Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса (система Занкова)
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса (система Занкова)
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования на основе Основной образовательной программы начального общего образования, системы развивающего обучения Л.В.Занкова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса (система Занкова) »
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ на 2011-2015 гг., системы развивающего обучения Л.В.Занкова.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
- Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 3 класса / под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013г.
- Ашикова С.Г.. Методические рекомендации к курсу «Изобразительное искусство». 3 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
В соответствии с приоритетными направлениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена цель данного курса: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи курса:
- развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни; - воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран; - реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка; - воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;
- расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений; - знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности; - развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
В основу данного курса положена идея реализации объективно существующего единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения (языка изобразительного искусства). Художественное восприятие имеет доминирующее значение в развитии эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит младшему школьнику проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин. Сочетание, с одной стороны, эстетического восприятия жизни и художественного восприятия искусства и, с другой стороны, художественного выражения будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Учебный материал представлен следующими тематическими разделами, отражающими деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования:
1. Природа - главный художник (основы рисунка, графика). 2. Мир цвета (основы живописи, цветоведение). 3. Искусство в человеке (виды изобразительного искусства). 4. Человек в искусстве (портретный жанр).
Ценностные ориентиры
Важнейшим направлением ФГОС НОО является духовн-нравственное развитие и воспитание школьника. На уровне содержания предметной линии «Изобразительное искусство» создаются условия для формирования:
_ патриотизма, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство
с образцами классического искусства и народного художественного творчества. Чувство гордости за русскую художественную
культуру формируется благодаря знакомству с творчеством И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, З.Е. Серебряковой и др. Школьники знакомятся с древнерусскими городами Золотого кольца России с шедеврами древнерусского искусства - иконами А. Рублева, с народными промыслами;
- интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры (знакомство
учащихся с творчеством зарубежных художников, с архитектурой других стран,
литературными источниками разных народов);
- уважения к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника;
-ценностного отношения к прекрасному; формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях (обучающиеся познакомятся с высокохудожественными произведениями живописи, литературы, музыки; смогут почувствовать красоту природы);
_ нравственных чувств, этического сознания;
-представлений о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения;
-ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;
-ценностного отношения к здоровью.
Место в учебном плане
На изучение курса отводится 34 часа (1час в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Природа - главный художник. (Композиция рисунка. Графические приемы. Фактуры поверхности. Линейный набросок)
Азбука рисования: Новые знакомые. В кругу друзей. Графические приемы.
Впечатление. Выражение: «Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь?» (изображение настроения рыбок с помощью пластики движения и фактуры поверхности тела). «В небе птицам дышится свободно» (изображение формы птицы в движении, фактура оперения). Эти милые зверюшки (изображение любимого животного с передачей фактуры поверхности его тела). «Разведи рукой травинки - видишь, дремлет светлячок» (знакомство с разнообразием форм насекомых, поиск передачи их изящности и красоты). Летающие цветы (построение бабочки, поиск передачи полета и нежного настроения бабочки). «У лукоморья дуб зеленый...» (изображение своего дерева, фактуры коры и листьев кроны).
В мастерской художника: Жизнь дерева (о творчестве И.И. Шишкина).
Раздел 2. Мир цвета. (Живопись света. Свет и тень. Полутень. Падающая тень. Натюрморт)
Азбука рисования: Свет и тень на Луне: безвоздушное пространство. Свет
и тень на Земле: воздушное пространство. От объема к пространству.
Впечатление. Выражение: Свет и тень (знакомство с тенью на предметах, падающей тенью). Какими бывают тени под открытым небом (разнообразие и закономерность цвета падающих теней). Полутень -что это? (значение изображения полутени для передачи объема предмета на плоскости). Шар. Предметы, похожие на шар (все составляющие, необходимые для передачи объема предмета на плоскости). Яйцо. Предметы, похожие на яйцо (участие базовой формы в построении фигуры птицы).
В мастерской художника: Художник света (о творчестве Рембрандта ван Рейна). «Над сугробом - свет-свет, под сугробом - тень-тень» (о творчестве А.И. Ку-инджи). Игра света и тени (о творчестве К.А. Коровина).
Коллективная работа: Райский сад (обобщение пройденного материала, задание на развитие материала).
Раздел 3. Искусство в человеке.
(Цвет и свет. Изображение пространства и воздуха. Точка в живописи. Узор)
Впечатление. Выражение: Поиск чистых красок (работа в новой технике - пуантилизм - рисунок точками). Счастливый принц (моделирование фигуры мальчика и украшение ее паетками и бусинами).
Крыша над головой (знакомство с изобретением зонтика и способы его изображения). Узоры гор (роспись деревянной доски узорами народов Кавказа).
В мастерской художника: Цвет при свете. (О творчестве К. Моне, В. Ван Го-га). Ее величество точка (пуантилизм в творчестве Ж. Сера). Знакомство с творчеством художников-импрессионистов (К.А. Коровин, И.Э. Грабарь).
Коллективная работа: Мечта о полете (обобщение пройденного материала).
Раздел 4. Человек в искусстве. (Основы композиции. Центр композиции. Движение в композиции. Стилизованный рисунок.)
Азбука рисования: Композиция планов. Композиция движения. Базовые формы в композиции и в рисунке. Портретная композиция.
Впечатление. Выражение: «С карандашами и красками за три моря» (приглашение в путешествие - знакомство с письмом, как средством общения через дальние расстояния). Первая весточка (вариант письма-рисунка). Послание с Востока (вариант письма-рисунка). Привет из Европы (вариант письма-рисунка). Очарование Севера (вариант письма-рисунка на камне). Кружевное письмо (вариант письма-рисунка в виде кружева). Необычные письма (как изготовить бересту и написать на ней письмо). Узнаваемый Петербург (знакомство с «визитными карточками» города и способы их изображения).
Читаем и рисуем: Первые бабочки (изображение бабочек с прорисовкой узоров). Шагающее дерево (разные способы изображения дерева). Замок Белого Лебедя (способ заливки акварельной краской). Краски гор (техника пуантилизма).
В мастерской художника: Путешественник-гуманист (о творчестве В.В. Верещагина).
Знакомство с музеем: Государственный Эрмитаж; Государственный Русский музей; Музей-квартира А.И. Куинджи в Петербурге.
Уроки за компьютером: Первый снег. Проталинки (элементарные изображения рисунка в программе Ратг.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
У обучающегося будут сформированы:
- эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания;
- представление о своей гражданской идентичности через принятие образа Родины, представление о ее богатой истории, о культурном наследии России;
- чувство сопричастности к художественной культуре России через знакомство с творчеством А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, а также знакомство с городом музеев Санкт-Петербургом;
- положительное отношение к урокам изобразительного искусства, интерес к занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения изобразительного искусства в собственной жизни;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох, стилей и жанров;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, открытость, первоначальная готовность к диалогу, творческому сотрудничеству;
- представление о добре и зле, должном и недопустимом;
- первоначальные навыки оценки и самооценки художественного творчества;
- представление о содержательном досуге.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- умения реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач;
- эмоционально-ценностного отношения к разнообразным явлениям действительности, отраженным в изобразительном искусстве;
- мотивации творческого самовыражения, сотрудничества и взаимоподдержки;
- осознания нравственного содержания художественных произведений и проекции этого содержания в собственных поступках;
- трудолюбия, оптимизма, ответственности за другого человека; положительной самооценки.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную, в том числе художественно-творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат собственных действий;
- выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
- эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве;
- выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек);
- выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;
- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять предложенные в учебнике задания, в том числе на самопроверку;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы с учетом характера сделанных ошибок;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной (художественной) задачи;
- выполнять действия, опираясь на заданный в учебнике ориентир.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск информации в справочном материале учебника и в дополнительных источниках;
- использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;
- воспринимать тексты (фрагменты из сказок, статья), соотносить их с визуально представленным материалом;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника;
- представлять информацию в виде небольшого сообщения;
- осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выбирать способы решения художественной задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно расширять свои представления о живописи;
- соотносить различные произведения по настроению и форме;
- строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства;
- обобщать учебный материал;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать аналогии;
- работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной;
- сравнивать средства художественной выразительности в разных видах искусства.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- выражать свое мнение о произведении живописи;
- принимать активное участие в различных видах совместной деятельности;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы;
- проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ;
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
- понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
- стремиться к пониманию позиции другого человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
- контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы;
- продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;
- формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
- расширять свои представления о русских и зарубежных художниках;
- различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности;
- различать основные виды и жанры пластических искусств;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка;
- расширять свои представления о ведущих музеях России и музеях своего региона;
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
- видеть проявления художественной культуры вокруг себя: музеи, архитектура, зодчество, скульптура, декоративное искусство в театре, дома, на улице;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
- изображать несложные композиции передачи пространства на плоскости;
- использовать вертикаль и горизонталь для построения главных предметов композиции;
- использовать базовую форму построения человека для создания композиции группового портрета;
- понимать на доступном уровне роль белой и черной красок; света, полутени, тени и рефлекса в живописи;
- пользоваться перспективой и пропорциями предметов при их построении;
- использовать разнообразие цветовых оттенков теней на первоначальном уровне;
- распознавать разнообразие природных форм и передавать их на плоскости;
- различать контрасты в рисунке;
- использовать новые возможности графитного карандаша и передавать с его помощью разнообразные фактуры;
- создавать роспись по дереву.
Обучающийся получит возможность научиться:
- передавать движение предмета на плоскости;
- изображать построение архитектурных форм;
Значимые темы искусства.
Обучающийся научится:
- понимать, что Земля - наш общий дом и отражать это в собственной художественно-творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы и средства художественной выразительности для создания образа природы, передачи ее разных состояний;
- воспринимать и переживать шедевры мировой живописи, замечая больше подробностей и деталей;
- представлять и изображать быт, жилище, одежду и окружение в русской народной традиции;
- изображать узоры и орнаменты других народностей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- участвовать в различных видах
- смешивать краски, разбеляя или затемняя их, для создания множества новых оттенков.
- применять разнообразие художественных техник в живописи и отличать их друг от друга;
- передавать объем в изображении насекомых, рыб, птиц графическими приемами;
- передавать различные фактуры поверхности дерева, оперения, меха животных;
- передавать в живописи объем круглых предметов;
- передавать образ человека в разных культурах;
- выполнять простые рисунки с помощью компьютерной графики в программе Paint.
О чем говорит искусство
изобразительной деятельности;
- эмоционально и личностно воспринимать шедевры мирового и русского искусства;
- выражать эмоциональное состояние человека в портрете, используя вертикаль оси и знание пропорций лица;
- передавать легкость и свежесть красок, благодаря оптическому смешению цветов;
- передавать эмоциональное состояние радости и скромности русской души;
- работать с разнообразными художественными материалами, в том числе в смешанной технике;
- самостоятельно изготовить бересту;
- передавать главную мысль в рисунке или живописи.
Для достижения требуемых результатов обучения используются следующие педагогические технологии:
-технология сотрудничества
- личностно-ориентированные технологии,
-ИКТ-технологии
-технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе
-игровые технологии
-здоровьесберегающие технологии
Средства обучения:
-учебник и дидактические материалы на печатной основе;
-мультимедийное оборудование;
-презентации;
-таблицы и схемы;
-раздаточный материал (карточки);
-репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
-портреты русских и зарубежных художников;
-таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
-таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
-схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
-таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;
-открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых;
-электронные библиотеки по искусству, DVD_фильмы по изобразительному
искусству, о природе, архитектуре;- записи классической и народной музыки;
-специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).
Календарно- тематическое планирование
№
урока
Дата
по плану
Дата
факт.
Тема урока
Примечания
Планируемые предметные результаты
Возможные виды деятельности учащихся
«ПРИРОДА - ГЛАВНЫЙ ХУДОЖНИК»
1
Азбука рисования
Графические приемы
Ценностное отношение к природе и ее творениям как произведениям искусства (мир воды; мир дерева; обитатели воды; мир птиц и животных). Представление об изменении характера линии в зависимости от нажима на карандаш. Овладение разными способами работы с графитным карандашом, мелом, углем для передачи рисунка коры и кроны деревьев, меха животных, чешуи рыб и перьев птиц, стаи птиц, облаков
Работа с учебником; изучение схем и примеров рисунка, работа в альбоме или на чистых листах.
Обсуждение вариантов изображения и возможных способов. Участие в диалоге с учителем и учениками
2
Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Овладение новыми способами работы в смешанной технике: графитным карандашом, перьевой ручкой и акварельным карандашом или акварельными красками.
Представление о содержании понятия «стилизованный рисунок». Умение передавать объем в изображении рыб графическими приемами
Работа с учебником и альбомом; обсуждение темы и вариантов решения замысла; выбор варианта своей работы. Работа над эскизом и выполнение задания. Освоение приемов работы с акварельным карандашом или перьевой ручкой: «подтеки» и «размывание»
3
В небе птицам дышится свободно…
Понимание строения формы птицы на основе базовой формы «яйцо» и знакомство с разнообразием пропорций тела птиц; понимание изображения оперения. Умение передавать объем в изображении птиц графическими приемами
Работа с учебником и альбомом для практических заданий. Выполнение эскизов и набросков на доске и на бумаге. Выбор варианта изображения. Выполнение работы
4
Эти милые зверюшки
Изображение несложными техническими приемами задуманного животного с соблюдением особенностей пропорций его тела и характера поведения. Выразительность и убедительность изображения.
Умение определять стиль своего рисунка: реалистический или сказочный. Различать такие варианты наброска, как схематический и линейный
Работа с учебником и альбомом для практических работ. Наблюдение за животными, рассматривание на репродукциях картин художников. Описание животного, которое каждый из учащихся будет рисовать. Выбор варианта наброска и рисунка.
Изображение образа животного по памяти или под впечатлением иллюстраций
5
Разведи рукой травинки -видишь, дремлет светлячок
Интерес к жизни насекомых, бережное отношение к насекомым. Ценностное отношение к профессии художника-ювелира. Умение передавать объем в изображении насекомых графическими приемами. Применение выразительных средств рисунка для изображения особенностей и характера насекомых разного вида. Представление о понятиях: «композиция рисунка», «фактура материала»
Наблюдение за жизнью насекомых. Выполнение набросков, эскизов (подготовительная работа). Участие в диалоге с учителем и учениками. Выполнение работы в альбоме или на чистом листе. Подведение итогов. Обсуждение
6
Летающие цветы
Ценностное отношение к бабочкам как насекомым, приносящим пользу природе и человеку. Знакомство с симметрией построения формы. Способность к подбору материала и поиск выразительных графических приемов
Наблюдение за бабочками, обобщение впечатлений от фотографий с изображением бабочек. Построение рисунка бабочки с использованием вертикальной оси симметрии. Наброски, эскизы (подготовительный этап). Выполнение задания с учетом полученных знаний
7
У лукоморья дуб зеленый
Ценностное отношение к дереву как одному из самых нужных и важных проявлений природы. Понимание строения дерева, разнообразия его форм, листьев и плодов. Поиск графических средств выразительности в передаче образа дерева. Освоение понятий «эскиз», «этюд». Представление о творчестве И.И. Шишкина
Наблюдение за деревьями, создание эскизов и набросков. Разработка стилизованного изображения Древа жизни. Работа в альбоме для практических работ или на отдельных листах материалами по выбору. Составление рассказа по рисункам «Жизнь дерева». Просмотр работ и обсуждение
8
Летите, голуби! (коллективная работа)
Осуществление продуктивного общения в совместной деятельности. Ценностное отношение к миру птиц и той среде, в которой они обитают. Самоконтроль и самооценка достигнутого результата
Вариант 1. Обсуждение коллективной работы. Выбор команд и участников. Распределение видов деятельности. Выполнение командных заданий. Сборка готовой работы. Обсуждение полученного результата. Вариант 2. Выполнение заданий в альбоме для практических заданий. Оформление класса рисунками из альбома
9
Свет и тень на Земле: воздушное пространство. От объема к пространству
Интерес к художественной передаче солнечного света. Приобретение новых знаний о передаче объема предмета. Представление о понятии «воздушная перспектива». Умение работать с текстом и иллюстрациями учебника
Работа с учебником. Наблюдение и эксперимент. Поиск дополнительной информации. Работа в альбоме для практических работ. Самостоятельная работа над рисунком для передачи объемных предметов в пространстве
10
Свет и тень
Ценностное отношение к солнечному свету и воздушному пространству Земли. Представление о способах передачи в живописи объемных предметов; о световой и теневой сторонах предмета, собственной и падающей тени. Представление о творчестве Рембрандта и установленных им закономерностях света.
Ценностное отношение к творчеству А.И. Куинджи.
Представления о ведущих музеях России
Сравнение иллюстраций. Наблюдение, эксперимент, поиск информации. Работа в альбоме. Повторение основных приемов и способов раз-беления красок и затемнения частей изображаемого предмета. Подведение итогов. Анализ полученного результата. Знакомство с музеем -«Его величество Эрмитаж».
Восприятие репродукций картин. Знакомство с музеем-квартирой А.И. Куинджи в Петербурге.
Работа на компьютере в программе Рат! (по желанию учащихся)
11
Какими бывают тени под открытым небом
Интерес к свето- и цветовым явлениям природы. Потребность в дополнительной информации. Иметь представление о понятиях «натюрморт», «композиция натюрморта», «колорит». Умение определять локальный цвет
Работа с учебником и поиск дополнительной информации. Эксперимент и наблюдение. Подведение итогов. Обмен мнениями. Использование в речи новых понятий
12
Полутень - что это?
Интерес к различным световым явлениям. Умение работать по алгоритму.
Освоение навыка прорисовывания полутени. Умение передавать в живописи объем предметов
Поиск дополнительной информации. Эксперимент и наблюдение. Обсуждение результата. Анализ полученного результата. Освоение алгоритма выполнения работы
13
Шар. Предметы, похожие на шар
Интерес к способам изображения предметов шарообразной формы. Понимание таких понятий, как «иллюзия объема», «рефлекс». Умение находить в иллюстрациях картин оттенки света, полутени, тени и падающей тени. Умение передавать в живописи объемные предметы
Работа с иллюстрациями и текстом в учебнике. Наблюдение и сравнение, в т.ч. сравнение разных предметов шарообразной формы. Подбор красок. Выполнение работы. Анализ и обсуждение
14
Яйцо. Предметы, похожие на яйцо
Интерес к способам изображения базовой формы, предметов, имеющих форму яйца. Способность создавать новые формы на основе базовой. Умение сравнивать рисунки, выполненные на разных уроках
Наблюдения и выводы. Сравнение и анализ. Обобщение. Работа с учебником и в альбоме художественных задач. Обсуждение и подведение итогов
15
Райский сад (коллективная работа)
Внимательное отношение к окружающему миру, миру искусства. Умение коллективно разрабатывать проект оформления класса.
Умение создавать разные образы на основе базовых форм круга и овала
Поиск информации и обработка информации. Работа в группах и в парах. Распределение заданий. Выполнение работы творческой коллективной работы по оформлению класса. Анализ проделанной работы. Работа в альбоме
16
Цвет при свете. Ее величество точка. Поиск чистых красок
Представление о творчестве художников-импрессионистов.
Внимательное отношение к передаче художниками света и тени, движения, ритма
Восприятие репродукций картин и фотографий с изображением природы в разном состоянии.
Работа на компьютере в программе (по желанию учащихся)
17
Свет. Цвет. Ее величество точка
Представление о технике пуантилизма и о творчестве Ж. Сёра. Знакомство с работами и творчеством русских художников-импрессионистов К. А. Коровина и И. Э. Грабаря
Наблюдение и эксперимент. Использование дополнительной информации о творчестве художников-импрессионистов. Работа по учебнику и в альбоме. Обсуждение результатов
Работа с учебником. Выбор сюжета для изображения. Набросок или предварительный рисунок. Подготовка рабочего места. Выполнение работы в технике пуантилизма. Обсуждение достигнутых результатов
19
Счастливый принц
Знакомство с одним из видов изобразительного искусства - скульптурой. Представление об отличительных признаках скульптуры. Знакомство с приемами и способами лепки из скульптурного пластилина, обработка его и украшение дополнительными материалами. Интерес к работе скульптора
Работа с учебником. Подготовка рабочего места. Подготовка материалов и инструментов. Лепка. Завершение работы. Выставка и подведение итогов
20
Замок Белого лебедя
Знакомство с одним из видов изобразительного искусства - архитектурой. Представление об отличительных признаках архитектуры. Интерес к архитектуре замков и истории его создания. Работа с помощью мольберта
Представление воображаемого эскиза архитектурного объекта. Изображение задуманного на бумаге с помощью акварели. Работа под музыкальное сопровождение
21
Крыша над головой
Знакомство с профессией художника-дизайнера. Представление об отличительных признаках дизайна на примере оформления зонта. Интерес к дизайну как виду изобразительного искусства. Умение создавать композиции с участием человека
Работа с иллюстрациями. Выбор варианта выполнения задания. Изображение задуманного на бумаге. Нахождение различий в изображенных зонтах (выполненных карандашом, пастелью, акварелью и т. д.). Разработка дизайна зонта. Участие в выставке и подведение итогов
22
Узоры гор
Знакомство с узорами народов Северного Кавказа. Интерес к народному искусству народов Кавказа. Умение различать узоры
Восприятие картин, фотографий. Знакомство с адыгейским узором. Выполнение эскизов, выбор лучшего для выполнения на доске.Выполнение задания. Диалог с учителем. Подведение итогов
23
Мечта о полете (коллективная работа)
Принимать участие в совместной деятельности, в оформлении класса (в технике пуантилизма). Умение выполнять художественные задачи индивидуально и в группе
Коллективная работа по оформлению класса (по парам или группам). Выбор части общего проекта.
Выполнение задания по предложенному плану. Сбор частей в общую композицию и подведение итогов
24
Композиция: планы, движение, базовые формы, композиционный центр
Представление о композиции как важнейшем составляющем звене построения картины. Усвоение понятий «передний план», «средний план» («промежуточные планы»), «дальний план». Умение создавать композиции с изображением человека
Работа с учебником. Работа в альбоме заданий и упражнений. Подведение итогов. Анализ и выводы.
Работа с репродукциями: определение разных планов и предметов, относящихся к ним
25
Первая весточка
Интерес к истории писем и русской истории письма.
Знакомство с работами В.А. Королькова
Поиск дополнительной информации. Выполнение задания по материалу учебника. Подведение итогов
26
Послание с Востока
Интерес к восточной культуре письма. Представление об орнаменте, об украшении свитков. Представление о том, как передается образ человека в разных культурах
Обсуждение темы. Выполнение работы по теме. Выбор орнамента. Оформление свитка. Поиск дополнительной информации. Обсуждение итогов. Вывод
27
Привет из Европы
Интерес к традиции европейской письменности. Преставление о картинах А.П. Боголюбова и М.А.Врубеля. Умение оформлять письма-рисунки, рисовать мужской портрет
Работа с учебником: восприятие репродукций картин. Обсуждение и анализ темы. Оформление письма из Европы. Поиск дополнительной информации. Подведение итогов
28
Очарование Севера
Интерес к традиции северного письма. Представление о работах американского живописца Р. Кента
Обсуждение и анализ темы. Поиск дополнительной информации, в том числе чтение сказки «Снежная королева». Выполнение задания. Подведение итогов
29
Кружевное письмо
Представление о русских народных промыслах на примере вологодского кружева. Эмоциональное восприятие работ Я. Вернера, В. Тропинина
Обсуждение и анализ темы. Работа с учебником и поиск дополнительной информации. Создание эскиза вологодского кружева на рисунке. Выполнение задания. Подведение итогов
30
Необычные письма
Ценностное отношение к истории, интерес к написанию писем и передаче информации разными способами. Представление о берестяных грамотах, о способах выполнения работы, напоминающей древнерусские письменные памятники
Выбор варианта работы из предложенных в учебнике. Поиск дополнительной информации. Ответы на вопросы учителя. Формулировка собственных вопросов. Выполнение задания. Подведение итогов
31
Узнаваемый Петербург
Ценностное отношение к истории и культуре Петербурга - Северной столице нашей Родины. Знакомство с архитектурой Санкт-Петербурга. Умение передавать облик архитектурных памятников
Работа с учебником. Самостоятельный выбор материалов. Выполнение работы: изображения Петропавловской крепости и Храма Спа-са-на-Крови (фрагмент), с использованием базовой формы, приемов определения пропорций, поиска композиции и др.
32
Первые бабочки
Изображение бабочек с прорисовкой узоров.
Изображение бабочек с прорисовкой узоров.
33
Шагающее дерево
Разные способы изображения дерева.
Разные способы изображения дерева.
33
Краски гор
Техника пуантилизма
Компьютерное рисование
34
Первый снег. Проталинки
Элементарные изображения рисунка в программе Раint
Литература:
1.Ашикова С.Г. Изобразительное искусство : учебник для 3 класса / под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров».
2. Ашикова С.Г.. Методические рекомендации к курсу «Изобразительное искусство». 3 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
3. Искусство: учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО. М.: Первое сентября.
4. Искусство в школе: общественно-педагогический и научно-методический журнал. М.: Искусство в школе