения | | С. 59–63, читать по учебнику | |
19 | Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы». Проверочная работа № 2 (20 минут) | | Урок обобщения и контроля изученного | Жанры. Автор. Связный рассказ о прочитанном. Обобщающая беседа | | Уметь: – выполнять творческие задания; – определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги | Отрывки из русских летописей. Стихи для детей поэтов XVII в. Детская литература, история детской литературы | Задание № 4 по тетради для чтения | |
20 | Внеклассное чтение. Книги о книгах | | Урок обобщения изученного | Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. | Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть | Предисловие. Послесловие | | |
21–22 | С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» | | Уроки повторения изученного | Понимание содержания прочитанного: тема, главная мысль, события, их последовательность. Осознанное, правильное, выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Автобиографическое произведение | Прочитать главы 1–3 повести С. Аксакова | |
23 | А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих пред-ков и первейших лет моей жизни» | | Урок введения новых знаний | Понимание содержания произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | | | Автобиографическое произведение. Воспоминания (мемуары) | Задание № 4 в тетради, с. 30 | |
24–25 | Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» | | Урок развития умений и навыков. Урок закрепления изученного | Выразительное чтение, установление логических связей. Гуманизм Н. И. Новикова и его чувство социальной вины. Решение задачи «Развивающий канон». Обсуждение названия журнала. Характеры персонажей, особенности их речи | Знать: – о Н. И. Новикове как издателе, писателе, ученом; – отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов. | Уметь: – сравнивать построение нравоучительных статей; – соотносить текст с пословицами | Периодическая печать: детские журналы | Выразительно читать одну из статей Н. И. Новикова. Рассказать об одном из современных детских журналов по плану (тетрадь, с. 31) | |
26 | Детские стихи А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь» | | Урок введения новых знаний | Различие жанров произведения: стихи, басни, рассказы. Понимание содержания произведения. Герои произведения. Декламация стихотворных произведений | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. | Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть | Характер героя, его поступки и их мотивы | Чтение авторского текста, с. 84–85 учебника. Выучить наизусть поэтический текст А. Шишкова | |
27 | Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы XI–XVIII веков. Проверочная работа № 3 (20 минут) | | Урок обобщения и контроля изученного | Жанры. Связный рассказ о прочитанном | | | Справочники, энциклопедии, периодические издания. Осмысление цели чтения. История детской литературы. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары) | | |
28 | Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги) | | Урок обобщения изученного | Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Знать автобиографическую литературу (автобиографические книги писателей о себе). | Уметь определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности | Характер героя, его поступки и их мотивы | Продолжить чтение понравившихся книг | |
29 | Развитие речи. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы» (40 минут) | | Урок развития связной речи | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | | Уметь: – выбирать смысловые слова, тему; – анализировать тему и содержание сочинения | Письменная творческая работа: сочинение на заданную тему | | |
Раздел 3. Детская литература XIX века (38 часов) | |
30 | Путешествие 3. Москва начала XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська» | | Урок введения новых знаний | Выразительное чтение. Жанр: басня. Биографические сведения об авторе. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть. – различать жанры художественной литературы | Басня, ее особенности (сюжет, герои, сценичность) | Подготовить рассказ об И. А. Крылове; выучить или прочитать его басню | |
31 | И. А. Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни | | Урок закрепления изученного | Выразительное чтение. Формулирование вопросов и ответов. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Наблюдение над языком художественных произведений | Выучить наизусть басню | |
32 | Обобщение. Басни И. А. Крылова | | Урок обобщения изученного | Выразительное чтение. Средства художественной выразительности | Место произведения в истории русской детской литературы | Проиллюстрировать басню И. А. Крылова | |
33 | Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица» | | Урок развития умений и навыков | Различие жанров произведений. Осознанное чтение | Характер героя, его поступки и их мотивы | Дочитать до конца 1-ю часть | |
34 | А. Погорельский «Черная курица» | | Урок закрепления изученного | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки | | Уметь: – характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку; – составлять стилизованный план; – делать вывод | Характер героя, его поступки и их мотивы | Найти другие сказки этого автора | |
35 | А. Погорельский «Черная курица» | | Урок повторения изученного | | | Выделение языковых средств художественной выразительности | Творческий пересказ «В гостях у подземных жителей» | |
36 | А. Погорельский «Черная курица» | | Урок обобщения изученного | Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. | Устанавливать смысловые связи частей текста; составлять сложный план с помощью учителя | Прочитать сказку А. Погорельского целиком | |
37 | Путешествие 5. Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэ-тическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой | | Урок введения новых знаний | Выдающиеся представители русской литературы: А. С. Пушкин, В. А. Жуковский | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть. – различать жанры художественной литературы | Н. В. Гоголь | Подготовить рассказ об А. С. Пушкине | |
38 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | | Урок развития знаний и умений | Сюжет, герой-персо-наж, его характер, поступки. Эмоциональная окрашенность. Выразительное чтение, выделение смысловых частей | Характер героя, его поступки и их мотивы. Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией | с. 118–126, самостоятельно читать | |
39 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | | Урок развития знаний и умений | Понимание содержания литературного произведения | | | Устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах | с. 127–132, самостоятельно читать | |
40 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | | Урок закрепления изученного | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Литературная сказка | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы | Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения | с. 132–145, самостоятельно читать | |
41 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | | Урок закрепления изученного | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения | Выучить наизусть отрывок из сказки | |
42 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | | Урок повторения изученного | Устное изложение текста по плану. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений | Находить в тексте материал для составления рас-сказа на определенную тему | Составить мультфильм (из рисунков), озвучить | |
43 | Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» | | Урок обобщения изученного | Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки. Литературная сказка. Главная мысль | | | Самостоятельно осмысливать заглавие произведения | Найти и прочитать сказку Ш. Перро «Спящая красавица» (или братьев Гримм «Шиповничек») | |
44 | В. А. Жуковский «Спящая царевна» | | Урок повторения изученного | Сюжет, герой-персонаж. Богатство языка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | | | Характер героя, его поступки, их мотивы | Выучить наизусть отрывок из сказки В. А. Жуковского | |
45 | Литературные сказки. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского (обобщение) | | Урок обобщения изученного | Различие жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; | Наблюдение над языком художественных произведений | Найти и про-читать сказку В. Одоевского «Городок в табакерке» | |
46 | В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В. Даля). «Кузовок» (игра) | | Урок развития умений и навыков | Средства выразительности и сравнения, определения. Богатство языка | В. Даль. Сказки и игры для детей | Прочитать любую сказку в обработке В. Даля | |
47 | Развитие речи. Сочинение-обработка народной сказки (подражание В. И. Далю) | | Урок развития связной речи | Создание небольших письменных ответов по прочитанному | В. Даль. Сказки и игры для детей | | |
48 | А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей») | | Урок закрепления изученного | Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них | – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы | | | Краткий пересказ, задание 3 на с. 163 учебника | |
49 | Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается» | | Урок обобщения изученного | Жанры. Главная мысль | | | | Задания-размышления в тетради | |
50 | Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». (Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или литературные сказки писателей XIX века) | | Урок обобщения изученного | Литературная сказка. Библиографические сведения (автор, титульный лист, аннотация) | | | | Прочитать: рассказ А. П. Чехова; воспоминание И. Шмелева «Как я встречался с Чеховым» | |
51 | Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» | | Урок повторения изученного | Средства выразительности и описание. Понимание содержания литературного произведения | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы | Характер героя, его поступки и их мотивы | Выучить наизусть любой отрывок, рассказывающий о встрече Сережи с весной, со сказкой | |
52 | Библиотечный урок. Справочная литература | | Урок сообще-ния инфор-мации о правилах работы с книгой | Умение работать с книгой | Энциклопедии. Словари | | |
53 | Поэты XIX века о природе. Стихи А. Толстого, А. Плещеева | | Урок закрепления изученного | Тема стихотворения. Средства выразительности. Выразительное чтение | | | Любое стихотворение выучить наизусть | |
54 | Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе | | Урок закрепления изученного | Аналитическое чтение стихотворений. Сравнение текста стихотворения с закличкой-веснянкой, со сказкой. «Разыгрывание» стихотворения | | | Выразительно читать оба стихотворения. К одному из них нарисовать иллюстрацию | |
55 | Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» | | Урок закрепления изученного | Виды текстов: описание, повествование. Герой-персонаж, его поступки, характер | | | | Написать этюд «Летний дождь» | |
56 | Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» | | Урок повторения изученного | Выразительное чтение, работа над образом Мазая; составление плана | | | | Выучить наизусть отрывок из стихотворения | |
57 | Путешествие 7. Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги | | Урок развития знаний и умений | Знакомство с писателем. Творчество писателя. «Азбука» Л. Н. Толстого | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы | | Ответить на вопросы 1–3 в учебнике на с. 190 | |
58 | Л. Н. Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве» | | Урок закрепления изученного | Жанры: сказка, описание, рассказ | | Найти и прочитать тексты других жанров, написанные Л. Толстым | |
59 | Л. Н. Толстой «Как ходят деревья» | | Урок повторения изученного | Текст-описание. Формулирование вопросов и ответов на них | | Выучить наизусть первый абзац описания | |
60 | Проверка техники чтения. (I полугодие) | | Урок контроля и коррекции | Правильное, сознательное и выразительное чтение | Темп чтения вслух – 80–90 слов. Про себя – 115–120 слов | | |
61 | К. Д. Ушинский «Столица и губернский город» | | Урок закрепления изученного | Главная мысль. Жанр. Элементы | | Ответить на вопросы. Прочитать главу «Деревня и уездный город» | |
62– 63 | К. Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога» | | Уроки повторения изученного | Работа с рассказами. Язык писателя. Жанр путевого очерка. Работа с текстом | | | Сам-но читать главы «Наше Отечество»; ответить на во-просы 1, 2, 4 | |
64 | К. Д. Ушинский «Наше Отечество» | | Урок повторения изученного | Главная мысль. Словарное богатство русского языка. Составление плана | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. | | | Самостоятельно читать текст К. Ушинского «Жалобы зайки» | |
65 | К. Д. Ушинский «Жалобы зайки». Сочинение-подра-жание Ушинскому | | Урок повторения изученного | Связной рассказ. Элементы | | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы | Сочинение на заданную тему | Дописать сочинение | |
66 | А. И. Куприн «Слон» | | Урок повторения изученного | Герой-персонаж: характер, поступки. Главная мысль. Устное изложение текста по плану | Деление текста на части. Составление плана | Самостоятельно прочитать части 4, 5; задать вопросы автору текста | |
67 | А. И. Куприн «Слон» | | Урок развития знаний и умений | Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения | Подробный, сжатый, выборочный пересказ | Прочитать рассказ до конца. Придумать, как можно вывести слона из дома | |
68 | А. И. Куприн «Слон» | | Урок обобщения изученного | Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях) | | Работа над образом литературного героя | Выполнить задания в тетради | |
69 | Обобщение. Проверочная работа № 5 по разделу «Детская литература XIX века» (20 мин) | | Урок обобщения и проверки знаний, умений, навыков | | | | | |
70 | Внеклассное чтение. Произведения А. П. Чехова для детей | | Урок обобщения изученного | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний | | Уметь: – выразить собственное отношение к прочитанным произведениям А. П. Чехова; – охарактеризовать отношение автора к героям, событиям произведений; – выразительно читать (пересказывать) | Характер героя, его поступки и их мотивы | Чтение текстов по выбору: Д. Мамин-Сибиряк «Богач и Еремка». А. Куприн «Белый пудель» | |
Раздел 4. Детская литература XX века (35 часов) | |
71 | Путешествие 8. (В… библиотеку). Загадка Лидии Чарской | | Урок развития знаний и умений | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки» | Прочитать главу 8. Составить словарик эпохи (задание в тетради) | |
72 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (глава 8) | | Урок повторения изученного | Осознанное, правильное, выразительное чтение. Пересказ | Повествование от первого лица. Творческие пересказы | Чтение глав 10–11, ответы на вопросы 1, 2, 4 учебника | |
73 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (главы 10–11) | | Урок повторения изученного | Участие в диалоге при обсуждение прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания о героях произведения | Характер героя, его поступки и их мотивы | Составить биографию (описание жизни) Лены Икониной (по главам учебника) | |
74 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (обобщение) | | Урок применения знаний и умений | Выдающиеся представители русской литературы: Пушкин, Жуковский | | | Различие жанров произведений: повесть | Подготовиться к уроку внеклассного чтения | |
75 | Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики ХIХ–ХХ веков | | Урок обобщения изученного | Произведения выдающихся представителей русской литературы: А. П. Чехов | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Произведения: Д. Мамина-Си-биряка, А. Ку-прина, Д. Григо-ровича, В. Ко-роленко | Читать книги Г. Осте-ра, Э. Ус-пенского, Л. Петру-шевской | |
76 | Путешествие 9. Петроград. 1923 год | | Урок введения новых знаний | Осознанное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения | Детские периодические издания. Творческая индивидуальность писателя | Прочитать рассказ Б. Житкова, с. 36–42 | |
77 | Б. Житков «Николай Исаич Пушкин» | | Урок повторения изученного | Понимание содержания литературного произведения. Главная мысль. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний | | Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения | Подготовить рассказ о морском капитане; выполнить задания в тетради | |
78 | К. Чуковский «Серебряный герб» (глава 1). Телефон | | Урок повторения изученного | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | | | Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения | Подготовить пересказ текста, с. 44–49 | |
79 | Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…» | | Урок повторения изученного | Жанр произведения: стихотворение. Различие жанров произведений. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | | | Находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему | Выразительно читать. Ответить на вопросы, с. 51–53 | |
80 | Юрий Владимиров «Чудаки» | | Урок закрепления изученного | Выразительное чтение | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – использовать статьи литературных критиков; – участвовать в обсуждении текстов; – объяснить смысл названия путешествия; – рассказывать о полюбившихся детских журналах | Выделение языковых средств художественной выразительности | Выучить стихотворение наизусть, с. 53–54 | |
81 | Александр Введенский «О рыбаке и судаке» | | Урок обобщения изученного | Выразительное чтение | Юмор и сатира в произведениях детской литературы | Выучить стихотворение наизусть, с. 55–56 | |
82 | Внеклассное чтение. Современные чудаки | | Урок применения знаний, умений, навыков | Умение работать с книгой. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение | Юмор и сатира в произведениях детской литературы | Подготовить рассказ об одном из современных детских журналов | |
83 | Путешествие 10. «Вокруг Маршака» | | Урок закрепления изученного | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Аргументация своего мнения | | | Самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста | с. 58–59, читать. Подготовить рассказ о С. Я. Маршаке | |
84 | С. Сивоконь. «Везите все, как есть, почитаем!» | | Урок закрепления изученного | Классики детской литературы | | | Свободные высказывания о выступлениях одноклассников | Прочитать одно из произв-ний классиков детской литературы | |
85 | Внеклассное чтение. Современные детские журналы | | Урок применения знаний, умений, навыков | Восприятие произведений на слух | | | Периодические издания для детей | | |
86 | Е. Шварц «Два брата» | | Урок усвоения новых знаний | Произведение классика советской детской литературы. Понимание сод-я произведения | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – анализировать сказки; – составлять цитатный план; – сравнивать сказки со схожим сюжетом; – выразительно читать фрагменты сказок | Прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации | Дочитать сказку до конца | |
87 | Е. Шварц «Два брата» | | Урок повторения изученного | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Осмысливать заглавие произведения. Формулировать главную мысль | Сравнить сказку Е. Шварца со сказками с похожим сюжетом | |
88 | Е. Шварц «Два брата» (обобщение) | | Урок обобщения изученного | Различие жанров произведений: сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Пересказ | | Характер героя, его поступки и их мотивы. Смысловые связи частей. Цитатный план | Выполнить задание в тетради, с. 76 | |
89 | Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок). «Пишу на ту же тему по-своему» | | Урок развития умений и навыков | Осознанное чтение доступных по объему произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | | Смысловые связи частей текста. Составление простого плана | Отвечать на вопросы в учебнике, с. 85 | |
90 | А. Н. Толстой «Фофка» | | Урок повторения изученного | Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания. Герои произведения | | Характер героя, его поступки и их мотивы. Наблюдение над языком произведения | Рассказать о своем воображаемом герое | |
91 | А. Н. Толстой «Кот – сметанный рот» | | Урок повторения изученного | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | | Способы работы над текстом, подготавливающие к чтению по ролям | Выучить наизусть любой фрагмент | |
92 | М. Пришвин «Изобретатель» | | Урок повторения изученного | Жанр: рассказ. Понимание содержания произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Пересказ текста | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. | | Самостоятельно работать с текстом; составлять план; подробно пересказывать по плану | Пересказ текста от 3-го лица | |
93 | С. Я. Маршак «Сила жизни» | | Урок усвоения новых знаний | Понимание содержания прочитанного | | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – выполнять творческую работу: понаблюдать, иллюстрировать и др.; – выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений | Жанр: критическая статья. Выделение смысловых частей. Формулирование ответов на вопросы | Выполнить задания в тетради на с. 79 | |
94 | Р. Киплинг «На далекой Амазонке» | | Урок повторения изученного | Выразительное чтение. Правильность чтения с соблюдением норм литературного произношения | Осмысление цели чтения. | Выразительно читать стихотворение | |
95 | Р. Бёрнс «В горах мое сердце» | | Урок повторения изученного | Выразительное чтение. Осознанное чтение. Правильность чтения. Скорость чтения | Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью | Выразительно читать стихотворение | |
96 | С. Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор | | Урок повторения изученного | Особенности творчества С. Я. Маршака | Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному | Выучить наизусть любое стихотворение в переводе С. Маршака | |
97 | Обобщение. Проверочная работа № 6 по разделу «Детская литература XX века». (Путешествия 8–10) (20 мин) | | Урок обобщения и проверки знаний, умений, навыков | Особенности творчества писателей XX в. | | Подготовить сообщение «Особенности детской литературы 20-х годов» | |
98 | Внеклассное чтение. Творцы книг (рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах) | | Урок обобщения изученного | Библиографические сведения. Биографические сведения о писателе | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – давать определение понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж; – характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение | | Читать юмористические рассказы | |
99 | Библиотечный урок | | Урок-сообщение | Иллюстраторы книг: Ив. Билибин, В. Конашевич, Т. Маврина | | | |
100 | Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г. В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий | | Урок усвоения новых знаний | Понимание содержания литературного произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Характер героя, его поступки и мотивы | Выразительно читать сказку В. Маяковского | |
101 | А. Барто «Снегирь» | | Урок повторения изученного | Различие жанров произведений: стихотворения. Выразит. чтение | Выделение языковых средств художественной выразительности | Выучить стихотворение А. Барто наизусть | |
102 | Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» | | Урок повторения изученного | Понимание содержания литературного произведения | Ознакомление с историей создания литературного произведения | Прочитать 3 и 4-ю части; нарисовать куклу наследника | |
103 | Ю. Олеша «Три Толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом» | | Урок повторения изученного | Герои произведения | | Характер героя, его поступки и их мотивы | Прочитать 5-ю часть сказки | |
104 | Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» | | Урок обобщения изученного | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | | | Установление смысловых связей частей текста. План | Ответить на вопросы, с. 128 | |
105 | Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?». Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (40 мин) | | Урок-практикум | Главная мысль. Тема. Содержание. Формулирование вопросов | | Уметь: – выделять ключевые фразы, мысли при чтении; – комментировать прочитанное | Приемы работы с текстом | с. 128–130, выразительно читать | |
Раздел 5. Детская литература 30–50-х годов (10 часов) | |