kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по изобразительному искусству, 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

                     Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» образовательной области «Искусство» разработана на основе  Фундаментального  ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения начального общего образования, установленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте НОО,  Примерной программы начального общего образования по курсу «Изобразительное искусство» образовательной области «Искусство» (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011) и авторской программы «Природа и художник» Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011; учебно-методический комплект «Гармония»). Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.

              Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство»  адресована обучающимся третьего    класса   общеобразовательной  школы, в соответствии с учебником «Изобразительное искусство» авторы  Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«кал.-тем.»

VII. Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»

УМК «Гармония»

3 класс (34 часа)



п/п

Дата план.

Дата факт.

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Текущий и промеж-й

контроль

УУД




Раздел 1. Художник и мир природы (9 часов)



1



Творческая папка.

1

УОНЗ

Текущий контроль.


Самостоятельная работа по образцу.


Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий.

Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

2



Радуга-дуга


1

УОНЗ

Текущий контроль.


Самостоятельная работа по образцу.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

3



«Ветер, ветер! Ты могуч…»



1

УОНЗ

Текущий контроль.


Самостоятельная работа по образцу.


Ответы на вопросы.


Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.


4



Пустыни и оазисы


1

УОНЗ

5



Кактусы-гиганты


1

УОНЗ

6



Натюрморт в живописи


1

УОНЗ

Текущий контроль.


Самостоятельная работа по образцу.


Ответы на вопросы.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, пользоваться словарём


7



Орнамент – стиль эпохи


1

УОНЗ

8



Витражная роза

1

УОНЗ

9



Чудо-дерево роза

1




Раздел 2. Художник и мир животных (9 часов)


10



Образы животных в мифах и сказках

1

УОНЗ

Текущий контроль.


Самостоятельная работа по образцу.


Ответы на вопросы.


Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

11



Собака – верный друг

1

УОНЗ

12



Полёт птиц

1

УОНЗ

13



Образ лошади в изобразительном искусстве





1

УОНЗ

14



Медный всадник

1

УОНЗ

Текущий контроль.


Самостоятельная работа по образцу.


Ответы на вопросы.






Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Проявлять импатийную способность, участвовать в игровых ситуациях.

15



«Крокодил солнце в небе проглотил…»

1

УОНЗ

16



«Божья коровка, улети на небо…»

1

УОНЗ

17



Фантастические существа


1

УОНЗ

18



Новогодняя игрушка


1

УОНЗ







Раздел 3. Художник и мир человека (10 часов)


19



Галерея детского изобразительного творчества

1

УОНЗ

Текущий контроль.


Самостоятельная работа по образцу.


Ответы на вопросы.


Творческая коллективная или индивидуальная работа




Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, пользоваться словарём




20



Портрет в скульптуре

1

УОНЗ

21



Великаны и лилипуты

1

УОНЗ

22



Женский профиль

1

УОНЗ

23



Мужской профиль

1

УОНЗ

24



Крепостные стены

1

УОНЗ

25



Золотое кольцо России

1

УОНЗ

26



Народная игрушка

1

УОНЗ

27



Необычная чаша

1

УОНЗ

28



Знаменитые скульптуры


1

УОНЗ




Раздел 4. Художник и мир искусств (6 часов)



29



Фантастическое рядом – музей космонавтики

1

УОНЗ

Текущий контроль.


Самостоятельная работа.


Ответы на вопросы.


Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

30



В мире книг

1

УОНЗ

31



В мире музык

1

УОНЗ

32



Театр масок

1

УОНЗ

33



Танцы народов мира

1

УОНЗ


Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям, пользоваться словарём

34



Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

Лувр.

1

УОНЗ


Просмотр содержимого документа
«содержание»

VII. Содержание учебного предмета

«Изобразительное искусство»


Раздел учебного курса, количество часов

Элементы содержания


Характеристика деятельности учащихся


Формы контроля


Раздел 1.


Художник и мир природы ( 9 часов)




















В первом разделе определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений художника о мире, спо- собствуют зарождению разных форм художественного освое- ния действительности. Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Любование небом, землёй, цветами, деревьями, полями, лесами, озёрами и др., наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы являются основой эстетического восприятия художника-пейзажиста. Выразительность пейзажа разных географических широт.

Знакомятся с учебником и принятыми в нём условными обозначениями. Вспоминают разные художественные материалы, анализируют их выразительные качества. Рассматривают произведения изобразительного искусства, в которых образ радуги представлен оригинально. Рассматривают детские рисунки, отмечают вырази- тельные качества акварели: умение детей посвоему изобразить композицию «Радуга». Узнают о том, что в Древней Греции богиня победы Ника изображалась крылатой («Победе, летящей к победи- телю, сопутствует попутный ветер…»). Знакомятся с содержанием учебника, с особенностями природного ландшафта пустынь. Узнают о многообразии форм кактусов, анализируют выразительную красоту цветущих кактусов. Высказывают свои суждения о работах своих сверстников. Узнают, что орнамент – это украшение из растительных или геометрических ритми- чески организованных элементов декора.

Творческие здания по темам уроков.



Раздел 2.

Художник и мир животных

(9 часов)

Второй раздел расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.

Знакомятся с содержанием учебника. Отвечают на вопрос рубрики учебника «Подумай и ответь» и проверяют свои знания. Повторяют выразительные средства

графики: линию, точку, штрих, пятно. Узнают о том, что силуэт – это одноцветное контурное изображение. Дают словесное описание своей графической композиции «Полёт птиц», отмечая возможность использования вертикального, горизонталь- ного, квадратного или круглого формата для достижения замысла. Узнают о необычной технике граттажа – процарапывание по вощёной бумаге. Сравнивают особенности изображения фантастических существ в разных мировых культурах, их символическое значение. Знакомятся с возможными вспомогательными материа- лами, которые можно использовать при изготовлении ёлочной игрушки: яичная скорлупа, цветная бумага, цветной пластилин или др.

Творческие здания по темам уроков.


Раздел 3.

Художник и мир человека (10 часов)


Третий раздел расширяет го- ризонты детского познания окружающего мира – мира чело- века. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных на- родов. Образ современника. Образ защитника Отечества. Семья как главная ценность для ребёнка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Изображение семейных и государственных праздников как формы выражения отношения школьника к важным событиям жизни. Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в оппозициях «высокий – низкий», «большой – маленький», «далёкий – близкий», находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых лите- ратурных произведений – сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.

Знакомятся с содержанием учебника, узнают о том, что существуют междуна- родные и национальные музеи и галереи детского изобразительного творчества. Вычленяют основные виды пластических искусств: живопись, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство. Анализируют римский скульптурный портрет и этапы лепки портрета из пластилина. Вспоминают о том, что портрет – жанр изобразительного искусства. Узнают о рельефном изображении портрета в профиль. Сравнивают выразительность матрёшек, их красочность и декоративность.

Обосновывают зависимость внешнего облика предмета от того материала, из которого он изготовлен: стекло, камень, дерево, металл, керамика. Анализируют пластические особенности памятников не- известному солдату.

Творческие здания по темам уроков.


Раздел 4.

Художник и мир искусств (6 часов)

В четвёртом разделе осуществляется связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художе- ственной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством муль- типликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д., образов, вызывающих гнев, раздражение, презрение и т. д., образов, символизирующих явления природы: огонь, воду, весну, дождь и т. д. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Тре- тьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург и др. Музеи под открытым небом (Кижи и др.). Музей игрушки. Краевед- ческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества.

Знакомятся с содержанием учебника. Узнают об экспонатах некоторых музеев космонавтики разных городов России. Анализируют произведения живописи художников-космонавтов. Анализируют выразительные возможности тёплых и холодных цветов, контраста светлых и тёмных цветовых гамм. Повторяют жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет, выделяют специфику фантастического пейзажного жанра. Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь». Анализируют рисунки – буквицы своих сверстников. Вспоминают, что ритм в изобразительном искусстве – это повторность (чередование) каких-либо эле- ментов.

Творческие здания по темам уроков.



Просмотр содержимого документа
«тит.+поясн.зап.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»



«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик»

______________________ /Л.Н. Промкина/

приказ №_______ от «_____»_________ 2015 г.






Рабочая программа

по курсу

«Изобразительное искусство»

в 3 классе

на 2015 – 2016 учебный год









Составитель:

Бондина Н.Н., учитель начальных классов










п. Красный Текстильщик

2015 г.




Ι. Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» образовательной области «Искусство» разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения начального общего образования, установленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте НОО, Примерной программы начального общего образования по курсу «Изобразительное искусство» образовательной области «Искусство» (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011) и авторской программы «Природа и художник» Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011; учебно-методический комплект «Гармония»). Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» адресована обучающимся третьего класса общеобразовательной школы, в соответствии с учебником «Изобразительное искусство» авторы Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев.

ΙΙ. Цели и задачи изучения предмета.

Цель - развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Задачи:

1. Воспитывать интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах.

2. Формировать основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

3. Способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности.

Срок реализации программы: 2015 – 2016 учебный год.

Система оценивания.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

1.Активность участия

2.Умение собеседника прочувствовать суть вопроса

3.Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность 4.Самостоятельность.

5.Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

1.Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.

4.Аккуратность всей работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Этапы оценивания детского рисунка:

  • как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

  • характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

  • качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

  • владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

  • общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

 

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены


ΙΙI. Общая характеристика учебного предмета

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание учебного года основывается на четырёх блоках «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусства».

В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-действенный подход, который предполагает реализацию следующих принципов:

Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно-ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая, таким образом, условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду для обязательной успешной деятельности.

Ученик начальной школы способен создать образовательный продукт и получить образовательное приращение, если он овладел основами творческой, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому педагог не только предоставляет детям свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием, знакомит с азбукой и языком изобразительно искусства. Чем большую степень включения ребёнка в конструирование собственного образования обеспечивает педагог, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация школьника.

Для реализации данного принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой, – допускать и поддерживать иные смыслы образования, которые могут быть у учащихся. Обсуждение на занятиях разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну тему учат толерантному отношению участников образовательного процесса к иным позициям и результатам, помогают им понять закон многообразия путей постижения цели. Кроме того, одновременная презентация школьниками разных работ по одному и тому же вопросу создает особую образовательную напряженность, побуждающую присутствующих к личному самодвижению и эвристичеcкому поиску решений. Способствует постепенному переходу от обучения к самообразованию.

Выстраиванию личной траектории развития каждого ученика способствуют:

– его самостоятельная работа на занятии изобразительным искусством под руководством педагога и дома (работа по собственному замыслу);

– работа в паре, в группе или выполнение коллективных работ (например, коллективного панно «Весна» или др.);

– участие в организации и проведении интегративных занятий (например, «Театр», «Танец» и др.) и праздников искусств, участие в проектной интегративной деятельности (например, «Театр кукол» и др.);

– участие в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества (групповая или персональная, передвижная или стационарная, одной картины или тематическая и т.п.);

Все эти формы организации художественно-творческой деятельности учеников начальных классов способствуют взаимопроникновению содержания урочной и внеурочной деятельности, общего и дополнительного образования, укрепляют связи между семьёй и школой, дошкольными и школьными учреждениями, обогащают межшкольные связи, помогают самоопределению и самореализации личности, обеспечивают преемственность и перспективность обучения.

Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно-ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика, складывающийся из внутренних и внешних образовательных продуктов. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности. С образовательной точки зрения это означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры.

Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на сотворение ребенком чего-то нового. Усвоение опыта индивидуальной творческой деятельности невозможно без проживания роли «творца», «первооткрывателя», «изобретателя» и т.п. Рисунок, скульптура, конструкция и т.п., созданные в позиции «я – автор», а также рефлексивные суждения и самооценки, возникшие в результате проживания позиции «я–зритель–критик–ценитель», являются теми продуктами (результатами) образовательной деятельности, которые свидетельствуют об особенностях индивидуального развития ребёнка.

Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества, и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика. Знание «типических» и «особенных» качеств и характеристик результатов (продуктов) творческой деятельности школьников позволит обеспечить педагогу поддержку и помощь учащимся, которые испытывают трудности в обучении, создать условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка и успешного развития одарённых детей.

Принцип природосообразности предполагает отбор содержания обучения наиболее адекватного потребностям детей этого возраста, развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для младшего школьника. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности.

Любое положительное проявление творчества юного художника (автора) находит поддержку и сопровождение педагога. Сопровождающее обучение связано с ситуативной педагогикой, смысл которой состоит в обеспечении образовательного движения ученику. Педагог внимательно анализирует его возможности и особенности складывающегося образовательного процесса для того, чтобы действовать всякий раз исходя из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения им своей образовательной траектории.

Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника. Приобщение к культурно-историческому наследию в процессе организации художественного восприятия произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, эстетического восприятия явлений и объектов природы, участие в продуктивных видах учебной деятельности будет способствовать осознанному уважению и принятию традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни семьи, родного селения, края, страны позволит наполнить содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», будет способствовать развитию культуры и духовных традиций многонациональной России, умению адаптироваться в поликультурной среде.

Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта. Форма занятия изобразительным искусством представляет собой гармоничное соответствие частей и целого, элементов и структуры. Художественно-педагогическая драматургия такого занятия может иметь различную форму: открытую (интеграционную) или замкнутую (в рамках одного искусства), может развиваться как театрализованное действие, иметь практическую направленность, проходить в форме игры или круглого стола и т.п., развивать индивидуальные, групповые или коллективные виды деятельности и др.

Учебный диалог предполагает игровые ситуации. Проживание многопозиционных ролей («я–художник», «я–зритель», «я–слушатель», «я–эксперт», «я–экскурсовод» и т.п.) способствует выработке необходимых умений и навыков «проживания» и «нахождения» в искусстве. Многопозиционность формирует опыт эстетического отношения к миру. М. Бахтин писал, что для художника «нет «безгласных вещей», мир художника это всегда «выразительное и говорящее бытие». Создание ситуации творческого общения, созерцания и созидания «говорящего бытия» важнейшие условия урока, организованного на принципе диалогичности. Создание атмосферы «неравнодушного» заинтересованного освоения искусства, через искусство, в формах искусства и средствами искусства – это «формула» положительного эмоционального фона обучения.

Чтобы организовать творческую деятельность младших школьников, учитель использует диалог, как образовательную ситуацию, цель которой – вызвать мотивацию и обеспечить деятельность юных художников в направлении познания образовательных объектов и решении связанных с ними проблем. Роль учителя в учебном диалоге – организационно-сопровождающая, так как он обеспечивает личное решение школьником созданного образовательного затруднения.

Эффективна образовательная ситуация, когда юному художнику в качестве культурного аналога его продукта предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими подобными образцами человеческого творчества. Возникает образовательная напряженность – «диалог культур», в которой ребенок-зритель-исследователь входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, что помогает выработать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях.


ΙV. Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к предметной области «Искусство».

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в третьем классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.

V. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования и отражают следующие целевые установки системы начального образования в области изобразительного искусства:

1. Формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважения истории и искусства каждого народа. Анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, как носителей культурно-исторической информации, переживание их образного смысла способствуют развитию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

2. Формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процесс образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей доверия и внимания к собеседнику, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма.

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно-творческой деятельности: созерцания и созидания. Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов, формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу.

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия еѐ самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе. Творческий процесс несет творцу позитивную самооценку. Сотворяя что-то по законам красоты и гармонии ученик переполняется чувством собственного достоинства: он сам смог, сам сделал, сам достиг выразительного решения образа. Участие в выставках и конкурсах детского изобразительного творчества, в индивидуальных и коллективных социально-значимых творческих проектах формирует в юном художнике чувство ответственности за результат, целеустремленность и настойчивость в достижении цели.

Реализация ценностных ориентиров общего образования на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся в разных видах художественно-творческой деятельности.





VΙ. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета


В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:

– умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

– активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);

– обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием;

– умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

– способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других с ран мира;

в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).























IX. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Для учителя:

1. Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев. Изобразительное искусство. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений (УМК «Гармония»), – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013г.

2. Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев. Творческая папка для учащихся к учебнику для 3 класса. (УМК «Гармония»),– Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013 г.

3. Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 20123г.

Для учащихся:

1. Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев. Изобразительное искусство. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений (УМК «Гармония»), – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013 г.

2. Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев Творческая папка для учащихся к учебнику для 3 класса. (УМК «Гармония»),– Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013 г.

Печатные пособия

1.Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования.

2.Примерная программа общего начального образования по изобразительному искусству. 3.Программа по изобразительному искусству для начальной школы «Природа и художник».

4.Комплект учебников для учащихся.

5.Методические пособия с поурочными разработками и рекомендациями по программе. 6.Наглядные пособия по изобразительному искусству: художественное лото, набор репродукций, наборы муляжей «Фрукты», «Овощи».

7.Натурный фонд: посуда, народные промыслы: гжель, хохлома, городец и др.

8.Портреты выдающихся отечественных и зарубежных художников.

9.Дополнительные средства: методические журналы по педагогике искусства «Искусство в школе», «Юный художник».

«Рассмотрено»

«Согласовано»

Заседание школьного методического объединения протокол № 1

от 26.08. 2015 г.

Зам. директора по УВР ____________ Иноземцева Е.Г.

___. 08.2015 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по изобразительному искусству, 3 класс

Автор: Бондина Наталия Николаевна

Дата: 20.09.2015

Номер свидетельства: 232171

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Пояснительная записка к рабочей программе «Изобразительное искусство». 5-8 классы / авт.-сост. Л.Г. Савенкова. ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "poiasnitelnaia_zapiska_k_rabochei_programme_izobrazitelnoe_iskusstvo_5_8_klassy_"
    ["file_id"] => string(6) "477246"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1536262155"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа "Изобразительное искусство" 5-8 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo_5_8_klass_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "487929"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1543343264"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа. Изобразительное искусство. 1 класс. УМК "Школа России""
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo_1_klass_umk_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "630792"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1683133513"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Рабочая программа "Изобразительное искусство""
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "516682"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1562932717"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Рабочая программа Изобразительное искусство"
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo_1"
    ["file_id"] => string(6) "536499"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1579457266"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства