Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик»
______________________ /Л.Н. Промкина/
приказ №_______ от «_____»_________ 2015 г.
Рабочая программа
по курсу «Литературное чтение»
в 3 классе
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель:
Бондина Н.Н., учитель начальных классов
п. Красный Текстильщик
2015 г
Ι. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» образовательной области «Филология» разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения начального общего образования, установленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте НОО, Примерной программы начального общего образования по курсу «Литературное чтение» образовательной области «Филология» (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011) и авторской программы курса «Литературное чтение» (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011; учебно-методический комплект «Гармония»). Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» адресована обучающимся третьего класса общеобразовательной школы, в соответствии с учебником «Литературное чтение» автор О.В. Кубасова.
ΙΙ. Цели и задачи изучения предмета.
Цель: формирование базовых читательских компетенций.
Задачи:
углубление читательского опыта детей;
создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность»;
развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушателя произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус.
развивать творческие способности учащихся: сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу; письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам. Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.
Срок реализации программы: 2015 – 2016 учебный год.
Предполагаемые результаты.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 3 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Реализация рабочей программы обеспечивает достижение следующих метапредметных результатов:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Предметные результаты:
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 3 классе является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
делить текст на части, составлять простой план;
самостоятельно формулировать главную мысль текста.
Система оценки достижений учащихся. Критерии оценивания.
Рекомендуемыми общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача в соответствии с характером текста эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости);
индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
Рекомендуемыми способами оценивания результативности обучения чтению являются:
замер скорости чтения (желательно в скрытой для детей форме);
ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств: мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
выполнение заданий на составление плана, пересказа, собственного высказывания;
выполнение заданий по ориентировке в книгах;
наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям: - беглость, правильность, осознанность, выразительность. Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования. Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований. Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования. Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка. Чтение наизусть Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст Выразительное чтение стихотворения Требования к выразительному чтению: 1. Правильная постановка логического ударения 2. Соблюдение пауз 3. Правильный выбор темпа 4. Соблюдение нужной интонации 5. Безошибочное чтение Оценка "5" - выполнены правильно все требования Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям Чтение по ролям Требования к чтению по ролям: 1. Своевременно начинать читать свои слова 2. Подбирать правильную интонацию 3. Читать безошибочно 4. Читать выразительно Оценка "5" - выполнены все требования Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям Пересказ Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного. ΙΙI. Общая характеристика учебного предмета
Сотворчество писателя и читателя состоится, если ребенок будет читать высокохудожественные произведения, способные затронуть его душу, и овладеет специальными читательскими умениями и навыками.
Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка.
Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.
Литературное чтение является базовым гуманитарным учебным курсом в начальной школе, направленным на решение не только предметных задач, но и на общие для всех предметов задачи развития ребёнка. Это касается прежде всего духовно-нравственного воспитания и формирования универсальных учебных способностей. В соответствии образовательным стандартом нового поколения курс «Литературное чтение» опирается на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования
развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности.
Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
ΙV. Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Литературное чтение» относится к предметной области «Филология».
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в третьем классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю.
V. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование
всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.
Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:
обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);
внимание к личности писателя;
бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;
наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).
Учебный материал книг для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской литературы: произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматургической формы, познавательные статьи и очерки.
Программа литературного чтения для четырехлетней начальной школы включает разделы по каждому году обучения: «Круг чтения», «Читательские умения» (навык чтения, работа с текстом и книгой), «Литературоведческая пропедевтика», «Развитие творческих способностей».
Курс «Литературное чтение» отличается следующими особенностями:
широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;
соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче второго года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего, ценно-смысловых), познавательных и коммуникативных.
VΙ. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
В результате изучения курса «Литературное чтение» по данной программе у учащихся будут сформированы предметные результаты освоения программы, а также личностные и метапредметные результаты (универсальные учебные действия как основа умения учиться: регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Личностные результаты:
– положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг;
– нравственно-этическая ориентация; формирование эстетических чувств и представлений;
– развитие дружеского отношения к другим детям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
– понимать и принимать учебную задачу;
– использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия;
– прогнозировать;
– осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной;
– осуществлять самоконтроль при чтении.
Познавательные УУД:
– понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение);
– выявлять непонятные слова, интересоваться их значением;
– выделять главное;
– составлять небольшой план;
– ориентироваться в книге по обложке, титульному листу, аннотации и по содержанию (оглавлению);
– ориентироваться в книгах;
– устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;
– выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения;
– сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого;
– анализировать особенности языкового оформления текста;
– ранжировать книги и произведения;
– обосновывать свои утверждения.
Коммуникативные УУД:
– согласовывать свои действия с партнёром;
– уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;
– готовность оказать помощь товарищу;
– способность к созданию небольшого текста по образцу или по иллюстрации;
– выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
Учащийся 3 класса научится:
– читать осознанно, правильно, бегло и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
– применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);
– работать с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания;
– полноценно воспринимать (при чтении вслух и про «себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие, эмоционально отзываться на прочитанное;
– устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
– отличать поэтический текст от прозаического;
– распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
– основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.
В результате освоения курса «Литературное чтение» в 3 классе у учащихся формируются читательские умения и навыки, осмысленность чтения.
В ходе формирования навыка осмысленного чтения ученик 3 класса научится:
– выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
– пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
– отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
– определять эмоциональный характер текста;
– выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
– опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
– определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
– уметь прогнозировать содержание читаемого;
– осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
– формулировать тему небольшого текста;
– работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и соствлять высказывания по заданному заголовку;
– выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
– определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
– находить главную мысль, сформулированную в тексте;
– определять характер книги (тему, жанр, эмоцональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
В ходе формирования навыка выразительного чтения ученик 3 класса научится:
– повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
– соблюдать паузы – длинные и короткие – в зависимости от смысла читаемого;
– передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;
– выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
– пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.
При работе с текстом и книгой ученик 3 класса научится:
– заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;
– правильно называть книгу (автор, заглавие);
– работать с содержанием (оглавлением);
– выбирать книги на заданную тему;
– сравнивать произведения, объединённые одной темой;
– определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведётся повествование, отношение к их поступкам;
– выявлять авторское отношение к персонажам;
– выделять эпизод из текста;
– озаглавливать иллюстрации и эпизоды;
– восстанавливать деформированный картинный план;
– подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
– составлять картинный план;
– пересказывать с опорой на картинный план;
– последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана).
Выполняя задания творческого характера, на уроках литературного чтения учащийся 3 класса научится:
– говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);
– читать по ролям;
– инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развёрнутой драматизации.
IX. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники и тетради с печатной основой для учащихся:
1. Кубасова О.В. Литературное чтение. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 4 ч. – Смоленск:
Ассоциация XXI век, 2014.
2. Кубасова О.В. Литературное чтение: рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
3. Кубасова О.В. Литературное чтение: тестовые задания к учебнику для 3 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
Пособия для учителя:
1. Кубасова О.В. Литературное чтение: методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск:
Ассоциация XXI век, 2014.
2. Кубасова О.В. Литературное чтение: методические рекомендации к тестовым заданиям к учебникам для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
3. Литературное чтение: программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-3 класс / О.В.Кубасова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
Демонстрационные материалы:
1) портреты писателей;
2) репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
3) иллюстрации к литературным произведениям;
4) детская периодика.
«Рассмотрено» | «Согласовано» |
Заседание школьного методического объединения протокол № 1 от 26. 08. 2015 г. | Зам. директора по УВР ____________ Иноземцева Е.Г. ___. 08.2015 г. |