Рабочая программа по физической культуре для 1 класса по УМК "Школа России"
Рабочая программа по физической культуре для 1 класса по УМК "Школа России"
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК "Школа России" в первом классе. Рабочая программа по физической культуре составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования, примерной программы начального общего образования по физической культуре
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре для 1 класса по УМК "Школа России" »
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования, примерной программы начального общего образования по физической культуре (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч 2.- 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011) и авторской программы по физической культуре В.И.Ляха и А.А.Зданевича (Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся/ авт.-сост. А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. – Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель, 2012)
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов
Приказ МОиН Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (ред. от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 г. №2357) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1067 от 19.12.2012г. ) ;
Учебный план МБОУ СОШ мкр.Вынгапуровский на 2013/2014 учебный год;
Положение о рабочей программе МБОУ СОШ мкр.Вынгапуровский
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса): Физическая культура. 1—4 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.И. Лях. – 13-е изд. - М. : Просвещение, 2012.-190 с. : ил.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Цель рабочей программы по физической культуре заключается в том, чтобы заложить установку на всестороннее развитие личности, овладение школьниками основами физической культуры.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
– укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию обучающихся;
– обучение учащихся жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
– развитие двигательных способностей;
– приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
– воспитание у школьников потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно их применять в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
– содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, психических процессов и свойств личности.
Рабочая программа курса «Физическая культура» направлена на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса, региональными климатическими условиями. В связи с недостаточной оснащенностью материально-технической и учебно-спортивной базы школы не включены в данную программу разделы «Лыжные гонки» и «Плавание».
В программе В.Л. Ляха, А.А. Задневича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской заключаются в том, что в вариативной части уменьшено количество часов по подвижным играм на основе баскетбола и добавлены темы из примерной программы. В примерной программе присутствуют темы по подвижным играм на основе волейбола и футбола, поэтому данные темы включены в рабочую программу за счёт сокращения тем по подвижным играм на основе баскетбола.
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счёт увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а так же общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.
В разделы «Знания о физической культуре» и «Способы физкультурной деятельности» включен материал, предложенный для изучения младшим школьникам в документе «Система гигиенических требований к условиям реализации образовательных программ начального общего образования». Данный материал не изучается на отдельных уроках, а входит структурным компонентом в содержание уроков практического раздела программы.
Логические связи данного курса с остальными предметами образовательного плана: связь со смежными предметами эстетического цикла, предметами естественно-научного цикла с целью создания целостной картины мира.
При организации целостного образовательного процесса в начальной школе особое значение приобретают межпредметные связи: содержание физической культуры соотносится с содержанием таких учебных предметов, как окружающий мир, литературное чтение, математика и искусство. При этом, разрабатывая межпредметное содержание в структуре этих образовательных дисциплин, целесообразно ориентироваться на расширение и углубление знаний о физической культуре, закрепление общих учебных умений, навыков и способов деятельности, которые формируются в процессе освоения школьниками содержания учебного предмета «Физическая культура». Это, касается, прежде всего, выполнения правил гигиены, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья.
Без базовой физической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности.
Обучение дает возможность развивать у учащихся личностные качества и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Новизна данной программы определяется специфическим содержанием, которое включает в себя: обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными знаниями о физической культуре и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях и сохранении здоровья.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:
деятельностный подход - ориентирование ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;
личностно-ориентированное и дифференцированное обучение - применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья;
информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры.
Основными формамиорганизации педагогической системы физического воспитания в начальной школе являются уроки физической культуры.
Для полноты реализации программного содержания, помимо уроков физической культуры как ведущей формы организации обучения, используются физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Вместе с тем уроки физической культуры являются основной формой организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета физической культуры.
При проведении уроков используются беседа, интегрированные уроки, рассказ, подвижные игры с предметами и без них, ролевые игры, практические занятия в спортивном зале и на улице, направленные на укрепление силы, выносливости и ловкости детей, экскурсии.
По окончании курса «Физическая культура» проводится аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания, разрабатываемые в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерной программой начального общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Особенностью физической культуры как учебного предмета является ее деятельностный характер. Задача формирования представлений о физической культуре не является самоцелью, а знания, которые приобретает младший школьник, выступают средством развития его физической деятельности, овладения физической культурой как частью общей культуры человека. Процесс обучения структурируется в зависимости от этапа, целей, ставящихся на каждом из этапов обучения, и может быть связан с освоением того или иного способа физической деятельности, овладением физическим упражнением, развитием физических качеств и т.п.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков. Активность человека является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких категорий, как знание, мотивация, потребности, интересы и цели.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
• требованиях к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования;
• Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. / Сост. Е.С. Савинов. – М.:Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
• Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 21.04.2011 г.);
• национальной докторине образованияв Российской Федерации. Постановление Правительства РФ » от 04.10.2000 г. № 753;
• базисном учебном плане общеобразовательных учрежденийРоссийской Федерации. Приказ МО РФот 09.03.2004 г. № 1312 (ред. от 30.08.2010 г.);
• обязательном минимуме содержания начального образования. Приказ МО РФот 19.05.1998 г. № 1235;
• Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 г. Распоряжение правительства РФот 07.08.2009 г. № 1101-р;
• о проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФот 29.03.2010 г. № 06-499;
• о концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.Распоряжение правительства РФот 07.02.2011 г. № 163-р.
Место учебного предмета в учебном плане
В базисном образовательном плане на изучение технологии в первом классе отводится 99 часов (3 часа в неделю), но в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10, утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, в сентябре-октябре в 1 классе проводится ежедневно 3 урока по 35 минут. В связи с этим 27 часов, отведенных учебным планом в 1-й четверти на физическую культуру, проводятся (по возможности) на свежем воздухе в рамках динамической перемены в форме экскурсий, игр и направлены на реализацию задач адаптационного периода и направлены на развитие и совершенствование движения детей.
Рабочая программа рассчитана на 72 часа + 27 часов занятия по адаптационной программе.
Темы занятий по АП:
Подвижные игры на свежем воздухе (25 ч).
2. Диагностика и отработка разных критериев оценки.
Тест-контроль.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных грaждан России, способных к активной самореареализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия
У первоклассника будут формироваться:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;
- положительное отношение к занятиям физкультурой, интерес к отдельным видам спортивно-оздоровительной деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной и физкультурной деятельности посредством определения уровня развития физических качеств;
- эмоциональное восприятие образа Родины, представление о ее героях-спортсменах;
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину через знакомство с современными олимпийскими играми и спортивными традициями;
- уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные упражнения и подвижные игры;
- представления о физической красоте человека через знакомство с физкультурно-оздоровительной деятельностью;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение в игровых видах спортивной деятельности;
- первоначальные представления о строении и движениях человеческого тела;
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Первоклассник получит возможность для формирования:
- понимания значения физической культуры в жизни человека;
- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
- представления о рациональной организации режима дня, самостоятельных физкультурных занятий;
- представления об организации мест занятий физическими упражнениями и использовании приемов самостраховки;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации к занятиям физической культурой;
- адекватного понимания причин успешного или неуспешного развития физических качеств и освоения учебного материала;
- устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в игровой и соревновательной деятельности;
- осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающееся в оказании помощи и страховки при выполнении упражнений.
Регулятивные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности;
- принимать и сохранять учебную задачу, в том числе задачи, поставленные на урок и задачи по освоению двигательных действий;
- принимать технологию или методику обучения и воспитания физических качеств указанную учителем, в учебном процессе;
- принимать и учитывать методические указания учителя в процессе повторения ранее изученных движений и в процессе изучения нового материала;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия её реализации;
- осуществлять контроль за техникой выполнения упражнений физкультурно-оздоровительной деятельности;
- оценивать правильность выполнения движений и упражнений спортивно-оздоровительной деятельности на уровне оценки соответствия их техническим требованиям и правилам безопасности;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
- проводить самоанализ выполненных упражнений на основе знаний техники упражнения;
- вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;
- различать способ и результат собственных и коллективных действий.
Первоклассник получит возможность научиться:
- вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности;
- оценивать технику выполнения упражнения одноклассника, проводить анализ действий игроков во время игры;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве в качестве помощника учителя при организации коллективных действий;
- самостоятельно осваивать новые упражнения по схеме представленной учителем;
- осуществлять контроль физического развития, использую тесты для определения уровня развития физических качеств;
- проводить самоанализ выполняемых упражнений и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для составления и записи общеразвивающих упражнений и комплексов зарядки;
- осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;
- читать простое схематическое изображение упражнения и различать условные обозначения;
- строить сообщения в устной и письменной форме, используя правила записи и терминологию общеразвивающих упражнений;
- ориентироваться в разнообразии подготовительных упражнений для разных видов физкультурно-оздоровительной деятельности;
- осуществлять анализ объектов, проводить сравнение и классификацию изученных упражнений и элементов по заданным критериям;
- осуществлять синтез при составлении комплексов разминки или утренней зарядки, подбирая необходимые общеразвивающие упражнения;
- устанавливать причинно-следственные связи различных подготовительных упражнений с оздоровительными задачами.
Первоклассник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме используя терминологию, правила записи и названия общеразвивающих упражнений;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов подбора упражнений в зависимости от конкретных условий;
- самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты при составлении комплексов ОРУ и акробатических упражнений;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами для решения задач в процессе подвижных игр;
- анализировать технику игры или выполнения упражнений, строя логичные рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;
- использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе отличной от его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде;
- отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой и спортивной деятельности, уважая соперника;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- во время подвижных и спортивных игр строить тактические действия, взаимодействуя с партером и учитывая его реакцию на игру;
- следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности;
- контролировать действия партнёра во время выполнения групповых упражнений и упражнений в парах;
- соблюдать правила взаимодействия с игроками;
- задавать вопросы для уточнения техники упражнений или правил игры.
Первоклассник получит возможность научиться:
- учитывать в своих действиях позиции других людей, и координировать деятельность, не смотря на различия во мнениях;
- при столкновении интересов уметь обосновывать собственную позицию, учитывать разные мнения;
- аргументировать свою позицию и согласовывать её с позициями партнёров по команде при выработке общей тактики игры;
- последовательно, точно и полно передавать партнёру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий;
- осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь при выполнении групповых или парных упражнений, а также осуществлять страховку при выполнении акробатических элементов.
Предметные результаты
Знания о физической культуре
Первоклассник научится:
- организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе);
- соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями;
- ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня», «физическая подготовка»;
- характеризовать роль и значение утренней зарядки, уроков физической культуры, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
- раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
- характеризовать основные физические качества и различать их между собой.
Первоклассник получит возможность научиться:
- планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой деятельностью;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека
Способы физкультурной деятельности
Первоклассник научится:
- организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- вести систематические наблюдения за их динамикой;
- отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки в соответствии с изученными правилами.
Первоклассник получит возможность научиться:
- вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий;
- целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
- организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
Физическое совершенствование
Первоклассник научится:
- оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса;
- выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения осанки, упражнения на развитие физических качеств;
- выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
- выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (гимнастическое бревно);
- выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
- выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр;
- соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой.
Первоклассник получит возможность научиться:
- фиксировать результаты наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
- выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах;
- выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические упражнения;
- играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности
Формы и средства контроля
По мере прохождения учебного материала по физической культуре проводится текущий контроль освоения учебного материала и выполнения учебных нормативов по видам двигательной деятельности.
Физическая подготовленность проверяется при стартовом контроле и сдаче контрольных нормативов в конце учебного года.
Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре
Здоровье и здоровый образ жизни. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Способы физкультурной деятельности
Режим дня, учебы и отдыха. Значение двигательной активности и закаливания для сохранения здоровья. Оздоровительные занятия физическими упражнениями в режиме дня: комплексы утренней зарядки и физкультминутки. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки. Личная гигиена. Предупреждение инфекционных заболеваний.
Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения подвижных игр, выбор одежды, обуви и инвентаря.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Дыхательные упражнения. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы. Построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!» «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте!», «Стой!»; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте направо и налево; размыкание и смыкание приставными шагами; перестроение по звеньям, по заранее установленным местам
Акробатические упражнения. Упоры (присев, стоя на коленях); перекаты в группировке лежа на животе и из упора стоя на коленях.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом к опоре. Хождение по гимнастической скамейке; лазанье по наклонной гимнастической скамейке в упоре присев и стоя на коленях; подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке
Легкая атлетика
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), бег с изменением темпа.
Прыжковые упражнения: на одной ноге, на двух ногах; на месте (с поворотами вправо и влево); с продвижением вперед, в длину с места.
Броски: большого мяча на дальность двумя руками из-за головы; снизу из положения стоя.
Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, , в вертикальную цель.
Подвижные и спортивные игры
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений типа «Смена мест», «Становись-разойдись», «Змейка», «Пройди бесшумно». Подвижные игры «Совушка», «Запрещенное движение», «Кто быстрее», «Бой петухов»
На материале легкой атлетики: «Пятнашки», «Волк во рву», «Точно в мишень», «Не попади в болото», «Пингвины с мячом», «Горелки»
На материале спортивных игр.
Баскетбол: ведение мяча на месте, по прямой, с остановками по сигналу; подвижные игры «Брось – поймай», «Мяч соседу», «Выстрел в небо».
Общеразвивающие упражнения
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки; индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления и коррекции мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гимнастические палки), подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте и вверх с поворотами вправо и влево); комплексы упражнений с дополнительным отягощением и индивидуальные комплексы избирательной направленности на отдельные мышечные группы.
На материале легкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением во время передвижения; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью, из разных исходных положений; челночный бег; ускорение из разных исходных положений; рывки с места и в движении по команде (по заданному сигналу).
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями;
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; передача набивного мяча (1кг) в максимальном темпе, по кругу; метание набивного мяча (до 1кг) одной рукой или двумя руками из разных исходных положений;; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком); прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание на горку матов и последующее спрыгивание с нее.
Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебником для общеобразовательных учреждений автора В. И. Ляха: «Физическая культура. 1—4 классы» (М.: Просвещение, 2011).
Тематическое планирование
Тематическое планирование
Характеристика деятельности обучающихся
Раздел 1
Когда и как возникли физическая культура и спорт
Сравнивают физкультуру и спорт эпохи Античности с современными физкультурой и спортом. Называют движения, которые выполняют первобыт ные люди на рисунке. Изучают рисунки, на которых изображены античные атлеты, и называют виды соревнований, в которых они участвуют
Современные Олимпийские игры
Исторические сведения о развитии современных Олимпийских игр (лет них и зимних). Роль Пьера де Кубертена в их становлении. Идеалы и символика Олимпийских игр. Олим пийские чемпионы по разным видам спорта
Объясняют смысл символики и ритуалов Олимпий ских игр. Определяют цель возрождения Олимпийских игр. Объясняют роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения. Называют известных рос сийских и зарубежных чемпионов Олимпийских игр
Что такое физическая культура
Физическая культура как систе ма регулярных занятий физически ми1 упражнениями, выполнение закаливающих процедур, использование естественных сил природы. Связь физической культуры с укреплением здоровья (физического, социального и психологического) и влияние на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное). Роль и значение занятий физической культурой и поддержание хорошего здоровья для успешной учёбы и соци- ализации в обществе
Раскрывают понятие «физическая культура» и ана лизируют положительное влияние её компонентов (регулярные занятия физическими упражнениями, закаливающие процедуры, личная гигиена) на укреп ление здоровья и развитие человека.
Определяют признаки положительного влияния за нятий физкультурой на успехи в учёбе
Что такое физическая культура
Физическая культура как система регулярных занятий физическими упражнениями, выполнение закаливающих процедур, использование естественных сил природы. Связь физической культуры с укреплением здоровья (физического, социального и психологического) и влияние на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное). Роль и значение занятий физической культурой и поддержание хорошего здоровья для успешной учёбы и соци- ализации в обществе
Раскрывают понятие «физическая культура» и анализируют положительное влияние её компонентов (регулярные занятия физическими упражнениями, закаливающие процедуры, личная гигиена) на укрепление здоровья и развитие человека.
Определяют признаки положительного влияния занятий физкультурой на успехи в учёбе
Твой организм (основные части тела человека, основные внутренние органы, скелет, мышцы, осанка)
Строение тела, основные формы движений (циклические, ациклические, вращательные), напряжение и расслабление мышц при их выполнении.
Упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спины, для укрепления мышц стоп ног.
Игра «Проверь себя» на усвоение правил здорового образа жизни
Устанавливают связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Характеризуют основные части тела человека, формы движений, напряжение и расслабление мышц при их выполнении, работу органов дыхания и сердечно-сосудистой системы во время двигательной деятельности. Выполняют упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спины, для укрепления мышц стоп ног. Узнают свою характеристику с помощью теста «Проверь себя»
Сердце и кровеносные сосуды
Работа сердечно-сосудистой системы во время движений и передвижений человека. Укрепление сердца с по мощью занятий физическими упражнениями
Устанавливают связь между развитием физических качеств и работой сердца и кровеносных сосудов. Объясняют важность занятий физическими упражнениями, катания на коньках, велосипеде, лыжах, плавания, бега для укрепления сердца
Материально-техническое обеспечение программы
I.Дополнительная литература:
1. Физическая культура. 1—4 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.И. Лях. – 13-е изд. - М. : Просвещение, 2012.-190 с. : ил.
3.Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 1-4 классы / Авт. – сост. В. Н. Верхлин, К.А. Воронцов. – М.: ВАКО, 2011. – 48 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
4. А.Ю.Патрикеев. Подвижные игры 1-4 классы.- Москва: ВАКО, 2007.
5. Г.П.Попова. Дружить со спортом и игрой. - Волгоград: Учитель, 2008.
II. Специфическое оборудование:
- спортивный зал, лыжная площадка, сектор для прыжков (яма с песком);
- спортивное оборудование: гимнастическое бревно, канат, оборудование для прыжков в высоту;
- выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя физической культуры, для учащихся – на уровне ознакомления).
Приложение 2
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Число
Имеется в наличии
Зака
зано
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1
Дидактические карточки.
Образовательные программы.
Учебно-методические пособия и рекомендации. Журнал «Физическая культура в школе»
К
Д
Д
Д
+
+
+
+
Печатные пособия
2
Таблицы, схемы (в соответствии с программой обучения)
Д
+
Технические средства обучения (ТСО)
3
Музыкальный центр.
Мегафон
Д
Д
+
Экранно-звуковые пособия
4
Аудиозаписи
Д
+
Учебно-практическое оборудование
5
Бревно напольное (3 м).
Козел гимнастический.
Перекладина гимнастическая (пристеночная).
Стенка гимнастическая.
Скамейка гимнастическая жесткая (2 м; 4 м).
Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени
для метания, тренировочные баскетбольные щиты).
Мячи: набивной 1 и 2 кг, мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий), мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные.
Палка гимнастическая.
Скакалка детская.
Мат гимнастический.
Акробатическая дорожка.
Гимнастический подкидной мостик.
Коврики: гимнастические, массажные.
Кегли.
Обруч пластиковый детский.
Планка для прыжков в высоту.
Стойка для прыжков в высоту.
Флажки: разметочные с опорой, стартовые.
Лента финишная.
П
П
П
П
П
П
К
К
П
П
К
Д
П
К
Д
Д
Д
Д
Д
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Дорожка разметочная резиновая для прыжков.
+
Рулетка измерительная.
К
+
Набор инструментов для подготовки прыжковых ям.
Лыжи детские (с креплениями и палками).
П
+
Щит баскетбольный тренировочный.
Д
+
Сетка для переноса и хранения мячей.
П
+
Жилетки игровые с номерами.
Волейбольная стойка универсальная.
К
+
Сетка волейбольная.
Д
+
Аптечка
Д
+
Игры и игрушки
6
Стол для игры в настольный теннис.
Сетка и ракетки для игры в настольный теннис.
Футбол.
Шахматы (с доской).
Шашки (с доской).
Контейнер с комплектом игрового инвентаря
П
П
П
П
П
П
+
+
+
+
+
Оборудование класса
7
Станок хореографический
Д
Д — демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);
К — полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);
П — комплект для работы в группах (один на 5—6 учащихся).
Приложение 3
Тесты для оценки физических способностей
№ п/п
Контрольные
упражнения
Оборудование
Описание
теста
Результат
1.
Бег с высокого старта на дистанции 30м (оценка скоростных способностей).
Секундомер, фиксирующий десятые доли секунды, ровная дорожка длиной более 30 м.
По команде «На старт!» принять положение высокого старта у стартовой черты. По команде «Марш!» бежать 30 м с предельной скоростью. Не снижать скорость перед финишем.
Время бега на 30 м (показатель скорости) с точностью до десятой доли секунды.
2.
Прыжок в длину с места толчком двух ног (оценка скоростно-силовых способностей).
Секундомер, ровная дорожка длиной 10 м, отмеченная двумя чертами. За каждой чертой устанавливается большой мяч.
По команде «На старт!» принять положение высокого старта у стартовой черты с любой стороны от мяча. По команде «Марш!» бежать с максимальной скоростью 3 раза по 10 м. (Вначале пробежать 10 м до другой черты, обежать с любой стороны мяч, лежащий за чертой, возвратиться назад, снова обежать мяч, лежащий за другой отметкой, бежать в третий раз 10 м и финишировать.)
Время челночного бега (3 по 10 м) с точностью до десятой доли секунды.
3.
Прыжок в длину с места толчком двух ног (оценка скоростно-силовых способностей).
Ровная поверхность с нескользким покрытием, измерительная сантиметровая лента.
Встать носками к ограничительной черте, проведённой мелом или краской, ступни ног параллельно. Прыгнуть в длину с максимальной силой при одновременном взмахе руками (как удобно). Выполнить 2-3 попытки с небольшим (30 с) отдыхом между ними.
Оценивается длина прыжка в сантиметрах от ограничительной линии до отметки пяткой, ближайшей к стартовой черте. Касание любыми другими частями тела не допускается.
4.
Бег в течение 6 минут (оценка выносливости).
Беговая дорожка, размеченная в метрах, секундомер, ограничительные флажки.
Стартовать из положения высокого старта. Бежать по дорожке стадиона (зала, площадки) в доступном темпе в течение 6 мин. Если в ходе бега испытуемый почувствует усталость, можно перейти на ходьбу, а затем снова продолжить бег. Через одну минуту ученику сообщают, сколько ещё времени ему нужно бежать.
Распределяется по длине, дистанции, которую преодолеет учащийся за 6 мин.
5.
Наклон вперёд из положения сидя (оценка гибкости).
Ровная поверхность пола, измерительная сантиметровая лента.
Из исходного положения сидя, ноги на ширине стопы максимально наклониться вперёд, ноги в коленях не сгибать. Задача – по возможности достать отметку, которая находится на уровне стоп или дальше от них.
Оценивается в сантиметрах по глубине наклона. Если пальцы касаются поверхности земли за отметкой, то это соответствует показателям гибкости со знаком «+», если перед отметкой – «-». Например, +5 см или -3 см. Если пальцы касаются отметки, это соответствует нулевому значению.
6.
Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики) и на низкой перекладине из виса лёжа (девочки) (оценка силовых способностей).
Высокая перекладина (для мальчиков).
Низкая перекладина (для девочек).
Из исходного положения хватом сверху, не касаясь ногами пола, подтягиваться на руках до пересечения подборотком линии перекладины. Задержки в движении не допускаются (для мальчиков).
Принять положение виса лёжа, затем подтягиваться до касания грудью перекладины.
Оценивается общее количество подтягиваний.
Приложение 4
Уровень физической подготовленности учащихся 7—10 лет
№
п/п
Физи-ческие
способ-ности
Контрольное
упражнение
(тест)
Воз-раст
(лет)
Уровень
низкий
средний
высокий
низкий
средний
высокий
для мальчиков
для девочек
1.
Ско-рость
Бег 30 м, с
7
7,5 и более
7,3-6,2
5,6 и менее
7,6 и более
7,5-6,4
5,6 и менее
8
7,1 -//-//-
7,0 – 6,0
5,4 -//-//-
7,3 -//-//-
7,2 –6,2
5,6 -//-//-
9
6,8 -//-//-
6,7 - 5,7
5,1 -//-//-
7,0 -//-//-
6,9 – 6,0
5,3 -//-//-
10
6,6 -//-//-
6,5-5,6
5,1 -//-//-
6,6 -//-//-
6,5-5,6
5,2 -//-//-
2.
Коорди-
нация
Челночный бег 3 по 10м, с
7
11,2 и более
10,8-10,3
9,9 и менее
11,7 и более
11,3-10,6
10,2и менее
8
10,4 -//-//-
10,0 -9,5
9,1 -//-//-
11,2 -//-//-
10,7-10,1
9,7 -//-//-
9
10,2 -//-//-
9,9 – 9,3
8.8 -//-//-
10,8 -//-//-
10,3 - 9,7
9,3 -//-//-
10
9,9 -//-//-
9,5-9,0
8,6 -//-//-
10,4 -//-//-
10,0-9,5
9,1 -//-//-
3.
Ско-ростно-силовые
Прыжок в длину с места, см
7
100 и менее
115-135
155и более
85 и менее
110-130
150 и более
8
110 -//-//-
125 -145
165 -//-//-
90 -//-//-
125 - 140
155 -//-//-
9
120 -//-//-
130 -150
175 -//-//-
110 -//-//-
135 - 150
160 -//-//-
10
130 -//-//-
140-160
185 -//-//-
120 -//-//-
140-155
170 -//-//-
4.
Вынос-ливость
6-минутный бег, м
7
700 и менее
750-900
1100 и более
500 и менее
600-800
900 и более
8
750 -//-//-
800 - 950
1150 -//-//-
550 -//-//-
650 - 850
950 -//-//-
9
800 -//-//-
850-1000
1200 -//-//-
600 -//-//-
700 - 900
1000 -//-//-
10
850 -//-//-
900-1050
1250 -//-//-
650 -//-//-
750-950
1050 -//-//-
5.
Гиб-кость
Наклон вперёд из положения сидя, см
7
1
3 - 5
+9 и более
2 и менее
6-9
12,5и более
8
1 -//-//-
3 - 5
+7,5 -//-//-
2 -//-//-
5 - 8
11,5 -//-//-
9
1 -//-//-
3 - 5
7,5 -//-//-
2 -//-//-
6 - 9
13,0 -//-//-
10
2 -//-//-
4 - 6
8,5 -//-//-
3 -//-//-
7-10
14,0 -//-//-
6.
Сила
Подтягивание на высокой перекладине из виса, кол-во раз (м.), на низкой перекладине из виса лёжа, кол-во раз(д.)
7
1
2 - 3
4 и более
2 и менее
4 - 8
12 и более
8
1 -//-//-
2 - 3
4 -//-//-
3 -//-//-
6 - 10
14 -//-//-
9
1 -//-//-
3 - 4
5 -//-//-
3 -//-//-
7 - 11
16 -//-//-
10
1
3 - 4
5 -//-//-
4 -//-//-
8-13
18 -//-//-
Приложение 5
Контрольные упражнения, определяющие уровень физической подготовленности учащихся 1 класса
Контрольное упражнение
Уровень
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
Мальчики
Девочки
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз
11-12
9-10
7-8
9-10
7-8
5-6
Прыжок в длину с места, см
118-120
115-117
105-114
116-118
113-115
95-112
Наклон вперед, не сгибая ноги в коленях
Коснуться лбом коленей
Коснуться ладонями пола
Коснуться пальцами пола
Коснуться лбом коленей
Коснуться ладонями пола
Коснуться пальцами пола
Бег на 30 м с высокого старта, с
6,0-6,2
6,3-6,7
7,0-7,2
6,1-6,3
6,5-6,9
7,0-7,2
Бег на 1000 м
Без учета времени
Приложение 6
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика уровня оценки
Высокий уровень выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Средний уровень выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Средне-низкий уровень выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Низкий уровень выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
Критерии оценивания учащихся по физической культуре
Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.
Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включенными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.
Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализируемых образовательных программ.
Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть, за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся:
Знания
При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы, тестирование.
Высокий уровень
Средний уровень
Средне-низкий уровень
Низкий уровень
За ответ, в котором уч-ся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности
За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки
За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике
За непонимание и незнание материала программы
2. Техника владения двигательными умениями и навыками
Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений и комбинированный метод.
Высокий уровень
Средний уровень
Средне-низкий уровень
Низкий уровень
Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив
При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок
Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Уч-ся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях
Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка
3. Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность
Высокий уровень
Средний уровень
Средне-низкий уровень
Низкий уровень
Обучающийся умеет:
- самостоятельно организовать место занятий;
- подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;
- контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги
Обучающийся - организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью;
-допускает незначительные ошибки в подборе средств;
- контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги
Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов
Обучающийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов
4. Уровень физической подготовленности учащихся
Высокий уровень
Средний уровень
Средне-низкий уровень
Низкий уровень
Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определенный период времени
Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовлен-ности и достаточному темпу прироста
Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовлен-ности и незначитель-ному приросту
Учащийся не выполняет государствен-ный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовлен-ности
При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению физической подготовленности должны представлять определенную трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий даёт основание учителю для выставления высокой оценки.
Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учетом общих оценок за учебные четверти с учетом общих оценок по отдельным разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.