Курс «Основы православной культуры» проводится по учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества.
Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция », «мировоззрение», «духовность», «нравственность».
«Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи:
- знакомство с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу ОРКСЭ 4 класс »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новотроицкая средняя общеобразовательная школа
Новосибирской области Татарского района
РАССМОТРЕНО: на заседании ШМО
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам религиозных культур и светской этики
(православная культура)
4 класс
Айгазинова Бакиджемал Хеймашевна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Курс «Основы православной культуры» проводится по учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества.
Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция », «мировоззрение», «духовность», «нравственность».
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи:
- знакомство с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Учебный курс формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
- ориентации на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- системы связей, между другими учебными предметами.
- знакомство с основами религиозной морали;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Урок №1. Россия – наша Родина
Урок №2. Культура и религия
Урок №3. Бог и человек в православии
Урок №4. Православная молитва
Урок №5. Библия и Евангелие
Урок №6. Проповедь Христа
Урок №7. Христос и Его Крест
Урок №8. Пасха
Урок №9. Православное учение о человеке
Урок №10. Совесть и раскаяние
Урок №11. Заповеди
Урок №12. Милосердие и сострадание
Урок №13. Золотое правило этики
Урок №14. Храм
Урок №15. Икона
Урок №16. Творческие работы учащихся
Урок №17. Подведение итогов
Урок №18. Как христианство пришло на Русь
Урок №19. Подвиг
Урок №20. Заповеди блаженства
Урок №21. Зачем творить добро?
Урок №22. Чудо в жизни христианина
Урок №23. Православие о Божием суде
Урок №24. Таинство Причастия
Урок №25. Монастырь
Урок №26. Отношение христианина к природе
Урок №27. Христианская семья
Урок №28. Защита Отечества
Урок №29. Христианин в труде
Урок №30. Любовь и уважение к Отечеству
Урок №31-34. Итоговый урок
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата (месяц, четверть)
Часы
1 четверть
9
2 четверть
7
10
3 четверть
4 четверть
8
Итого: 34 часа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-комууникационных технологий;
- осуществлять информационный поиск;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов за год: 34 недели, в неделю 1 час всего 34 часа.
№ урока
Содержание
Кол-во часов по теме
дата
Примечание
1-я четверть
1.
Россия – наша Родина.
1
2.
Культура и религия.
1
3.
Человек и Бог в православии.
1
4.
Православная молитва.
1
5.
Библия и Евангелия.
1
6.
Проповедь Христа.
1
7.
Христос и Его Крест.
1
2-я четверть
8.
Пасха.
1
9.
Православное учение о человеке.
1
10.
Совесть и раскаяние.
1
11.
Заповеди.
1
12.
Милосердие и сострадание.
1
13.
Золотое правило этики.
1
14.
Храм.
1
15.
Икона.
1
16.
Творческие работы учащихся. Подведение итогов.
1
3-я четверть
17
Православие в России.
1
18
Подвиг
1
19
Заповеди блаженств
1
20
Зачем творить добро?
1
21
Чудо в жизни христианина.
1
22
Христианские представления о Божием суде
1
23
Православна Литургия.
1
24
Монастырь.
1
25
Христианское отношение к природе
1
4-я четверть
26
Христианская семья
1
27
Защита Отечества
1
28
Христианин в труде
1
29
Любовь и уважение к Отечеству
1
30-32
Подготовка творческих проектов
3
33-34
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»
2
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Материально-техническое оснащение:
1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. 2010
2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.
3. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.
4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
5. Энциклопедическая и справочная литература.
А.В.Кураев ПРОГРАММА КУРСА
«Основы православной культуры»
4 класс
Пояснительная записка
Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4)
Нормативно – правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632)
Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики (ФГОС п.19.5).
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
Основы православной культуры;
Основы исламской культуры;
Основы буддийской культуры;
Основы иудейской культуры;
Основы мировых религиозных культур;
Основы светской этики.
Пояснительная записка
Современный период в российской истории и образовании – это смена ценностных ориентиров. В этот период нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.
В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Поэтому в Стандарт начального общего образования включен курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, произведения которой до сих пор высоко оцениваются во всём мире.
Авторы как теоретических, так и практических разработок, в качестве важнейшего компонента национального содержания образования указывают на Православие, которое является историообразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства и обеспечивало духовное единство народа.
Преподавать основы христианских ценностей в виде уроков духовно-нравственной культуры православия, значит постепенно открывать перед учениками и их родителями всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей, которые лягут в основу их созидательного мировоззрения.
Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
«От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – слова настойчивого, убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье».
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.
Курс ОРКСЭ носит светский характер. Состоит он из 6 модулей. Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры.
Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
ЦЕЛЬ: Формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
ЗАДАЧИ:
Знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики;
Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Принципы обучения:
диалогическое взаимодействие;
приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;
актуальность;
опоры на самостоятельность мышления учащихся;
вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);
деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.
соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;
органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат
Предполагается, что усвоение курса сформирует у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.
Место курса в учебном плане
С введением в инвариантную часть базисного учебного плана начального общего образования предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», предмет «Основы православной культуры» вводится с 4 класса (34 ч, 1ч в неделю).
Организационно-правовая независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий позволяет государственным и муниципальным органам управления образованием организовать изучение православной культуры в соответствии с требованиями российского законодательства и настоящего Примерного содержания при соблюдении всех законных прав и интересов обучаемых и их родителей (законных представителей), других участников образовательного процесса.
Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законные представители) учащихся. УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Рабочая программа рассчитана на 34 часа, в неделю – 1 час.
Учащиеся будут обучаться по учебнику Кураева Андрея Вячеславовича, который рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник входит в систему «Перспектива». Учебник знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Автор уроков А. Я. Данилюк.
Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания
Технологии диалогового взаимодействия:
-технология рефлексивного чтения;
-технология обсуждения проблем;
-технология взаимного обмена заданиями.
Познавательно-исследовательские методы:
-беседа-распознавание;
-диалог-сравнение;
-исследовательский проект.
Методы обратной связи:
-интерпретация;
-загадки-притчи;
-проблемная пресс-конференция;
- разговор с замещённым собеседником.
Игровые и деятельностные методы:
-игра-испытание;
- ролевая игра;
- продуктивный труд.
Формы обучения
Классно-урочные занятия.
Групповая форма обучения.
Внеклассные занятия – классные семейные праздники.
В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме.
Экскурсии.
Средства обучения
Предполагается использовать:
1. Учебное пособие «Основы православной культуры», автор А.В.Кураев
Глава I «Мир и человек каким его понимают христиане» с дополнительным материалом «Символ Веры» даёт основные и религиозные понятия и представления. Это возможность постепенно перейти от первых смутных представлений ребёнка о Боге к понятиям, позволяющим логически с научной достоверностью объяснить детям явления духовной жизни.
Глава II «Жизнь по христианским добродетелям» с дополнительным материалом «Заповеди блаженств». Даёт образцы жизнеописания святых. Показаны примеры жизни наших соотечественников по заповедям Божиим. Необходимо излагать о них материал так, чтобы дети могли сделать вывод, что эти люди жили не так уж давно, чтобы создавался эффект реальности событий.
Глава III «Православные и семейные праздники» с дополнительным материалом «Двунадесятые праздники, Пасха». Православные праздники – неиссякаемый источник традиций и обрядов русского народа.
Знание праздников вводит в литургический православный круг, связывая мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы. Это дает возможность ребенку оставаться включенным в жизнь общества и природы и в то же время обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества.
2. Образцы житийной литературы, дающие примеры моральных исканий человека, проявления его гражданской сути: защита Отечества - Дмитрий Донской и Александр Невский, просвещение - Феодосии Печерский, Сергий Радонежский, верность Родине - патриарх Гермоген, семейные добродетели - Петр и Ефросинья Муромские, родители Сергия Радонежского и др. Непреходящее значение имеют жития и с точки зрения формирования нравственных устоев подрастающего человека. 3. Фрагменты церковной музыки и пения, образцы церковной архитектуры и живописи.
