Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 1 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373, в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29 декабря 2014 г. № 1643);
2. Фундаментальное ядро содержания начального общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова,. – М.: Просвещение, 2011.
С учетом:
1. Примерной основной образовательной программы (начального) общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
2. Программа к завершённой предметной линии учебников по литературному чтению для 1 класса начальной общеобразовательной школы, авторы Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина, М.: Просвещение, 2015
3.СанПина 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010г №189(зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011г. №19993).
4. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Сургутского естественно-научного лицея на 2015-2016 учебный год.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно - творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебником и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Общая характеристика учебного предмета
Данный учебный предмет занимает важное место в системе общего образования лицеистов, потому что наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Особенность построения курса состоит в том, что обучение грамоте (чтение) является начальным этапом изучения русского языка, а следовательно цели, реализуемые посредством предметного курса «Русский язык», соотносятся с целями, преследуемыми на уроках по обучению грамоте (чтению).
Цели обучения литературному чтению:
развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно - речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости;
обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ Сургутского естественно-научного лицея предусматривает изучение литературного чтения в 1-м классе в объёме 132 годовых часов.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В основе образовательной деятельности по учебному предмету «Литературное чтение» лежат следующие ценностные ориентиры:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
2. Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3. Развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
-принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
5.Результаты освоения предмета
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
— навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
— знание и исполнение правил и норм школьной жизни, ответственного отношения к урокам литературного чтения;
— умения организовывать своё рабочее место на уроке;
— умения адекватно воспринимать требования учителя;
— интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области литературного чтения;
— навыки этики поведения;
— навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Учащийся получит возможность для формирования:
— адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
— самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, свой выбор в познавательной деятельности;
— эстетических потребностей в изучении литературного чтения;
— уважения к мысли собеседника, принятия ценностей других людей;
— этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
— готовности к сотрудничеству и совместной познавательной работе в группе, коллективе на уроках литературного чтения;
— желания понимать друг друга, понимать позицию другого;
— умения отстаивать собственную точку зрения;
— самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, свой выбор в познавательной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные
Учащийся научится:
— принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства её достижения;
— определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
— планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями или на основе образцов;
— находить несколько вариантов решения учебной задачи;
— различать способы и результат действия.
Учащийся получит возможность научиться:
— самостоятельно формулировать учебную задачу: определять её цель, планировать алгоритм решения, корректировать работу по ходу решения, оценивать результаты своей работы;
— ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
— самостоятельно выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме;
— корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе решения;
— корректировать свою учебную деятельность в зависимости от полученных результатов самоконтроля;
— давать адекватную оценку своим результатам учёбы;
— самостоятельно вычленять учебную проблему, выдвигать гипотезы, оценивать их на правдоподобность, делать выводы и ставить познавательные цели на будущее;
— адекватно оценивать результаты своей учёбы;
— позитивно относиться к своим успехам и перспективам в учении;
— определять под руководством учителя критерии оценивания задания, давать самооценку.
Познавательные
Учащийся научится:
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и проектных заданий творческого характера с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе используя возможности Интернета;
— использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
— проводить сравнение по нескольким основаниям, в том числе самостоятельно выделенным, строить выводы на основе сравнения;
— осуществлять разносторонний анализ объекта;
— проводить классификацию объектов, самостоятельно строить выводы на основе классификации;
— проводить несложные обобщения;
— устанавливать аналогии;
— использовать метод аналогии для проверки выполняемых действий;
— проводить несложные индуктивные и дедуктивные рассуждения;
— самостоятельно или в сотрудничестве с учителем выявлять причинно-следственные связи и устанавливать родовидовые отношения между понятиями;
— под руководством учителя определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;
— совместно с учителем или в групповой работе отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем книг, справочников, энциклопедий, электронных дисков;
— совместно с учителем или в групповой работе предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала;
— совместно с учителем или в групповой работе применять эвристические приёмы (перебор, метод подбора, классификация, исключение лишнего, метод сравнения, рассуждение по аналогии, перегруппировка слагаемых, метод округления и т. д.) для рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
— планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
– самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию в виде схем, моделей, сообщений;
– передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные
Учащийся научится:
— активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении литературного чтения;
— участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
— оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
— читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
— сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;
— отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
— критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
— участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
— конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Ученик получит возможность научиться:
— предвидеть результаты и последствия коллективных решений;
— активно участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и выработке совместных действий при организации коллективной работы;
— чётко формулировать и обосновывать свою точку зрения;
— учитывать мнение собеседника или партнёра в решении учебной проблемы;
— приводить необходимые аргументы для обоснования высказанной гипотезы, опровержения ошибочного вывода или решения;
— стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека;
— предвидеть результаты и последствия коллективных решений;
— чётко выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи согласно общему плану действий, прогнозировать и оценивать результаты своего труда.
Предметные результаты освоения программы
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
Виды речевой и читательской деятельности |
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; - прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; - читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; - различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; - читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; - использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); - ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): - для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; - определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; - объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; - для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; - использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: - передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); - участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). | - осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; - осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; - высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; - устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства; - составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание). |
Круг детского чтения (для всех видов текстов) |
- осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; - вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; -составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу. | - работать с тематическим каталогом; - работать с детской периодикой; - самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме). |
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов) |
- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности); -отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; -различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений; - находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет). | - воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях; - сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); - определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста. |
Творческая деятельность (только для художественных текстов) |
- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; - восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями; - составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта; -составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов). | - вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; - писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; - создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; - создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; -работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма). |
6.Критерии оценивания
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляется в форме словесных качественных оценок на критериальной основе. Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с Методическим письмом Министерства образования от 03.06. 2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях», Примерной основной образовательной программой (начального) общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и с учетом СанПина 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010г №189(зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011г. №19993).
Результаты образовательного процесса | формы контроля |
Личностные | Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования. |
Метапредметные | 1.Комплексные задания на межпредметной основе. 2.Портфель достижений. |
Предметные | 1.Стартовая диагностическая работа. 2. Текущий: творческие работы, наблюдения, устный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль. 3.Промежуточная аттестация: комплексная работа по итогам обучения |
7. Содержание учебного предмета, курса
Подготовительный период. Давайте знакомиться - 20 ч.
Букварный период. Страна АБВГДейка - 64ч.
Послебукварный период. Про всё на свете – 8 часов.
Круг детского чтения - 40 ч.
Книги — мои друзья - (4 ч.)
С. Маршак «Новому читателю», творческая работа: рисуночное письмо, экскурсия в библиотеку.
«Радуга — дуга» (4 ч.)
Песенки народов России, малые жанры устного народного творчества, загадки.
«Здравствуй, сказка!» (5 ч.)
Русские народные сказки, сказки С.Михалкова, Л.Пантелеева.
«Люблю всё живое» (6 ч.)
Произведения В.Лунина, Е.Благининой, И.Токмаковой, В.Бианки, И.Пивоваровой, С.Михалкова, Л.Толстого, С.Маршака.
«Хорошие соседи, счастливые друзья» (7 ч.)
Стихотворения С.Михалкова, М.Танича, А.Барто, В.Лунина, Е.Благининой; рассказы Е Пермяка, В.Осеевой, Э.Шима.
«Край родной, навек любимый» (10 ч.)
Произведения русских поэтов и художников о природе: А.Плещеев, С.Есенин, И.Суриков, Н.Греков.
Произведения о маме, о папе, о Родине Г.Виеру, Н.Бромлей, А.Митяева, Е.Пермяка.
«Сто фантазий» (4 ч.)
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1.Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» — ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя.
2.Раздел «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность» предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения.
3. Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты. В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.
4. Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.
Тематический план
| Основные разделы | Количество часов | количество контрольных мероприятий |
контрольные работы | комплексная работа по итогам обучения |
I четверть (36 часов) | Давайте знакомиться | 20 | | |
| Страна АБВГДейка | 16 | | |
II четверть (28 часов) | Страна АБВГДейка | 28 | | |
III четверть (34 часа) | Страна АБВГДейка | 20 | | |
| Про всё на свете | 8 | | |
| Книги — мои друзья | 4 | | |
| Радуга — дуга | 2 | | |
IV четверть (34 часа) | Радуга — дуга | 2 | | |
| Здравствуй, сказка! | 2 | | |
| Здравствуй, сказка! | 3 | | |
| Люблю всё живое | 6 | | |
| Хорошие соседи, счастливые друзья | 7 | | |
| Край родной, навек любимый | 9 | | |
| Сто фантазий | 4 | | 1 |
Итого: | | 132 | | 1 |
В рабочей программе внесены дополнения элементов содержания в соответствии с системно - деятельностным подходом для качественной реализации программ, муниципальными диагностическими работами и функционированием внутренней системы оценки качества образования:
Учебный раздел | Элемент содержания | Причина корректировки |
«Страна АБВГДейка» | Звуковые модели слов. | Результаты стартовой диагностической работы. Обогащение словарного запаса. Увеличение часов на развитие речи обучающихся и формирование речевой компетентности по предмету. |
«Здравствуй, сказка!» | Учебный проект «Сказки коренных народов Севера» |
«Хорошие соседи, счастливые друзья» | Малые фольклорные жанры. |
"Край родной, навек любимый" | Учебный проект «Писатели родного края» |
8. Описание программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина . Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений — М. : Просвещение, 2014 |
Учебник, учебное пособие | 1. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Азбука. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015. 2. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А Виноградская -Литературное чтение. 1 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение,2015. |
Рабочая тетрадь для обучающихся | Л.Ф.Климанова, Т.Ю. Коти - Литературное чтение. Творческая тетрадь. 1 класс М.: Просвещение,2015. |
Электронное приложение к УМК | 1.Электронное приложение к учебнику «Азбука» Л.Ф.Климановой, С.Г. Макеевой. 1 класс (1СD) 2. Электронные образовательные ресурсы "Перспектива" http://school-collection.ru |
Дидактический материал | Л.Ф.Климанова - «Читалочка». Дидактический материал. 1 класс, 2-е издание М: - Просвещение, 2015. |
Материалы для контроля (тесты и т.п.) | О.Б. Зайцева. Литературное чтение. 1-2 классы: промежуточный и итоговый контроль. Волгоград: Учитель, 2013 |
Методическое пособие с поурочными разработками | Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Обучение грамоте. Методическое пособие. 1 класс М.: Просвещение,2014. Л. Ф. Климанова, М..В. Бойкина. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс М.: Просвещение,2014. |
Список используемой литературы | А.Б. Воронцов. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2010 |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | 1.Образовательная система «Перспектива»: http://www.prosv.ru 2.Поисковые системы, электронные энциклопедии и словари (http://www.megabook.ru,http://www.vedu.ru,http://www.ozhegov.org,http://www.agakids.ru). 3.Презентации, выполненные в программе «Microsoft Office PowerPoint», «Media Player Classic», картинки – Microsoft Office Picture Manager. |
Технические средства обучения | Компьютер, мультимедийный проектор. |
9.Описание образовательных технологий, используемых на уроках для реализации рабочей программы (методический конструктор урока)
Для реализации рабочей программы на уроках литературного чтения используются следующие образовательные технологии:
- Проблемно-диалогическая технология. Дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
- Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Ученики в диалоге с учителем оценивают умения применять полученные знания. При использовании данной технологии развивается контрольно-оценочная самостоятельность.
- Технология развития критического мышления. Данная технология представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов. Методические приемы для развития критического мышления, включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания
- Технология проектной деятельности. Цель: создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сургутский естественно-научный лицей
РАССМОТРЕНО: на заседании кафедры _______________________ Протокол № 1 от «_____» ___________2015г. Заведующий кафедрой ________/______________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________/__________ | УТВЕРЖДАЮ: Приказ № _______________ от « ____» __________2015г. Директор ______________ Т.В.Кисель |
Рабочая программа
по литературному чтению
на 2015-2016 учебный год
Учитель: Юнг Зоя Николаевна
Класс: 1Б
Количество учебных часов по программе: 132 ч.
Количество учебных часов в неделю: 4ч
г. Сургут
Методический конструктор урока
Этапы урока/ | Орг.момент | Актуализация знаний | Постановка учебной задачи | Решение учебной задачи | Закрепление, тренировка, отработка умений | Повторение и систематизация изученного | Контроль | Рефлексия учебной деятельности |
1 | Рифмованное начало урока | Шаг за шагом. | Ассоциативный ряд | Генераторы критики | Деловая игра «Я учитель» | Морфологичский ящик. | Опрос по цепочке | Синквейн |
2 | Ассоциативный ряд | Жокей и лошадь. | Отсроченная отгадка | Диаграмма Венна | Мини-проекты | Жокей и лошадь. | Программируемый опрос | Фото-рефлексия |
3 | Эпиграф к уроку | Я беру тебя с собой. | Фантастическая добавка | Зигзаг | Реставратор | Диаманта. | Блиц-контроль | Мысли во времени. |
4 | Кроссворд | Игровая цель | Пинг-понг | Игровая цель | Софизмы и провокации | Перекрёстная дискуссия | Толстый тонкий вопрос | Райтинг. |
5 | Телеграмма соседу | Развивающий канон | Лови ошибку | Работа с Интернет ресурсами | Дерево-предсказаний | Ложная альтернатива. | Плюс-минус | Рюкзак. |
6 | Удивляй | Да-нет | ЗХУ | До и после. | В своем темпе | Вопросительные слова. | Релейный контроль | Хокку. |
7 | Отсроченная отгадка | Вопросительные слова | Пропорция | Инсерт. | Мини-исследование | Создай паспорт | Тихий опрос | Хочу спросить. |
8 | Пословица, поговорка. | Корзина идей, понятий, имен | Удивляй | Лови ошибку. | Работа с Интернет ресурсами | Согласен- не согласен. | Кластер | Рефлексивный экран |
8 | Эмоциональное вхождение в урок | Своя опора-шпаргалка | Задания с недост. или избыточн. данными | Сорбонка | Решение ситуационных задач | Своя опора-шпаргалка | Взаимоопрос | Цветовой индекс |
10 | Проблемная ситуация прошлого урока | Лови ошибку | Ситуация яркого пятна | Мини-проекты | Реставратор | Фишбоун (рыбный скелет). | Интеллект-карты | Пометки на полях |
*По материалам книги А.А. Гина «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность (приёмы технологии ТРИЗ) **http://www.kmspb.narod.ru/posobie/priem.htm (приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо)
Лист корректировки рабочей программы
Учителя Юнг З.Н. по литературному чтению в 1 классе
№ урока | Название темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
Сводная таблица «Выполнение рабочей программы»
Класс | Кол-во часов по плану (год/неделя) | По плану/по факту | Отставание | % реализации программ | Количество компенсирующих мероприятий |
I | II | III | IV | V |
П | Ф | П | Ф | П | Ф | П | Ф | П | Ф | I | II | III | IV | V | I п/г | II п/г |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |