Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс.
Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс.
Рабочая программа по литературному чтению разработана для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК "Начальная школа 21 века". Программа содержит: пояснительную записку, методическое сопровождение, учебно-тематическое планирование, приложение. Данная программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа./[сост. Е. С. Савинов].- 4-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2012 (Стандарты второго поколения), Программы курса «Литературное чтение» для 2 класса / Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - М.: Вентана - Граф, 2012 и учебника: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф, 2012.
Цель программы - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
В рабочей программе отражены следующие компетентности:
умение работать с текстом, ориентация в тексте;
умение высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки,;
умение выбирать средства языка в соответствии с речевой ситуацией;
умение вступить в диалог и выдвигать собственное мнение, работать с книгой и ориентироваться в ней и в небольшой (до 5-6) группе книг.
Разработаны предметные и метапредметные результаты изучения курса.
УТП содержит выполнение практической части программы по предмету, а приложение - характеристику деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс. »
Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 2 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа./[сост. Е. С. Савинов].- 4-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2012 (Стандарты второго поколения), Программы курса «Литературное чтение» для 2 класса / Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - М.: Вентана - Граф, 2012 и учебника: Ефросинина Л.А. Литературное чтение:2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф, 2012/, Примерной основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Основная образовательная школа №6». В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего образования.
Цель программы - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Задача курса: учить читать вслух целыми словами, правильно воспринимать содержание и форму читаемого произведения и книги, различать доступные им жанры, знать имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.
Содержание курса «Литературное чтение» включает следующие образовательные линии:
1.Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания текста и специфики литературной формы. Выявление точки зрения писателя, читателя.
2.Система работы над навыками чтения.
3.Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
4.Формирование литературоведческих представлений.
5.Расширение круга чтения учащихся.
Основные принципы отбора материала:
- учет возрастных психологических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
- интеграция - установление устойчивых связей между разными учебными предметами;
- дифференциация обучения: разноуровневость предлагаемых заданий; педагогическая поддержка как «сильным», так и неуспевающим учащимся;
- учет психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
- тематический и жанрово-тематический отбор произведений с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворений и прозаической речи), об этих авторах;
-жанровый и авторский: одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах;
- эмоционально-эстетического восприятия произведения: воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств;
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
Уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай».
Вводится аналитическое чтение, рассматривается форма произведения: определяется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев.
Продолжается накапливание представления школьников об авторах различных произведений.
Развивается основный вид речевой деятельности - говорение.
Методы и приемы обучения: выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения; реконструкция эпизодов картины сюжета, описание героев; комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения; практическая работа: подчеркивание, пометы, перегруппировка текста; изобразительная деятельность: рисование, аппликация, раскрашивание; игровые приемы: работа с кроссвордами, дидактические литературные игры; письмо: дописывание, списывание, сочинение; устная речь: составление высказываний, описание, сравнительная характеристика.
Формы творческих работ: индивидуальные, групповые, работа в парах.
Во втором классе ведется работа по развитию читательских и речевых умений.
Развитие навыка чтенияидет от формирования громкоречевой формы (чтения вслух) до чтения про себя. Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу как с теми, кто пришел в школу хорошо читающими, так и с теми, кто отстает в овладении процессом чтения. Для этого в средствах обучения представлены задания разной степени сложности.
Читательские умения – это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения.
Речевые умения - это умения, необходимые для создания собственного высказывания, формируются на базе читательских умений.
Следует обратить внимание еще на один специфический для начальной школы аспект литературного чтения. Чтение является речевой деятельностью, а следовательно, оно связано со знанием структуры текста как речевой единицы. Но нужно помнить, что, обучая чтению, мы работаем на литературном материале и организуем целостное восприятие произведения в единстве его содержания и формы, образного, логического, эмоционального его начал. Эти два аспекта деятельности не рекомендуется путать. Поэтому в программе разделы «Работа с текстом», «Восприятие художественного произведения» разведены и каждый имеет свое содержание.
Содержание программы (136 ч)
Виды речевой и читательской деятельности
Круг чтения. Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей – классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об отношениях к людям; произведения о добре и зле, кривде и правде.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заголовок), диалог, рифма, обращение, сравнение.
Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Восприятие литературного произведения. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений. Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, героям и их поступкам. Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию
произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);
Творческая деятельность. Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения, изменение начала и продолжение произведения, фольклора. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т.д. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Круг детского чтения
Навык чтения. Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему (200-250 слов) текстов. (Желательно: темп чтения вслух – не менее 50 слов в минуту, для хорошо читающих детей – более 50 слов в минуту). Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Читательские умения. Самостоятельное чтение небольших произведений и детских книг (1-2 страницы); умение самостоятельно прочитать фамилию автора и заглавие и правильно называть произведение, книгу (фамилия автора, заглавие); определять тему чтения и жанр книги; самостоятельно отбирать книгу на заданную тему из группы книг.
Чтение: работа с информацией. Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.
Межпредметные связи: с уроками русского языка: запись отдельных выражений, абзацев из текстов изучаемых произведений; с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям; с уроками технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка).
В рабочей программе отражены следующие компетентности:
умение работать с текстом, ориентация в тексте;
умение высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
умение оценивать мотивы поведения героев и их поступки,;
умение выбирать средства языка в соответствии с речевой ситуацией;
умение вступить в диалог и выдвигать собственное мнение, работать с книгой и ориентироваться в ней и в небольшой (до 5-6) группе книг.
Учебная программа
О нашей Родине – 5 ч
Народная мудрость-5ч
О детях и для детей-13ч
Мир сказок - 6 ч
«Уж небо осенью дышало…» -7ч
«Снежок порхает, кружится…» -20ч
Здравствуй, праздник новогодний -8ч
О братьях наших меньших -12ч
Зарубежные сказки -13ч
Семья и я -14ч
«Весна, весна красная…» -23ч
Волшебные сказки – 10 ч
Программа рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю.
Планируемые результаты обучения
Личностные универсальные действия
У ученика будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Метапредметные результаты изучения курса
(регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия)
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Ученик получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять контроль по результату и по способу действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; обобщать.
Ученик получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится: использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; контролировать действия партнёра; использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
осознанно воспринимать и различать произведения фольклора(скороговорки, загадки, песни, сказки); читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение,сказка), отвечать на вопросы по содержанию; правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие); моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие,жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
Ученик получит возможность научиться:
понимать нравственное содержание прочитанного произведения;высказывать суждения о произведении и поступках героев; узнавать изученные произведения по отрывкам из них; оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу; сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
Ученик получит возможность научиться:
сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц; находить в тексте произведения сравнения, обращения; находить в тексте и читать диалоги героев; определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме; моделировать «живые картины» к изученным произведениям илиотдельным эпизодам; придумывать истории с героями изученных произведений; пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Ученик получит возможность научиться:
иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах; создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
получать информацию о героях, произведении или книге; работать с несложными таблицами, схемами, моделями; дополнять таблицы, схемы, модели; сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:
находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема); дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему,модель; находить в тексте информацию о героях произведений.
Методическое сопровождение
Изучение курса осуществляется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ.
Методические и учебные пособия для учителя:
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения).
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Примерная основная образовательная программа МБОУ «Основная общеобразовательная школа №6».
Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс / Под ред. Л.Е. Журовой.-М.: Вентана – Граф,2007.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы,
тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностиче-
ские задания: в 2 ч., 2010.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение:2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф, 2012.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2012 .
Ефросинина Л.А.Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматиядля учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2012.
Литература для учащихся:
Ефросинина Л.А. Литературное чтение:2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф, 2012.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс Ч.1,2: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2012 .
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматиядля учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2012.
Интернет-ресурсы:
www festival. ru;
www.it -n. ru
www.openclass.ru
учебно-тематическое планирование
№
п\п
наименование раздела программы
тема урока
УУД
вид контроля
домашнее
задание
дата проведения
корректировка
ИКТ
1
1 четверть (36ч)
О нашей Родине
(5 ч)
Произведения о Родине. Ф. Савинов «Родина»
Самоопределение:
формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Ценностно-нравственная ориентация:
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Воспринимать на слух стихотворное произведение. Самостоятельно работать с отрывком из стихотворения: моделировать обложку (определять тему и жанр, указывать фамилию автора и заголовок). Работать с произведением: читать по строфам, выполнять задания в учебнике, работать с информацией о поэте, объяснять значение «Подсказки».
Читать молча, определять тему и жанр, читать по абзацам, объяснять значение слова «Русь» (поисковое чтение), выделять диалог хозяйки и автора, осознавать свою гражданскую идентичность, формулировать высказывание.
текущий
фронтальный опрос
С.3, наизусть. Р.т., с.3, №4
2
Стихи о Родине.
И. Никитин «Русь»
текущий индивидуальный опрос
С.7, наизусть (по желанию). Р.т., с.4, №2-4
3
Рассказы о Родине.
С. Романовский «Русь»
текущий фронтальная проверка
Р.т., с.5, №3,4
4
Произведение о Родине.
С. Романовский «Слово о Русской земле»
Воспринимать произведение на слух, отвечать на вопросы, высказывать свое впечатление, работать с произведением, объяснять значение слов, работать со словарями. Сравнивать произведения: заполнять таблицу (работа в парах)
текущий индивидуальный опрос
С.9-13, читать. Р.т., с.6, №1-4
5
Стихи современных поэтов о Родине.
С. Прокофьев
«Родина».
(Н. Рубцов «Россия, Русь-куда я ни взгляну…»)
Учиться самостоятельно работать с новым произведением.Читать стихотворение вслух выразительно, выполнять заданияв учебнике и тетради. Сравнивать произведения, заполнять таблицу.
Тематический, литературный диктант №1.
С.14, наизусть. Р.т., с. 8, №1-4
6
Народная мудрость (устное народное творчество) (5 ч)
Произведения фольклора. Русская народная песня «Я с горы на гору шла…» Загадки
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения. Читать и отгадывать загадки, выделять ключевые слова, аргументированно объяснять выбор отгадки. Заполнять таблицу: классифицировать загадки по темам (работа в парах)
индивидуальный, опрос взаимопроверка
С.16, читать
7
Былины «Как Илья из Мурома богатырем стал»
Воспринимать на слух текст былины в пересказе и следить по тексту, выделять структурные элементы былины, находить устаревшие слова, объяснять их значения, сравнивать с толкованием в словаре к тексту.
Читать по абзацам, выполнять задания в учебнике и тетради.
текущий фронтальный опрос
Подготовить рассказ о семье Ильи. Р.т., № 4, 5 (по выбору)
8
Былины «Три поездки Ильи Муромца»
Воспринимать на слух и читать вслух и молча былину. Сравнивать текст былины в пересказе с отрывком в обработке(форма прозаическая и стихотворная). Выделять особенности жанра, моделировать обложку, составлять план, рассказывать о герое.
Проверять уровень начитанности (работа со схемой «Фольклор»). Читать шутки, считалки, потешки, пословицы. Знакомиться с закличками, небылицами, сказками. Искать произведение по жанру (работа в группах)
Текущий, литературный диктант №2
С.27-30, наизусть (по выбору). Р.т., с.11, №3,4
10
Обобщение по теме: «О нашей Родине»
Проверь себя
Проверка техники чтения
Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?). Самоконтроль и самооценка уровня начитанности. Учиться самостоятельно выполнять задания (решать учебные задачи).
Тематический, комплексная разноуровневая проверочная работа
Читать понравившиеся произведения,
нарисовать иллюстрацию.
11
О детях и для детей.
(13ч)
Стихи о детях.
А. Барто «Катя».
(Б. Заходер «Перемена»)
Работать с новым разделом, читать вступи тельную статью, определять учебную задачу.
Читать молча самостоятельно; выражать своё впечатление, выявлять авторскую позицию (что хотел сказать автор?) Моделировать обложку, формулировать ответы на вопросы, давать нравственную оценку поведения героини, определять главную мысль и соотносить ее с пословицей.
текущий
С. 33, читать
12
Произведения С. Баруздина о детях.
«Стихи о человеке и его словах»
Воспринимать стихотворное произведение на слух: слушать,выделять ключевые слова, выражать своё мнение о прослушанном. Определять главную мысль, ориентироваться в тексте, учить наизусть по алгоритму
текущий индивидуальный опрос взаимопроверка
С.34, наизусть (по желанию). Р. т., с. 16, № 1,2.
13
Произведения С. Баруздина о детях.
«Как Алешке учиться надоело»
Работать с произведением до чтения: находить фамилию автора и заголовок. Читать по частям, озаглавливать их, прогнозировать развитие событий. Выявлять позицию автора, находить в тексте и читать диалоги, различать главных и второстепенных героев.
текущий фронтальный опрос взаимопроверка
С.35 – 38, пересказ. Р.т., с. 17, № 1,2
14
Произведения о детях. Е. Пермяк «Смородинка».
(С. Михалков «Прогулка»)
Слушать чтение учителя; учиться читать вслух по абзацам. Отвечать на вопросы к тексту, знакомиться с литературоведческим понятием «рассказ», выделять особенности рассказа.
текущий
С.46, читать (по выбору)
15
Н. Носов «Заплатка».
Читать произведение вслух по частям (первичное чтение), выражать своё отношение к про изведению и героям. Моделировать обложку самостоятельно, оценивать свою работу. Отрабатывать основные виды чтения: изучающее, поисковое, выборочное).
текущий, фронтальный опрос
Читать, пересказывать.
16
Разножанровые произведения для детей. Г. Сапгир «Рабочие руки». Скороговорки.
(Нанайская сказка «Айога»)
Находить и указывать рифмующие строки.
Учиться читать скороговорки, определять их особенности, учить наизусть.
Тематический;
литературный диктант №3
Читать, отвечать на вопросы.
17
Басни. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».
Л. Толстой «Страшный зверь».
(Я Аким)
Знакомиться с новым литературным жанром. Воспринимать наслух басню, выделять особенности произведения. Выявлять структурные элементы басни: мораль и основную часть.
Учиться читать выразительно.
текущий
С. 47, наизусть. Р.т., №1,5
18
Рассказы о детях.
М. Зощенко «Самое главное»
Учиться слушать и слышать художественное произведение, учиться понимать героев призведения и сопереживать им. Моделировать обложку самостоятельно. Читать рассказ вслух по частям, составлять план под руководством учителя.
текущий
С. 53, читать 3 часть.
19
Сказки о детях. В. Сутеев «Кто лучше?».
(В. Осеева «Волшебная иголочка»)
Учиться работать с новым произведением до чтения: на ходить и читать фамилию автора
и заголовок, предполагать тему произведения по заголовку. Читать молча, отвечать на вопросы и подтверждать ответы словами из тек ста. Читать по ролям (работа в группах)
текущий самопроверка
С. 58, читать.
20
Произведения о детях и для детей.
А. Митта «Шар в окошке».
Е. Пермяк «Две пословицы».
(В. Берестов «Прощание с другом»)
Учиться самостоятельно работать с новым произведением: читать молча, моделировать обложку. Анализировать поведение героев.
Воспринимать на слух чтение учи те ля, отвечать на вопросы по тексту, выполнять задания в учебнике и тетради. Объяснять смысл пословиц, соотносить их с глав ной мыс лью произведения. Ориентироваться в личностных смыслах поведения героев: объяснять и подтверждать словамииз текста.
текущий фронтальный опрос
С. 61, читать. Р.т., №1-4
21
Произведения для детей.
Л. Пантелеев «Две лягушки».
Воспринимать на слух произведение (читают дети), отвечать на вопросы по тексту, дополнять ответы одноклассников. Читать по абзацам. Работать в группах: пересказывать сказку подробно.
текущий
взаимопроверка
С. 64, читать, пересказывать.
22
В. Беспальков «Совушка». Литературные (авторские) сказки
Воспринимать на слух художественное произведение (читает учитель).Читать вслух по частям (изучающее чтение), отвечать на вопросы о прочитанном. Характеризовать героев. Самостоятельно выполнять задания в тетради, проверять и оценивать свою работу (самоконтроль и самооценка).
текущий
Р.т., №1,4
23
В. Сутеев «Снежный зайчик».
(Н. Носов « На горке»)
Читать произведение по частям, следить за чтением других учащихся. Моделировать обложку. Делить текст на части, озаглавливать их.
текущий
С. 76, читать. Р.т., с. 35
24
Мир сказок (6ч)
Русская народная сказка «У страха глаза велики»
Работать с произведением до чтения (читать название, определять структуру текста, рассматривать иллюстрации). Воспринимать на слух на родную сказку (читают учащиеся и учитель), упражняться в чтении.
текущий фронтальный опрос
С. 79, читать.
25
Русская народная сказка «У страха глаза велики»
Знакомиться с понятием «бытовая сказка», выделять особенности.
индивидуальный опрос
Р.т., № 2,3.
26
Братья Гримм «Маленькие человечки».
(Братья Гримм «Три Брата»)
Работать с произведением до чтения (чтение фамилии авторов, заголовка, подзаголовка (перевод с немецкого и фамилия переводчика)).
Читать сказку по час ям, слушать чтение одноклассникови следить по тексту. Отвечать на вопросы к тексту, учиться пересказывать.
фронтальный опрос
С. 82, читать, пересказывать.
27
Авторские сказки. Х. К. Андерсен «Пятеро из одного струч
ка»
Читать произведение по частям, следить за чтением других учащихся. Объяснять заголовок. Работать с текстом.
текущий
Р.т., с.41.
28
Литературные (авторские) сказки.
Б. Гримм «Семеро храбрецов»
Первичное чтение сказки по абзацам: слушать чтение одноклассников и следить по тексту.Читать произведение молча, объяснять смысл заголовка. Выделять национальные особенности сказки. Заполнять таблицу.
текущий фронтальный опрос
Чтение и пересказ истории.
29
Проверь себя
Обобщение по теме «О детях и для детей»
Работать по рубрике «Проверь себя»: выполнять задания самостоятельно, отвечать на вопросы, приводить примеры и доказательства.
Учиться проверять и оценивать свою работу.
Тематический; самостоятельная работа,
30
«Уж небо осенью дышало…»
(7 ч)
Произведения о родной природе.
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
Г. Скребицкий «Осень».
(М. Пришвин «Осеннее утро»)
Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.
Самостоятельно работать над произведением. Учиться самопроверке и самооценке.
текущий
С.99, наизусть. Р. т., № 1, 3.
31
Произведения о родной природе.
Э. Шим «Белка и ворон», Е. Трутнева «Осень»
Ценностно-нравственная ориентация:
формирование моральной самооценки. Знакомиться с понятием «диалог». Учиться пользоваться словарем. Выполнять творческую работу «проба пера».
текущий творческая работа
С. 102, читать. Р.т.. №1,3 (по выбору)
32
А. Сладков «Эхо».
(А. Твардовский «Начало осени»)
Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Читать по ролям (работа в группах). Учить наизусть.
текущий взаимопроверка
С. 105, читать.
33
Произведения о родной природе.
Загадки.
Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…».
М. Пришвин «Недосмотренные грибы»
Самоопределение: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самовосприятия.
Воспринимать на слух прозаическое произведение
текущий самоконтроль
С. 106, 107, наизусть (по выбору)
34
Произведения о природе.
Э. Шим «Храбрый опенок».
(А. Майков «Осень»)
Создавать (устно) текст (рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей.
Текущий; литературный диктант №4
С. 108, читать.
35
К. Бальмонт «Осень»
Самостоятельно работать с произведением: читать молча, моделировать обложку, выполнять задания в учебнике и тетради.
текущий
С. 109, наизусть.
36
Проверь себя Обобщение по теме: «Уж небо осенью дышало…»
Проверка техники чтения
Работа по рубрикам «Книжная полка» и «Про верь себя». Выполнять задания в учебнике и тетради.
Итоговый;
самостоятельная работа
С. 53, №1-5.
37
2 четверть (28ч)
«Снежок порхает, кружится…»
(20ч)
Произведения о зиме. З. Александрова «Зима»
Воспринимать художественное слово: слушать чтение учителя и следить по тексту, выполнять задания в учебнике и тетради. Читать выразительно.
текущий фронтальный опрос
С. 117, наизусть (по желанию).
38
Научно-познавательные и художественные произведения о природе. С. Иванов «Каким бывает снег».
(С. Есенин «Пороша»)
Читать по частям. Учиться пересказывать кратко по плану.
текущий
С. 118-120, читать, пересказывать.
39
Рассказы о природе.
И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»
Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса.
текущий
С. 121 – 123, пересказ.
40
Произведения о природе.
Э. Шим «Всем вам крышка».
К. Ушинский «Мороз не страшен»
Формировать полноценное читательское восприятие: воспринимать произведение на слух, читать, слушать чтение учителя и одноклассников, следить по тексту. Различать реальные факты и сказочные.
Составлять план, учиться пересказывать.
текущий
С. 123- 126, читать. Р.т., № 1 – 4.
41
Произведения о родной природе. Русская сказка «Дети Деда Мороза».
(Немецкая сказка «Бабушка Метелица»)
Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему)
текущий
С. 128-129, читать, пересказывать.
42
Произведения о природе.
М. Пришвин «Деревья в лесу»
Самостоятельно работать с произведением: читать молча, моделировать обложку, выполнять задания в учебникеи тетради. Выполнять творческую работу«Краски зимнего леса» (в группах).
текущий индивидуальный опрос
С.129 – 130, читать.
43
Коллективное творчество «Зима в лесу»
Коллективная работа. Учиться высказывать свое мнение и слушать мнение других. Понимать учебную задачу, разрабатывать порядок действий, распределять обязанности при выполнении работы.
тематический
С. 131, читать.
44
Стихи о зиме. И. Суриков «Детство».
Коллективная творческая работа «Зимние забавы»
Учиться выразительно читать стихи наизусть, бегло читать отрывки знакомого текста, объяснять свою точку зрения и соотносить ее с авторской позицией.
Понимать учебную задачу, разрабатывать порядок действий, распределять обязанности.
текущий взаимопроверка
Наизусть
45
Литературные сказки В. Даль «Девочка Снегурочка»
Воспринимать текст, участвовать в беседе, выражать свои мысли. Моделировать обложку. Читать по частям.
текущий
Р.т., №4, пересказ по плану.
46
Литературные сказки.
В. Даль «Девочка Снегурочка»
Выполнять задания в учебнике и тетради. Работать со словарем. Выделять особенности начала и конца сказки.
текущий взаимопроверка
Подготовить рассказ о девочке Снегурочке
47
Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка»
Знакомиться с произведением. Читать по частям.
текущий
взаимопроверка
С. 138-140, читать, пересказать по плану
48
Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка»
(Японская сказка «Журавлиные перья»)
Выполнять задания в учебнике и тетради. Выполнять творческую работу (сочинить сказку о Снегурочке).
текущий взаимопроверка
С. 143, №6.
49
Стихи русских поэтов.
Н. Некрасов «Саша».
Читать новое произведение молча, моделировать обложку. Выполнять задания в учебнике и тетради, выделять рифмы. Сравнить произведения.
текущий
С. 142 – 143, наизусть (по желанию)
50
Н. Некрасов «Саша».
(В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза»)
Работать в группах: готовить выразительное чтение одного из этих стихотворений. Оценивать чтение своей группы, аргументировать оценку.
текущий
Р.т., №1-4.
51
Научно-познавательные рассказы.
Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует»
Понимать смысл произведений; определять главную мысль.
текущий взаимопроверка
С. 144-145, читать, пересказывать.
52
Произведения о природе.
И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
Читать вслух по абзацам, следить по тексту. Работать со словарём, объяснять значения слов и выражений. Выполнять задания в тетради (поисковое чтение).
текущий
С.147 – наизусть (по желанию). Р. т. , № 1 – 4.
53
Произведения о природе.
И. Беляков «О чем ты думаешь, снегирь?»
Воспринимать на слух художественное произведение (читает учитель), высказывать первое впечатление, аргументировать своё
мнение. Объяснять заголовок. Наблюдать за построением текста: выделять диалог.
текущий
Р.т., № 2,3
54
Произведения для детей. В. Одоевский «Мороз Иванович»
Воспринимать текст на слух, делить на части, находить описания, выделять особенности сказки.
Тематический; литературный диктант №5
Придумать историю о Снегурочке и Дедушке Морозе.
55
Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича»
Выполнять творческий проект: «Царство Моро за Ивановича» (работа в группах). Определять учебную задачу, распределять работу. Учиться устраивать презентацию проекта.
текущий
Р.т., №3,4
56
Комплексная контрольная работа
Выполнять работу, проверять, объяснять ответы, доказывать свою точку зрения с опорой на текст, оценивать.
тематический
С. 148 – 149, читать.
57
Здравствуй, праздник новогодний! (8ч)
Произведения о новогоднем празднике. С.Михалков «В лесу стояла елочка»
Читать про себя, формулировать впечатление о прочитанном. Моделировать обложку.Выделять строфы, читать стихотворение по строфам. Работать с текстом. Учиться читать наизусть.
текущий
С. 150 – 151, краткий пересказ.
58
Сказки Х.-К. Андерсена. Х.-К. Андерсен «Ель»
(Х.-К. Андерсен «Штопольная игла»)
Воспринимать текст на слух, моделировать обложку, работать с текстом, учиться определять главную мысль.
текущий
Р.т., №1-4
59
Произведения о детях и для детей. А. Гайдар «Елка в тайге»
Читать по частям, слушать чтение учителя и одноклассников, следить по тексту произведения. Выражать своё мнение о произведении, формулировать оценочные суждения.
текущий фронтальный опрос
Перечитать понравившийся отрывок, выполнить задание к тексту
60
А. Гайдар «Елка в тайге»
Выполнять самостоятельно задания в тетради, проверять и оценивать сою работу. Рассматривать структуру текста, выделять
части и озаглавливать каждую часть.
текущий
Р.т., №1-4
61
Стихи о Новом годе. С. Маршак «Декабрь».
Книги С. Маршака
Упражняться в выразительном чтении текста стихотворения. Выполнять задания в учебникеи тетради. Определять настроение стихотворения, авторскую позицию, высказывать своё впечатление о произведении. Находить рифмующиеся строки. Учить стихотворение наизусть
текущий индивидуальный опрос
С. 153, наизусть.
62
Произведения о Новом годе. С. Городецкий «Новогодние приметы»
Коллективная творческая работа «Приметы Нового года»
Читать вслух (работа в парах), выполнять задания в тетради.
Учиться работать в группе, выполнять свою задачу.
текущий индивидуальный
опрос
С.154, читать.
63
Контрольная работа по теме: «Повторение пройденного материала»
Выполнять комплексную контрольную работу, проверять свою работу, объяснять ответы, доказывать своюточку зрения с опорой на текст произведения. Оценивать свою работу по двум критериям: правильность выполнения и аккуратность. Оценка правильности: «у меня всё верно», «у меня одна ошибка», «у меня более двух ошибок». Оценка культуры работы.
итоговый (начитанность)
Читать книги о зиме.
64
Проверь себя Обобщение по темам: «Снежок порхает, кружится…», «Здравствуй, праздник новогодний!»
Проверка техники чтения
Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками
Итоговый диагностический тест (как вид итоговой проверки)
Творческая работа в тетради (по желанию)
65
3 четверть (39ч) «О братьях наших меньших» (произведения о животных)
(12 ч)
Народная песня «Буренушка».
В. Жуковский «Птичка».
(Е Чарушин «Перепелка»)
Работать с новым блоком: читать вступи тельную статью, определять учебную задачу.
Воспринимать на слух фольклорное произведение, выделять особенности. Читать выразительно.
Работать с произведением: читать молча (без проговаривания). Выполнять задания в учебнике и тетради.
Учиться читать выразительно.
текущий взаимопроверка
Наизусть
66
Разножанровые произведения о животных.
К. Ушинский «Кот Васька».
Е. Благинина «Голоса леса».
Произведения фольклора (считалка, загадки)
Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям..
текущий фронтальный опрос
Р.т., №1-4
67
Рассказы и стихи о животных.
М. Пришвин «Старый гриб».
(Н. Рубцов «Про зайца»)
Определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.
текущий фронтальный опросы
Р.т., №2,3
68
Рассказы о животных. К. Ушинский «Лиса Патрикеевна» П. Комаров «Олененок»
Читать рассказ-описание вслух по абзацам, следить по тексту.
Объяснять свои впечатления.
текущий взаимопроверка
Пересказ текста
69
Произведения о животных. В. Бианки «Еж спаситель». Скороговорки
(М. Пришвин «Журка»)
Самостоятельно читать молча, читать вслух по абзацам, определять жанр и тему, составлять модель. Пересказывать подробно по картинному плану.
Читать скороговорки, называть жанровые признаки.
текущий взаимопроверка
Р.т., №1-4
70
Присказки и сказки М. Дудин «Тары-бары…».
( В. Бианки «Хвосты»)
Воспринимать на слух стихотворение, высказывать своё впечатление. Самостоятельно читать текст, выполнять задания в учебнике и тетради. Объяснять понятие присказка, рассказывать знакомые сказкис присказками.
текущий
С. 16, читать.
71
Литературные (авторские) сказки.
К. Ушинский «Плутишка кот».
(К. Паустовский «Барсучий нос»)
Воспринимать на слух произведение (читает учитель) и следить по тексту. Определять главную мысль произведения. Работать со словарем, выделять особенности сказки.
текущий
Читать одну из частей.
72
Народные сказки.
Русская народная сказка «Журавль и
цапля».
(Африканская народная сказка «О том, как лиса обманула гиену»)
Читать вслух по абзацам, слушать чтение одноклассников и следить по тексту. Выделять особенности сказки. Читать выразительно эпизоды, пересказывать от лица одного из героев.
текущий
индивидуальный опрос
Выучить наизусть присказку.
73
Сказки народов России. Русская народная сказка
«Зимовье зверей»
Читать по частям вслух, определять вид сказки. Учиться пересказывать кратко поплану.
текущий взаимопроверка
С. 28, №3, пересказ.
74
Литературные (авторские) сказки.
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»
(Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка»)
Конструировать алгоритм выполнения учебного задания (отбирать необходимые средства для получения результата)
текущий фронтальный опрос
Подготовить краткий пересказ.
75
Народные сказки.
Русская народная сказка «Белые перышки»
Воспринимать на слух, выражать свое впечатление. Объяснять и давать оценку поведению героев.
Текущий; литературный диктант №6
Р.т., №1,3.
76
Библиотечный урок «Сказки о животных»
Проверь себя
Обобщение по теме: «О братьях наших меньших»
Учиться работать в библиотеке.
Классифицировать произведения по жанрам (работа в группах)
тематический (тест)
Р.т., №1-4.
77
Зарубежные
сказки
(13 ч)
Сказки народов мира.
Украинская сказка
«Колосок»
(Французская сказка «Волк, улитка и осы»)
Знакомиться с новым разделом, определять учебную задачу, работать с произведением. Читать по ролям, инсценировать эпизоды (работа в группах)
текущий
фронтальный опрос
Читать, отвечать на вопросы
78
Украинская сказка
«Колосок».
Моделировать обложку.
текущий
Р.т., №1-4
79
Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать»
Создавать модель обложки произведения, читать вслух по частям.
текущий фронтальный опрос
Р.т., №4.
80
Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать»
Работать с текстом.
текущий
индивидуальный опрос
Читать
81
Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»
Учиться раб тать со сказкой, которая состоит из разных историй: читать каждую историю, определять национальные особенности норвежской сказки, выделять начало и конец.
текущий индивидуальный опрос
Р.т., № 2,4.
82
Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»
(Сказка индейцев «Как кролик взялкойота на испуг»)
Выполнять задания в учебнике и тетради.
Учиться читать диалоги героев.
текущий взаимопроверка
Сочинить историю о героях норвежской сказки (по желанию)
83
Литературные зарубежные сказки. Братья Гримм «Бременские музыканты»
Воспринимать на слух чтение учителя, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы, дополнять ответы (развитие восприятия художественного текста).
текущий
Пересказ по плану.
84
Братья Гримм
«Бременские музыканты»
Работать с текстом: читать вслух по смысловым частям, рассматривать иллюстрации и читать соответствующие им отрывки (формирование умения пользоваться методом поискового чтения).
текущий
Подготовиться к инсценированию сказки
(выбор роли)
85
Сказки народов мира.
Английская народная сказка «Сказка про трех поросят»
Делить произведение на части, читать по частям, озаглавливать части, составлять план.
Определять главную мысль сказки, выполнять задания к тексту произведения. Понимать значение слов и выражений из контекста.
текущий взаимопроверка
Р.т., №1-6.
86
Сказки народов мира.
Английская народная сказка «Сказка про трех поросят».
(Дж. Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха»)
Давать нравственную оценку поведения героев сказки. Выделять национальные особенности сказки. Читать сказку вслух по частям (работа в группах). Моделировать обложку.
текущий
Чтение одной из частей сказки.
87
Библиотечный урок «Дорогами сказок»
Учиться работать в библиотеке.
тематический
Читать (по выбору)
88
Проверка уровня обученности.
Читать, пересказывать любимое произведение.
тематический
Р.т., №1-5
89
Проверь себя Обобщение по теме «Зарубежные сказки»
Классифицировать и систематизировать изученные сказки.
тематический тест
Работа по рубрике «Книжная полка»
90
Семья и я (14 ч)
Произведения о семье.
Л. Толстой «Лучше всех»
Воспринимать произведение на слух. отвечать на вопросы по тексту, высказывать первое впечатление.
текущий
С. 70, читать.
91
Произведения фольклора: пословицы, народная песня «Колыбельная»
Сравнивать тексты (учебный, художественный, научно- популярный):определять жанр.
текущий
Вспомнить любимую колыбельную песню своего детства
92
Рассказы о детях. Е. Пермяк «Случай с кошельком».
А. Аксаков «Моя сестра»
Самостоятельно читать произведение, отвечать на вопросы, моделировать обложку, анализировать поступки героев и давать им оценку.
Подробно пересказывать текст.
текущий индивидуальный опрос
Читать, пересказывать.
93
Произведения о семье.
М. Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный…»
Слушать, читать текст колыбельной песни (развитие эстетического восприятия художественного тек ста). Сравнивать песню народную и автор кую.
текущий взаимопроверка
Наизусть колыбельную (по желанию)
94
Произведения о детях. Л. Осеева «Сыновья»
Пословицы
Воспринимать произведение на слух, отвечать на вопросы, выявлять позицию автора.
Читать пословицы, использовать в речи.
текущий
Читать, пересказывать
95
Авторская колыбельная песня. А. Майков «Колыбельная песня»
Читать выразительно. Воспринимать произведение на слух, работать с текстом, выявлять авторскую позицию, учиться выбирать речевые средства для успешной коммуникации со взрослыми.
текущий
Чтение одного из произведений (по выбору)
97
Разножанровые произведения о семье. А. Плещеев «Дедушка».
Воспринимать произведение на слух, работать с текстом, воспитывать в себе уважительное отношение к старшим.
текущий
Читать, отвечать на вопросы
98
Рассказы и стихи о мамах.
Л. Воронкова «Катин подарок», Ю. Коринец «Март»
Читать текст, отвечать на вопросы, оценивать поступки героев, делать выводы применительно к собственной жизни и поведению.
Находить рифмующие слова, самостоятельно выполнять задания в тетради.
текущий фронтальный опрос
С. 74, наизусть (по выбору).
99
Стихи о мамах, о родном доме.
А. Плещеев «Песня матери».
Работать со стихотворением: читать, выполнять задания в учебнике. Сравнивать колыбельные песни, работать со схемой. Воспринимать на слух текст, читать и учить наизусть.
текущий
Читать, отвечать на вопросы.
100
Сказки народов России о семье
Татарская сказка «Три сестры».
Воспринимать на слух фольклорное произведение, отвечать на вопросы (развитие читательского восприятия), раскрывать поступки героев, оценивать их, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
текущий индивидуальный опрос
С. 77-79, читать.
101
Литературное слушание. Произведения о семье. С. Михалков «А что у вас?»
Работать с текстом, характеризовать произведение, читать по ролям, выполнять задания в тетради.
Учиться работать с учебной книгой: рассматривать обложку, титульный лист и содержание; читать название учебника (фамилию автора и заголовок); знакомиться с аппаратом ориентировки (условными обозначениями и памятками).
Работать с новым разделом: читать название, вступительную статью «Обрати внимание».
Определять учебную задачу изучения произведений данного блока.
Воспринимать на слух стихотворный текст, следить по тексту, выражать свое отношение, самостоятельно моделировать обложку.
Работать с текстом: читать по строфам вслух, выполнять задания в учебнике под руководством учителя. Учить наизусть стихотворение.
Воспринимать художественное произведение на слух, отвечать на вопросы по тексту, высказывать свое впечатление от произведения. Читать произведение по абзацам, объяснять значения слов, находить определения в словарях.
Учиться самостоятельно работать с новым произведением. Читать вслух стихотворение выразительно, писать литературные диктанты.
Работать со статьей рубрики «Обрати внимание», проверять свой читательский опыт.
Работать с хоровой песней: слушать, читать, определять ритм движения, передавать ритмический рисунок.
Читать и отгадывать загадки, выделять ключевые слова, аргументировать свой выбор. Классифицировать загадки по темам.
Выделять особенности жанра былины. Составлять план с выделением основной информации, рассказывать о герои.
Самоконтроль и самооценка уровня обученности: чтение вопросов и поиск ответов в изученном разделе.
Работать с новым разделом, читать статью, определять учебную задачу. Формулировать ответы на вопросы по тексту. Выражать свое отношение к героям, давать нравственную оценку поведения героев, делать выводы применительно к собственной жизни и поведению.
Находить заголовок сказки, определять авторскую принадлежность, моделировать обложку. Работать в парах.
Объяснять смысл пословиц, соотносить их с главной мыслью произведения.
Ориентироваться в личностных смыслах поведения героев, объяснять и подтверждать словами из текста.Называть имена, отчества и фамилии писателей, перечислять их произведения. Выполнять творческие задания (в учебнике).
Сравнивать сказки, называть отличительные признаки. Учиться пересказывать текст сказки кратко. Находить и читать отдельные эпизоды.
Работать с книгами по теме: выбирать, называть, рассказывать о книге. Работать по рубрике «Проверь себя» в учебнике: выполнять задания самостоятельно, отвечать на вопросы, приводить примеры и доказательства. Выполнять самостоятельно задания в тетради, учиться проверять и оценивать свою работу. Составлять план произведения и пересказывать подробно. Учить наизусть отрывок прозаического текста.
Читать по ролям. Самостоятельно находить информацию в тексте.
Разыгрывать сказки по ролям.
Выполнять творческий проект «Царство Мороза Ивановича» (работа в группах).
Определять учебную задачу, распределять работу. Учиться устраивать презентацию проекта. Выполнять комплексную контрольную работу. Проверять свою работу, объяснять ответы. Оценивать работу по двум критериям: правильность выполнения и аккуратность.
Выполнять творческие задания (работа в группах).
Самостоятельно сочинять небольшие произведения.
Ориентироваться в учебнике: пользоваться оглавлением.
Обобщать изученный материал: называть произведения, соотносить отрывки с произведением, называть и характеризовать героев, аргументировать свой ответ и подтверждать чтением отрывков из произведений.
Оформление дневника читателя по разделам: произведения русских писателей; народные волшебные сказки; стихи и рассказы о Родине, семье, детях; книги о приключениях и путешествиях; произведения зарубежных писателей; мои любимые книги.