4. Методические рекомендации по ОРКСЭ, модуль ОПК
Содержание учебника построено сучетом:
возрастных особенностей обучающихся;
новизны и особенностей содержания курса;
культурологической направленности курса;
направленности предмета на объединение, а не разобщение школьников;
имеющегося учебного, социального и личностного опыта школьников;
возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной сферы, но и универсальных учебных действий, критического мышления, коммуникативных навыков и умений, творческого потенциала учащихся и т. д.;
Критерии оценивания компетенций
Требования к личностным результатам освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
формирование первоначального представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Описание основных священных книг, праздников, святынь.
Уметь:
Описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
Готовить сообщения по выбранным темам.
Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).
Примеры контрольных заданий
Православная культура как образовательная область охватывает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности - культурологических, мировоззренческих, этических, эстетических, социологических, этнографических и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде основ знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний учащихся должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности школьников.
Для проверки выполнения требований содержания образования по учебному предмету «Основы православной культуры» могут использоваться следующие виды контрольных заданий.
1) Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”.
2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.
3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).
4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение.
5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.
Темы итоговых работ учащихся
Самостоятельные итоговые творческие работы являются интегративной формой обобщенной оценки усвоения учебного материала и применяются для итоговой оценки знаний учащихся наряду с устными или письменными заданиями.
Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определенную тему (5-8 тем на выбор), либо в форме реферата объемом не менее 0,5 п.л., который готовится учащимся заранее и затем защищается. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему. Защита реферата проводится в форме доклада, презентации учащимся его основного содержания с последующим устным опросом педагога по теме реферата, другим темам и выставлением комплексной итоговой оценки.
Примерный перечень тем итоговых работ учащихся.
1.Основы православной культуры – Библия и Евангелие.
2.Учение Христа.
3.Жертва и воскресение.
4.Забота о чистоте своей души и о пользе ближнего.
5.Как я понимаю золотое правило этики?
6.Суть православного поведения.
7.Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние».
8. Православные традиции русской семьи.
Учебно-методическое обеспечение
Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022138-2 .
Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: книга для родителей / А. Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.: ил. - ISBN 978-5-09-024076-5.
Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. - 95 с.: ил.
Интернет ресурсы.
Примерное тематическое планирование модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ
Учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры»
Москва «Просвещение » 2013
4 класс
№
Название модуля
Основное содержание по темам
УПоЗ.
УпрЗ по темам
Задания для совместной работы с
родителями
1
Россия – наша родина
Богатство России, Патриот,Отечество, Духовный мир, Культурные традиции,
Знать:
- что такое духовный мир человека
- что такое культурные традиции
и для чего они существуют
Развивать умение эстетического восприятия: видеть и слышать красивое.
Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?
2
Религия и культура
Культура, религия, христианство, православие
Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.
Выяснить у родителей, что они знают о православной культуре
3
Бог и человек в православии
Бог, Творец, Мир.
Культура, Православная культура
Знакомятся с основами духовной традиции православия
Библия , Еванглие, Ветхий Завет, Новый Завет, Христианин, Откровение, Притча
Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры
Спросить у своих родителей знают ли они какие- нибудь притчи
6
Проповедь Христа
Вера, Нагорная Проповедь,
Знать:
- чему учил Христос,
- символику креста.
Учатся устанавливать взаимо связь между религиозной (православной) культурной и поведением людей
Обсудить с родителями вопрос «Чего именно в мире становиться больше в результате совершённой мести: добра или зла»
7
Христос и Его Крест
Воплощение, Голгофа,
Знать:
- как Бог стал человеком;
- почему Христос не уклонился от от казни;
- Символику креста
Учатся устанавливать взаимо связь между религиозной (православной) культурной и поведением людей
Познакомить с рассказами о предательстве Иуды, о суде и распятии Христа. Дать представление о Великом Посте.
Обсудите с родителями вопрос «Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям»
8
Пасха
Русская Пасха, Пасха Христова, Пасхальный гимн, Пасхальное яйцо
Спаситель
Знать:
-что воскресенье не только день недели
- что такое Пасха
-как празднуют Пасху
Показать особое значение и познакомить с традициями празднования главного православного праздника – Пасхи.
Выяснить у родителей какие обычаи они соблюдают при празднование Пасхи.
Нарисовать или слепить пасхальное яйцо.
9.
Православное учение в человеке
Душа
Тело
Болезнь Души
Знать:
- чем бог одарил человека;
-что такое «образ божий»
-Душа, Тело
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры
Выяснить:
- как Библия рассказывает о происхождении души;
- есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть
10.
Совесть и раскаяние
Раскаяние
Совесть
Добро, грех, зло, покаяние
Знать:
-о подсказках совести
- как исправлять ошибки
Познакомить с историями о помощи святых.
Выясни у родителей почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит
11.
Заповеди.
Заповеди
Моисей
Знать:
- что общего у убийства и воровства
- как зависть гасит радость
Познакомить с нравственными нормами поведения христиан
Познакомить с правилами, данными Богом первым людям.
подберите синонимы к словосочетанию «Добросердечный человек.
-зачем нужно преодолевать зависть
Приготовить книжку- малышку «Заповеди»
12.
Милосердие и сострадание.
Самарянин
Милосердие
Сострадание
Милостыня
Знать:
-чем милосердие отличается от дружбы
-кого называют «ближним»
- как христианин должен относиться к людям
Выясните у родителей совершали ли они поступки милосердия
Сформулируйте оформите красочно свои правила вместе с родителями «Как уберечься от осуждения»
14.
Храм
Икона, благословление, иконостас, алтарь,
Знакомятся с устройством храмов
Знать:
- что люди делают в храмах
- почему изображают невидимое
Познакомить с храмами г.Омска, их историей, убранством, святынями.
По желанию можно посетить храм. расскажи членам семьи и друзьям о православном храме. Подберите вместе изображения храма. Нарисуйте храм.
15.
Икона
Икона, святые, лик, нимб,
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений
Выясни «Богоматерь – это Бог или человек
Узнайте, знают ли ваши родители молитвы и для чего они предназначены
16.
Творческие работы учащихся.
Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
Работа по созданию проектов
Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам
17.
Подведение итогов
Защита проектов
Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
18
Как христианство пришло на Русь
Церковь
Мудрость
Крещение
Исповеди
Учаться излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, обще ства. Излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества Должны знать: - что такое церковь; - что такое крещение
Выяснить, как изменилась жизнь киевлян после их крещения.
19
Подвиг
Подвиг
Жертва Богу
Подвижник
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Уметь: объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Выяснить у родителей совершали ли они подвиги ради кого- то в своей жизни. Подготовить рассказы о подвигах.
20
Заповеди блаженств
Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное. Миротворец.
Уметь: работать с текстом учебника, объяснить, что такое христианская этика, заповеди блаженства, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры
Выяснить вместе с родителями, когда христиане бывают счастливы. Подготовить ответ на тему «Как я понимаю выражение «мир в душе».
21
Зачем творить добро
Благочестие, печаль, смерть, покаяние.
Разработать духовно-нравственные понятия «благочестие», «красота», «грех». Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.
Работают с текстом учебника,готовят ответ на вопрос «Как я понимаю выражение «мир в душе», учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную
Познакомьте своих родителей с духовно- нравственными понятиями и вместе объясните слова Христа «Даром приняли – даром давайте».
22
Чудо в жизни христианина
Святая Троица, добродетель, вера,
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Совместно с родителями определите какие добродетели есть у вас и ваших роди телей.
подготовить сообщения на тему: «Чудеса Иисуса Христа»
23
Православие о божием суде
Божий Суд. Грех. Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой.
Учатся объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры
Вместе с родителями перечислите мотивы, поощряющие христи ан к творению добра
почему люди идут в монахи, отчего отказываются монахи.
Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку
расскажи членам семьи и друзьям о православном монастыре. Подберите вместе изображения монастыря и приготовьте о нём рассказ
26
Отношение христианина к природе
Христианское милосердие
Символ. Любовь к природе. Экология. Ковчег.
Знать:
что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Подготовить сообщение об экологических кризисах или рассказ о домашних питомцах и как вы за ними ухаживаете
27
Христианская семья
Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции.
Учатся работать с текстом учебника, объяснять основные термины и понятия, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, вести диалог, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, рассказать о православных семейных ценностях, подготовить рассуждение на одну из тем: «Семья – это маленький ковчег», «Детей любить тоже непросто»
Рассказать членам семьи и друзьям о православных семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни.
Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку.
Нарисовать дерево добрых дел.
30
Любовь и уважение к Отечеству
Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности.
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
обратившись за помощью к членам семьи, подготовьте сообщение об одной из четырех конфессий (православие, ислам, буддизм, иудаизм).
31
Творческие работы учащихся
Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, планирование деятельности.
Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам
32-34
Подведение итогов
Защита проектов, презентаций
Знать: правила составления презентации, требования к оформлению презентации и ее защите. Уметь: подготовить презентацию в соответствии с требованиями, комментировать ее, отвечать на вопросы по содержанию презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»
Шумерлинского района Чувашской Республики
Утверждаю
Директор школы: (Прокопьева Е.Г.)
Приказ по школе №___ от «_28» августа 2013 г.
Рабочая учебная программа
По ОРКСЭ
Класс 4
Количество часов 34
Из них:
Практических (семинарских, творческих) занятий 30
Лабораторных занятий
Контрольных работ
Самостоятельных работ 4
Модуль «Основы православной культуры» составлен на основе авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики» А.В. Кураева,
утверждённой Министерством образования Российской Федерации(Москва, «Просвещение», 2010)
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании педагогического совета
«28» _августа 2013 г.
Учитель начальных классов
Митрофанова В. А.
Основы православной культуры 4 класс
(1 ч в неделю - 34 ч)
Пояснительная записка
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.
«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Основной принцип, заложенный в содержания курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально - политического пространства.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной форме.
Основными задачами являются:
- знакомство обучающихся с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ.
Освоение школьниками учебного модуля «Основы православной культуры» должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;
- формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.
Обучение детей по программе курса должно быть направленно на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе.
Для изучения курса «Основы православной культуры» должны быть в наличии следующие объекты и средства материального обеспечения:
- технические средства;
- экранно - звуковые пособия: электронное приложение «Основы православной культуры», дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет - ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
- учебно - методические комплекты, комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя, нормативно - правовые документы, научно - популярные книги, документальные источники, энциклопедическая и справочная литература, религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах) и д.р.
Программа рассчитана на 34 часа.
В данный УМК входят:
А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендованно Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Просвещение» 2010 г.
- Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы Москва издательство «Просвещение» 2010 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов за год: 34 недели, в неделю 1 час всего 34 часа.
№ урока
Содержание
Кол-во часов по теме
дата
Примечание
1-я четверть
1.
Россия – наша Родина.
1
2.
Культура и религия.
1
3.
Человек и Бог в православии.
1
4.
Православная молитва.
1
5.
Библия и Евангелия.
1
6.
Проповедь Христа.
1
7.
Христос и Его Крест.
1
2-я четверть
8.
Пасха.
1
9.
Православное учение о человеке.
1
10.
Совесть и раскаяние.
1
11.
Заповеди.
1
12.
Милосердие и сострадание.
1
13.
Золотое правило этики.
1
14.
Храм.
1
15.
Икона.
1
16.
Творческие работы учащихся. Подведение итогов.
1
3-я четверть
17
Православие в России.
1
18
Подвиг
1
19
Заповеди блаженств
1
20
Зачем творить добро?
1
21
Чудо в жизни христианина.
1
22
Христианские представления о Божием суде
1
23
Православна Литургия.
1
24
Монастырь.
1
25
Христианское отношение к природе
1
4-я четверть
26
Христианская семья
1
27
Защита Отечества
1
28
Христианин в труде
1
29
Любовь и уважение к Отечеству
1
30-32
Подготовка творческих проектов
3
33-34
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»
2
Содержание программы
4 класс (34 ч)
Раздел I. Введение в православную духовную традицию.
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Раздел II. Православие в России.
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 4 классе
В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:
Личностные
- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;
- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;
- знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
- как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные
- развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
- любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
Предметные
- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;
- приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;
- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
- формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Критерии оценивания компетенций
Требования к личностным результатам освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
формирование первоначального представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Описание основных священных книг, праздников, святынь.
Уметь:
Описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
Готовить сообщения по выбранным темам.
Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).
Учебно-методическое обеспечение
Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022138-2 .
Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: книга для родителей / А. Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.: ил. - ISBN 978-5-09-024076-5.
Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. - 95 с.: ил.
Интернет ресурсы.
Тематическое планирование модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ
Учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры»
Москва «Просвещение » 2013
4 класс
№
Название модуля
Основное содержание по темам
УПоЗ.
УпрЗ по темам
Задания для совместной работы с
родителями
1
Россия – наша родина
Богатство России, Патриот,Отечество, Духовный мир, Культурные традиции,
Знать:
- что такое духовный мир человека
- что такое культурные традиции
и для чего они существуют
Развивать умение эстетического восприятия: видеть и слышать красивое.
Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?
2
Религия и культура
Культура, религия, христианство, православие
Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.
Выяснить у родителей, что они знают о православной культуре
3
Бог и человек в православии
Бог, Творец, Мир.
Культура, Православная культура
Знакомятся с основами духовной традиции православия
Библия , Еванглие, Ветхий Завет, Новый Завет, Христианин, Откровение, Притча
Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры
Спросить у своих родителей знают ли они какие- нибудь притчи
6
Проповедь Христа
Вера, Нагорная Проповедь,
Знать:
- чему учил Христос,
- символику креста.
Учатся устанавливать взаимо связь между религиозной (православной) культурной и поведением людей
Обсудить с родителями вопрос «Чего именно в мире становиться больше в результате совершённой мести: добра или зла»
7
Христос и Его Крест
Воплощение, Голгофа,
Знать:
- как Бог стал человеком;
- почему Христос не уклонился от от казни;
- Символику креста
Учатся устанавливать взаимо связь между религиозной (православной) культурной и поведением людей
Познакомить с рассказами о предательстве Иуды, о суде и распятии Христа. Дать представление о Великом Посте.
Обсудите с родителями вопрос «Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям»
8
Пасха
Русская Пасха, Пасха Христова, Пасхальный гимн, Пасхальное яйцо
Спаситель
Знать:
-что воскресенье не только день недели
- что такое Пасха
-как празднуют Пасху
Показать особое значение и познакомить с традициями празднования главного православного праздника – Пасхи.
Выяснить у родителей какие обычаи они соблюдают при празднование Пасхи.
Нарисовать или слепить пасхальное яйцо.
9.
Православное учение в человеке
Душа
Тело
Болезнь Души
Знать:
- чем бог одарил человека;
-что такое «образ божий»
-Душа, Тело
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры
Выяснить:
- как Библия рассказывает о происхождении души;
- есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть
10.
Совесть и раскаяние
Раскаяние
Совесть
Добро, грех, зло, покаяние
Знать:
-о подсказках совести
- как исправлять ошибки
Познакомить с историями о помощи святых.
Выясни у родителей почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит
11.
Заповеди.
Заповеди
Моисей
Знать:
- что общего у убийства и воровства
- как зависть гасит радость
Познакомить с нравственными нормами поведения христиан
Познакомить с правилами, данными Богом первым людям.
подберите синонимы к словосочетанию «Добросердечный человек.
-зачем нужно преодолевать зависть
Приготовить книжку- малышку «Заповеди»
12.
Милосердие и сострадание.
Самарянин
Милосердие
Сострадание
Милостыня
Знать:
-чем милосердие отличается от дружбы
-кого называют «ближним»
- как христианин должен относиться к людям
Выясните у родителей совершали ли они поступки милосердия
Сформулируйте оформите красочно свои правила вместе с родителями «Как уберечься от осуждения»
14.
Храм
Икона, благословление, иконостас, алтарь,
Знакомятся с устройством храмов
Знать:
- что люди делают в храмах
- почему изображают невидимое
Познакомить с храмами г.Омска, их историей, убранством, святынями.
По желанию можно посетить храм. расскажи членам семьи и друзьям о православном храме. Подберите вместе изображения храма. Нарисуйте храм.
15.
Икона
Икона, святые, лик, нимб,
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений
Выясни «Богоматерь – это Бог или человек
Узнайте, знают ли ваши родители молитвы и для чего они предназначены
16.
Творческие работы учащихся.
Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
Работа по созданию проектов
Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам
17.
Подведение итогов
Защита проектов
Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
18
Как христианство пришло на Русь
Церковь
Мудрость
Крещение
Исповеди
Учаться излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, обще ства. Излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества Должны знать: - что такое церковь; - что такое крещение
Выяснить, как изменилась жизнь киевлян после их крещения.
19
Подвиг
Подвиг
Жертва Богу
Подвижник
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Уметь: объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Выяснить у родителей совершали ли они подвиги ради кого- то в своей жизни. Подготовить рассказы о подвигах.
20
Заповеди блаженств
Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное. Миротворец.
Уметь: работать с текстом учебника, объяснить, что такое христианская этика, заповеди блаженства, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры
Выяснить вместе с родителями, когда христиане бывают счастливы. Подготовить ответ на тему «Как я понимаю выражение «мир в душе».
21
Зачем творить добро
Благочестие, печаль, смерть, покаяние.
Разработать духовно-нравственные понятия «благочестие», «красота», «грех». Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.
Работают с текстом учебника,готовят ответ на вопрос «Как я понимаю выражение «мир в душе», учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную
Познакомьте своих родителей с духовно- нравственными понятиями и вместе объясните слова Христа «Даром приняли – даром давайте».
22
Чудо в жизни христианина
Святая Троица, добродетель, вера,
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Совместно с родителями определите какие добродетели есть у вас и ваших роди телей.
подготовить сообщения на тему: «Чудеса Иисуса Христа»
23
Православие о божием суде
Божий Суд. Грех. Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой.
Учатся объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры
Вместе с родителями перечислите мотивы, поощряющие христи ан к творению добра
почему люди идут в монахи, отчего отказываются монахи.
Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку
расскажи членам семьи и друзьям о православном монастыре. Подберите вместе изображения монастыря и приготовьте о нём рассказ
26
Отношение христианина к природе
Христианское милосердие
Символ. Любовь к природе. Экология. Ковчег.
Знать:
что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Подготовить сообщение об экологических кризисах или рассказ о домашних питомцах и как вы за ними ухаживаете
27
Христианская семья
Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции.
Учатся работать с текстом учебника, объяснять основные термины и понятия, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, вести диалог, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, рассказать о православных семейных ценностях, подготовить рассуждение на одну из тем: «Семья – это маленький ковчег», «Детей любить тоже непросто»
Рассказать членам семьи и друзьям о православных семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни.
Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку.
Нарисовать дерево добрых дел.
30
Любовь и уважение к Отечеству
Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности.
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
обратившись за помощью к членам семьи, подготовьте сообщение об одной из четырех конфессий (православие, ислам, буддизм, иудаизм).
31
Творческие работы учащихся
Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, планирование деятельности.
Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам
32-34
Подведение итогов
Защита проектов, презентаций
Знать: правила составления презентации, требования к оформлению презентации и ее защите. Уметь: подготовить презентацию в соответствии с требованиями, комментировать ее, отвечать на вопросы по содержанию презентации
Период обучения
Количество часов
№ п/п
Наименование раздела
Кол-во часов
1 четверть
9
1
Введение в православную духовную традицию
19
2 четверть
7
2
Православие в России
15
3 четверть
10
Итого
34 ч.
4 четверть
8
Итого
34
Календарно – тематическое планирование
№ урока
Раздел, тема
Обязательный минимум содержания образования
Элементы дополнительного содержания
Основные понятия
Знания, умения
Кол-во часов по теме
дата
Измерительные формы контроля
Используемые ресурсы
1 четверть
1
Россия – наша Родина
Что такое духовный мир человек Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Духовный мир, культурные традиции
Знакомятся с историей возникновения православной религии.
1
Вводная беседа, усвоения нового материала.
2
Православие и культура
Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Культура, религия.
Распространения православной культуры.
1
Беседа, самопроверка усвоения нового материала.
3
Отношения Бога и человека в православии
Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Свобода, разум, совесть, доброта, любовь.
Изучают основы духовной традиции православия.
1
Беседа, контроль знаний в виде теста.
4
Православная молитва
Что такое православие. Какие бывают молитвы.
О молитве «отче наш»
Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Благодать, молитва, святые, Священное Предание
Дают определение основных понятий православной культуры.
1
Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы
5
Библия и Евангелие
Кто такие христиане. Что такое Библия. Что такое Евангелие.
Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Библия, Ветхий Завет, Священное Писание Нового Завета, апостолы, притча, откровения.
Дают определения основных понятий православной культуры
1
Беседа
6
Проповедь Христа
Чему учил Христос. Что такое Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Духовные сокровища, Нагорная проповедь, Иисус Христос, Святой Дух.
Дают определения основных понятий православной культуры
1
Беседа, самопроверка усвоения нового материала.
7
Христос и Его Крест
Как бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Воплощение, распятие, Рождество Христово.
Дают определения основных понятий православной культуры
1
Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы.
2-я четверть
8
Пасха
Что воскресение не только день недели. Символ Пасхи. Как празднуют Пасху.
Презентация
Воскресение, Пасха Христова, пасхальное яйцо.
Учатся устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей
1
беседа
9
Православное учение о человеке
Чем Бог одарил человека. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Тело, душа, внутренний мир человека, образ Бога в человеке, болезнь души.
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.
1
Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы
10
Совесть и раскаяние
О подсказках совести. Как исправить ошибки.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Зло, грех, совесть, раскаяние.
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.
1
Беседа, самопроверка усвоения нового материала.
11
Заповеди
Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
10 заповедей,
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.
1
Беседа, контроль знаний в виде теста.
12
Милосердие
Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Самарянин, ближний, милосердие, милостыня.
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, православной культуры.
1
Беседа,
13
Золотое правило этики
Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Неосуждение
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, православной культуры.
1
Беседа, самопроверка усвоения нового материала.
14
Храм
Что люди делают в храмах. Как устроен православный храм.
Презентация. Посещение храма или монастыря родного края, ознакомление с его историей и святынями
Просмотр видеофильма
Храм. Икона. Благословение
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, православной культуры.
1
Беседа, самопроверка усвоения нового материала
15
Икона
Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Презентация
Икона, свет, нимб, лица (лики) и глаза.
Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.
1
Беседа, самопроверка усвоения нового материала
16
Творческие работы учащихся. Подведение итогов.
О курсе «Основы православной культуры».
Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
1
Выполнение творческих работ. Проводится конкурс сочинений на тему «Как я понимаю золотое правило этики?».
3 четверть
17
Как христианство пришло на Русь. Православие в России.
Что такое Церковь. Что такое крещение.
Презентация
Крещение Руси, мудрость, исповедь
Знакомятся с развитием православной
культуры в истории России.
1
Беседа,
18
Подвиг
О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Подвиг, жертва Богу, подвижник
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной).
1
Беседа,
19
Заповеди блаженств
Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Заповеди блаженств, нищие духом, Царство Небесное
Учатся анализировать жизненные ситуации.
1
Беседа, контроль знаний в виде заданий.
20
Зачем творить добро?
Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Святой, причина творить добро.
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой
1
Беседа, контроль знаний в виде заданий.
21
Чудо в жизни христианина
О Святой Троице.
О христианских добродетеля
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Святая Троица, добродетель, вера, творец
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой
1
Беседа, контроль знаний в виде заданий.
22
Православие о Божием суде.
Как видеть в людях Христа. Почему христиане вверят в бессмертие.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Легенда о Христофоре, вера в бессмертие.
Учатся выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой
1
Беседа, интерактивные модели.
23
Таинство Причастия
Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».